Бизнес-план финансово-экономической деятельности образовательного учреждения




Скачать 158.25 Kb.
Название Бизнес-план финансово-экономической деятельности образовательного учреждения
Дата публикации 23.05.2014
Размер 158.25 Kb.
Тип Бизнес-план
literature-edu.ru > Экономика > Бизнес-план
Бизнес-план финансово-экономической деятельности образовательного учреждения

Одним из важнейших условий реформирования сферы образования является развитие экономической инициативы образовательного учреждения. Этой цели может служить подготовка менеджеров для работы в отраслевых учреждениях. Ее можно проводить по нескольким направлениям. Первое - это курсовая подготовка лиц, имеющих высшее (желательно педагогическое) образование для руководства финансовой и хозяйственной деятельностью. Направление было реализовано авторами статьи в Южном учебном округе г. Москвы, где стажировались несколько групп специалистов, работающих сейчас в школах на разных должностях, но фактически выполняющих функции заместителя директора по финансово-экономическим вопросам.

Второе направление - это отраслевая специализация студентов дневных отделений высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Менеджмент организации", с последующим направлением их на работу в образовательные учреждения. Эти же специалисты могут преподавать экономику в школах, где такой предмет предусмотрен учебным планом (подготовка учителей экономики в РФ прекращена с 2000 г.). Третье направление - обучение лиц, работающих в отрасли, по программам профессионального высшего экономического образования (в частности, по специальности "Менеджмент организации"), через ускоренную форму экстерната. Этот вариант подготовки начался в столичной системе образования на базе упомянутого факультета городского педагогического университета в 2002\2003 учебном году. Основной контингент обучающихся - заместители директоров школ по хозяйственной части.

 Платные услуги в образовании

 Платные образовательные услуги, оказываемые образовательным учреждением, - наиболее распространённый вид деятельности по зарабатыванию внебюджетных средств (естественно, там, где есть такая возможность).

В ст. 45 Закона "Об образовании" к образовательным услугам отнесено "обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с учащимися углублённым изучением предметов и другие услуги". Открытость этого перечня не позволяет однозначно идентифицировать тот или иной вид деятельности. Более развёрнутая позиция содержится в письме Министерства образования "Об организации платных дополнительных образовательных услуг" № 52-М от 21.07.95 г. К примерному перечню разрешённых услуг относятся:

1. Образовательные и развивающие услуги:

  • изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;

  • репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения;

  • различные курсы:

- по подготовке к поступлению в учебное заведение,

- по изучению иностранных языков,

- повышения квалификации,

- по переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в том числе вождение автомобиля, машинопись, стенография);

  • различные кружки: по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройки и шитью, вязанию, домоводству, танцам и т. д.;

  • создание различных студий, групп, школ, факультативов по обучению и приобщению детей к знанию мировой культуры, живописи, графики, скульптуры, народных промыслов и т. д., то есть всему тому, что направлено на всестороннее развитие гармоничной личности и не может быть дано в рамках государственных образовательных стандартов;

  • создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии;

  • создание групп по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу, если ребенок не посещал дошкольное образовательное учреждение).

2. Оздоровительные мероприятия:

o создание различных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на коньках, лыжах, различные игры, общефизическая подготовка и т. д.).

В 2001 году постановлением Правительства РФ № 505 от 5 июля утверждены правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования (далее постановление № 505). В п. 4 полностью повторено определение ст. 45 Закона "Об образовании" по рассматриваемому вопросу. Но здесь же перечислены те виды деятельности государственных и муниципальных учреждений, которые к платным образовательным услугам не относятся: "снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углублённым изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счёт часов, отведённых в основных общеобразовательных программах". Таким образом, перечень является закрытым, что обусловливает возможность решать задачу "от противного", т. е. идентифицировать выбранную услугу не "с разрешительной", а "с запретительной" позиции.

 

Бизнес-план образовательного учреждения

В современной, быстро меняющейся экономической ситуации практически невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий на рынке образовательных и иных услуг. В этой ситуации бизнес-план позволяет решить ряд задач:

  • определить конкретные направления предпринимательской деятельности (платные услуги, ремонтные мастерские, подготовка гувернёров, посреднические услуги, организация аудио- и видеосалонов, компьютерное обучение и др.);

  • оценить конкурентоспособность товаров и услуг, которые будут предлагать учреждения;

  • оценить соответствие работников (команды) поставленным целям, обосновать методы материального и социального стимулирования их труда;

  • определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка услуг, их рекламе, ценообразованию, каналам реализации;

  • предусмотреть возможные риски (проблемы);

  • найти возможности сотрудничества, кооперации с другими образовательными, банковскими и иными учреждениями.

Бизнес-план включает разработку цели и задач, которые ставятся перед учреждением на ближайшую и дальнюю перспективу, оценку текущего состояния оказываемых образовательных услуг, анализ рынка и информацию о потенциальных потребителях. В нём даётся оценка финансовых ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции аналогичных услуг.

Какие функции выполняет бизнес-план?

 

Во-первых, он может быть использован для разработки концепции предоставления образовательных услуг (то есть рассмотрения "производства" образовательных услуг с разных сторон: маркетинга, финансов, конкуренции).

Во-вторых, с его помощью можно оценить фактические результаты деятельности за определённый период.

В-третьих, степень инновационности, качества, привлекательности оказываемых услуг, показанных в плане, - это практически единственное обоснование для привлечения как потребителей, так и потенциальных благотворителей.

Рассмотрим структуру бизнес-плана образовательного учреждения в данной области предпринимательской деятельности.

I. Титульный лист

1. Название и адрес образовательного учреждения.

2. Суть предлагаемого проекта: его цели и потенциальная эффективность.

II. Услуги

1. Описание предлагаемых услуг и их предназначение.

2. Потенциальные потребители услуг.

3. Основные конкуренты.

4. Структура услуг конкурентов (основные качественные характеристики).

5. Ценовая политика конкурентов.

6. Выгоды, получаемые потребителями Ваших услуг.

7. Реалистическая оценка преимуществ Ваших услуг на рынке.

8. Оценка спроса на услуги.

9. Возможная цена предлагаемой Вами услуги.

III. План маркетинга

1. Предлагаемая система реализации услуг.

2. Определение "рыночной ниши", реклама.

3. Структура цены.

4. Возможные дополнительные льготы потребителям услуг.

IV. Производственная программа

1. Место осуществления услуги.

2. Оценка месторасположения школы: близость к потребителям услуг, транспортная (пешеходная) доступность и т.д.

3. Анализ целесообразности кооперации с другим образовательным учреждением (организацией).

4. Методы и стандарты контроля качества услуг.

5. Возможности использования инновационных технологий и их описание.

6. Предполагаемые издержки при "производстве услуг" и их возможная динамика.

V. Организационный план

1. Организационная схема управления.

2. Перечень имеющихся специалистов (их квалификация, функциональные обязанности, опыт работы, права и полномочия, достоинства и недостатки).

3. Форма привлечения специалистов к участию в оказании образовательных услуг (постоянная работа в школе, совместительство и пр.).

4. Предполагаемый уровень и формы оплаты труда, включая дополнительные материальные и социальные льготы.

5. Кадровая политика (принципы найма: трудовые договора, гражданско-правовые договора, испытательный срок и пр.).

VI. Оценка риска

Перечень возможных рисков:

а) отношение местных властей (возможность введения ими дополнительных ограничений, осложняющих организацию платных образовательных услуг);

б) наличие альтернативных услуг у конкурентов;

в) неустойчивость спроса на услуги;

г) платёжеспособность потребителей;

д) трудности с набором квалифицированных преподавателей и др.

VII. Финансовый план

1. Объём первоначальных затрат, необходимых для организации платных дополнительных образовательных услуг.

2. Источники финансирования.

3. Условия привлечения финансовых средств.

4. Налоговые последствия предоставления образовательных услуг (перечень видов налогов, ставки налогов, сроки их уплаты, имеющиеся льготы).

На первом этапе необходимо провести маркетологическое исследование. Оно включает анализ потребностей учащихся, их родителей, населения микрорайона, а также предложения аналогичных услуг со стороны других производителей (например, близрасположенных учебных заведений). Интересы и предпочтения учащихся и их родителей можно узнать на родительских собраниях в классах, общешкольных собраниях, беседах с членами родительских комитетов, попечительских советов (там, где они имеются) и другими методами, которые доступны администрации. Пакет предложений может поступить также от педагогов. На этом же этапе из собранных заявок (социальных заказов) отбираются наиболее интересные и выполнимые, исходя из возможностей педагогического коллектива или организационных возможностей школьного менеджмента. Здесь имеются в виду способность администрации находить и привлекать к работе нужных специалистов (в том числе "со стороны"), умение кооперировать свои действия с другими организациями, находить благотворителей и т. п.

В разделе "Услуги" необходимо дать описание предлагаемых образовательных услуг и, прежде всего, ответить на вопросы:

  • Почему потребители предпочтут данные услуги?

  • Что составляет основное преимущество предлагаемых услуг в глазах потребителей?

  • В чём заключаются их недостатки?

Для систематизации ответов на сформулированные вопросы целесообразно составить таблицу, в которой в качестве примера приведены некоторые показатели для последующего анализа и разработки мер по преодолению выявленных недостатков.

 

Преимущества по сравнению с аналогичными услугами конкурентов

Недостатки

Меры по преодолению недостатков

1. Инновационность

 Высокая цена

  Увеличение спроса

2. Качество

Неудобное время

Изменение расписания

3. ………………

………………

………………

 

Подавляющее большинство учреждений оказывают платные дополнительные образовательные услуги, которые уже производятся другими. При этом практически каждый исходит из того, что именно его услуги имеют наилучшие характеристики. Потребители могут иметь иное мнение, которое не изменит никакая реклама. Лучше всего найти "свою нишу" на рынке услуг. Этот процесс известен, как сегментация рынка - поиск группы потребителей с аналогичными характеристиками (например, студенты, учащиеся, желающие пройти переподготовку безработные), вкусами (например, ориентированные на информационные технологии обучения) или чертами (например, следующие принципу: доступность важнее цены). После определения такой группы необходимо адаптировать свою услугу к её потребностям. Если у вас не принципиально новая услуга, то следует найти её дополнительные преимущества, необходимые рынку.

Один из важнейших элементов раздела "План маркетинга" - ценообразование. Анализ цен - одна из сложных задач при подготовке бизнес-плана. Определяя цену услуги, следует ответить на вопрос: какая цель должна быть достигнута данной политикой ценообразования? Цели эти таковы:

  • расширение рынка (демпинговые цены);

  • максимизация дохода (высокие цены);

  • сохранение конкурентоспособности.

Итак, вырабатывая стратегию ценообразования, целесообразно исходить из следующих положений:

1) себестоимость услуг;

2) цены конкурентов на аналогичную услугу;

3) уникальность видов услуг;

4) спрос на данную услугу.

Раздел "Финансовый план" помогает провести анализ экономического состояния образовательного учреждения, обосновать реальность достижения его целей в будущем, а также может быть использован как эффективный инструмент контроля, в основу которого положена бухгалтерская система отчётности.

Финансовый план включает несколько основных документов, из которых выделим следующие:

1. План-отчёт о доходах и расходах (с помощью планов-отчётов рекомендуется провести анализ самоокупаемости осуществляемых услуг). Если спрос на данную платную образовательную услугу меньше, чем её объём, обеспечивающий безубыточность, то "производство" таких услуг, определённых бизнес-планом, не будет самоокупаемым.

2. План-отчёт о движении денежных средств - это документ, позволяющий оценить, сколько средств нужно вложить в организацию платных дополнительных образовательных услуг в разбивке по времени (так как в этой сфере экономической деятельности школы может быть "мёртвый сезон" - лето, каникулы). Главная задача анализа денежных потоков - проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, что особенно важно в условиях требований главы 25 Налогового кодекса РФ о налоговом учёте.

Таким образом, предложенная схема разработки бизнес-плана необходима для анализа эффективности экономической деятельности учреждения на примере платных образовательных услуг.

Платные услуги

Платные услуги — хороший источник привлечения дополнительных средств. В статье 45 Закона «Об образовании» определено, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Кроме образовательных услуг, учреждение может оказывать и другие платные услуги. Иногда выбор платных услуг вызывает затруднения. Чтобы облегчить эту задачу, можно воспользоваться разработанными несколько лет назад Р.Б. Стеркиной и О.Л. Князевой «Рекомендациями по организации работы дошкольных учреждений разных типов в соответствии с Временным положением о дошкольном учреждении в РСФСР». В этих рекомендациях приводится следующий перечень видов услуг, которые может оказывать детский сад:

«Оздоровительные: закаливание, гигиенические процедуры, использование воздушных и водных процедур, диспансеризация, организация занятий аэробикой, оздоровительным бегом, плавание, занятия физкультурой в зале и на воздухе, подвижные игры, игры с элементами спорта, спортивные праздники и развлечения; лечебное питание, дифференцированное питание в зависимости от возраста, использование вариативного меню, изменение технологии приготовления блюд для отдельных детей, организация вскармливания детей ясельного возраста грудным молоком с участием матери или искусственное вскармливание, организация медицинского патронажа и др.

Медицинские: массаж, физиотерапия, витаминотерапия, кварцевание, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, долечивание в условиях ДУ после перенесенного заболевания, пролечивание на основании заключения специалиста, пролечивание по группам здоровья: детей, часто болеющих, относящихся ко 2, 3, 4-й группам здоровья (например, нарушение осанки, гипертрофия миндалин, плоскостопие и пр.), стоматологическое обслуживание, профилактика и лечение, в том числе неправильного прикуса, обслуживание врачом или медсестрой ДУ детей на дому, лечебное питание (по рекомендации врача), дифференцированное питание в зависимости от возраста, использование вариативного меню, изменение технологии приготовления блюд для отдельных детей; плавание, двигательные, коррекционные упражнения в воде; диагностика и коррекция дефектов, предупреждение вторичных и последующих дефектов в физическом развитии; коррекция сопутствующих дефектов и недостатков (при нарушении зрения — коррекция речи и движений, при тяжелых нарушениях речи — коррекция координации движений и т.п.), семейная психотерапия и др.

Развивающие: приобщение детей к лучшим образцам мировой культуры, знакомство с произведениями живописи, скульптуры, музыки, художественной литературы, фольклором, народными промыслами и т.п.; ознакомление со сказками, мифами и легендами как основой истории религии; организации обучения (в том числе коррекционного) на занятиях и в условиях нерегламентированной детской деятельности (ИЗО, лепка, конструирование, музыка, иностранный язык и пр.). Занятия аэробикой, гимнастикой, ритмикой, спортивные игры, обучение плаванию, обучение игре на музыкальных инструментах. Специально организованные формы работы с детьми по их адаптации к условиям школьной жизни (для шестилеток); диагностика и коррекция психического развития, привлечение родителей к совместным наблюдениям за развитием ребенка и его продвижением. Семейная психотерапия.

Организационные: обучение родителей по уходу за детьми раннего возраста, психолого-педагогическое просвещение родителей, комплектование групп по семейному типу (в том числе объединение детей в группу по родственным связям). Организация питания. Кружки, студии, клубная работа совместно с poдителями по разным видам деятельности с учетом интересов и склонностей детей. Организация детских садов на дому, организация праздников и развлечений; сохранение места в ДУ за ребенком на срок более 75 дней по желанию родителей за дополнительную плату.

Для непосещающих ДУ детей и их родителей: школа матерей для населения микрорайона, студийная, клубная, кружковая работа по разным видам деятельности, прогулочные группы, мини-школы, классы комплексного развития, группы выходных и праздничных дней, кратковременного пребывания в разное время суток. Диагностика и коррекция физического и психического развития детей в сочетании с консультативной помощью родителям; психолого-педагогическое просвещение родителей, семейная психотерапия».

В приведенном перечне не каждая услуга может оказываться за плату. В письме МО РФ от 21.07.95 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг» разъясняется, что услуги, оказываемые в рамках основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, согласно статусу образовательного учреждения и направленные на совершенствование образовательного процесса, не рассматриваются как платные дополнительные образовательные услуги, и привлечение на эти цели средств родителей не допускается. Например, коррекция речевых недостатков в логопедической группе не может проводиться как платная дополнительная услуга, поскольку это основная деятельность специализированного детского сада, напротив, в обычном детском саду такую услугу можно отнести к дополнительным. Нельзя взимать плату с родителей за снижение наполняемости групп, комплектование групп по семейному типу.

В указанном выше документе приведен порядок действий руководителя при организации платных услуг. Итак, «... необходимо:

а) изучить спрос в дополнительных образовательных услугах и определить предполагаемый контингент обучающихся;

б) создать условия для предоставления платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране и безопасности здоровья обучающихся;

в) указать в уставе образовательного учреждения перечень планируемых платных дополнительных образовательных услуг и порядок их представления;

г) получить лицензию на те виды деятельности, которые будут организованы в данном образовательном учреждении в виде платных дополнительных образовательных услуг с учетом запросов обучающихся, соответствующей учебно-материальной базы и наличия специалистов;

д) заключить договор с заказчиком на оказание платных дополнительных образовательных услуг, предусмотрев в нем: характер оказываемых услуг, срок действия договора, размер и условия оплаты предоставляемых услуг, а также иные условия.
Оплата за предоставляемые платные дополнительные образовательные услуги должна производиться только через учреждения банков;

е) на основании заключенных договоров издать приказ об организации работы учреждения по оказанию платных образовательных услуг, предусматривающий: ставки работников подразделений, занятых оказанием платных услуг, график их работы, смету затрат на проведение платных дополнительных образовательных услуг, учебные планы и штаты;

ж) заключить трудовые соглашения со специалистами (или договор подряда с временным трудовым коллективом) на выполнение платных образовательных услуг».

Чтобы правильно рассчитать расходы, составляется калькуляция.

Калькуляция — это исчисление в денежном выражении затрат на производство и реализацию продукта, услуг.

Главная проблема состоит в том, что услуги, оказываемые дошкольным учреждением, весьма разнообразны по составу элементов затрат. Сравните: обучение детей иностранному языку, или обучение работе с компьютером, или обучение плаванию?! Это значительно осложняет составление калькуляции и чаще всего размер платы, взимаемой с родителей, не отражает реальных затрат учреждения.

Различают затраты прямые и косвенные. Прямые затраты — это затраты, связанные непосредственно с производством услуги (например, приобретение красок, бумаги для ИЗОстудии), косвенные затраты не имеют такой ярко выраженной связи, но и они так или иначе связаны с производством данной услуги (например, расходы на отопление, освещение) или организацией работы в целом.

Сумма прямых и косвенных затрат составляет себестоимость. Рассчитать прямые затраты несложно, проблемы обычно возникают при расчете косвенных затрат. Затраты можно рассчитывать разными способами. Здесь предлагается одна из возможных методик расчета, которая является не более чем временным вариантом определения затрат до появления соответствующих научных рекомендаций.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Бизнес-план финансово-экономической деятельности образовательного учреждения icon План финансово хозяйственной деятельности муниципального бюджетного...
Планируемые мероприятия развития материально-технической базы образовательного учреждения
Бизнес-план финансово-экономической деятельности образовательного учреждения icon Абрютина М. С., Грачев А. В. Анализ финансово-экономической деятельности...
Абрютина М. С., Грачев А. В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. М.:”Дело и сервис”,...
Бизнес-план финансово-экономической деятельности образовательного учреждения icon Курсовая работа по дисциплине Планирование на предприятии: на тему:...
Целью бизнес-плана является обоснование экономической эффективности организации предприятия по выращиванию осетра
Бизнес-план финансово-экономической деятельности образовательного учреждения icon План финансово-хозяйственной деятельности на «01» января 2014 г. Наименование учреждения
Наименование учреждения: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Школа искусств»
Бизнес-план финансово-экономической деятельности образовательного учреждения icon Бизнес Академия «сити»
Положение о промежуточном контроле и итоговой аттестации слушателей Некоммерческого образовательного частного учреждения «Маркетинговая...
Бизнес-план финансово-экономической деятельности образовательного учреждения icon Образовательная программа детского образовательного учреждения Муниципального...
Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования...
Бизнес-план финансово-экономической деятельности образовательного учреждения icon Годовой план воспитательно-образовательной работы на 2013-2014 учебный...
Экологическое воспитание в детском саду формирование экономической культуры детей. Идей непрерывного экологического образования и...
Бизнес-план финансово-экономической деятельности образовательного учреждения icon Ah @ interfax ru Риа новости Многоканальный
Помощник гендиректора службы финансово-экономической информации. Заним-ся распределением звонков и писем
Бизнес-план финансово-экономической деятельности образовательного учреждения icon Учебный план муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада
Учебный план мадоу детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому...
Бизнес-план финансово-экономической деятельности образовательного учреждения icon Учебный план муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада
Учебный план мадоу детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции