Учебное пособие Оглавление Введение. 2 Глава Психотерапия как медицинская наука и предмет ее изучения. 3 Глава Этиопатогенез неврозов. 5




НазваниеУчебное пособие Оглавление Введение. 2 Глава Психотерапия как медицинская наука и предмет ее изучения. 3 Глава Этиопатогенез неврозов. 5
страница1/46
Дата публикации27.05.2014
Размер6.18 Mb.
ТипУчебное пособие
literature-edu.ru > Биология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46

www.koob.ru

Давид Александрович Каменецкий

Неврозология и психотерапия


Учебное пособие

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Психотерапия как медицинская наука и предмет ее изучения. 3

Глава 2. Этиопатогенез неврозов. 5

2.1. Концепция Г. Селье о стрессе. 5

2.2. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. 10

2.3. Учение З. Фрейда о бессознательном и его концепция психоанализа. 17

2.4. Значение взглядов Г. Селье, И.П. Павлова, З. Фрейда на этиопатогенез и терапию неврозов. 21

Глава 3. Вопросы общей психопатологии в клинике неврозов. 27

3.1. Восприятие. 27

3.2. Иллюзии. 29

3.3. Галлюцинации. 30

3.4. Расстройства внимания и памяти. 32

3.5. Память. 33

3.6. Мышление. 34

3.7. Навязчивые состояния. 35

3.8. Патология мышления. 37

3.9. Расстройства двигательной сферы. 39

3.10. Эмоциональные расстройства. 41

3.11. Расстройства сознания. 41

Глава 4. Неврозы и их классификация. 43

Глава 5. Клиника неврозов. 50

5.1. Неврастения. 50

5.2. Психастения. 54

5.3. Истерия. 62

5.4. Невроз навязчивых состояний. 72

Глава 6. Дифференциально-диагностические критерии навязчивостей при различных неврозах. 77

Глава 7. Терапия неврозов. 78

7.1. Психофармакология или медикаментозная терапия неврозов. 79

7.2. Психотерапия неврозов. 95

7.2.1. Неофрейдистские методики. 98

Глава 8. Гипносуггестивная терапия и ее вариант гипноанализа. 112

8.1. Общая схема поэтапной психотерапии неврозов. 119

8.1.1. Физиологичность. 129

8.1.2. Легендность. 130

8.1.3. Настойчивость. 131

8.2. Гипноанализ при ночном энурезе. 131

8.3. Гипноанализ при неврозах с навязчивостями. 135

8.4. Гипноанализ при логоневрозах. 139

8.5. Гипноанализ агрипнии (бессонницы). 140

8.6. Гипноанализ при эзофагоспазме. 143

8.7. Гипноанализ при анорексии. 146

8.8. Гипноанализ при невротических тиках. 150

8.9. Гипноанализ при сексуальных расстройствах у мужчин и женщин. 153

8.9.1. Гипноанализ при кортикальной импотенции у мужчин. 155

8.9.2. Гипноанализ фригидности у женщин. 159

8.9.3. Гипноанализ при вагинизме. 162

8.10. Гипноанализ при ювенильном кровотечении. 166

Глава 9. Гипноанализ при некоторых нейро-соматических заболеваниях. 169

9.1. Гипноанализ при гипертонической болезни. 169

9.2. Гипноанализ при язвенной болезни. 170

9.3. Гипноанализ при бронхиальной астме. 172

9.4. Гипноанализ при постинфарктных состояниях. 175

9.5. Гипноанализ при некоторых кожных заболеваниях (бородавки, псориаз, экзема, нейродермит). 175

Глава 10. Гипноанализ хронического алкоголизма. 179

Глава 11. Гипноанализ некоторых здоровых людей, испытывающих затруднения при исполнении их профессиональных обязанностей. 184

Глава 12. Наркопсихотерапия в клинике неврозов. 184

Глава 13. Рациональная психотерапия. 192

Глава 14. Аутогенная тренировка. 193

Глава 15. Профилактика неврозов. 203

Глава 16. Реабилитация и трудовая экспертиза при неврозах. 205

Литература. 207

В книге рассмотрены этиология, патогенез, клиника и лечение неврозов с позиции физиологического учения И.П. Павлова. Автор является создателем собственной гипносуггестивной школы в области неврозологии и психотерапии, эффективность методов которой основана на многолетнем опыте. Для врачей-психиатров, неврозологов, психотерапевтов, невропатологов, психологов и студентов медицинских вузов.

Эту книгу я посвящаю жене и детям

Введение.

Последнее столетие в России характеризуется бурным развитием медицинской науки вообще и психиатрии, в частности.

За этот период нашими выдающимися учеными психиатрами и психотерапевтами (С.С. Корсаков, 1901; В.П. Осипов, 1923, 1927, 1931; В.П. Сербский, 1906, 1912; В.А. Гиляровский, 1931, 1935, 1938, 1954; М.О. Гуревич, 1949, 1954; А.В. Снежневский, 1983; В.Е. Рожнов, 1979) были выпущены соответствующие руководства, предназначенные в качестве учебных пособий для студентов медвузов, психологов, врачей-психиатров, психотерапевтов и невропатологов. Эти учебные пособия были в основном нацелены на подготовку квалифицированных кадров. Также появилось огромное количество монографий по проблеме неврозов (С.И. Давыденков, 1963; В.Н. Мясищев, 1958; К.И. Платонов, 1957; А.А. Портнов и Д.Д. Федотов, 1957; А.М. Свядощ, 1959; В.К. Хорошко, 1943; Г.К. Ушаков, 1978; Б.Д. Карвасарский, 1999; В.В. Макаров, 1999 и т.д.).

В перечисленных выше изданиях нашли отражение не только личные взгляды авторов на ту или иную проблему, но и их профессиональная ориентация, принадлежность к той или иной школе. Общим для всех был неизменно высокий для своего времени научный уровень.

Так, уже в конце XIX и начале XX веков С.С. Корсаков в капитальном руководстве попытался представить нозологию психических болезней. В.П. Осипов свое двухтомное руководство, изданное через двадцать с лишним лет после работы С.С. Корсакова, построил по нозологическому принципу, основанному на единстве общей и частной психиатрии. Он впервые указал на роль психологического метода в развитии психиатрии.

Два последующих многократно переиздававшихся руководства В.А. Гиляровского и О.М. Гуревича послужили нескольким поколениям психиатров для глубокого и всестороннего проникновения в области клинической психиатрии и неврозологии.

Двухтомное руководство по психиатрии под общей редакцией А.В. Снежневского явилось подведением итогов работы целого коллектива. В нем широко отображены теоретические аспекты современной психиатрии — от диагностики психических заболеваний, их этиологии, классификации, клиники, течения и прогноза до их лечения и профилактики. Впервые в руководстве широко освещены достижения современной психиатрии в области геронтологии.

Первое руководство по психотерапии было выпущено в России под общей редакцией профессора В.Е. Рожнова. В нем был обобщен опыт работы выдающихся энтузиастов в области пограничной психиатрии.

Монографии специалистов, работающих в разных областях медицинской науки (психиатров, психотерапевтов, невропатологов), позволили глубже и с различных позиций заглянуть в проблемы этиопатогенеза, классификации и клиники неврозов. А самое главное, в них более широко освещались проблемы их лечения.

После того как психотерапия была выделена в самостоятельную медицинскую специальность (1985), на первый план выступили как задачи изучения клиники психических заболеваний и их лечения, так и организационные вопросы, касающиеся главным образом подготовки кадров.

Для создания квалифицированных кадров в новой отрасли знаний требуются прежде всего учебные пособия, которые начинают сейчас издаваться, так, в 1999 г. появились пособия В.В. Макарова и Б.Д. Карвасарского.

Целью настоящего учебного пособия является обобщение огромного практического опыта, накопленного за последние десятилетия. Это пособие, в котором отображены история психотерапии, клинико-теоретические проблемы неврозов, их этиология, патогенез, лечение в свете последних достижений как мировых, так и отечественных ученых, позволит начинающим психотерапевтам расширить и углубить свои знания с целью более эффективного лечения этих заболеваний.

В книге рассмотрены конкретные варианты психотерапевтического воздействия на больного, впервые в истории психотерапии даны конкретные формулировки гипносуггестивного воздействия на больного, основанные на физиологических павловских подходах к пониманию сущности неврозов и их терапии. Также описаны психотерапевтические методики, основанные на психологических фрейдистских и неофрейдистских позициях, объединенные под общим названием — гипноанализ.

То насколько в настоящем учебном пособии удалось автору достичь указанных выше целей, он надеется узнать из ваших отзывов, дорогие читатели. С глубокой благодарностью и пониманием он постарается воспринять любую критику в адрес своей книги.

Глава 1. Психотерапия как медицинская наука и предмет ее изучения.

Термин «психотерапия» в переводе с древнегреческого, по данным А. Притца и X. Тойфельхарта, означает: «чуткая забота о жизни, душе, уме, настроении». Долгое время термин был абстрактной категорией, аморфным понятием. И только в конце XVIII века психотерапия сформировалась в Европе как способ воздействия на человека с лечебной целью.

Эмми Ван Дойрцен-Смит и Девид Смит в статье «Является ли психотерапия самостоятельной научной дисциплиной?» пишут: «с тех пор, как психотерапия в Германии признана в 1811 г. самостоятельной дисциплиной, возникло множество форм психотерапии. На сегодняшний день их существует предположительно несколько сотен, которые, однако, можно сгруппировать в пять основных категорий:

1. Психоаналитическая психотерапия — охватывает те формы психотерапии, которые можно вывести из глубинных психологических теорий Фрейда, Адлера, Юнга и др.; жизненные проблемы при этом рассматриваются как результаты неосознанных конфликтов и моментов развития.

2. Когнитивная и поведенческая психотерапия — охватывает те формы психотерапии, которые опираются на теории обучения и когнитивную психологию; жизненные проблемы тут выводятся из неправильного обучения и мышления.

3. Гуманистическая психотерапия — охватывает те формы психотерапии, которые в противовес квази-редукционизму психоанализа и бихевиоризма делают акцент на потенциал человеческого развития. Здесь жизненные проблемы рассматриваются как блокада чувств.

4. Системная психотерапия — охватывает те формы психотерапии, которые — на основании общей теории систем — рассматривают жизненные явления как возникающие вследствие сдвига функций в системе или группе, которой принадлежит данное лицо.

5. Экзистенциальная психотерапия — охватывает те формы психотерапии, основу которых составляет экзистенциальная феноменологическая философия. Жизненные проблемы объясняются тут недостатком ясности и понимания условий человеческого существования».

Все эти пять категорий, в которые вложены, как в прокрустово ложе, все существующие ныне многообразные формы психотерапии, отражают лишь их психологическую или философскую базу. Приверженцы этих направлений на основе научных данных из области психологии и философии выводят соответствующие постулаты, которые на практике дают ключ к эффективному воздействию на больного человека.

В повседневной деятельности мы шли своим путем — собирали и анализировали практический опыт на базе учения Ивана Петровича Павлова о высшей нервной деятельности. На этом мы строили свои модели лечебного воздействия (подробно наши методологические подходы описаны ниже).

С нашей точки зрения можно говорить также о существовании шестой категории психотерапии — рационально-рефлекторной, которая требует углубленного изучения и дальнейшего развития.

Психотерапия сегодня — это самостоятельная медицинская дисциплина, клинической базой которой являются все те болезни, которые ранее входили в клиническую психиатрию под названием «малая психиатрия или пограничная психиатрия».

Исторически сложившееся деление клинической психиатрии на «большую» и «малую» в свое время было явлением несомненно прогрессивным. Оно поддерживалось авторитетными психиатрами — как иностранными, так и отечественными. Утверждение приказом Министерства здравоохранения в 1985 г. самостоятельной профессии врача-психотерапевта явилось актом вычленения психотерапии из психиатрии и стало свершившимся фактом, хотя и несомненно требующим на практике подтверждения обоснованности такого размежевания.

Многие специалисты в этой области полагают, что такое отделение психотерапии от психиатрии пока носит формальный характер, и большое число задач пока не решено: нет четкого определения психотерапии как науки, нет четкого представления о том, как должны готовиться специалисты в области психотерапии; какие взаимоотношения должны оставаться между смежными специальностями, какая роль в рамках этих двух дисциплин психологии. И многие другие возникшие вопросы.

Сегодня только можно с уверенностью утверждать, что эти две «самостоятельные» дисциплины (психиатрия и психотерапия) имеют между собой больше общего, чем различий. Это обусловлено общностью их «почвы», на которой возникают как психические, так и «пограничные» заболевания центральной нервной системы.

Итак, утверждение психотерапии как самостоятельной медицинской специальности является в настоящее время свершившимся фактом. Мы, разделяя позицию большинства специалистов о целесообразности выделения психотерапии в самостоятельную медицинскую дисциплину, хотели бы высказать свои возражения против ее собственного наименования — «психотерапия». С нашей точки зрения это название вносит некоторую терминологическую путаницу, так как включает в себя и науку, занимающуюся изучением этих состояний и их лечение.

Учитывая, что клинической базой для вновь созданной науки являются функциональные расстройства центральной нервной системы — неврозы и неврозоподобные состояния, целесообразней с нашей точки зрения было бы саму науку о них назвать неврозологией, а основные методы их лечения — психотерапией. Признание предлагаемого нами названия новой науки «неврозологии» окончательно устранило бы любую путаницу и облегчило бы понимание сущности рассматриваемого вопроса.

В связи с этим предлагаем определить неврозологию как самостоятельную дисциплину, основой которой являются функциональные нарушения головного мозга, вызываемые неблагоприятными жизненными ситуациями (стрессами) и проявляющиеся в виде неврозов и неврозоподобных состояний. Психотерапия — это наука о способах словесного (вербального) воздействия врача на психику человека (больного или здорового) и через психику на весь организм в целом с лечебной или профилактической целью.

Мы полагаем, что данное нами определение «неврозология» не претендует на окончательность и всеобъемлемость, но может быть принято как рабочее, которое дает возможность нам продолжать повествование на эту тему.

Итак, мы определили, что неврозология это самостоятельная медицинская наука, которая с ее составляющими является предметом дальнейшего рассмотрения.

Глава 2. Этиопатогенез неврозов.

2.1. Концепция Г. Селье о стрессе.

XX век характеризуется бурным развитием науки. Еще в начале века в учебниках физики писали, что атом неделим. Однако в скором времени атом был расщеплен, в результате чего была освобождена огромная энергия, которая преобразила мир (атомная бомба, атомная электростанция). Телевидение из фантастики стало реальностью, продолжается интенсивная компьютеризация всех отраслей народного хозяйства, активно осваиваются Мировой океан, космос, полярные области планеты, пустыни и горы, все чаще и чаще в различных уголках мира возникают военные конфликты. И в этом непредсказуемом мире человечество все чаще сталкивается с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, то есть со стрессами, которые и вызывают различные срывы высшей нервной деятельности в виде неврозов и неврозоподобных состояний.

Концепция стресса впервые была сформулирована в 1936 г. канадским физиологом Гансом Селье. Он ее разработал, проверил в экспериментах на животных и сделал попытку построить новую единую теорию медицины. Концепция Ганса Селье оказала большое влияние на различные направления науки о человеке — медицину, психологию, социологию и другие области знаний. Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения о стрессе можно считать возросшую актуальность проблемы защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды.

Сегодня представители самых разных научных дисциплин весьма интенсивно исследуют стресс и его значение для больного и здорового человека.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   46

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие Оглавление Введение. 2 Глава Психотерапия как медицинская наука и предмет ее изучения. 3 Глава Этиопатогенез неврозов. 5 iconУчебное пособие оглавление глава предмет, история и основные направления...
Предмет, история и основные направления дифференциальной психологии. Дифференциальная психология как наука

Учебное пособие Оглавление Введение. 2 Глава Психотерапия как медицинская наука и предмет ее изучения. 3 Глава Этиопатогенез неврозов. 5 iconУчебное пособие Ростов-на-Дону 2008 содержание введение Глава Эволюция...
Основные методы лечения и оздоровления, применяемые на современных европейских курортах (на примере Италии)

Учебное пособие Оглавление Введение. 2 Глава Психотерапия как медицинская наука и предмет ее изучения. 3 Глава Этиопатогенез неврозов. 5 iconЛитература глава 1
Семья как патогенетически обусловливающий фактор неврозов у детей и подростков

Учебное пособие Оглавление Введение. 2 Глава Психотерапия как медицинская наука и предмет ее изучения. 3 Глава Этиопатогенез неврозов. 5 iconПрайм-еврознак
Реан А. А. Часть I: глава 14; в частях IV, V, VIII: глава Реан А. А., Петанова Е. И. Часть V: глава Розум С. И. В частях II, IV-VIII:...

Учебное пособие Оглавление Введение. 2 Глава Психотерапия как медицинская наука и предмет ее изучения. 3 Глава Этиопатогенез неврозов. 5 iconЛитература: 26 Глава 3 26 где находится карма 26 литература: 36 Глава...
К64 Кармическая психология. Как избавиться от негативной кармы / В. В. Кононов. — М. Рипол классик, 2010. — 288 с. — (Вашатайна)

Учебное пособие Оглавление Введение. 2 Глава Психотерапия как медицинская наука и предмет ее изучения. 3 Глава Этиопатогенез неврозов. 5 iconА. И. Захаров Происхождение детских неврозов и психотерапия
В книгу вошли две основополагающие монографии видного отечественного психолога-практика, ведущего специалиста в области детских и...

Учебное пособие Оглавление Введение. 2 Глава Психотерапия как медицинская наука и предмет ее изучения. 3 Глава Этиопатогенез неврозов. 5 iconГлава
Обучение грамматической стороне речи как важнейшей составляющей изучения иностранного языка

Учебное пособие Оглавление Введение. 2 Глава Психотерапия как медицинская наука и предмет ее изучения. 3 Глава Этиопатогенез неврозов. 5 iconДиплом: Семейные отношения как предмет историко-культурного анализа...
Семейные отношения как предмет историко-культурного анализа в работе Ф. Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке» 7

Учебное пособие Оглавление Введение. 2 Глава Психотерапия как медицинская наука и предмет ее изучения. 3 Глава Этиопатогенез неврозов. 5 iconУчебное пособие является составной частью общего курса «Психодиагностики»
Прыгин Г. С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики: Учебное пособие. М.: Умк «Психология»,...

Учебное пособие Оглавление Введение. 2 Глава Психотерапия как медицинская наука и предмет ее изучения. 3 Глава Этиопатогенез неврозов. 5 iconПредисловие Введение Глава Введение в субд microsoft sql server 2008 Общие сведения о субд

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции