Рабочая программа по кружковой работе «обучение плаванию»




Скачать 175.97 Kb.
Название Рабочая программа по кружковой работе «обучение плаванию»
Дата публикации 24.05.2014
Размер 175.97 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Астрономия > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №29 «Рябинушка»

Рабочая программа

по кружковой работе

(«ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ»)

Направление:

Физическое развитие дошкольников

(для детей первой младшей группы)

Составитель:

Инструктор по физкультуре: Чистова Е.А.

2013 г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка

  2. Цель программы

  3. Задачи программы

  4. Сроки реализации

  5. Формы НОД

  6. Методы и приемы

  7. Условия реализации программы

  8. Ожидаемые результаты

  9. Учебно-тематический план

  10. Список, используемой литературы


Пояснительная записка

Плавание-это способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка. При систематических у детей развиваются все основные группы мышц, что способствует сохранению правильной осанки.

Не вызывает сомнения оздоровительная направленность плавания. Оно широко применяется как средство закаливания и профилактики ряда заболеваний и как средство коррекции функциональных отклонений. В этом контексте, важное значение имеет ранее обучение детей плаванию.

Непосредственно образовательная деятельность по плаванию так же благотворно влияет на важнейшие системы жизнеобеспечения ребенка.

Сердечно-сосудистая система: правильный ритм работы мышц и дыхательных органов, а также возможность дозировать нагрузку при плавании благотворно сказываются на работе этой системы.

Органы дыхания: плавание способствует развитию легких благодаря равномерной нагрузке на мышцы и органы дыхания. Занимаясь плаванием, ребенок дышит чистым, увлажненным воздухом. Жизненная емкость легких значительно возрастает.

Опорно-двигательный аппарат: позвоночник ребенка отличается мягкостью, эластичностью. Он очень податлив, легко образуются неправильные изгибы, которые могут закрепиться и образовать деформацию. При плавании давление на опорно-двигательный аппарат и особенно на позвоночник заметно снижается. Поэтому плавание является эффективным укрепляющим и корригирующим средством для опорно-двигательного аппарата. Плавание помогает развивать координацию и ритмичность движений, необходимые для любой двигательной активности.

Цель обучения плаванию: подготовить ребенка к жизни, деятельности в разных условиях

Задачи обучения плаванию:

Непосредственно образовательная деятельность по плаванию призвана решать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи.

Оздоровительные задачи направлены на охрану и укрепление здоровья ребенка, его гармоничное психофизическое развитие, совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма, приобщение ребенка к здоровому образу жизни.

Образовательные задачи ставят целью формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств(силы, ловкости, выносливости, гибкости и др.) и двигательных способностей(координации движений, дыхательных функций) у детей разных возрастных групп, формирование знаний о видах и способах плавания и собственном теле, об оздоровительном воздействии плавания на организм, осознанности двигательных действий, о телесной рефлексии, развития внимания, мышления, памяти.

Воспитательные задачи направлены на воспитание двигательной культуры, нравственно-волевых качеств: смелости, настойчивости, чувства собственного достоинства. Ребенок, который преодолел страх перед водой, начинает уверенно чувствовать себя в коллективе. Это и есть настоящее самоутверждение личности.

Задачи по обучению плаванию решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.

Основные принципы при обучении детей плаванию:

- Систематичность. Регулярная непосредственно образовательная деятельность дает несравненно больший эффект, чем эпизодическая.

- Активность. Основной формой деятельности дошкольников является игра. Игры и игровые упражнения позволяют разнообразить НОД, повысить активность детей.

- Доступность. Объяснения, показ упражнений, их выполнение, физическая нагрузка должны быть доступны детям. Руководствоваться принципом: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от главного к второстепенному.

- Наглядность. Объяснение следует сопровождать показом; дети лучше воспринимают движения или упражнения, нежели их словесное описание.

- Последовательность и постепенность. Простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным. Не следует форсировать освоение большого количества движений. К разучиванию новых движений целесообразно приступать только после того, как дети правильно и уверенно будут выполнять предыдущее. На каждой НОД разучивается небольшое количество упражнений и начинается оно с повторения движений предшествующей НОД.

Сроки реализации программы: 1 учебный год.

Методы и приемы:

  1. Подготовительные упражнения для освоения воды.

  2. Общеразвивающие упражнения на суше и в воде.

  3. Игры и игровые упражнения на суше и в воде.

Необходимые условия реализации программы:

  1. Спортивный зал,

  2. Бассейн,

  3. Спортивное оборудование,

  4. Резиновые игрушки, плавательные доски для бассейна.

Ожидаемые результаты:

  1. Самостоятельно входить в воду, не бояться ее.

  2. Безбоязненно играть и плескаться в воде.

  3. Делать попытки лежать на воде.


СЕНТЯБРЬ

Недели

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

«Первое знакомство» №1

«Знакомство с водой» №2

«Передвижение в воде» №3

«Активные передвижения в воде» №4

Ноябрь

«Смелые ребята» №5

«Брызги» №6

«Ходьба в воде парами» №7

«Активные передвижения в воде парами» №8

Декабрь

«Веселый дождик» №9

«Фонтан» №10

«Ползание в воде» №11

«Ползание в воде» №12

Январь

Каникулы

Каникулы

«Водяные жуки» №13

«Водяные жуки» №14

Февраль

«Крокодилы» №15

«Крокодилы» №16

«Веселые капельки»№17

«Зайчата умываются» №18

Март

«Рыбки резвятся» №19

«Лягушата» №20

«Упражнение в ползании» №21

«Ползание с опорой о дно бассейна» №22

Апрель

«Наши носики» №23

«Моем носики» №24

№25

№26

Май

№27

№28







ОКТЯБРЬ

Неделя



Цели и задачи

Приемы и методы

Материал

1 неделя

№1

«Первое знакомство»

Познакомить детей с бассейном, с правилами поведения в бассейне. Ознакомить с водой.

На суше: экскурсия в бассейн; посмотреть, как старшие дети входят и выходят из бассейна, плавают, ныряют. Беседа с детьми(использовать персонаж)




2 неделя

№2

«Знакомство с водой»

Научить спускаться по лесенке в воду, держась за руки преподавателя; попробовать окунуться вместе с ребенком.

На суше: ходьба, бег стайкой, приседания-держась за руки преподавателя; игра «принеси погремушку».

В воде: ходьба по дну бассейна- «пойдемте все вместе со мной». Окунуться, держась за руки преподавателя. Самостоятельные действия с предметами по желанию ребенка.

Плавающие резиновые игрушки, погремушки.

3 неделя

№3

«Передвижения в воде»

Продолжать учить спускаться по лесенке в воду. Побуждать самостоятельно, без помощи взрослого, передвигаться по дну бассейна. Вызывать интерес к НОД

На суше: ходьба, бег в определенном направлении, приседания, держась за руки преподавателя, игровое упражнение «все, все подойдите ко мне»; игра «Добежим до переходика».

В воде: ходьба, бег по дну бассейна в определенном порядке. Игры: «принеси уточку», «добежим до переходика». Свободные игры с

предметами.

Плавающие резиновые игрушки

4 неделя

№4

«Активные передвижения в воде»

Побуждать активно, без помощи взрослого, передвигаться по дну бассейна; вызывать у детей чувство радости от действий в воде.

На суше: ходьба, бег стайкой за преподавателем; ходьба по узкой дорожке. Игра «Собери предметы».

В воде: самостоятельные передвижения по всему пространству бассейна; игра «добежим до мостика», принеси мячик»

Резиновые маленькие мячи, резиновые игрушки

НОЯБРЬ

НЕДЕЛЯ



Цели и задачи

Приемы и методы

Материал

1

НЕДЕЛЯ


№ 5

«Смелые

Ребята»

Приучать детей самостоятельно передвигаться в воде в различных направлениях; воспитывать безбоязненное отношение к воде.

На суше ходьба, бег за преподавателем; самостоятельная ходьба по залу в различных направлениях ; упражнения с мячом- бросить мяч и догнать его.

В воде: войти в воду и сразу окунутся всем вместе; войдя в воду бросить мяч и догнать его, принести мяч преподавателю.

Свободные игры с мячом.

Резиновые мячики диаметром 5- 7 см.

2

НЕДЕЛЯ


№ 6

«Брызги»

Продолжать учить самостоятельно передвигаться по дну бассейна в различных направлениях; воспитывать безбоязненное отношение к воде.

На суше: самостоятельная ходьба по залу, бег стайкой за преподавателем; упражнение с хлопками - в различных положениях относительно тела, по полу.

В воде: войти в воду и окунуться, похлопать ладошками по воде, не пряча лицо от брызг; игра «принесите мяч». Ходьба в различных направлениях с хлопками по воде. Свободные игры с предметами.

Плавающие резиновые игрушки, резиновые маленькие мячики.

3

НЕДЕЛЯ

№ 7 «Ходьба

в воде

парами»

Приучать детей передвигаться в воде взявшись за руки; продолжать воспитывать безбоязненное отношение к воде.

На суше: передвижение по залу в парах, взявшись за руки; бег за преподавателем группой; упражнения стоя в парах – хлопки, приседания.

В воде: войти в воду и окунуться; ходьба по бассейну, взявшись за руки; присесть, взявшись за руки; похлопать по воде. Игра «веселые брызги». Игры с предметами по желанию.

Плавающие резиновые игрушки.

4

НЕДЕЛЯ

№ 8

«Активные

передвижения

в воде

парами»

Продолжать учить детей передвигаться в воде: взявшись за руки; в различных направлениях; приучать не бояться брызг, развивать координацию движений.

На суше: ходьба, бег по залу группой в различных направлениях; дойти до противоположной стороны зала, взять с пола погремушку и «позвонить».

В воде: ходить по бассейну взявш8ись за руки; стоя в кругу-хлопки по воде, не пряча лица. Дойти до противоположной стороны бассейна, взять с бортика погремушку и «позвонить». Игра «попрыгаем как зайчики». Свободные игры с предметами.

Погремушки, плавающие резиновые игрушки.


Декабрь

Неделя



Цели и задачи

Приемы и методы

Материал

1

неделя

№ 9

«Веселый дождик»

Приучать детей садиться в воду; не бояться брызг; продолжать развивать координацию движений.

На суше: ходьба по залу парами, взявшись за руки; приседания, прыжки с продвижением в перед. « Игра хоровод».

В воде: войти в воду и взявшись за руки окунуться по шею. Садиться в воду и вставать без поддержки преподавателя. Игра «сделаем дождик»; брызгать воду на себя. Ходьба по кругу, взявшись за руки. Игра «хоровод», «фонтан». Игры с предметами по желанию ребенка.

Плавающие резиновые игрушки.

2

неделя

№ 10

«Фонтан»

Продолжать учить детей садиться в воду, в упоре руками ссади; воспитывать безбоязненное отношение к воде; побуждать детей к самостоятельному передвижению по дну бассейна.

На суше: ходьба, бег по залу в различных направлениях; построение в круг- приседание по команде преподавателя; движение ногами вверх-вниз из положения сидя на полу в упоре руками назад. Игра «лягушата».

В воде: войти в воду и окунуться по шею; бег по дну бассейна; садиться в воду и вставать по команде преподавателя : движения ногами в верх - вниз , сидя в упоре руками сзади. Игра « Фонтан», «лягушата» . Свободные игры с предметами.

Плавающие резиновые игрушки.

3

неделя

№ 11

«Ползание в воде»

Ознакомить детей с горизонтальным положением тела в воде; продолжить учить движение ног в положении сидя; закреплять умение ориентироваться в пространстве бассейна.

На суше: ходьба, бег в различных направлениях друг за другом, в парах. Игра «маленькие и большие ноги» . Движение прямыми ногами в положении сидя. Игра «доползи до игрушки».

В воде: самостоятельно садиться в воду и вставать, ходьба, ползание на четвереньках. Движение ногами в положении сидя.

Игры: « доползи до игрушки «, «сделай дождик «. Игры с предметами по желанию.

Погремушки, яркие резиновые игрушки.

4

неделя

№ 12

«Ползание в воде»

Продолжать детей знакомить с горизонтальным положением тела в воде; продолжать учить безбоязненно относиться к попаданию воды в лицо.

На суше: ходьба парами, бег стайкой, с изменением направления.

Игры: « рыбки, домой»; « доползи до игрушки».

В воде: игры: «водичка- водичка, умой мое личико», «фонтаны», «доползи до игрушки», «полей себе на голову». Передвижение в бассейне на руках в различных направлениях. Игра «рыбки, домой!». Свободные игры с предметами.

Пластмассовые маленькие ведерочки, плавающие резиновые игрушки.

Январь

Неделя

занятия

Цели и задачи

Приемы и методы

Материал

1

неделя

Каникулы










2

неделя

каникулы










3

неделя

№13 «Водяные жуки»

Учить вытягивать ноги назад в положении лежа; подготавливать к погружению лица в воду;

Продолжать учить безбоязненному отношению к воде.

На суше: ходьба, бег по залу в заданном направлении. Передвижения по залу на животе, на четвереньках в различных направлениях. Игра «маленькие и большие ножки». Стоя в кругу – приседания. Из положения приседа лечь на живот, опираясь на руки.

В воде: окунуться по шейку; стоя в кругу -приседания. Игра «нос утонул». Из положения приседа лечь на живот, опираясь на руки вытянуть ноги назад. Игры «бегом за мячом», «полей себе на голову». Свободные игры с игрушками.

Маленькие пластмассовые ведерки; яркие резиновые мячи, плавающие резиновые игрушки.

4

неделя

№14 «Водяные жуки»

Продолжать учить вытягивать ноги назад в положении лежа; подготавливать к погружению лица в воду.

См. № 13




Февраль

Неделя

занятия

Цели и задачи

Приемы и методы

Материал

1

неделя

№15

«Крокодилы»

Ознакомить детей с передвижением по дну бассейна с опорой на руки, вытянув ноги. Приучать опускать лицо в воду; закреплять умение ориентироваться в пространстве бассейна

На суше: ходьба, бег за преподавателем в разных направлениях; упражнения стоя на четвереньках: сгибая руки, опустить лицо к полу-подуть, повороты головы вправо, влево. Приняв положение «крокодил»-доползти до ориентира.

В воде: приседая в воде по шею; лечь на воду и опереться руками о дно, ноги вытянуть-ходьба по дну до обозначенного места; пробовать опускать в воду лицо; игры «зеркальце», «смелые ребята». Самостоятельные игры в воде с резиновыми игрушки.

Яркие плавающие резиновые игрушки

2

неделя

№16





См. № 15




3

неделя

№17

«Веселые капельки»

Продолжать учить опускать лицо в воду; не бояться попадания воды в лицо; развивать координацию движения в воде.

На суше: ходьба, бег в заданном направлении. Имитационное упр. «умоем личико»; игра «поймай воду». Движения ногами вверх-вниз из положения сидя, упор руками сзади.

В воде: дети убегают от преподавателя, который поливает их водой из лейки. Игры: «принеси игрушку», «поймай воду». Игровое упр. «подуем на воду». Поиграть, поплескаться в воде с игрушками.

Плавающие игрушки

4

неделя

№18

«Зайчата умываются»

Продолжать учить вытягивать ноги назад в положении лежа; умывать свое лицо; закреплять умение ориентироваться в пространстве бассейна

На суше: ходьба взявшись за руки; бег8 в заданном направлении. Игры: «найди свой домик», «подуем на чай», «умоем личико».

В воде: игры-«найди свой домик», «зайчата умываются»; игровое упр. «подойдите все ко мне». Вытягивать прямые ноги назад в положении лежа, опираясь руками о дно. Произвольные игры с резиновыми игрушками.

Плавающие резиновые игрушки

МАРТ

Неделя



Цели и задачи

Приемы и методы

Материал

1 неделя

№19

«Рыбки резвятся»

Продолжать учить детей не бояться воды: ориентироваться в пространстве; воспитывать уверенность, самостоятельность в воде.

На суше: ходьба, бег в различных направлениях; прыжки на двух ногах; приседания, наклоны вперед. Игра «мячики»

В воде: игра «рыбки резвятся»; подпрыгивая на двух ногах и приседая в воду; наклоны вперед с опусканием лица в воду; ходьба по кругу, взявшись за руки. Игры в воде с игрушками.

Яркие резиновые игрушки.

2 неделя

№20

«Лягушата»

Показать детям, как свободно лежат на воде; продолжать воспитывать безбоязненное отношение к воде; приучать передвигаться в воде в различных положениях.

На суше: ходьба, бег в заданном направлении; ходьба по кругу, взявшись за руки; лежа на полу-упр. «лодочка». Наклоны вперед; игра «лягушата».

В воде: приседания в воду, «опираясь» о нее руками; наклоняться вперед-лечь грудью на воду, руки вверх, лицо опустить в воду. Иг8ры «лягушата», «поймай воду». Свободные игры с предметами.

Плавающие резиновые игрушки

3 неделя

№21

Упражнение в ползании.

Приучать детей ползать по дну бассейна; воспитывать организованность, умение действовать по сигналу преподавателя.

На суше: ходьба, бег по сигналу воспитателя; ползание на четвереньках, на животе в различных направлениях, до определенного ориентира. Игра «воротики».

В воде: игра «догони меня»; стоя в кругу, поливать себя водой-«сделаем дождик»; брызгать себе в лицо, стараясь не вытирать его руками. Присесть, опереться о дно руками, ползать по дну бассейна на животе. Игры: "«крокодилы», «водяные жуки». Самостоятельные игры в воде с надувными игрушками.

Яркие надувные игрушки

4 неделя

№22

Ползание с опорой о дно бассейна

Продолжать упражнять детей в самостоятельном передвижении в воде в разных направлениях; приучать ползать по дну бассейна, вытянув ноги назад , с опорой на руки

На суше: разновидности ходьбы, бег, Игра «крокодилы». Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

В воде: игра «карусели». Приседания в воду до подбородка и выпрыгивание вверх. Ползание по дну с опрой на руки, вытянув прямые ноги назад. Игры: «волны на море», «водяные жуки». Самостоятельные игры, плескания.

Плавающие игрушки.

АПРЕЛЬ

Неделя



Цели и задачи

Приемы и методы

Материал

1 неделя

№23 «Наши носики»

Упражнять детей в погружении всего лица в воду в ограниченном пространстве; продолжать воспитывать безбоязненное отношение к воде

На суше: ходьба, бег в заданном направлении. Стоя в кругу, взявшись за обруч- наклоны вперед. Сидя на полу, опереться руками сзади, движения ногами вверх-вниз. Игра «сделаем дождик».

В воде: игра «поймай лодочку. Погружение лица в воду, стоя в кругу, держась за обруч. Игра «моем носики». Ходьба вдоль бортика, загребая воду руками; игровое упр. «лодочки плывут». Самостоятельные игры в воде с надувными игрушками.

Обруч, яркие надувные игрушки.

2 неделя

№24 «Моем носики»

Продолжать учить детей погружению всего лица в воду в ограниченном пространстве; приучать детей уверенно передвигаться в воде.

На суше: ходьба до ориентира, бег в различных направлениях; игра «лодочки плывут». Игровое упр. «фонтан». Наклоны вперед, держась руками за обруч. Игра «волны на море».

В воде: стоя в кругу, всем вместе присесть в воду, Взявшись руками за обруч-погружение лица в воду, наклонившись вперед, в обруч. Игры: «волны на море», «рыбки домой». Самостоятельные игры в воде с игрушками.

Обруч, плавающие резиновые игрушки.

3неделя

№25

Учить детей делать глубокий вдох и длинный постепенный выдох; приучать погружаться в воду самостоятельно, воспитывать безбоязненное отношение к воде.

На суше: ходьба, бег в заданном направлении. Игры «утка и утята», , «остуди чай». Игровые упр. «лодочка». Лежа на полу, держась за гимнастическую палку- прогнуться. Игра «лодочки плывут»

В воде: ходьба с одной стороны бассейна на другую высоко поднимая колени; игра «рыбки домой». Сделать глубокий вдох, затем дуть на воду- «остуди чай». Взявшись руками за гимн. Палку, вытянуть ноги,(преподаватель тянет ее двигаясь спиной вперед). Играть, плескаться в воде,как хочется.

Гимнастическая палка, резиновые плавающие игрушки.

4 неделя

№26

Смотреть №25







МАЙ

Недели



Цели и задачи

Приемы и методы

Материал

1 неделя

№ 27

Продолжать учить детей делать глубокий вдох и постепенный выдох. Воспитывать самостоятельность, уверенность в воде; приучать выпрямлять руки и ноги, погружаясь в воду.

На суше: бег, разновидности ходьбы. Игровое задание «цапля», дыхательное упр. «остуди чай» Упр. «лодочка», вытягиваем ноги лежа на полу, взявшись руками за гимн. Палку.

В воде: ходьба с одной стороны бассейна на другую, высоко поднимая колени; сделать вдох, погрузиться в воду до подбородка, затем дуть на воду. Упр. «остуди чай». Взяться руками за гимн. палку, которую держит преподаватель, вытянуть ноги, чтобы они всплыли. Игра «лодочки плывут». Свободное плавание, игры в воде с надувными игрушками

Надувные плавающие игрушки, гимнастическая палка

2 неделя

№29










3 неделя













4 неделя













Список, используемой литературы:

  1. Осокина Т. И. «Обучение плаванию в детском саду»- М., 1991 г.

  2. Пищикова Н.Г. «Обучение плаванию детей дошкольного возраста»,-М., 2008 г.

  3. Развивающее обучение на НОД по плаванию в детском саду.-М., Институт повышения квалификации, 2002 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по кружковой работе «обучение плаванию» icon Рабочая программа по кружковой работе «цветные ладошки»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида»
Рабочая программа по кружковой работе «обучение плаванию» icon Рабочая программа по кружковой работе «декоративное рисование с детьми 5-7 лет»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида»
Рабочая программа по кружковой работе «обучение плаванию» icon Рабочая программа по кружковой работе (гимнастика для детей среднего дошкольного возраста)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида»
Рабочая программа по кружковой работе «обучение плаванию» icon Рабочая программа по кружковой работе «Весёлая мозаика» (для детей подготовительной группы)
Художественный труд – это преобразующая творческая деятельность, направленная на создание реальных предметов, гармонично сочетающих...
Рабочая программа по кружковой работе «обучение плаванию» icon Рабочая программа по обучению плаванию направление
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида»
Рабочая программа по кружковой работе «обучение плаванию» icon Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа по кружковой работе «обучение плаванию» icon Рабочая программа по литературе 5 класс. (общеобразовательное обучение, базовый уровень)
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей
Рабочая программа по кружковой работе «обучение плаванию» icon Рабочая программа учебной дисциплины «Технология конструкционных материалов»
Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторной работе
Рабочая программа по кружковой работе «обучение плаванию» icon Пояснительная записка 2 содержание программы 4
«Музыка» Т. И. Баклановой: Программа. Методические рекомендации. Поурочные разработки. М., Астрель, 2005, Бакланова Т. И. Обучение...
Рабочая программа по кружковой работе «обучение плаванию» icon Пояснительная записка направленность программы театрального кружка...
Направленность программы театрального кружка «Наши праздники» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции