Скачать 96.39 Kb.
|
Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики пальцев рук старших дошкольников Юлия Александровна Корабельникова, педагог дополнительного образования, объединение «Умелые руки» МБОУ ДОД «ДЮЦ «Горизонт» Актуальность. Слаженная и ловкая работа пальцев рук детей способствует развитию интеллекта и речи ребенка, влияет на степень подготовленности к обучению в школе, а также положительно воздействует на весь организм в целом. Развивать мелкую моторику пальцев у детей лучше всего с помощью пальчиковых игр. Такие игры стали особенно популярны в последнее время. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук, в особенности это относится к жителям города. Еще лет 20 назад приходилось многое делать своими руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и др. Сейчас многие операции выполняют за человека машины – кухонные комбайны, стиральные машины, пылесосы и др. В современной жизни домашняя еда вытесняется готовыми полуфабрикатами, в наше время не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием. Все эти современные тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они находят словесное выражение, происходит этот процесс благодаря связи между правым и левым полушариями. Чем она крепче, тем быстрее и чаще по ней идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, необходимо с раннего возраста развивать его руки: пальцы и кисти. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка, что помогает воспитаннику лучше говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снять умственную усталость, расслабить мышцы всего тела. Подражание движениям рук, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Чем ловчее и слаженнее работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Каждый палец руки представлен в коре головного мозга, поэтому именно развитию мелкой моторики кисти принадлежит важная роль в формировании импульсов головного мозга и становлении речи. Развитие тонких движений пальцев рук способствует появлению артикуляции слов, так как речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Существуют специальные упражнения для развития движений рук и мелкой моторики пальцев. Наилучшим способом тренировки мелкой моторики пальцев рук являются пальчиковые игры, которые я активно использую в своей педагогической практике. Например: упражнение «Пальчики»: Мы с ребятами играем, Пальцы все перебираем: Этот пальчик – всех длинней, Этот пальчик – всех умней, Этот пальчик – всех короче, Этот – стать побольше хочет, Этот – знает все игрушки, Этот – ушки на макушке, Этот – прячется в тенек, Этот – маленький сынок. Дети поочередно разминают подушечки пальцев сначала правой руки с помощью левой, затем наоборот. С каждой новой фразой переходим к другому пальцу. Разминка «Кулачки» Раз – кулак, Два – кулак. Ты умеешь быстро так? Левая ладонь прямая, правая прикладывается к ней сжатым кулаком, На каждой фразе – смена положения рук. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Пальчиковые игры – хорошие помощники для развития координации, ловкости, физического укрепления, выработки большей согласованности движений обеих рук, дифференциации движений пальцев. Поэтому педагогам необходимо знать пальчиковые игры, использовать их в занятиях, показывать их ребенку и играть вместе с ним. Играть важно с интересом, весело, подчеркивать слова, менять скорость рассказа и тембр голоса. Так ребенок скорее запомнит связь между словами и движениями, и сам будет стараться повторить их за вами. Основой для пальчиковой игры может стать любое детское стихотворение. Наши пальцы могут превратиться во что угодно: знакомый предмет, сказочного героя, игрушку, животное. Игры с пальчиками помогут развить в ребенке сообразительность, фантазию, усидчивость, внимание, память, творческие способности. Чтобы правильно выбрать игру для ребенка, необходимо обязательно учитывать его возраст. В игры с детьми стоит включать обе руки: показать упражнения одной рукой, затем – второй, после этого – двумя руками сразу. Затем попробовать одной рукой выполнить одно упражнение, а второй – другое. Необходимо сопровождать движения короткими стихами, потешками, считалками. Нужно помогать ребенку координировано и ловко манипулировать пальцами, обращать внимание на овладение ребенком простыми, но важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Важно чтобы упражнения интересовали ребёнка, только тогда ему захочется повторить упражнение вместе с педагогом. Проявляйте терпение и доброжелательность, тогда результаты обязательно порадуют и удивят. Заключение. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком. В своей работе я пользуюсь простыми пальчиковыми играми в качестве разминки для рук во время динамических пауз, а так же включаю их в ход занятий. Работа рекомендована педагогам, работающим с дошкольниками. Литература:
Приложение Примеры пальчиковых игр для развития мелкой моторики пальцев рук старших дошкольников Разминка Цель: развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи. Ход игры: Плавно поднимаем руки перед собой и встряхиваем кистями. Повторение движений взрослого в такт стихотворению. Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем. Такую игру-разминку можно проводить во время занятий. Серенький зайка Цель: развитие тонкой моторики пальцев; развитие подражания движениям рук. Ход игры: Давайте поиграем в зайчиков. Зайка серенький сидит, И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит! Делаем «зайку» – прижимаем мизинец, безымянный и большой пальцы к ладони, а средний и указательный выпрямляем. Во время чтения стихотворения шевелим пальчиками-ушками в такт. Можно показывать зайчиков сразу на обеих руках. Игру можно повторить несколько раз. Молоточки Цель: развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук взрослого. Ход игры: Давайте построим домик для друзей. Педагог показывает, дети повторяют: сжимаем пальцы в кулаки и бьем кулачком по столу (полу, стене) или одним кулачком по другому поочередно. Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения. Целый день тук да тук, Раздается громкий стук. Молоточки стучат — Строим домик для зверят. Человечек Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук. Ход игры: Посмотрите, какой у меня человечек на ножках. «Ставим» ладошку указательным и средним пальцами на стол или на пол. – Человечек пошел погулять. Педагог показывает, как «идут» пальцы, затем просит детей повторить движения. – Сделайте таких же человечков. Во время показа педагог ритмично произносит слова стихотворения. Топ-топ-топ – топают ножки. Человечек идет по дорожке. Игру можно повторять несколько раз. Ёжик Цель: развитие тонкой моторики пальцев и кистей рук; подражание движениям рук. Ход игры: Давайте поиграем в ёжиков. Перед началом чтения стихотворения изображаем ёжика: пальцы собраны «в замок» и выпрямлены. Ёжик маленький замерз, И в клубок свернулся. (прижимаем пальцы – убираем «иголки») Солнце ёжика согрело — Ёжик развернулся! (выпрямляем пальцы – показываем «колючки») Игру можно повторить несколько раз. Моторчик Цель: развитие согласованных движений пальцев обеих рук; развитие подражания движениям рук. Ход игры: Давайте поиграем в машинки. Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завести моторчики. Покажите, как можно завести моторы: все пальцы ладоней, кроме больших, сплетаем вместе, свободные большие пальцы вращаем друг вокруг друга. «Моторчики» могут работать быстро и медленно. Игру можно повторить несколько раз. Спокойного сна! Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук. Ход игры: Этот пальчик хочет спать, (загибаем мизинец) Этот пальчик лег в кровать, (загибаем безымянный палец) Этот рядом прикорнул, (загибаем средний палец) Этот пальчик уж заснул, (загибаем указательный палец) А другой давненько спит... (загибаем большой палец) Кто у нас еще шумит? («грозим» пальчиком другой руки) Тише, тише, не шумите, Пальчики не разбудите! Черепашка Цель: развитие дифференцированных движений пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук. Ход игры: По песочку ползет маленькая черепашка. Она ползет медленно-медленно. Положите на стол или на пол оба кулака, прижатых друг к другу. Затем медленно передвигайте оба кулака вперед, предложите детям повторить движение за вами. Черепашка, черепашка В панцире живет. Высунет головку — Обратно уберет. (высовываем вперед оба указательных пальца, прижатых друг к другу, затем снова прячем) Игру можно повторить несколько раз. Пальчиковые загадки Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук. Ход игры: Посадите детей в кружок на ковре и предложите поиграть с пальчиками. – А сегодня пальчики будут загадывать интересные загадки. Я буду показывать, а вы отгадывайте; потом повторяйте за мной. «Очки»: Обеими руками изображаем «колечки» – соединяем большой и указательный пальцы (остальные пальцы выпрямлены или немного согнуты). Поднимаем руки и подносим их к глазам. – Угадайте, какую фигуру показывают пальчики! Правильно, это очки. А еще похоже на бинокль. «Домик»: прямые ладони соединяем под углом, кончики пальцев соприкасаются. «Лодка»: ладони с прижатыми друг к другу пальцами поставлены на ребро, соединяем их «ковшиком». А если в этой фигуре поднять большие пальцы, то получится «пароход». «Шарик»: все пальцы обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальцы раздвигаются, по-прежнему соприкасаясь кончиками, принимая форму шара. Воздух «выходит», и пальцы принимают исходное положение. «Грабли»: выпрямляем напряженные полусогнутые пальцы. «Корзина»: соединяем пальцы в замок, локти раздвигаем, соединенные большие пальцы образуют ручку корзины (в такую «корзинку» можно положить какую-нибудь мелкую игрушку); Можно придумывать и складывать из пальцев самые разнообразные фигуры, но чтобы детям было интересно, они должны быть легки в исполнении, понятны и узнаваемы. Когда дети запомнят основные фигуры, то могут сами при помощи взрослого выполнять роль водящего. |
![]() |
Перспективное планирование Пальчиковые игры и упражнения «Развитие... Обучать ребенка навыкам самообслуживания: плетению, застегиванию и расстегиванию пуговиц, развитие мелкой моторики рук |
![]() |
Группа Мозаика Логика Сатира Ода Рус яз, как иностранный 9-12 Движение Рифма Развитие мелкой моторики руки по системе Монтессори Анна iii-1/ Танцы Ольга ii-2 |
![]() |
Семинар-практикум для родителей Демонстрационный материал: Игрушки-самоделки на повышение мотивации к занятиям, развивающие игры на развитие мелкой моторики, литература... |
![]() |
Сценарий спортивного развлечения для старших дошкольников. «Малые Олимпийские Игры» Конкурс проводится с целью воспитания мотивации здорового образа жизни и становление традиции ежегодного проведения малых Олимпийских... |
![]() |
Тема: «Использование развивающих игр Никитиных, элементов триз в... Тема: «Использование развивающих игр Никитиных, элементов триз в интеллектуальном развитии дошкольников» |
![]() |
Шорохова О. А. Ш78 Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию... Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению... |
![]() |
Тема: «мы читающая семья?» Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у старших дошкольников и их родителей |
![]() |
Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» Воспитание у старших дошкольников любви к природе через репродукции картин русских художников |
![]() |
Мастер класс «Обучение старших дошкольников игре в городки» Череватенко Елена Борисовна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Теремок» общеразвивающего вида» |
![]() |
План работы ресурсного центра ндоу «Детский сад №233 ОАО «ржд» на 2012-2013 у г. Тема Тема «Поликультурное воспитание как средство формирования социально личностной компетенции старших дошкольников» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |