Районный конкурс исследовательских проектов для учащихся Буйнакского района Исследовательская проектная работа в направлении еcтеcтвенные науки биология




Скачать 202.13 Kb.
Название Районный конкурс исследовательских проектов для учащихся Буйнакского района Исследовательская проектная работа в направлении еcтеcтвенные науки биология
Дата публикации 27.05.2014
Размер 202.13 Kb.
Тип Конкурс
literature-edu.ru > Биология > Конкурс
Буйнакский районный центр развития одарённости

Районный конкурс исследовательских

проектов для учащихся Буйнакского района


Исследовательская проектная работа

в направлении еcтеcтвенные науки биология

на тему:

"Детская косметика - вред или польза?»

Выполнила:

Сулейманова Зайнаб Сулеймановна

ученица 9 класса

Руководитель:

Сулейманова Аминат Абдулмуминовна

учитель химии и биологии


МКОУ "Дурангинская СОШ"

2014 год.

Исследовательский проект на тему:

"Детская косметика - вред или польза? "

Автор: Сулейманова Зайнаб

РД Буйнакский район

Дурангинская СОШ, 9 класс
Аннотация
Ежегодно на прилавках наших магазинов появляется все больше новых товаров, марки многих из них становятся брендовыми. Это можно отнести и к косметическим средствам, в частности детской косметике.

Нужна ли детская косметика? Детская косметика - вред или

польза ? Поиск ответов на эти и другие вопросы навёл на создание исследовательского проекта, предметом исследования стала детская косметика
Цель исследования: 1) Выяснить, необходимы ли специальные гигиенические и лечебные косметические средства, учитывая возраcтные особенности ребёнка.

2) Выявить плюсы и минусы декоративной для девочек.

3) Пропагандировать здоровый образ жизни, расширить кругозор учащихся о предметах личной гигиены, способствовать аккуратность и потребности к соблюдению правил личной гигиены, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Задачи: 1) Рассмотреть возможные пути решения проблемы "вред" или "польза"

2) Провести опрос среди учителей учащихся, специалистов в данной области.

3) Изучить состав брендовых детских косметических средств, провести лабораторные исследования.

4) Провести анализ полученных результатов и определить "вред" или "польза".

Актуальность:
- ежегодное увеличение ассортимента детской косметики, сложность выбора;

- необходимость знания сведений о вреде продуктов детской декоративной косметики для организма;

- частые случаи возникновения аллергических реакций на косметические средства.
Этапы проведения исследования:
- планирование деятельности;

- сбор имеющихся образцов гигиенической и декоративной косметики; её апробация и проведение лабораторных исследований;

- выявление достоинств и недостатков детской косметики;

- защита проекта на районном конкурсе исследовательских проектов для учащихся Буйнакского района.

Для реализации поставленных задач были

использованы самые разнообразные методы:
1.Поисковый:

сбор информации по теме исследования.

2. Метод анкетирования:

опрос учащихся.

3. Словесный:

беседа с консультантами магазинов;

беседа со специалистами;

просветительская работа с учащимися и родителями.

Исследовательский проект на тему:

"Детская косметика - вред или польза?"

Автор: Сулейманова Зайнаб

РД Буйнакский район

Дурангинская СОШ, 9 класс
О красоте и здоровье следует заботиться ежедневно и систематически.

Хочется перефразировать слова А.С.Пушкина "Береги платье снову, а здоровье смолоду". Загляните в магазин или в аптеку, сколько здесь различных косметических препаратов. Приятно радует глаз множество красивейших коробочек, тюбиков и флакончиков.

Какие великолепные ароматы. И всё это роскоши предлагается не только для взрослых, но для детей, а это настораживает: нужна ли детская косметика?

детская косметика - вред или польза?

Поиск ответов на поставленные вопросы навёл на создание данного исследовательского проекта.

Говоря о детской косметике каждый задумывается над проблемными вопросами:

- Можно ли прожить без косметических средств?

- Когда появилась косметика?

- Как сделать косметику бережной для здоровья?

- Какой вред наносит косметика организму ребёнка?

- Как быть модным, красивым и не навредить своему здоровью?
Исследовательская работа проводилась в

несколько этапов:


  • Первый этап - работа с различной научной популярной и справочной литературой, сбор информации по теме исследования.

  • Второй этап - проведение социологического опроса среди учащихся и консультантов магазинов. Создание диаграммы "Ассортимент детской косметики".

  • Третий этап - определение рН среды косметических средств, их соответствие коже ребёнка.

  • Четвёртый этап - беседа со специалистом - дерматологом.

  • Пятый этап - выявление достоинств и недостатков детских косметических средств, создание "паспорта" на каждое средство.

  • Шестой этап - просветительская работа среди учащихся и родителей.


Первый этап. Работа с литературой. Сбор информации по теме исследования (приложение 1)
Очень важно с раннего детства правильно ухаживать за кожей ребёнка. Ведь именно в это время закладываться фундамент его здоровья и красоты на всю жизнь. Детская кожа в несколько раз тоньше кожи взрослого человека.

Она окончательно формируется к 15 годам. Кожа младенцев содержит большой процент воды, у неё нет почти собственного кислотного защитного слоя, ей на начальной этапе трудно самостоятельно противостоять внешним воздействиям: вредным бактериям, инфекциям и прочим раздражителям.

Поэтому нежная чувствительная и капризная она требует повышенного внимания и заботы.
Кислотность кожи взрослых отличается от кислотности кожи детей, поэтому взрослая косметика не подходит для детей. Поэтому детский шампунь должен рН- нейтральным, не сушить кожу, хорошо смываться и не раздражать слизистую оболочку глаз.

При нейтральном использовании косметических средств вели к риску возникновения аллергических реакций даже у изначально здорового ребёнка, т.к. у детей часто ещё несовершенная имунная система, а уровень больных аллергией повышается из года в год и аллергию некоторые специалисты считают "чумой 21 в". При покупке косметических средств обязательно уделять внимание не только на состав, но и на предложение "прошли дерматологический контроль".

Различные изменения у детей при использовании несоответствующей косметики появляются в силу структурного и функционального несовершенства.

Разумеется, тебе известно, что кожа - это многофункциональный и сложный орган, который защищает нас от травмирующих факторов внешней среды и обеспечивает постоянство внутренней среды. Кожа ребёнка значительно отличается от кожи взрослого. И не только восхитительным внешним видом.
Эпидермис (поверхностный слой кожи) у младенца нежный и тонкий. И хотя способность детской кожи к регенерации на порядок выше, чем у взрослого, эпидермис непрочно связан с подлежащими слоями кожи, колагеновые и эластические волокна пока еще неполноценны, а это создаёт условия для легкой травматизации кожных покровов.
У детей очень мало клеточных структур, вырабатывающих меланин- именно поэтому кожа ребёнка так чувствительна к солнечным лучам.
Подкожно - жировой слой у детей отличается рыхлостью, и поэтому у малышей так часты ознобления и переохлаждения даже при плюсовой температуре. Этому способствует и обилие кровеносных сосудов, которые хотя и придают коже чудесный розовый цвет, но в тоже время создают повышенную теплоотдачу.
Детская кожа обладает высокой резорбтивной (всасывающей) способностью и поэтому уход за кожей ребёнка должен проводиться с большой осторожностью- особенно актуально это при применении спиртовых растворов, мазей и компрессов.

Потовые желёзы у детей пока что не сформированы и функционируют неполноценно. В связи с этим детки подвержены быстрому перегреванию. Протоки потовых желёз широкие, в них легко проникает инфекция, и поэтому у малышей нередко появляется потница.
Водно-липидная мантия кожных покровов имеет нейтральную или слабощелочную реакцию, что влечет за собой благоприятные условия для развития патогенных микроорганизмов.

Исследованием данной темы занимались многие учащиеся российских школ: учащиеся школы №78 г. Тольятти под руководством учителя начальных классов С.В.Кононенко, Карайман Анастасия ученица 3 «Б» класса руководитель Л.А.Волошина учитель начальных классов Пятницкой СОШ Белгородской области, Клименко ВИКТОРИЯ ученица 7 класса руководитель С.Н. Хомут г. Москва. Изучалась ли данная работа учащимися Буйнакского района не известно.

Немного об истории косметики
Косметика - это наука о способах изменения и поддержания внешнего вида. Слово "косметика" произошло от древнегреческого "искусство украшения" внешности людей, а декоративная косметика - это искусство украшать женскую красоту. Если задача обычной косметики сохранить женскую силу мужскую красоту, то главная цель декоративной косметики заключается в том, чтобы сделать из простого красивой женщины очень красивую, молодую и привлекательную девушку.

Ещё не вполне осознав себя людьми, наши первобытные предки уже натирались маслом и жиром, разрисовывали тело растительными красками и глинами, подводили глаза, красили веки и губы. Руководили ими не одни инстинкты: первобытная косметика помогала осознать племенную принадлежность, разделить мир "на своих" и "чужих", выразить себя, а то и устрашить врагов.

Есть основания считать изобретателями косметики женщин, хотя бы в силу неутолимого желания нравиться. Косметика украшала, холила, лечила.

Её основу составляли ароматные масла и мази, которые получали из растительных и животных жиров, смешивая с настоями лилии, лаванды, розы, по интуиции и древнему опыту вводя тонизирующие и целебные добавки. Пока не научились варить мыло, мазями очищали тело.

Таким образом, с самой глубокой древности существовало два направления косметики: косметика, сохраняющая красоту; и декоративная косметика или маскирующая косметика.

Родиной косметики считается Египет, где она была известна за 2 тыс. лет до н.э. В гробницах древних захоронений обнаружены сосуды с мазями, маслами. Древним египтянам уже были известны рецепты белил, придавших тёмной коже светло- жёлтый оттенок. Зелёной краской также красили ногти.

Для придания румянца на щеки наносили едкий сок ириса, который, раздражая кожу, придавал ей розовый оттенок. Для усиления блеска в глазах и расширения зрачков женщины капали в глаза сок белладонны.
Особое место в истории косметологии принадлежит косметике Древней Индии и Древнего Китая. Именно в этих странах широко использовали всевозможные снадобья из женьшеня, которые используют до сих пор. В этих странах для поддержания и совершенствования женской красоты применяли бальзамы, экстракты растений, тушь, белила для лица, лак для ногтей. Индии принадлежит заслуга в создании хирургической косметологии.

Стремление смягчить кожу и защитить ее от вредного влияния солнца вынуждало женщин, живущих в южных широтах, использовать природные средства и жировые вещества, например кислое овечье молоко (катык).

Катык избавлял от веснушек и пигментных пятен, кожа становилась при этом нежной и гладкой. Женщины Средней Азии всегда отличались длинными, густыми волосами - сказывалось действие овечьего молока. Им смазывали кожу головы и волосы и оставляли на несколько часов, обвязав голову платком и шли в баню, а затем все тщательно смывали. Запах кислого молока перебивали, добавив в воду, которой прополаскивали волосы, золы и ароматических веществ. Для изменения оттенка волосы красили хной или басмой.

В России косметика появилась в 17 веке. В моду стали входить белила и румяна, которые применялись в большом количестве. Часто русские женщины выглядели нелепо из-за неумелого применения декоративной косметики. Пудра и румяна накладывались густым слоем, из-за чего лицо напоминало маску.

Слово "пудра" французского происхождения, хотя в русский язык пришло из немецкого. Издавна пудра была растительная и минеральная, готовилась она из риса и пшеницы. Рисовая пудра представляет собой рисовый крахмал. Пшеничная пудра состояла в основном из муки тонкого помола. Древним египтянам пудрой служила охра - красная и жёлтая. Ею и сейчас пользуются многие племена Африки, Южной Америки и Океании. У пудры не одни лишь косметические заслуги, она обладает гигиеническими свойствами: защищает кожу от света и пыли и даже охлаждает её в жару, впитывая пот, увеличивает поверхность её испарения.

Современная индустрия красоты, зарабатывая деньги, довольно умело использует детскую психологию: у каждого ребенка работает механизм подражания. Подражая взрослому, ребенок усваивает манеры и поведение старших, это их репетиция взрослой жизни. Девочка, даже если она накрашена умело, выглядит все-таки либо комично, либо неприлично. А для ребенка естественно выглядеть по-детски.

Всегда внимательно следует читать аннотацию к косметическому продукту и правила его применения.

Проверять все новые косметические средства на аллергическую реакцию, нанося их на сгиб локтя (косметика для кожи). Если через 24, а лучше через 48 часов вы не обнаружите никаких признаков аллергии, значит это средство для вас безвредно. Отдавать следует предпочтение косметике с наиболее простым составом, включающем как можно меньше консервантов, красителей, ароматических компонентов и других веществ, являющихся потенциальными аллергенами. Всегда обращать внимание на срок годности косметики. Просроченные средства могут вызвать не только легкую аллергию, но и серьезные заболевания кожи. Следует иметь в виду, что чем меньше консервантов содержится в косметике, тем ее "жизнь" короче. На многих средствах срок годности не указывается, однако это не значит, что их можно хранить вечно. Например тушь для ресниц желательно использовать в течение трех- четырех месяцев, так как после загустения она намного чаще является причиной аллергических реакций.

Самым распространённой линией косметических средств является косметика «Принцесса» и «Маленькая фея». Эта косметика предназначена для девочек, но есть и косметика для мальчиков - «Дракоша». Также известны такие косметические средства как «Моё солнышко», «Тип-топ», «Ушастый нянь».

Детская косметика «Маленькая фея» разработана специально для маленьких модниц. Её производством занимается концерн "Калина", который был создан на основе известной парфюмерно - косметической фабрики "Уральские самоцветы".

Первые продукты, предназначенные для девочек в возрасте от 3 до 14 лет, появилась на российском рынке в 1997 году. Благодаря высокому качеству, продуманной рекламной компании и привлекательному внешнему виду косметические средства этой серии стали необыкновенно популярны не только в России, но и далеко за ее пределами. В 2007 году концерн запускает проект "Главсказка Интернешнл", целью работы которого становится продвижение бренда "Маленькая фея" на рынке товаров, предназначенных для детей.

Постоянное расширение ассортимента, разработка рецептуры, создание новинок - все это делается для того, чтобы маленькие потребители могли получить первые уроки взрослой жизни.

Большинство детских косметических средств (шампуни, спреи, бальзамы, крема, мыла, кондиционеры) содержат витамины, экстракты лечебных растений. Но примеры из жизни показывают, что есть случаи побочных эффектов, и причины их выявления в дальнейшем исследовании.
Второй этап. Проведение социологического опроса среди учащихся и консультантов магазинов, создание диаграммы "Ассортимент детской косметики".
При проведении второго исследовательского проекта "Детская косметика: вред или польза?» было посещено 8 сетевых магазинов, торгующих бытовой химией и косметикой. Там состоялась беседа с консультантами и продавцами. Им было задано 2 вопроса:« Какие линии детской косметики представлены на прилавках? Какая косметика наиболее продаваема?"

(приложение 2)

Вот, что сказала консультант магазина "Визаж" Шуайбова Патимат:"Сегодня в ассортименте магазина большое количество детской косметики разных фирм - это «Принцесса»,"Маленькая фея", "Дракоша", "Тип-топ", "Морозко". Это шампуни, крема, мыла, влажные салфетки, памады, спреи, духи.

На выбор маленькой модницы есть всё. Но взрослые, покупая детям косметику, не советуются с консультантами, не читают состав и лишь гонятся за брендом. Самая рекламирующая косметика "Принцесса», но не только реклама привлекает покупателей. Например, косметика "Маленькая фея" имеет яркую привлекательную упаковку, часто продается как подарочный набор в комплекте. Также продажа косметики зависит от времени года, например, зимой хорошо продается косметика "Морозко", а летом "Моё солнышко", т.к. именно эта серия содержит солнцезащитные крема".

Проведённая беседа с консультантами магазинов позволила создать диаграмму "Ассортимент детской косметики". (приложение3)

Социологический опрос проводился среди учащихся Дурангинской. и Верхне-Дженгутаевской СОШ. (приложение 4)

Учащимся 8 -10 классов было задано 4 вопроса:

1) Есть ли у тебя детская косметика?

2) Разрешают ли тебе краситься?

3) Хочется ли тебе краситься?

4) Вредна ли косметика для здоровья?

Было опрошено 52 учащихся. Результаты опроса показали, что чем старше девочки, тем больше им хочется пользоваться косметикой. О вреде косметики они не знают или считают, что взрослые преувеличивают опасность.

(приложение 4)
Третий этап. Определение рН среды косметических средств, их соответствие коже ребенка.

рН характеризует кислотно-щелочную среду косметического средства, все продукты, предназначенные для ухода за кожей, волосами, имеют определённый уровень рН.

Не всегда, а скорее, редко на упаковке шампуня указан его уровень кислотности- щелочности,так называемый уровень рН. А ведь это важный фактор при выборе косметики в целом. Напомним, что числовое значение рН колеблется от 1 до 14.

рН 7 - это нейтральный рН, меньше 7 - кислая среда, выше 7- щелочная. Рекомендуемый рН шампуней находится в интервале от 3,5 до 6-7. 4,5 - 5,5 - рН секрета сальных желез кожи, при котором существование вредных микроорганизмов невозможно, поэтому действие шампуня и многих других средств должно быть направлено на сохранение естественной слабокислой среды. На деле же рН шампуней часто завышен, но потребитель об этом узнает только через некоторое время по шелушению кожи, дискомфорту, зуду. После щелочного шампуня кожу головы надо подкислять: например, ополаскивать водой с лимонным соком или яблочным уксусом.

Мы изучили состав косметических средств и особенно обратили внимание на рН.

Сегодня существуют современное оборудование Фотоэлектрокалориметр (КФК - 3), который точно может показать рН среду. Дальнейшая работа над проектом, надеемся, даст возможность использования данного оборудования и точно определенить рН детских косметических средств.
Четвертый этап. Беседа со специалистом - дерматологом.
Одним из важных этапов исследовательского проекта "Детская косметика - вред или польза?" стала беседа со специалистом дерматологом. Врач - дерматолог высшей категории Абдулбариева Патимат Керимовна согласилась побеседовать и вот, что она сказала:«Каждый день ко мне на приём приходит большое количество детей с разными кожными заболеваниями. И часто это аллергические заболевания кожи. Медики называют аллергию «чумой третьего тысячилетия» Более 15% населения России страдает аллергией, из них 12% это дети. Рост числа аллергических заболеваний связан с загрязнением окружающей среды, химизацией быта, бесконтрольным использованием лекарственных средств. Когда я задаю вопрос родителям вредны ли моющие средства – мыла, шампуни, то мне отвечают, что не задумывались над этим вопросом. Очень сложно заменить натуральными ингридиентами вредные вещества без ущерба для эффективности моющих средств. При соприкосновении с некоторыми компонентами, содержащимися в детской косметике могут произойти тканевые повреждения и воспаления кожи. Но говоря о вреде и пользе детской косметики, следует не забывать о более щадящем действии в сравнении с средствами, предназначенными для взрослых. И, выбирая детскую косметику, следует тщательно изучить её состав» (приложение 5)

Пятый этап. Выявление достоинств и недостатков косметических средств.
Выявление достоинств и недостатков косметических средств осуществлялось

1) апробацией; 2) изучением состава; 3) изучением отзывов о детской косметике.

Косметика "Маленькая фея" создана на основе мягких формул с использованием натуральных экстрактов трав и витаминов, полезных для чувствительной кожи. Не содержиткрасителей
Серия "Маленькая фея" получила серебрянную медаль как "Лучшая косметическая серия 2013 года" на выставке парфюмерии и косметики "Интершарм- 98".
В состав серии входят:


  • шампуни (шампунь для легкого расчесывания и шампунь для укрепления волос) и шампунь+ гель для душа 2 в 1;

  • пены для ванн (смягчающая, увлажняющая и успокаивающая);

  • нежный крем в тубе и нежный крем для лица в баночке;

  • душистая вода;

  • губная гигиеническая помада;

  • декоративная косметика для девочек; блеск для губ, лак для ногтей и тени для век;

  • подарочные наборы.

Настораживают из всей серии блеск для губ, лак для ногтей, крема.
1. Блеск для губ "Маленькая фея" оттенок "Персиковый мармелад". В тюбике блеск персикового цвета с мелкими блесточками, на губах даёт нежный еле заметный персиковый оттенок, с влажным блеском и мелкими красивыми блесточками очень красиво и ненавязчиво. Запах приятный как у жвачек.
В целом о блеске:

- приятный оттенок, без ощущения блесток на губах, не слишком яркий;

- вкусный детский запах;

- не имеет вкуса;

- не сушит губы;

- в составе есть парафин, который способствует удержанию влаги в коже, и касторовое масло (которое способствует так же увлажнению, питанию кожи, а так же заживлению ранок и трещинок).

- однако состав нельзя назвать органическим, есть в составе и химия.
2. Крем «Винкс клуб»

Плюсы:

- запах приятный, нежный, не сильный;
- достаточно быстро впитывается;

- достаточно большой объем - 75 мл;

- нежная консистенция;

- содержит масло календулы.

Минусы:

- очень жидкий;

- после нанесения остается небольшая плёночка на коже;

- самый большой минус - это состав. На тюбике написано, что крем содержит масло календулы и пантенол, но присутствуют и вредные вещества: DIPROPULEN GLYCOL (может вызвать аллергию и нарушение в работе почек и печени), но он находится ближе к концу списка, поэтому его содержание не сильно велико;

Также присутствуют спирт и силиконы. (приложение 6) (приложение 7)


3. Лак для ногтей «Винкс клуб»
- смывается водой, значит не надо будет портить нежные детские ноготки;

- не содержит ацетона;

- приятный нежный оттенок;
Говоря "вред" или "польза", также следует учитывать отзывы покупателей (приложение 8)

Шестой этап. Просветительская работа среди учащихся и родителей.
После исследования детской косметики была проведена просветительская работа среди учащихся и родителей по ознакомлению с результатами исследования. Учащимся было рекомендовано употребление косметических средств для каждодневного употребления гигиенической косметики и лечебной косметики при определённых проблемах.

Были сформированы и представлены рекомендации по использованию детской косметики, а также представлена своя линия детской косметики. (приложение 9)

Заключение

В исследовательской работе «Детская косметика – вред или польза» была проведена работа по исследованию осведомлённости детей и родителей о вредном влиянии некоторых компонентов косметических средств на здоровье, критериев выбора косметики для девочек и мальчиков, анализ химического состава косметических средств популярных среди девочек.

Дети недостаточно информированы о вредном влиянии на здоровье косметических ингредиентов.

До сих пор, несмотря на ареол «Научности» вокруг косметики, лишь незначительная часть косметических ингредиентов прошла независимые клинические испытания, которые могли бы подтвердить или опровергнуть их эффективность. Многие биологически активные вещества использовались испокон веков. Можно сказать, что в тех случаях, когда косметический ингредиент имеет долгую историю использования его в косметике не вызывает сомнения, наличие каких - то экспериментов, подтверждающих их благотворное действие на кожу может стать дополнительным доводом в его пользу. Другое дело, когда в косметику вводят новые вещества, ещё не апробированные поколениями людей. Особенно, если эти вещества активно вмешивающиеся в физиологические процессы. В этом случае доверчивые покупатели рискуют не только своим деньгами, но и своим здоровьем. К сожалению, обязательное тестирование на безопасность которое проходят все косметические средства, не всегда может дать гарантию того, что дана косметика не имеет побочных эффектов или, что она будет безвредна для любой кожи и при любом режиме использования.

Нужна ли детская косметика? Несомненно нужна, особенно лечебная и гигиеническая. С детства ребёнка необходимо приучать к гигиене и убеждать, что красота начинается с гигиены.

«Красота есть тот вексель. по которому природа платит только тогда, когда он подписан гигиеной»,- считал один из основоположников отечественной врачебной косметологии Н.В.Слётов. Именно использование косметических гигиенических средств обеспечивают бодрость, свежесть и хороший цвет кожи. Дети должны знать, что нравиться окружающим – это означает следить за своим здоровьем и своей внешностью. Но, учитывая возрастные особенности кожи детей, необходимо использовать детскую косметику, которая должна обладать физиологической совместимостью с кожей.

Если говорить о декоративной косметике, то следует помнить, что накрашенный ребёнок выглядит, по крайней мере, смешно. Но есть особые случаи – праздники, музыкальные и театральные конкурсы, которые требуют наложение грима.

Поиск ответа на вопрос «Детская косметика: вред или польза?» продолжается. Выбор остаётся за каждым.

Вывод напрашивается сам собою:

Кто же прекраснее нас с тобою?

За организмом нужно следить,

А впечатление не косметикой производить!

Всё хорошо может быть только в меру,

А нам с тобой что исправлять, к примеру?

Косметика детская: за или против?

Вред огромный иль польза, напротив?

Каждый сам для себя решает,

Как поступить всегда сам выбирает
Результаты работы будут представлены в виде презентации на страничке «Здоровье» школьного сайта (durangi–schoo@mail.ru.)

Литература

1. Волчек Н.М. Современная энциклопедия для девочек. Мн.: «Современный литератор», 1999.

2. Егорова А.С. Репетитор по химии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010.

3. Савельева Ю.М. Уход за ногтями и кожей рук.//Журнал для девочек. М.: «Рипол классик», 2004.

4. Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. М.: «Просвещение», 1998.

5. Шатилова М.Ю. Детская косметика: за и против.//Электронное пособие. М.: «Учитель», 2009.

6. Интернет-ресурс: 1) avanta@avnt.ru.; 2) zolushka@russobit.ru.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Районный конкурс исследовательских проектов для учащихся Буйнакского района Исследовательская проектная работа в направлении еcтеcтвенные науки биология icon Районный конкурс исследовательских проектов для учащихся профильных...
Районный конкурс исследовательских проектов для учащихся профильных классов и групп, творческих студий
Районный конкурс исследовательских проектов для учащихся Буйнакского района Исследовательская проектная работа в направлении еcтеcтвенные науки биология icon Районный конкурс исследовательских проектов Направление : литературоведение...
Тема «Лермонтов и Кавказ» неисчерпаема и привлекательна. Моя работа – небольшой эпизод в освещении этой темы. Она посвящена анализу...
Районный конкурс исследовательских проектов для учащихся Буйнакского района Исследовательская проектная работа в направлении еcтеcтвенные науки биология icon Конкурс учебно-исследовательских работ учащихся «Науки юношей питают»
«Науки юношей питают». В конкурсе приняли участие 67 школьников 4-11 классов из 13 общеобразовательных учреждений района. По итогам...
Районный конкурс исследовательских проектов для учащихся Буйнакского района Исследовательская проектная работа в направлении еcтеcтвенные науки биология icon Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов по...
...
Районный конкурс исследовательских проектов для учащихся Буйнакского района Исследовательская проектная работа в направлении еcтеcтвенные науки биология icon «Толстой и Ясная Поляна»
Районный конкурс исследовательских работ учащихся, посвященный 180-летию со дня рождения Л. Н. Толстого и 80-летию школы-памятника...
Районный конкурс исследовательских проектов для учащихся Буйнакского района Исследовательская проектная работа в направлении еcтеcтвенные науки биология icon Исследовательская работа История деревни Чемошур Никитина Ксения...
Всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ Российского общества историков-архивистов
Районный конкурс исследовательских проектов для учащихся Буйнакского района Исследовательская проектная работа в направлении еcтеcтвенные науки биология icon Районный конкурс исследовательских работ школьников участников туристско-краеведческого движения
Меня заинтересовала эта тема. Я решил заняться исследованием. Когда я обратился в наш школьный музей, мне предложили исследовать...
Районный конкурс исследовательских проектов для учащихся Буйнакского района Исследовательская проектная работа в направлении еcтеcтвенные науки биология icon План работы мкдоу «Юлдуз» общеразвивающего вида с. Н-дженгутай Буйнакского района
Мкдоу «Юлдуз». с. Н-дженгутай Буйнакского района» расположен в типовом, двухэтажном здании
Районный конкурс исследовательских проектов для учащихся Буйнакского района Исследовательская проектная работа в направлении еcтеcтвенные науки биология icon Министерство образования и науки Республики Дагестан. Республиканский...
Основная часть (описание села, история возникновения села, достопримечательности)
Районный конкурс исследовательских проектов для учащихся Буйнакского района Исследовательская проектная работа в направлении еcтеcтвенные науки биология icon Республики Башкортостан Аскинскиий районный отдел образования мбоу...
Определение рН среды ротовой полости после применения различных видов жевательной резинки
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции