М. Ю. Лермонтов начал работу над романом по впечатлениям первой ссылки на Кавказ (1837)




Скачать 0.53 Mb.
Название М. Ю. Лермонтов начал работу над романом по впечатлениям первой ссылки на Кавказ (1837)
страница 1/5
Дата публикации 29.09.2014
Размер 0.53 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > История автомобилей > Документы
  1   2   3   4   5
Михаил Юрьевич Лермонтов

(1814–1841)

Роман «Герой нашего времени» (1840)

История создания

М. Ю. Лермонтов начал работу над романом по впечатлениям первой ссылки на Кавказ (1837).

Первые две повести — «Бэла» и «Фаталист» — были опубликованы в 1839 г. в журнале «Отечественные записки», в начале 1840 г. там же — «Тамань». Все они шли под рубрикой «Записки офицера на Кавказе».

В апреле 1840 г. повести были объединены в единый роман под заглавием «Герой нашего времени». Сюда вошли и две новые повести — «Максим Максимыч» и «Княжна Мери».

Порядок расположения повестей в отдельном издании не соответствовал последовательности их публикации. Кроме того, «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» были объединены общим заглавием («Журнал Печорина») и снабжены специальным «Предисловием».

Во втором издании «Героя нашего времени» (1841) М. Ю. Лермонтов пишет предисловие ко всему роману. Это был ответ на критические отзывы. «Предисловие» к роману перекликается с написанным в 1840 г. «Предисловием» к «Журналу Печорина».


Особенности композиции

Лермонтов отказывается от хронологического принципа в расположении повестей, нарушает порядок их первоначальной публикации

Цель композиции — показать Печорина с разных сторон, в разных обстоятельствах жизни, постепенно приближая его к читателю

«Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью <�…> Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать» (В. Г. Белинский)




Предисловие




Часть первая

О Печорине рассказывает Максим Максимыч, человек с цельным и глубоко русским складом ума и характера («чудесная душа», «золотое сердце»). Он видит главные противоречия в характере героя,

но понять их истоки не может

I. «Бэла»

II. «Максим Максимыч»

Смена ракурса повествования: Печорин сталкивается с самим автором рассказчиком, обладающим большей

проницательностью. Его глазами дается психологический портрет героя

«Журнал Печорина»

Слово получает сам герой, который, с предельной степенью проникновенности, подвергает анализу каждое свое действие. Читателю становится понятна психологическая подоплека поведения героя

Предисловие

I. «Тамань»

Часть вторая

(Окончание журнала

Печорина)

II. «Княжна Мери»

III. «Фаталист»




Порядок повестей в хронологической

последовательности

Порядок повестей в романе

«Тамань»

«Бэла»

«Княжна Мери»

«Максим Максимыч»

«Бэла»

«Предисловие» к «Журналу Печорина»

«Фаталист»

«Тамань»

«Максим Максимыч»

«Княжна Мери»

«Предисловие» к «Журналу Печорина»

«Фаталист»


Фабула романа


Высланный из Петербурга Печорин с подорожной по казенной надобности едет на Кавказ и сталкивается с контрабандистами («Тамань»)

После участия в сражении, где он познакомился с Грушницким, Печорин отдыхает на водах («Княжна Мери»)

За дуэль с Грушницким Печорин сослан в отдаленную кавказскую крепость под начало Максима Максимыча («Бэла»)

Печорин по делам службы отлучается на две недели и живет в казачьей станице («Фаталист»)

Спустя пять лет Печорин проездом из Петербурга в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем и повествователем («Максим Максимыч»)

На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие » к «Журналу Печорина»)


«Бэла»

Печорин глазами Максима Максимыча

Портрет

«Молодой человек лет двадцати пяти. <�…> Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький»

«Славный был малый,<�…> только

Немножко странный»

Мог непогожий день выдержать на охоте, а простудиться от сквозняка; в одиночку ходил на кабана, но «ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет»; мог молчать часами, а мог и быть душой компании

Умеет играть

на слабостях

людей

Использует любовь Азамата к деньгам и желание иметь коня Казбича для достижения своей цели (похищение Бэлы)

Упрям, эгоистичен,

Идет на поводу своих

желаний

Пытается завоевать любовь Бэлы во что бы то ни стало, заключает с Максимом Максимычем пари. На упрек о Бэле отвечает: «А коли она мне нравится?»

«Видно, в детстве был маменькой избалован» (Максим Максимыч о Печорине)

Имеет переменчивую

натуру, не может

найти свое место в жизни

«Невежество и простосердечие» Бэлы надоели Печорину, как ранее «кокетство светских дам».

Ему «скучно» ипод «чеченскими пулями». Считает выходом для себя путешествия в экзотические страны — Америку, Индию, Аравию. «Авось где-нибудь умру на дороге»

Остается загадочной

Фигурой для

Максима Максимыча

Максиму Максимычу непонятна реакция Печорина на смерть Бэлы — в ответ на утешения Печорин смеется. «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться

разные необыкновенные вещи»


«Максим Максимыч»

Портрет Печорина глазами автора-повествователя

Привлекательная

внешность, крепкое телосложение

«Стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными»

Аристократические

черты

Тонкие бледные пальцы, нежная кожа,бледный, благородный лоб.

«Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черныепризнак породы в человеке»

Неуловимость

образа

«С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать»

Необыкновенные

глаза

Глаза Печорина не смеялись, когда он смеялся — «признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Блеск его глаз «ослепительный, но холодный». «Взгляд егонепродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен»

Максим Максимыч и Печорин

Ожидание встречи Максимом Максимычем

«Мы с твоим барином были друзья закадычные, жили вместе...» (лакею).

«Ведь сейчас прибежит!..» (рассказчику). Ждет Печорина у ворот до поздней ночи; уходя по делам, просит сообщить ему, когда тот появится

Ожидание встречи Печориным

«Ах, точно! мне вчера говорили: но где же он?»

Встреча

Максим Максимыч «хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел, но потом жадно схватил его руку обеими руками»

Прощание

Максим Максимыч: «Ну, да Бог с вами!.. Не так я думал с вами встретиться...».

Печорин: «Однако прощайте, мне пора... я спешу... Благодарю, что не забыли...»


Журнал Печорина

«Тамань»

Динамика внутренних состояний Печорина

Разум

Герой подгоняет живой образ явившейся перед ним девушки под готовый литературный шаблон (он видит в ней гетевскую Миньону).

Уверенность в силе своего разума при столкновении с действительностью оказывается всего лишь «силой предубеждения»

Печорин сознательно и расчетливо включается в предложенную ему жизнью игру, пытается разгадать тайну происходящего

Страсть

Вспыхнувшая страсть тоже оказывается

«слепой», не дает герою знания

и ощущения, соответствующего

жизненной реальности

Искреннее чувство к девушке увлекает его, игра отступает

на второй план

Разум

Печорин открывает трагическую суть своего разума и чувств, которые остаются в кругу его романтической субъективности (печоринское «я»)

В свои права вступают ирония и самоанализ — и все рушится

Трагичность личности Печорина — в разрыве между разумом и чувствами.

Символична в этой связи в финале «Тамани» фигура брошенного всеми, плачущего слепого мальчика Янко. В таком же положении оказывается и Печорин, когда живая жизнь, поманив, оставляет его ни с чем



Универсальная схема внутренних состояний Печорина
Разум Страсть Разум
«Княжна Мери»


Печорин и Грушницкий

Грушницкий — антипод

Печорина. Через сопоставление с Грушницким

проявляются сильные

черты Печорина

- Искусственно пытается придать своему образу глубину и таинственность, которые присущи Печорину от природы.

- Неумен и самовлюблен, живет модными представлениями, слабая натура, позер.

- «В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии» (Печорин о подобных Грушницкому).

- Печорин несоизмерим с Грушницким по глубине и серьезности своих мыслей и переживаний и по масштабам того зла, которое

несет его эгоизм окружающим людям

Грушницкий — карикатурный двойник

Печорина. Через образ Грушницкого

Обнаруживаются слабые места Печорина

- Страсть Грушницкого — «производить эффект». Печорин, стараясь прельстить княжну Мери, использует приемы Грушницкого (рисовку, игру, желание произвести «эффект»).

- Грушницкий бросает тень на Печорина — стоило ли прилагать столько усилий, чтобы разоблачить фанатичного романтика, под маской которого скрывался слабый, заурядный человек?


Любовные треугольники
Грушницкий Мери Печорин
Вера Лиговская Печорин Мери


Мери

Вера

Становится жертвой Печорина в его эксперименте по разоблачению Грушницкого

Была возлюбленной Печорина,

отношения с ней оставили глубокий след в душе героя

Печорин видит в Мери противоборство

Естественности и светскости. Однако

Мери оказывается глубже и сложнее: она благородна и отзывчива, способна на глубокое чувство

Снова, как когда-то, приносит себя в жертву желанию Печорина быть любимым, признаваясь мужу в измене («Я погибла…», «я для тебя

потеряла все на свете…»)

В ходе жестокого эксперимента над Мери из рассказа Печорина исчезает ирония, результат его оказывается

драматичен

Любовь Печорина приносит Вере много страданий, она свыклась с этим

В начале повести Мери —

цветущая жизнью и молодостью

девушка. После встречи с Печориным на ее лице остается печать страданий,

щеки ее покрываются «болезненным румянцем»

Потеряв Веру, Печорин осознает, что только она могла дать ему то чувство, которое он искал, но он истощил

душу Веры

Роман с Печориным оказывается губительным для обеих женщин

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. Ю. Лермонтов начал работу над романом по впечатлениям первой ссылки на Кавказ (1837) icon Внеклассное мероприятие по русской литературе в 9 классе «М. Ю. Лермонтов и Кавказ»
Образовательная познакомить учащихся с основными фактами биографии М. Ю. Лермонтова, связанными с Кавказом; проводить исследовательскую...
М. Ю. Лермонтов начал работу над романом по впечатлениям первой ссылки на Кавказ (1837) icon Районный конкурс исследовательских проектов Направление : литературоведение...
Тема «Лермонтов и Кавказ» неисчерпаема и привлекательна. Моя работа – небольшой эпизод в освещении этой темы. Она посвящена анализу...
М. Ю. Лермонтов начал работу над романом по впечатлениям первой ссылки на Кавказ (1837) icon Анализ стихотворения Лермонтова "Смерть поэта" (прислал А. М. Саитов) 29 января 1837 год
А. М. Саитов 29 января 1837 года скончался Пушкин, а на другой день Михаил Юрьевич Лермонтов, как говорится
М. Ю. Лермонтов начал работу над романом по впечатлениям первой ссылки на Кавказ (1837) icon А. К. Толстой «Василий Шибанов» «Князь Серебряный»
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Кинжал»(1837), «Смерть поэта» (1837), «Дума» (1838), «Воздушный корабль» (1840), «Тучи» (1840),...
М. Ю. Лермонтов начал работу над романом по впечатлениям первой ссылки на Кавказ (1837) icon Александр Гельманов Древо прошлой жизни
Автор выражает признательность Сергею Гонтарю (Россия) и Нинель Апельдимов (фрг) за помощь в работе над романом
М. Ю. Лермонтов начал работу над романом по впечатлениям первой ссылки на Кавказ (1837) icon Литература Тема: Русская литература первой половины 19 в.(А. С. Пушкин,...
Тема: Русская литература первой половины 19 в.(А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь)
М. Ю. Лермонтов начал работу над романом по впечатлениям первой ссылки на Кавказ (1837) icon Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) Поэма «Песня про царя Ивана...
Автор назвал свое произведение «песней». Текст имеет стройную композицию: запев, три части, два припева и концовку
М. Ю. Лермонтов начал работу над романом по впечатлениям первой ссылки на Кавказ (1837) icon А. С. Грибоедов «Горе от ума», 9 класс
По свидетельству С. Бегичева, близкого друга А. С. Грибоедова, замысел комедии возник в 1816 г., работать над ней дра­матург начал...
М. Ю. Лермонтов начал работу над романом по впечатлениям первой ссылки на Кавказ (1837) icon Урок знаний для учащихся 7«Б» класса по теме : «М. В. Ломоносов звезда первой величины»
Михаила Васильевича Ломоносова» (Б. В. Шергин). Сегодня вы узнаете, почему М. В. Ломоносова называют «звездою первой величины» и...
М. Ю. Лермонтов начал работу над романом по впечатлениям первой ссылки на Кавказ (1837) icon Роковые дуэли: Пушкин и Лермонтов Пушкин и Лермонтов: совпадение судеб
Отец Лермонтова, Юрий Петрович, капитан. Пушкин и Лермонтов происходили из старинных дворянских родов. Предком Пушкина был Гаврило...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции