Скачать 63.75 Kb.
|
Предмет: биология. Класс: 6 Тема урока: «Опорные системы растений и животных». Учитель: Мингалеева Елена Николаевна,13 разряд,I категория. Цель урока: Используя предложенные материалы научить учащихся различать типы опорных систем живых организмов, распознавать органы (части) ее. Задачи урока: 1. Продолжить формировать представление об опорной системе живых организмов и показать ее значение в жизни организмов. 2. Совершенствовать умения распознавать на таблицах органы (части) опорной системы растений и животных, работать с учебником. 3. Формировать правильное, бережное отношение к растениям и животным. Методические приемы: рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, программированное обучение. Тип урока: урок изучения нового материала. Форма (ы) работы на уроке: индивидуальная, фронтальная. Оборудование урока: наглядные пособия (скелеты позвоночных животных (рыбы, лягушки, кролика), коллекция «Речной рак», коллекция «Насекомые», таблица «Строение ветки липы», раковины моллюсков, натуральные кости животных. 1. Техническое обеспечение: персональный компьютер (ПК), проектор, экран.
Литература: Учебник: Н.И.Сонин. Биология. Живой организм. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм». План урока: I. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока. Тема: «Опорные системы растений и животных». Цель урока: познакомиться с типами, значением опорных систем растений и животных. II. Изучение нового материала. 1.Опорные системы живых организмов и их биологическое значение. (Рассказ учителя с элементами беседы, использование знаний о скелете животных и человека из курса природоведения). Ребята, как вы понимаете, что такое опора? (опора моста, опора полки, забора, опора для больного человека) Что выполняет роль опоры в организме человека и животных? (скелет) Когда мы произносим слово скелет, что возникает в нашем представлении? (скелет какого-нибудь позвоночного животного-рыбы, птицы или скелет человека) Скелетные образования имеют не только позвоночные и огромное количество беспозвоночных животных. Например, у микроскопических простейших радиолярий достаточно сложно устроенный скелет, состоящий из кремневых иголочек. Он позволяет им парить в толще воды и защищает их от врагов. У фораминифер скелет напоминает раковины улиток, которые защищают от нападения хищников. Могут ли живые существа обходиться без скелета? (Нет) Какие функции выполняют опорные системы? Запись в тетради: Функции опорных систем:
2. Разнообразие опорных систем с использованием КОЗ.
У древесных растений основной опорой служит механическая ткань. В сочетании с другими тканями она формирует своеобразный « скелет» растения, особенно развитый в стебле. Здесь механическая ткань образует некое подобие цилиндра, проходящего внутри стебля или вдоль него, обеспечивая его прочность на изгиб.
В корне механическая ткань сосредоточена в центре, повышая сопротивление корня на разрыв. Клетки механической ткани имеют очень толстые стенки, придающие им особую прочность. Механическую роль выполняет древесина, хорошо развитая в стволах древесных растений. Даже после отмирания живого содержимого такие клетки продолжают выполнять опорную функцию в растении.
Если сжечь кость, то органические вещества сгорят первыми, кость станет черной от углерода. Если выгорит и углерод, получится белый остаток, твердый но хрупкий - это минеральное вещество кости. Если кость поместить на несколько дней в кислоту из нее удалятся минеральные вещества, кость станет настолько гибкой, что ее можно будет завязать узлом. Значит, гибкость кости зависит от наличия органических веществ, твердость - от минеральных. У детей в костях относительно велика доля органических веществ, у пожилых людей в костях увеличивается доля минеральных веществ. III. Закрепление знаний об опорных системах у животных и растений. Каково значение скелета? Какие бывают типы скелетов? Какие особенности строения наружного скелета имеют моллюски? Какой тип скелета у членистоногих? Каковы особенности его строения? Что такое линька? Что такое внутренний скелет? Какие животные его имеют? Какое значение имеют опорные системы у растений? IV. Задание на дом. Изучить раздел 15, ответить на вопросы к разделу и выполнить рубрику «Подумайте». Компетентность: информационная. Аспект: извлечение первичной информации. Уровень: 2. Вы являетесь членами кружка «Юный натуралист». Вам поручено ухаживать за животными школьного живого уголка. В живом уголке много самых разнообразных животных. Для того чтобы правильно ухаживать за ними вам предстоит выяснить, какие животные имеют наружный, а какие внутренний скелет. 1. Изучите текст.
Различают два основных типа скелета - наружный и внутренний. Наружный скелет имеют некоторые простейшие, многие моллюски, членистоногие – это раковины улиток, мидий, устриц, твердые панцири раков, крабов, легкие, но прочные покровы насекомых. Раковины моллюсков состоят из извести и рогоподобного вещества. Они прочные, но тяжелые, поэтому большинство моллюсков ведут малоподвижный образ жизни. Скелет членистоногих значительно легче. Он состоит в основном из хитина – вещества, выделяемого клетками кожи. У таких членистоногих, как крабы, раки, он пропитывается минеральными солями и становится еще прочнее, образуя панцирь. По мере роста моллюски достраивают свои раковины. У членистоногих этот процесс происходит сложнее – они растут при линьках. Так, в определенное время под старым панцирем рака образуется новый тонкий хитиновый покров, а старый сбрасывается: животное линяет. Пока новый покров мягкий и эластичный, рак быстро растет. Этот период для него очень опасен: слабый, малоподвижный, рак легко может стать добычей многочисленных хищников. Из беспозвоночных внутренний скелет имеют, как вы уже знаете, некоторые простейшие (радиолярии) и головоногие моллюски. У позвоночных внутренний скелет состоит из трех отделов – скелета головы, скелета туловища и скелета конечностей. Образован он из костной и/или хрящевой ткани. Хрящевой скелет на протяжении всей жизни имеют акулы и скаты. А у большинства животных он на ранних стадиях развития хрящевой, а с возрастом почти полностью заменяется костью. Таблица «Скелет – опора организма».
I. Из беспозвоночных животных наружный скелет имеют:
II. Почему раки время от времени линяют? 1. в покровах накапливаются продукты обмена, ядовитые для них 2. старые покровы становятся слишком тяжелыми из – за отложения в них извести 3.жесткие покровы мешают им расти III. Из беспозвоночных животных внутренний скелет имеют:
IV. У позвоночных животных внутренний скелет состоит из отделов: 1. скелет головы, скелет туловища 2. скелет туловища, скелет конечностей 3.скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей Фораминиферы Моллюски Радиолярии Насекомые Ракообразные Рыбы Земноводные Млекопитающие |
![]() |
Урока Тема урока Опорные понятия А. С. Пушкин(5ч.+2ч р р.). Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики |
![]() |
Знакомиться с жизнью растений и животных Читать о возможностях использования различных материалов (медь, олово, сосна, и т д.) |
![]() |
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского |
![]() |
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 3 классе Особенности строения цветковых растений, позволившие им занять господствующее положение среди растений |
![]() |
Демина – Воспоминания о прошлых жизнях (сессии гипноза) Затем события уходят все в более давние времена, о которых у нас более смутные представления, а затем выходят и за пределы истории... |
![]() |
Назипова Гульнара Лазоевна Ноутбук, мольберт, корзина, цветы, снежинки, магнитофон с записями, скамейки, мяч, картинки с изображением: зимних месяцев, следов... |
![]() |
С августа 1922 г по сентябрь 1924 г. Мария штейнер эти лекции можно... Но и все явления природы, бытие минералов, растений и животных затрагивалось, причем рассмотрение выводило в космос, к первоистоку... |
![]() |
Урока Тема урока Роль литературы в духовной жизни человека. Национальная самобытность русской литературы |
![]() |
Урока Тема урока Деятельность учащихся Диагностика Задание для самостоятельной Нрк. Художественный мир литературного произведения. М. С. Фонотов. «Горное озеро» |
![]() |
Удк: [581. 526,3:(602. 4: 628. 1)] (28) Галяс А. В. Высшие водные... В современной экологии весьма актуальна проблема очистки сточных вод. Один из путей её решения – применение системы методов очистки... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |