Скачать 0.55 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Управление двухуровневой системы подготовки и качества образования Болонские преобразования и гуманитарный вуз: проблемы, приоритеты, перспективы Реферативный бюллетень РГГУ 2005 Болонские преобразования и гуманитарный вуз: проблемы, приоритеты, перспективы. Содержание
От составителей Уважаемые коллеги! Предлагая Вашему вниманию это издание, хотелось бы особо отметить тот факт, что вот уже несколько лет вузовская, административная и академическая общественность интенсивно обсуждает «Болонский процесс». Приходится часто слышать о «кредитах», «модулях» и «компетенциях» как ключевых понятиях текущей модернизации европейского и российского высшего образования. Несмотря на обилие информации по этим вопросам, конкретной аналитики процесса трансформации вузовского образования пока недостаточно. Тем не менее, понимание принципов Болонского процесса становится насущной необходимостью. Освоение этого комплекса идей преподавателями и сотрудниками администрации Университета, которым предстоит разработать модели адаптации Болонских принципов и работать с ними в своей повседневной практике, приобретает особенную актуальность в свете присоединения России к Болонской декларации (2003 год) и полномасштабного перехода на многоуровневую систему высшего образования, планируемого на 2008 год. В настоящем реферативном бюллетене на основе документов Болонского процесса, Минобрнауки Российской Федерации, исследований российских и зарубежных аналитиков Болонского процесса, а также материалов периодической печати рассмотрены наиболее актуальные на сегодняшний день проблемы внедрения Болонских принципов в гуманитарном вузе. В издании представлена информация о принципах и понятиях Болонского процесса и их системной взаимосвязи, политике Минобрнауки в сфере реализации программы Болонских реформ, опыте российских вузов по внедрению названных выше принципов. Главная задача издания – введение читателя в тезаурус Болонского процесса, рассмотрение его главных «болевых точек», проблем, с которыми приходится сталкиваться при адаптации этой системы к российским условиям. В дальнейшем также планируется подготовка и выпуск в свет аналогичных изданий, посвящённых таким аспектам Болонских преобразований в России, как компетентностный подход в сфере разработки государственных образовательных стандартов высшего образования нового поколения и система менеджмента качества в вузе.
В сущности, Болонский процесс начался задолго до подписания Болонской декларации. Он формировался в недрах европейской системы высшего образования в течение нескольких десятилетий: те или иные идеи стихийно генерировались в национальных системах высшего образования и отдельных вузах и постепенно проникали к соседям. Автономные уровни высшего образования под названиями бакалавриат и магистратура были узнаваемы по всей Европе; академические кредиты разных типов применялись десятилетиями; мобильность студентов и преподавателей сама собой приобретала всё большую популярность. Европейская экономическая интеграция требовала интеграции в сфере науки и культуры и, в частности, создания единого образовательного пространства. Не хватало свободного движения – национальные дипломы не признавались даже в соседних странах, несмотря на то, что в связи с интеграцией спрос на специалистов из других стран был высокий. Из этой и других потребностей проистекала инициатива создания единого образовательного, научного и культурного пространства в Европе. Однако корни идей, задействованных позднее в Сорбоннской и Болонской декларациях и других фундаментальных документах Болонского процесса восходят уже к конференции министров образования 1971 года, которая уже обозначила пять основных моментов общеевропейского измерения в образовательных системах: 1. Взаимное признание дипломов. 2. Обоснование идеи формирования европейского университета. 3. Кооперация вторичного и высшего образования. 4. Создание европейского центра развития образования. 5. Учреждение неограниченного государственными границами института высшего образования. В 1983 – 1992 годах в странах Европы происходила активная работа по уточнению целей, задач и проблем кооперации высшего образования на пространстве Евросоюза и прежде всего ее правовые аспекты: предоставление студентам из разных стран равных прав в принимающих их странах. Под лозунгом «Содействие свободной мобильности преподавателей, студентов и исследователей» развертывались известные и в России проекты СОМЕТ1 , ERASMUS2 , LINYUA3 , TEMPUS4 и др. Одним из важнейших шагов на пути создания единого образовательного пространства стала знаменитая «Magna Сharta Universitatum» («Великая хартия университетов»), принятая в 1988 году в Болонье, где ректоры европейских университетов собрались, чтобы отметить 900-летие старейшего университета Европы. Хартия констатировала возрастание роли университета в грядущем тысячелетии и призывала европейские университеты рассматривать взаимный обмен информацией и документацией, постоянное осуществление совместных проектов как важнейшую меру для приращения знаний. Следующим шагом к Болонскому процессу явилось подписание в 1997 году Лиссабонской конвенции «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе». Опираясь на положения Великой хартии, конвенция признала огромное разнообразие систем образования в Европейском регионе, которое составляет исключительное богатство Европы, и расширила права университетов в вопросах признания зарубежных дипломов и квалификаций. В основу сопоставления дипломов о высшем образовании было положено не выявление близости или различий в учебных планах сравниваемых образовательных программ, а сравнение всей совокупности знаний выпускника с точки зрения его готовности продолжать обучение на новом, более высоком уровне. Значительным достижением Лиссабонской конвенции стало создание постоянно действующего Комитета по признанию квалификаций в высшем образовании Европы. Таким образом, Болонский процесс начинался задолго до подписания Болонской декларации в лоне процессов европейской экономической и политической интеграции. Болонская декларация – одновременно и результат предшествующих ей инициатив, и стимулятор процесса реформирования высшего образования. Роль европейских университетов видится в том, чтобы они стали носителями европейского стиля и европейского сознания. Именно здесь кроются истоки курса на формирование единого общеевропейского пространства высшего образования и сближение его моделей. Работодатели задолго до Сорбонны и Болоньи столкнулись с проблемами, на решение которых направлена структурная реформа высшей школы. Роль обеих деклараций состоит в том, что они придали многим тенденциям и направлениям реформирования общеевропейский уровень, идентифицировали этот процесс и определили его цели, задачи и основные организационные структуры, придали ему системный характер. Очертания грядущего Болонского процесса стали значительно явственнее после подписания министрами образования Франции, Германии, Италии и Великобритании «Декларации о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования», которое произошло 25 мая 1998 года в Сорбонне. В Декларации впервые провозглашался лозунг «Европа знаний», университетам отводилась ключевая роль в развитии континента. Декларация предложила системное описание важнейших параметров модернизации образовательного пространства Европы:
Студентам предлагалось при обучении на обоих уровнях по меньшей мере один семестр проводить в зарубежных университетах, а равно поощрялись такие поездки исследователей и преподавателей. Призывы к расширению мобильности касались и трудоустройства в других странах. 19 июня 1999 года круг стран, провозгласивших «сорбоннские» принципы расширился до 29: их представители в Болонье подписали «Совместную декларацию министров образования стран Европы». В этой Декларации была сформулирована цель реформаторских начинаний в Европе: повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования, обеспечения ей всемирной привлекательности. Конкретизировались инструменты реализации единого пространства высшего образования в Европе:
Министры решили встретиться два года спустя, чтобы обсудить жизнеспособность данной системы. Эта встреча произошла в 2001 году в Праге. В Совместном коммюнике, подписанном на этот раз уже тридцатью двумя министрами образования, подтверждались обязательства к 2010 году создать в Европе единое пространство образования, основанное на болонских принципах. В Коммюнике отмечалось, что применительно к введению двухуровневой системы высшего образования динамика в европейских масштабах положительная; степени получили названия – первая была названа «бакалавр» («bachelor»), а вторая – «магистр» («master»). Система ECTS продолжала укреплять свои позиции в качестве единой системы академических кредитов для вузов Европы; подчёркивались её функции взаимозачёта (transferability) и накопления (accumulation). Впервые было обращено внимание на социальное измерение академической мобильности, то есть обеспечение равных возможностей для поездок студентам с разным уровнем достатка. Обеспечение качества обучения было определено как фактор, способствующий сравнимости квалификаций по всей Европе. Министры обратились к университетам с призывом осуществлять сотрудничество друг с другом с целью выработки общих критериев качества при участии Европейской сети обеспечения качества в высшем образовании (ENQA – European Network of Quality Assurance in Higher Education), основанной в 2000 году по решению Европейской Комиссии. По прошествии ещё двух лет, в 2003 году, министры вновь собрались в Берлине для обсуждения текущих проблем Болонского процесса. Число участников процесса выросло до 40, среди них – Россия. На этой встрече на первый план было выдвинуто социальное измерение образовательных реформ. В частности, была поставлена задача в ходе болонских преобразований обеспечивать социальную сплочённость и уменьшать социальное и гендерное неравенство в области просвещения. Берлинское коммюнике призвало участников укреплять связи между высшим образованием и исследовательскими учреждениями, чтобы объединить европейское пространство высшего образования с исследовательским пространством. В ходе обсуждения была поставлена задача к 2005 году начать введение двухуровневой системы, а для теснейшей интеграции образования и науки, было принято включить в структуру высшего образования в Европе ещё и третий уровень – докторантуру (в России на сегодняшний день аспирантура и докторантура остаются традиционными послевузовскими ступенями образования). В итоге после Берлинской встречи стало принятым говорить о многоуровневой системе европейского высшего образования (бакалавриат – магистратура – докторантура). Министры призвали страны-участники сохранять за студентами и исследователями при академических командировках за рубеж все предусмотренные для них виды социальной помощи, включая стипендии. Система ECTS была признана основной для развития мобильности студентов и для разработки межвузовских учебных планов. Большое внимание в Берлинском коммюнике уделено европейскому Приложению к диплому (Diploma Supplement). Перед национальными системами образования была поставлена цель с 2005 года выдавать каждому студенту Приложение к диплому общеевропейского образца на одном из распространённых европейских языков «автоматически и бесплатно». Одновременно министры обратились с призывом к работодателям признавать Приложение к диплому, принимать на его основании выпускников вузов на работу, а администрации вузов – обеспечивать им доступ к более высоким уровням высшего образования. Как и на Пражской конференции, много внимания в Берлине уделяли участию студентов в Болонском процессе: было рекомендовано активно включать их в Болонские мероприятия, рассматривать их как полноправных партнёров. Берлинское коммюнике подчеркнуло необходимость развития интегрированных учебных программ, которые побуждали бы студентов проводить значительные периоды своего обучения за рубежом и помогали бы им осознать свою европейскую идентичность и гражданство, востребованность на рынке труда. На последнем из всеевропейских Болонских мероприятий, конференции европейских министров образования, которая состоялась 19 – 20 мая этого года в Бергене (Норвегия) обсуждалась ситуация «середины пути» Болонского процесса. Стран-участниц сообщества стало теперь 45. В разделе «Подведение итогов» Коммюнике Бергенской конференции отмечались широкие масштабы внедрения двухцикловой системы степеней, хотя признавалось и наличие некоторых нерешённых проблем доступа между циклами, а также проблемы трудоустройства бакалавров. Министры призвали страны-участницы к расширению диалога с участием правительств, вузов и социальных партнёров, целью которого является повышение престижа степени бакалавра на рынке труда. Группа по контролю за ходом Болонского процесса констатировала, что на сегодняшний день 36 из 45 стран-участниц ратифицировали Лиссабонскую Конвенцию о признании, что означает прогресс в воплощении идеи о прозрачности границ между образовательными системами в Европе. Коммюнике призвало всех, кто ещё не ратифицировал Конвенцию, сделать это без промедления. В качестве «дальнейших проблем и приоритетов» Бергенском Коммюнике выделялись следующие:
Поскольку Болонский процесс приближает европейское сообщество к созданию Европейского пространства высшего образования, министры приняли решение поручить Группе по контролю за ходом Болонского процесса исследовать планы дальнейшего развития на период после 2010 года. Следующую конференцию, посвящённую проблемам Болонского процесса было решено провести в Лондоне в 2007 году. |
![]() |
Решение Ученого совета ргсу от «30» января 2012 г. Протокол №8 программы... Программы вступительных испытаний в Российский государственный социальный университет (далее – «ргсу») разработаны на основе Федерального... |
![]() |
С учётом изменений и дополнений, принятых 12 марта 2002г., 24 апреля... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный гуманитарный университет... |
![]() |
Поздний возраст и стратегии его освоения издание 2-е, дополненное Рецензенты: доктор социологических наук Т. Л. Александрова (Российский государственный профессионально-педагогический университет);... |
![]() |
Москва Издательство «Русский гуманитарный интернет-университет» Аверьянов Л. Я. В поисках своей идеи. Статьи и очерки. (Часть вторая ) Из-во «Русский гуманитарный Интернет-университет», М., 2002.... |
![]() |
Решение заседания Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный гуманитарный... |
![]() |
Российский государственный социальный университет Пользоваться словарями, справочниками, базами данных и другими источниками информации |
![]() |
Российский государственный торгово-экономический университет Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() |
Vi всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства |
![]() |
Рецензия Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный аграрный... |
![]() |
Гбоу впо «Российский государственный социальный университет» научно-образовательный материал № Н1-78 14 «Организация и проведение цикла обучающих семинаров для столичной молодежи «Технологии послевузовского обучения» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |