3. Спрос на деньги и предложение денег (Cererea și oferta de bani)




Скачать 131.46 Kb.
Название3. Спрос на деньги и предложение денег (Cererea și oferta de bani)
Дата публикации26.05.2014
Размер131.46 Kb.
ТипАнализ
literature-edu.ru > Банк > Анализ


3. Спрос на деньги и предложение денег (Cererea și oferta de bani)

3.1. Спрос на деньги

Анализ спроса на деньги позволяет выявить, какие причины вызывают заинтересованность хозяйственных субъектов и домашних хозяйств в денежной наличности. Есть две главные причины того, что существует спрос на деньги:

  1. спрос на деньги для сделок;

  2. спрос на деньги со стороны активов.

Первая причина, безусловно, состоит в том, что люди нуждаются в деньгах как в средстве обращения, то есть в удобном способе заключения сделок на приобретение товаров и услуг.

Предприятиям нужны деньги для оплаты закупаемых сырья, материалов, энергии, для оплаты труда и т. д. Домашние хозяйства до получения очередного денежного поступления должны иметь на руках достаточно денег, чтобы купить продукты питания, другие товары, как повседневного спроса, так и длительного пользования, оплатить коммунальные услуги и произвести другие расходы. Необходимые для всех этих целей деньги называются спросом на деньги для сделок.

Количество денег, необходимых для заключения сделок, определяется, главным образом, валовым национальным продуктом (ВНП). Чем больше общая денежная стоимость находящихся в обмене товаров и услуг, тем больше потребуется денег для заключения сделок. Спрос на деньги для сделок изменяется пропорционально номинальному ВНП, то есть денежному ВНП.

Предприятиям или домашним хозяйствам требуется больше денег для сделок либо в случае роста цен, либо в случае увеличения объема производства или потребления. В обоих случаях денежный объем заключаемых сделок будет большим.

Вторая причина, из-за которой существует спрос на деньги, вытекает из их функции как средства сбережения. Люди могут держать свои финансовые активы в различных формах, например, в виде акций корпораций, государственных или частных облигаций или же в деньгах (М1). Следовательно, существует спрос на деньги со стороны активов.

Что определяет спрос на деньги со стороны активов? Для получения ответа мы должны сначала осознать, что каждая из разнообразных форм, в которых могут находиться финансовые активы, имеет свои преимущества и недостатки.

Сравним, например, финансовые активы в виде облигаций и в виде денег. Преимуществом владения деньгами является их ликвидность, то есть их способность незамедлительно быть использованными для приобретения покупок.

Это качество денег, называемое ликвидностью, особенно привлекательно, когда ожидается падение цен на товары, услуги или на другие финансовые активы. Когда, например, падают цены на облигации, их владелец терпит убытки в том случае, если облигации должны быть проданы по истечению определенного срока.

Недостаток владения деньгами, как активом, по сравнению с владением облигациями заключается в том, что они не приносят дохода в виде процента или, по крайней мере, не дают такого процента, как облигации или бессрочные вклады.

В свете вышеприведенных сравнений приходится решать, сколько финансовых активов держать, допустим, в облигациях, а сколько в деньгах. Решение зависит, в первую очередь, от ставки процента.

Владея деньгами, предприятия и домашние хозяйства несут, как бы, временные издержки. То есть, всякий владелец денег воздерживается или жертвует доходом в виде процента. Если облигация, допустим, приносит 10-процентный доход, то владельцу 100 леев в виде наличных или беспроцентного счета «до востребования» в коммерческом банке это как бы стоит недополученного годового дохода в размере 10 леев.

Поэтому неудивительно, что спрос на деньги со стороны активов изменяется обратно пропорционально ставке процента, или, как ее еще называют по-другому, – ставке рефинансирования. Когда процентная ставка или временные издержки владения деньгами, как активом, низки, люди предпочитают владеть большим количеством денег в качестве активов. И наоборот, когда ставка рефинансирования высока, обладать зна­чительной ликвидностью невыгодно, поэтому количество активов в форме денег будет небольшим.
3.2. Мотивы предпочтения ликвидности. Спрос на деньги и имущество
Анализ спроса на деньги позволяет выявить, какие факторы вызывают заинтересованность хозяйственных субъектов в денежной наличности.

Предприятия и домашние хозяйства проявляют определенное предпочтение к ликвидности. Этот тезис был развит Дж.-М. Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег». Желание обладать запасом наличных денег объясняется тем, что деньги являются идеальным ликвидным средством. Они могут немедленно конвертиро­ваться в любую другую наличность, не подвергаясь при этом ликвидации.

Анализ мотивов, которые определяют предпочтение ликвидности, принадлежат Дж.-М. Кейнсу, который указывает на три мотива формирования и хранения различных видов денежной наличности.

1. Мотив реализации сделок. Потребность в отложенных деньгах связана с повседневно происходящими обменами - на личном и коммерческом уровне. Доход поступает к получателю отнюдь не непрерывно, в то время как расходы производятся гораздо чаще, почти постоянно.

Для потребителя резерв наличности для сделок зависит от размера дохода и периодичности его получения: откладываемая сумма тем выше, чем больше доход и чем продолжительнее интервалы между последовательными поступлениями.

У предпринимателя величина кассовой денежной наличности меняется соответственно его деловой активности, динамике торгового оборота и продолжительности интервала между затратами и получением фирмой дохода.

2. Мотив предосторожности. Он побуждает хозяйственного субъекта к созданию резерва наличности на случай риска и непредвиденных обстоятельств. В особенности для тех случаев, когда в отдельные периоды времени расходы его могут превышать доходную часть бюджета предприятия.

3. Мотив спекуляции. Этот тезис является оригинальным вкладом Дж.-М. Кейнса в теорию наличностей. Он соответствует «предпочтению ликвидности как таковой». Иначе говоря, хозяйственный субъект рассчитывает использовать спекулятивную наличность при проведении операций с ценными бумагами с фиксированным доходом, используя колебания процентных ставок.

Однако тенденция хранения ликвидной наличности, которая объясняет предпочтение ликвидности, противостоит на уровне хозяйственного субъекта тенденции сведения этой наличности к определенному минимуму под воздействием его стремления к наибольшей прибыли. Никто не захочет хранить бездействующие деньги, не приносящие никаких процентов, когда капиталовложения дают доход и условия благоприятствуют инвестированию. Кроме того, существует такой стабилизирующий фактор, как банковский кредит, который позволяет отказаться от хранения слишком крупных резервов наличности.

Действительно, банковская система способствует перемещению денег от лиц, хранящих слишком крупные суммы наличности, к тем, у кого ее недостаточно, - это происходит благодаря механизму краткосрочного кредитования.

Однако кейнсианский анализ предпочтения ликвидности имеет ряд недостатков. Он не учитывает некоторые факторы. Например, такие как:

1) индивидуальные факторы. Резерв наличности зависит не только от масштабов деятельности каждого хозяйственного субъекта, но и от его темперамента;

2) конъюнктурные факторы. В условиях роста деловой активности предприниматели могут продавать свои ценные бумаги для пополнения запаса наличности, не прибегая к кредиту, цена которого в этих условиях становится слишком дорогой. И, напротив, при спаде конъюнктуры они могут быть вынуждены продавать ценные бумаги или товары для оплаты долгов;

  1. исторические факторы. В периоды кризисов может происходить, так называемое, «бегство от денег». При этом наблюдается как тезаврация золота, так и вещевая тезаврация
    (дорогие предметы, драгоценности и другие материальные блага);

  2. структурные факторы. Образование запасов бездействующей наличности может
    быть связано с поведенческими стереотипами социальных групп (например, имеющая место крестьянская тезаврация наличности во Франции, тезаврация драгоценных металлов в странах Среднего Востока).

Вместе с тем развитие теории предпочтения ликвидности позволяет сформулировать два существенно важных фактора.

Во-первых, спрос на деньги может рассматриваться как спрос на определенную форму капитала, что позволяет интегрировать теорию денег в теорию капитала в духе пути, намеченного Милтоном Фридманом и Чикагской школой.

Милтон Фридман, по-новому формулируя количественную теорию денег, выдвигает свой подход к вопросу о спросе на деньги. Он, в частности, связывает спрос на деньги с совокупным богатством и с потоками денежных доходов, которые могут возникнуть в будущем на основе обладания богатством в альтернативных формах. Развивая свое теоретическое построение, он, наконец, формулирует такую функцию спроса на деньги, которая зависит:

  • от уровня цен;

  • от дохода от облигаций и акций;

  • от изменения уровня цен;

  • от дохода, рассматриваемого как чистая прибыль с капитала;

  • от переменной величины, в которой отражаются личные склонности и вкусы
    хозяйственных субъектов.

Во-вторых, теория предпочтения ликвидности была обобщена в теорию обладания
различными формами активов. Выбор предприятий и домашних хозяйств не ограничен
одними деньгами и ценными бумагами, а распространяется на множество различных
активов, в том числе в денежной форме, в форме краткосрочных ценных бумаг, а также
облигаций и акций.

Предпочтение тем или иным активам определяется главным образом уровнем ликвидности этих активов, который может оцениваться в терминах «неудобство», «неуверенность в капитале», «риск для заимодателя» и «неопределенность дохода».

Неудобство заключается в отсутствии совершенного рынка, что не позволяет обладателю активов иметь твердую уверенность реализовать стоимость актива в деньги, независимо от размеров этой стоимости в тот или иной момент.

Неуверенность в капитале - это неуверенность, которая проистекает от незнания того, какая процентная ставка будет преобладающей.

Риск заимодавца связан с опасением возможного банкротства заемщика.

В свою очередь, заимодавец, предоставляющий краткосрочную ссуду, также не уверен в своем доходе, поскольку через какое-то время он должен будет снова ссудить деньги под неизвестную процентную ставку.

В конечном итоге можно сделать вывод, что выбор хозяйственных субъектов в предпочтении тем или иным активам зависит от уровня ликвидности этих активов, от складывающейся на рынке ситуации для различных форм активов и от прогнозирования относительного уровня цен.
3.3. Предложение денег

Прежде всего, нужно осознать, что основные компоненты денежного предложения - бумажные деньги и безналичные деньги - представляют собой долги или обещания заплатить. Бумажные деньги - это находящиеся в обращении долговые обязательства центральных банков, а безналичные деньги - долговые обязательства коммерческих банков перед своими клиентами.

Кроме того, бумажные наличные и безналичные деньги не имеют действительной стоимости. Пятилеевая купюра - просто кусок бумаги, а депозитный вклад - всего лишь запись в бухгалтерской книге в банке. Что касается металлических денег, то, как мы уже знаем, их действительная стоимость меньше номинальной.

Теперь попытаемся выяснить, зачем нужно «управлять» денежным предложением. Государству требуются рычаги управления денежным предложением для обеспечения необходимого для определенного объема деловой активности количества денег в обращении, что будет способствовать полной занятости, стабильности уровня цен и неуклонному темпу экономического роста.

По мнению большинства экономистов, управлять денежным предложением благоразумнее, чем связывать его с золотом или другим товаром, предложение которых произвольно и капризно меняется. Понятно, что существенное увеличение золотого запаса страны в результате открытия новых место­рождений или применения принципиально новых способов извлечения золота из руды могло бы увеличить денежное предложение до размеров, далеко превышающих количество денег, необходимых для достижения уровня деловой активности, соответствующее полной занятости, и тем самым вызвать инфляцию.

И наоборот, уменьшение добычи золота, имевшее место в истории, могло бы понизить денежное пред­ложение в стране до точки, где экономическая активность задыхается, появляется безработица и темпы роста экономики замедляются. Важно заметить, что в нынешних денежных системах бумажные деньги не обращаются в определенное количество золота, их можно обменять лишь на другие бумажные деньги. Государство заменит 5-леевую купюру точно такой же, но с другим се­рийным номером. Это единственное, что вы могли бы получить, если бы обратились к государству с просьбой выкупить часть имеющихся у вас денег. Аналогичным образом безналичные деньги обмениваются не на золото, а только на бумажные деньги, за которые, как мы только что видели, государство не выплачивает ничего материального.

В условиях современной экономики создание денег тесно связано с кредитными операциями. Привлечение свободных денежных средств и их оптимальное размещение является главной функцией кредитных учреждений. В результате операций по аккумуляции средств население становится кредитором кредитных учреждений, а в результате операций по размещению средств эти учреждения становятся кредиторами населения.

Между тем определенные долговые требования к кредитным учреждениям, имеющимся у населения, могут превращаться в средства платежа и сохранения стоимости, то есть могут быть использованы в качестве денег. Так происходит «монетизация кредита», которая является в наше время единственным источником создания денег, пос­кольку металлические деньги больше не играют существенной роли.

В современной экономике следует отметить роль трех учреждений, которые создают деньги:

1) эмиссионный банк;

2) государственное казначейство;

3) депозитные банки.

Мы уже знаем, как создают деньги первые два учреждения. Теперь рассмотрим роль депозитных банков в этом процессе.


    1. Монетарная роль депозитных банков. Денежный мультипликатор


Депозитные банки создают безналичные деньги, которые являются совокупностью вкладов до востребования, зарегистрированных в банковских книгах.

Рассмотрим механизм создания денег депозитными банками на следующем примере.

Банк «А» получает от своих клиентов 100 тыс. лей купюрами. Из общей суммы полученных средств 20%, или 20 тыс. лей, банк откладывает на вероятное снятие вкладов. Оставшуюся часть полученных от клиентов средств, а точнее, 80 тыс. лей, Банк «А» ссужает другим клиентам. Эти операции будут отражены в его бухгалтерском балансе следующим образом:

Банк «А»
Актив Пассив

Банкноты + 100 00 Вклады клиентов + 100 000

Авансы + 80 000 Вклады заемщиков +80 000

_____________________________________________________________

Баланс 180000 Баланс 180000

Таким образом, Банк «А» создал деньги. В результате предоставленных им ссуд теперь в обращении имеется на 80 тыс. лей больше, чем было раньше. Как первоначальные вкладчики, так и заемщики получили в свое распоряжение платежные средства.

Допустим теперь, что заемщики выписывают по своим счетам чеки на имя своих поставщиков, которые депонируют эти чеки в Банке «Б». Также допустим, что Банк «А» рассчитывается с Банком «Б» посредством банкнот. В результате проведенных операций балансы обоих банков будут выглядеть следующим образом:

Банк «А»
Актив Пассив

Банкноты + 20 000 Вклады + 100 000

Авансы + 80000

Баланс 100 000 Баланс 100 000

Банк «Б»
Банкноты + 80 000 Вклады + 80 000

В свою очередь, Банк «Б», который намерен сохранить резерв в 20% (т.е. 16 тыс. лей), в состоянии выдать ссуды на сумму 64 тыс. лей. Тем самым он создает деньги на эту сумму в 64 тыс. лей.

Совместно Банк «А» и Банк «Б» создали 144 тыс. лей (80+64) дополнительных денег. Далее допустим, что заемщики Банка «Б» передают своим поставщикам чеки, депонированные в третьем Банке «В». Тогда этот банк сможет использовать для ссуд 80% от суммы в 64 тыс. лей. И этот процесс будет продолжаться неопределенно долгое врем, при­чем каждый раз количество созданных денег будет становиться все меньше.

А в итоге всеми банками, взятыми вместе, будет создано такое количество безналичных денег, которое в несколько раз превзойдет сумму первоначального вклада. Это конечное количество денег будет зависеть, с одной стороны, от доли наличных денег, снятых с вкладов преимущественно в форме наличности (в нашем примере мы предположили, что все снятия осуществляются посредством чеков).

Создание безналичных денег депозитными банками выявляет феномен, известный под названием мультипликатора банковских вкладов, или денежного мультипликатора.

Денежным мультипликатором является коэффициент, обратно пропорциональный требуемой резервной норме, то есть изъятию в обязательные резервы, которое происходит на каждой ступени процесса кредитования.

От чего зависит конечная сумма вновь созданных безналичных денег при помощи денежного мультипликатора? Для получения на данный вопрос рассмотрим следующий пример. Предположим, что первоначальный вклад составляет 1000 лей и что банки должны отложить в резерв 1/5 общей суммы вкладов.

Тогда мультипликатор вкладов будет равен пяти. Дело в том, что первоначальный вклад становится источником кредита в сумме 800 лей (то есть, 800 х 4/5 = 640) и т. д.

Создание безналичных денег денежным мультипликатором выражается формулой уменьшающейся геометрической прогрессии в соотношении 4/5, то есть
1000

Иначе говоря, денежный мультипликатор можно представить в следующем виде



Денежный мультипликатор =,
или в виде формулы: m=.
В этой формуле т обозначает максимальное количество новых кредитных денег, которое может быть создано 1 леем избыточных резервов при данной величине требуемой резервной нормы (R).

Для определения максимального количества новых денег, которое может быть создано банковской системой на основе любого данного количества избыточных резервов, необходимо умножить избыточные резервы на денежный мультипликатор. То есть:

Максимальное


увеличение денег на = Избыточные резервы Денежный мультипликатор

текущих счетах

Кроме использования денежного мультипликатора существуют и другие пути создания денег депозитными банками, а именно:

  1. содействие государству в форме подписки на ценные бумаги, эмитируемые
    государством, и в форме принятия их к учету;

  2. покупка валюты у экспортеров и у всех хозяйствующих субъектов, имеющих
    долговые требования на заграницу.

В обоих этих случаях происходят превращения в платежные средства банковских требований к государству и к загранице.
Андрей Балынский – доктор экономических наук, профессор маркетинга
Литература

  1. Балынский А.В. Общая теория денег и кредита: Учебное пособие. Кишинэу, Еврика, 1998, с. 18 – 27.

  2. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В
    2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. - М.: Республика, 1993, с. 271 - 275, 291 - 294.

  3. Барр Р. Политическая экономия: В 2-х тт. – Т. 2: Пер. с фр. – М.: Междунар. отношения, 1995, с. 297-323.

  4. Закон о Национальном банке Молдовы №548 - XIII от 21 июня 1995 г. in: Monitorul Oficial al Republicii Moldova, nr. 56 – 57 din 12.10.1995.

  5. www. bnm.md


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3. Спрос на деньги и предложение денег (Cererea și oferta de bani) icon10 класс предмет: экономика учебно – методический комплекс по теме «Спрос и предложение»
«спрос» и «величина спроса», умеет анализировать роль факторов, воздействующих на спрос и величину спроса

3. Спрос на деньги и предложение денег (Cererea și oferta de bani) iconПредпосылки возникновения денег. Концепции возникновения денег
Основные концепции происхождения денег — рационалистическая и эволюционная. В рамках этих концепций используются принципиально различные...

3. Спрос на деньги и предложение денег (Cererea și oferta de bani) iconС. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий
Киплинга есть зловещая притча о сушеной обезьяньей лапке. Этот талисман выполняет любые желания. Так, как он их понял. Его обладатель...

3. Спрос на деньги и предложение денег (Cererea și oferta de bani) iconРационалистическая концепция происхождения денег
В настоящее время существуют две основные концепции происхождения денег — рационалистическая и эволюционная

3. Спрос на деньги и предложение денег (Cererea și oferta de bani) iconГлавная Биография Портреты Произведения Разные статьи о Тютчеве и его творчестве
...

3. Спрос на деньги и предложение денег (Cererea și oferta de bani) iconКиосаки Р. Т., Лечтер Ш. Л. Квадрант денежного потока
В этой книге Вы узнаете, как можно достичь того, чтобы деньги стали работать на Вас, а не Вы на деньги. Вы узнаете секреты, которые...

3. Спрос на деньги и предложение денег (Cererea și oferta de bani) iconШарон Лечтер «Квадрант денежного потока»
В этой книге Вы узнаете, как можно достичь того, чтобы деньги стали работать на Вас, а не Вы на деньги. Вы узнаете секреты, которые...

3. Спрос на деньги и предложение денег (Cererea și oferta de bani) iconКнига инженера-строителя по образованию, писателя по сердцу Валерия Азманова «Примхи долі»
С 18 июня все школы по Украине, перестают работать, учителя идут в отпуск…Только вот в Измаиле учителя идут в отпуск без денег. По...

3. Спрос на деньги и предложение денег (Cererea și oferta de bani) iconКомпании…
Анализ рынка: прибыльность сегментов, покупательский спрос, уровень конкуренции…

3. Спрос на деньги и предложение денег (Cererea și oferta de bani) iconЧто такое деньги об этом люди, кажется, никогда не задумываются....
А ведь до XVII века главенствовали беспроцентные деньги, а раньше и вовсе была система валют с отрицательным процентом! При других...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции