«Социологическое исследование»




Скачать 99.33 Kb.
Название«Социологическое исследование»
Дата публикации22.09.2014
Размер99.33 Kb.
ТипИсследование
literature-edu.ru > Доклады > Исследование


Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения

ОмГУПС (ОмИИТ)

Институт менеджмента и экономики

Кафедра «Связи с общественностью»

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института менеджмента

и экономики (ИМЭК)

_________________С.А. Ветров

«__» _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине

«Социологическое исследование»

для студентов по специальности 03060062 – Журналистика

Курс III

Семестр VI

Зачет VI семестр

Экзамен -

Аудиторные занятия всего 54 ч

Из них:

Лекции 36 ч

Практические (семинарски) занятия 18 ч

Курсовая работа -

Самостоятельная работа студентов всего 76 ч

Всего часов трудоёмкости по дисциплине 130 ч

Омск 2010

Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО специальности 03060062 – Журналистика (квалификация - журналист).

Составители рабочей программы:

Профессор кафедры СО ________________ Костарев С.В.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол №_______ от «___» ________________________20___г.
Заведующий кафедрой

«___» _______ 20__г. ________________ С.А. Ветров

Рабочая программа одобрена методической комиссией ИМЭК ОмГУПС

«__» _________________________ 20__ г.
Председатель МК ИМЭК ________________ В.П. Шпалтаков

Программа дисциплины «Социологическое исследование» составлена в соответствии с требованиями ГОСТ ВПО для специальности 03060062 – «Журналистика» (квалификация - журналист).

Цели и задачи дисциплины


Целью изучения дисциплины «Социологическое исследование» является усвоение студентами определенной Госстандартом базы знаний по журналистике.

Задачи изучения дисциплины включают в себя

  • усвоение студентами объема знаний по выбору адекватных методов социологического исследования и разработке программы исследования;

  • формирование у студентов умений в сфере проведения социологического исследования с использованием различных методов;

  • развитие у студентов навыков самостоятельной работы с научной литературой и различными источниками информации.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Исходный уровень знаний и умений, которыми должен обладать студент, приступая к изучению данной дисциплины


Студент должен владеть основными теоретическими и практическими принципами работы журналиста.

Место и роль дисциплины как составной части образовательно-профессиональной ступени высшего профессионального образования.


Курс ставит своей задачей изучение современных методов и технологий социологического исследования, тенденций развития социально-исследовательской деятельности в России и в мире и достижение понимания того, каким образом различные теоретические подходы и идеи могут быть использованы в конкретных исследовательских программах.

Курс является базовым. Выпускникам, планирующим заниматься практической деятельностью, курс поможет понимать внутренние механизмы социологического исследования и использовать это знание в своей работе, особенно если эта работа будет связана с выяснением общественного мнения и мнения отдельных социальных групп.

В результате изучения дисциплины студент должен:


  • свободно ориентироваться в основных теоретических подходах к организации социологического исследования,

  • уметь пользоваться основными методами социологического исследования;

  • применять изученные методы в практической деятельности журналиста.

Формы работы студентов:


  • прослушивание лекций;

  • участие в дискуссиях на семинарах;

  • изучение научных текстов к каждому семинару;

  • доклады на семинарах;

  • работа в малых группах на семинарах;

  • домашняя работа по сбору и обработке эмпирического материала и его интерпретации с помощью изучаемых категорий;

  • защита выполненной работы и полученных результатов.

Виды контроля.

Текущий:


  • ответы на вопросы преподавателя на семинарах.

Промежуточный:


  • презентация результатов этапов исследовательской работы;

Итоговый:


  • защита выполненной исследовательской работы.

Методика формирования результирующей оценки.


  • Ответы на вопросы - 30%

  • Исследовательская работа - 70%

Тематический план




Наименование тем и разделов

ВСЕГО (часов)

Аудиторные занятия (час), в том числе

Лекции

Семинары

1

Тема 1. Структура социологического знания




4

2

2

Тема 2. Методы социологического исследования




4

2

3

Тема 3. Проблема выборки. Шкалирование




4

2

4

Тема 4. Анализ документов. Контент-анализ




4

2

5

Тема 5. Анкетирование как метод сбора данных




4

2

6

Тема 6. Интервью как метод сбора данных




4

2

7

Тема 7. Наблюдение как метод сбора данных




4

2

8

Тема 8. Эксперимент как метод сбора данных




4

2

9

Тема 9. Способы обработки информации




4

2




ИТОГО:

54

36

18

Темы и краткое содержание

Тема 1. Структура социологического знания


Введение в курс. Объяснение специфики социологического знания и особенностей изучения объектов и субъектов социального взаимодействия. Формулирование метода партисипативного циклического обучения, применяемого в дисциплине.

Тема 2. Методы социологического исследования


Определение понятий теоретического и эмпирического исследование. Выявление и сравнение достоинств и недостатков методов теоретического и эмпирического исследования. Формулирование комплексного подхода и определение типовой программы социологического исследования.

Тема 3. Проблема выборки. Шкалирование


Определение генерализуемости объекта социологического исследование. Введение понятия выборки и репрезентативной выборки. Описание методов формирования выборки (простая, систематическая, кластерная). Изучение способов измерений и шкалирования.

Тема 4. Анализ документов. Контент-анализ


Определение понятия документов в социологическом исследовании. Описание контент-анализа, как метода социологического исследования (методы, этапы, объекты). Количественный и качественный контент-анализ. Методы сортировки и шкалирование (попарное сравнение, Q-сортировка). Ограничения метода контент-анализа

Тема 5. Анкетирование как метод сбора данных


Определение опроса, как метода социологического исследования. Виды анкетирования и особенности проведения опросов. Организация, лексика, этапы и инструменты проведения опросов. Составление анкеты для проведения опроса.

Тема 6. Интервью как метод сбора данных


Определение интервью, как разновидности опроса. Виды интервью и особенности их проведения. Организация, лексика, этапы и инструменты проведения полуструктурированного интервью.

Тема 7. Наблюдение как метод сбора данных


Место наблюдения в классификации методов сбора данных. Прямое наблюдение, виды, процедура. Неконтролируемое и контролируемое наблюдение. Простое и включённое наблюдение. Организация и повышение надёжности наблюдений.

Тема 8. Эксперимент как метод сбора данных


Психологические методы социологических исследований. Предназначение и пределы использования. Феномен внутригруппового взаимодействия. Метод фокус-групп. Алгоритм организации, технология и порядок проведения заседания, обработка полученных данных.

Тема 9. Способы обработки информации


Особенности социологической информации. Субъективная и объективная данных социологического исследования. Экспертиза данных и подготовка совместного решения на основе полученной информации. Метод заочной коллективной экспертизы (метод Дельфи).

Самостоятельная работа


В ходе изучения дисциплины студенты разрабатывают и выполняют социологическое исследование на выбранную и утверждённую преподавателем тему. В качестве темы для социологического исследования рекомендуется выбирать конкретную проблему, затрагивающую ограниченное количество участников (от 20 до 100), с которыми можно установить непосредственный контакт для проведения исследования.

Форма итогового контроля


Зачет

Вопросы к зачету


  1. Структура социологического знания. Эмпирическая социология.

  2. Прикладное значение социологических исследований.

  3. Характеристика этапов проведения социологического исследования.

  4. Виды социологических исследований.

  5. Анкетирование как метод сбора социологической информации. Виды анкетирования.

  6. Правила построения анкеты.

  7. Особенности почтового анкетирования (преимущества и недостатки)

  8. Процедура анкетирования. Правила общения интервьюера с респондентами.

  9. Интервью как метод сбора социологической информации. Виды интервью.

  10. Процедура интервью. Правила общения интервьюера с респондентами.

  11. Особенности телефонного опроса (преимущества и недостатки)

  12. Наблюдение как метод сбора социологической информации. Виды наблюдения.

  13. Анализ документов как метод сбора социологической информации.

  14. Эксперимента как метод сбора социологической информации.

  15. Общая характеристика программы социологического исследования.

  16. Элементы программы социологического исследования.

  17. Проблема выборки. Репрезентативность, генерализуемость, правила выборки.

  18. Программа социологического исследования: цели, гипотезы, задачи.

  19. Интерпретация и операционализация понятий.

  20. Понятие “измерение” в социологии. Виды шкал (номинальная, метрическая).

  21. Критерии надежности шкал.

  22. Способы обработки и оформления социологической информации.

  23. Принципы создания отчёта о проведенном социологическом исследовании.

  24. Рабочий план социологического исследования.

Учебно-методическое обеспечение курса

Основная литература


№ п/п

Наименование,

кол-во экземпляров

в библиотеке

Автор(ы)

Место издания, издательство, год

1

Социология [Электронный ресурс]: учебное пособие

П. Д. Павленок,

Л. И. Савинов,

Г. Т. Журавлев

М. : Дашков и К. - 2010.

2

Социология. Конспект лекций [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов

И. В. Мирошниченко

М. : А-Приор. - 2009.

3

Социология [Текст] : учебник – 1 экз.

С. С. Фролов.

М. : Гардарики, 2006. - 343 с.

Дополнительная литература


№ п/п

Наименование,

кол-во экземпляров

в библиотеке

Автор(ы)

Место издания, издательство, год

1

Социологическое исследование: практическое руководство [Текст] : практическое руководство – 11 экз.

З. В. Сикевич

СПб. : Питер, 2005. - 319 с.

2

Социология в вопросах и ответах [Текст] : учебное пособие – 1 экз.

О. П. Киреева.

М. : КноРус, 2006. - 264 с.

3

Методы сбора информации в социологических исследованиях [Текст] : монография – 1 экз.

Ред. В. Г. Андреенков, Ред. О. М. Маслова

М. : Наука, 1990.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Социологическое исследование» iconМедико-социологическое исследование имиджа здравоохранения региона
Е. В. Ковалёв, тезисы Международной конференции «Современная система здравоохранения», 2013 год, г. Новосибирск

«Социологическое исследование» iconСоциологическое
Исходя из этого, мы определили задачи исследования, а именно, поддерживая имидж чтения, выяснять сферы интересов молодежи, выявлять...

«Социологическое исследование» iconИсследование дифракции света Эффект саморепродукции Рассеяние лазерного...
Исследование объемной активности проб строительных материалов, используемых при строительстве жилья в г. Ейске

«Социологическое исследование» iconИсследование гражданско-правового аспекта авторского права в России...
Исследование гражданско-правового аспекта авторского права в России на современном этапе

«Социологическое исследование» iconРефрактометрическое исследование спонтанного изменения показателя...
Рефрактометрическое исследование спонтанного изменения показателя преломления воды

«Социологическое исследование» iconИсследование «Отношение молодежи к гражданскому браку»

«Социологическое исследование» iconИсследование пористой структуры и фотокаталитической активности наноструктурных...

«Социологическое исследование» iconСравнительное экспериментально-морфологическое исследование
Берченко Г. Н., Кесян Г. А. Уразгильдеев Р. З., Арсеньев иг., Микелаишвили Д. С., Болбут мв

«Социологическое исследование» iconИсследование источников и литературы по конкретной теме
Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Социологическое исследование» iconГлава
Исследование факторов и условий, необходимых для успешного формирования учебно-познавательной мотивации школьников …

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции