Скачать 0.79 Mb.
|
596 Раздел четвертый. Информация для планирования, управления и измерения показателей функционирования Модель Отли исходит из допущения, что в тех случаях, когда менеджеры сталкиваются с высокой взаимозависимостью или неопределенностью, они могут посчитать, что не имеют в полной мере возможностей для управления ситуацией в таких условиях. Здесь жесткое использование сметных данных может оказаться для показателей работы менеджеров дисфункциональным, так как жесткий вариант основывается на том, что менеджер, действия которого оцениваются, может контролировать большинство факторов, влияющих на конечный результат решаемой задачи (Ansari, 1979). С другой стороны, Имоизили (Imoisili, 1989) высказывает предположение, что жесткое использование сметных данных может быть более приемлемо для тех менеджеров, которые полагают, что действительно могут управлять наиболее значимыми для конечных результатов факторами. Это может быть тогда, когда решаемые задачи характеризуются низкой степенью неопределенности или взаимозависимости. Другими словами, к высокому стрессу или низким показателям работы менеджера ведет не сметный стиль как таковой (per se). Скорее повысить общую напряженность или снизить показатели работы менеджеров может несоответствие между стилем использования сметных показателей и характером решаемых задач (Imoisili, 1989). Хирст (Hirst, 1981) также утверждает, что в ситуациях с низкой степенью неопределенности дисфункциональность поведения будет минимизироваться в диапазоне от среднего до активного учитывания показателей работы, а в ситуациях с высокой степенью неопределенности более подходит диапазон от низкого до среднего учитывания. Говиндараджан (Govindarajan, 1984) также полагает, что менеджеры скорее всего будут оцениваться более субъективно, если подразделения, за которые они отвечают, действуют в условиях высокой неопределенности. Вопросы для самопроверки Прежде чем посмотреть ответ на с. 1025—1027, попытайтесь ответить самостоятельно. Если окажется, что какая-то часть вашего ответа неправильна, внимательно подумайте, где вы совершили ошибку и почему. 1. Больница Victoria Hospital расположена в курортной местности, которая привлекает посетителей в такой степени, что число проживающих в этом районе в летние месяцы утраивается по сравнению с остальными сезонами года. По данным за прошлый год, из-за этого притока отдыхающих объем медицинских услуг, оказываемых больницей в течение июня, июля и августа, удваивается. Годовая смета на работу прачечной больницы разбивается на четыре квартальные сметы: апрель — июнь, июль — август, октябрь — декабрь и январь — март, для чего показатели годовой сметы просто делятся на четыре. Смета составляется на текущий год секретарем больницы на основе цифр за предыдущий год и добавлением к ним 16%. В настоящее время руководство больницы Victoria пришло к выводу, что менеджерская информация для целей управления должна быть более полной и пригласило вас помочь разработать для больницы систему учета ответственности. На основании представленной ниже информации вам необходимо выполнить следующее. A. Прокомментировать способ составления квартальных схем, который использовался в больнице, и дать рекомендации по его улучшению, которые могли бы быть использованы при подготовке сметы на 2001 / 2002 финансовый год. Б. Показать, какую информацию из всех фактических данных следует взять для сопоставления со сметными показателями (вычислять до конкретных цифр не требуется). B. Показать, какие необходимо ввести корректировки в текущую практику составления смет и отчетов, которые позволят использо вать приведенный ниже отчет как средство для оценивания эффективности работы менеджера, отвечающего за прачечную. Больница Victoria: прачечная Отчет за квартал, заканчивающийся 30 сентября 2000 г.
16. Системы управленческого контроля 597
2. Производственная компания несет следующие сметные расходы на месяц, которые рассчитаны при типовом уровне загрузки мощностей в 40 000 ч. Ставка начисления накладных расходов цеха равна £4,40 за час и определяется на основе следующих данных:
В течение апреля компания фактически отработала 36 000 ч и выпустила продукции на 36 000 нормативных часов, понеся при этом следующие нормативные расходы:
598 Раздел четвертый. Информация для планирования, управления и измерения показателей функционирования Необходимо выполнить следующее. A. Подготовить отчет, в котором показать за апрель гибкую смету, фактические расходы и отклонения по каждой статье накладных расходов. Б. Высказать мнение о каждом отклонении в размере £1000 или больше, предположив возможные причины их появления. B. Показать с точки зрения контрольных и управленческих функций:
Резюме Системы управленческого контроля предназначены для влияния на поведение сотрудников в желаемом направлении, чтобы повысить рентабельность деятельности организации и обеспечить достижение ее целей. Для решения тех задач, которые относятся к категории управленческого контроля, в компаниях применяется множество самых разных механизмов контроля и управления. Чтобы в полной мере понять значение систем управленческого контроля, которые они играют в процессе управления, необходимо знать, как они связаны со всеми механизмами контроля и управления, применяемыми в компаниях. Поэтому в главе сначала проанализированы различные типы управлений, используемые компаниями на практике. Показаны три разные категории: 1) управление действиями (поведением); 2) управление через взаимный контроль и культуру в организации (личностные, клановые и социальные типы управления); 3) управление по результатам (или выходу продукции). При управлении действиями сердцевиной контроля становятся сами действия. Такие приемы полезны и эффективны только тогда, когда менеджеры хорошо знают, какие действия для организации являются желательными (и соответственно нежелательными), и имеют возможности влиять на то, чтобы желательные действия осуществлялись и, наоборот, нежелательные — не допускались. Личностные типы управления помогают сотрудникам хорошо выполнять работу, что достигается путем использования естественного стремления людей контролировать собственную деятельность. Эти типы включают отбор и размещение персонала, его подготовку, проектирование работ и обеспечение необходимыми ресурсами. Культурные типы управления отражают набор ценностей социальных норм и убеждений, которые разделяются членами организации и влияют на их действия. Управление по результатам или по выходу продукции включает сбор и передачу информации о результатах выполненной работы. Типы управления по результатам реализуются поэтапно: определение целевых результатов, установление целевых показателей функционирования, измерение показателей функционирования и вознаграждение (или наказание) сотрудников за достижение (недостижение) целевых показателей. При управлении по результатам могут появляться отрицательные побочные эффекты. В силу этого система управления приводит к отсутствию совпадения целей, т.е. сотрудники начинают добиваться показателей своей работы, используя для этого способы, которые не идут организации на пользу. Также может происходить манипулирование данными и проявляться негативное отношение к системе контроля, что в свою очередь отрицательно влияет на моральные качества сотрудников и снижение мотивации в их работе. Одним из важнейших направлений деятельности систем управленческого контроля является создание центров ответственности Можно выделить четыре типа центров ответственности: центры издержек или расходов, центры поступлений, центры прибылей и инвестиционные центры. Системы управленческого контроля имеют две основные отличительные особенности. Первая — формализованный процесс планирования, выступающий в форме составления смет или долгосрочного планирования. Эти процессы применяются для установления баз отсчета, позволяющих оценить фактические показатели функционирования. Вторая — это учет ответственности, что достигается при помощи создания центров ответственности. Центры ответственности позволяют контролировать финансовые результаты и связывать конечные результаты с конкретными сотрудниками организаций. Цель учета ответственности — накапливать показатели по затратам и поступлениям для каждого отдельного центра ответственности, чтобы выявлять отклонения от целевых показателей функционирования и знать, какой из центров их допустил. Для каждого центра ответственности этот процесс предусматривает задание целевого показателя по функционированию, его измерение, сравнение фактического показателя с целевым, анализ отклонений и принятие корректирующих мер, если отклонения становятся значительными. Учет ответственности включает:
Принцип контролируемости означает включение в зону ответственности менеджера конкретного центра ответственности только тех участков, на которые он может реально влиять. В главе пояснены различные типы неконтролируемых факторов, а также способы, при помощи которых их можно учитывать либо до начала отчетного периода, либо после его завершения. Предложено общее правило, которым целесообразно руководствоваться, сущность его заключается в том, что сотрудники должны отвечать за функционирование тех участков, на которые руководители хотят, чтобы было обращено внимание. Далее описаны различные типы финансовых целевых показателей и влияние трудности их достижения на мотивацию менеджеров и показываемые ими результаты в работе. Рекомендуется, чтобы задаваемые цели были трудными, но достижимыми, так как в этом случае их можно использовать как для планирования деятельности организации, так и для мотивации сотрудников. В главе показано сопоставление участия или, как его еще называют, составления смет на нижнем уровне, с вариантом, при котором смета составляется по принципу сверху вниз. 16. Системы управленческого контроля 599 Показаны преимущества от участия менеджеров нижних уровней в процессе составления сметы и в обобщенном виде приведены результаты некоторых исследований по этой тематике. Сделан вывод, что участие должно применяться избирательно, так как если оно осуществляется в должных условиях, то обладает огромным потенциалом с точки зрения обеспечения достижения целей организации, повышения положительного отношения к системе составления и принятия смет и повышения показателей работы сотрудников. В последнем параграфе главы рассмотрены побочные эффекты, возникающие из-за способов использования учетной информации для оценивания работы менеджеров. Показаны три стиля этого оценивания (когда главным критерием выступает смета, когда за основу при оценивании принимается прибыль и когда за основу при оценивании принимаются нефинансовые критерии), а также обстоятельства, при которых целесообразно применять каждый из указанных стилей. Ключевые термины и концепции анализ отклонений (с. 581) гибкая смета (с. 581) инвестиционный центр (с. 576) инженерно обусловленная цель (с. 584) исторически обусловленная цель (с. 584) кибернетическая система (с. 568) клановый тип управления (с. 565) контроль (с. 562) культурный тип управления (с. 565) личностный тип контроля (с. 565) отклонение (с. 569, 574) оценивание относительных показателей работы (с. 583) последующая корректировка сметы (с. 583) принцип контролируемости (с. 568, 578) система контроля управленческим учетом (с. 563) сметный резерв (с. 579) совпадение целей (с. 570) составление сметы сверху вниз (с. 589) составление сметы снизу вверх (с. 589) социальное управление (с. 565) стиль, при котором главным критерием выступает смета (с. 593) стиль, при котором за основу при оценивании принимается прибыль (с. 594) Особенности экзаменационных вопросов Общая ошибка, которую допускают студенты при ответах на вопросы по данной теме, — сопоставление фактических показателей с показателями неоткорректированной сметы. Помните, что смету необходимо корректировать по выходу продукции, а не по стиль, при котором за основу при оценивании принимаются нефинансовые критерии (с. 594) стратегическое управление (с. 563) субъективная оценка (с. 583) управление (с. 562) управление действиями (с. 563) управление по выходу продукции (с. 566) управление по результатам (с. 566) управление поведением (с. 563) управление с обратной связью (с. 569) управление с опережающей связью (с. 569) уровень притязаний (с. 585) участие (с. 589) учет ответственности (с. 576) цель на основе переговоров (с. 584) центр дискреционных расходов (с. 574) центр издержек (с. 574) центр нормативных издержек (с. 574) центр поступлений (с. 575) центр прибыли (с. 575) центр расходов (с. 574) исходным ресурсам. Вопросы по этой теме часто требуют подготовки отчета о показателях работы. Поэтому важно, чтобы различать контролируемые и неконтролируемые расходы и понимать необходимость включения в отчеты нефинансовых показателей. Задания 16.1* А. Определите и объясните основные составляющие эффективной системы управления затратами. Б. Покажите проблемы, которые могут встретиться в результате внедрения в компании системы управления затратами. 16.2 Вы подали заявление о принятии вас на работу помощником бухгалтера компании, которая производит ряд продуктов и имеет торговый оборот в £12 млн в год, В компании около 300 работников. В ходе отбора претендентов на должность вам поручили в течение получаса подготовить для директора компании отчет по теме «управление затратами». Вам необходимо составить отчет, в котором показать, что вы понимаете под термином «управление затратами», каковы его цели и какой метод, по вашему мнению, был бы полезен именно для этой компании.
600 Роздел четвертый. Информация для планирования, управления и измерения показателей функционирования |
Вопросы для самопроверки Четвертый. Информация для планирования, управления и измерения показателей функционирования |
Методические указания для проведения практических занятий для студентов... В методических указаниях приведены планы практических занятий, задания, контрольные вопросы для самопроверки |
||
Курс: Изучение Библии Серия: Евангелия Урок 1: Введение Рабочая тетрадь Обзорные вопросы Вопросы по материалу урока. Могут быть использованы для письменных заданий |
Ответы на экзаменационные вопросы по литературе для 9 класса Вопросы из вариантов I и II (общеобразовательная школа, 31 и 21 билет соответственно; "старые", "Вестник образования" №4 февраль... |
||
Курс: Основы христианского учения Серия: Апостольский Символ веры... Обзорные вопросы Вопросы по материалу урока. Могут быть использованы для письменных заданий |
Вопросы для экзамена по дисциплине «Экономика отрасли» Вопросы для экзамена по дисциплине «Экономика отрасли» для группы 100105 «Гостиничный сервис» гс-3з |
||
1. Незакрытые вопросы, или вопросы без ответов |
Таб. №1 Развитие основных взглядов на историю Задание №3 (§§4-5) Задание №10 (1-2 вопросы – на «3»-«4», 3-4 вопросы – на «5») |
||
Затем в группах обсуждают и записывают в тетради ответы на вопросы: Ответы на тонкие вопросы Учащимся предлагается ряд высказываний, по поводу которых надо определить своё мнение |
Учебное пособие по дисциплине «Математика и информатика» В учебном пособии рассмотрены вопросы по математике: аксиоматический метод, теория множеств, основы теории вероятностей и математической... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |