Муниципальный конкурс методических разработок трудных и малоизученных тем учебных дисциплин




Скачать 110.37 Kb.
Название Муниципальный конкурс методических разработок трудных и малоизученных тем учебных дисциплин
Дата публикации 15.05.2014
Размер 110.37 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Биология > Урок

МОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1» Кавалер Наталья Анатольевна


Муниципальный конкурс

методических разработок трудных и малоизученных тем учебных дисциплин

Номинация: малоизученные темы

Автор:

Кавалер Наталья Анатольевна,

учитель биологии МОУ

«Красногвардейская средняя

общеобразовательная школа №1»

2010 г



Основное содержание
Разработка открытого урока с использованием технологии проблемного обучения. Урок обеспечивает развитие познавательной активности учащихся, интеллектуальных способностей; формирование экологической культуры.
ТЕМА: Защитим «братьев наших меньших».

ЦЕЛЬ УРОКА: понять, почему земноводные заслуживают уважительного отношения к себе.

Задачи:

Образовательная: закрепить знания об особенностях строения, жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде.

Развивающая: развитие познавательного интереса, мышления посредством решения проблемных задач, ответов на проблемные вопросы; продолжить формирование умений узнавать изучаемых животных, используя «зоошутки».

Воспитательная: формирование потребности бережного отношения к природе, проявлять заботу «о братьях наших меньших».

Оборудование: таблицы и рисунки с изображением различных земноводных; компьютер, видеопроектор, экран.

Литература:

  1. Биология. 7 кл. Многообразие живых организмов: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений./ Захаров В.Б., Сонин Н.И. – М.: Дрофа, 2000.

  2. Биология. 7 класс. Технологические карты уроков: Метод. пособие./ Семенцова В.Н. – СПб.: «Паритет», 2001.

  3. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя./Феоктистова Н.Ю. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: проблемный.

ДЕВИЗ УРОКА: « И зверьё, как братьев наших


меньших никогда не бил по

голове».

С. Есенин.


  1. Организационный момент.

- приветствие

- подготовка кабинета к работе

- наличие учащихся


  1. Мотивация:

  • лягушки, жабы, тритоны, саламандры узнали о том, что вы, учащиеся 7б класса, закончили изучение класса Земноводные и с приходом весны , а затем лета обеспокоены тем, а как вы будете к ним относиться, т.е. хорошо или по прежнему с отвращением.

Наверное поэтому они прислали вам видеописьмо.

Хотите послушать?

Заявление амфибий в Комитет охраны авторских прав природы.

Уважаемые дети и взрослые! Ищем у вас защиты! Нас поражает невежество человека, который считает себя венцом творения. Каких только небылиц ни сочинял он про нас! Например: «Прежде чем ввозить хлеб, следует на пороге амбара повесить за заднюю лапу лягушку, чтобы предохранить зерно от порчи». Лучше бы строил хорошие хранилища! Или: «Если в середине засеянного поля зарыть в новом горшке лягушку, то буря не повредит посевы». Французы и немцы уверены, что жабы высасывают молоко у коров. Все считают, что жаб нельзя трогать руками – появятся бородавки. «Если увидел жерлянку и она перевернулась на спину – жди в доме несчастья». А несчастья от этого всего только нам, земноводным!

Справедливы слова Альфреда Брема: «Издревле и до наших дней ни одно семейство животных не вызывало в людях такого всеобщего отвращения, ни одно не преследовалось столь беспощадно и столь несправедливо, как семейство жаб… И всё же нельзя отрицать: в презрении к жабе, в ненависти, с какой её преследуют и убивают, вполне сходятся и так называемые образованные и необразованные, белые и чёрные люди… Никто из тех,

кто дурно говорит о жабе, не наблюдал её жизни, не прочёл ни одной естественной истории…» Кто же сможет защитить нас? Справедливо сказал Н. Сладков: «Нельзя защищать то, что не любишь. Нельзя любить то, чего не знаешь». Поэтому, прежде чем обвинять, надо по крайней мере узнать, кого обвиняешь.

Мученики невежества и науки.


  1. Целеполагание.


В связи с этим письмом и определена тема и цель нашего

урока.
На урок приглашены корреспонденты:

учёные-биологи:



  • Обратите внимание на фотографии с изображением земноводных, что вы видите в глазах этих животных?

- Как вы считаете, за что же люди не любят лягушек и

им подобных?

  • А теперь ещё раз посмотрим на текст заявления и

прочтём последнюю строчку письма:

«По справедливости – прежде чем обвинять,

надо по крайней мере узнать, кого обвиняешь».

Проблема урока: найти доказательства необоснованности названных обвинений.


  1. Актуализация знаний и умений.

  • Терминологический диктант.

  • Сравнение строения кровеносной системы рыб и

земноводных.

  • Что означают слова «амфибии» и «земноводные»?


« При освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение организма, характерное для более ранних позвоночных животных и если бы животным выдавались патенты, то земноводные обязательно получили бы их за такие достижения.


  • Напишите в тетради прогрессивные черты земноводных, обеспечившие освоение суши.

  • Проверка выполнения работы на доске.

Кровообращение у земноводных:

Малый круг кровообращения:

желудочек → артерия → лёгкие → вены левое предсердие

Большой круг кровообращения:

желудочек → артерия → органы → вены правое предсердие.

Кровообращение у рыб:

желудочек → брюшная аорта → артерии → жабры → спинная артерия → органы → вены → предсердие

  • Проверка выполнения самостоятельной работы в тетрадях.

  1. Научились дышать с помощью лёгких.

  2. Обзавелись вторым кругом кровообращения, а в сердце появилась перегородка и оно стало трёхкамерным.

  3. Первыми встали на ноги.

  4. Научились поворачивать голову.

  5. Начали мигать.

  6. Первые «слюнтяи» планеты.

  7. Научились дышать с помощью лёгких.

  8. Среднее ухо, закрытое барабанной перепонкой.

ВЫВОД?

«Действительно – это поистине удивительные создания, способные жить в двух средах и они заслуживают, если не любви, то уважения.

Если вы ещё не убедились в этом, то может следующая информация снимет ваши сомнения».

  • Кожа земноводных богата железами, выделяющими слизь, которая предотвращает развитие бактерий, а иногда бывает ядовитой и защищает лягушек от более крупных врагов. В Китае издавна известно о лечебных свойствах жабьего яда. Европейским врачам жабий яд заменял обезболивающие средства. Он сохраняет свои свойства необычайно долго. Японцы готовят из лягушек препараты для лечения опухолей.

Глаза лягушек различают только движущиеся предметы, а неподвижные детали окружающего фона они начинают видеть, только когда движутся сами. Человек сконструировал несколько электронных моделей лягушачьего глаза. Они применяются при слежении за самолётами и вместе с аэродромными локаторами делают полёты более безопасными.

Вокальные таланты бесхвостых амфибий получили широкую известность. Они первыми создали оркестры. Например, свистящие квакши образуют дуэты, трио, квартеты и квинтеты, в которых есть свои запевалы. Голосом лягушки могут соперничать с птицами.


  • Подготовить сравнительную характеристику строения и функционального значения отделов головного мозга рыб и земноводных.


- Нас посетили «учёные-биологи» из Академии наук, которые тоже желают выяснить насколько вы знаете мир амфибий?

  1. От кого произошли земноводные?

  2. Почему летом для предохранения от скисания молока в сёлах в банки с молоком опускали лягушек?

  3. Какой отдел головного мозга наиболее развит у лягушек?

  4. Задохнётся ли лягушка, если ей закрыть рот и ноздри?

  5. Можно ли приобрести бородавки, держа в руках жаб и лягушек?

  6. Глаза лягушек часто называют удивительными, необычными. Почему?

  7. Почему краснобрюхая жерлянка демонстрирует своё яркое брюшко в случае опасности?

  • Какое впечатление у учёных-биологов о знаниях ребят?

  • Проверить самостоятельную работу учащихся:


- Восстановить картину превращения икринок в тритона и лягушку. Для этого все стадии развития, обозначенные цифрами, выписать отдельно – для лягушек (1 вариант) и для тритона (2 вариант).



  • Настало время поговорить о значении земноводных для человека и в природе.

  • Предполагаемые ответы:

  1. Уничтожают вредителей растений.

2. Являются необходимым звеном в цепях питания.

3. Объект лабораторных исследований.

  1. Из выделений желез изготавливают лекарственные препараты.

  1. В некоторых странах употребляют в пищу.




  1. Изучение нового материала.

  • Ребята, а кто знает, что такое БИОНИКА?


БИОлогия техНИКА



БИОНИКА

  • Как вы думаете, что изучает эта наука?

Эта наука изучает возможности применения в технике принципов организации и работы живых организмов.


  • А как вы думаете, чем могут быть интересны земноводные для учёных – биоников?

  • В переводе с новогреческого языка слово «батрахантропос» означает «аквалангист». Почему?

Да. Бионика взяла от земноводных принцип строения задней конечности, сделав для человека ласты.
« А теперь внимательно послушайте. У лягушки есть одно качество, которое нам очень и очень интересно именно с точки зрения бионики и именно в 21 веке. Пока мы его не можем использовать, но какие неограниченные возможности для расселения человека это открыло бы в перспективе!

Это принцип кожного дыхания. Ведь не обязательно человеку менять кожу, можно использовать полупроницаемые мембраны для извлечения в воде кислорода для подводных жителей, акванавтов. Надел на себя комбинезон из специального полимера – вперёд, а точнее бултых, завоёвывать Мировой океан».

  • ЗООШУТКА.

  • Эти животные – плод воображения авторов, которые решили пошутить и соединить в одном земноводном части тела разных животных. Догадайтесь – каких?


(Голова и передние конечности – от остромордой лягушки, туловище – от древнего земноводного стегоцефала, задняя часть туловища и хвост – от протея европейского.

Голова и передние конечности – от серой жабы, туловище и задние конечности – от пипы суринамской, хвост – от альпийского тритона).

  • Эти бесхвостые земноводные имеют интересные названия. Картинки в кружочках будут вам подсказками. Ну что – догадались, как их зовут?


6. Закрепление и применение учебного материала.

«Экологи в последнее время любят говорить про особенность лягушки: если её посадить в таз с горячей водой, она мигом выпрыгнет оттуда. Но если посадить в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав этого. В связи с чем именно экологи упоминают эту особенность?

Учёные предупреждают человека об опасности постепенного умирания в отравленной окружающей среде.

  • СТИХОТВОРЕНИЕ из современной сказки «Царевна - Лягушка».

Спи, царевич мой прекрасный,

Баюшки-баю,

Я тебе на сон грядущий

Песенку спою.

Я спою о том, как гибнет

Наш несчастный род,

Проживая жизнь в болоте,

Полную невзгод.

Бьют камнями нас мальчишки

Просто так, зазря,

Убежать от них, укрыться

Нам почти нельзя.

Эволюция решила

Нас загнать в тупик.

С нашим мнением считаться

Мало кто привык.

Что ж, обидела, и многим,

Нас природа-мать –

Нет зубов, не можем бегать,

Нам нельзя летать.

Часто губят нас напрасно,

Не думая о том,

Что Земля – планета наша –

То наш общий дом.

Все мы братья, все мы сёстры –

Команда корабля:

Этой маленькой планеты

С тёплым именем Земля.

7. Подведение итогов, возвращение к теме и проблеме урока

  • Напрасно ли беспокоятся, бьют тревогу земноводные?


ВЫВОД связать с девизом урока.

И закончить норвежской приметой:

«Кто дружен с лягушкой, тому она приносит золото».

Охрана земноводных.

Для сохранения редких видов земноводных (33 вида амфибий занесены в Красную книгу) принимают следующие меры:

  1. Очистка водоёмов.

  2. Запрет на уничтожение исчезающих видов (в ряде стран строят специальные тоннели под автострадами для прохода земноводных).


Указания к действию

Учитель

Учитель



Учитель


Звучит запись голосов лягушек и текст заявления амфибий в Комитет охраны авторских прав природы.

Учитель называет тему урока.

Учащиеся записывают

в тетрадь.

Учитель называет фамилии учащихся призёров олимпиады по биологии.
Обращение учителя к классу

Вопрос к классу.

Показ слайдов

Учитель обращает внимание учащихся на слайд, а выделенное слово записывается на доске.

Учитель определяет проблему урока
Работа учащихся на доске.

Построение схемы
Вопрос к классу.
Учитель.

Патент – документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением и закрепляющий за лицом,

которому он выдан, исключительное право на изобретение.
Работа в тетрадях.
Ответы учащихся.


  • Сравнение строения кровеносной системы земноводных и рыб



Сравнение схемы на слайде



  • прогрессивные черты земноводных, обеспечившие освоение суши.

(предполагаемые ответы учащихся)

Показ слайда


Ответ учащихся.

Учитель

Сообщение учащегося.

Самостоятельная работа учащихся.

Правильно давшие ответ на вопрос получают жетончики

Учитель.

Проверка самостоятельной работы.
Показ слайда
Значение земноводных.

Ответы учащихся.

Проблемные вопросы.
Схема на слайде.


Вопрос к классу.

Определение записать в тетрадь.

Учитель.

Проблемный вопрос.

Учитель

Показ слайда

1 рисунок.
Показ слайда

2 рисунок.

Ответы учащихся

Учитель.

Показ слайда


Учитель
Предполагаемый ответ учащихся

Рассказывает ученица

Рефлексия.

Учитель обращается к классу.

ВЫВОД формулируют учащиеся.

Учитель обращает внимание учащихся на слайд
Информация от приглашённых «корреспондентов»


  • Письмо положить в папку.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальный конкурс методических разработок трудных и малоизученных тем учебных дисциплин icon Положение о проведении III всероссийского конкурса методических разработок
Настоящее положение определяет цели, задачи III всероссийского конкурса методических разработок «Моё лучшее занятие с использованием...
Муниципальный конкурс методических разработок трудных и малоизученных тем учебных дисциплин icon Республиканский конкурс методических разработок для учителей начальной...
О порядке организации и проведения республиканского конкурса методических разработок для учителей начальной школы, посвящённый изучению...
Муниципальный конкурс методических разработок трудных и малоизученных тем учебных дисциплин icon Общероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных...
...
Муниципальный конкурс методических разработок трудных и малоизученных тем учебных дисциплин icon Положение о конкурсе методических материалов в формате 4 н-д (4 недели)
Конкурс методических материалов в формате 4 н-д (далее конкурс) организуется Муниципальным казённым учреждением «Межведомственный...
Муниципальный конкурс методических разработок трудных и малоизученных тем учебных дисциплин icon Общероссийский конкурс методических разработок уроков и внеклассных...
К участию приглашаются учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги спо, педагоги нпо, педагоги коррекционного образования,...
Муниципальный конкурс методических разработок трудных и малоизученных тем учебных дисциплин icon Областной конкурс методических разработок педагогов-словесников по...
Обучающие: дальнейшее формирование навыков анализа лирического текста (понимание и интерпретация авторской позиции; выявление средств...
Муниципальный конкурс методических разработок трудных и малоизученных тем учебных дисциплин icon Конкурс методических материалов «Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья …»
«Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка» проводит I открытый педагогический конкурс методических...
Муниципальный конкурс методических разработок трудных и малоизученных тем учебных дисциплин icon Конкурса методических разработок по теме «Формы работы педагога по...
Факультативное занятие «Боевая, диверсионная и агитационно пропагандистская деятельность партизан и подпольщиков» 46
Муниципальный конкурс методических разработок трудных и малоизученных тем учебных дисциплин icon Извещение №3-б о проведении запроса котировок от 11. 10. 2007 г. Муниципальный
Муниципальный заказчик: Муниципальное учреждение культуры «Центральная муниципальная библиотека»
Муниципальный конкурс методических разработок трудных и малоизученных тем учебных дисциплин icon Заявка на участие в конкурсе методических разработок учителей начальных...
Место работы (полное название оу) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10 города...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции