Скачать 435.31 Kb.
|
УТВЕРЖДАЮ Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко 06.11.2011 НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОГЛАВЛЕНИЕ I. Введение……………………………………….......................................................3 II. Основные цели и задачи Национальной Концепции профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи…………………............................4 III. Пути совершенствования государственной системы эпидемиологического надзора и профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи…………………………………….…………...…………………………….5 IV. Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации Концепции…………………………………………………………………………..28 V. Приложение. Основные термины и понятия………………….…………..…..29 I. ВВЕДЕНИЕ Настоящая Концепция разработана Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и определяет цель, принципы, общую архитектуру, основные направления совершенствования национальной системы профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, механизмы обеспечения ее функционирования, а также ожидаемый социально-экономический эффект. Стратегической задачей здравоохранения является обеспечение качества медицинской помощи и создание безопасной среды пребывания для пациентов и персонала в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность. Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП), являются важнейшей составляющей этой проблемы в силу широкого распространения, негативных последствий для здоровья пациентов, персонала и экономики государства. Общим критерием для отнесения случаев инфекций к ИСМП является непосредственная связь их возникновения с оказанием медицинской помощи (лечением, диагностическими исследованиями, иммунизацией и т.д.). Именно поэтому к ИСМП относят случаи инфекции не только присоединяющиеся к основному заболеванию у госпитализированных пациентов, но и связанные с оказанием любых видов медицинской помощи (в амбулаторно-поликлинических, образовательных, санаторно-оздоровительных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, при оказании скорой медицинской помощи, помощи на дому и др.), а также случаи инфицирования медицинских работников в результате их профессиональной деятельности. Термин «инфекция, связанная с оказанием медицинской помощи» (Healthcare - associated infection (HAI), являясь более точным, в настоящее время используется как в научной литературе, так и в публикациях ВОЗ и нормативных документах большинства стран мира. Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи, поражают 5-10% пациентов, находящихся в стационарах, и занимают десятое место в ряду причин смертности населения. В России по данным официальной статистики ежегодно регистрируется примерно 30 тыс. случаев инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (≈ 0,8 на 1 000 пациентов), однако эксперты считают, что их истинное число составляет не менее 2-2,5 млн. человек. В зависимости от действия различных факторов, частота возникновения ИСМП колеблется. Некоторые группы пациентов особенно уязвимы: новорожденные дети, пожилые люди, пациенты с тяжелым течением основной патологии и множественными сопутствующими заболеваниями, пациенты, подвергающиеся агрессивным и инвазивным медицинским манипуляциям, трансплантации органов и т.п. В этих группах показатели заболеваемости ИСМП значительно выше. Пациенты с ИСМП находятся в стационаре в 2-3 раза дольше, чем аналогичные пациенты без признаков инфекции. В среднем на 10 дней задерживается их выписка, в 3-4 раза возрастает стоимость лечения, и в 5-7 раз - риск летального исхода. Экономический ущерб, причиняемый ИСМП, значителен: в Российской Федерации эта цифра, по самым скромным подсчетам, может достигать 10-15 млрд. рублей в год (для сравнения – ежегодный экономический ущерб от ИСМП в Европе составляет примерно 7 млрд. евро, в США – 6,5 млрд. долларов). Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи существенно снижают качество жизни пациента, приводят к потере репутации учреждения здравоохранения. Интенсивное развитие высокотехнологичных, инвазивных методов диагностики и лечения в сочетании с широким распространением микроорганизмов с множественной лекарственной устойчивостью определяет необходимость непрерывного совершенствования систем надзора и контроля. В нашей стране впервые на государственном уровне основные направления профилактики были сформулированы в 1999 году в программном документе «Концепция профилактики внутрибольничных инфекций», который определил на последующее десятилетие стратегию научных исследований, задачи разработки нормативного, правового обеспечения, внедрения передовых методов профилактики в практику. Пересмотр этого документа определен изменившимися условиями, накопленными новыми научно-практическими данными, реализацией многих положений, определенных в предыдущей Концепции, и необходимостью обозначить новые горизонты развития данного направления в стране, в том числе гармонизации нормативных документов с международными требованиями. II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ Основной цельюНациональной Концепции профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (далее – Концепция) является определение стратегии профилактики ИСМП для снижения уровня заболеваемости и связанной с ней нетрудоспособности, смертности пациентов, а также социального и экономического ущерба на основе разработки теоретических основ управления ИСМП и внедрения в практику здравоохранения научно обоснованной системы эпидемиологического надзора и комплекса эффективных организационных, профилактических, противоэпидемических и лечебно-диагностических мероприятий. Основными задачами Концепции являются: 1. Совершенствование нормативного, правового и методического обеспечения системы профилактики ИСМП,гармонизация с международными требованиями. 2.Совершенствование государственного надзора и контроля за реализацией мероприятий по профилактике ИСМП. 3. Совершенствование эпидемиологического надзора за ИСМП и его информационно-программного обеспечения. 4. Совершенствование лабораторной диагностики и мониторинга возбудителей ИСМП. 5.Создание целевых комплексных программ профилактики ИСМП. 6. Совершенствование штатной структуры и кадрового обеспечения эпидемиологической деятельности в организациях здравоохранения. 7. Внедрение современных подходов и оптимизация санитарно - гигиенических мероприятий по профилактике ИСМП в организациях здравоохранения. 8. Совершенствование системы обучения медицинского персонала профилактике ИСМП. 9. Оптимизация принципов профилактики ИСМП среди медицинского персонала. 10. Повышение эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий. 11. Повышение эффективности дезинфекционных и стерилизационных мероприятий. 12. Оценка эффективности комплекса мероприятий по профилактике ИСМП. 13. Развитие научных исследований в области эпидемиологии и профилактики ИСМП. III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА И ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Единая государственная система эпидемиологического надзора и профилактики ИСМП представляет собой совокупность информационно-технологических, лабораторно-диагностических, научно-исследовательских и обучающих средств, обеспечивающих комплекс организационных, профилактических, противоэпидемических и лечебно-диагностических мероприятий с целью сокращения уровня заболеваемости и смертности пациентов. 3.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО, ПРАВОВОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИСМП, ГАРМОНИЗАЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ Международными научными и профессиональными медицинскими сообществами и организациями рекомендована практика разработки и внедрения в систему оказания медицинской помощи населению принципов доказательной медицины, ориентированных на обеспечение пациентов лекарственными препаратами, медицинскими технологиями (диагностическими, терапевтическими, профилактическими), эффективность которых научно обоснована и подтверждена клиническими испытаниями и практикой. Проведенные за последние десятилетия исследования позволили получить научные данные о клинической, эпидемиологической, социальной и экономической эффективности отдельных мероприятий по профилактике ИСПМ, которые и должны служить основой создания нормативных, правовых и методических документов, регламентирующих проведение в учреждениях здравоохранения комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий с доказанной эффективностью. Совершенствование национальной системы нормативного, правового и методического сопровождения мероприятий по обеспечению биологической безопасности пациентов и медицинского персонала при оказании медицинской помощи предусматривает применение единых принципов получения и представления убедительных доказательств обоснованности предлагаемых рекомендаций и требований. К работе над данными документами должны шире подключаться специалисты различного профиля, из различных организаций с возможностью широкого обсуждения проектов документов. Совершенствование нормативной, правовой базы документов, регламентирующих проведение мероприятий по профилактике ИСМП включает: · создание единой системы нормативных, правовых актов, включая законодательство Российской Федерации, нормативные акты министерств, ведомств, организаций, обеспечивающих эффективную профилактику ИСМП, а также локализацию, ликвидацию ИСМП в случае их возникновения и адекватную компенсацию пострадавшим; · систематическую актуализацию нормативных, правовых и методических документов по основным направлениям Концепции; · расширение нормативной, правовой базы по профилактике ИСМП в учреждениях нехирургического профиля (инфекционные, педиатрические, соматические), отделениях интенсивной терапии и реанимации, клинико-диагностических, амбулаторно-поликлинических учреждениях; · создание документов, отражающих юридические аспекты проблемы ИСМП и защиты прав медперсонала и пациентов; · разработку, утверждение и внедрение национальных стандартов по профилактике ИСМП. Разработка и утверждение национальных стандартов по профилактике ИСМП включает стандартное определение случая ИСМП различных нозологических форм, заноса инфекции, внутриутробной инфекции, стандартное определение госпитального штамма, стандарты эпидемиологического надзора, профилактических и противоэпидемических мероприятий и другие. Стандартное определение случая инфекции является фундаментом, на котором основывается вся система эпидемиологического надзора, включая выявление и регистрацию случаев внутрибольничных инфекций, эпидемиологическую диагностику, дифференциальную диагностику с другими состояниями. Целесообразно согласование стандартного определения случая ИСМП со стандартами обследования пациента. 3.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ИСМП Государственный надзор и контроль является одной из форм государственного регулирования в тех сферах, которые отличаются особой государственной социальной, экономической важностью. В сфере государственного управления деятельностью, направленной на профилактику ИСМП следует обеспечить разработку исчерпывающего перечня обязательных требований для организаций и лиц, ответственных за реализацию профилактических, противоэпидемических и иных мероприятий, установление достаточных полномочий для органов, уполномоченных осуществлять государственный надзор и контроль, формирование системы социальной, экономической, медицинской защиты лиц, порстрадавших в результате ИСМП. Реализация мер, направленных на совершенствование государственного надзора и контроля в области профилактики ИСМП предусматривает: · формирование гармонизированного с международными правилами перечня обязательных требований, соблюдение которых обеспечивает эффективную профилактику ИСМП в лечебно-профилактических организациях; · подготовку стандарта проверки соблюдения обязательных требований, направленных на профилактику ИСМП в лечебно-профилактических организациях в зависимости от их профиля; · совершенствование административного законодательства, законодательства в сфере защиты прав потребителей медицинских услуг. 3.3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСМП И ЕГО АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Эпидемиологический надзор за ИСМП – система непрерывного слежения за эпидемическим процессом и его детерминантами для осуществления эпидемиологической диагностики с целью принятия обоснованных управленческих решений по предупреждению возникновения и распространения ИСМП. Эпидемиологический надзор осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном и учрежденческом (учреждения здравоохранения) уровнях. Проведение эпидемиологического надзора предусматривает: · обеспечение активного выявления, учета и регистрации ИСМП; · выявление факторов риска возникновения ИСМП у отдельных категорий пациентов в различных типах учреждений здравоохранения; · эпидемиологический анализ заболеваемости пациентов с выявлением ведущих причин и факторов, способствующих возникновению и распространению ИСМП; · эпидемиологический анализ заболеваемости ИСМП медицинского персонала с выявлением ведущих причин и факторов, способствующих возникновению и распространению ИСМП; · осуществление микробиологического мониторинга за возбудителями ИСМП; · определение спектра устойчивости микроорганизмов к антимикробным средствам (антибиотикам, антисептикам, дезинфектантам и др.) для разработки рациональной стратегии и тактики их применения; · эпидемиологическую оценку лечебно-диагностического процесса; · эпидемиологическую и гигиеническую оценку больничной среды, условий пребывания в учреждении здравоохранения пациентов и медицинских работников; · оценку эффективности проведенных профилактических и противоэпидемических мероприятий; · прогнозирование эпидемической ситуации. Совершенствование эпидемиологического надзора включает развитие следующих направлений: · методологии эпидемиологического надзора; · информационного обеспечения на основе стандартизации определения случаев ИСМП и оптимизации перечня нозологических форм ИСМП, подлежащих регистрации; · системы микробиологического мониторинга с разработкой стандартов его проведения в учреждениях здравоохранения различного профиля; · подходов к оценке риска возникновения и распространения ИСМП в учреждениях здравоохранения различного профиля; · методов эпидемиологической диагностики; · аппаратно-программного обеспечения. Современные компьютерные технологии оказывают существенную практическую помощь в проведения эпидемиологического надзора за ИСМП, повышая его оперативность, качество эпидемиологической диагностики, обеспечивая своевременность принятия адекватных управленческих решений и проведение профилактических и противоэпидемических мер. Информационно-программное обеспечение системы эпидемиологического надзора за ИСМП предусматривает: · использование компьютерной техники, сетевого оборудования, прикладных программных продуктов в эпидемиологическом надзоре за ИСМП; · создание и ведение баз данных о случаях заболеваний и неблагоприятных исходах при ИСМП у пациентов и медицинского персонала; · создание и ведение баз данных о возбудителях ИСМП, детерминантах их вирулентности и чувствительности к антимикробным препаратам; · создание и ведение баз данных о состоянии санитарно-гигиенических и микробиологических параметров внешней среды организаций здравоохранения; . создание и ведение баз данных о кадровом, организационном обеспечении и интенсивности лечебно-диагностического процесса в подразделениях организаций здравоохранения; · создание и ведение баз данных о движении пациентов в организациях здравоохранения; · создание и ведение регистра профилактических и противоэпидемических мероприятий; · проведение статистического анализа полученной информации. Совершенствование информационно-программного обеспечения системы эпидемиологического надзора за ИСМП предполагает: · создание и обновление парка компьютерной техники, сетевого оборудования; · создание компьютеризированных систем эпидемиологического надзора за ИСМП на основе Интернет-технологий для организаций здравоохранения, регионального и национального уровня, органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; · разработку и внедрение унифицированных программных продуктов для учета, формирования баз данных и статистического анализа полученной информации; · разработку и внедрение аппаратно-программных комплексов автоматизированного рабочего места (АРМ) врача-эпидемиолога учреждения здравоохранения, АРМ врача - бактериолога учреждения здравоохранения, АРМ клинического фармаколога; · создание и ведение электронных санитарно-гигиенических справочников-паспортов учреждений здравоохранения, регистра аварийных ситуаций в учреждениях здравоохранения. |
Европейский суд по правам человека механизм защиты прав человека Европейский Суд – один из механизмов защиты прав человека (структура Суда, порядок рассмотрения дел, нормативные акты, регулирующие... |
Информация о сроках проведения единого государственного экзамена В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №454 от 12. 03. 2010 утвердить следующее расписание... |
||
Закон о защите прав потребителей является одним из самых часто применяемых... Деятельность отделов по защите прав потребителей (на примере комитета экономического развития и торговли города Лесного) 27 |
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки письмо Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические материалы по организации... |
||
Государство это там, где соблюдаются права человека В разных государствах это происходит по-разному, однако основные принципы защиты прав людей, которые в своем законодательстве должно... |
Краткое описание проекта ... |
||
«Ответ Украины на нетрадиционные вызовы современной безопасности» Разработано Учебно-методическим центром защиты прав человека для конкурса экспертных рекомендаций Представительства фонда Фридриха... |
Б Закон «О защите прав потребителей»; в Закон «О гражданстве» Ответственность за причинение вреда имуществу предусмотрены нормами следующей отрасли права |
||
Применение «коллапана» при хирургическом лечении заболеваний пародонта А. С. Туманова, кандидат медицинских наук. Врач-стоматолог поликлиники Федеральной службы безопасности России |
# Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Россиийской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |