Скачать 37.15 Kb.
|
Урок литературного чтения в 3 классе Учитель : Карпачева Елена Полеславовна Тема урока: А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер» Задачи урока : продолжить ознакомление с творчеством А.С. Пушкина; Обучение УУД: развивать выразительное чтение , понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя, развиваь память ,мышление,внимание. Пропедевтика: знакомство со словом - антитезис Ход урока 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания 3. Актуализация знаний Речевая разминка : - Прочитайте пословицы и поговорки «жужжащим» чтением. 1) В зимний холод всякий молод. 2) Зима без трёх подзимков не становится. 3) Зимой дороги не уравняешь — метель своё возьмёт. Прочитайте с вопросительной интонацией, затем с утвердительной интонацией. Прочитайте с весёлой интонацией. С грустной. Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл пословиц и поговорок. 4. Самоопределение к деятельности Итак, мы продолжаем читать стихи А.С. Пушкина. - Как вы думаете, о каком времени года мы будем читать ?-(Мы думаем, что стихи будут о зиме.) - Прочитайте стихотворение «Опрятней модного паркета...» самостоятельно. - С чем сравнивается речка, покрытая льдом ? (Речка, покрытая льдом, сравнивается с паркетом.) - С каким настроением мальчики скользят по льду ? (Мальчики изображены очень радостными.) - Какое слово помогает передать звук скользящих коньков ? (Этот звук передаёт слово «звучно».) - Поэту удаётся несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображён первый снег ? Как он назван ? (Мелькает, Вьётся первый снег, Звездами падая на снег.) Прочитайте стихотворение выразительно. Передайте своё радостное настроение при чтении.( Чтение стихотворения учащимися.) 5. Физкульминутка 6. Включение в учебную деятельность. 1. Чтение стихотворения «Зимнее утро» учителем. Зимнее утро Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. Что вам особенно понравилось в стихотворении ? Какие слова были непонятны в тексте ? НЕГА — блаженство; АВРОРА — утренняя звезда; ВЕЧОР — вчера; НЫНЧЕ — сегодня. 7. Продолжение работы по теме Прочитайте стихотворение самостоятельно и попробуйте разделить его на части.(Дети выполняют задание.) - Прочитайте первую часть. (Читают начало стихотворения.) - О чём в ней говорится ? (В первой части поэт увидел чудесный день и будит свою красавицу.) - Прочитайте вторую часть. (Во второй части описывается вечер,как злилась буря,и было очень печально.) - Прочитайте третью часть.( В третей части перед нами предстанет картина природы. Она очень красива: Блестя на солнце снег лежит... И ель сквозь иней зеленеет; И речка подо льдом блестит.) - Прочитайте четвёртую часть.(В этой части перед нами картина комнаты. Она озарена светом затопленной печи. Значит, там тепло и уютно.) - Пятая часть .( В последней части говорится о том, что поэт приглашает героиню прокатится на коне.) - Одинаковым ли тоном вы будете читать всё стихотворение ?( Нет. Сначала громко,выразительно, бодро. Потом с чувством грусти, печали. Затем спокойным,но звонким голосом. А вот последние шесть строчек снова громко, призывно.) - Прочитайте выразительно всё стихотворение. (Выразительное чтение учащимися.) - Ребята. В этом стихотворении мы увидели резкую смену настроения или картин в произведении. Такая резкая замена на противоположное называется антитезой, или противопоставлением. Как вы думаете, почему поэт использует этот приём ? 8.Вывод: (Поэт использует его для яркости образа, для большой силы выражения. Однако как бы оттеняет другое.) 2. «Зимний вечер».Чтение учителем или в записи. Сравните эти два стихотворения Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Одинаковы ли они по настроению ? (Нет, по настроению они не одинаковы. В стихотворении «Зимнее утро» настроение поэта меняется, а в стихотворении «Зимний вечер» оно грустное на всём протяжении.) - Значение каких слов надо уточнить для понимания содержания стихотворения? ВЕРЕТЕНО — Ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым концом; КРОЕТ — покрывает; ЛАЧУЖКА — небольшая, старенькая избушка; ОБВЕТШАЛАЯ КРОВЛЯ — старя, разрушающаяся крыша. - Прочитайте стихотворение самостоятельно и скажите, какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури ? (Звуки [ з ], [ ж ], [ ш ].) - С кем и с чем сравнивает поэт бурю ? (Он сравнивает её со зверем и с ребёнком.) 9. Выводы: - К кому обращается поэт ?(Он обращается к своей няне.) - Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью?(К своей няне он относится с нежностью и любовью.) - Прочитайте стихотворение выразительно.(Выразительное чтение учащимися.) (Чтение по цепочке) 10. Итог урока - Ребята, вернёмся к нашим пословицам и поговоркам, которые мы читали в начале урока. Какие из них можно отнести к прозвучавшим сегодня стихотворениям ? - Какие из стихотворений соответствуют вашему сегодняшнему настроению ? Домашнее задание |
![]() |
Учебно образовательный центр «гармония» г. Милан Список учебной литературы... А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Вот Север, тучи нагоняя», «Опрятней модного паркета…», «Цветок», «Сказка о царе Салтане» |
![]() |
Урок литературного чтения «Особенности передачи настроения в произведениях... «Особенности передачи настроения в произведениях литературы и живописи. А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета» |
![]() |
Стихотворения Сравнительный анализ стихотворений «Зимнее утро» и «Зимний вечер» с точки зрения идейно-тематического содержания |
![]() |
Конспект урока для 6 класса по теме: «Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» Образовательная цель: познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро» |
![]() |
Картины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока:... Продолжить знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина; познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро» |
![]() |
А. С. Пушкин «Зимнее утро» Цель урока: познакомить учащихся с данным стихотворением, сделать его интерпретацию |
![]() |
Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро» Задачи: обобщить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина, расширить круг чтения |
![]() |
Тема: Контраст настроений в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»,выявить контраст настроений внутри произведения |
![]() |
Конспект урока по предмету «час души» тема: «А. С. Пушкин «Зимнее утро» Дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжаем увлекательное путешествие в волшебный мир поэзии. Нас ждет встреча с еще одним классиком... |
![]() |
Тема 1, Техника речи Тренировка дыхания в процессе чтения стихотворных текстов: Пушкин А. С. «19 октября», «Пророк», «Зимнее утро», «Осень», «Я памятник... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |