При проектировании систем стабилизации и управления летательных аппаратов важным этапом является выявление динамических свойств летательного аппарата (ЛА) как




Скачать 187.71 Kb.
НазваниеПри проектировании систем стабилизации и управления летательных аппаратов важным этапом является выявление динамических свойств летательного аппарата (ЛА) как
страница1/2
Дата публикации18.10.2014
Размер187.71 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Астрономия > Документы
  1   2
Введение.
При проектировании систем стабилизации и управления летательных аппаратов важным этапом является выявление динамических свойств летательного аппарата (ЛА) как объекта управления. Имеется обширная отечественная и зарубежная литература, посвященная построению математической модели динамики движения летательного аппарата.

Настоящие методические указания облегчают работу с этой литературой, дают рациональные приемы вывода уравнений движения ЛА и их линеаризации.
§ 1. Системы координат, применяемые в динамике полета.
Задачи динамики полета самолетов и ракет рассматриваются обычно в топоцентрической системе отсчета. Начало топоцентрической системы координат помещается в пункте наблюдения, в частности, на поверхности земного шара. Эта система используется в тех случаях, когда рассматривается движение по отношению к поверхности Земли.
I. Земная система координат.
Частный случай топоцентрической системы координат – земная система координат. Земных координат несколько. За начало земной системы прямоугольных координат можно принимать центр масс Земли, точку старта или другую неподвижную относительно Земли точку. Выберем земную систему координат следующим образом (рис. 1).


Рис. 1. Земная система координат
Ось OYg – прямая, соединяющая центр Земли с точкой старта на её поверхности. Ось OXg перпендикулярна оси OYg и лежит в вертикальной плоскости прицеливания или начального движения ЛА в момент старта. Ось OZg дополняет систему до правой. Такая система координат называется нормальной земной системой координат OXgYgZg. Часто начало координат нормальной земной системы помещают в центре масс ЛА, а направление её осей совпадает с начальным направлением этих осей в момент старта. Таким образом, определяется нормальная система координат OXgYgZg, а её оси в данном случае совпадают также с осями стартовой системы OXcYcZc. В дальнейшем нормальную систему будем обозначать индексом g.

Задав оси системы координат, можно выбрать базис, в котором любой вектор запишется так:

,

где , , – единичные векторы.

II. Связанная система координат
Начало связанной системы координат (рис. 2) помещают в центре масс ЛА, который будем считать неподвижным относительно корпуса ЛА. Ось OX направлена вдоль строительной оси корпуса ЛА вперед. Ось OY располагают в той плоскости симметрии ЛА, которая в момент пуска совпадает с плоскостью стрельбы. Ось OY перпендикулярна оси OX и направлена вверх. Ось OZ дополняет систему до правой. Связанная система координат неподвижна относительно корпуса ЛА. Обозначать её будем индексом I.


Рис. 2. Связная система координат
III. Скоростная система координат
В скоростной системе координат (рис. 3) ось OXa совпадает с направлением вектора скорости полёта центра масс ЛА и закреплена в центре масс, ось OYa перпендикулярна ей, лежит в вертикальной плоскости симметрии ЛА и направлена вверх. Ось OZa перпендикулярна осям OXa и OYa и дополняет их до правой тройки. Скоростую систему будем обозначать индексом a.
IV. Траекторная система координат
В траекторной системе координат (рис. 4) ось OXk, как и в скоростной, совпадает с направлением вектора скорости, ось OYk направлена перпендикулярно ей и лежит в местной вертикальной плоскости, ось OZk перпендикулярна первым двум, лежит в горизонтальной плоскости и направлена в сторону правого крыла.

Траекторную систему обозначим индексом k.


Рис. 3. Скоростная система координат Рис. 4. Траекторная система координат

§ 2. Связь между системами координат
Определенные в § 1 системы координат являются ортогональными, поэтому переход из системы координат A в систему координат B характеризуется ортогональным преобразованием



Для ортогональных матриц справедливо:

;



1. Как видно из рис. 5, связанная и нормальная системы связаны между собой через углы Эйлера.

Обычно принимается следующий порядок поворота координатных осей.

1) Поворот вокруг оси OYg на угол – угол рыскания. Это угол между проекцией связанной оси OX на местную горизонтальную плоскость и направлением оси OXg нормальной системы.

2) Поворот на угол – угол тангажа. Это угол между направлением связанной оси OX и местной горизонтально плоскостью.

3) Поворот на угол – угол крена. Это угол между вертикальной плоскостью симметрии ЛА и местной вертикальной плоскостью, содержащей ось OX.


Рис. 5. Переход из земной системы координат в связанную.
Найдем матрицу T(1,g) перехода из нормальной системы координат в связанную (рис. 5а). Первый поворот происходит в плоскости OXgYg на угол . Из рис. 5б видно:

;

;

.

Таким образом,



– это матрица перехода из нормальной системы координат в промежуточную систему OX'YgZ'.

На рис. 5в иллюстрируется второй поворот на угол тангажа в плоскости OX'Yg. Из рисунка следует, что

;

;

;

Таким образом, матрица перехода из системы OX'YgZ' во вторую промежуточную систему OXY''Z' имеет вид

.

И, наконец, поворот на угол крена вокруг оси OX приводит к переходу в связанную систему координат (рис. 5г):



;

.

Матрица перехода из системы OXY''Z' в систему OXYZ имеет вид:



Найдем искомую матрицу: ,


2. Скоростная и нормальная системы координат (рис. 6) связаны между собой через три угла Эйлера, которые перечислены в порядке последовательности поворотов:


Рис. 6. Переход из нормальной системы координат в скоростную
– угол пути, или угол поворота траектории ЛА. Это угол между проекцией вектора скорости на местную горизонтальную плоскость и осью OXg нормальной системы координат;

– угол наклона к горизонту касательной к траектории ЛА (угол между вектором скорости и местной горизонтальной плоскостью). Угол называют углом наклона траектории;

– угол крена в скоростной системе координат.

Нетрудно видеть, что матрицу перехода из нормальной системы координат в скоростную T(a,g) можно получить из известной уже матрицы T(1,g) путём соответственной замены углов , и на , и :


3. Траекторную систему координат можно получить из нормальной с помощью двух последовательных поворотов на углы и .

Матрицу перехода из нормальной в траекторную систему координат T(k,g) можно получить из матрицы T(a,g), положив в ней



А матрицу перехода с траекторной системы к скоростной T(a,k) получим как матрицу третьего поворота на угол при переходе из нормальной системы к связанной, заменив в ней на :


4. Связанная система координат может быть получена из скоростной системы координат с помощью двух последовательных поворотов – на углы и (рис. 7).



Рис. 7. Переход из скоростной системы в связанную

– угол скольжения между вектором скорости и его проекцией на вертикальную плоскость симметрии ЛА; – угол атаки, это угол между осью OX связанной системы координат и проекций скорости на плоскость OXY.

Матрицу T(1,a) перехода из скоростной системы координат в связанную, запишем так же, как и матрицу T(k,g) перехода из нормальной системы в траекторную, заменив в последней углы и на и :



Подробная классификация систем координат и матриц перехода из одной системы в другую дана в [2].

В рекомендуемой литературе [1]-[5] все определения и обозначения даны в соответствии с ГОСТ 1075-41. Для облегчения перехода от системы обозначений ГОСТ 1075-41 к принятой в настоящее время системе ГОСТ 20058-74 следует пользоваться.
§ 3. Дифференциальные уравнения движения летательного аппарата
При выводе уравнений движения ЛА делает следующие допущения:

1. ЛА рассматривается как абсолютно твёрдое тело переменной массы, имеющие 6 степеней свободы.

2. Моменты инерции ЛА постоянны.

3. ЛА имеет вертикальную плоскость симметрии.

3. Не учитываются влияние ветра, сферичность и вращение земли.

Уравнения движения центра масс ЛА получим основании закона изменения количества движения центра масс:

,

Здесь – вектор количества движения ЛА,

;

Fi – внешние силы, действующие на ЛА.

Обычно уравнения сил проецируют на оси траекторной системы координат, так как в это случае Vx=V, Vy=Vz=0 и уравнения получают в достаточно простом виде.

Выразим координаты всех сил в базисе траекторной системы.

Прежде всего рассмотрим эти силы.

1. Сила тяжести. Поскольку эта сила направлена по местной вертикали, её обычно задают в базисе нормальной системы координат:



2. Сила тяги двигателя приложена в центре масс двигателя и направлена по оси OX связанной системы. Она задается в базисе связанной системы координат:



3. Равнодействующая аэродинамических сил обычно записывается в базисе скоростной системы:



где X – сила лобового сопротивления;

Y – подъемная сила;

Z – боковая сила.

Запишем эти силы в проекциях на оси траекторной системы:




Окончательно



Аэродинамические силы выразятся так:



Поскольку проекции вектора скорости в скоростной и траекторной системах координат совпадают, то запишем левую часть уравнения сил в базисе траекторной системы:



Дифференцируем по правилам дифференцирования вектора, записанного в подвижном базисе:

,

где – локальная производная по времени, взятая в предположении неподвижого базиса; – угловая скорость вращения базиса.




Рис. 8. Вращение базиса траекторной системы координат в нормальной.

Обратимся к рис. 8. Нетрудно видеть, что вектор угловой скорости траекторной системы координат относительно осей нормальной системы может быть вычислен с помощью вектора , определяющего поворот на угол относительно оси OYg нормальной системы, и вектора , определяющего поворот на угол вокруг оси OZk траекторной системы. Спроецируем векторы и на оси траекторной системы:



Тогда векторное произведение



Таким образом, получили уравнения сил в проекциях на оси траекторной системы координат:

; (1)

; (2)

. (3)

Уравнение моментов, характеризующее вращение ЛА вокруг центра масс, получим на основании теоремы об изменении кинетического момента:

,

где – внешние моменты, действующие на ЛА;

– вектор кинетического момента относительно центра масс;

Здесь – вектор угловой скорости вращения ЛА относительно центра масс;

– тензор инерции (здесь главными являются оси связанной системы координат);

– моменты инерции относительно главных осей;

– центробежные моменты инерции.

Для ЛА, имеющих две взаимно перпендикулярные плоскости симметрии,

.

Для самолетов

.

Уравнение моментов в аэродинамике проецируют на оси связанной системы координат. Положим, что ЛА имеет две плоскости симметрии, т.е.

.

Запишем вектор угловой скорости в проекциях на оси связанной системы:

.

Тогда



Найдём полную производную



Внешние моменты, действующие на ЛА в проекциях на связанные оси, запишем в следующем виде:



Таким образом, имеем:

; (4)

; (5)

. (6)

Для ЛА с двумя плоскостями симметрии, как правило, выполняется соотношение . Тогда первое из уравнений моментов принимает вид:

.

Теперь необходимо составить кинематические уравнения, характеризующие вращения ЛА относительно осей нормальной системы координат. В уравнениях (4) – (6) заданы проекции угловой скорости относительно связанных осей: , , . При переходе из нормальной системы в связанную (рис. 5а) осуществляется вращении ЛА последовательно на угол с угловой скоростью относительно оси OYg, на угол с угловой скоростью вокруг оси OZ' и на угол с угловой скоростью вокруг оси OX. Таким образом, проекции угловой скорости , , направлены по осям непрямоугольной системы координат OXYgZ’:



Из рис. 5 видно, что

;

;

.

Отсюда запишем матрицу перехода от непрямоугольной системы к связанной:



Обычно требуется провести обратное преобразование T(H,1), которое находят по обычным правилам вычисления обратных матриц:

.

Нетрудно видеть, что определитель .

Запишем взаимную матрицу

.

Таким образом, связь между проекциями угловой скорости в разных базисах выражается следующими уравнениями:

; (7)

; (8)

. (9)

Поскольку уравнения движения центра масс (1), (2), (3) записаны в траекторных осях, уравнения вращательного движения вокруг центра масс (4) – (9) – в связанных осях, а аэродинамические силы и моменты в правых частях уравнений (1) – (6) зависят от углов атаки и скольжения между скоростными и связанными осями, то возникает необходимость в добавлении к записанным уравнениям геометрических соотношений между углами , , и углами , , , , . Попробуем найти матрицу перехода от нормальной системы координат к скоростной. Перейдем сначала от нормальной системы координат к связанной, потом от связанной к скоростной, определив обратную матрицу к известной нам матрице перехода от скоростной к связанной системе координат:

.

Матрица T(a,g) нами получена выше. Найдем




В силу свойств ортогональных матриц, связывающих их элементы равенствами, остаются независимыми три равенства, составляемые из элементов матриц и с индексами , , . Запишем эти уравнения геометрической связи углов , , и , , , , :

; (10)

; (11)

; (12)

Дополним эту систему уравнениями, задающими проекции линейной скорости ЛА в нормальных осях координат. Используем при этом матрицу перехода от нормальной к траекторной системе:

; ; ;



Итак, уравнения движения центра масс в нормальных осях выразятся так:

; (13)

; (14)

; (15)

Дадим последнее уравнение – уравнение тяги двигателя:

, (16)

– секундный расход топлива.

Поскольку Земля имеет сферическую форму, необходимо задать функцию высоты от текущих координат ЛА в нормальной системе координат

H=H(x,y,z).

Если сферичностью пренебречь, что допустимо для траекторий движения ЛА широкого класса, то можно считать, что . (В дальнейшем так и будем полагать.)

Из аэродинамики известно [5], что аэродинамические силы и моменты, входящие в уравнения (1) – (6), могут быть вычислены по формулам:

(17)

Здесь

x0 – значение x при ;

y0 – значение y при ;

Mx0 – значение Mx при

Mx0 – значение Mx при

1 – частные производные от сил и моментов по соответствующим параметрам.

Полученная система уравнений (1) – (16) содержит 13 дифференциальных уравнений первого порядка и три геометрических соотношения.

В случае неуправляемого полета или полета с зафиксированными органами управления данная система является замкнутой, т. е. число неизвестных переменных , , , , , , , , , , , , , , равно числу уравнений. И в идеальном случае (при отсутствии возмущений) траектория полета полностью определяется начальными условиями.

В случае управляемого полета данная система уравнений не является замкнутой, так как проекции аэродинамических сил и моментов в правых частях уравнений будут зависеть от углов отклонения органов управления:

– отклонение рулей направления;

– отклонение рулей высоты;

– отклонение элеронов;

– отклонение органа регулировки тяги двигателя.

Если задать отклонения органов управления как известные функции времени, то при заданных начальных условиях и номинальных значениях параметров аппарата будет определена единственная траектория движения ЛА, которую назовем траекторией невозмущенного движения.

На самом деле в реальном полете отклонение органов управления осуществляется от программного устройства через автопилот. И вообще бортовая система управления должна обеспечивать вполне определенную функциональную связь между отклонениями органов управления и текущими значениями параметров полета:

(18)

С учётом этого требования система уравнений (1) – (16), (18) становится замкнутой и для управляемого полета.

В действительном полете начальные условия всегда отличаются от заданных, на ЛА действуют в случае аэродинамические силы, связанные с турбулентностью атмосферы, система управления отрабатывает требуемую функциональную связь (18) параметров полета, с некоторыми, вообще говоря, случайными ошибками. Поэтому параметры полета всегда отличаются от их теоретического значения, а реальную траекторию называют траекторией возбужденного движения.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

При проектировании систем стабилизации и управления летательных аппаратов важным этапом является выявление динамических свойств летательного аппарата (ЛА) как iconПояснительная записка Во внеклассной и внешкольной работе хоровое...
Эти особенности состоят в качестве голосового аппарата – органа речи и пения, а так же в коллективной природе хорового пения. Важным...

При проектировании систем стабилизации и управления летательных аппаратов важным этапом является выявление динамических свойств летательного аппарата (ЛА) как iconМоделирование контрольно-курсовая работа
Имитационное моделирование является распространенным методом исследования на всех этапах создания и функционирования сложной системы:...

При проектировании систем стабилизации и управления летательных аппаратов важным этапом является выявление динамических свойств летательного аппарата (ЛА) как iconВ б к 32. 872 А64
Дана количественная оценка направ­ленных свойств микрофонов и громкоговорителей, усиления звукового давления, влияния систем звукоусиления...

При проектировании систем стабилизации и управления летательных аппаратов важным этапом является выявление динамических свойств летательного аппарата (ЛА) как iconДистанционное образование как компонент социально-культурной адаптации мигрантов
Россию, и нашими ближайшими соседями, является одной из самых важных задач российского образования. С другой стороны, как показывает...

При проектировании систем стабилизации и управления летательных аппаратов важным этапом является выявление динамических свойств летательного аппарата (ЛА) как iconЛитература 27
В данной работе рассматривается вариант реализации микропроцессорной системы для управления объектом и разработка программной модели...

При проектировании систем стабилизации и управления летательных аппаратов важным этапом является выявление динамических свойств летательного аппарата (ЛА) как iconМосковский энергетический институт (технический университет) институт электроэнергетики (иээ)
Целью дисциплины является изучение общих принципов действия и построения (технической реализации) автоматических устройств управления...

При проектировании систем стабилизации и управления летательных аппаратов важным этапом является выявление динамических свойств летательного аппарата (ЛА) как iconАхьюджа Х. Сетевые методы управления в проектировании и производстве [Текст]/ Х.
Авиамедицинские и эргономические исследования человеческого фактора в гражданской авиации. Сб науч тр. Госниига. – М.: 1988. Вып....

При проектировании систем стабилизации и управления летательных аппаратов важным этапом является выявление динамических свойств летательного аппарата (ЛА) как iconПроблема смысла с
Главной задачей при этом является исследование сложных, многопараметрических взаимосвязей между мыслью, языком и действительностью,...

При проектировании систем стабилизации и управления летательных аппаратов важным этапом является выявление динамических свойств летательного аппарата (ЛА) как iconС. В. Иванова о политическом проектировании и проектной деятельности в сфере политики
Почему возникает проблема относительно термина политическое проектирование? При обсуждении вопросов политического проектирования,...

При проектировании систем стабилизации и управления летательных аппаратов важным этапом является выявление динамических свойств летательного аппарата (ЛА) как iconРабочая программа дисциплины «компьютерные модели финансового и инвестиционного анализа»
Целью изучения дисциплины является формирование у обучающихся теоретических знаний и практических навыков построения систем эффективного...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции