Тема урока : «Печаль моя полна тобою»




Скачать 99.75 Kb.
НазваниеТема урока : «Печаль моя полна тобою»
Дата публикации09.10.2014
Размер99.75 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Астрономия > Урок
Любовная лирика А.С.Пушкина

10 класс
Тема урока: «Печаль моя полна тобою»

Цель: а) познакомить учащихся с любовной лирикой А. С. Пушкина;

б) вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изучить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта;

в) воспитывать чуткое, внимательное отношение к слову, любовь к поэзии.

Оформление урока: репродукции женских портретов, видеосюжеты «Тригорское», «Дом № 53 на Арбате», «Ланская». Рисунки поэта. Запись романса «На холмах Грузии лежит ночная мила», «Фонтану Бахчисарайского дворца». Сборник стихотворений А.С.Пушкина. Высказывания поэта о любви. Выставка книг по теме.
Эпиграф:

Любви все возрасты покорны,

Ее порывы благотворны...

А.С.Пушкин
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.

Любовь — источник поэзии.

«Что движет Солнце...» (Разговор о любви);

Любовь и поэзия - родные сёстры

Есть классический образ, применяемый к А.С. Пушкину— «солнце нашей поэзии». Сегодня на уроке пойдёт речь о том, «Что движет Солнце?»

- Что же?

“Любви все возрасты покорны, её порывы благотворны ...» - утверждает поэт.

Любовь - вот что движет Солнце.

Наш урок - это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви. Потому что любовь — это источник поэзии.

Любовь, как я поэзия, овладёвает всем существом человека, приводит в- движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки, вызывает самые лучшие побуждения, будоражит

творческое воображение.

Не случайно у Пушкина любовь и поэзия — родные сёстры.
II. Анализ стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла».

Любовь у Пушкина раскрывается просто и глубоко, непосредственно и тепло.

Гоголь писал о лирике Пушкина: «3дёсь нет красноречия здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто... всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг, всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт…»

Давайте подтвердим слова Гоголя на примере одного из стихотворений — «На холмах Грузии лежит ночная игла» (1829).
На холмах Грузии лежит ночная мгла;

- Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой. Унынья моего

Никто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.
- Каким чувством проникнуто стихотворение? (Грустью, печалью)

- А чем вызвана грусть лирического героя? (Под влиянием воспоминаний вновь вспыхнуло чувство любви. Лирический герой мысленно оглядывается на прожитые годы и грустью думает о том, что многое изменилось: «иные далеко, иных уже в мире нет». Чувствуется ностальгия по прошлому…)

- Можно ли на основе сказанного определить жанр произведения? (Да. Перед нами элегия.)

- Как признаки этого жанра обнаруживают себя в строке, которой я назвала наш урок: «Печаль моя, полна тобою…» (По словарю С.И.Ожегова: элегия – лирическое стихотворение, проникнутое грустью. В этой строке, написанный четырехстопным ямбом, переданы состояние души, грусть лирического героя)

- История создания стихотворения (индивидуальное задание)

- Как вы думаете, почему А. С. Пушкин переадресовал стихотворение Наталье Николаевне? (Да потому что «сердце вновь горит»)

- Теперь давайте вернёмся к словам Н. В. Гоголя. Можно ли применить его слова к этому стихотворению? Почему? Как понимать слова «нет наружного блеска»? (Здесь использовано очень мало выразительных средств характерных для поэтического произведения: нет красочных, ярких эпитетов, для образности используются метафоры: «лежит мгла», «сердце горит; здесь, по выражению Гоголя, всё просто: мне грустно и легко», «унынья моего ничто не мучит»…)

- Да, все слова и выражения просты, но все они складываются в один музыкальный образ грустной и светлой печали. А почему, как вы думаете, печаль у Пушкина светла? (Потому что источник этой печали — любовь, а любовь у Пушкина — это жизнеутверждающее чувство.)

- Как соотносятся картины природы и душевное состояние поэта?

(Шумит - горит, мала - грусть.)

- Почему сердце «не любить не может»?

- Какой вывод можно сделать, опираясь на слова Гоголя?

(Стихотворение наполнено внутреннего блеска)

Итак, стихотворение волнует нас не словесной красивостью, а глубиной мысли и чувства. Чувство поэта окрашено светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина чарующе музыкально.
III. «Любовь — Мелодия».

  1. Прослушивание романса «На холмах Грузии лежит ночная мгла»


2. Белинский: «Что это — поэзия, живопись! музы? Или и то,

другое, и третье, слившееся в одно, где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами, звучат гармониею и выражают разумную речь?» Критик заметил это по поводу стихотворения «Ночной зефир», но это можно отнести к пушкинской поэзии в целом.
З. Чайковский: «... в самом стихе… есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка»
4. Не случайно многие композиторы обращались к шедеврам пушкинской лирики. И вечная тема, так просто и глубоко раскрытая Пушкиным, нашла отражение в музыке.

— Какие музыкальные произведения на стихи Пушкина вам известны? «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», Не пой, красавица, при мне».
5. Сам Пушкин считал: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь — мелодия»
IV. Сообщения учащихся об адресатах лирики.

— Кому же посвящал свои стихи А. С. Пушкин?
Для вас, души моей царицы,

Красавицы, для вас одних

Времён минувших небылицы,

В часы досугов золотых,

Под шёпот старики болтливой,

Рукою верной я писал...

«Руслан и Людмила»
Мария Николаевна Раевская (Волконская) писала: «Как поэт, он

считал, своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел».
1. Так, например, он поэтически преобразил волнующую легенду о любви.

Сообщение. В Петербурге в ‘818—1820 гг. Пушкин встречался

юными сёстрами Софьей и Ольгой Потоцкими. Юные Потоцкие провели детство своё на югё России. Они рассказали Пушкину легенду о печальной судьбе представительницы их знатного рода. Это предание о любви хана Керим-Гирея к похищенной княжне Потоцкой,о том, как Зарема, любившая хана, убила Марию.

В сентябре 1820 г. на пути из Гурзуфа в Симферополь Пушкин

посетил развалины ханского дворца в Бахчисарае со знаменитым «фонтаном слёз». Поэма «Бахчисарайский фонтан» создавалась под впечатлением петербургского рассказа: «Я прежде слыхал о старинном памятнике влюбленного хана. Киселёва (Потоцкая) поэтически описывала его, называя «фонтаном слёз».

Этот поэтический образ запечатлён и в стихотворении «Фонтан любви...». (Видеозапись на фоне песни на стихи «Фонтан любви» демонстрируется картина «Пушкин у «фонтана слез». Для показа иллюстрации использовать компьютер, а стихотворение выразительно прочитать.)
2. За другой поэтической легендой о любви мы отправимся с вами в Тригорское.

Сообщение на фоне видеосюжета «Тригорское». (Для видеосюжета использовать компьютер). Ранней Весной 18 19 г. в Петербурге у Олениных Пушкин познакомился с Анной Петровной Керн.
Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадёжной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снялись милые черты.
Через 6 лет летом 1825 г. Анна Петровна неожиданно приехала в Тригорское к своей тётке Осиповой, куда приезжал Пушкин, чтобы как-то скрасить своё пребывание в Михайловском. Эта встреча с Керн произвела на Пушкина ещё большее впечатление, чем встреча у Олениных в Петербурге.
В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви! -

душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоеньё,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.
Мгновенье оказывается сильнее годов. Стихотворение увековечило имя А. П. Керн. Она же оставила свои «Воспоминания».

Учитель. А.С.Пушкин умел идеализировать в своих творениях женщину.

Исследователи пушкинского творчества не раз отмечали противоречие между реальной Анной Петровной Керн, которой посвящено стихотворение и «гением чистой красоты», представшим в лирическом произведении.

Сопоставим портрет А. П. Керн и рисунок Пушкина, изображающий её.

В одном случае мы видим малую, обаятельную в своей мягкости и простодушии женщину с волосами цвета льна, чуть наивными глазами, полными печали.

На рисунке Пушкина в облике Керн появляются изящество и грация античных богинь Музыка движений, благородство черт приданы оригиналу поэтической силой, вдохновением пушкинского чувства.

Такой предстала Керн в поэтическом воображении поэта. Это еще раз доказывает слова М Н. Волконской, что Пушкин «поэтизировал всё, что видел».

С этой историей любви связана ещё одна, не менее поэтичная.

Композитор Глинка, влюбившись в дочь А. П. Керн, написал музыку На стихи «Я помню чудное мгновенье». Из одного шедевра родился

второй. (Можно прослушать романс, используя компьютер, если позволит время)
3. Москва, 1826 Е.Ушакова

Пушкин приехал для свидания с новым царем Николаем I . Радушно встречали поэта гостеприимные дома Римской-Корсаковой, Ушаковой, Урусовой.

(Видеосюжет «Дом № 53 на Арбате» (15 мин), используя компьютер)

На Арбате в Москве до сих пор стоит дом, который помнит приёмы Екатерины Ушаковой, на которых с большим удовольствием бывал Александр Сергеевич, увлечённый хозяйкой. На увлечение поэта Ушакова ответила преданным и самоотверженным чувством. В доме всё напоминало о Пушкине: на столе лежали его сочинения и ноты на его слова.
Когда я вижу пред собой

Твой профиль, и глаза, и кудри золотые,

Когда я слышу голос твой

И речи резвые, живые,

Я очарован…

Пушкин собрался соединить судьбу с Ушаковой, но вспыхнувшее чувство к Олениной, а потом знакомство с Натальей Николаевной Гончаровой помешали этому.

4. Петербург. А. Оленина.

Сообщение. Он не так давно вернулся из ссылки. Все мужчины и женщины старались оказывать ему внимание, которое всегда

питают к гению...

Анета тоже захотела отличить знаменитого поэта: она подошла и выбрала его на один из танцев…

Она подала ему руку, отвернув голову и улыбаясь, потому что это была честь, которой все завидовали.
Зачем твой дивный карандаш

Рисует мой арапский профиль?

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Рисуй Олениной черты.

В жару сердечных вдохновений

Лишь юности и красоты

Поклонником быть доллжен гений.
Олениной посвятил Пушкин стихи: «Её глаза», «Увы!», « Язык любви болтливый», «Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне». Он даже сватался к ней, однако этот брак не состоялся, так как против него была мать Олениной. По этому случаю Пушкин говорил, что недаром же ему светила луна с левой стороны, когда приезжал он в Приютино. Так родилось стихотворение «Приметы». А стихотворение «Я вас любил» — это прощание с любовью. Это стихотворение поражает силой человеческого достоинства, самопожертвования во имя любимого человека. Здесь любовь это светлая печаль расставания, в которой нет и намёка на чувство обманутого собственника:
Я вас любил, любовь еще, быть может

В душе моей угасла не совсем

Но пусть она вас больше не трёвожит;

Я не хочу печалить вас ничем.
А заканчивается стихотворение молитвой о женщине: «…дай вам Бог любимой быть другим...»

А Екатерина Ушакова на вопрос Пушкина: «С чем я остался?» - ответила: «С оленьими рогами». Но она простила его, и снова начались приготовления к свадьбе, которые были прерваны знакомством с Натальей Николаевной Гончаровой.
5. «Чистейшей прелести чистейший образец». Н Гончарова.

Сообщение. Нелегко было Пушкину получить у родных согласия. Мать не хотела выдать свою дочь за небогатого, неблагонадёжного человека.

6 мая 1830 г. состоялась помолвка.

Вначале успехи жены в светском, обществе, литературных

лонах радовали поэта. Все восторгались её красотой, элегантностью.

Поэт писал о своей жене: Она очень красива, и во всём облике есть

что-то поэтическое.

Отношения между супругами установились сердечные и дружеские. Письма мужа к жене проникнуты заботой о женщине: «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, с твоим лицом ничто не могло сравниться, - а душу твою я люблю ещё более». Писем Натальи Николаевны к Пушкину не сохранилось, но письма её к брату Дмитрию полны заботой о муже и благополучии семьи.

Печален 1836 год. Травля светской черни, реакционной печати. Увлечение Дантеса переполняло чашу терпения Пушкина. При всей сдержанности поведения его Натальи в обществе светские сплетни сыграли роковую роль. Драма назревала быстро, и выстрелы на Чёрной речке завершили неизбежную развязку...

Пушкин был уверен в невиновности жены, но предвидел нападки и со стороны других людей. Наталье Николаевне пришлось не легко. В Лавре Александра Невского - в Петербурге, где она похоронёна как Ланская, лишь сравнительно недавно появилась табличка с надписью: «Жена Пушкина». (Видеосюжет из Лавры А.Невского.)
V. Выводы. Подведение итогов.
Литература

1. Басина М. Жизнь Пушкина: документально-художественные повести.

СПб.: Азбука. Пушкинский фонд. 1999.

2. Кузнецова А.. Моя Мадонна. М., 1996.

З. Маранцман В. Изучение творчества Пушкина в школе. Библиотека учителя-словесника. М.: ГИЦ «Владос», 1999.





Н.Н.Пушкина - портрет жены А.С.Пушкина




Воронцова Е.К.




Анна Петровна Керн


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока : «Печаль моя полна тобою» iconМетодическая разработка классного часа на тему патриотического воспитания:...
Данная разработка выполнена для проведения классного часа «Моя профессия – моя гордость»

Тема урока : «Печаль моя полна тобою» iconКонспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»
Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского

Тема урока : «Печаль моя полна тобою» iconУрока Тема урока Опорные понятия
А. С. Пушкин(5ч.+2ч р р.). Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики

Тема урока : «Печаль моя полна тобою» iconУрока Тема урока
Роль лите­ратуры в духовной жизни человека. Нацио­нальная самобытность русской литературы

Тема урока : «Печаль моя полна тобою» iconУрока Тема урока Деятельность учащихся Диагностика Задание для самостоятельной
Нрк. Художественный мир литературного произведения. М. С. Фонотов. «Горное озеро»

Тема урока : «Печаль моя полна тобою» iconМетодические рекомендации по проведению урока «Моя малая родина»
Скворцова Ирина Викторовна, к п н., заведующая центром гражданского образования огбоудпоуипкпро

Тема урока : «Печаль моя полна тобою» iconУрока: Тема любви в лирике А. С. Пушкина
Конспект открытого урока, данного перед учителями рмо учителей русского языка и литературы Моргаушского района

Тема урока : «Печаль моя полна тобою» iconТема урока Тип урока
Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь. Оп­ределять материалы и инстру­менты, необходимые для изго­товления изделий

Тема урока : «Печаль моя полна тобою» iconТема урока: Любовная лирика А. С. Пушкина Цель урока
Моу степная средняя общеобразовательная школа Ташлинского района Оренбургской области Горбушиной Валентины Ивановны

Тема урока : «Печаль моя полна тобою» iconКонспект урока. Тема. А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»: история создания; пролог
Программа литературного образования под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (4 урока на эту тему; данный урок – 1)

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции