Методические указания по разработке организационно-экономической части дипломных проектов для специальности «Двигатели внутреннего сгорания»




НазваниеМетодические указания по разработке организационно-экономической части дипломных проектов для специальности «Двигатели внутреннего сгорания»
страница1/6
Дата публикации19.10.2014
Размер0.78 Mb.
ТипМетодические указания
literature-edu.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3   4   5   6



Московский государственный технический университет
им. Н.Э. Баумана

В.П. Ермилов


Методические указания

по разработке организационно-экономической

части дипломных проектов

для специальности «Двигатели внутреннего сгорания»

Москва

1997 г.

Оглавление стр.

Введение 3

  1. Оценка технического уровня и новизны проекта 3

  2. Прогнозирование цены спроектированного двигателя 5

  3. Расчет себестоимости изготовления двигателя 8

  4. Расчет эксплуатационных расходов 11

4.1. Расчет эксплуатационных расходов по судовым, тепловозным дизелям и
дизель-генераторам 11

  1. Расчет эксплуатационных расходов по автомобильным двигателям 14

  2. Расчет эксплуатационных расходов по тракторным двигателям 19

5. Расчет экономического эффекта. Выводы 22

Литература 24

Приложения 25
Введение

В соответствии с требованиями дипломные проекты должны иметь организационно-экономическую часть, задание на выполнение которой является детализацией технического задания на выполнение проекта в целом или отдельных его разделов. Это положение обязательно при определении круга разрабатываемых вопросов в организационно-экономической части (ОЭЧ), который устанавливается консультантом кафедры «Экономика и организация производства» с учетом пожеланий руководителя проекта и студента-дипломника.

1. Типовые задания на выполнение ОЭЧ сформулированы в методиках издательства МГТУ [ 1 ]. Наиболее предпочтительной темой ОЭЧ является технико-экономический анализ (обоснование) проекта двигателя. Тема выдается, когда техническое задание предусматривает проектирование (модернизацию) двигателя, имеющего прототип, выпускаемый отечественной или зарубежной промышленностью, и когда изменение значений отдельных параметров изделия можно количественно оценить. Данная тема может быть сведена к технико-экономическому обоснованию отдельных систем двигателя: топливной, охлаждения и др.

При разработке конструкции двигателя, имеющего большую степень новизны, когда отсутствуют аналоги, освоенные в производстве, а также когда не представляется возможным количественно оценить его технико-экономические показатели, ОЭЧ проекта может выполняться в развитие научно-исследовательской или технологической части дипломного проекта.

2. Технико-экономический анализ конструкции испытательного стенда, обоснование метода проведения эксперимента. ОЭЧ по этой теме включает разработку графика (сетевого или ленточного) на проектирование, изготовление стенда и проведение эксперимента; определение сметной стоимости установки и затрат на эксперимент в конкретных производственных условиях (НИИ, КБ, МГТУ и др.); оценку экономической эффективности конструкции установки и методов выполнения исследования.

3. Разработка сетевого графика и сметы затрат на проектирование двигателя в конкретных организационных условиях.

4. Технико-экономическое обоснование спроектированного технологического процесса изготовления или сборки отдельных элементов конструкции (системы) двигателя.

Студент обязан получить задание на выполнение ОЭЧ до начала или в процессе преддипломной практики. На практике он должен собрать и систематизировать справочно-нормативные материалы по теме ОЭЧ.

При задании «Технико-экономический анализ (обоснование) проекта двигателя» сбор данных может быть начат после выбора двигателя, на базе которого будет разрабатываться конструкция в проекте, и установления основных конструктивных отличий проектируемого двигателя от двигателя, принятого за базу.

По базовой конструкции дипломнику необходимы следующие данные: плановая или отчетная калькуляция себестоимости изготовления с расшифровкой отдельных статей затрат, программа выпуска, трудоемкость изготовления, значение среднечасовых тарифных ставок основных производственных рабочих, плановый уровень косвенных расходов, смета на освоение производства или удельные расходы в первые два года серийного выпуска, значение коэффициента конструктивной унификации по базовой конструкции.

Если за базу принят двигатель, производство которого не освоено, то полезно получить сметную калькуляцию себестоимости его изготовления и смету затрат на освоение производства, а вышеперечисленные информационные материалы собрать по двигателю, имеющему наиболее близкое конструктивное и технологическое родство с проектируемым, производство которого освоено. При отличии базового двигателя от проектируемого по конструкции отдельных деталей узлов и систем требуется подобрать аналогичную информацию по этим элементам.

Необходимо во время практики установить двигатель-аналог, который может заменить спроектированный в эксплуатации, и собрать по нему справочно-нормативные материалы для расчета эксплуатационных расходов и определения экономического эффекта от замены. Во время прохождения практики рекомендуется ознакомиться с обоснованиями освоения новой техники на данном предприятии.

До окончания практики целесообразно представить подобранные материалы на просмотр консультанту по ОЭЧ с целью установления их комплектности, достоверности и уточнения плана дальнейшей работы.

В данном пособии рассматриваются методические вопросы по технико-экономическому анализу проектов двигателей. При этом не исключается использование других методических и информационных материалов. По другим темам ОЭЧ проекта рекомендуется руководствоваться методикой [ 1 ].
Схема выполнения технико-экономического анализа.

В ОЭЧ проекта должны быть отражены следующие вопросы:

  • оценка уровня прогрессивности и новизны проекта, актуальности разработки;

  • прогнозирование цены двигателя и верхнего предела себестоимости изготовления;

  • расчет себестоимости изготовления двигателя;

  • расчет эксплуатационных расходов;

  • определение экономического эффекта и выводы.


I. Оценка технического уровня и новизны проекта.

К новым относятся изделия, впервые изготовленные (спроектированные) в РФ, созданные на основе научных исследований и разработок, а также модернизированные изделия, по своим технико-экономическим показателям отвечающие требованиям современного уровня развития техники.

Технический уровень и новизна проекта оцениваются по технико-экономическим показателям и параметрам спроектированного двигателя путем сравнивания с лучшими образцами (близкими по размерности, быстроходности, назначению), определяющими передовой уровень отечественной и зарубежной техники. При этом могут быть использованы данные официальных отчетов и апробированных проектов. Сравнительные технико-экономические показатели желательно представлять в табличной форме.

В этом разделе необходимо обосновать актуальность разработки и предполагаемую потребность в двигателях (масштабы производства на расчетный год, на второй или третий год серийного выпуска), экономическую эффективность двигателя. Следует дать оценку уровня технологичности по показателям - удельной себестоимости, материалоемкости, трудоемкости, уровню конструктивной унификации и др. При установлении базы для определения экономического эффекта за аналог должен приниматься двигатель того же эксплуатационного назначения с близкими параметрами, наиболее распространенный в народном хозяйстве.

В ОЭЧ проекта делается допущение, что в других разделах дана экологическая оценка проекта и его экологические показатели соответствуют мировым и нормам РФ.
II. Прогнозирование цены спроектированного двигателя.

На мировом рынке машиностроительной продукции, в т.ч. ДВС, широкое применение имеет метод, основанный на учете сложившихся рыночных цен и потребительных свойств товара, т.е. его параметров и технико-экономических показателей. При этом методе за основу установления рыночной цены двигателя принимается цена двигателя-аналога (конкурента) или средняя цена по ряду двигателей одного типа и эксплуатационного назначения, близких по размерности и другим параметрам. Это - параметрический метод [ 10 ].

К основным ценоформирующим технико-экономическим показателям относятся следующие:

  • мощность;

  • надежность - долговечность (ресурс), безотказность и ремонтопригодность;

  • топливная экономичность;

  • комплектация;

  • престижность изделия.

Переход от цены двигателя-аналога к цене спроектированного осуществляется по суммарному приращению ценоформирующих технико-экономических показателей. В этих целях первоочередно устанавливается значение частных сравнительных коэффициентов технико-экономических показателей.

Значение коэффициента по мощности при разных значениях мощностных показателей двигателей устанавливается по следующей эмпирической зависимости:

Км = (Nес / Nеq)в, (1)

где Nес, Nеq - соответственно мощности спроектированного двигателя и аналога, кВт;

в - степень показателя весомости в рыночной цене двигателя.

По методике ВТО «Судоимпорт» значение «в» принимается равной 0,9-0,95 [ 10 ].

Ресурсный коэффициент. Один из показателей надежности - коэффициент долговечности:

Кр = Rc / Rq, (2)

где Rc, Rq - ресурсы (наработка) до первого капитального ремонта, час.

Коэффициент топливной экономичности. Учитывает различие в удельном расходе топлива и в ценах применяемых топлив. Устанавливается в три этапа:

а) Устанавливаются затраты по топливу, снижение или их увеличение на мощность и ресурс двигателя-аналога по формуле:

(руб.), (3)

где , - усредненные удельные расходы топлива1, г./кВт-ч.;

- среднее значение коэффициента использования мощности1;

Цта , Цтс - соответственно цена кг. топлива, применяемого в аналоге и спроектированном двигателе, руб,кг.

б) Определяется отношение разницы в затратах по топливу к цене двигателя-аналога:

Ро = Рт / Ца; (4)

в) Устанавливается значение коэффициента топливной экономичности:

Ктэ = 1Ро, (5)

где о - при экономии затрат по топливу;

о - при увеличении затрат на топливо.

Коэффициент комплектации устанавливается расчетным путем по ведомостям покупных комплектующих изделий с включением стоимости комплекта запасных частей, инструмента и приспособлений (ЗИП). Рассчитывается разница в стоимости комплектующих (с учетом ЗИП) и отношение этой разницы к цене аналога (Ск):

Ск = (Цкс - Цка)/Ца, (6)

где ЦксЦка - стоимость покупных комплектующих изделий с учетом ЗИП по спроектированному двигателю и аналогу, руб.

Устанавливается значение коэффициента комплектации:

К = 1 Ск, (7)

где - соответственно при увеличении или уменьшении стоимости комплектующих.

Коэффициент надежности, учитывающий ремонтопригодность и безотказность двигателя на ранней стадии проектирования, устанавливается путем экспертной оценки автором проекта совместно с руководителем. При росте этих показателей значение Кн > 1, при их снижении - Кн < 1.

На следующем этапе устанавливается приращение значений частных ценообразующих показателей (Кi):

Кi = Кi - 1. (8)

Далее определяется значение суммарного ценообразующего показателя (Ко) без учета коэффициента престижности:

Ко = Кi + 1, (9)

где + Кi - при значении Кi > 1 и соответственно - К при Кi < 1.

Определяется цена спроектированного двигателя по формуле:

Цс = Ца Ко Кпр (руб.), (10)

где Кпр - коэффициент престижности учитывает авторитет фирмы, период ее работы, уровень технического сервиса и другие ценообразующие факторы. Устанавливается экспертным путем.

Цена устанавливается в рублях или устойчивой конвертируемой валюте, долларах США, ЭКЮ, немецких марках и др. Расчет выполняется в базисных ценах, в ценах действующих на период выполнения проекта, что обусловливается ранней стадией проектирования [ 2 ].

На этой стадии наряду с прогнозированием цены необходимо устанавливать верхний предел себестоимости изготовления двигателя по формуле:

С = (руб.), (11)

где Ндс - удельный вес НДС в цене;

П - удельный вес прибыли в цене без НДС, допустимый для предприятия уровня рентабельности производства.

При проектировании двигателей для отраслей-монополистов, например, МПС, Министерства обороны РФ и др., может применяться затратный метод установления цены, который основан на расчете средних отраслевых затрат или затрат конкретного производителя. При этом уровень рентабельности может устанавливаться нормативно или по договоренности. Наиболее часто он принимается в пределах 20-30 процентов к себестоимости, уровень НДС - в соответствии с законодательством РФ.
III. Расчет себестоимости изготовления двигателя.

В зависимости от степени детализации проекта, его новизны могут применяться различные методы прогнозирования себестоимости.

При проектировании нового или существенной модернизации освоенного в производстве двигателя, когда меняется число цилиндров, схема их расположения, размерность, уровень форсировки, нет точных данных по массе двигателя в целом и по отдельным его элементам, не проработана спецификация покупных комплектующих изделий и т.п., себестоимость можно определять по зависимостям, рекомендуемым отраслевыми инструкциями и содержащимися в литературных источниках.

Например, себестоимость изготовления дизелей судовых, тепловозных, дизель-генераторов можно прогнозировать по зависимостям от уровня технико-экономических показателей конструкции и производства по формуле [ 7 ]:

Сс = (руб.), (12)

где Сс - себестоимость производства спроектированного двигателя, руб.;

Са - себестоимость изготовления двигателя-аналога нулевой комплектации, руб.;

Vhа и Vhс - рабочий объем цилиндров соответственно аналога и спроектированного двигателя, л.;

Кк - коэффициент удорожания двигателя в зависимости от объема его комплектации;

Кi - коэффициент, учитывающий изменение себестоимости в зависимости от числа цилиндров и схемы расположения цилиндров;

Кл - коэффициент, учитывающий диаметр цилиндров;

Кр - коэффициент, учитывающий уровень форсировки;

Кс - коэффициент, учитывающий влияние серийности на уровень себестоимости;

Ко - коэффициент, показывающий изменение себестоимости по годам выпуска.

Значение коэффициентов можно принять по данным приложений 3-8.

При проектировании двигателя (модернизации), когда конструктивные изменения вносятся в отдельные системы, заменяются покупные комплектующие изделия или некоторые системы, например, системы питания, турбонаддува и др.

Себестоимость определяется по формуле

Сс = Са - (Суа +Цка) + (Cуc + Цкс) (руб.), (13)

где Са - себестоимость изготовления двигателя-аналога, руб.;

Суа - себестоимость изготовления узлов двигателя-аналога, которые заменяются на спроектированные, руб.;

Cуc - себестоимость изготовления спроектированных узлов, руб.;

Цка - стоимость покупных комплектующих изделий двигателя-аналога, не вошедших в проект, руб.;

Цкс - стоимость покупных комплектующих изделий, введенных в конструкцию проектируемого двигателя, руб.

При близком конструктивно-технологическом родстве двигателя, принятого за базу при проектировании, и спроектированного двигателя (входят в один конструктивный ряд, унифицированы, одинаковы методы получения заготовок) и при общей производственной базе себестоимость можно определить по удельным показателям и структурным соотношениям отдельных статей расходов в себестоимости (метод корректировки себестоимости).

Ниже приводится примерный порядок расчета отдельных статей затрат.

1. Материалы. а) При применении одних и тех же конструктивных материалов и методов получения заготовок.

Мс = (руб.), (14)

где Мс и Ма - затраты на материалы соответственно по новому и двигателюаналогу, руб.;

Gc и Ga - масса двигателя соответственно спроектированного и аналога, кг.

б) При замене материалов некоторых конструктивных элементов

Мс = (руб.), (15)

где Цма и Цмс - цены на материалы конструктивных элементов соответственно аналога и спроектированного двигателя, руб/кг;

gа и gс - масса заготовок конструктивных элементов, кг.;

к - коэффициент, учитывающий возвратные расходы от реализации технологических отходов.

Если в калькуляции себестоимости изготовления базового изделия в отдельную статью расходов выделены «Полуфабрикаты производства своего предприятия», то расходы по этой статье рассчитываются аналогично расходам на материалы, но в пункте «б» принимаются не оптовые, а хозрасчетные цены, действующие на предприятии.

2. Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты. Эта статья комплексная, включает затраты предприятия на приобретение заготовок, деталей, комплектующих изделий и промышленные услуги. Затраты на покупные комплектующие изделия по проектируемому двигателю определяются прямым путем, на основе ведомости покупных комплектующих изделий по аналогу на изделия, сохраняемые в проекте, и по прейскуранту цен на изделия, вновь заложенные в проекте.

В целом по статье затраты рассчитываются по формуле:

Пс = (руб.), (16)

где Па - затраты на комплектующие изделия и полуфабрикаты по аналогу, руб.;

Пка и Пкс - затраты на покупные комплектующие изделия, соответственно по аналогу и новому двигателю, руб.

Ведомость покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов по основным позициям оформляется в виде приложения в ОЭЧ проекта.

3. Транспортно-заготовительные расходы принимаются в процентах от суммы затрат на материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты.

4. Статьи «Возвратные отходы» и «Топливо и энергия на технологические цели» могут быть определены по удельным показателям в руб./кг. При расчете принимается масса двигателя нулевой комплектации.

5. Основная заработная плата основных производственных рабочих рассчитывается по формуле:

З = Тс Зст Кд (руб.), (17)

где Тс - трудоемкость изготовления спроектированного двигателя, н.ч.;

З - среднечасовая тарифная ставка, руб./н.ч.;

Кд - коэффициент, учитывающий доплаты в составе основной заработной платы производственных рабочих по сдельным и повременным системам.

В укрупненных расчетах трудоемкость изготовления проектируемого двигателя можно определить так:

Тс = (н.ч.), (18)

где Та - трудоемкость изготовления базового двигателя-аналога, н.ч.;

Gc и Gа - соответственно чистые массы спроектированного и двигателя-аналога нулевой комплектации, кг.

6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих принимается в процентах от основной, составляет от 6 до 12%.

7. Отчисления во внебюджетные фонды - пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и отчисления на транспорт принимаются в размере, установленном законодательством РФ. Суммарный процент этих отчислений на 1 января 1998 года равен 40% от суммы основной и дополнительной зарплаты (фонда оплаты труда).

8. Расходы на освоение и подготовку производства можно установить с достаточной степенью точности методом корректировки сметы затрат на ранее выполненные аналогичные по сложности и объему работы. Удельная величина расходов определяется по формуле:

Суд.с = (руб./шт.), (19)

где Ссмет - расходы на освоение производства по смете затрат, руб.;

Тс - срок отнесения (списания) расходов на себестоимость продукции, принимается от 2 до 4 лет;

N - годовая программа установившегося серийного выпуска проектируемого двигателя, шт.,

или по формуле: Суд.с = (руб./шт.), (20)

где nор - число наименований оригинальных деталей, шт.

9. Статья "Топливо и энергия на технологические цели" определяется расчетом аналогично статье "Материалы", а "Износ специальной оснастки" - расходам на "Освоение производства". Косвенные расходы. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, цеховые и общезаводские расходы принимаются в процентном отношении к основной заработной плате производственных рабочих, внепроизводственные - от производственной (заводской) себестоимости.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по разработке организационно-экономической части дипломных проектов для специальности «Двигатели внутреннего сгорания» iconМетодические указания по разработке раздела "охрана труда" в дипломных проектах
Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)...

Методические указания по разработке организационно-экономической части дипломных проектов для специальности «Двигатели внутреннего сгорания» iconМетодические указания по прохождению преддипломной практики и дипломному...
Методические указания к дипломному проектированию составлены и доц каф ЭВМ лебеденко Ю. И. и обсуждены на заседании кафедры ЭВМ факультета...

Методические указания по разработке организационно-экономической части дипломных проектов для специальности «Двигатели внутреннего сгорания» iconМетодические указания по выполнению организационно-экономической...
Поэтому исследование, конструирование, проектирование современных новых технических средств, технологических процессов производства...

Методические указания по разработке организационно-экономической части дипломных проектов для специальности «Двигатели внутреннего сгорания» iconУчебно-методические указания по выполнению выпускных квалификационных...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические указания по разработке организационно-экономической части дипломных проектов для специальности «Двигатели внутреннего сгорания» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов специальности...
Методические указания содержат тематический план, программу курса, задания и методические указания к выполнению контрольных работ,...

Методические указания по разработке организационно-экономической части дипломных проектов для специальности «Двигатели внутреннего сгорания» iconМетодические указания по обучению студентов технических университетов...
Методические указания предназначены для студентов факультета ибм, обучающихся по специальности «Менеджмент»

Методические указания по разработке организационно-экономической части дипломных проектов для специальности «Двигатели внутреннего сгорания» iconМетодические указания и задания для выполнения контрольных работ...
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...

Методические указания по разработке организационно-экономической части дипломных проектов для специальности «Двигатели внутреннего сгорания» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы №1 для студентов...
Статистика: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на...

Методические указания по разработке организационно-экономической части дипломных проектов для специальности «Двигатели внутреннего сгорания» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов специальности...
...

Методические указания по разработке организационно-экономической части дипломных проектов для специальности «Двигатели внутреннего сгорания» iconРабочая программа по дисциплине опд. В1 Современные направления конструирования...
Опд. В1 Современные направления конструирования судовых двигателей внутреннего сгорания

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции