Скачать 34.33 Kb.
|
Сибирева М.Ю. (Санкт-Петербург) Социальная компетентность родителей детей дошкольного возраста Семья - исторически первая и до сих пор не потерявшая своего значения «система поддержки прав каждого ее члена, она обеспечивает им экономическую, социальную и физическую безопасность; оказывает эмоциональную поддержку» (В.В. Алякин, А.Д.Рыбалов). Для человека семья является одной из референтных групп, т.е. тех, система ценностей и норм которой выступает для индивида своеобразным эталоном поведения. Человек соотносит свои намерения и поступки с тем, как их могут оценить те, чьим мнением он дорожит, независимо от того, наблюдают они за ним реально или только в его воображении. Особенно важным данный процесс является для маленького ребенка, т.к. он тянется к родным и близким, от помощи и защитных действий которых целиком зависит его существование. К характеристикам социального аспекта детско-родительских отношений относят: удовлетворение базовых потребностей ребенка, принятие и признание его индивидуальности, понимание природы ребенка, сознательное конструирование стиля общения, освоения социальных ролей, отношение к нему как к ценности. Выполнение вышеуказанных установок требует от родителей работы над собой и над своими взаимоотношениями с ребенком. Исследование, проведенное автором в 2008-2009 годах в восьми детских садах г. Санкт-Петербурга, позволило определить: являются ли дети основным смыслом существования современной семьи, насколько доверительны детско-родительские отношения, как взрослые реагируют на желание ребенка поделиться с ними своими впечатлениями и эмоциями, и что делают сами не только для выстраивания положительных взаимоотношений, но и для развития ребенка, его духовного и социального роста. Родителям детей 5 – 7 лет роздано 182 анкеты: 68 % (123 чел.) изъявили желание принять участие, 32 % (59 чел.) отказались. В дошкольном возрасте ребенку очень важно ощущать себя нужным и любимым. В анкетах был задан следующий вопрос: «Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери)». Из числа ответивших «Да» отметили 65 % респондентов - подобная реакция указывает на значимость ребенка в семье, его ценность. 28 % родителей ответили: «Не совсем». Они любят ребенка, но стараются уделять и другим сторонам жизни достаточно времени. И только 7 % указали: «Нет». 98 % респондентов создают условия для того, чтобы ребенок всегда делился с ними своими впечатлениями после прочтения книг, просмотра фильмов, прослушивания музыки и т.п. Наиболее распространенные и интересные ответы звучат следующим образом: «Внимательно выслушиваю и задаю вопросы», «…и для себя я узнаю много нового», «…радуюсь и переживаю вместе с …». 89 % родителей включаются в игру своего ребенка: они стараются ему подыгрывать, в семьях распространены совместное рисование, пение. Особое значение имеют ролевые игры «дочки-матери», «театр», «школа», «больница, «магазин» и т.д., что является очень полезным для развития социальной компетентности ребенка, т.к. он может проигрывать различные волнующие его жизненные ситуации. 93 % респондентов участвуют в творческой деятельности ребенка. Родители подпитывают интерес и воображение с помощью современных технологий и методов: развивающих компьютерных игр, детских журналов и т.д. Для изучения социальной компетентности родителей можно использовать и рисуночные методы, которые сейчас получают достаточно широкое распространение в практике качественных социологических исследований (С.В. Гуреев). В одном из детских садов было проведено родительское собрание: родители (22 человека) и их дети(20 человек) проходили тестирование по методике «Человек в городе»: необходимо было нарисовать человека в Санкт-Петербурге, а затем назвать место и кто изображен (М.Ю.Сибирева). Среди взрослых согласились рисовать 16 человек, среди дошкольников отказов не было. На четырех рисунках детей и родителей (25 %) совпали изображенные места Санкт-Петербурга. Это означает, что с детьми, скорее всего, не просто гуляли по городу, но и обсуждали эти прогулки, проговаривали случившиеся события, благодаря чему они надолго остались в памяти дошкольников: при интервьюировании на вопрос: «Почему ты нарисовал это место?»- дети отвечали: «Гуляла с мамой и папой», «Была с дедушкой» и т.п. Хотелось бы отметить неравнодушие родителей к данным проблемам, их заинтересованность в успешной социализации детей, включении их в жизнь большого города, в подготовке к выполнению социальных ролей. Сожаление вызывает только тот факт, что треть родителей на себя такие обязанности еще не берет. Литература. 1. Алякин В.В., Рыбалов А.Д. Положение семьи в современном российском обществе /Российская семья в XXI веке: тенденции и перспективы: сб. ст. Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием/под ред. Л.В. Карцевой [и др.]. Тольятти: ТГУ, 2008 – Ч.II. 2. Би Х. Развитие ребенка.- СПб.: Питер, 2004. 3. Гуреев С.В. Анализ рисунков в социологических исследованиях//СОЦИС.2007.№10.С.132-139. 4. Рыбак Е.В. Аксикреация семейной коммуникации и детско-родительских отношений в социальной работе с молодой семьей/Российская семья в XXI веке: тенденции и перспективы: сб. ст. Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием/под ред. Л.В. Карцевой [и др.]. Тольятти: ТГУ, 2008. – Ч.II. 5. Сибирева М.Ю. Проективная методика «Ребенок в городе»/ «Кругозор»: день за днем: Методическое пособие/Под общей ред. С.В. Жолована.-СПб.: СПбАППО, 2008. 6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2008. ¶ |
«Программа развитие речи детей дошкольного возраста» «Коррекционная работа» Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно – методические рекомендации.... |
Доклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных... На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного... |
||
Литература 11 Практическая часть подгруппа разработка памятки для... Особенности использования моделирования в непосредственно образовательной коммуникативной деятельности |
Мбдоу дскв №62 г. Нижневартовска Горбатенко Ирина Валерьевна Воспитатель... Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений... |
||
Творческий отчет «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность... ... |
Образовательная программа униципального бюджетного дошкольного образовательного... Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №26 «Родничок» осуществляет воспитание, обучение и развитие... |
||
Основная образовательная программа муниципального образовательного... Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении |
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе... |
||
Программа разработана на основе исследований, проведенных в лаборатории... Института дошкольного воспитания апн (ныне — Институт дошкольного образования и семейного воспитания рао). Результаты исследований... |
Методические рекомендации по использованию дидактических игр Заключение Дидактические игры, как средство умственного развития детей среднего дошкольного возраста |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |