Ю. А. Урманцев общая теория систем: состояние




Скачать 1.62 Mb.
Название Ю. А. Урманцев общая теория систем: состояние
страница 1/18
Дата публикации 23.05.2014
Размер 1.62 Mb.
Тип Литература
literature-edu.ru > Биология > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

«Общая теория систем» на Practical Science : http://www.sci.aha.ru

Ю.А. Урманцев

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ: СОСТОЯНИЕ,
ПРИЛОЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Оглавление




ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ: СОСТОЯНИЕ,
ПРИЛОЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 1

Оглавление 1

1. Предпосылки ОТС 3

2. Вывод и определение понятий «объект-система», «пустая (нуль) система» 4

3. Вывод и определение понятия «система объектов одного и того же рода». Закон системности. Алгоритм построения системы объектов данного рода 6

4. Вывод и определение понятия «абстрактная система» 8

5. Основной закон ОТС 10

6. Теория групп неэволюционных, эволюционных системных преобразований, антипреобразований и их инвариантов. Формы изменения, развития, сохранения материи 13

8. Закон изомеризации. Общая теория изомерии. Изомерия и симметрия 20

9. Закон полиморфизации. Обобщенное учение о полиморфизме 28

10. Системный изоморфизм и эквивалентность. Равенство и симметрия 31

11. Законы соответствия и симметрии 34

12. Закон системного сходства 36

13. ОТС и отношения противоречия и непротиворечия 39

14. ОТС и отношения взаимодействия, одностороннего действия и взаимонедействия 42

15. ОТС и проблема единства и многообразия мира 48

16. Эволюционика — системное учение о развитии 50

17. С-метод — основной метод ОТС 54

18. ОТС и диалектический материализм 57

19. Приложения и перспективы развития ОТС 58

Литература 59


К ОТС нас привела загадка изомерии. Как известно, первона­чально в науке, именно в химии, изомерией называли явление, заключающееся в существовании двух и более молекул одного состава, но различного строения. Таковы, например, AgOCN и AgCNO, изучение которых в 1822—1830 гг. привело Ю. Либиха, Ф. Велера и Я. Берцелиуса к открытию химической изоме­рии. Сто лет спустя, в 1921 г., О. Ган обнаружил ядерно-физи­ческую изомерию, а 35 лет спустя, в 1956—1957 гг., при исследо­вании растений, животных, микроорганизмов нами была открыта биологическая изомерия. В частности, были зафиксиро­ваны восемь видов венчиков цветков льна-кудряша, различаю­щихся строением и физиолого-биохимическими свойствами и тем не менее имеющих один и тот же состав — пять ничем не отлича­ющихся друг от друга лепестков [89; 90].

В ходе детального изучения биоизомерии было выявлено поразительное совпадение (вплоть до самых мельчайших дета­лей) основных эмпирически обнаруженных классов изомерии молекул химических соединений и, казалось бы, резко от них отличных венчиков и листьев растений. Закономерно встал во­прос: каковы причины и границы столь разительного изомерий-ного изоморфизма? В поисках ответа мы, естественно, обрати­лись к ОТС, в частности ОТС Л. Берталанфи [8] и М. Месаровича [61; 63]. Однако это оказалось безрезультатным, и нам пришлось самостоятельно исследовать явление структурного изоморфизма объектов неживой и живой природы. Начиная с 1968 г. в ряде публикаций [87; 88; 89; 91—93; 102] мы разра­батывали собственный вариант ОТС, что и позволило ответить на поставленные вопросы. Более того, впервые удалось показать, что изомеризация представляет собой одну из четырех основных форм изменения материи, что изомерия непосредственно связана с генезисом, симметрией, а также составом — структурой — свойствами объектов природы.

Еще до построения ОТС мы считали, что на «выходе» ОТС должна дать в руки исследователей своеобразный перечень того: 1) что должно быть, 2) что может быть, 3) чего не может быть у любых систем — материальных и идеальных, т. е. предполага­лось, что данная теория должна была быть всеобщей. Но соглас­но формально-логическому закону обратного отношения объема и содержания понятия, возникала реальная опасность построе­ния теории, которая в силу ее претензий на всеобщность ограни­чивалась бы лишь тривиальными утверждениями. Эти опасения высказывались В. Н. Садовским [72], К. Боулдингом [10], М. Месаровичем [61].

Так, видимо, и случилось бы, если бы мы пошли по формаль­но-логическому пути, образуя все более общие понятия и теории посредством отбрасывания «второстепенных» признаков. Одна­ко помимо этого традиционного способа существует противопо­ложный способ образования общих понятий, теорий, состоящий в объединении, прибавлении новых признаков при сохранении всего накопленного человечеством знания в рассматриваемом отношении. Так возникли, например, современные понятия числа и теория чисел; понятия массы, энергии, пространства, времени и общая теория относительности. Даже в формальной логике, как отмечал Б. В. Плесский, исчисление высказываний, будучи частным случаем более общих логических систем исчисления пре­дикатов I и II порядков, безусловно, уступает им и по содержанию и по объему. Аксиоматика узкого исчисления предикатов вклю­чает все аксиомы исчисления высказываний и содержит еще ряд специфических аксиом. Расширение объема этой теоретической дисциплины сопровождалось не исключением, а добавлением новых элементов в ее содержание [69]. В этой связи уместно напомнить высказывание Гегеля из «Науки логики»: «... понятие сохраняется в своем инобытии, всеобщее в своем обособлении...; на каждой ступени дальнейшего определения всеобщее поднимает выше всю массу своего предшествующего содержания и не только ничего не теряет вследствие своего диалектического поступательного движения, не только ничего не оставляет позади себя, но и уносит с собой все приобретенное и обогащается и уплотняется внутри себя» [20].

39

Возможность развития понятий и теорий не только «аналити­чески-общих» («формально-общих») в связи с разработкой ОТС обстоятельно обоснована В. С. Тюхтиным [5; 77; 82; 83]. Он доказал, что А. И. Уемову и нам удалось избежать «парадокса тривиальности» при создании ОТС и при определении ее цен­трального понятия «система».

Диалектическая теория развития требовала построения ОТС как теории возникновения, существования, изменения и разви­тия систем природы, общества и мышления. Поэтому при созда­нии ОТС главной ее задачей стала формулировка основных ее законов в виде законов системогенеза — преобразования и раз­вития систем. В связи с этим ОТС должна была иметь не только гносеологический, логико-методологический, но и онтологиче­ский статус. Между тем Р. Акофф [3; 4] и В. Н. Садовский [72; 73] полагали, что ОТС возможна не как предметная теория, (онтологизированная), а как некая метатеория. Вряд ли нужно доказывать, что, будучи лишенной онтологической основы, ОТС как метатеория не смогла бы выполнять методологическую фун­кцию. И по-видимому, не случайно, что именно избранный нами путь позволил создать ОТС и в виде особой, системной методо­логии, т. е. совокупности требований, которые должны выпол­няться при исследовании систем любой природы.

Далее, исходя из диалектического метода, необходимо было построить такую ОТС, с помощью которой можно было делать 1) обобщения, 2) предсказания, 3) давать объяснения, 4) ста­вить новые вопросы, 5) исправлять ошибки, 6) проводить чет­кие связи с важнейшими научными теориями и принципами, 7) осуществлять интеграцию, экономную «свертку» накоплен­ных знаний на общем для науки языке, 8) наконец, ОТС должна была быть истинной и правильно построенной.

В результате мы подошли к критериям истинности и пра­вильности. В качестве первого мы приняли не согласие с интуи­цией, разной у разных исследователей, а соответствие ОТС ре­альным системам: несоответствие им послужило бы сигналом к пересмотру предлагаемой концепции, соответствие — поводом для дальнейшего продвижения по избранному пути. Что касает­ся критериев правильности, то за таковые мы взяли метамате­матические критерии полноты, непротиворечивости, независи­мости, в частности воспользовались критерием относительной непротиворечивости.

Использование этих критериев позволило доказать предло­жения ОТС посредством не только формально-логических, но и онтологических доводов (как в естество- и обществознании).

Что касается критериев «обобщающей», «эвристической» (предсказательной), «объясняющей», «вопрошающей», «коммуникационной», «интегрирующей», методологической возможностей (функций) ОТС, то в качестве таковых мы приняли наличие либо отсутствие в теории этих возможностей. Таким образом, наш подход к построению ОТС существенно отличается от предлагавшихся до сих пор и имевших фактически конвенционалистский характер (кроме ОТС А. И. Уемова [см.: 85; 86].

Далее, вслед за Р. Акоффом и М. М. Топером мы полагали что ОТС не должна начинаться с изоморфизма, а точнее, с раз­нообразных соответствий в природе; ее задача — подвести к ним, и не только к изоморфизму, но и к необходимому его дополнению — полиморфизму. Противоположная точка зрения, ориентирующаяся только или преимущественно на поли- или изоморфизм, является односторонней, по существу метафизической и потому приводит к построению негармоничных теорий систем. В них, например, идея полиморфизма — многообразия композиций системы — не играет сколько-нибудь заметной роли. Вот почему одна из главнейших проблем системного подхода — выявление систем, к которым принадлежит исследуемый объект, — как ни парадоксально, вообще не ставилась системологами.

Идею важности построения внутренне гармоничной ОТС с должным вниманием как к изо-, так и к полиморфизму мы обосновывали неоднократно [см.: 91; 92]. И все же, по-видимому, эта идея еще недостаточно освоена системологами. Так, в книге Л. И. Уемова «Системный подход и общая теория систем» (1978) читаем, что «Ю. Урманцева интересуют прежде всего (?! — У. Ю.) симметрия и полиморфизм» и что «математический аппарат, применяемый Ю. Урманцевым, относится по существу к отношениям полиморфизма и симметрии...» [86. С. 142]. Имен­но поэтому мы сочли необходимым еще раз остановиться на проблеме поли- и изоморфизма в связи с построением общей систем.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ю. А. Урманцев общая теория систем: состояние icon Реферат по философии Научные принципы и их роль в научном познании
Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства...
Ю. А. Урманцев общая теория систем: состояние icon Научно-исследовательская работа в сфере теории и истории изобразительных искусств
Общая характеристика специальности 052100 История и теория изобразительного искусства
Ю. А. Урманцев общая теория систем: состояние icon Рабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания»
Целью освоения дисциплины «Теория и методика воспитания» модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» является подготовка...
Ю. А. Урманцев общая теория систем: состояние icon Лекция №1. Введение
Овладение методологией экспертных систем помогает принять решение в самых сложных и уникальных ситуациях. Чтобы уметь использовать...
Ю. А. Урманцев общая теория систем: состояние icon Методические указания и задания к лабораторным работам по курсам “
Дискретные структуры“, “Теория алгоритмов и вычислительных процессов“ (для студентов специальностей 050102 “Программное обеспечение...
Ю. А. Урманцев общая теория систем: состояние icon Николай Александрович Бердяев Духовное состояние современного мира
Над миром совершается суд … <…> Мир пришел в жидкое состояние, в нем нет больше твердых тел, он переживает революционную эпоху...
Ю. А. Урманцев общая теория систем: состояние icon Общая теория отсутствия воды в кране
Жизнь входила в колею, а евреи выбивались в люди. И не просто выбивались в люди, а играли весьма заметную роль в жизни страны, попутно...
Ю. А. Урманцев общая теория систем: состояние icon Кафедра автоматизации систем вычислительных комплексов автоматическое...
Формулируются критерии, проводится сравнительный анализ и выбирается один метод для реализации в рамках метода обнаружения уязвимостей....
Ю. А. Урманцев общая теория систем: состояние icon Программа по курсу: теория и практика многопоточного программирования
Связность памяти и разные типы многопроцессорных систем (smp, numa), ее влияние на работу программ. Кэши процессора разных типов...
Ю. А. Урманцев общая теория систем: состояние icon Программа преддипломной практики
Целью практики является: овладение методикой проектирования, внедрения и эксплуатации отдельных задач и подсистем экономических информационных...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции