Модернизация финансово-экономического образования: проблемы и перспективы




Скачать 121.92 Kb.
Название Модернизация финансово-экономического образования: проблемы и перспективы
Дата публикации 09.06.2014
Размер 121.92 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Экономика > Документы
МОДЕРНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Корепанов В.К. (научный руководитель Корепанов К.И.)
Удмуртский государственный университет, г. Ижевск
Процесс модернизации финансово-экономического образования естественным образом несет в себе как проблемы, так и перспективы. Сейчас много об этом пишут, что становится особенно актуальным в рамках вступления России в Болонскую образовательную систему и приведения нашего образования к стандартам мирового образовательного пространства в целом и общеевропейским стандартам в частности. Актуальность содержания данной статьи обусловлена процессами реформирования системы образования РФ в контексте повышения качества образовательных услуг.

«Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса», - пишет И.Р. Салахов [2:с.6-12]. Осуществляется трансформация образовательной парадигмы: предлагаются и внедряются новые методы нового содержания учебных дисциплин, изменяется педагогический менталитет.

В условиях данного процесса много говорят и о «развитии креативности студентов в образовательном пространстве вуза» (Щеглова С.Н. [1:с.158-161]), «формировании образного мышления студентов» (Спицин И.С. [1:с.130-131]), «формировании инновационного мышления выпускника вуза» (Родионова И.В., [1:с.106-109]) и т.п., фактически по-новому представляя содержание и структуру понятия «профессиональная компетентность» студентов вуза и выпускников (Маршуба О.А., [1:с.83-85]) в будущей системе передовой «модернизированной» структуры образования.

Рассматривая аспект модернизации образования в части подготовки компетентных выпускников финансово-экономических специальностей, следует сказать, во-первых, что это перспективно: тенденции формирования мирового образовательного пространства определяют его как непрерывный развивающийся, целенаправленный международный процесс преемственности уровней образования, для которого характерны постоянное «обновление и саморазвитие» (И.Р. Салахов) сообразно изменениям, происходящим сегодня в обществе. Во-вторых, что немаловажно, состояние системы образования должно соответствовать «современным потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства» (И.Р. Салахов). Международные общественные интеграционные процессы повсеместно и стремительно развиваются, а значит, качеству высшей школы будут предъявляться все новые запросы, а критерии его оценки станут, на наш взгляд, более обширными и строгими, охватывая по возможности наиболее полный перечень знаний, умений, навыков (так называемых «пресловутых ЗУН»), характеризующих современного и перспективного компетентного выпускника вуза. При этом, согласно рекомендации ЮНЕСКО еще к «международной стратегии действия в области образования и подготовки кадров…», образование должно не только передавать эти ЗУН, «ценности и другие составные элементы культуры, к которой принадлежит индивидуум, но также развивать его самостоятельность, способствовать его творческой деятельности…». С этой целью вуз должен решать задачи (согласно концепции воспитательной работы КГТУ) «предоставления каждому гражданину возможности для интеллектуального, культурного и нравственного развития,…повышающего профессиональную мобильность и социальную защищенность личности в условиях рыночной экономики» [6:с.106]

В этих условиях та высшая школа, что сумеет мобилизовать свои усилия во благо качества образования, в сторону его модернизации, - будет в том или ином случае обладать конкурентными преимуществами. Новые методики, новый подход к обучению, иное отношение к студенту, новый педагогический менталитет, - все это определит перспективы образования, в том числе и в области подготовки специалистов финансово-экономического профиля.

Проблемы же высшего финансово-экономического образования предстают в свете «социокультурной адаптации студентов к рыночным отношениям» (И.Р. Салахов) [3], как «интегративного, личностно и социально значимого качества специалиста нового типа, представляющего собой совокупность свойств личности, обеспечивающих ее внутреннюю готовность активно включаться в рыночные отношения на социокультурной основе».

Подготовка специалистов должна быть направлена на «гармонизацию в их сознании социокультурных ценностей рыночной экономики и общечеловеческих непреходящих ценностей» (И.Р. Салахов). Салахов И.Р. разработал в своей монографии модель содержания формирования социокультурной адаптации студентов к рыночным отношениям применительно к образованию в ссузах, но мы предполагаем успешную применимость данной модели и в отношении модернизации финансово-экономического образования и развития способности к адаптивности у будущих экономистов. При этом условиями эффективности реализации данной модели являются: «системность; построение, основанное на отдельных блоках, приспособленных к динамике рыночных отношений; выделение в качестве системообразующего фактора совокупности ментально-эмоциональных установок, выражающих активную личностную позицию студента в отношении личностных отношений». С учетом этого важнейшим элементом в рамках разработанной И.Р. Салаховым модели мы считаем способность будущих выпускников-экономистов «к выработке личностных качеств, важных в условиях динамики рыночных отношений (динамизм, нравственная устойчивость, высокий культурный уровень и др.)» [3]. «Конкурентоспособный, самодостаточный выпускник быстро адаптируется на «поле» отечественной и мировой экономики», - отмечает Назмутдинова Р.Н. [4:с.3]).

Другим аспектом глобализации высшего экономического образования, аспектом того, что оно приобретает международный характер, в котором национальные и региональные образовательные системы все более тесным образом взаимосвязаны и взаимодействуют через посредство так называемых «мировых языков» образовательного пространства (английского, испанского, французского и др.) и крупных региональных и межрегиональных языков (китайского, немецкого, русского, португальского, итальянского и др.) - становится проблема подготовки компетентных и культурно образованных специалистов-международников, специалистов в первую очередь с отличным знанием специфики и культуры конкретного языка либо языковой группы в сфере профессиональной коммуникации и свободным владением им(-и). Какой язык выбрать будущему специалисту для активного освоения, на чью бизнес-культуру поведения ориентироваться? На данный момент, конечно, выбор неизбежно останавливается на английском языке и англо-американской поведенческой корпоративной культуре как наиболее влиятельных в сфере экономики и политики, хотя, на наш взгляд, существуют более «гуманные» и «человечные» (учитывающие профессиональный человеческий фактор, культуры с высокой оценкой человеческого капитала) культуры профессионального делового общения. Другое дело, что они менее влиятельны в социально-экономическом и политическом аспектах, хотя сохраняют неизменно высокую позицию в области культурных достижений. Мы говорим здесь в первую очередь об испанском языке как языке международной деловой и культурной коммуникации, значительно более легком в освоении в сравнении с английским (особенно на начальном этапе изучения), насыщенном эмоционально (ведь люди – не роботы) и богатом в средствах выражения, и о культуре испаноязычных стран в частности и всех латино-романских государств в целом. Многие из этих «цивилизаций», разумеется, остаются пока еще «третьим миром», однако неразвитость их экономической инфраструктуры отнюдь не предопределяет ущербный духовный и культурный мир данных стран. Так, в обширной базе мировых электронных образовательных ресурсов авторы данной статьи встретили богатый теоретический и эмпирический материал (курсы лекций, семинарские занятия) стран Центральной Америки (Эквадор, Мексика и др. см. например youtube.com). И не следует думать в данном образовательном контексте о неразвитости или «отсталости» профессорско-преподавательского состава этих стран – ныне они все более тесно включаются во всемирный процесс создания мирового наследия науки и образования; способствуют тому и широкомасштабные международные обменные и грантовые программы обучения и стажировки (Erasmus Mundus, Erasmus Master, Tempus и др.). Специалисты стремятся все более интенсивно изучать международные языки. В последние годы (10-15 лет) наметился всплеск, а в некоторых странах (США, Россия, Украина) даже бум на изучение испанского языка; мы же чисто субъективно считаем, что именно ему через 20-30 лет предстоит ведущая роль двигателя мирового образования и науки.

Да и вопрос о том, что является мировым языком, весьма дискуссионен и поэтому остается открытым как на официальном (разве что за исключением шести рабочих языков ООН), так и на исследовательском уровне. Одни исследователи в качестве критериев классификации принимают общее число говорящих, преимущественно как на родном языке (коренных лингвоносителей), (китайский, испанский), другие – всеохватывающий международный характер и число изучающих как второй язык (английский, французский, испанский), третьи – характеризуя язык с точки зрения достижений культуры и мировой цивилизации (итальянский, испанский) и т.д. В любом случае, в рамках модернизации финансово-экономического образования предстает важным фактором образованности проблема формирования хороших лингвокультурных компетенций будущего и настоящего специалиста. «Обучение иноязычному общению в контексте диалога культур предполагает, что коммуникативное и социокультурное развитие студентов средствами иностранных языков способствует формированию у них коммуникабельности, речевого такта, непредвзятости во мнениях, [суждениях] и оценках, готовности к совместной деятельности с людьми различных взглядов и профессий независимо от их этнической, расовой и социальной принадлежности и вероисповедания», - пишет Голикова А.А. в статье «Формирование языковой коммуникативной компетентности как важнейший фактор подготовки специалиста» [4]. «Современное социокультурное понимание творческих аспектов языка осмысливается в виде разнообразных лингвокоммуникативных ритуалов, «конструирующих» социокультурные реальности» (Багаутдинов А.А.[5:с.7]).

Другой проблемой выступает доступность такого образования. «Особое значение приобретает образование, в котором большую роль играют инновации. Речь идет об элитном экономико-правовом образовании, критерием которого являются способности и таланты детей, а не их социальное происхождение и богатство родителей», - считает Назмутдинова Р.Н. [4:с.3]). – «Оно представляет собой опережающее образование высокого качества, дающее интегрированные знания, формирующие системное мировоззрение. Именно оно может обеспечить подготовку научной элиты, имеющей культурный капитал, ощущающей социальную ответственность за последствия практического применения научных достижений». Однако качественное, инновационно-элитарное и доступное образование вовсе не означает его бесплатности. К этой проблеме мы вернемся чуть ниже по тексту.

Много говорят сейчас и о междисциплинарном синтезе (интеграции), и о творческом подходе к нему. Это является одновременно и проблемой и перспективой, - причем, на наш взгляд, вполне блестящей, - на пути к модернизации финансово-экономического образования. «Значительное место в формировании научной элиты отводится интеграции гуманитарных, естественнонаучных, [добавим – технических, в зависимости от классификации научных дисциплин] и экономических знаний, что способствует формированию высокообразованных специалистов, способных осуществлять в процессе научного труда творческую самореализацию, активное включение в жизнь общества», - пишет к.с.н. Низамутдинова Р.Н. [4:с.3]). – «Системность и целенаправленность», актуальность применения на практике учебных и научно-исследовательских преимущественно теоретических результатов деятельности преподавателей и учащихся - вот те факторы высшего образования, которым следует уделять особое внимание.

Связанная с этим проблема – инновационность образования, передовые педагогические разработки их практическое применение. И нельзя не согласиться с Назмутдиновой Р.Н. в том, что «поиск новых методологических приемов, умение следовать современной парадигме российского общества и образования, требованиям рынка позволят… подготовить востребованных и конкурентоспособных специалистов… Элитное образование инновационно по характеру, представляет новые возможности создания высоконаучных учебных сред, органически связано с фундаментальными научными исследованиями и подготовкой научной элиты… Образование – это стратегическая линия государства…» [4:с.3-4]. Мероприятия и действия государства должны выступать ориентиром для образовательной линии вузов, должны быть направлены на поддержание и развитие доступности (прежде всего финансовой) и качества образования.

Высшее образование вместе с тем – это и коммерческий продукт. Оно не может и не должно быть повсеместно бесплатным, но экономически оправданное, базовое и достаточное количество бюджетных мест социально необходимо, чтобы позволить «бриллиантам» и «самородкам» в первую очередь из недостаточно обеспеченных семей реализовать свои культурные потребности во благо общества и государства.

О релевантной тенденции укрупнения высших учебных заведений… Безусловно, она актуальна в целях снижения количества низкопробных вузов, однако нужно помнить, что инновационность в первую очередь стимулируется мобильными по природе «малыми предприятиями», поэтому следует, на наш взгляд, поддерживать создание авторских методологических научных школ при условии экономической и социальной обоснованности подготовленных их руководителями бизнес-планов. Это опять же к продолжению проблемы инновационности образования…

Еще одна проблема, восходящая к инновационности обучения – степень научно-исследовательского сотрудничества вузов. «Эффективность инновационного процесса обеспечивается не столько результативностью каждого этапа инновации, сколько надежностью связи, скоростью перехода от любого предыдущего этапа к последующему. Динамика и результат создания и реализации новшеств зависят от их взаимодействия. Следовательно, движение научной идеи к практическому использованию предполагает реализацию системы связей и отношений между субъектами инновационного процесса», - пишет Огородникова Ю.Г. в статье «Системный и ситуационный подходы в экономической инновации» [7:с.129].

В настоящее время обозначилась органичная связь образования с наукой, что трансформирует его в мощный двигатель экономического роста, содействует увеличению валового внутреннего продукта, позитивно воздействуя на современные социальные процессы. Главными тенденциями нынешнего образования являются два глобальных процесса, которые, с одной стороны, противостоят друг другу, а с другой — взаимосвязаны и взаимодополняемы. Это процессы диверсификации и интернационализации образования. О последней мы уже достаточно сказали в данной статье Скажем только, что Интернационализация образования нацелена на сближение национальных систем, нахождение и развитие в них общих универсальных концептов и элементов, тех общих оснований, которые составляют основу разнообразия национальных культур, содействуя их взаимообогащению. Инструментами интернационализации выступают обмен

студентами, преподавателями и исследователями, признание дипломов и ученых степеней, общие стандарты образования и др.

В частном и узком понимании интернационализацию образования можно рассматривать на уровне его «европеизации». Так, высшее образование играет важную роль в жизни общества, создании новых знаний, передаче его студентам и стимулировании инновационной деятельности. Европейский Союз совместными усилиями составляющих его стран содействует высшим учебным заведениям по всей Европе в их усилиях по модернизации, в отношении как предлагаемых ими курсов обучения, так и методов их работы [9].

Диверсификация предполагает организацию новых образовательных учреждений, придание образовательных функций общественным учреждениям, введение новых направлений обучения, новых курсов и дисциплин, создание междисциплинарных программ, - данные аспекты современного образования также затронуты в данной статье. В перспективе меняется процедура набора студентов, методы и приемы обучения. Реорганизуется система управления образованием, структура учебных заведений и порядок их финансирования [8]. По-мнению Елкина С.Е., «перечисленные тенденции определяют основные направления в развитии новой образовательной системы», при этом диверсификация и интернационализация не столько диалектически противодействуют, сколько взаимодополняют возможные негативные моменты в каждом из них.

Современная система высшего профессионального образования предъявляет возросшие требования к социокультурному, интеллектуальному, нравственному уровню развития будущего специалиста экономического профиля, его общей и профессиональной культуре. В этих условиях релевантной становится потребность насыщения рынка труда специалистами, комбинирующими богатые теоретические знания и способности к мобильной адаптации «к условиям реального производства» (Елкин Е.С.) и соответствующей рыночной конъюнктуре.

«Президент РФ Дмитрий Медведев сделал экономическую модернизацию его ключевым приоритетом, но ученые говорят: десятилетия недоинвестирования в науку и научно-техническое образование и непрозрачные распределения грантов делают эту задачу весьма сложной»[10], - пишет агентство Рейтер.

В Заключение напомним, что «конкурентоспособность страны, ее благосостояние зависят от многих факторов, в числе которых состояние национальной системы образования занимает первостепенное место. Право на образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России» [8].
Список литературы

  1. Традиции и новации гуманитарного образования в формировании общекультурных компетенций: Материалы межвузовской научно-практической конференции (Москва, 26 ноября 2009г.). – М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2009. – 169 с.

  2. И.Р. Салахов. Образование и наука в современном мире: Монография. – Казань: РИЦ «Школа», 2008. – 384 с.

  3. И.Р. Салахов. Социокультурная адаптация студентов к рыночным отношениям: Монография. – Казань: РИЦ «Школа», 2007. – 184 с.

  4. Высшее образование и наука. Сборник научных трудов// НОУ ВПО Академия управления «ТИСБИ». – Альметьевск. 2008.

  5. Багаутдинов А.А. Язык как метатеоретический концепт и конструктор социокультурной реальности// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Казань, 2006.

  6. Воспитательная работа в современном вузе: концепция, программы, технологии. Казань. 2003

  7. Ситуационные исследования. Выпуск 1: Ситуационный подход. По материалам всероссийского семинара/Под общей ред. проф. Н.М. Солодухо. Казань: Изд-во КГТУ, 2005. 188 с.

  8. Елкин С.Е., Калинина Н.М., Чижик В.П. Модернизация системы экономического образования в России в условиях институциональной трансформации научно-образовательных комплексов// "Успехи современного естествознания", № 12 за 2010 год

  9. Higher education in Europe [Электронный ресурс]: European Commission: Education and Training/ ec.europa.eu — ec.europa.eu is the official website of the European Commission and part of Europa – the official EU website. ——Режим доступа: http://ec.europa.eu/education/lifelong-learning-policy/doc62_en.htm . — 10.01.2011.

  10. Analysis - Russian modernization hinges on education reform [Электронный ресурс]: By Nastassia Astrasheuskaya. Tue Jul 20, 2010 12:13.EDT——-Режим доступа:  http://www.reuters.com/article/idUSTRE66J0C420100720

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Модернизация финансово-экономического образования: проблемы и перспективы icon Инновационные методики в финансово-экономическом образовании: проблемы и перспективы

Модернизация финансово-экономического образования: проблемы и перспективы icon 1. Современное образование: проблемы, перспективы, задачи
Современное российское образование: проблемы, перспективы, задачи, необходимость реформ, иллюзии
Модернизация финансово-экономического образования: проблемы и перспективы icon Развитие метапредметных способностей обучающихся на уроках физической...
Ключевые слова: модернизация физкультурного образования, метапредметные способности, стандарты второго поколения
Модернизация финансово-экономического образования: проблемы и перспективы icon Всероссийской научно-практической конференции: «Клиническая психология:...

Модернизация финансово-экономического образования: проблемы и перспективы icon План мероприятий учреждения образования “Национальный центр художественного...
Республиканская методическая гостиная “Гражданско-патриотическое воспитание в условиях учреждений внешкольного воспитания и обучения:...
Модернизация финансово-экономического образования: проблемы и перспективы icon Книга посвящена анализу производственных инвестиций (долгосрочных...
Книга предназначена широкому кругу лиц, изучающих или использующих методы финансово-экономического анализа, а также специалистам...
Модернизация финансово-экономического образования: проблемы и перспективы icon Интегрированный мониторинг земельных участков. Проблемы и перспективы
В. К. Корепанов, научный сотрудник и преподаватель гаоу впо «Альметьевский государственный институт муниципальной службы»
Модернизация финансово-экономического образования: проблемы и перспективы icon В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект
Б. Мартенс. Когнитивные механизмы экономического развития и институциональных изменений
Модернизация финансово-экономического образования: проблемы и перспективы icon Бизнес-план финансово-экономической деятельности образовательного учреждения
Направление было реализовано авторами статьи в Южном учебном округе г. Москвы, где стажировались несколько групп специалистов, работающих...
Модернизация финансово-экономического образования: проблемы и перспективы icon Т. И. Ланцова культура XX века: проблемы и перспективы
Методическое пособие предназначено для ориентирования студентов в процессе изучения дисциплины в опоре на предложенный материал и...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции