Тема урока: «Опорные системы растений и животных»




Скачать 63.75 Kb.
Название Тема урока: «Опорные системы растений и животных»
Дата публикации 21.09.2014
Размер 63.75 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Биология > Урок
Предмет: биология.

Класс: 6

Тема урока: «Опорные системы растений и животных».

Учитель: Мингалеева Елена Николаевна,13 разряд,I категория.

Цель урока: Используя предложенные материалы научить учащихся различать типы опорных систем живых организмов, распознавать органы (части) ее.

Задачи урока:

1. Продолжить формировать представление об опорной системе живых организмов и показать ее значение в жизни организмов.

2. Совершенствовать умения распознавать на таблицах органы (части) опорной системы растений и животных, работать с учебником.

3. Формировать правильное, бережное отношение к растениям и животным.

Методические приемы: рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, программированное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма (ы) работы на уроке: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование урока: наглядные пособия (скелеты позвоночных животных (рыбы, лягушки, кролика), коллекция «Речной рак», коллекция «Насекомые», таблица «Строение ветки липы», раковины моллюсков, натуральные кости животных.

1. Техническое обеспечение: персональный компьютер (ПК), проектор, экран.

  1. Программное обеспечение: Word, CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Уроки биологии 6 – 9 класс».

Литература: Учебник: Н.И.Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс.

Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм».

План урока:

I. Орг. момент.

Сообщение темы и целей урока.

Тема: «Опорные системы растений и животных».

Цель урока: познакомиться с типами, значением опорных систем растений и животных.
II. Изучение нового материала.

1.Опорные системы живых организмов и их биологическое значение. (Рассказ учителя с элементами беседы, использование знаний о скелете животных и человека из курса природоведения).

Ребята, как вы понимаете, что такое опора?

(опора моста, опора полки, забора, опора для больного человека)

Что выполняет роль опоры в организме человека и животных? (скелет)

Когда мы произносим слово скелет, что возникает в нашем представлении?

(скелет какого-нибудь позвоночного животного-рыбы, птицы или скелет человека)

Скелетные образования имеют не только позвоночные и огромное количество беспозвоночных животных. Например, у микроскопических простейших радиолярий достаточно сложно устроенный скелет, состоящий из кремневых иголочек. Он позволяет им парить в толще воды и защищает их от врагов. У фораминифер скелет напоминает раковины улиток, которые защищают от нападения хищников.

Могут ли живые существа обходиться без скелета? (Нет)

Какие функции выполняют опорные системы?
Запись в тетради:

Функции опорных систем:

  1. обеспечивают организму характерную форму тела.

  2. служат его каркасом, устойчивым к сжатию.

  3. предохраняет организм от различных повреждений. (Например, грудная клетка защищает легкие и сердце).

  4. благодаря скелету и мышцам животные могут двигаться.


2. Разнообразие опорных систем с использованием КОЗ.

  1. Опорные образования у растений; механическая ткань, ее расположение и особенности строения у древесных растений. (Рассказ с элементами беседы, демонстрация таблицы, рисунка в учебнике).

У древесных растений основной опорой служит механическая ткань. В сочетании с другими тканями она формирует своеобразный « скелет» растения, особенно развитый в стебле. Здесь механическая ткань образует некое подобие цилиндра, проходящего внутри стебля или вдоль него, обеспечивая его прочность на изгиб.

  1. Особенности строения и расположения механической ткани в корне, ее роль в жизни растения (Беседа с использованием рисунка в учебнике).

В корне механическая ткань сосредоточена в центре, повышая сопротивление корня на разрыв. Клетки механической ткани имеют очень толстые стенки, придающие им особую прочность.

Механическую роль выполняет древесина, хорошо развитая в стволах древесных растений.

Даже после отмирания живого содержимого такие клетки продолжают выполнять опорную функцию в растении.



  1. Л.р. «Строение костей» (стр.101 в учебнике).

Если сжечь кость, то органические вещества сгорят первыми, кость станет черной от углерода. Если выгорит и углерод, получится белый остаток, твердый но хрупкий - это минеральное вещество кости.

Если кость поместить на несколько дней в кислоту из нее удалятся минеральные вещества, кость станет настолько гибкой, что ее можно будет завязать узлом. Значит, гибкость кости зависит от наличия органических веществ, твердость - от минеральных.

У детей в костях относительно велика доля органических веществ, у пожилых людей в костях увеличивается доля минеральных веществ.

III. Закрепление знаний об опорных системах у животных и растений.

Каково значение скелета?

Какие бывают типы скелетов?

Какие особенности строения наружного скелета имеют моллюски?

Какой тип скелета у членистоногих? Каковы особенности его строения?

Что такое линька?

Что такое внутренний скелет? Какие животные его имеют?

Какое значение имеют опорные системы у растений?
IV. Задание на дом.

Изучить раздел 15, ответить на вопросы к разделу и выполнить рубрику «Подумайте».
Компетентность: информационная.

Аспект: извлечение первичной информации.

Уровень: 2.

Вы являетесь членами кружка «Юный натуралист». Вам поручено ухаживать за животными школьного живого уголка. В живом уголке много самых разнообразных животных. Для того чтобы правильно ухаживать за ними вам предстоит выяснить, какие животные имеют наружный, а какие внутренний скелет.

1. Изучите текст.

  1. Заполните таблицу «Скелет-опора организма».

  2. Выполните тестовые задания.


Различают два основных типа скелета - наружный и внутренний. Наружный скелет имеют некоторые простейшие, многие моллюски, членистоногие – это раковины улиток, мидий, устриц, твердые панцири раков, крабов, легкие, но прочные покровы насекомых.

Раковины моллюсков состоят из извести и рогоподобного вещества. Они прочные, но тяжелые, поэтому большинство моллюсков ведут малоподвижный образ жизни. Скелет членистоногих значительно легче. Он состоит в основном из хитина – вещества, выделяемого клетками кожи.

У таких членистоногих, как крабы, раки, он пропитывается минеральными солями и становится еще прочнее, образуя панцирь.

По мере роста моллюски достраивают свои раковины. У членистоногих этот процесс происходит сложнее – они растут при линьках. Так, в определенное время под старым панцирем рака образуется новый тонкий хитиновый покров, а старый сбрасывается: животное линяет. Пока новый покров мягкий и эластичный, рак быстро растет. Этот период для него очень опасен: слабый, малоподвижный, рак легко может стать добычей многочисленных хищников.

Из беспозвоночных внутренний скелет имеют, как вы уже знаете, некоторые простейшие (радиолярии) и головоногие моллюски.

У позвоночных внутренний скелет состоит из трех отделов – скелета головы, скелета туловища и скелета конечностей. Образован он из костной и/или хрящевой ткани. Хрящевой скелет на протяжении всей жизни имеют акулы и скаты. А у большинства животных он на ранних стадиях развития хрящевой, а с возрастом почти полностью заменяется костью.
Таблица «Скелет – опора организма».


Наружный скелет

Внутренний скелет


























I. Из беспозвоночных животных наружный скелет имеют:

  1. радиолярии

  2. раки

  3. головоногие моллюски


II. Почему раки время от времени линяют?

1. в покровах накапливаются продукты обмена, ядовитые для них

2. старые покровы становятся слишком тяжелыми из – за отложения в них извести

3.жесткие покровы мешают им расти
III. Из беспозвоночных животных внутренний скелет имеют:

  1. двустворчатые моллюски

  2. брюхоногие моллюски

  3. головоногие моллюски


IV. У позвоночных животных внутренний скелет состоит из отделов:

1. скелет головы, скелет туловища

2. скелет туловища, скелет конечностей

3.скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей



Фораминиферы Моллюски


Радиолярии Насекомые


Ракообразные Рыбы


Земноводные Млекопитающие

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Опорные системы растений и животных» icon Урока Тема урока Опорные понятия
А. С. Пушкин(5ч.+2ч р р.). Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики
Тема урока: «Опорные системы растений и животных» icon Знакомиться с жизнью растений и животных
Читать о возможностях использования различных материалов (медь, олово, сосна, и т д.)
Тема урока: «Опорные системы растений и животных» icon Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»
Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского
Тема урока: «Опорные системы растений и животных» icon Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 классе
Особенности строения цветковых растений, позволившие им занять господствующее положение среди растений
Тема урока: «Опорные системы растений и животных» icon Демина – Воспоминания о прошлых жизнях (сессии гипноза)
Затем события уходят все в более давние времена, о которых у нас более смутные представления, а затем выходят и за пределы истории...
Тема урока: «Опорные системы растений и животных» icon Назипова Гульнара Лазоевна
Ноутбук, мольберт, корзина, цветы, снежинки, магнитофон с записями, скамейки, мяч, картинки с изображением: зимних месяцев, следов...
Тема урока: «Опорные системы растений и животных» icon С августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер эти лекции можно...
Но и все явления природы, бытие минералов, растений и животных затрагивалось, причем рассмотрение выводило в космос, к первоистоку...
Тема урока: «Опорные системы растений и животных» icon Урока Тема урока
Роль лите­ратуры в духовной жизни человека. Нацио­нальная самобытность русской литературы
Тема урока: «Опорные системы растений и животных» icon Урока Тема урока Деятельность учащихся Диагностика Задание для самостоятельной
Нрк. Художественный мир литературного произведения. М. С. Фонотов. «Горное озеро»
Тема урока: «Опорные системы растений и животных» icon Удк: [581. 526,3:(602. 4: 628. 1)] (28) Галяс А. В. Высшие водные...
В современной экологии весьма актуальна проблема очистки сточных вод. Один из путей её решения – применение системы методов очистки...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции