Из опыта индивидуальной работы с учащимся над песней




Скачать 58.06 Kb.
Название Из опыта индивидуальной работы с учащимся над песней
Дата публикации 13.10.2014
Размер 58.06 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История автомобилей > Документы
Из опыта индивидуальной работы с учащимся над песней.
Когда потеряют значенье слова и предметы.

На землю, для их обновленья, приходят поэты,

Их тоска над разгадкою скверных, проклятых вопросов –

Это каторжный труд суеверных старинных матросов,

Спасающих старую шхуну Земли.

Н.Матвеева
15 лет в г.Сергиев Посад существует детско-юношеская студия авторской песни, в которой я работаю – «обучаю играть на гитаре», петь. Как любое начинание, любая работа с людьми, это постоянный поиск ответов на сложные вопросы: Как? Почему?

Когда студия только начинала свое существование, она больше была похожа на клуб, кружок. Мы собирались вместе. Кто-то играл на гитаре, кто-то пел. В первые годы было очень непросто в определении круга песен, которые мы будем петь. Ведь гитара очень многоплановый инструмент, дающий возможности для исполнения под ее аккомпанемент разным музыкальным направлениям. Большинство учащихся, которые приходили к нам, говорили о главной цели – хочу научиться играть на гитаре. Мало кто мог назвать, что именно хотелось бы исполнять. А детей, у которых дома звучат песни бардов, я могу вспомнить поименно, их единицы.

Постепенно, размышляя над результатами нашей работы, я пришла к твердому убеждению перехода на индивидуальный график. Особенно остро это чувствовалось при работе с инструментом. Внимание к постановке рук, качеству звука при игре у отдельных учащихся, в групповом исполнении уделить сложно. А вот групповые занятия сценической речью, хоровое пение, тренинги по развитию внимания, фантазии трудно переоценить.

С момента перехода на индивидуальные занятия уроки стали совмещать несколько направлений:

- гитарный аккомпанемент (в последние годы я стараюсь вводить навыки классической игры на гитаре. Нотная грамота, культура музыкальной фразировки, звук в исполнении классического репертуара существенно помогают при освоении аккомпанемента)

- вокал (сегодня все реже приходят учащиеся, умеющие чисто петь, даже выпускники музыкальных школ не всегда владеют хорошо развитым певческим дыханием и чистой интонацией)

- и непосредственно работа над песней. Это очень емкое понятие, в котором меньше всего может быть готовых рецептов и общих рекомендаций.
Восприятие и интерпретация художественных произведений, в нашем случае – песен, во многом субъективно, зависит от жизненного, душевного и эстетического опыта слушателя и читателя. Мне рассказали любопытный эпизод из переписки Франсуа Вийона со своей мамой. Когда она получила в подарок сборник стихов сына и прочитала его, она спросила: «В каком смысле это понимать?». На что последовал ответ: «В буквальном, и во всех остальных тоже». Особенность глубоких произведений в том, что каждый берет от них столько, сколько может вместить.

Мои наблюдения за исполнителями в жанре авторской песни навели меня на мысль об условном разделении их на три группы:

  1. Умеющий исполнять и не понимать то, что исполняет.

  2. Исполняющий и понимающий то, что написано.

  3. Исполняющий и понимающий даже то, что не написано.


Ведение уроков показало, что легче всего из перечисленных направлений, научить играть на гитаре. Сложнее – учить петь, т.к. очень много контролирующих этот процесс задач лежат в области внутренних ощущений. И самое трудное – работа над интонацией. Так как часто у молодых исполнителей содержание песни не становится частью личного опыта. Бывают случаи, когда ученик играет хорошо, поет хорошо, а песня не звучит, не «трогает». В нашей студии уже как анекдот ходит очень распространенная ситуация, когда ученик после исполненной наизусть песни, отвечая на вопрос: «О чем она?», говорит: «забыл подумать». Конечно, здесь речь не идет о тех редких случаях, когда исполнитель дружен с книгой, когда словарный запас не заставляет отправляться за помощью к толковому словарю по любому поводу, когда строчки из песни во время взросления исполнителя наполняются у него внутренним смыслом, расширяя границы первого восприятия стихотворения.

Как отзовется то, что мы делаем сегодня, - очень трудно сказать. («Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется»…)

Приведу пример работы над «Песенкой о Моцарте» Б.Ш.Окуджавы.

Вообще творчество Булата Шалвовича для меня является неисчерпаемым кладезем, актуальность которого нисколько не утрачивается с годами, а наоборот – постоянно обогащается. Поражает чрезвычайно важная особенность поэта: умение сказать простыми словами об очень сложных вещах.

Мы знаем, что мастер и талантливый человек может позволить себе выбирать собеседников в Вечности, и при этом абсолютно неважно, кто из них в каком веке живет: они могут «говорить» друг с другом о том, что никогда не устареет на «вечной Земле»
-Как ты считаешь, кто достоин такого выбора?

-С кем бы ты хотел поговорить из великих людей? Почему именно с этими?

-Что бы ты у них спросил, если бы представилась такая возможность?

- Как мы сможем их понять?

- Тебе уже случалось вести в своих мыслях диалог с великими людьми?

В песнях Б.Окуджавы живут, как особенно близкие собеседники, А.С.Пушкин и

В.-А. Моцарт. Нам предстоит встреча с маэстро.
Моцарт на старенькой скрипке играет,

Моцарт играет, а скрипка поет.

Моцарт Отечества не выбирает,

Просто играет всю жизнь напролет.
-Что ты знаешь о Моцарте?

(Если возникает необходимость, то нужно познакомиться с биографией Моцарта, т.к. ответы на этот вопрос у моих воспитанников бывали разными. От «это, по-моему композитор, но больше ничего сказать не могу», до рассуждений о том, что это не просто великий композитор, а, человек, который сумел сконцентрировать время своей жизни и за 35 лет прожить неизмеримо больше)

Познакомившись с биографией Моцарта, возникает удивление и восхищение тем, как много успел сделать композитор за отпущенный судьбой короткий срок. Намного острее воспринимаются строчки
Коротки наши лета молодые,

Миг, и развеются как на кострах,

Красный камзол, башмаки золотые.

Белый парик, рукава в кружевах.
- Найди записи произведений Моцарта и послушай. Если слушал раньше – вспомни о своих впечатлениях

Рассказывать словами о музыке Моцарта трудно, и, наверное, бесполезно – ее надо слушать. В этой музыке заключен целый мир – мир совершенства.

Необходимо сказать о строчке: «Моцарт Отечества не выбирает» Как это понимать? Для обычного человека очень важны такие понятия, как гражданственность, патриотизм, национальность. Но есть особые люди, о которых можно сказать – Человек мира. Эпоха, страна, всевозможные социальные отношения меркнут на фоне того, чем наделил их Бог. Самое главное, чтобы «избранники неба» успели выполнить свое предназначение. Сегодня мы знаем массу примеров, когда люди в угоду суете, в погоне за временными и мнимыми ценностями (то в «гульбе», то в «пальбе»), утрачивают что-то более важное, что оставит после них след на Земле.

Наверное, поэтому Булат Окуджава постоянно обращается к композитору
Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба то гульба, то пальба.

Не оставляйте стараний, маэстро…

Не расставайтесь с надеждой, маэстро…

Не обращайте вниманья, маэстро…

Не убирайте ладони со лба.

А, вот теперь ответь на простые с первого взгляда вопросы:

- Как ты считаешь, на что в нашей жизни не стоит обращать внимания, ради достижения главного?
Где-нибудь на остановке конечной

Скажем спасибо и этой судьбе.

Но из грехов своей родины вечной

Не сотворить бы кумира себе.
- Как ты считаешь, какие могут быть грехи у Родины?

- Как мы создаем себе кумира?

- К чему призывает автор слов?
История знает много примеров, когда гений при жизни не принят и не оценен своим отечеством. Настоящая гениальность не умещается в рамках отечеств и государств, она гораздо крупнее, она вездесуща, поэтому гениальных людей и невозможно втиснуть ни в какие рамки. Для музыки Моцарта нет преград ни временных, ни языковых, ни возрастных, она понятна и доступна только одному – всякой ищущей и жаждущей душе.

Сегодня имя Моцарта стало почти нарицательным. Образ, который объединяет в себе и краткость жизни, и ее насыщенность, символ искреннего впечатлительного художника, находящегося в глубинных связях с миром.
-Кого в нашей жизни мы сегодня можем назвать Моцартом?
Вот примерно такими вопросами я стараюсь пробудить у исполнителя желание погрузиться в содержание песни, определиться в своем отношении к поставленным вопросам.

Такой подход, наверное, идет вразрез с подходом к исполнению песни с точки зрения театральной режиссуры. Когда художественная правда может не совпадать с мировоззрением актера. Но это тема для отдельной дискуссии, корни которой могут уходить в восприятие жанра авторской песни.

Описанный подход к работе направлен на развитие самосознания. Поиск ответов на вопросы: «Почему я хочу петь эту песню?», «Чем она мне дорога?», «Что исполнением этой песни я хочу сказать людям?»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Из опыта индивидуальной работы с учащимся над песней icon Волкова А. Я., учитель сош №19
Так начинается Южная ссылка Поэта. Именно в Кишинёве им написано ставшее народной песней стихотворение «Узник». Накопился опыт работы...
Из опыта индивидуальной работы с учащимся над песней icon Методические рекомендации к самостоятельной и индивидуальной работе...
Формирование навыков самостоятельной работы происходит в процессе выполнения заданий по срс (самостоятельной работе студентов) и...
Из опыта индивидуальной работы с учащимся над песней icon Инновационного педагогического опыта (ипо)
В ходе изучения опыта работы Эфендиев Муртаза по теме: «Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка», была проведена...
Из опыта индивидуальной работы с учащимся над песней icon Программа спецкурса философия математики и история культуры
Кроме того, он должен помочь учащимся развить навыки философского мышления на основе рефлексии над хорошо знакомым им из базовых...
Из опыта индивидуальной работы с учащимся над песней icon Итоги работы над методической темой
В 2012-2013 учебном году кафедра гуманитарных наук приступила к работе над новой методической темой
Из опыта индивидуальной работы с учащимся над песней icon 1. принципы индивидуальной психологии великий философ Уильям Джеймс...
Наука о жизни становится наукой жить именно потому, что создает себя непосредственно в движении жизни. Все эти соображения особенно...
Из опыта индивидуальной работы с учащимся над песней icon План работы гимназии №35 на февраль 2011 2012 учебного года
Обобщение опыта работы учителей по теме «Как научить учащихся самостоятельно работать?». (По итогам посещенных уроков)
Из опыта индивидуальной работы с учащимся над песней icon План работы гимназии №35 на февраль 2012 2013 учебного года
Обобщение опыта работы учителей по теме «Как научить учащихся самостоятельно работать?». (По итогам посещенных уроков)
Из опыта индивидуальной работы с учащимся над песней icon Методические рекомендации по выполнению индивидуальной работы по дисциплине «Упаковка товаров»
Дисциплина «Упаковка товаров» предназначена для подготовки специалистов в сфере маркетинга и логистики в системе высшего экономического...
Из опыта индивидуальной работы с учащимся над песней icon Управление образования администрации Тындинского района Амурской...
М. Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь; помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова-психолога...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции