Анализ стихотворения а. С. Пушкина «на холмах грузии »




Скачать 53.34 Kb.
Название Анализ стихотворения а. С. Пушкина «на холмах грузии »
Дата публикации 10.10.2014
Размер 53.34 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > История автомобилей > Урок
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С.ПУШКИНА «НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ...»

9 класс

Алекаева С.В., методист гимназии
Цель урока: показать многомерность пространства пушкинского текста на примере стихотворения «На холмах Грузии...».

Задачи урока

обучающая: развитие навыков анализа поэтического текста;

развивающая: умение видеть стихотворение в единстве формы и содержания;

воспитательная: постижение пушкинских представлений о любви.

Оформление урока: запись романса «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», интерактивная доска, репродукции портретов А.С.Пушкина, М.Н.Волконской-Раевской, Н.Н.Гончаровой, иллюстрация рукописи поэта.
Эпиграф к уроку:

«Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия;

никакого наружного блеска, все просто…

все исполнено внутреннего блеска, который

раскрывается не вдруг…»

Н.В.Гоголь
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.

2. Выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Текст стихотворения одновременно воспроизведен на интерактивной доске.

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего

Никто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

Учитель: Какое впечатление производит это стихотворение?

Вариант ответа ученика: Необычайная мелодичность, нет ярких образов, все просто и понятно.

Учитель: Это стихотворение как нельзя лучше подтверждает слова Н.В.Гоголя, взятые в качестве эпиграфа к уроку. Кажется, будто оно написано на одном дыхании. Однако это не так. Посмотрите рукопись стихотворения (на доске – фотография рукописи), и вы увидите, какой упорный поиск нужного слова стоит за этой легкостью и простотой. Впрочем, и простота здесь кажущаяся, в чем мы скоро сами убедимся.

О чем это стихотворение?

Ответ: О любви.

Учитель: О любви А.С.Пушкин писал много. Что такое любовь, с точки зрения поэта? На этот вопрос мы попытаемся ответить. Большинство его стихотворений связано с именем конкретных женщин. Послушаем творческую историю этого шедевра любовной лирики.

3. История создания стихотворения (индивидуальное задание).

Об адресатах стихотворения «На холмах Грузии...» до сих пор идут споры. Существует две редакции: ранний текст опубликован в академическом издании, имеется его черновой автограф в тетради поэта 1829-года. Этот вариант написан во время путешествия в Арзрум (15 мая), когда поэт оказался в местах, напомнивших дни его Южной ссылки, поездку по побережью Черного моря вместе с Раевским. Произведение посвящено Марии Раевской, в которую Пушкин был влюблен тогда, в годы юности. Позже она вышла замуж за декабриста С. Волконского, а в 1829 году находилась вместе с мужем в Сибири, на каторге (На доске: портрет М. Раевской-Волконской). Второй (окончательный) вариант написан в довольно трудную минуту жизни поэта: безрезультатное сватовство к Н. Н. Гончаровой. В. Ф. Вяземская, посылая это стихотворение в Сибирь М. Н. Волконской (Раевской), писала в 1830 году (вопрос о женитьбе был уже решен положительно), что оно посвящено невесте Пушкина (На доске: портрет Н.Н. Гончаровой). Берлинский автограф этого стихотворения сопровожден рисунком, изображающим девушку во весь рост, с крылышками бабочки, как обычно изображали Психею. По свидетельству сестры поэта, Н.Н.Гончарову в петербургском свете называли Психеей. Кроме того, на рисунке подчеркнута длинная линия лба и длинная шея — особенности, которыми отличаются пушкинские зарисовки профиля Н.Н.Гончаровой (Факсимиле находится в книге Е.П. Щеголева «Из жизни и творчества Пушкина», поэтому рисунок также можно показать ученикам). Большинство литературоведов считает адресатом этого стихотворения жену поэта.

4. Анализ текста.

Учитель: Стихотворение начинается с описания пейзажа. В первоначальном варианте были такие строки:

Все тихо. На Кавказ идет ночная мгла.

Восходят звезды надо мною.

Чем отличаются эти два варианта?

Ответ: «Идет», «восходят» — глаголы движения, «лежит» — состояние покоя.
Учитель: Почему вместо гор появляется река, которая «шумит»?

Ответ: На фоне тишины возникает звук.

Учитель: Что означает река как символ?

Ответы учеников.

Учитель: Река – неоднозначная мифологема (мифологема - сознательное заимствование мифологических мотивов и перенесение их в мир современной художественной культуры). С одной стороны, это символ необратимого потока времени и соответственно потери, забвения. Недаром в славянской мифологии река являлась символом смерти (погребальная ладья). С другой стороны, в ряде мифологий река задает некий вектор судьбы, является границей между двумя мирами, символом очищения. Кстати, «Арагви» переводится как «убийственная».

Обратимся к «ночной мгле». Что общего между «мглой» и «рекой»?

Ученики: Ночная мгла, лежащая на холмах, рождает ощущение зыбкости, неустойчивого равновесия. Настанет утро, и она исчезнет. Мотив «утраты». Шумит Арагва - движение горной реки, вечная смена воды, нельзя дважды войти в одну реку - неустойчивость, утрата.

Учитель: Остановимся еще на одной важной детали: «ночная мгла». Что такое мгла?

Ученики: Темнота, туман.

Учитель: Мгла нередко встречается в стихотворениях Пушкина? Процитируйте.

Ответы учеников:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя

(«Зимний вечер»)

Редеет мгла ненастной ночи,

И бледный день уж настает.

(«Медный всадник»)

Учитель: В чем заключается особенность «мглы» у Пушкина?

Ученики: Всегда ночная темнота, смешанная с чем-то светлым: «На холмах Грузии…» ночь пронизана лунным светом, в «Зимнем вечере» - смесь тьмы и крутящегося снега, в «Медном всаднике» - мглу сменяет день. Благодаря свету мгла становится не такой страшной.
Учитель: Случаен ли подобный пейзаж в стихотворении о любви?

Ответ: Любовь тоже бывает красивой, бурной и невечной. ( например «Я помню чудное мгновенье...».

Задание: Сравним пейзажную зарисовку в стихотворении с описанием того же дня (15 мая 1829 г.) в прозаическом произведении «Путешествие в Арзрум» (на доске даны оба текста):

Скоро настала ночь. Чистое небо усеялось миллионами звезд. Я ехал берегом Подкумка… Мы спустились в долину. Молодой месяц показался на ясном небе. Вечерний воздух был тих и тепел. Я ночевал на берегу Арагвы.

Учитель: Чем отличаются эти две зарисовки?

Ответ: Описание пейзажа в стихотворении дано предельно кратко, а далее – подробно о своих чувствах. В прозаическом отрывке дается точное описание ночи, и ничего не говорится о переживаниях.

Учитель: Почему?

Ученики: Роль пейзажа в стихотворении вспомогательная, он помогает понять ч у в с т в а поэта.

Учитель: В данном пейзаже представлен «верх» (горные вершины) и «низ» (глубокая река), свет и тьма. Эти понятия сами по себе противоречивы и предполагают некий конфликт, но спокойная, мелодичная организация стиха все примиряет. А что говорит поэт о своих чувствах?


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ стихотворения а. С. Пушкина «на холмах грузии » icon Урока: «Тема любви в лирике А. С. Пушкина»
Выразительно читать стихотворения А. С. Пушкина («На холмах Грузии…», «Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил…», «Мадонна»), подготовиться...
Анализ стихотворения а. С. Пушкина «на холмах грузии » icon Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты лирики А. С. Пушкина
Анализ стихотворений: «Храни меня, мой талисман» (1825), «Я помню чудное мгновение» (1825), «Не пой, красавица, при мне» (1828),...
Анализ стихотворения а. С. Пушкина «на холмах грузии » icon Тема урока : «Печаль моя полна тобою»
Оформление урока: репродукции женских портретов, видеосюжеты «Тригорское», «Дом №53 на Арбате», «Ланская». Рисунки поэта. Запись...
Анализ стихотворения а. С. Пушкина «на холмах грузии » icon Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», 6 класс
Анализ стихотворения а. С. Пушкина «на холмах грузии » icon Литература на письменном экзамене по литературе поступающий должен показать
На холмах Грузии ", "К ", "Евгений Онегин", "Поэт", "Поэту", "Когда за городом задумчив я брожу", "Два чувства дивно
Анализ стихотворения а. С. Пушкина «на холмах грузии » icon Тема: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Цели урока
Цели урока: развивать умение анализировать лирическое произведение: соотносить картины природы с настроением лирического героя; учить...
Анализ стихотворения а. С. Пушкина «на холмах грузии » icon Обязательная для прочтения литература за курс 9 класса
А. С. Пушкин."К чаадаеву", "Во глубине сибирских руд ", "На холмах Грузии ", "Я вас любил ", "Я помню чудное мгновение ","Мадонна",...
Анализ стихотворения а. С. Пушкина «на холмах грузии » icon Литература XVIII века. М. В. Ломоносов. Оды. Г. Р. Державин. «Властителям и судиям»
А. С. Пушкин."К чаадаеву", "Во глубине сибирских руд ", "На холмах Грузии ", "Я вас любил ", "Я помню чудное мгновение ","Мадонна",...
Анализ стихотворения а. С. Пушкина «на холмах грузии » icon Урок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6...
А. С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы...
Анализ стихотворения а. С. Пушкина «на холмах грузии » icon Урок литературы в 9-м классе по теме: Философская лирика А. С. Пушкина
Цель: Знакомство с философской лирикой Пушкина на примере стихотворения “…Вновь я посетил…”
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции