Скачать 1.87 Mb.
|
в высшей экономической школе изучается много общепрофессиональных и специальных дисциплин. Вместе с тем анализ показывает, что в подготовке экономистов основное внимание уделяется общетеоретическими и узкоспециализированным предметам, для которых характерны либо чрезмерное обобщение, либо излишняя детализация. Системное представление о механизме, функционировании нац экономики в современных условиях, способах воздействия на государство, экономическом потенциале и хозяйственных комплексах в литературе отсутствует. Ситуация усугубляется и тем, что до начала 90-х годов 20 века Республика Беларусь не имела многих экономических и политических атрибутов суверенного государства. Таким образом, политические и экономические трансформации совпали во времени пространстве, что значительно замедлило решение ключевых проблем хозяйственной жизни страны. Необходимость перехода от полностью огосударственной социалистической экономики к рыночной модели хозяйствования при отсутствии какого-либо исторического опыта обусловило появление во многих странах СНГ Центральной и Восточной Европы собственных моделей развития транзитивных экономик. Модели различаются степенью государственного вмешательства в экономическую жизнь уровнем либерализации и приватизации, динамикой экономических преобразований и благосостояния народа. Главная цель экономики- обеспечение жизнедеятельности нации, удовлетворение её растущих материальных и духовно-культурных потребностей, повышение уровня благосостояния. Недостаточная разработанность теории экономики переходного периода постепенно привела к доминированию учебной литературы подходов «экономикс». Такой ограниченный подход к преодолению многообразных проблем переходных экономик стал причиной снижения качества подготовки экономистов, привнёс определённый схематизм и схоластику в экономическую науку. Преодолеть эти негативные явления призвана новая учебная дисциплина «НЭБ», которая впитывает в себя мировые достижения современной экономической теории и учитывает особенности белорусской экономики, истории её формирования и развития, ментальность народа, требования к адаптации к процессам глобализации. Главная задача курса- формирование системы знаний об экономике Беларуси как суверенного государства, её становлении, проблемах и перспективах развития. Усваивая эти знания, выпускники экономических вузов должны в полной мере овладеть основами экономической теории, уметь применять их на практике, видеть и анализировать проблемы развития национальной экономики, обосновывать пути и механизмы их решения. Национальная экономика Беларуси тот предмет, в рамках которого происходит сопоставление теоретических представлений об оптимальных путях развития экономики страны с реальными экономическими процессами, что не только даёт знания о состоянии экономики, но и позволяет читателю выработать свои суждения о причинах кризисных явлений и способах их преодоления. Следует различать национальную экономику (научное направление и учебную дисциплину) и как область хозяйственной практики. Как наука НЭ имеет свои объект, предмет, инструментарий и субъект научного исследования. Предметом изучения являются социально-экономические процессы воспроизводства, закономерности функционирования и развития хозяйственной системы, её структурно- функциональных элементов, потенциалов и механизмов. 2.Понятие национальной экономики. НЭ- это тот предмет, в рамках которого происходит сопоставление теоретических представлений об оптимальных путях развития экономики страны с реальными экономическими процессами, что не только даст знания по состоянию экономики, но и позволит выработать свои суждения о причинах кризисных явлений и способов их преодоления. В качестве объекта выступает национальная хозяйственная система страны. Она исследуется рядом экономических дисциплин: теоретической (политической) экономией, экономической историей, экономической статистикой, эконометрикой, математическим моделированием, экономической и социальной географией и т.д. Наиболее эффективным научным методом в исследовании экономических комплексов является системный подход. В соответствии с его принципами система представляет собой упорядоченное множество элементов, объединённых взаимодействиями и отношениями в единое целое. Устойчивая совокупность элементов (компонентов, подсистем) и их отношений образует структуру системы, определяющую закономерности её функционирования, свойства и характеристики, проявляющиеся в проведении при взаимодействии с внешней средой. Конкретизация идей, принципов теории систем и системного анализа применительно к различным сферам жизни общества и государства обеспечивается структурно-функциональным подходом, основанные положения которого при анализе системных функций экономики заключаются в следующем: 1) экономика рассматривается как одна из подсистем системы «общество» 2) системные функции экономики выводятся из структурно-функциональной дифференциации общества и совокупности общественных императивов 3) функциональные императивы подсистем общества, в том числе экономики, реализуются через соответствующие институциональные формы и процессы с помощью специфических механизмов 4) процессы в обществе, отражающие системные функции, могут быть классифицированы по функциональной направленности, структурно- функциональному оформлению и сведены к обозримому числу типов 5) экономика на уровне общих процессов развития и на уровне текущего функционирования может рассматриваться как институциональный процесс, т.е. процесс, звенья которого представляют собой комплексы производственно-технологических (включая транспортные) и трансакционных действий, направленных на создание материальных благ, услуг, имущественных благ и доходов, а также как сфера массового поведения экономических агентов. В рамках данного подхода модель экономики- это система интегрированных компонентов, их наиболее значимых отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Модель экономики можно представить как систему институтов, их целей, функций, видов деятельности (и государство, и рынок выступают в ней как совокупности институтов). Характерной чертой сложных социальных систем, к которым относится и экономика, является их способность к саморазвитию в пространстве отношений и институтов в соответствии с общесоциальными и общеэкономическими законами. Потенциал (как возможность и способность) развития экономики определяется главным образом источниками, ресурсами, движущими силами, узлами противоречий (проблемами), направлениями и механизмами их разрешения и адаптации к внешним воздействиям составляет сущностный аспект национальной экономики. Органы управления и научные структуры могут выступать в качестве субъектов исследования национальной экономики. Таким образом, национальная экономика- это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Её характерные черты и условия:
НЭ как сложная система включает комплекс организационных, структурных, функциональных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик. В организационном плане - это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений. В структурном плане- это хозяйственные комплексы: промышленность, агропромышленный комплекс, военнопромышленный комплекс, топливно-энергетический комплекс, строительный комплекс и ряд других. В функциональном плане- это совокупность потенциалов: природно- ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др. В институциональном плане- это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка факторов производства, рынка товаров и услуг, валютного рынка, фондового рынка, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и других. По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия и организации первичного производственного звена). Все структурные компоненты, комплексы, потенциалы, сегменты национального рынка опосредованы:
Важнейшими характеристиками национальной экономики являются эффективность и конкурентоспособность, отражающие состояние, тенденции, закономерности её развития, место и роль в системе мирохозяйственных связей, мировой экономике. 3. Факторы, обеспечивающие функционирование НЭ. НЭ Беларуси находится в сложном процессе трансформации, который охватывает следующие направления: - формирование полной совокупности компонентов, институтов и характеристик экономической системы суверенного государства; - преобразование действующих и построение новых институтов социально- ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства -глубинные преобразования структуры экономики на основе новых высоких технологий, мировых тенденций глобализации хозяйственной жизни, эффективного международного разделения труда. Все эти процессы происходят, естественно, в режиме непрерывного функционирования и развития, поскольку экономическую деятельность страны остановить нельзя. Для успешного осуществления указанных трансформационных процессов необходимы достаточные предпосылки и условия, создание которых позволит придать экономической системе качественные и количественные характеристики зрелой НЭ (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю открытость): • общесистемные — носят конституционно-правовой, мировоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества); • системные — включают единство экономического, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой; • внутрисистемные — обусловливают обеспечение эффективности и конкурентоспособности НЭ на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования. Благодаря влиянию европейской культуры (разнообразия религиозных и культурных традиций, растущей дифференциации общественных структур) во многих странах мира смогли одновременно вызреть множественные предпосылки развития рыночной экономики: экономические, правовые, политические, идейно-культурные, социально-психологические, цивилизационные. В силу многовековых связей с европейскими государствами Беларусь восприняла многие черты европейской культуры. Однако ее географическое положение в центре Европы, историческое тяготение к славянской культуре, многолетнее вхождение в единый народнохозяйственный комплекс бывшего СССР накладывают отпечаток на геополитическую ситуацию в стране, выработку ориентиров внешней политики, предпочтений и принципов включения в межгосударственные структуры. Всесторонний учет этих аспектов и других особенностей является важнейшей методологической предпосылкой выбора направлений, моделей и механизмов развития НЭ. Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Располагая ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими государствами мира. Нынешняя бело- русская экономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих из стран СНГ. Поэтому экономическое положение республики в большой степени зависит от экспортных товарных потоков в Россию, другие страны СНГ и дальнего зарубежья, повышения качества и конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках. Эти аспекты должны найти отражение в разработках перспектив и путей развития НЭ. Внутриполитическими предпосылками являются совершенствование политической системы в рамках Конституции РБ на пути становления демократии, оптимизация государственных структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской активности. Принципиальной предпосылкой построения, функционирования и устойчивого развития НЭ является закрепление в стратегических программах социально-экономического развития Беларуси долгосрочных ориентиров и общесистемных условий упреждающего характера. Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) Республики Беларусь до 2020 г., в качестве общесистемных условий стратегического характера определены: • построение и развитие унитарного демократического социального правового государства (в соответствии с Конституцией РБ); • формирование современного гражданского общества; • создание социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. Мировоззренческой и идеологической основой этих предпосылок является новая цивилизационная стратегия, состоящая из перехода на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека, новые концепции социальной справедливости, экономической эффективности и экологической защищенности. Важнейшей предпосылкой является важение социальных, социально-психологических, культурных, ценностных ориентации народа. Исторически сложившийся менталитет нации, нравственные устои, мировоззренческие позиции, основанные на признании принципа социальной справедливости, коллективизма, дружбы народов, — это мощный социальный потенциал развития страны в правовой и институциональной сферах. Эффективность становления, функционирования и развития НЭ обеспечивается также совокупностью) системных условий и принципов. В их числе создание единой институционально-правовой среды для страны, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов в процессе общественного воспроизводства. Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией РБ, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами РБ. К системным предпосылкам относится и полный учет специфики страны в сфере экономики. Беларусь располагает долговременными факторами развития: высококвалифицированным кадровым, значительными научно-техническим, промышленным и агропромышленным потенциалами, большими запасами отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов. Наряду с этим НЭ имеет и устойчивые негативные аспекты: несовершенную структуру воспроизводства; физически и морально устаревшие основные фонды и технологии; медленные темпы их обновления; несоответствие товарной структуры производства и потребления, в том числе малая доля производства услуг в ВВП; низкие качество и конкурентоспособность многих видов продукции и услуг и др. Данные явления должны объективно оцениваться при формировании потенциала развития НЭ. Следующая группа предпосылок обеспечивает создание внутрисистемных условий перевода экономики на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизацию воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур НЭ. 4. Важнейшие критерии оценки уровня развития НЭ. НЭ – единство хозяйствующих субъектов и их отношений, структурированных в правовом и институциональных полях. Главная цель – обеспечение жизнедеятельности нации, удовлетворения ее растущих материальных и духовно-культурных потребностей, повышение уровня благосостояния. В связи с этими базовыми функциями экономической системы страны являются:1) производство 2)распределение 3)обмен 4)потребление мат. благ и услуг. Объектом изучения макроэкономики являются сводные обобщающие показатели по хозяйству страны в целом: 1)национальное богатство 2)ВВП 3)ВНП 4)ВРП 5)национальный доход 6)суммарные государственные и частные инвестиции, общее кол-во денег в обращении. Одновременно макроэкономика исследует средние по стране эконом. пок-тели (з/п, доходы, производительность труда). Кроме того используются показатели:1) темпы инфляции 2)уровень занятости 3)уровень безработицы 4)валютный курс и др. В ежегодный прогноз соц.-эконом. развития РБ включается 16 важнейших параметров:1) ВВП 2)продукция промышленности (произведенная или реализованная) 3)продукция с/х (пр-тия растениеводства и животноводства) 4) инвестиции в основной капитал 5) пр-во потребительских товаров, в том числе 5)продовольственные и 7)непродовольственные 8)объем внешней торговли, в т.ч. 9)экспорт и 10)импорт 11)реальные денежные доходы 12)розничный товарооборот 13) платные услуги населению 14)уровень рентабельности реализованной продукции промышленности 15)энергоемкость валового внутреннего продукта 16)ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования. Ключевые показатели:1)ВВП 2)ВНП 3)ВРП 4)НД ВВП – рыночная ст-ть вновь созданной (добавленной) ст-ти товаров и услугв пр-венной и непр-венной сфере внутри страны. ВНП – рыночная ст-ть вновь созданной добавленной ст-ти товаров и услуг в пр-венной и непр-венной сферах как внутри страны, так и за её пределами. НД – сумма доходов всех владельцев факторов пр-ва, т.е оценивается по факторной ст-ти за вычетом косвенных налогов. ВНП = ВВП +/- сальдо доходов; НД = ВВП – косвенные налоги. ЛРД – доходы населения или дом. хоз-в., т.е. з/п, дивиденды, %-ы, пособия за вычетом налогов и добавлениям субсидий. ВВП, ВНП бывает номинальный(в ценах действующего периода) и реальный (в сопоставимых ценах (в базисных ценах) = НВВП, НВНП/индекс цен или индекс инфляции) 2 фактора влияющих на размер ВВП: 1)цена 2)физический объем пр-ва и реализации товаров и услуг. НВВП учтет 1-ый и 2-ой факторы, РВВП учтет только 2-ой фактор. ИЧР(Беларусь на 61 месте). Он рассчитывается ООН, отражает прогресс каждой из стран в расширении возможностей выбора людей. ИЧР говорит и том, насколько продвинулась каждая страна в выполнении по ИЧР для подсчета данного индекса эксперты опираются на 3 пок-теля: 1)индекс продолжительности жизни 2)индекс образования 3)ВВП ППС – коэффициенты, характеризующие соотношение м/у ценами сравниваемых стран и позволяет корректные межотраслевые и межстрановые сопоставления как общего объема ВВП, начисленного методом конечного использования, так и его основных составляющих. 5. Система национального счетоводства. СНС возникла в 40-ч гг. ХХ в. в западных странах в результате интеграции 2 направлений исследований: 1)работ в области статистики НД (чистой продукции); 2) анализа экономического цикла – получение общей и систематизированной картины состояния и развития экономики на макроуровне. Социалистические страны, в том числе и РБ, вплоть до начала 90-х г. использовали статистические системы, основанные на балансе народного хоз-ва. Вначале СНС рассчитывалась в ряде западных стран, прежде всего в США и Великобритании, но после 2-ой мировой войны она была введена в мировую практику. Большое значение в становлении СНС имели рекомендации ООН 1953г. по учету и представлению основных потоков в пр-ве, потреблении, накоплении и внешней торговле в рамках шести счетов. С 1956г. ООН стала издавать «Ежегодник по СНС». В 1968 г. была сформирована более совершенная межгосударственная СНС ООН. К принципиально новым ее элементам можно отнести деление пр-ва по отдельным отраслям и прочим производителям, включение СНС межотраслевого баланса, осуществление более подробного учета финансовой сферы с выделением финансовых секторов и потоков финансовых активов, включение балансов и показателей национального богатства, углубление методологии расчетов в области непр-венной сферы, услуг и управления. На основе СНС ООН 1968г. была разработана стандартная СНС ЕЭС. В ней проведено более четкое разграничение между потоками (мат. благ, услуг, доходов, фин. обязательств.), с одной стороны, и запасами (мат-вещ. и фин. активов) – с другой. Экономические показатели в СНС 1968г. исчисляются по 2 направлениям: внутренней и национальной. Согласно в внутренней концепции, показатели отражают деятельность всех экономических субъектов на территории страны независимо от их национальной принадлежности. По национальной концепции в состав показателей дополнительно входит разность между поступлениями из-за границы гражданами данной страны и выплатами за границу гражданами других стран. СНС ООН 1968г. была усовершенствована и пересмотрена в 1992г. В СНС 1992г. предусмотрено использование 4 видов цен: производителя, покупателя, основных и факторных. Дл хар-ки физ. объемов затрат и выпуска, их динамики в различных секторах и отраслях эк-ки введены сопоставимые цены. Ныне СНС как международный стандарт 1992г. представляет собой макроэконом., бухгалтерское, цифровое отражение кругооборота дохода в рамках замкнутого хоз. периода. Основным назначением СНС является обеспечение эффективного учета, анализа, прогнозирования и гос. регулирования эк-ки на всех уровнях исходя из реально сложившихся связей, фактической орг-ции пр-ва и распределения продукта и дохода. СНС применима не только на уровне экономики в целом, но и на более низких уровнях агрегирования, которыми являются ее отдельные секторы. Экономика в соответствии с СНС подразделяется на 5 секторов: 1) нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные пр-тия 2) финансовые учреждения 3) гос. управление 4)частные некоммерческие орг-ции, обслуживающие дом. хоз-ва. 5)дом. хоз-ва СНС в узком смысле охватывает счета, кот. выявляют основные показатели эконом. развития (ВВП, НД и т.д.). В широком смысле – система макроэконом. расчетов, включающих также запасы ресурсов, межотраслевой баланс, платежный баланс и др. В международной системе СНС приняты следующие группы счетов: - для секторов эк-ки, - для отраслей эк-ки, - отдельных эконом. операций, - экономики в целом, или консолидированные счета. Группа счетов для секторов подразделяют на текущие счета, счета накопления и балансы активов и пассивов. В Беларуси переход от системы БНХ (Баланс народного хоз-ва) к СНС осущ. с начала 90-х гг. ХХ в. в связи с отказом от командно-административной системы управления экономикой и переходом к рыночной системе, где активную роль играют товарно-денежные отношения. Последние не находили должного отражения в системе БНХ. Кроме того, вхождение Беларуси как суверенного государства в мировое сообщество потребовало сближения ее статистической системы с международными стандартами. В соответствии с республиканской программой в стране был осуществлен комплекс мероприятий, обеспечивающих переход от системы БНХ (действовавшей в большинстве бывших социалистических стран) к системе национального счетоводства. Обновленный вариант СНС ООН 1992 г. послужил методологической основой создаваемой СНС Республики Беларусь. В ходе реализации мероприятий программы была разработана республиканская Система национальных счетов 1993 г. (СНС—93), которая представляет собой свод обобщенных показателей экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также всех видов финансовых и нефинансовых активов, держателями которых эти субъекты являются. Система отражает сквозное движение стоимости продуктов и услуг на всех стадиях — от производства до конечного потребления и накопления через систему счетов для отраслей, институциональных секторов, наиболее важных экономических процессов (операций) и экономики страны в целом. В ней предусмотрены также счета для других стран мира, с которыми наше государство осуществляет экономические операции. СНС включает показатели объема, динамики, структуры производства ВВП, счет товаров и услуг, счет производства, счет образования доходов, счет распределения первичных доходов, счет вторичного распределения доходов, счет использования национального располагаемого дохода, счет операций с капиталом и др. Завершается СНС построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства за отчетный период, и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном отраслевом разрезе. 6. Использование макроэкономических показателей для оценки уровня развития НЭ. НЭ – единство хозяйствующих субъектов и их отношений, структурированных в правовом и институциональных полях. Главная цель – обеспечение жизнедеятельности нации, удовлетворения ее растущих материальных и духовно-культурных потребностей, повышение уровня благосостояния. В связи с этими базовыми функциями экономической системы страны являются:1) производство 2)распределение 3)обмен 4)потребление мат. благ и услуг. Объектом изучения макроэкономики являются сводные обобщающие показатели по хозяйству страны в целом: 1)национальное богатство 2)ВВП 3)ВНП 4)ВРП 5)национальный доход 6)суммарные государственные и частные инвестиции, общее кол-во денег в обращении. Одновременно макроэкономика исследует средние по стране эконом. пок-тели (з/п, доходы, производительность труда). Кроме того используются показатели:1) темпы инфляции 2)уровень занятости 3)уровень безработицы 4)валютный курс и др. В ежегодный прогноз соц.-эконом. развития РБ включается 16 важнейших параметров:1) ВВП 2)продукция промышленности (произведенная или реализованная) 3)продукция с/х (пр-тия растениеводства и животноводства) 4) инвестиции в основной капитал 5) пр-во потребительских товаров, в том числе 5)продовольственные и 7)непродовольственные 8)объем внешней торговли, в т.ч. 9)экспорт и 10)импорт 11)реальные денежные доходы 12)розничный товарооборот 13) платные услуги населению 14)уровень рентабельности реализованной продукции промышленности 15)энергоемкость валового внутреннего продукта 16)ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования. Ключевые показатели:1)ВВП 2)ВНП 3)ВРП 4)НД ВВП – рыночная ст-ть вновь созданной (добавленной) ст-ти товаров и услугв пр-венной и непр-венной сфере внутри страны. Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами: производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов. ВНП – рыночная ст-ть вновь созданной добавленной ст-ти товаров и услуг в пр-венной и непр-венной сферах как внутри страны, так и за её пределами.НД – сумма доходов всех владельцев факторов пр-ва, т.е оценивается по факторной ст-ти за вычетом косвенных налогов.ВНП = ВВП +/- сальдо доходов; НД = ВВП – косвенные налоги.ЛРД – доходы населения или дом. хоз-в., т.е. з/п, дивиденды, %-ы, пособия за вычетом налогов и добавлениям субсидий.ВВП, ВНП бывает номинальный(в ценах действующего периода) и реальный (в сопоставимых ценах (в базисных ценах) = НВВП, НВНП/индекс цен или индекс инфляции)2 фактора влияющих на размер ВВП: 1)цена 2)физический объем пр-ва и реализации товаров и услуг. НВВП учтет 1-ый и 2-ой факторы, РВВП учтет только 2-ой фактор.ИЧР(Беларусь на 61 месте). Он рассчитывается ООН, отражает прогресс каждой из стран в расширении возможностей выбора людей. ИЧР говорит и том, насколько продвинулась каждая страна в выполнении по ИЧР для подсчета данного индекса эксперты опираются на 3 пок-теля: 1)индекс продолжительности жизни 2)индекс образования 3)ВВП ППС – коэффициенты, характеризующие соотношение м/у ценами сравниваемых стран и позволяет корректные межотраслевые и межстрановые сопоставления как общего объема ВВП, начисленного методом конечного использования, так и его основных составляющих. 7. Состав совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны. Объемы и структура, технический уровень пр-ва и потребления, качество товаров и услуг во всех сферах и отраслях нац. эк-ки, а также накопленные и располагаемые ею на всей территории и за рубежом мат. и дух. ценности, трудовые и природные ресурсы определяют ур-нь развития совокупного экономического потенциала страны. Осн. факторами, опред. эк. потенциал, являются производственные мощности пром-ти, с/х, строительства, транспорта и связи, производственная, социальная и экологическая инфраструктуры, труд. ресурсы, в том числе квалифицированные кадры, способные развивать науч.-технич. прогресс и обеспечивать его реализацию в сфере пр-ва и потребления. Составляющими совокуп. эк. потенциала РБ явл-ся: • природно-ресурсный потенциал: земельные, водные, лесные, минерально-сырьевые ресурсы; • демографический и трудовой потенциал; • научный, научно-технический и инновационный потенциал; • информационно-технологический потенциал; • производственный потенциал; • инвестиционный потенциал; • внешнеэкономический потенциал; • экологический потенциал. Для общей оценки совокуп. эк. потенциала исп-ются след. пок-ли-индикаторы: • числ-ть нас-я, его половозрастная стр-ра, естественное и механическое движение нас-я; • труд.ресурсы, их стр-ра, обеспеченность раб. силой и квалифицированными кадрами в соответствии с требованиями НТП и рыночной эк-ки; • индекс развития человеческого потенциала; • стоимость и стр-ра основных производ. фондов, пок-ли их воспр-ва (коэфф-ты обновления, выбытия, степень износа); • ВНП, ВВП, в том числе на душу нас-я в сравнении с экономически развитыми странами; • возможные объемы роста выпуска промышленной, с/х пр-ции, пр-ции строительства, перевозок грузов и пассажиров; • уровень потребления благ и услуг на душу нас-я в сравнении с научно обоснованными нормами и нормативами, а также с экономически развитыми странами; • наличие запасов и уровень исп-ния минерально-сырьевых, топливно-энергетических, лесных, водных, земельных ресурсов; • экологическая емкость экосистем и уровень загрязнения окружающей среды (по основным ее компонентам). Эк. потенциал зависит не только от абсолютных объемов рес-ов и производ. возможностей, но и от степени их исп-ния. Высокий уровень совокуп. эк. потенциала имеют страны с развитыми производительными силами и рын. эк-кой. Основной закономерностью раз-тия совокуп. эк. потенциала является рациональное и гармоничное сочетание всех его составляющих, что обеспечивает повышение уровня благосостояния нас-я и нац.безопасность страны. 8. Нац. богатство как составная часть совокуп. эк. потенциала нац. хоз. сис-мы страны. Нац. богатство — это сов-ть ресурсов страны (экономических активов), необходимых для производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизнедеят-ти людей. При оценке элементов нац. богатства используются как натуральные, так и стоимостные измерители. Нац. богатство включает: 1. Нефинансовые произведенные активы (основные фонды, запасы материальных оборотных средств, ценности); 2. Нефинансовые непроизведенные активы (земля, богатство недр, естественные биологические и подземные водные ресурсы); 3. Нематериальные активы (лицензии на использование изобретений, передаваемые договора и т. п.); 4. Финансовые активы (монетарное золото, валюта, акции, займы и пр.). Традиционно под национальным богатством понимается труд людей, накопленный за определенное время. Нац.богатство состоит из различных элементов и имеет свою структуру. Элементами национального богатства является: Основной производительный капитал - это функционирующие заводы, фабрики, производственный и технический потенциал которых создает национальный продукт. Оборотный капитал - это произведенное и накопленное сырье, и материалы, необходимые для производства. Резервы и запасы есть на каждом предприятии и гарантируют непрерывность производ. процесса. Сюда же относят готовую, но нереал-ную в сфере обращения продукцию, и страховые фонды. Основной капитал, функционирующий в непроизводственной сфере (жилые дома и учреждения социально-культурной сферы). Имущество населения - все, что накоплено семьей за длительный период, позволяет ей нормально существовать и служит основой ее дальнейшего процветания, является одновременно составной частью богатства страны. Используемые богатства природы т. е. природные ресурсы, к кот.приложен труд человека. Остальное представляет собой потенциальное богатство, кот.может превратиться в реальное через какой-то промежуток времени. 9. Экономический рост как категория национальной хозяйственной системы. Показатели экономического роста и их определение. Экономический рост - процесс, характеризующийся увеличением массы создаваемых благ и услуг в соответствии с объемами и структурой складывающихся личных и общественных потребностей. Он сопровождается расширением потребления ресурсов всех видов и выражается в приростных величинах (проекции, доходов, выработки и др.). Такая модель экономического роста сегодня признается исчерпавшей себя, так как наносит огромный ущерб природной среде, ведет к резкой дифференциации уровня жизни населения различных стран. Конечной целью развития должен стать не экономический рост сам по себе, темпы и размеры накопления, а человек, обеспечение его рациональных материальных и духовных потребностей; в качестве основного агрегированного индикатора должно выступать увеличение реального валового национального (или валового внутреннего) продукта за определенный отрезок времени, в том числе на душу населения. Различают экстенсивный рост — рост, вызванный увеличением количества использованных ресурсов (природных ресурсов, труда, капитала) и интенсивный рост — рост, вызванный улучшением технологии. Понятие «экономический рост» дополняется новым, более совершенным понятием «устойчивое экономическое развитие», предусматривающим необходимость радикального сочетания направлений развития всех сфер деятельности человека — социальной, экономической и экологической — и учета их долговременных последствий. К внутренним факторам экономического роста относятся:
Внешние факторы экономического роста включают:
Экономический рост определяется и измеряется двумя взаимосвязанными способами: 1) как увеличение реального валового национального продукта (ВНП) за некоторый период времени; 2) как увеличение за некоторый период времени реального ВНП на душу населения. Для характеристики экономического роста используется ряд показателей, с помощью которых измеряется результативность применения отдельных факторов производства (труд, земля и капитал): 1) производительность труда, т.е. отношение объема выпуска продукции к затратам живого труда, осуществленным в процессе производства товаров и услуг; 2) производительность капитала, или капиталоотдача, т.е. отношение объема продукции к величине использованного в процессе производства капитала; 3) производительность природных ресурсов, т.е отношение объема продукции к затратам природных ресурсов – земли, энергии и так далее. Для анализа экономического роста имеют важное значение и показатели предельной производительности, которые определяют размер прироста выпуска продукции в зависимости от прироста каждого отдельного фактора при неизменности остальных факторов производства. Одним из главных инструментов анализа экономического роста является производственная функция. Производственная функция выражает зависимость между максимальным выпуском продукции и затратами, которые необходимы для ее производства, а также зависимость между самими затратами. 10. Промышленный комплекс. |
Предмет курса «нэб» и его место в системе экономических наук Снг центральной и Восточной Европы собственных моделей развития транзитивных экономик. Модели различаются степенью государственного... |
Лекция Введение в историю экономики > Предмет истории экономики и... Историко-экономическая наука оформилась как самостоятельная ветвь системы экономических наук в XIX в. Вначале произошло становление... |
||
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины Дисциплина «Иностранный язык» относится к федеральному компоненту цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и... |
Антикризисное управление В. А. Баринов — д-р экон наук, профессор кафедры государственного управления и менеджмента Российской экономической академии им.... |
||
Проект развития образования компонент «высшее образование» Нфпк «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» и «Поддержка академических инициатив в области социально-экономических... |
Проект развития образования компонент «высшее образование» Нфпк «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» и «Поддержка академических инициатив в области социально-экономических... |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Курс является завершающим в системе непрерывного образования по безопасности жизнедеятельности и базируется на школьном предмете... |
Задача курса познакомить студентов с некоторыми из важнейших концепций... Дисциплина «Введение в культурологию» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин учебного плана специальности... |
||
Р. С. Мацкевич интеллектуализация деятельности органов внутренних... А. В. Молчанов, Заслуженный экономист Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор |
Механика грунтов является одной из основных инженерных дисциплин... ... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |