Отчет по программе «Одаренные дети»
о работе администрации школы и учителей-предметников с одарёнными учащимися по развитию их творческих способностей и индивидуальных особенностей
в СОШ №50г. Г розного
за 1 полугодие 2012-2013 учебного года.
Сроки: сентябрь-декабрь 2012года.
Социально-экономические преобразования в Чеченской республике обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится задача создания элиты. Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне.
Цель, стоящая перед педагогами муниципального бюджетного образовательного учреждения «СОШ №50» г. Грозного состоит в разработке и реализации системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей.
Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. В современной системе образования она становится тем более актуальной в связи с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве, приоритетностью инновационных форм развития производства, общества, личности.
Большинство современных образовательных проектов имеет целью развитие таких способов организации социального взаимодействия, которые позволят интенсифицировать процесс социализации личности с одновременным развитием его индивидуальности, направленной на творческое преобразование окружающей действительности. Фактически такой подход предполагает развитие индивидуальной одаренности индивидуума, обладающего ключевыми компетентностями, позволяющими ему быть успешным в профессиональной и социальной сфере отношений.
В настоящее время говорить о существовании полноценных систем организации работы с одаренными преждевременно. Существуют комплексные методики диагностики одаренности, рекомендации по определению приоритетных видов деятельности для отдельных типов одаренности. Однако в качестве собственно систем организации деятельности одаренных детей существует немного, и в большинстве случаев они представляют собой несколько модифицированные варианты традиционных образовательных технологий с акцентом на интенсификацию учебной деятельности и развитие интеллектуальной составляющей личности.
Кроме того, собственно раннее выявление того или иного типа одаренности сводится к проведению диагностических процедур не всегда адекватно и комплексно учитывающих индивидуально-типологические особенности личности, их динамику и потребность в условиях и ресурсах. Зачастую проведенные процедуры не учитывают интегративного характера одаренности и при организации работы с детьми представляются несколько однобокими.
На наш взгляд единая система организации образовательного пространства для одаренных детей должна включать в себя не только мониторинговые компоненты, но также подкрепляться и дополняться содержательным, технологическим и методическим наполнением деятельности, представляющими собой комплекс организационно-технологических мероприятий, способствующий всестороннему развитию личности, ее индивидуальной одаренности.
Задачи:
Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.
Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и экспериментальной работы учителей школы.
Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одаренных детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время.
Создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.
Стимулирование творческой деятельности одаренных детей.
Привлечение научного потенциала Вузов и научных учреждений к работе с одаренными детьми.
Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одаренных детей.
Создание условий для привлечения учащихся к решению социальных и нравственных проблем школы, посёлка, интересных и значимых для молодежи и подростков.
Обмен опытом педагогов школы по работе с одаренными детьми.
Разрабатывая свою систему действий, мы исходим из следующего содержания понятия "одаренные дети". Итак,
одаренные дети:
имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
испытывают радость от умственного труда.
Для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены не все признаки одаренности.
Всех одаренных детей мы подразделяем на три категории:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Отсюда мы делаем стратегически важный вывод - выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения.
Стратегия работы с одаренными детьми в школе заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Работа с одаренными детьми в школе строится на следующих принципах:
принцип дифференциации и индивидуализации обучения
( высшим уровнем реализации которого является разработка программы развития одаренного ребенка);
принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг ;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам;
принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
В целях создания системы выявления и отбора одаренных детей, необходимо знакомить учителей с научными данными о психологических особенностях одаренных детей, приемами целенаправленного педагогического наблюдения. В школе проводятся МО классных руководителей с привлечением с педагога-психолога школы, ведется подбор и накопление методической литературы, необходимой для самообразования по этой теме, организована научно-методическая работа по этому направлению.
Учителями-предметниками и классными руководителями проводится целенаправленное наблюдение за учебной и внеурочной деятельностью школьников для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.
Обязательно в каждом классе выявляются мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов их ребенка.
В щколе стали традиционными фестивали, конкурсы, олимпиады и различные соревнования, позволяющие ребенку проявить свои способности
(предметные олимпиады, конкурсы творческих работ)
Работа с одаренными детьми включается в качестве приоритетного направления в систему научно-методической работы.
Ежегодно в плане работы каждого МО в школе отражается отдельное направление - работа с одаренными детьми по предметам. Вопросы методического сопровождения данной деятельности обсуждаются так же и на заседаниях методических объединений. В планах на будущее - разработка программы изучения личности одаренного ребенка, индивидуальных карт развития одаренных детей.
Одним из условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время, является внедрение проектного метода обучения. Конкурсы социальных проектов, проектов детского самоуправления, а так же межпредметные учебные проекты учащихся с использованием ИКТ давно занимают отдельное место в планах деятельности школы. Расширяется сеть факультативных занятий, каждый год разрабатываются и внедряются программы новых спецкурсов в системе факультативных занятий, в школе существует широкий выбор кружков и секций для удовлетворения самых разнообразных талантов и склонностей учащихся. Педагогическим коллективом школы создаются условия одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности. С этой целью совершенствуется структура научного общества учащихся, ежегодно проводятся предметные Недели, охватывающие учащихся всех ступеней обучения. За свои заслуги и победы учащиеся получают грамоты. Вся информация о наших достижениях размещается на сайте школы, ведь информационная открытость - одно из необходимых условий для прогрессивного развития. Психологической службой школы оказывается квалифицированная психолого-педагогическая помощь родителям одаренных детей. Ведь не секрет, что иногда мамы и папы не могут определиться с тем, какое образовательное учреждение выбрать для ребенка, одаренного в той или иной области; какую предпочесть программу и режим обучения, где получить дополнительный образовательные услуги.
Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований - сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одаренными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных талантливых граждан России так же одаренные взрослые - педагоги.
В сентябре-декабре месяцах 2012 года был проведен анализ работы администрации школы и учителей-предметников с одарёнными учащимися по развитию их творческих способностей и индивидуальных особенностей. В рамках контроля посещались уроки и индивидуальные занятия у учителей-предметников, заседания секций НОУ, проверялись классные журналы, были проанализированы результаты участия обучающихся в различных конкурсах и предметных олимпиадах.
Администрация школы держит под контролем работу с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к учению. Одарённые в определённой предметной области ученики имеют отличные оценки по данному предмету. Учителями-предметниками составлены планы работы с одарёнными учениками, которые реализуются как через урочную, так и чрез внеурочную деятельность. В школе имеется и постоянно обновляется банк одарённых учащихся в хореографии, спорте, предметных областях. Среди всех учащихся выделяется группа особо одарённых школьников, у которых имеются стабильно высокие достижения в области одарённости. Особо одарёнными учащимися являются:
Начальная школа ( 1-4 классы)
|
|
Хазуев Аслан
Русланович
|
Класс
3
|
Победитель конкурсов чтецов, республиканского конкурса в номинации «Авторское слово»
|
Диплом победителя республиканского конкурса, грамоты от администрации школы.
|
|
Основная школа ( 5-9 классы)
|
|
ФИО
|
класс
|
В чём себя проявил
|
Чем награждён
|
Примечания
|
1
|
Аюбова
Марха
Хасановна
|
6
|
Призовые места при проведении предметных недель
|
Похвальные
грамоты 2010-2012гг.
СОШ № 50
|
Инвалид (аплазия почек)
|
2
|
Муступаева
Алина
Бекхановна
|
6
|
1 место в НПК-2011г.
Секция «Естество-
знание»
2 место в НПК-2012г.
Секция «Лингвистика»
|
Дипломы победителя НПК-2011,2012.
Похвальные грамоты 2010-2012гг.
СОШ № 50
|
|
3
|
Умханова
Хеда
|
6
|
Призовые места при проведении предметных недель
|
Похвальные грамоты
|
|
4
|
Асланбекова
Марьям
Сапарбековна
|
8
|
2 место в НПК-2011г.
Секция «Математика»
Призовые места при проведении предметных недель
|
Диплом победителя НПК-2011г.
Похвальные грамоты 2010-2012 г.
СОШ № 50.
|
|
5
|
Бициева
Раяна
Хаважевна
|
8
|
|
Похвальные грамоты 2010-2012гг.
СОШ № 50.
|
|
6
|
Агамалова
Лолита
Артуровна
|
9
|
1 место в НПК-2011,НПК-2012гг.
Секция «Литература».
1 место в городск.олимпиаде по литературе-
2011,2012
|
Дипломы победителя НПК.
Похвальные грамоты от ДО г. Грозного-2012,
2008-2012гг.от
СОШ № 50
|
полусирота
|
7
|
Адамова
Тамила
Хасайновна
|
9
|
1-место в городском конкурсе сочинений «Нет наркотикам»,
победы в районных и городских конкурсах сочинений.
|
Похвальные грамоты 2008-2012гг.
от СОШ № 50, Молодежного комитета-2011, 2012гг.
|
|
8
|
Мадаева
Мадина
Шамхановна
|
10
|
Призовые места при проведении предметных недель
|
Похвальные грамоты 2008-2012гг.
СОШ № 50
|
|
Итого: 8
|
Средняя школа (10 -11 классы)
|
1
|
Хачукаева Хеда Ибрагимовна
|
11
|
2 место в НПК-2011г.
Секция «Русский язык»
Призовые места при проведении предметных недель
|
Диплом победителя НПК.
Похвальные грамоты 2008-2010 г.
СОШ № 50,
Грант Мэра г. Грозного
|
|
2
|
Омарова Айшат Адамовна
|
11
|
2-место в городском туре олимпиады по биологии, призовые места при проведении предметных недель.
|
Похвальная грамота за победу в олимпиаде-2012г,
грамоты по СОШ №50
|
|
3
|
Тасуев Абдул-Азиз
Исламович
|
11
|
Призовые места в спортивных соревнованиях.
|
|
|
Итого: 3
|
|
|
|