Средства выразительности (тропы) Эпитет




Скачать 61.76 Kb.
Название Средства выразительности (тропы) Эпитет
Дата публикации 12.10.2014
Размер 61.76 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Астрономия > Документы
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (ТРОПЫ)

Эпитет – образное определение, обычно выраженное прилагательным: ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка; туманные мечты.

Сравнение - изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного понятия, явления с другим. И, как ребенок после сна,

Дрожит звезда в огне денницы. ( И. Бунин.)

Как град посыпалась картечь. (А.С.Пушкин)

Метафора – перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству:

Пустых небес прозрачное стекло; багровый костер заката; лунный серп. (И.Бунин.)

Развернутая метафора – метафора, представленная каким – либо текстом (например, стихотворением) или его отрывком: « Парус» Лермонтова, « Телега Жизни» Пушкина, « Порог» Тургенева, «Огоньки» Короленко.

Олицетворение – частный вид метафоры, перенос свойств живого явления на неживое, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление.

Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят «Прощай!) (С. Есенин.)

Уж небо осенью дышало. (А.Пушкин.)

Россия вспрянет ото сна…(А.Пушкин.)

Гипербола – преувеличение: не видел тебя целую вечность; слезы в три ручья; сто раз тебе говорить.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Антитеза – противопоставление. Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь! (Н.А.Некрасов,) Да, мне нравилась девушка в белом, но теперь я люблю в голубом. (С.Есенин.)

Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию. На этом приеме построена «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкина.

Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе.

Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп; Горячий снег; грустная радость, сладкая горечь воспоминаний.

Синтаксический (образный) параллелизм – одинаковое, сходное построение смежных фраз, предложений.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.Пушкин.)

И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встает из тьмы. (И.Бунин.)

Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания.

Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака. О, весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта! (А.Блок.) Когда умирают кони – дышат, когда умирают травы – сохнут, когда умирают солнца – они гаснут, когда умирают люди – поют песни. (В.Хлебников.)

Последнее предложение – пример анафоры (единоначалия), повторяющихся элементов в начале смежных фраз.

Ряды однородных членов:

Были это веселые, сильные и смелые люди. (М.Горький.) Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман. (А.Пушкин.) Швед, русский – колет, рубит, режет. (А.Пушкин.)

В этих примерах наблюдается еще один прием – бессоюзие – придающий фразе динамику; а в следующем примере:

И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь. (А.Пушкин.)

- многосоюзие, придающее предложению плавность, замедляющую фразу.

Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения:

У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно. Очень давно. «Там видно будет»,- отвечает Корней. И молча лезет на козлы.

Инверсия – необычный порядок слов в предложении:

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Лермонтов) (Обычный порядок: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.)

Риторические фигуры: вопрос:

Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! (И.Тургенев.)

Восклицание, обращение: Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А.Пушкин.) Часто риторические фигуры выступают вместе.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе: Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (А.Пушкин.)

Звукопись придает особую выразительность стиху: повтор слогов с в, ва, ве дает ощущение широты, мощи стихии; сочетаний глухих согласных с сонорным л: тл, кл, кл – передает клокотание воды в разбушевавшейся реке. А вот пример из Бальмонта:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

Ассонанс – повторение гласных звуков в слове, фразе:

Будет буря – мы поспорим и помужествуем с ней ( ассонанс на у – подражание звуку ветра, бури);

Дыша духами и туманами она садится у окна. (А.Блок.) (сочетание ассонансов на у и а, создающий ощущение воздуха, парения, простора).

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (ТРОПЫ)

Эпитет – образное определение, обычно выраженное прилагательным: ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка; туманные мечты.

Сравнение - изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного понятия, явления с другим. И, как ребенок после сна,

Дрожит звезда в огне денницы. ( И. Бунин.)

Как град посыпалась картечь. (А.С.Пушкин)

Метафора – перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству:

Пустых небес прозрачное стекло; багровый костер заката; лунный серп. (И.Бунин.)

Развернутая метафора – метафора, представленная каким – либо текстом (например, стихотворением) или его отрывком: « Парус» Лермонтова, « Телега Жизни» Пушкина, « Порог» Тургенева, «Огоньки» Короленко.

Олицетворение – частный вид метафоры, перенос свойств живого явления на неживое, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление.

Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят «Прощай!) (С. Есенин.)

Уж небо осенью дышало. (А.Пушкин.)

Россия вспрянет ото сна…(А.Пушкин.)

Гипербола – преувеличение: не видел тебя целую вечность; слезы в три ручья; сто раз тебе говорить.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ Антитеза – противопоставление. Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь! (Н.А.Некрасов,) Да, мне нравилась девушка в белом, но теперь я люблю в голубом. (С.Есенин.)

Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию. На этом приеме построена «Сказка о рыбаке и рыбке» А.Пушкина.

Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе.

Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп; Горячий снег; грустная радость, сладкая горечь воспоминаний.

Синтаксический (образный) параллелизм – одинаковое, сходное построение смежных фраз, предложений.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало. (А.Пушкин.)

И тучи жарким горят пожаром, и солнце шаром встает из тьмы. (И.Бунин.)

Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания.

Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака. О, весна без конца и без краю – без конца и без краю мечта! (А.Блок.) Когда умирают кони – дышат, когда умирают травы – сохнут, когда умирают солнца – они гаснут, когда умирают люди – поют песни. (В.Хлебников.)

Последнее предложение – пример анафоры (единоначалия), повторяющихся элементов в начале смежных фраз.

Ряды однородных членов:

Были это веселые, сильные и смелые люди. (М.Горький.) Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман. (А.Пушкин.) Швед, русский – колет, рубит, режет. (А.Пушкин.)

В этих примерах наблюдается еще один прием – бессоюзие – придающий фразе динамику; а в следующем примере:

И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь. (А.Пушкин.)

- многосоюзие, придающее предложению плавность, замедляющую фразу.

Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения:

У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно. Очень давно. «Там видно будет»,- отвечает Корней. И молча лезет на козлы.

Инверсия – необычный порядок слов в предложении:

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Лермонтов) (Обычный порядок: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.)

Риторические фигуры: вопрос:

Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! (И.Тургенев.)

Восклицание, обращение: Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А.Пушкин.) Часто риторические фигуры выступают вместе.

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе: Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (А.Пушкин.)

Звукопись придает особую выразительность стиху: повтор слогов с в, ва, ве дает ощущение широты, мощи стихии; сочетаний глухих согласных с сонорным л: тл, кл, кл – передает клокотание воды в разбушевавшейся реке. А вот пример из Бальмонта:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

Ассонанс – повторение гласных звуков в слове, фразе:

Будет буря – мы поспорим и помужествуем с ней ( ассонанс на у – подражание звуку ветра, бури);

Дыша духами и туманами она садится у окна. (А.Блок.) (сочетание ассонансов на у и а, создающий ощущение воздуха, парения, простора).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Средства выразительности (тропы) Эпитет icon Средства выразительности
Эпитет образное определение, обычно выраженное прилагательным: ласковый ветер
Средства выразительности (тропы) Эпитет icon Анализ выразительных средств текста. Языковые особенности текста...
В тексте необходимо найти средства выразительности из перечисленных в задании и написать порядковые номера этих средств. Обрати внимание!...
Средства выразительности (тропы) Эпитет icon Задания олимпиады по русской литературе
Определите, какие средства художественной выразительности использованы в данном отрывке
Средства выразительности (тропы) Эпитет icon Языковые тропы
Трофимова Л. И. Языковые тропы: Учебное пособие. – Н. Новгород: вгипу, 2007. – 30 с
Средства выразительности (тропы) Эпитет icon Ответы на задания олимпиады по русской литературе
Определите, какие средства художественной выразительности использованы в данном отрывке
Средства выразительности (тропы) Эпитет icon Ритм, рифма и звук как средства выразительности по отрывку из поэмы А. С. Пушкина «Граф Нулин»
Создать в классе атмосферу творческой лаборатории, помогающей познакомить учащихся с секретами выразительного чтения
Средства выразительности (тропы) Эпитет icon C опоставительный анализ стихотворений "Узник" А. С. Пушкина и "Пленный...
Продолжить работу по умению определять стихотворный размер, находить средства выразительности, объяснять их функцию в понимании идеи...
Средства выразительности (тропы) Эпитет icon Бхайравананда Трикасамарасья Каула Стратегия и тактика тропы Узора Великой Бездны Минск
...
Средства выразительности (тропы) Эпитет icon Урока: изучение нового материала. Оборудование
Цель урока: узнать, какую роль в творчестве Лермонтова сыграл Кавказ и познакомиться с некоторыми архивными документами той поры;...
Средства выразительности (тропы) Эпитет icon Урок-беседа «тема моря в русской музыке и литературе XIX века»
Задачи: познакомить с описанием моря и литературе и музыке, в процессе беседы провести параллели в этих описаниях. На примере прослушанных...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции