Учебно-методический комплекс «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и относится к циклу дисциплин «Бухгалтерский учет»




НазваниеУчебно-методический комплекс «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и относится к циклу дисциплин «Бухгалтерский учет»
страница1/27
Дата публикации06.10.2014
Размер3.43 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
literature-edu.ru > Бухгалтерия > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


Содержание



Введение 4

Глава 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета 5

Глава 2. Учетная политика организации 15

Глава 3. Учет капитала 25

Глава 4. Учет вложений во внеоборотные активы 36

Глава 5. Учет основных средств 48

Глава 6. Учет нематериальных активов 67

Глава 7. Учет производственных запасов 80

Глава 8. Учет денежных средств 99

Глава 9. Учет оплаты труда 114

Глава 10. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 127

Глава 11. Учет затрат на производство продукции
(работ, услуг) 138

Глава 12. Учет незавершенного производства,
готовой продукции и товаров 153

Глава 13. Учет доходов и финансовых результатов 167

Глава 14. Бухгалтерская отчетность 185

Глава 15. Сквозная задача
«Финансовый учет в коммерческих организациях» 203

Задания к контрольным работам 228

Вопросы к зачету 229

Словарь терминов 231

Список литературы 240

Приложения 242

Введение




Учебно-методический комплекс «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и относится к циклу дисциплин «Бухгалтерский учет».

Структура учебного пособия создает возможность самостоятельной работы и знакомит студентов с основными участками учетного процесса. Она позволяет проследить этапность выполнения бухгалтерских процедур, начиная с обработки информации, содержащейся в первичных документах, разработки показателей учетных регистров и заканчивая составлением баланса и отчетности.

Содержание работы разделено по темам, каждая из которых включает следующие элементы:

1) Комплекс упражнений, раскрывающий ту или иную ситуацию хозяйственной деятельности.

2) Тесты и ответы к ним, расположенные в конце учебного пособия, для самостоятельной проверки знаний студентов.

В заключении приведена сквозная задача, базирующаяся на условных данных и в совокупности охватывающая содержание материала упражнений и тестов, что позволяет закрепить полученные в ходе самостоятельной работы знания в области бухгалтерского (финансового) учета.

Выполнение упражнений, тестов и сквозной задачи базируется на изучении учебно-теоретического материала современной литературы.

При составлении упражнений, тестов и сквозной задачи использованы нормативные документы по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, а так же комментарии к Плану счетов бухгалтерского учета.

Приведенный в каждой главе перечень нормативных документов, необходимых для выполнения заданий, подлежит критической оценке со стороны студентов в связи с частыми изменениями законодательной базы в области бухгалтерского учета и налогообложения.

Глава 1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета




В настоящее время сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень представлен федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, указами Президента РФ, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета на предприятиях. Документами этого уровня являются Федеральные законы «О бухгалтерском учете», «Об акционерных обществах» и др.

Второй (нормативный) уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета.

Третий (методический) уровень образуют инструкции, рекомендации и аналогичные методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином России, федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, Порядок отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами, Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и произволе финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания и др.

Четвертый уровень составляют организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику предприятия, которые разрабатываются самим предприятием или консультационными фирмами по заказу предприятия. Документами этого уровня являются приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов или операций в организации.

Нормативные акты, необходимые для выполнения заданий:

1. Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

2. Федеральный закон от 30 ноября 1995г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах».

3. Постановление Правительства РФ от 9 января 1997г. № 24 «О Порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы».

4. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».

5. Приказ Минфина РФ от 13 октября 2003г. № 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств».

6. Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001г. № 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».

7. Приказ Минфина РФ от 30 декабря 1996г. № 112 «О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности».

8. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998г. № 64н.

9. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29 июля 1983г. № 105 по согласованию с ЦСУ СССР).

10. Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

11. Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения.
Тренировочные задания
Примеры решения задач

1. Определите, какие обязательные реквизиты отсутствуют в приведенной форме расходного кассового ордера (рис. 1.1) и какие ошибки допущены бухгалтером при его оформлении. Оформите этот документ в соответствии с требованиями ФЗ «О бухгалтерском учете», Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Постановления Госкомстата РФ от 18 августа 1998г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций». Недостающие данные введите самостоятельно.
Рис. 1.1. Пример оформления расходного кассового ордера

для выполнения задания

Решение. Отсутствуют: номер документа, код структурного подразделения, корреспондирующий счет, кредит счета, подпись лица, получившего денежные средства, дата получения, сумма прописью, паспортные данные. Допущенные ошибки: сумма прописью написана со строчной буквы, копейки указаны прописью, в приложении следовало указать – «расчетный листок» или «расчетная ведомость».
2. Из приведенного ниже перечня бухгалтерских документов выберите первичные и сводные, проведите их группировку, предварительно определив участки учета, к которым относится обобщение информации.

Приходный ордер; сличительная ведомость; акт о приемке материалов; платежное требование; номенклатура-ценник; накопительная ведомость движения материалов по складу; журнал-ордер № 6 «Расчеты с поставщиками»; счет; ведомость учета продаж продукции (работ, услуг); книга складского учета; акт на списание спецодежды и специнвентаря; оборотная ведомость по движению материалов; счет-фактура, выставленная покупателю по отгруженной продукции; отчет кассира; доверенность; расчет сумм начисленного НДС и НДС, подлежащего возмещению; ведомость аналитического учета расчетов с поставщиками; сальдовая ведомость; журнал-ордер № 1 «Касса».

Решение. Учет материалов: первичные документы – приходный ордер, акт о приемке материалов, акт на списание спецодежды и специнвентаря, доверенность; сводные документы – сличительная ведомость, журнал-ордер № 6 «Расчеты с поставщиками», книга складского учета, оборотная ведомость по движению материалов, ведомость аналитического учета расчетов с поставщиками, сальдовая ведомость.

Учет денежных средств: первичные документы – платежное требование, счет; сводные документы – отчет кассира, журнал-ордер № 1 «Касса».

Учет продаж: первичный документ – счет-фактура, выставленная покупателю по отгруженной продукции; сводный документ – ведомость учета продаж продукции (работ, услуг).
Выполните самостоятельно

1. Из приведенного ниже перечня бухгалтерских документов выберите первичные и сводные, проведите их группировку, предварительно определив участки учета, к которым относится обобщение информации.

Инвентарная карточка; материальный ярлык; ведомость распределения материалов; лицевой счет; расчет сумм амортизационных отчислений; табель учета рабочего времени; дефектная ведомость; ведомость № 12 «Учет затрат цехов»; журнал-ордер №7 «Расчеты с подотчетными лицами»; расчетно-платежная ведомость; справка-расчет дивидендов, приходящихся на одну акцию; ведомость учета неотфактурованных поставок № 6 «Строительство»; наряд; реестр невыданной заработной платы; акт на списание объекта основных средств; журнал-ордер № 10 «Затраты на производство»; авансовый отчет; ведомость распределения заработной платы; расчет распределения услуг вспомогательных производств; акт инвентаризации.

2. Предложите вариант организационной структуры бухгалтерской службы для малых предприятий.

Выписка из Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество хозяйственных операций (не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета. Упрощенная форма может вестись без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия путем регистрации операций только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.

3. Определите, какие обязательные реквизиты отсутствуют в приведенной форме требования-накладной (рис. 1.2) на отпуск материалов со склада на эксплуатационно-ремонтные нужды и какие ошибки допущены при его оформлении. Дооформите этот документ в соответствии с требованиями ФЗ «О бухгалтерском учете» и Методических указаний по учету материально-производственных запасов. Недостающие данные введите самостоятельно.
Рис. 1.2. Пример оформления требования-накладной

для выполнения задания

4. Заполните приходный кассовый ордер (рис. 1.3) на основе следующей информации: организация – ООО «Бережок»; порядковый номер регистрации в журнале – 1024; принята от кассира-операциониста Семеновой В.Й. выручка за 16.03.2005 г. на сумму 7945 руб.; кассир центральной кассы – Листова СМ.; гл. бухгалтер – Лапникова ГА Определите, какой обязательный реквизит отсутствует в предложенном условии, и восполните пробел самостоятельно. Впишите в строку «Приложение» документ, который наиболее вероятно будет там указан. К какому документу необходимо приложить квитанцию к приходному кассовому ордеру?
Рис. 1.3. Форма приходного кассового ордера
Тесты

Выберите один правильный ответ
1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ состоит из документов:

а) 2 уровней;

б) 4 уровней;

в) 5 уровней;

г) 3 уровней.

2. Основным документом по бухгалтерскому учету в РФ является:

а) ФЗ РФ «О бухгалтерском учете»;

б) положения;

в) методические рекомендации;

г) инструкции.

3. Основные правила по методологии и организации учета по отдельным его разделам содержат:

а) инструкции;

б) методические рекомендации;

в) Федеральный закон;

г) положения.

4. Методической базой для разработки положений являются:

а) инструкции;

б) Федеральный закон;

в) Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России;

г) Приказы МФ РФ.

5. В дополнение к положениям в соответствии с отраслевыми особенностями разрабатываются:

а) инструкции, методические рекомендации;

б) Федеральный закон;

в) указы Президента;

г) постановления Правительства.

6. Совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятая организацией, – это:

а) положение;

б) инструкция;

в) учетная политика;

г) методические рекомендации.

7. Нормативное регулирование бухгалтерского учета осуществляется в целях:

а) составления и представления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности и обеспечения единообразия ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организациями;

б) ограничения свободы выбора способов ведения учета в организациях;

в) составления и представления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

8. В четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета включаются:

а) методические указания;

б) рабочий план счетов; приказы о приеме на работу;

в) Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России;

9. Законодательное регулирование бухгалтерского учета распространяется:

а) только на российские организации различных организационно-правовых форм;

б) на все российские организации и индивидуальных предпринимателей;

в) на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, филиалы и представительства иностранных организаций, кроме индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения;

г) на российские организации, кроме субъектов малого предпринимательства.

10. Ответственность за соблюдение требований законодательства в области бухгалтерского учета несет:

а) главный бухгалтер;

б) финансовый директор;

в) руководитель организации.

11. К какому уровню нормативного регулирования относится Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу:

а) к первому;

б) ко второму;

в) к третьему;

г) к четвертому.

12. К первому уровню нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся:

а) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ;

б) Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету;

в) План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению.

13. Нормативными документами, регулирующими систему бухгалтерского учета в России, являются:

а) Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России;

б) Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;

в) Методические рекомендации по применению отдельных глав Налогового кодекса РФ.

14. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляет:

а) Министерство экономического развития и торговли РФ;

б) Министерство финансов РФ;

в) Правительство РФ.

15. Стратегическая цель бухгалтерского учета зафиксирована в:

а) Федеральном законе «О бухгалтерском учете»;

б) Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ;

в) Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

16. К какой из классификационных групп учетных документов относится расходный кассовый ордер?

а) к оправдательным.

б) бухгалтерского оформления.

в) к комбинированным.

г) к распорядительным.

17. Обязательный срок хранения бухгалтерских документов для целей исчисления и уплаты налогов:

а) 5 лет;

б) один налоговый период;

в) 6 месяцев;

г) 4 года;

д) 1 год.

18. Допускается ли использование в первичных документах факсимильного воспроизведения подписи или электронно-цифровой подписи?

а) допускается как общепринятое;

б) разрешается в случаях, предусмотренных правовыми актами;

в) запрещается Законом о бухгалтерском учете.

19. Унифицированные формы первичной учетной документации как элемент учетной политики используются:

а) с момента принятия соответствующего решения руководителем организации;

б) с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия решения;

в) с начала финансового года.

20. Внесение дополнительных реквизитов в формы первичной учетной документации на основании внутреннего организационно-распорядительного документа организации:

а) допустимо во всех документах;

б) допустимо, кроме форм по учету кассовых операций;

в) не может быть совершено без согласования с Госкомстатом России.

21. Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм первичной учетной документации:

а) допускается;

б) не допускается.

22. Первичные документы подтверждают факт совершения хозяйственной операции и принимаются к учету:

а) если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации;

б) если они подписаны лицом, уполномоченным оформлять первичные документы;

в) если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, или содержат все обязательные реквизиты.

23. Укажите, какой реквизит первичного документа не является обязательным:

а) наименование документа;

б) дата составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) наименование организации или частного лица, для которых составлен документ;

д) содержание хозяйственной операции;

е) измерители хозяйственной операции;

ж) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, и их подписи.

24. Первичный учетный документ составляется:

а) в момент совершения операции или непосредственно после ее окончания, если определить момент совершения операции не представляется возможным;

б) после окончания хозяйственной операции.

25. Сводные учетные документы составляются для:

а) обобщения данных, содержащихся в первичных документах;

б) удобства обработки данных первичных документов;

в) осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных документов.

26. В чем состоит особенность банковских и кассовых документов?

а) они подписываются только руководителем организации;

б) внесение в них исправлений не допускается;

в) они хранятся в сейфе, который ежедневно опечатывается.

27. Внесение исправлений в первичный документ:

а) не допускается, документ должен быть составлен заново;

б) возможно по согласованию с участниками хозяйственной операции,, при условии подтверждения подписями тех же лиц, которые подписали документы.

28. Использование в качестве первичного документа факсимильной копии возможно:

а) если это предусмотрено соглашением сторон – участников сделки;

б) только в оперативном управлении для принятия управленческих решений, так как факсимильная копия не гарантирует действительность подписи.

29. Срок хранения документов исчисляют:

а) с даты составления документа;

б) с даты сдачи документов в архив;

в) с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводства.

30. Срок хранения первичных учетных документов:

а) должен составлять не менее 5 лет;

б) устанавливается в соответствии с правилами организации государственного архивного дела;

в) определяется правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет, а в случае возникновения споров, судебных разбирательств – до их окончания.

31. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные документы;

а) к учету не принимаются;

б) могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации

32. К какой классификационной группе учетных документов относится авансовый отчет?

а) бухгалтерского оформления.

б) к оправдательным.

в) к комбинированным.

г) к распорядительным.

33. Годовая бухгалтерская отчетность, в том числе баланс организации и пояснительная записка, хранится:

а) постоянно;

б) в течение 10 лет;

в) в течение 5 лет.

34. К документам постоянного хранения относятся:

а) главная книга, журналы ордера, кассовая книга;

б) справки о доходах работников, налоговые карточки, индивидуальные карточки по ЕСН;

в) инвентарные карточки;

г) документы о переоценке основных средств, оценке стоимости имущества организации, акты инвентаризации.

35. Документооборот представляет собой:

а) движение первичных документов внутри организации, передачу их из одного отдела или структурного подразделения в другие;

б) создание первичных документов, их сортировку и сдачу в архив;

в) движение первичных документов – их создание или получение от других субъектов предпринимательства, принятие к учету, обработку, передачу в архив.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и относится к циклу дисциплин «Бухгалтерский учет» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Технологии и методики обучения литературе»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов-бакалавров, обучающихся на филологическом факультете по направлению 050300....

Учебно-методический комплекс «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и относится к циклу дисциплин «Бухгалтерский учет» iconУчебно-методический комплекс Санкт-Петербург 2010 министерство образования...
Базы данных: учебно-методический комплекс /сост.: М. В. Копейкин, В. В. Спиридонов, Е. О. Шумова. Спб.: Изд-во сзту, 2010. – 175...

Учебно-методический комплекс «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и относится к циклу дисциплин «Бухгалтерский учет» iconВысшего профессионального образования институт иностранных языков
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Федеральным Государственным образовательным...

Учебно-методический комплекс «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и относится к циклу дисциплин «Бухгалтерский учет» iconРабочая программа дисциплины основы искусственного интеллекта
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по педагогическим...

Учебно-методический комплекс «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и относится к циклу дисциплин «Бухгалтерский учет» iconУчебно-методический комплекс санкт-Петербург 2010 министерство образования...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 220201. 65 управление и информатика в технических системах,...

Учебно-методический комплекс «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и относится к циклу дисциплин «Бухгалтерский учет» iconПрограмма дисциплины «География» федерального компонента цикла опд...
Гоу впо тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева

Учебно-методический комплекс «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и относится к циклу дисциплин «Бухгалтерский учет» iconУчебно методический комплекс по дисциплине учет и анализ банкротств...
Знание процедур банкротства позволяет более тщательно и эффективно изучать тенденции и закономерности функионирования предприятий...

Учебно-методический комплекс «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и относится к циклу дисциплин «Бухгалтерский учет» iconРабочая программа по дисциплине «физическая география»
Разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования «Государственные требования...

Учебно-методический комплекс «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и относится к циклу дисциплин «Бухгалтерский учет» iconИнститут иностранных языков
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным...

Учебно-методический комплекс «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и относится к циклу дисциплин «Бухгалтерский учет» iconЭлективный курс учебная программа планы семинарских занятий задания...
Учебно-методического комплекса по дисциплине «Этика и нормы морали», составленного в соответствии с Государственным образовательным...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции