Исследования. 2




Скачать 270.31 Kb.
Название Исследования. 2
страница 1/2
Дата публикации 23.09.2014
Размер 270.31 Kb.
Тип Реферат
literature-edu.ru > Экономика > Реферат
  1   2

Содержание





Введение 1

1. Обзор литературы по теме исследования. 2

3. Роль инвестиций в развитии экономики. 19

4. Выводы по результатам исследования. 21


Введение



Современное понимание и основополагающее значение инвестиций и инвестиционного процесса, существовавших во все времена и у всех народов, для экономики складывается и возрастает с развитием рынка. После формирования национальных и международных рынков инвестиции и инвестиционный процесс приобретают непреходящее значение для национальной и мировой экономики. Другими словами, основу современной рыночной экономики всех стран и мировой экономики в целом составляют отношения, связанные с инвестированием в производство материальных и духовных ценностей.

Проблема привлечения иностранных инвестиций в экономику России продолжает сохранять свою остроту. Несмотря на моменты активизации иностранной инвестиционной деятельности на территории нашей страны в последние примерно десять лет, именно такой срок насчитывает активная политика привлечения иностранного капитала в российскую экономику, в целом Россия проигрывает конкуренцию на мировых рынках. Привлечь широкомасштабные инвестиции в экономику России в условиях общего кризиса и сохранения тяжелого бремени обслуживания и выплаты внешнего долга можно только, по мнению специалистов, путем разработки новой, тщательно продуманной, политики привлечения инвестиций. Это должна быть новая инвестиционная политика (своеобразный «инвестиционный НЭП»), основанная на либерализации режима привлечения и функционирования как отечественных, так и иностранных инвестиций.

Таким образом, цель данного этапа исследования заключения в обзоре литературных и законодательных источников по теме исследования, а также в определении роли инвестиций для развития экономики нашей страны.

1. Обзор литературы по теме исследования.



В отечественной экономической литературе до 80-х годов ХХ века термин практически не использовался. Сейчас это одна из наиболее часто используемых в экономической системе категорий как на макро-, так и на микро- уровне. Однако, несмотря на исключительное внимание исследователей к этой экономической категории универсальное определение инвестиций. До сих пор не выработано. Существует несколько определений инвестиции.

Большая Советская Энциклопедия содержит следующее определение: Инвестиции - долгосрочные вложения капитала промышленность, сельского хозяйства, транспорт и др. отрасли хозяйства как внутри страны с целью получения прибыли (дохода)1.

В учебнике Амбарцумова А.А. «1000 терминов рыночной экономики» содержится такое определение: Инвестиции– долгосрочные вложения капитала (внутри страны или за границей) в предприятия различных отраслей народного хозяйства2.

Золотогоров В.Г. в своём словаре «Экономика» говорит о том, что инвестиции - долгосрочные вложения средств (денежных, материальных) ,интеллектуальных ценностей внутри страны или за границей в разные отрасли(предприятия, программы и т.п.), с целью развития производства, получения прибыли или других конечных результатов ( например, природоохранные, социальные)3.

Г.И. Подшиваленко и Н.В.Киселева в учебном пособии «Инвестиционная деятельность» упоминают о том, что инвестиции – совокупность всех денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в реализацию различных программ и проектов производственной, коммерческой, социальной, научной, культурной или какой-либо другой сферы с целью получения прибыли (дохода).

Составители словаря-справочника экономики Кураков Л.П. и Кураков В.Л. определяют инвестиции как денежные средства, ценные бумаги, в том числе имущественные права имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и ли иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта4.

И наконец, необходимо дать официальное определение, содержащееся в Федеральном Законе «Об инвестиционной деятельности в РФ»: Инвестиции - долгосрочные вложения государственного или частного капитала в различные сферы экономики с целью получения прибыли5.

Проведенные примеры характеристик инвестиций показывает, насколько многоаспектной и сложной эта экономическая категория.
2. Обзор законодательства по теме исследования.
Действующий в настоящее время Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях» имеет более узкую сферу применения, чем принятый ранее Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Во-первых, предметом регулирования настоящего Федерального закона являются только отношения, связанные с предоставлением государственных гарантий иностранным инвесторам при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации. Во-вторых, законодатель постарался учесть высказанную в адрес предшествующего Закона 1991 г. критику относительно неопределенности сферы его применения и исключил из его действия инвестиции в банковской сфере, в области страхования и инвестиции в некоммерческие организации. В п. 2 ст. 1 прямо говорится, что настоящий Федеральный закон не распространяет свое действие на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством РФ о банках и банковской деятельности и законодательством РФ о страховании, а также на отношения, связанные с иностранными инвестициями в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной.

Определение сферы действия настоящего Федерального закона, содержащееся в п. 2 ст. 1, означает, что государственные гарантии, предусмотренные в новом Законе, распространяются лишь на реальный сектор экономики - инвестиции в производственную сферу. Это, прежде всего, гарантии, распространяющиеся на инвестиционные проекты и коммерческие организации с иностранными инвестициями, которые действуют в промышленности, торговле (за исключением кредитных и страховых организаций) и сельском хозяйстве.

Строгое определение сферы применения объясняет также и другие принципиальные изменения в новом Законе. Например, в нем не упоминаются концессионный договор и схожие с ним договорные формы инвестиций как правовые формы, объединяющие по некоторым общим признакам гражданско - правовые договоры при осуществлении инвестиций российскими и иностранными физическими и юридическими лицами. Следует заметить, что к категории таких гражданско - правовых договоров относится, например, соглашение о разделе продукции. К такого же рода договорным формам инвестиций относится и концессионный договор, который был урегулирован в общем порядке в главе 6 ст. 40 Закона РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР». В указанных договорах общим является то, что государство выступает в качестве одной из сторон договора, будучи одновременно участником гражданско - правовых отношений и органом, регулирующим инвестиционную деятельность.

Переход от социалистического планового хозяйства к рыночной экономике сопровождается помимо принятия нормативных актов абсолютно нового содержания, какими являются законы об инвестициях, инвестиционной деятельности и иностранных инвестициях, также и использованием новых приемов законодательной техники. Применительно к отношениям, связанным с осуществлением инвестиций (в том числе и к отношениям, вытекающим из указанных выше договоров концессии и соглашений о разделе продукции), принято различать договорные и государственные гарантии. Договоры концессии и соглашения о разделе продукции регулируют гражданско - правовые отношения, в которых участвует государство. Участие государства в договоре представляет собой форму договорной гарантии инвестиций. Административно - правовые отношения, возникающие между государством и инвестором, получившим разрешение (лицензию) государства на осуществление инвестиции, предполагают применение государственных гарантий, предусматриваемых в Законе об иностранных инвестициях. Настоящий Закон об иностранных инвестициях не касается сферы гражданско - правовых отношений, и поэтому отсутствие в нем регулирования договорных форм инвестиций вполне объяснимо6.

Новый Закон оперирует новыми понятиями, которые помогают установить содержание правового регулирования иностранных инвестиций на современном этапе. Этот этап, в частности, характеризует появление отдельных рынков, которые развиваются по законам, присущим рыночной экономике. Это, прежде всего, рынок ценных бумаг, созданный в результате и благодаря проведению экономических реформ. Переход к новому этапу экономических преобразований позволяет ограничить сферу действия Закона конкретными вопросами предоставления государственных гарантий отдельным правовым формам организации инвестиционной деятельности.

Основными понятиями, которые выделяет Закон, являются следующие: иностранный инвестор, иностранная инвестиция, прямая иностранная инвестиция, инвестиционный проект, приоритетный инвестиционный проект, срок окупаемости инвестиционного проекта, реинвестирование и совокупная налоговая нагрузка.

К понятию «иностранный инвестор» в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся: иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, иностранный гражданин и лицо без гражданства, постоянно проживающее за рубежом. К понятию «иностранный инвестор» Закон относит также международные организации и иностранные государства.

При определении понятия «иностранный инвестор», как это следует из приведенного перечня лиц и организаций, настоящий Федеральный закон использует категории международного частного права, которые, однако, являются недостаточными для целей регулирования иностранных инвестиций, поскольку, осуществляя его, следует учитывать не столько особенности, связанные с определением государственной принадлежности (личного статуса) юридического лица по международному частному праву, сколько правовой статус юридического лица (как инвестора или как объекта инвестиций) в Российской Федерации как в государстве, принимающем иностранные инвестиции. Для определения правового статуса иностранного юридического лица как инвестора вряд ли целесообразно выяснять, например, по закону какого государства учреждено данное юридическое лицо. Важнее отнести это юридическое лицо в самом Законе об иностранных инвестициях к понятию «иностранное юридическое лицо», т.е. учрежденное не по праву Российской Федерации7.

Критерий закона страны - места учреждения юридического лица, по которому определяется его гражданская правоспособность, имеет значение для внешнеэкономической деятельности иностранного юридического лица, но не для регулирования иностранных инвестиций в государстве, принимающем инвестиции. Для регулирования иностранных инвестиций на территории Российской Федерации в большей степени важны не коллизионные, а материально - правовые критерии, позволяющие отнести то или иное юридическое лицо, в том числе и иностранное, к понятию «иностранный инвестор».

В международном частном праве различных государств применяются разные коллизионные критерии для определения государственной принадлежности юридического лица, например критерий места нахождения или критерий места учреждения юридического лица. В российском гражданском праве для определения правоспособности организации, созданной по законам иностранного государства, принят критерий закона страны - места учреждения юридического лица. В международном частном праве других государств может быть принят иной коллизионный критерий, например место нахождения органа управления юридического лица. Поскольку в Законе определяется режим деятельности иностранного инвестора, решающим должен быть не коллизионный, а материально - правовой критерий, например критерий, в соответствии с которым можно определить, кто контролирует деятельность того или иного юридического лица. В зависимости от такого критерия, так называемого критерия контроля, то или иное юридическое лицо может быть отнесено к категории иностранного или национального инвестора. Если контроль над национальным предприятием осуществляет иностранное юридическое лицо, то указанное национальное юридическое лицо (предприятие) для целей регулирования иностранных инвестиций может быть отнесено к понятию «иностранный инвестор»8.

В законах об иностранных инвестициях различных государств к иностранным инвесторам, как правило, относят не только иностранные, т.е. созданные по закону иностранного государства, юридические лица, но также и национальные юридические лица, которые находятся под контролем иностранцев. Закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации к иностранным инвесторам относит только те юридические лица, которые являются иностранными согласно коллизионным критериям, применяемым в международном частном праве. Закон также регулирует и совместную деятельность иностранного и национального юридического лица, но лишь в ее корпоративной форме (коммерческие организации с иностранными инвестициями) и только в части определения порядка создания и ликвидации коммерческих организаций с иностранными инвестициями. В ст. 20 настоящего Федерального закона коммерческие организации с иностранными инвестициями рассматриваются как возможный объект инвестирования. В то же время эти организации могут выступать как возможный инвестор. Закон не рассматривает эти организации в качестве иностранного инвестора, но регулирует отдельные вопросы их правового режима9.

К понятию «иностранный инвестор» Закон относит также иностранную организацию, не являющуюся юридическим лицом, гражданская правоспособность и дееспособность которой определяются в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, т.е. не Российской Федерации10. По существу, в качестве инвестора в такой иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, могут рассматриваться участвующие в ней иностранные юридические и физические лица. Такая организация является классическим примером договорной формы совместной деятельности, или договорной формой joint venture (совместное предприятие). Иностранные участники такой организации, состоящие в договорных отношениях с национальными инвесторами, самостоятельно реализуют определяемую для них иностранным законом правоспособность. Договор, направленный на осуществление совместной деятельности, т.е. договорная форма joint venture, в праве различных государств, в том числе и в российском праве, рассматривается как самостоятельная организационно - правовая форма, или, иными словами, как организация, не являющаяся юридическим лицом. По договору о совместной деятельности, который в соответствии с Гражданским кодексом РФ называется договором простого товарищества, двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели (ст. 1041 ГК РФ).

Особенность организации, не являющейся юридическим лицом, состоит в том, что она рассматривается как организационно - правовое единство исключительно в целях налогообложения дохода, полученного в результате совместной деятельности. Во всех остальных случаях правоотношений каждая из сторон выступает в договоре самостоятельно. Для регулирования иностранных инвестиций в случае, когда иностранный инвестор - это организация, не являющаяся юридическим лицом, важно лишь то, в какой степени действия каждого из участников могут рассматриваться как действия, совершаемые в интересах товарищества, и не являются ли такие действия или сам договор товарищества нарушением антимонопольного законодательства.

В определении понятий таких иностранных инвесторов, как иностранное юридическое лицо, иностранная организация, иностранный гражданин и лицо без гражданства, содержится указание на то, что данные субъекты в соответствии с законодательством указанного государства должны обладать правом осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. Это положение означает косвенное признание Российской Федерацией правоспособности данных лиц, определяемой по законодательству иностранного государства, в отношении осуществления инвестиций. Хотя для такого признания достаточно было просто указать на то, что к иностранным инвесторам относятся юридические лица, учрежденные по закону иностранного государства, иностранные граждане11.

Закон об иностранных инвестициях 1999 г., как и Закон 1991 г., к понятию «иностранный инвестор» относит также иностранное государство. Если исходить из общей посылки, на которой основано правовое регулирование иностранных инвестиций и согласно которой государство в той или иной форме определяет условия деятельности иностранного инвестора на своей территории, отнесение иностранного государства к понятию «иностранный инвестор» требует специального пояснения, и в частности, того обстоятельства, что, определяя условия деятельности для иностранного государства - инвестора, государство, принимающее инвестиции, должно обратиться к адекватным формам регулирования взаимоотношений, т.е. к форме международного договора. В противном случае будет нарушен общий принцип международного права - равный над равным не имеет власти. Именно таким образом, т.е. путем обращения к форме международного договора, осуществлялось регулирование иностранных инвестиций в отношениях между социалистическими государствами в период работы СЭВ (Совета Экономической Взаимопомощи). В 70-е годы была распространена практика создания международных хозяйственных объединений (МХО), которая предполагала обращение к международному договору как к оптимальной форме правового регулирования иностранных инвестиций из социалистических стран - членов СЭВ, когда сторонами в договорных отношениях являлись государства в лице различных отраслевых министерств и ведомств.

С такими же оговорками следует применять понятие «иностранный инвестор» и к международной организации. В данном случае, однако, следует принимать во внимание ту особенность, что международная организация может обладать статусом юридического лица, как, например, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), и выполнять функции коммерческой организации, как Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). В этом случае применение понятия «иностранный инвестор» к международной организации будет аналогично тому, как если бы иностранным инвестором было иностранное юридическое лицо. В некоторых случаях международная организация не наделяется статусом юридического лица, а ее деятельность ограничивается исполнением публично - правовых функций, как это имеет место, например, в случае Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), созданной после второй мировой войны и действующей под этим названием с 1960 г., и в случае предоставления кредитов Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Отношения между такой международной организацией и государством строятся обычно на основании международного договора.

Таким образом, на основе определения иностранного юридического лица, которое дается в российском и международном частном праве и к которому обращается закон при регулировании иностранных инвестиций в Российской Федерации, представляется сложным выделить среди различных иностранных лиц, действующих на территории Российской Федерации, те, которые в силу характера осуществляемой ими деятельности на территории Российской Федерации могли бы признаваться иностранным инвестором и на которые соответственно распространялись бы государственные гарантии, предоставляемые Законом об иностранных инвестициях. Для выделения среди иностранцев лиц, признаваемых инвестором, необходимо дать точное определение понятия «иностранная инвестиция» либо просто назвать конкретные категории лиц, на которые распространяются государственные гарантии. В новом Законе избран второй путь, хотя и приводится дефиниция понятия «иностранная инвестиция».

Понятие «иностранная инвестиция» должно являться, как это следует из предыдущего абзаца, ключевым для Закона, который определяет иностранную инвестицию как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности. Согласно Закону инвестиции могут существовать «в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами»12.

Само понятие «инвестиция» (от англ. in vest - «в жилетку») означает использование частными, т.е. юридическими и физическими, лицами имущества, прежде всего денег, для получения дохода или прироста капитала либо для того и другого. Понятие инвестиции может относиться к финансовым операциям, когда деньги помещаются в ценные бумаги, а также к определенным действиям лица, совершаемым с целью получения прибыли и с риском утраты как предполагаемой прибыли, так и вложенного капитала. Присутствие риска объясняет тот факт, что понятие инвестиции, как правило, используется при характеристике капиталовложений в частном секторе. Понятие инвестиции тесно связано с такими понятиями, как «рынок капиталов», «рынок ценных бумаг». Для рыночной экономики участие государства в рыночных отношениях скорее исключение, чем правило. В случае участия государства в гражданско - правовых отношениях, как, например, в случае выпуска государственного займа, действия государства как участника рыночных отношений подчиняются общим правилам регулирования частных инвестиций.

Закон об иностранных инвестициях в числе основных понятий использует понятия «инвестиционный проект» и «приоритетный инвестиционный проект». Применение этих понятий связано со стремлением законодателя выделить среди различного рода иностранных лиц, которые могут признаваться в качестве инвесторов, конкретных лиц, в отношении которых будет применяться Закон об иностранных инвестициях.

Под инвестиционным проектом понимается обоснование экономической целесообразности, объема и срока осуществления прямой иностранной инвестиции. Под приоритетным инвестиционным проектом - инвестиционный проект особо крупного размера, который требует длительного срока для его реализации и, следовательно, связан с большим риском для инвестора, прежде всего некоммерческого характера. На предоставление государственных гарантий для таких инвестиционных проектов обращены главным образом положения нового Закона об иностранных инвестициях (например, ст. 9). При определении понятия «приоритетный инвестиционный проект» в Законе используются два критерия. Это общая сумма инвестиций (не менее 1 млрд. руб., что составляет 41017220 долл. США по курсу на день вступления Закона в силу) и доля иностранного участника в общей сумме инвестиций (100 млн. руб., или 410722 долл. США по курсу на день вступления Закона в силу)13.

В основу определений понятий «инвестиционный проект» и соответственно «приоритетный инвестиционный проект» положено экономическое обоснование целесообразности. Однако в тексте Закона не содержится ни положений об экономическом обосновании (какой проект следует считать целесообразным), ни положений о процедуре признания экономической целесообразности инвестиционного проекта, что вызвало определенную негативную реакцию со стороны иностранных инвесторов, осуществляющих деятельность в Российской Федерации. Иностранные инвесторы оценили указанные положения нового Закона только в одном аспекте - как приглашение к увеличению своих вкладов в коммерческие организации с иностранными инвестициями

К инвестиционному и соответственно приоритетному инвестиционному проекту применяется, как это следует из самого понятия, иная процедура, чем при реализации инвестиций в форме создания коммерческой организации с иностранными инвестициями. Государственные гарантии, предусматриваемые в Законе, распространяются на коммерческие организации с иностранными инвестициями, если доля участия этих организаций в уставном капитале составляет не менее указанной в качестве критерия приоритетности проекта суммы иностранных инвестиций, а также при наличии экономического обоснования целесообразности. В этом случае создание коммерческой организации могло бы быть приравнено к понятию «приоритетный инвестиционный проект». В то же время Закон следует иному принципу регулирования. Вместо того чтобы предусмотреть процедуру признания экономической целесообразности инвестиционного проекта, Закон выделяет среди коммерческих организаций с иностранными инвестициями те, которые участвуют в инвестиционном проекте, и те, в которых доля иностранного капитала составляет не менее 25% уставного капитала. На эти организации распространяется гарантия стабильного режима деятельности, предусматриваемая в ст. 9 нового Закона.

Для правильного толкования и применения понятия «инвестиционный проект» следует обратиться к нормам других законов, применяющих эту категорию, в частности к Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». В российском законодательстве понятие «инвестиции» появилось вместе с принятием Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» и Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР». В соответствии с российским законодательством понятие инвестиции применяется как к частным инвестициям (инвестициям граждан, юридических лиц), так и к случаям финансирования капитальных вложений из бюджета. С принятием новых законов об иностранных инвестициях и об инвестиционной деятельности в 1999 г. произошло их сближение, скорее, на основе Закона об инвестиционной деятельности - ст. 15 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», в соответствии с которой предусматривается, что субъектам инвестиционной деятельности, независимо от того, являются ли они национальными или иностранными инвесторами, предоставляются равные права. О сближении Закона об иностранных инвестициях и Закона об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, свидетельствует развитие законодательства после принятия указанных Законов.

В соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 22-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» в Закон об инвестиционной деятельности включены нормы, предусматривающие распространение одной из указанных для иностранных инвесторов государственных гарантий. В соответствии со внесенным изменением в Закон об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты... такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты... не применяются в течение сроков», указанных в ст. 15 Закона об инвестиционной деятельности (ст. 15, п. 2 Закона об инвестиционной деятельности 1999 г.).

Сложности с выделением конкретного адресата гарантий и обращение в Законе об иностранных инвестициях к понятиям «инвестиционный проект» и «приоритетный инвестиционный проект» опять возвращают нас к определению инвестиции и соответственно к определению понятия «иностранная инвестиция» в Законе. В современном законодательстве стран с развитыми рыночными отношениями, как правило, отсутствует закрепленное в законе определение инвестиций. Это связано с общепринятым отношением к понятию «инвестиция» как к экономическому явлению, отражающему совокупность различных способов вложения капитала в рамках частного сектора экономики. Под инвестицией понимают использование доходов для увеличения основных фондов предприятий в промышленности (реинвестиции), приобретение или продажу инвестором средств производства в натуральной форме. Инвестор в экономическом понимании этой категории включает в себя и пользователей капитала (собственник ценных бумаг), и источник финансирования (собственник прямых капиталовложений, в том числе и в их материальной форме - машины, оборудование или в нематериальной форме - интеллектуальная собственность).

Законодательство зарубежных стран об инвестициях характеризуется тем, что только конкретные правоотношения, возникающие между предпринимателями и связанные с размещением капитала и несением риска, квалифицируются как иностранные инвестиции и регулируются в режиме защиты прав инвесторов. Основными законами, регулирующими инвестиции в общем порядке, являются законы об акционерных обществах, законы, действующие на рынке ценных бумаг, а также антимонопольное законодательство. Определение иностранной инвестиции дается лишь применительно к конкретным юридическим действиям, для того чтобы подчинить их режиму иностранных инвестиций, если этот режим определен в законе. В новом Законе об иностранных инвестициях режим иностранных инвестиций определен для инвестиционных и приоритетных инвестиционных проектов, в отношении которых признается экономическая целесообразность их реализации. Для ее обоснования, как правило, вводится соответствующая процедура с учетом критериев, предусмотренных законом. Указанная процедура признания тех или иных юридических фактов, действий иностранной инвестицией обычно возбуждается самим инвестором, так как в случае положительного решения на его инвестицию будет распространена гарантия, указанная в Законе. В основании признания того или иного отношения иностранной инвестицией может лежать процедура нотификации, регистрации или даже лицензирования. Важно только, чтобы она была простой и не содержала в себе условий, от выполнения которых иностранным инвестором зависит решение уполномоченного органа о признании его действий иностранной инвестицией. Весь этот порядок действий, совершаемых для признания возникающих на рынке отношений иностранной инвестицией, называется процедурой допуска иностранных инвестиций. Указанная процедура часто встречается в зарубежном законодательстве об иностранных инвестициях, и ее рассматривают как обычную меру государственного регулирования. Основные требования к такой процедуре - прозрачность, гласность и предсказуемость действий органов управления14.

Развитие законодательства об инвестициях в России происходило в соответствии с заложенным в Законе 1991 г. об инвестиционной деятельности пониманием инвестиций как способа финансирования капитальных вложений, под которыми подразумевались вложения в основные фонды предприятия. При этом такое толкование понятия «инвестиция» было связано с распространенной практикой финансирования предпринимательской деятельности из бюджета. С принятием Федерального закона об инвестиционной деятельности 1999 г. вводятся три понятия: «инвестиции», «инвестиционная деятельность» и «капитальные вложения». Инвестиции - это деньги, имущество, имущественные права, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности; инвестиционная деятельность - практические действия по вложению инвестиций; капитальные вложения - инвестиции в основной капитал (основные средства). Перечень субъектов инвестиционной деятельности позволяет сузить сферу применения указанных понятий до отношений по финансированию капитального строительства, а также реконструкции действующих предприятий, которая, как и капитальное строительство, осуществляется на основе договора подряда. О регулировании отношений, возникающих в основном в связи с заключением договора подряда, свидетельствует перечень субъектов инвестиционной деятельности. К субъектам инвестиционной деятельности Закон относит помимо инвесторов также и заказчиков, подрядчиков, пользователей объектов капитальных вложений.

Из перечня основных понятий двух законов, регулирующих инвестиции, можно заключить, что сферы их действия пересекаются. В сферу действия Закона об инвестиционной деятельности попадают также и отношения, подчиненные Федеральному закону об иностранных инвестициях, который охватывает своим действием также и инвестиции, осуществляемые в соответствии с Законом об инвестиционной деятельности, если налицо участие иностранного инвестора. Сближение этих законов началось несколько раньше. Начало этому сближению положил Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1928 «О частных инвестициях в Российской Федерации» с изменениями, внесенными Указом Президента от 20 января 1996 г. N 70. Указ 1994 г. «О частных инвестициях в РФ» регулирует отношения, связанные с содействием государства развитию частных инвестиций. Указ направлен на стимулирование высокоэффективных и быстроокупающихся проектов «путем частичного участия государства в их финансировании» (п. 2). Указ вводит элементы рыночной экономики в регулируемые отношения и предусматривает особый, конкурсный порядок отбора проектов, заслуживающих государственной поддержки (т.е. частичного финансирования из бюджета). Указ должен стимулировать частную инициативу, но в действительности таит в себе скрытую угрозу развитию рыночных отношений, поскольку, предусматривая государственную поддержку отдельных предпринимателей, инвестирующих свой капитал в тот или иной объект, может нарушить свободную конкуренцию на экономическом рынке.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследования. 2 icon Исследования
В результате исследования мы подошли к определенным численным и фактическим данным. Произвели анализ результатов обработки данных,...
Исследования. 2 icon Основные направления маркетингового исследования рынка образовательных услуг высшего образования
Проведение исследования рынка образовательных услуг высшего образования необходимо для разработки маркетинговой стратегии вуза. В...
Исследования. 2 icon Лишние слова. Действительно ли они лишние в языке?
Актуальность темы, цель, задачи, предмет исследования, объект исследования
Исследования. 2 icon Исследования
Р59 Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом....
Исследования. 2 icon Исследования
20-40 станиц, должна называться в соответствии с ее содержанием, например: «Современное состояние проблемы изменения умственной работоспособности...
Исследования. 2 icon Исследования характеристик излучения автоэмиссионных ламп с автокатодами...
В настоящее время идут интенсивные исследования в области создания плоских энергосберегающих и одновременно эффективных источников...
Исследования. 2 icon Рабочая программа дисциплины (модуля)
Цель: Познакомить с основами современной географической науки, историей ее развития, структурой знаний и научных направлений, методами...
Исследования. 2 icon Актуальность исследования проблемы совершенствования качества магистерских диссертаций
Социально- экономическая эффективность результатов исследования молодых ученых в области образования. Материалы всерос науч практ...
Исследования. 2 icon Основы
При сборе информации необходимо расставить приоритеты таким образом, чтобы в первую очередь оценить наиболее вероятные причины нарушения....
Исследования. 2 icon Исследование структурирования пространства в семье было одним из...
Полевые исследования студентов рггу: этнология, фольклористика, лингвистика, религиоведение. Вып М., 2007. С. 39-43
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции