Скачать 0.9 Mb.
|
1-е издание ПОСТ МЕСЯЦА РАМАДАН Москва - 2010 Перевод с турецкого и составитель Сабир Грижак Канонический редактор Айдар Хабибуллин Литературный редактор Сафия Хабибуллина ПОСТ МЕСЯЦА РАМАДАН. Перевод с турецкого. – М.: ООО «Издательская группа «САД», 2010 г. 1-е издание. Тираж: 6.000 экз. – 104 стр. ISBN 978-5-91811-011-9 Искренность, являющаяся одним из основополагающих принципов Ислама, лучше всего проявляется во время поста. Таким образом, пост – это воспитание воли, ответственности, терпения и искренности. В брошюре использованы выдержки и сведения из 14 первоисточников, перечень которых представлен в конце брошюры. Произведение содержит всю необходимую информацию о значении и важности поста как вида поклонения, а также обо всех религиозно-правовых заключениях, связанных с ним. Рекомендуется для широкого круга читателей. Все права защищены. Книги можно заказать: Почтовый адрес: 125412 г. Москва, а/я 28 Офис: г. Москва, м. Петровско - Разумовская, ул. Ангарская, 21 Тел / Факс: 8 (499) 9066717 - 8 (495) 7074666, 8 (905) 7347083 www.sadpress.com / izdatelstvo-sad@yandex.ru ISBN 978-5-91811-011-9 © ООО «Издательская группа «САД», 2010 SAD GRAPHICS Вёрстка и обложка: Адем Оздемир ПРЕДИСЛОВИЕ Истинной целью нашего существования в этом мире является познание нашего Творца и поклонение Ему. Поклонение – это связь верующего человека с тем, в кого он верит; показатель нашей любви, уважения и привязанности к Всевышнему Аллаху. Несомненно, что знание значения, смысла и мудрости совершаемого поклонения является неотъемлемой частью его совершения. Наряду с тем, что поклонение является религиозной обязанностью, оно также обладает функцией нравственного воспитания как человека, так и всего общества. Например, пост, являющийся одним из основных видов поклонения в Исламе, отличается от других тем, что основан на отказе от некоторых действий. Другими словами, пост обладает пассивной структурой. Поэтому искренность, являющаяся одним из основополагающих принципов в Исламе, ярче всего проявляется именно во время поста. Таким образом, пост – это программа по воспитанию воли, ответственности, терпения и искренности, а Рамадан – это время проведения этой программы. На протяжении веков и вплоть до наших дней мусульмане всеми доступными средствами старались отдать дань уважения этому месяцу. В практическом осуществлении религиозных предписаний важнейшую роль играет информированность. Осуществление какого-либо дела, о котором у нас нет знаний, не является возможным, как является невозможным и получение каких-либо результатов. Это относится ко всем видам поклонения, в том числе и к посту. Главным является не то, чтобы человек остался «голодным», а главным является получение пользы, которая достигается посредством поста. Это может быть достигнуто соблюдением в посте всего, чему учил Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Брошюра, которую вы держите в руках, была написана с целью помочь мусульманам соблюдать пост так, как это нужно. Надеемся, что брошюра будет полезна всем мусульманам. Успех – от Аллаха. ВВЕДЕНИЕ МЕСЯЦ РАМАДАН И ЕГО ДОСТОИНСТВА Месяц Рамадан является единственным месяцем лунного календаря, название которого упоминается в Коране (аль-Бакара, 2/185). Пост, являющийся одной из основ Ислама и соблюдаемый в месяце Рамадан, указывает на важность этого месяца. I – ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНОВ 1. Лексическое значение слова «Рамадан»: В зависимости от того, от какого корня произошло слово, существуют различные мнения по поводу его лексического значения. а) Слово «рамадан» произошло от слова «рамда», которое означает дожди, идущие в начале осени и очищающие землю от пыли. Как этот дождь, который, выпадая на землю, очищает ее, так же и месяц Рамадан очищает верующих от их грехов. б) Слово «рамадан» произошло от слова «рамада», которое означает очень сильную раскаленность камней, нагретых солнцем. Произошедшее от этого корня слово «рамадан» означает обжигание ступней при ходьбе босыми ногами по раскаленному песку. Это слово стало названием месяца, в котором соблюдается пост, являющийся одной из основ Ислама. В этом месяце верующие терпят голод и жажду ради Всевышнего Аллаха и, таким образом, жаром поста уничтожаются грехи. в) Слово «рамадан» произошло от слова «рамада», вторым значением которого является затачивание лезвия меча или наконечника стрелы между двумя гладкими камнями. Месяц Рамадан получил свое название, потому что арабы в этом месяце готовили и точили свое оружие. Из вышесказанного следует, что слово «рамадан» означает очищение, сжигание и остроту. В месяц Рамадан верующие, стремящиеся посредством поста и других видов поклонений к довольству Всевышнего Аллаха, очищаются от совершенных грехов, а также оттачивают и укрепляют свою веру и нравственность. 2. Месяц Рамадан: Начало и конец лунных месяцев определяется по фазам луны. Период времени, проходящий с того момента, когда луна будет видна в виде полумесяца, и до того момента, как она снова примет форму полумесяца, составляет месяц. Иногда этот период составляет 29 дней, а иногда 30. По этой причине, для того чтобы приступить к посту месяца Рамадан, нужно, чтобы на небе появился молодой месяц. Однако молодой месяц не всегда можно увидеть, поэтому могут возникнуть сомнения в отношении того, наступил месяц Рамадан или нет. Сегодня, принимая во внимание развитие науки, можно сказать, что наблюдение за луной входит в сферу изучения астрономии. Основой астрономии являются вычисления, а движение небесных тел происходит в соответствии с определенным порядком (аль-Анбийа, 21/33; Йа-син, 36/40). И сегодня, благодаря стремительному развитию астрономии, можно на несколько лет вперед с абсолютной точностью рассчитать начало и конец лунных месяцев. Принятие за основу астрономических расчетов при определении наступления и окончания Рамадана, помимо того, что становится воплощением в жизнь принципа облегчения при совершении поклонения, также предотвращает появление сомнений и разногласий между мусульманами, которые возникают каждый год перед наступлением Рамадана. Рамадан отличается от других месяцев, поэтому и требует особого рассмотрения. Именно месяц Рамадан является тем пределом, когда после 11 месяцев постоянной борьбы со своими страстями (нафсом) у человека появляется возможность победить их. В этот месяц происходит возрождение людей, которые в течение года порядком подзабыли, что и они нуждаются в духовной пище. Рамадан обращает взоры всех мусульман к Всевышнему Аллаху, помогает еще и еще раз сильнее осознать Величие, Милость и Милосердие Аллаха. Священный месяц Рамадан – лучшее время духовного очищения и искупления грехов, совершенных в течение года. Месяц Рамадан пронизывает все вокруг духом праведности и добродетели. Как природа оживает весной, так и чувство богобоязненности увеличивается в благословенный месяц. Каждый верующий старается максимально ограничить совершение грехов и недостойных дел. В его сердце усиливается стремление к хорошим поступкам: накормить и одеть бедного, помочь отчаявшемуся и искоренить зло. Поэтому Рамадан является временем расцвета всего хорошего, что есть в душе каждого человека. II – ЦЕННОСТЬ МЕСЯЦА РАМАДАН И ЕГО ВАЖНОСТЬ Главной особенностью этого месяца, указывающей на его важность, является то, что в этом месяце началось ниспослание Корана, являющегося последним божественным откровением. Также в этом месяце мусульмане соблюдают пост, являющийся одним из основных видов поклонения. На месяц Рамадан приходится Ночь Предопределения (Ляйлятуль-Кадр), которая лучше тысячи других месяцев. За поклонение, совершенное в этом месяце, дается большее вознаграждение, чем за поклонение, совершенное в любом другом месяце года. Рамадан является месяцем прощения и милости, взаимопомощи и поддержки, изобилия и достатка. В этом разделе мы поговорим именно об этих особенностях. 1. Коран начал ниспосылаться в месяце Рамадан: В суре аль-Бакара о ниспослании Корана говорится следующее: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение» (аль-Бакара, 2/185). Ниспослание Корана началось с того, что в 610 году в месяце Рамадан в Ночь Предопределения ангел Джибрил (алейхиссалям) передал первые пять аятов суры аль-’Аляк пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), который в это время находился в поклонении в пещере Хира на горе Нур в Мекке. В суре аль-Кадр говорится: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения» (аль-Кадр, 97/1). Чтобы в полной мере воспользоваться баракатом месяца Рамадан, нужно посвящать больше времени изучению Корана. На самом деле, верующий должен часть из двадцати четырех часов суток отвести для чтения Корана; в эти благословенные дни нужно приложить больше старания, чтобы основная часть дня была предоставлена Корану. Нужно постараться, погрузившись в атмосферу смыслов и наставлений Корана, действовать в соответствии с его содержанием. Изменить в лучшую сторону свое состояние и поведение, а также работать над своими недостатками. 2. Месяц Рамадан – это месяц, в котором соблюдается обязательный пост: В Коране говорится: «Тот из вас, кто застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен, или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (аль-Бакара, 2/185). 3. Одна из ночей месяца Рамадан является Ночью Предопределения, которая лучше тысячи месяцев: Аллах Всевышний говорит в Коране: «Воистину, Мы ниспослали его в ночь Предопределения. Откуда тебе знать, что такое ночь Предопределения? Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев. В эту [ночь] нисходят ангелы и Дух (т. е. Джибрил) с дозволения их Господа, дабы исполнить [Его] веления [на этот год]. [В эту ночь] – ниспослание приветствий [верующим от ангелов] до [самого] наступления зари» (аль-Кадр, 97). Совершенно точно известно, что Ночь Предопределения является одной из ночей месяца Рамадан, но какой именно по счету – неизвестно. Мать всех правоверных ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сообщает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Ищите Ночь Предопределения в последние десять дней Рамадана» (Тирмизи, Саум, 71). Выражение «ищите Ночь Предопределения в последние десять дней Рамадана» означает, что эта ночь может приходиться на любой из этих дней, и указывает на необходимость увеличения поклонений в эти дни. Наибольшее распространение получило мнение, по которому эта ночь приходится на двадцать седьмую ночь месяца Рамадан, и во всем исламском мире она отмечается, как Ночь Предопределения. В некоторых хадисах сказано, что жизнь людей предыдущих поколений была гораздо более продолжительной, чем у наших современников, и, соответственно, у них было больше времени для совершения богоугодных дел. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) печалился, что по причине малой продолжительности жизни верующие его общины не в состоянии были заслужить столь большой награды, несмотря на все усилия. Поэтому Всевышний Аллах наградил общину пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) Благословенной Ночью, которая лучше, чем тысяча месяцев. Мудрость того, что точно не установлен срок Ночи Предопределения, заключается в том, чтобы люди, приложив усердие и старание, в полной мере смогли прочувствовать и осознать ценность этой Ночи и милость Творца, скрытую в ней. Безусловно, лучше всего проводить в поклонении все последние ночи, начиная с двадцатой, чтобы быть более уверенным, что застанешь Ляйлятуль-Кaдр и все ее блага. Провести 10 или 11 ночей в полном служении Аллаху не так уж и сложно, особенно если учитывать, какое огромное благо и вознаграждение обещано за это. Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из хадисов сказал: «Тому, кто проведет в молитве Ночь Предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (аль-Бухари, Муслим). В Ляйлятуль-Кадр самым лучшим для человека будет искреннее покаяние, чтобы Аллах простил все его грехи. В эту ночь совершаются пропущенные намазы, читается Священный Коран, прощаются былые обиды, анализируются ошибки проведенных дней, месяцев, строятся планы на будущее. На эту тему существует немало хадисов. Но важно знать, что Аллах даровал нам такую благословенную ночь как особую милость. И сколь же удачливы те, которые никогда не пропускают ее! Многочисленные хадисы свидетельствуют о том, что ду’а, сделанные в эту ночь, принимаются. Сообщается, что ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сказала: (Однажды) я спросила: «О Посланник Аллаха, скажи, если я узнаю (о наступлении) ночи Предопределения, что мне следует говорить?». Он сказал: «Говори: “О, Аллах, поистине, Ты – Прощающий, Щедрый Ты любишь прощать, так прости же меня”» (ат-Тирмизи, Байхаки). 4. В месяц Рамадан открываются двери рая и закрываются двери ада, а дьяволы заковываются в цепи: В одном из хадисов говорится: «В первую ночь Рамадана шайтаны и джинны заковываются в цепи, закрываются ворота ада, и ни одни из них не открываются. Открываются ворота рая, и ни одни из них не закрываются. И глашатай объявляет: «О те, кто желает совершить благое! Осуществите свое желание, совершая благое. О те, кто желает совершить плохое! Откажись от этого. В месяц Рамадан Аллах освобождает многих людей из ада. Это продолжается каждую ночь этого месяца. Когда наступает месяц Рамадан, небесные врата открываются, а врата ада закрываются, и шайтаны заковываются в цепи» (Саум, 1; Бухари, Саум, 5). 5. В месяц Рамадан совершается намаз-таравих: Слово «таравих» – это форма множественного числа слова «тарвиха», означающего «предоставление отдыха». В религиозной терминологии слово «таравих» означает добровольный намаз, совершаемый в месяц Рамадан после намаза ‘иша. Этот намаз получил свое название в связи с тем, что после каждых четырех ракаатов, молящиеся делают небольшую паузу для отдыха. Как уже было сказано, таравих-намаз является добровольным поклонением. Поэтому из-за усталости, занятости и других подобных причин намаз-таравих можно совершать дома в 8, 10, 12, 14, 16 или 18 ракаатов. Совершение намаза-таравих таким образом также соответствует сунне. Этот намаз является обязательной сунной (сунна-муаккада) для мужчин и женщин, который совершается каждый день в течение месяца Рамадан. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в 23-ю, 25-ю и 27-ю ночи месяца Рамадан совершал намаз-таравих вместе со своими сподвижниками в мечети. Время этого намаза наступает после ночного намаза аль-‘иша и длится до времени утреннего намаза. Намаз-таравих выполняется до витр-намаза и состоит из двадцати ракаатов, о чем стало известно из действий второго праведного халифа ‘Умара (радыйаллаху ‘анху). Он окончательно утвердил количество ракаатов с согласия сподвижников Пророка. Передается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «После меня не отступайте от моей Сунны и сунны праведных халифов» (Абу Дауд, ат-Тирмизи). А также: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой и ожиданием вознаграждения от Аллаха, тому будут прощены прошлые грехи». 6. В Рамадан прощаются грехи верующих, которые оживляют этот месяц своим поклонением: Оживление месяца Рамадан поклонением имеет огромное значение. Понятие «оживление месяца Рамадан» включает чтение Корана, зикры и тафаккур (размышление), изучение жизни Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), получение религиозных знаний. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пятикратный намаз, джума-намаз до наступления следующего джума-намаза и пост месяца Рамадан вплоть до наступления следующего Рамадана будут искуплением за совершенные малые грехи при условии избегания больших грехов» (Муслим, Тахара, 17). 7. Рамадан – это месяц милости и изобилия, а также общественной взаимопомощи: Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), говоря о достоинствах месяца Рамадан, сказал: «В месяц Рамадан моей общине было дано пять вещей, которые не были даны прежним общинам. Это: а) В первую же ночь Рамадана Аллах посмотрит на мою общину взглядом милости. Того, на кого Аллах посмотрит взглядом милости, Он не подвергнет наказанию. б) Запах изо рта постящегося верующего, приятней для Аллаха, чем запах мускуса. в) Ангелы денно и нощно просят прощения для моей общины. г) Аллах приказывает раю: «Приготовься и украсься для моих рабов, ибо приблизилось то время, когда они, избавившись от усталости земной жизни, войдут в Мою милость и в рай». д) В последнюю ночь месяца Рамадан вся моя община будет помилована. На вопрос одного из сподвижников о том, является ли эта ночь Ночью Предопределения, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Нет. Это не Ночь Предопределения. Разве вы не видите? Работники получают свою плату по завершении работы» (Мунзири, II, 2). 8. За поклонение, совершенное в месяц Рамадан дается большее вознаграждение: Аллах Всевышний безгранично милостив и всепрощающ к Своим рабам. Наш Господь дает нам от десяти до семисот вознаграждений за каждое совершенное нами благое дело. Что касается вознаграждения за терпение, то оно безгранично. По сравнению с другими месяцами, в месяце Рамадан за совершенное поклонение верующий получает гораздо большее вознаграждение. Аллах Всевышний сказал в Коране: «Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо» (аль-Ан’ам, 6/160). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Кто соблюдал пост месяца Рамадан, а затем еще шесть дней месяца Шавваль, тот подобен тому, кто соблюдал пост на протяжении всего года» (Тирмизи, Саум, 53). 9. Рамадан – это месяц терпения и воспитания духа: Аллах Всевышний сказал в Коране: «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счета» (аз-Зумар, 39/10). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) подтвердил это, сказав: «Рамадан – это месяц терпения. А вознаграждением за терпение является рай» (Мунзири, II, 94-95). Таким образом, мусульманин, соблюдающий пост в месяц Рамадан, воспитывает свой дух и учится быть терпеливым путем противостояния низменным желаниям и отказа от дурных слов и поступков. 10. В месяце Рамадан совершается такой вид поклонения, как итикаф: Итикаф – это уединение с соблюдением определенных правил в мечети или в месте, которое считается мечетью, с намерением совершения поклонения Аллаху. Сунной является совершение итикафа в последние десять дней Рамадана. В состоянии итикафа мусульманин проводит время, совершая намазы, читая Коран и другие книги, молясь и делая зикр. Передается, что ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сказала: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) на протяжении своей жизни в последние десять дней каждого Рамадана не покидал мечети» (аль-Бухари, Муслим). Этот вид поклонения считается очень достойным деянием. Благодаря уединению, душа человека на некоторое время отрешается от мирской суеты и устремляется к Господу, и верующий, поклоняющийся в мечети – доме Аллаха, обретает спокойствие. Сколь велико благо, когда мусульманин использует проходящие дни своей жизни, устремляясь всем существом к своему Творцу в таком священном месте и пребывая в поклонении, приближается к Аллаху с чистой душой! Совершение итикафа означает посвящение своего времени поклонению и молитвам, ибо, даже не совершая намаз, но пребывая в мечети, человек находится в готовности к молитве. А это стремление само по себе равносильно молитве. Итак, благодаря итикафу, человек возвышается духовно, просветляется душой, и облик его источает свет служения. Как же благословенны и прекрасны эти мгновения жизни! Виды итикафа Итикаф подразделяется на три вида – ваджиб, сунна и мустахаб. Итикаф, являющийся ваджибом, – это необходимое уединение, предписываемое человеком самому себе в качестве обета. Этот итикаф называется назр-итикаф (обет). Например, если человек намеревается совершить итикаф, говоря: «Если такое-то дело получится, то в такой-то месяц, в такие-то дни я совершу итикаф», или, не намереваясь что-либо сделать, дает обещание: «В этот год, в этот месяц, в эти дни совершу итикаф», то при осуществлении задуманного дела или при наступлении указанных дней исполнение итикафа для него становится необходимым (ваджиб). Если дни итикафа не определены, то намерение может выглядеть таким образом: «Если это дело совершится, то такое-то количество дней я проведу в итикафе», или: «В этот год столько дней я буду находиться в итикафе». В этом случае, при осуществлении дела человек должен в короткий и удобный для себя срок исполнить итикаф, при втором намерении итикаф выполняется в этот же год в удобное для человека время. Сообщается, что ‘Умар ибн Хаттаб (радыйаллаху ‘анху) однажды сказал Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «О Посланник Аллаха! Я намереваюсь исполнить однодневный итикаф в мечети аль-Харам». На это Пророк ответил: «Исполни свое обещание!» (аль-Бухари). Итикаф, являющийся сунной, – это уединение, совершаемое в последние десять дней Рамадана, как это делал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Итикаф, являющийся мустахабом, – это уединение, совершаемое по желанию в определенное время в мечети вне месяца Рамадан. Например, если человек при входе в мечеть или внутри мечети делает намерение: «Я намереваюсь совершить итикаф», то он получает вознаграждение за этот итикаф. Условия Итикафа 1. Намерение исполнения итикафа. 2. Соблюдение поста в период итикафа. 3. Исполнение итикафа в мечети или в месте, считающемся мечетью. Женщины совершают этот вид поклонения у себя дома, в помещениях, отведенных для поклонения. 4. Человек, намеревающийся совершить итикаф, должен быть мусульманином, разумным и совершеннолетним. 5. Ритуальная чистота. 6. Женщинами итикаф совершается с разрешения мужа. Правила поведения в период совершения итикафа 1. В дни совершения итикафа человек не должен произносить ничего, кроме благого. Нет ничего предосудительного в общении между людьми, не отвлекающем от исполнения итикафа. Воздержание от речей, считающихся греховными, – одно из основных условий этого поклонения. 2. Во время итикафа следует уделить особое внимание чтению Корана, изучению хадисов, жизни пророков и вопросов веры. 3. Если человек намеревается находиться в итикафе в течение месяца только по ночам или только днем, это будет неверно, так как в этом случае намерение будет неполным, потому что сутки состоят из дня и ночи. Поэтому необходимо находиться в итикафе днем и ночью. В этом случае, человек, намеревающийся совершить итикаф, в первый день уединения приходит в мечеть до утренней зари и в последний день покидает ее после заката солнца. Если человек намеревается быть в итикафе один день, этот срок не должен охватывать ночь, а если человек намерен быть в итикафе непрерывно в течение нескольких дней, то туда должны включаться и ночи. 4. Мусульманин, находящийся в итикафе должен быть одет опрятно и чисто, от него должен исходить приятный запах. В мечеть он может вносить с собой вещи, которые не причинят ей вреда. Если в мечети есть соответствующие условия, в ней можно совершать омовение; при их отсутствии эти потребности удовлетворяются в ближайших местах, приспособленных для этого, после чего следует немедленно вернуться на место совершения итикафа. 5. Мусульманин, находящийся в итикафе, может взойти на минарет для возглашения азана (призыва к молитве), причем в данном случае не имеет значения – находится минарет вне мечети или нет. 6. Человек, находящийся во время итикафа в мечети, может покинуть ее по религиозной причине и по собственной нужде. Например, с целью совершения пятничного намаза в другой мечети, если в данной мечети не проводится пятничный намаз, омовения и мытья, из-за боязни нанесения вреда своему здоровью, опасения за свое имущество или вынужденного выхода из мечети по какой-либо иной причине. Действия, нарушающие итикаф 1. Выход из мечети без уважительной причины. 2. Посещение человеком, находящимся в итикафе, больного, участие в похоронном обряде или длительная отлучка по причине собственного недуга. 3. Потеря рассудка, длительный обморок или умопомрачение во время итикафа. 4. Вступление в интимные отношения. 5. Начало менструации у женщин. 6. Нарушение поста во время итикафа (по мнению ученых ханафитского мазхаба, пост является условием итикафа). В случае нарушения итикафа, являющегося ваджибом, следует возместить его. Например, если человек намерился исполнить ваджиб-итикаф и не исполнил или нарушил начатый им итикаф, то он должен возместить итикаф в другой день. Если же причинами невыполнения итикафа стали болезнь или старость, то возместить дни итикафа следует после выздоровления, в том случае если совершение итикафа стало невозможным (по причине болезни или немощи), то за каждый день поста (так как пост является условием итикафа) необходимо дать милостыню. Если нет возможности дать милостыню, то надеяться на милость Аллаха. III – ПОДГОТОВКА К РАМАДАНУ К такому важному месяцу необходимо тщательно готовиться. Эта подготовка состоит в следующем: 1. Мы должны встретить месяц Рамадан с чистыми и благими желаниями и стремлениями, отбросив свои дурные привычки. Всем своим существом мы должны устремиться к Аллаху, контролировать свои намерения, очистить свое сердце от дурных мыслей и устремлений. Мы также должны поставить своей целью стремление к обретению довольства, милости и прощения Всевышнего Аллаха, избавившись, таким образом, от своих грехов и войдя в число тех, кому было даровано прощение. 2. Мы должны иметь намерение и стремление к тому, чтобы наилучшим образом оживить этот месяц путем соблюдения поста, чтения Корана и раздачи угощения постящимся. 3. В месяц Рамадан мы должны с большей нежностью, добротой и вниманием относится к нашим родным, близким, супругам и детям. 4. Во время сахура и ифтара следует сделать обильным свой стол, избегая при этом расточительства. 5. Если есть люди, работающие под нашим руководством, то в Рамадан следует относиться к ним с большим вниманием и постараться облегчить их работу. |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |