Социальная компетентность родителей детей дошкольного возраста




Скачать 34.33 Kb.
НазваниеСоциальная компетентность родителей детей дошкольного возраста
Дата публикации16.05.2014
Размер34.33 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Экономика > Документы
Сибирева М.Ю. (Санкт-Петербург)

    Социальная компетентность родителей детей дошкольного возраста

Семья - исторически первая и до сих пор не потерявшая своего значения «система поддержки прав каждого ее члена, она обеспечивает им экономическую, социальную и физическую безопасность; оказывает эмоциональную поддержку» (В.В. Алякин, А.Д.Рыбалов). Для человека семья является одной из референтных групп, т.е. тех, система ценностей и норм которой выступает для индивида своеобразным эталоном поведения. Человек соотносит свои намерения и поступки с тем, как их могут оценить те, чьим мнением он дорожит, независимо от того, наблюдают они за ним реально или только в его воображении. Особенно важным данный процесс является для маленького ребенка, т.к. он тянется к родным и близким, от помощи и защитных действий которых целиком зависит его существование.

К характеристикам социального аспекта детско-родительских отношений относят: удовлетворение базовых потребностей ребенка, принятие и признание его индивидуальности, понимание природы ребенка, сознательное конструирование стиля общения, освоения социальных ролей, отношение к нему как к ценности. Выполнение вышеуказанных установок требует от родителей работы над собой и над своими взаимоотношениями с ребенком.

Исследование, проведенное автором в 2008-2009 годах в восьми детских садах г. Санкт-Петербурга, позволило определить: являются ли дети основным смыслом существования современной семьи, насколько доверительны детско-родительские отношения, как взрослые реагируют на желание ребенка поделиться с ними своими впечатлениями и эмоциями, и что делают сами не только для выстраивания положительных взаимоотношений, но и для развития ребенка, его духовного и социального роста. Родителям детей 5 – 7 лет роздано 182 анкеты: 68 % (123 чел.) изъявили желание принять участие, 32 % (59 чел.) отказались.

В дошкольном возрасте ребенку очень важно ощущать себя нужным и любимым. В анкетах был задан следующий вопрос: «Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери)». Из числа ответивших «Да» отметили 65 % респондентов - подобная реакция указывает на значимость ребенка в семье, его ценность. 28 % родителей ответили: «Не совсем». Они любят ребенка, но стараются уделять и другим сторонам жизни достаточно времени. И только 7 % указали: «Нет». 98 % респондентов создают условия для того, чтобы ребенок всегда делился с ними своими впечатлениями после прочтения книг, просмотра фильмов, прослушивания музыки и т.п. Наиболее распространенные и интересные ответы звучат следующим образом: «Внимательно выслушиваю и задаю вопросы», «…и для себя я узнаю много нового», «…радуюсь и переживаю вместе с …». 89 % родителей включаются в игру своего ребенка: они стараются ему подыгрывать, в семьях распространены совместное рисование, пение. Особое значение имеют ролевые игры «дочки-матери», «театр», «школа», «больница, «магазин» и т.д., что является очень полезным для развития социальной компетентности ребенка, т.к. он может проигрывать различные волнующие его жизненные ситуации. 93 % респондентов участвуют в творческой деятельности ребенка. Родители подпитывают интерес и воображение с помощью современных технологий и методов: развивающих компьютерных игр, детских журналов и т.д.

Для изучения социальной компетентности родителей можно использовать и рисуночные методы, которые сейчас получают достаточно широкое распространение в практике качественных социологических исследований (С.В. Гуреев). В одном из детских садов было проведено родительское собрание: родители (22 человека) и их дети(20 человек) проходили тестирование по методике «Человек в городе»: необходимо было нарисовать человека в Санкт-Петербурге, а затем назвать место и кто изображен (М.Ю.Сибирева). Среди взрослых согласились рисовать 16 человек, среди дошкольников отказов не было. На четырех рисунках детей и родителей (25 %) совпали изображенные места Санкт-Петербурга. Это означает, что с детьми, скорее всего, не просто гуляли по городу, но и обсуждали эти прогулки, проговаривали случившиеся события, благодаря чему они надолго остались в памяти дошкольников: при интервьюировании на вопрос: «Почему ты нарисовал это место?»- дети отвечали: «Гуляла с мамой и папой», «Была с дедушкой» и т.п.

Хотелось бы отметить неравнодушие родителей к данным проблемам, их заинтересованность в успешной социализации детей, включении их в жизнь большого города, в подготовке к выполнению социальных ролей. Сожаление вызывает только тот факт, что треть родителей на себя такие обязанности еще не берет.

Литература.

    1. Алякин В.В., Рыбалов А.Д. Положение семьи в современном российском обществе /Российская семья в XXI веке: тенденции и перспективы: сб. ст. Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием/под ред. Л.В. Карцевой [и др.]. Тольятти: ТГУ, 2008 – Ч.II.

    2. Би Х. Развитие ребенка.- СПб.: Питер, 2004.

    3. Гуреев С.В. Анализ рисунков в социологических исследованиях//СОЦИС.2007.№10.С.132-139.

    4. Рыбак Е.В. Аксикреация семейной коммуникации и детско-родительских отношений в социальной работе с молодой семьей/Российская семья в XXI веке: тенденции и перспективы: сб. ст. Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием/под ред. Л.В. Карцевой [и др.]. Тольятти: ТГУ, 2008. – Ч.II.

    5. Сибирева М.Ю. Проективная методика «Ребенок в городе»/ «Кругозор»: день за днем: Методическое пособие/Под общей ред. С.В. Жолована.-СПб.: СПбАППО, 2008.

    6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2008.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социальная компетентность родителей детей дошкольного возраста icon«Программа развитие речи детей дошкольного возраста»
«Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации....

Социальная компетентность родителей детей дошкольного возраста iconДоклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных...
На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного...

Социальная компетентность родителей детей дошкольного возраста iconЛитература 11 Практическая часть подгруппа разработка памятки для...
Особенности использования моделирования в непосредственно образовательной коммуникативной деятельности

Социальная компетентность родителей детей дошкольного возраста iconМбдоу дскв №62 г. Нижневартовска Горбатенко Ирина Валерьевна Воспитатель...
Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений...

Социальная компетентность родителей детей дошкольного возраста iconТворческий отчет «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность...
...

Социальная компетентность родителей детей дошкольного возраста iconОбразовательная программа униципального бюджетного дошкольного образовательного...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №26 «Родничок» осуществляет воспитание, обучение и развитие...

Социальная компетентность родителей детей дошкольного возраста iconОсновная образовательная программа муниципального образовательного...
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

Социальная компетентность родителей детей дошкольного возраста iconКонспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе...

Социальная компетентность родителей детей дошкольного возраста iconПрограмма разработана на основе исследований, проведен­ных в лаборатории...
Института дошкольного вос­питания апн (ныне — Институт дошкольного образования и семейного воспитания рао). Результаты исследований...

Социальная компетентность родителей детей дошкольного возраста iconМетодические рекомендации по использованию дидактических игр Заключение
Дидактические игры, как средство умственного развития детей среднего дошкольного возраста

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции