Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №29 «Рябинушка»
Рабочая программа
по кружковой работе
(«ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ»)
Направление:
Физическое развитие дошкольников
(для детей первой младшей группы)
Составитель:
Инструктор по физкультуре: Чистова Е.А.
2013 г.
Содержание:
Пояснительная записка
Цель программы
Задачи программы
Сроки реализации
Формы НОД
Методы и приемы
Условия реализации программы
Ожидаемые результаты
Учебно-тематический план
Список, используемой литературы
Пояснительная записка
Плавание-это способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка. При систематических у детей развиваются все основные группы мышц, что способствует сохранению правильной осанки.
Не вызывает сомнения оздоровительная направленность плавания. Оно широко применяется как средство закаливания и профилактики ряда заболеваний и как средство коррекции функциональных отклонений. В этом контексте, важное значение имеет ранее обучение детей плаванию.
Непосредственно образовательная деятельность по плаванию так же благотворно влияет на важнейшие системы жизнеобеспечения ребенка.
Сердечно-сосудистая система: правильный ритм работы мышц и дыхательных органов, а также возможность дозировать нагрузку при плавании благотворно сказываются на работе этой системы.
Органы дыхания: плавание способствует развитию легких благодаря равномерной нагрузке на мышцы и органы дыхания. Занимаясь плаванием, ребенок дышит чистым, увлажненным воздухом. Жизненная емкость легких значительно возрастает.
Опорно-двигательный аппарат: позвоночник ребенка отличается мягкостью, эластичностью. Он очень податлив, легко образуются неправильные изгибы, которые могут закрепиться и образовать деформацию. При плавании давление на опорно-двигательный аппарат и особенно на позвоночник заметно снижается. Поэтому плавание является эффективным укрепляющим и корригирующим средством для опорно-двигательного аппарата. Плавание помогает развивать координацию и ритмичность движений, необходимые для любой двигательной активности.
Цель обучения плаванию: подготовить ребенка к жизни, деятельности в разных условиях
Задачи обучения плаванию:
Непосредственно образовательная деятельность по плаванию призвана решать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи.
Оздоровительные задачи направлены на охрану и укрепление здоровья ребенка, его гармоничное психофизическое развитие, совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма, приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи ставят целью формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств(силы, ловкости, выносливости, гибкости и др.) и двигательных способностей(координации движений, дыхательных функций) у детей разных возрастных групп, формирование знаний о видах и способах плавания и собственном теле, об оздоровительном воздействии плавания на организм, осознанности двигательных действий, о телесной рефлексии, развития внимания, мышления, памяти.
Воспитательные задачи направлены на воспитание двигательной культуры, нравственно-волевых качеств: смелости, настойчивости, чувства собственного достоинства. Ребенок, который преодолел страх перед водой, начинает уверенно чувствовать себя в коллективе. Это и есть настоящее самоутверждение личности.
Задачи по обучению плаванию решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.
Основные принципы при обучении детей плаванию:
- Систематичность. Регулярная непосредственно образовательная деятельность дает несравненно больший эффект, чем эпизодическая.
- Активность. Основной формой деятельности дошкольников является игра. Игры и игровые упражнения позволяют разнообразить НОД, повысить активность детей.
- Доступность. Объяснения, показ упражнений, их выполнение, физическая нагрузка должны быть доступны детям. Руководствоваться принципом: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от главного к второстепенному.
- Наглядность. Объяснение следует сопровождать показом; дети лучше воспринимают движения или упражнения, нежели их словесное описание.
- Последовательность и постепенность. Простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным. Не следует форсировать освоение большого количества движений. К разучиванию новых движений целесообразно приступать только после того, как дети правильно и уверенно будут выполнять предыдущее. На каждой НОД разучивается небольшое количество упражнений и начинается оно с повторения движений предшествующей НОД.
Сроки реализации программы: 1 учебный год.
Методы и приемы:
Подготовительные упражнения для освоения воды.
Общеразвивающие упражнения на суше и в воде.
Игры и игровые упражнения на суше и в воде.
Необходимые условия реализации программы:
Спортивный зал,
Бассейн,
Спортивное оборудование,
Резиновые игрушки, плавательные доски для бассейна.
Ожидаемые результаты:
Самостоятельно входить в воду, не бояться ее.
Безбоязненно играть и плескаться в воде.
Делать попытки лежать на воде.
СЕНТЯБРЬ
-
Недели
|
1 неделя
|
2 неделя
|
3 неделя
|
4 неделя
|
Октябрь
|
«Первое знакомство» №1
|
«Знакомство с водой» №2
|
«Передвижение в воде» №3
|
«Активные передвижения в воде» №4
|
Ноябрь
|
«Смелые ребята» №5
|
«Брызги» №6
|
«Ходьба в воде парами» №7
|
«Активные передвижения в воде парами» №8
|
Декабрь
|
«Веселый дождик» №9
|
«Фонтан» №10
|
«Ползание в воде» №11
|
«Ползание в воде» №12
|
Январь
|
Каникулы
|
Каникулы
|
«Водяные жуки» №13
|
«Водяные жуки» №14
|
Февраль
|
«Крокодилы» №15
|
«Крокодилы» №16
|
«Веселые капельки»№17
|
«Зайчата умываются» №18
|
Март
|
«Рыбки резвятся» №19
|
«Лягушата» №20
|
«Упражнение в ползании» №21
|
«Ползание с опорой о дно бассейна» №22
|
Апрель
|
«Наши носики» №23
|
«Моем носики» №24
|
№25
|
№26
|
Май
|
№27
|
№28
|
|
|
ОКТЯБРЬ
-
-
Неделя
|
№
|
Цели и задачи
|
Приемы и методы
|
Материал
|
1 неделя
|
№1
«Первое знакомство»
|
Познакомить детей с бассейном, с правилами поведения в бассейне. Ознакомить с водой.
|
На суше: экскурсия в бассейн; посмотреть, как старшие дети входят и выходят из бассейна, плавают, ныряют. Беседа с детьми(использовать персонаж)
|
|
2 неделя
|
№2
«Знакомство с водой»
|
Научить спускаться по лесенке в воду, держась за руки преподавателя; попробовать окунуться вместе с ребенком.
|
На суше: ходьба, бег стайкой, приседания-держась за руки преподавателя; игра «принеси погремушку».
В воде: ходьба по дну бассейна- «пойдемте все вместе со мной». Окунуться, держась за руки преподавателя. Самостоятельные действия с предметами по желанию ребенка.
|
Плавающие резиновые игрушки, погремушки.
|
3 неделя
|
№3
«Передвижения в воде»
|
Продолжать учить спускаться по лесенке в воду. Побуждать самостоятельно, без помощи взрослого, передвигаться по дну бассейна. Вызывать интерес к НОД
|
На суше: ходьба, бег в определенном направлении, приседания, держась за руки преподавателя, игровое упражнение «все, все подойдите ко мне»; игра «Добежим до переходика».
В воде: ходьба, бег по дну бассейна в определенном порядке. Игры: «принеси уточку», «добежим до переходика». Свободные игры с
предметами.
|
Плавающие резиновые игрушки
|
4 неделя
|
№4
«Активные передвижения в воде»
|
Побуждать активно, без помощи взрослого, передвигаться по дну бассейна; вызывать у детей чувство радости от действий в воде.
|
На суше: ходьба, бег стайкой за преподавателем; ходьба по узкой дорожке. Игра «Собери предметы».
В воде: самостоятельные передвижения по всему пространству бассейна; игра «добежим до мостика», принеси мячик»
|
Резиновые маленькие мячи, резиновые игрушки
|
НОЯБРЬ
-
-
НЕДЕЛЯ
|
№
|
Цели и задачи
|
Приемы и методы
|
Материал
|
1
НЕДЕЛЯ
|
№ 5
«Смелые
Ребята»
|
Приучать детей самостоятельно передвигаться в воде в различных направлениях; воспитывать безбоязненное отношение к воде.
|
На суше ходьба, бег за преподавателем; самостоятельная ходьба по залу в различных направлениях ; упражнения с мячом- бросить мяч и догнать его.
В воде: войти в воду и сразу окунутся всем вместе; войдя в воду бросить мяч и догнать его, принести мяч преподавателю.
Свободные игры с мячом.
|
Резиновые мячики диаметром 5- 7 см.
|
2
НЕДЕЛЯ
|
№ 6
«Брызги»
|
Продолжать учить самостоятельно передвигаться по дну бассейна в различных направлениях; воспитывать безбоязненное отношение к воде.
|
На суше: самостоятельная ходьба по залу, бег стайкой за преподавателем; упражнение с хлопками - в различных положениях относительно тела, по полу.
В воде: войти в воду и окунуться, похлопать ладошками по воде, не пряча лицо от брызг; игра «принесите мяч». Ходьба в различных направлениях с хлопками по воде. Свободные игры с предметами.
|
Плавающие резиновые игрушки, резиновые маленькие мячики.
|
3
НЕДЕЛЯ
|
№ 7 «Ходьба
в воде
парами»
|
Приучать детей передвигаться в воде взявшись за руки; продолжать воспитывать безбоязненное отношение к воде.
|
На суше: передвижение по залу в парах, взявшись за руки; бег за преподавателем группой; упражнения стоя в парах – хлопки, приседания.
В воде: войти в воду и окунуться; ходьба по бассейну, взявшись за руки; присесть, взявшись за руки; похлопать по воде. Игра «веселые брызги». Игры с предметами по желанию.
|
Плавающие резиновые игрушки.
|
4
НЕДЕЛЯ
|
№ 8
«Активные
передвижения
в воде
парами»
|
Продолжать учить детей передвигаться в воде: взявшись за руки; в различных направлениях; приучать не бояться брызг, развивать координацию движений.
|
На суше: ходьба, бег по залу группой в различных направлениях; дойти до противоположной стороны зала, взять с пола погремушку и «позвонить».
В воде: ходить по бассейну взявш8ись за руки; стоя в кругу-хлопки по воде, не пряча лица. Дойти до противоположной стороны бассейна, взять с бортика погремушку и «позвонить». Игра «попрыгаем как зайчики». Свободные игры с предметами.
|
Погремушки, плавающие резиновые игрушки.
|
Декабрь
-
Неделя
|
№
|
Цели и задачи
|
Приемы и методы
|
Материал
|
1
неделя
|
№ 9
«Веселый дождик»
|
Приучать детей садиться в воду; не бояться брызг; продолжать развивать координацию движений.
|
На суше: ходьба по залу парами, взявшись за руки; приседания, прыжки с продвижением в перед. « Игра хоровод».
В воде: войти в воду и взявшись за руки окунуться по шею. Садиться в воду и вставать без поддержки преподавателя. Игра «сделаем дождик»; брызгать воду на себя. Ходьба по кругу, взявшись за руки. Игра «хоровод», «фонтан». Игры с предметами по желанию ребенка.
|
Плавающие резиновые игрушки.
|
2
неделя
|
№ 10
«Фонтан»
|
Продолжать учить детей садиться в воду, в упоре руками ссади; воспитывать безбоязненное отношение к воде; побуждать детей к самостоятельному передвижению по дну бассейна.
|
На суше: ходьба, бег по залу в различных направлениях; построение в круг- приседание по команде преподавателя; движение ногами вверх-вниз из положения сидя на полу в упоре руками назад. Игра «лягушата».
В воде: войти в воду и окунуться по шею; бег по дну бассейна; садиться в воду и вставать по команде преподавателя : движения ногами в верх - вниз , сидя в упоре руками сзади. Игра « Фонтан», «лягушата» . Свободные игры с предметами.
|
Плавающие резиновые игрушки.
|
3
неделя
|
№ 11
«Ползание в воде»
|
Ознакомить детей с горизонтальным положением тела в воде; продолжить учить движение ног в положении сидя; закреплять умение ориентироваться в пространстве бассейна.
|
На суше: ходьба, бег в различных направлениях друг за другом, в парах. Игра «маленькие и большие ноги» . Движение прямыми ногами в положении сидя. Игра «доползи до игрушки».
В воде: самостоятельно садиться в воду и вставать, ходьба, ползание на четвереньках. Движение ногами в положении сидя.
Игры: « доползи до игрушки «, «сделай дождик «. Игры с предметами по желанию.
|
Погремушки, яркие резиновые игрушки.
|
4
неделя
|
№ 12
«Ползание в воде»
|
Продолжать детей знакомить с горизонтальным положением тела в воде; продолжать учить безбоязненно относиться к попаданию воды в лицо.
|
На суше: ходьба парами, бег стайкой, с изменением направления.
Игры: « рыбки, домой»; « доползи до игрушки».
В воде: игры: «водичка- водичка, умой мое личико», «фонтаны», «доползи до игрушки», «полей себе на голову». Передвижение в бассейне на руках в различных направлениях. Игра «рыбки, домой!». Свободные игры с предметами.
|
Пластмассовые маленькие ведерочки, плавающие резиновые игрушки.
|
Январь
-
Неделя
|
№ занятия
|
Цели и задачи
|
Приемы и методы
|
Материал
|
1
неделя
|
Каникулы
|
|
|
|
2
неделя
|
каникулы
|
|
|
|
3
неделя
|
№13 «Водяные жуки»
|
Учить вытягивать ноги назад в положении лежа; подготавливать к погружению лица в воду;
Продолжать учить безбоязненному отношению к воде.
|
На суше: ходьба, бег по залу в заданном направлении. Передвижения по залу на животе, на четвереньках в различных направлениях. Игра «маленькие и большие ножки». Стоя в кругу – приседания. Из положения приседа лечь на живот, опираясь на руки.
В воде: окунуться по шейку; стоя в кругу -приседания. Игра «нос утонул». Из положения приседа лечь на живот, опираясь на руки вытянуть ноги назад. Игры «бегом за мячом», «полей себе на голову». Свободные игры с игрушками.
|
Маленькие пластмассовые ведерки; яркие резиновые мячи, плавающие резиновые игрушки.
|
4
неделя
|
№14 «Водяные жуки»
|
Продолжать учить вытягивать ноги назад в положении лежа; подготавливать к погружению лица в воду.
|
См. № 13
|
|
Февраль
-
Неделя
|
№ занятия
|
Цели и задачи
|
Приемы и методы
|
Материал
|
1
неделя
|
№15
«Крокодилы»
|
Ознакомить детей с передвижением по дну бассейна с опорой на руки, вытянув ноги. Приучать опускать лицо в воду; закреплять умение ориентироваться в пространстве бассейна
|
На суше: ходьба, бег за преподавателем в разных направлениях; упражнения стоя на четвереньках: сгибая руки, опустить лицо к полу-подуть, повороты головы вправо, влево. Приняв положение «крокодил»-доползти до ориентира.
В воде: приседая в воде по шею; лечь на воду и опереться руками о дно, ноги вытянуть-ходьба по дну до обозначенного места; пробовать опускать в воду лицо; игры «зеркальце», «смелые ребята». Самостоятельные игры в воде с резиновыми игрушки.
|
Яркие плавающие резиновые игрушки
|
2
неделя
|
№16
|
|
См. № 15
|
|
3
неделя
|
№17
«Веселые капельки»
|
Продолжать учить опускать лицо в воду; не бояться попадания воды в лицо; развивать координацию движения в воде.
|
На суше: ходьба, бег в заданном направлении. Имитационное упр. «умоем личико»; игра «поймай воду». Движения ногами вверх-вниз из положения сидя, упор руками сзади.
В воде: дети убегают от преподавателя, который поливает их водой из лейки. Игры: «принеси игрушку», «поймай воду». Игровое упр. «подуем на воду». Поиграть, поплескаться в воде с игрушками.
|
Плавающие игрушки
|
4
неделя
|
№18
«Зайчата умываются»
|
Продолжать учить вытягивать ноги назад в положении лежа; умывать свое лицо; закреплять умение ориентироваться в пространстве бассейна
|
На суше: ходьба взявшись за руки; бег8 в заданном направлении. Игры: «найди свой домик», «подуем на чай», «умоем личико».
В воде: игры-«найди свой домик», «зайчата умываются»; игровое упр. «подойдите все ко мне». Вытягивать прямые ноги назад в положении лежа, опираясь руками о дно. Произвольные игры с резиновыми игрушками.
|
Плавающие резиновые игрушки
|
МАРТ
-
Неделя
|
№
|
Цели и задачи
|
Приемы и методы
|
Материал
|
1 неделя
|
№19
«Рыбки резвятся»
|
Продолжать учить детей не бояться воды: ориентироваться в пространстве; воспитывать уверенность, самостоятельность в воде.
|
На суше: ходьба, бег в различных направлениях; прыжки на двух ногах; приседания, наклоны вперед. Игра «мячики»
В воде: игра «рыбки резвятся»; подпрыгивая на двух ногах и приседая в воду; наклоны вперед с опусканием лица в воду; ходьба по кругу, взявшись за руки. Игры в воде с игрушками.
|
Яркие резиновые игрушки.
|
2 неделя
|
№20
«Лягушата»
|
Показать детям, как свободно лежат на воде; продолжать воспитывать безбоязненное отношение к воде; приучать передвигаться в воде в различных положениях.
|
На суше: ходьба, бег в заданном направлении; ходьба по кругу, взявшись за руки; лежа на полу-упр. «лодочка». Наклоны вперед; игра «лягушата».
В воде: приседания в воду, «опираясь» о нее руками; наклоняться вперед-лечь грудью на воду, руки вверх, лицо опустить в воду. Иг8ры «лягушата», «поймай воду». Свободные игры с предметами.
|
Плавающие резиновые игрушки
|
3 неделя
|
№21
Упражнение в ползании.
|
Приучать детей ползать по дну бассейна; воспитывать организованность, умение действовать по сигналу преподавателя.
|
На суше: ходьба, бег по сигналу воспитателя; ползание на четвереньках, на животе в различных направлениях, до определенного ориентира. Игра «воротики».
В воде: игра «догони меня»; стоя в кругу, поливать себя водой-«сделаем дождик»; брызгать себе в лицо, стараясь не вытирать его руками. Присесть, опереться о дно руками, ползать по дну бассейна на животе. Игры: "«крокодилы», «водяные жуки». Самостоятельные игры в воде с надувными игрушками.
|
Яркие надувные игрушки
|
4 неделя
|
№22
Ползание с опорой о дно бассейна
|
Продолжать упражнять детей в самостоятельном передвижении в воде в разных направлениях; приучать ползать по дну бассейна, вытянув ноги назад , с опорой на руки
|
На суше: разновидности ходьбы, бег, Игра «крокодилы». Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
В воде: игра «карусели». Приседания в воду до подбородка и выпрыгивание вверх. Ползание по дну с опрой на руки, вытянув прямые ноги назад. Игры: «волны на море», «водяные жуки». Самостоятельные игры, плескания.
|
Плавающие игрушки.
|
АПРЕЛЬ
-
Неделя
|
№
|
Цели и задачи
|
Приемы и методы
|
Материал
|
1 неделя
|
№23 «Наши носики»
|
Упражнять детей в погружении всего лица в воду в ограниченном пространстве; продолжать воспитывать безбоязненное отношение к воде
|
На суше: ходьба, бег в заданном направлении. Стоя в кругу, взявшись за обруч- наклоны вперед. Сидя на полу, опереться руками сзади, движения ногами вверх-вниз. Игра «сделаем дождик».
В воде: игра «поймай лодочку. Погружение лица в воду, стоя в кругу, держась за обруч. Игра «моем носики». Ходьба вдоль бортика, загребая воду руками; игровое упр. «лодочки плывут». Самостоятельные игры в воде с надувными игрушками.
|
Обруч, яркие надувные игрушки.
|
2 неделя
|
№24 «Моем носики»
|
Продолжать учить детей погружению всего лица в воду в ограниченном пространстве; приучать детей уверенно передвигаться в воде.
|
На суше: ходьба до ориентира, бег в различных направлениях; игра «лодочки плывут». Игровое упр. «фонтан». Наклоны вперед, держась руками за обруч. Игра «волны на море».
В воде: стоя в кругу, всем вместе присесть в воду, Взявшись руками за обруч-погружение лица в воду, наклонившись вперед, в обруч. Игры: «волны на море», «рыбки домой». Самостоятельные игры в воде с игрушками.
|
Обруч, плавающие резиновые игрушки.
|
3неделя
|
№25
|
Учить детей делать глубокий вдох и длинный постепенный выдох; приучать погружаться в воду самостоятельно, воспитывать безбоязненное отношение к воде.
|
На суше: ходьба, бег в заданном направлении. Игры «утка и утята», , «остуди чай». Игровые упр. «лодочка». Лежа на полу, держась за гимнастическую палку- прогнуться. Игра «лодочки плывут»
В воде: ходьба с одной стороны бассейна на другую высоко поднимая колени; игра «рыбки домой». Сделать глубокий вдох, затем дуть на воду- «остуди чай». Взявшись руками за гимн. Палку, вытянуть ноги,(преподаватель тянет ее двигаясь спиной вперед). Играть, плескаться в воде,как хочется.
|
Гимнастическая палка, резиновые плавающие игрушки.
|
4 неделя
|
№26
|
Смотреть №25
|
|
|
МАЙ
-
Недели
|
№
|
Цели и задачи
|
Приемы и методы
|
Материал
|
1 неделя
|
№ 27
|
Продолжать учить детей делать глубокий вдох и постепенный выдох. Воспитывать самостоятельность, уверенность в воде; приучать выпрямлять руки и ноги, погружаясь в воду.
|
На суше: бег, разновидности ходьбы. Игровое задание «цапля», дыхательное упр. «остуди чай» Упр. «лодочка», вытягиваем ноги лежа на полу, взявшись руками за гимн. Палку.
В воде: ходьба с одной стороны бассейна на другую, высоко поднимая колени; сделать вдох, погрузиться в воду до подбородка, затем дуть на воду. Упр. «остуди чай». Взяться руками за гимн. палку, которую держит преподаватель, вытянуть ноги, чтобы они всплыли. Игра «лодочки плывут». Свободное плавание, игры в воде с надувными игрушками
|
Надувные плавающие игрушки, гимнастическая палка
|
2 неделя
|
№29
|
|
|
|
3 неделя
|
|
|
|
|
4 неделя
|
|
|
|
|
Список, используемой литературы:
Осокина Т. И. «Обучение плаванию в детском саду»- М., 1991 г.
Пищикова Н.Г. «Обучение плаванию детей дошкольного возраста»,-М., 2008 г.
Развивающее обучение на НОД по плаванию в детском саду.-М., Институт повышения квалификации, 2002 г.
|