«Путешествие по страницам книг С. Я. Маршака»




Скачать 120.46 Kb.
Название «Путешествие по страницам книг С. Я. Маршака»
Дата публикации 30.05.2014
Размер 120.46 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Астрономия > Документы
«Путешествие по страницам книг С.Я.Маршака»

2кл.
Цель

знакомство детей с жизнью и творчеством С.Я. Маршака; закрепление и систематизация знаний стихов, сказок, художественных переводов, пьес «основоположника детской литературы».

Задачи:


  • Создание условий для развития детской любознательности, познавательной активности и инициативности

  • Формирование навыков осознанного чтения

  • Формирование навыков приобретения знаний из книги, из сети Интернет, применение их в практической деятельности.  


Планируемые результаты.
Личностные результаты:

  • Формирование умения прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных героев, положительных и отрицательных.

  • Формирование умения объяснять положительные и отрицательные оценки тех или иных поступков с позиции общечеловеческих  ценностей.

  • Формирование умения объяснять самому себе: «что я хочу» (цели, мотивы) и  «что я могу» (результаты)

  • Формирование умения применять полученные знания в собственной художественно - творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

  • Формирование умения  совместно с педагогами  составлять план решения проблем творческого и поискового характера.

  • Формирование умения работать по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете).

  • Формирование умения организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • Формирование умения организовывать самостоятельную художественно - творческую деятельность.

Предметные результаты:

  • Совершенствование навыков чтения: осознанное овладение  приемами понимания прочитанных произведений, умение ориентироваться в книге.

  • Освоение навыков безопасного поведения в сети Интернет.


Оборудование. Портрет писателя; выставка книг С. Маршака выставка рисунков к стихотворениям С. Маршака "Детки в клетке"; рисунки и картинки к стихам С. Маршака, ПОДЕЛКИ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ МАРШАКА

Ход урока.



  1. Организационный момент.

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам, ведь от улыбки день становится светлей. Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие по страницам книг С.Я. Маршака. Встретимся с героями любимых с детства стихотворений, порадуемся игре актеров. Его умные и добрые книжки встречают нас в раннем детстве и сопровождают в детском саду и школе, помогая понять окружающий мир, вырасти хорошими людьми, а потом, уже став родителями, сделать мир своих детей ярким и увлекательным.

2. Вступительная беседа.

О жизни С.Я. Маршака нам расскажет Амбарцумян Карина. (Презентация и выступление Карины А.)

3 Знакомство с творчеством С.Я.Маршака.

Учитель: Сочинять стихи С. Я. Маршак начал с четырех лет. К одиннадцати годам написал несколько длиннейших поэм и перевел древнеримскую оду. Эти первые литературные опыты поощрялись учителем гимназии. Именно под влиянием этого человека у Маршака родилась страсть к классической поэзии, любовь к языку.

В дальнейшем судьба была щедра к мальчику, одарив его встречами с замечательными людьми русского искусства. Чтобы основательно изучить английский язык, Маршак уезжает в Англию, где продолжает обучение в Лондонском университете. Чтобы слушать разговорную речь , совершает пешие прогулки по стране, слушает английские песни, живет в лесной школе. И он стал одним из лучших переводчиком английских поэтов!

Настя Сычева читает стихотворение Маршака Английская песенка

« Котята»

Два маленьких котенка поссорились в углу.
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе.
Два маленьких котенка озябли на дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
- Ну что? - она спросила. - Не ссоритесь теперь?

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.
Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном.
А вьюга до рассвета шумела за окном.
Физкультминутка

Мой весёлый звонкий мяч (прыжки на двух ногах)

Ты куда помчался вскачь

Красный, синий, голубой (прыжки с чередованием то правой то левой ноги)

Не угнаться за тобой

Я тебя ладонью хлопал (хлопки в ладоши)

Ты скакал и громко топал (топаем ногами).
Учитель: Летом 1914 года, перед началом Первой мировой войны, С. Я. Маршак вернулся в Россию. В эти военные годы судьба столкнула его со множеством детей-беженцев, для которых писатель провел большую работу по организации помощи. Так в Краснодаре Маршак организовал целый « Детский городок» - классы, мастерские, кружки и в центре всего этого детский театр, для которого он сам писал пьсы-сказки.

А чтобы детям было учиться нескучно, Маршак придумал веселую азбуку и счет.

( Выходят дети с рисунками букв и цифр в руках, читают стихи)
Буква «А»

Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то.
Буква «Б»

Бегемот разинул рот:

Булки просит бегемот.
Буква «В»

Воробей просил ворону

Вызвать волка к телефону.
Буква «Г»

Гриб растет среди дорожки,

Голова на тонкой ножке.
Буква «Д»

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил как долотом.
Буква «Е»

Ель на ежика похожа:

Ель в иголках, ежик – тоже
Цифра «1»

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.
Цифра «2»

А вот это цифра «два»,

Полюбуйтесь какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.
Цифра «3»

А за двойкой – посмотри-

Выступает цифра «три».

Тройка – третий их значков,

Состоит из двух крючков.
Учитель: Да, так обучаться грамоте и письму одно удовольствие! Но Самуил Яковлевич хотел, чтобы дети были не только грамотными , но и сообразительными, внимательными, наблюдательными, а развивал он эти качества у детей с помощью загадок.

Ученик (Настя Герасименко загадывает загадки)

1.Шумит он в поле и в лесу

И в дом не попадет

И никуда я не иду

Покуда он идет (дождь)

 

2.Что такое перед нами

Две оглобли за ушами

На глазах по колесу

И седелка на носу  (очки)

  

3.Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут  (мяч)

 

4.Всегда шагаем мы вдвоем

Похожие, как братья

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью. (сапоги)

 

5.Принялась она за дело

Завизжала и запела

Ела, ела – дуб, дуб

Поломала зуб, зуб (пила)

 

6.Под новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез (календарь)

 

7.Мы ходим ночью, ходим днем

Но никуда мы не уйдем

Мы бьем исправно каждый час

А вы, друзья, не бейте нас.  (часы)

Библиотекарь: Игра «Подбери слово»(по С. Маршаку)

  1. «Усатый - … (полосатый)».

  2. «Детки в … (клетке)».

  3. «Сказка об умном … (мышонке)».

  4. «Сказка о глупом … (мышонке)».

  5. «Вот какой … (рассеянный)».

  6. «Кот и … (лодыри)».

  7. « … (Мастер)-ломастер».

  8. «Рассказ о неизвестном … (герое)».



Учитель : С. Я. Маршак любил животных и учил детей с должным вниманием относиться к братьям нашим меньшим. О зверятах живущих в зоосаде Маршак написал свою книжку и назвал ее « Детки в клетке». А вы нарисовали картинки к этой книге, получился наш вернисаж. Ну а стихи к этим картинкам вы прочтете сами.

( Дети читают стихи)

ТИГРЕНОК
Эй, не стойте слишком близко
Я тигренок, а не киска!

ЗЕБРЫ
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Словно школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы.
ПИНГВИН
Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
На морях в былые годы
Обгонял я пароходы.
А теперь я здесь в саду
Тихо плаваю в пруду


СТРАУСЕНОК
Я - страусенок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой,
Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу,
Вытягивая шею.
А вот летать я не могу,
И петь я не умею.
Учитель: Был у Маршака и педагогический талант: он воспитывал детей не строгими нотациями, а веселыми стихами. Маршак высмеивал в своих стихах лентяев, неумех, несобранных людей, хвастунов. Стихи Маршака учат нас как правильно вести себя дома, на улице, в школе ,учат нас быть вежливыми.

Инсценирование стихотворения « Кот и лодыри»
Собирались лодыри

На урок,

А попали лодыри

На каток.

Толстый ранец с книжками

На спине,

А коньки под мышками

На ремне.

Видят, видят лодыри

: Из ворот

Хмурый и ободранный

Кот идёт

. Спрашивают лодыри

У него:

- Ты чего нахмурился, Отчего?

Замяукал жалобно Серый кот

: - Мне, коту усатому,

Скоро год.

И красив я, лодыри,

И умён,

А письму и грамоте

Не учён.

Школа не построена

Для котят.

Научить нас грамоте

Не хотят.

А теперь без грамоты

Пропадёшь,

Далеко без грамоты

Не уйдёшь.

Ни попить без грамоты,

Ни поесть,

На воротах номера

Не прочесть!

Отвечают лодыри: -

Милый кот

Нам пойдёт двенадцатый

Скоро год.

Учат нас и грамоте

И письму,

А не могут выучить

Ничему.

Нам учиться, лодырям,

Что-то лень.

На коньках катаемся

Целый день.

Мы не пишем грифелем

На доске,

А коньками пишем мы

На катке

Отвечает лодырям

Серый кот:

Мне, коту усатому,

Скоро год.

Много знал я лодырей

Вроде вас,

А с такими встретился

В первый раз!
Впервые стихи "Кот и лодыри" опубликованы под названием "Лодыри и кот" в журнале "Литературный современник", 1933 год, в цикле "Стихи, написанные для того, чтобы дразнить школьников, которые опаздывают на уроки, портят парты, гоняют лодыря и т. д."

Релаксация.

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем
- На стихи Маршака написаны песни, сняты мультфильмы.

  - Самуил Яковлевич Маршак прожил большую и славную трудовую жизнь.

- Он умер 4 июня 1964 года, работая до последнего дня, в последние часы жизни писал и исправлял, заботясь о том, чтобы с честью отвечать за каждое свое слово.

- Литературный труд Маршака высоко оценен в нашей стране

- Он был награжден двумя орденами Ленина, орденом отечественной войны 1ой степени и другими орденами и медалями.

- Его книги отмечены государственными премиями

- В конце жизни он получил Ленинскую премию за стихи для детей и книгу лирики.

- Учитель:         И час настал. И смерть пришла, как дело

Пришла не в романтических мечтах

А как-то просто сердцем завладела

В нем заглушив страдание и страх

Немало книжек  выпущено мной,

Но все они умчались, точно птицы,

И я остался автором одной

Последней, недописанной страницы.
А сейчас ребята мы проведем литературную викторину по произведениям С.Я Маршака

Библиотекарь:( Викторину «Мой Маршак»)

Вот сейчас проверим, как хорошо вы знаете стихи Маршака.

  1. Что сдавала в багаж дама из стихотворения С. Я. Маршака?

(Дама сдавала в багаж Диван,Чемодан,Саквояж,Картину,Корзину,Картонку

И маленькую собачонку.)

  1. О ком написал Маршак?

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки —

Оказалось, это брюки.

( «Вот какой рассеянный»)

  1. На какой улице жил человек рассеянный?

(На улице Бассейной.)

  1. Как называется книга С. Я. Маршака, в которой собраны стихотворения о различных зверюшках? В ней есть и такие строки:

Длиннохвостый кенгуру

Погулять зовёт сестру,

А сестра сидит в мешке

У мамаши на брюшке.

Бедный маленький верблюд:

Есть ребёнку не дают.

Он сегодня съел с утра

Только два таких ведра!

( «Детки в клетке»)

  1. Продолжите стихотворение, вспомните его название:

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

(Это он, Это он, Ленинградский почтальон. «Почта»)

  1. Героя какого стихотворения описывают следующие строки?

Среднего роста,

Плечистый и крепкий,

Ходит он в белой

Футболке и кепке.

Знак ГТО

На груди у него.

Больше не знают

О нём ничего.

( «Рассказ о неизвестном герое»)

  1. Сколько лет было неизвестному герою?

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет… (двадцати).

  1. Из каких произведений С. Маршака эти строчки?

Отвечает лодырям

Серый кот:

— Мне, коту усатому,

Скоро год.

Много знал я лодырей

Вроде вас,

А с такими встретился

В первый раз!

«Кот и лодыри»

Побежала мышка – мать,

Стала утку в няньки звать:

— Приходи к нам, тётя утка,

Нашу детку покачать.

«Сказка о глупом мышонке»

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

— Печку, Леночка, не тронь.

Жжётся, Леночка, огонь!

«Пожар»

Закричал он: — Что за шутки!

Еду я вторые сутки,

А приехал я назад,

А приехал в Ленинград!

«Вот какой рассеянный»

Я учиться не хочу.

Сам любого научу.

Я — известный мастер

По столярной части!

«Мастер – ломастер»
«Путаница»

Перед вами карточки, на которых написаны слова из очень знакомого вам произведения Маршака. Карточки перемешаны, и вы должны правильно сложить эти строчки, прочитать их и назвать произведение.
I к о м а н д а:

Стала петь мышонку утка:

– Га-га-га, усни, малютка!


II к о м а н д а:

Стала петь мышонку кошка:

– Мяу-мяу, спи, мой крошка!

III команда

Стала жаба важно квакать:

-Ква-ква-ква, не надо плакать!


квакать:

жаба

-Ква

не надо

-ква



стала

важно

-ква,

плакать



Итог урока. Рефлексия

С творчеством какого писателя мы сегодня мы познакомились?

Понравились вам его произведения ? Чему они нас учат?

Ваш главный труд – учеба! Учитесь, читайте, трудитесь, чтобы в жизни быть такой же яркой личностью, как С.Я.Маршак.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Путешествие по страницам книг С. Я. Маршака» icon Путешествие-викторина по литературе (для учащихся 9-10 классов)....
...
«Путешествие по страницам книг С. Я. Маршака» icon Список книг для чтения летом ( 2a класс )
Стихи для детей о временах года Ф. Тютчева, А. Плещеева,, С. Маршака, А. Фета, С. Есенина, А. Пушкина, И. Никитина, А. Майкова 1-2...
«Путешествие по страницам книг С. Я. Маршака» icon Список книг для чтения на лето 1 – 4 класс
А. Платонов. Сухой хлеб. Любовь к родине, или Путешествие воробья (Сказочное происшествие)
«Путешествие по страницам книг С. Я. Маршака» icon Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Сквозная программа по преемственности в работе доу и центральной городской детской библиотеки «Путешествие в мир книг»
«Путешествие по страницам книг С. Я. Маршака» icon «По страницам любимых книг». Мероприятие было организовано библиотекарем...
Целью конференции являлось повышение читательского интереса учащихся; привитие вкуса к хорошей художественной литературе, бережного...
«Путешествие по страницам книг С. Я. Маршака» icon Конспект урока литературы по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю»
Тема: Урок-путешествие. Защита проектно –исследовательских работ по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю»
«Путешествие по страницам книг С. Я. Маршака» icon “По страницам повести А. С
Инсценирование отрывка повести с использованием изготовленных деталей крестьянского костюма
«Путешествие по страницам книг С. Я. Маршака» icon Привлечения читателей: по страницам профессиональной прессы
Снижение интереса к чтению это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией сми и бурным развитием индустрии развлечений
«Путешествие по страницам книг С. Я. Маршака» icon 1. С. Есенин «Пороша»
Есенина, Маршака, Никитина?); совершенствовать навык чтения; развивать образность речи учащихся; воспитывать у учащихся любовь к...
«Путешествие по страницам книг С. Я. Маршака» icon Виктор Гламаздин «Библия g-модератора. Том I. Ветхий завет: 9 священных...
Священных книг эзотерически-сатирическо-философски-исторической мистификации с моралью высшей пробы и поучительнейшими наставлениями...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции