Скачать 144.96 Kb.
|
Исследовательский проект «Моя Победа» как средство воспитания у школьников чувства сопричастности к Победе советского народа в Великой Отечественной войне ТрофимоваИ.Н. Амеличева Л.Н. 5 декабря 1941 года… События не просто прошлых лет, а прошлого века. Нам, живущим в новом тысячелетии, трудно понять чувства тех, кто в те далекие годы защищал не только наш город, нашу страну, но и помогал сохранить мир в других странах. Говоря о событиях прошлого, мы понимаем, что с каждым годом из нашей памяти навсегда стираются многие страницы истории, в том числе и страницы Великой Отечественной войны. И если поколения 60-х, 70-х, 80-х и даже 90-х годов ещё чувствуют связь с той эпохой, то молодое поколение конца XX века и нового XXI не всегда осознаёт важность свершившегося в те далёкие годы. Не стоит искать виноватых, нужно менять сложившуюся ситуацию. Как жаль, что лишь несколько раз год (в лучшем случае 2 – 3) мы вспоминаем подвиг советских воинов-освободителей, оказываем помощь и уделяем внимание нашим ветеранам, которых с каждым днём остаётся всё меньше. Как жаль, что в нашей стране есть люди, которые привлекают, вовлекают молодёжь в различные нацистские организации и проповедают фашизм. Как жаль, что многие современные родители равнодушны к увлечениям своих детей, равнодушны к своим пожилым родителям. Как жаль, что мы теряем связь с прошлым, а ведь без прошлого нет настоящего и, конечно же, нет будущего. В нашей школе всегда большое внимание уделялось патриотическому воспитанию. Но сначала это были лишь редкие встречи, приуроченные к каким-либо знаменательным датам. Ветераны приходили на часы общения, на праздничные концерты; ребята готовили поздравительные газеты и плакаты, которые развешивали на двери подъездов домов. Однако если учащиеся начальных классов относились к этим встречам с душевной теплотой, неким трепетом, то старшие, хотя и знают о значении Великой Отечественной войны в истории и жизни нашей страны, к беседам с ветеранами относились не как к событию, а как к обычному явлению школьной жизни. Казалось, что нового они не несут ничего. И вот у нас возникла идея: привлечь ребят старших классов к активности на этих встречах с ветеранами, помочь ученикам осознать проблему патриотического равнодушия. Это не должны быть нравоучительные лекции, формальные уроки мужества. На подобных мероприятиях должна быть иная атмосфера. Имея опыт бинарного урока истории и литературы о Бородинском сражении, на котором исторические факты сопоставлялись с эпизодами романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», мы решили погрузить ребят в мир художественных (литературных, музыкальных, кинематографических) образов и исторической науки. Но так как нельзя объять необъятное, мы за основу решили взять события битвы под Москвой. Этому был ряд причин. Во-первых, в 2006 году отмечалось 65-тилетие битвы под Москвой. Во-вторых, наш Северо-Западный округ известен именами таких героев войны как Жуков, Глаголев, Катуков, Тухачевский, Берзарин и других. А в нашем районе Митино одна из улиц носит имя генерала Белобородова. Также хорошо старшеклассникам известна улица Героев Панфиловцев и тот подвиг, который совершила дивизия Панфилова, не допустив врага к Москве. Опросив учащихся, мы пришли к выводу, что если историю Великой Отечественной войны в целом они знают, в том числе и битву под Москвой, то о событиях, что происходили на территории округа и района, им известно мало. Большинство из опрошенных не смогли ответить, почему столько имён героев войны в названиях улиц округа. Несколько затруднил старшеклассников вопрос о литературных, музыкальных и кинематографических произведениях. Они назвали много стихотворений, песен и фильмов военных лет и о войне, но это были лишь традиционные, хорошо известные большинству произведения. На первом поисковом этапе работы мы предложили ребятам определиться с предметным направлением – история или литература – и подбирать материал, связанный с битвой под Москвой, с событиями, происходящими на территории района, используя различные источники информации. В течение пяти – семи дней ребята приносили материал, мы его просматривали, отбирали с инициативной группой интересные факты. Затем на втором этапе сформировали группы историков и литераторов, приблизительно по 7 – 10 человек, и две – три мобильные инициативные группы. Каждый получил задание: - историки: обобщить и систематизировать подобранный материал о ходе битвы под Москвой, боевых действиях на Волоколамском направлении и непосредственно в районе деревни Митино, где сейчас расположен микрорайон Митино; - литераторы: обобщить материал подобранных литературных произведений, сделать выборку стихов, цитат, отрывков и т. п.; - мобильные группы: подобрать необходимый видео- и аудиоматериал, создать компьютерную презентацию. Группы работали под руководством учителей, которые формировали сценарий, продумывали работу всех групп во время представления проекта, готовили вопросник-тест, проводили консультации. Учителя составляли речь, подбирали слова, с которыми хотели обратиться к детям и гостям, чтобы привлечь внимание к намеченной проблеме, хотелось создать атмосферу не урока, а совместного творческого научного исследования. К нам подключился учитель музыки О.И. Осипенко, который помог с музыкальным оформлением. Не малую роль сыграли родители: они нашли газеты военного времени, помогли сделать их ксерокопии, чтобы можно было их использовать при защите проекта. На мероприятие заранее были приглашены ветераны, представители муниципалитета. Вся подготовка заняла примерно 3 – 4 недели, но это было время плодотворной совместной работы. За день – два до мероприятия мы провели с группами репетицию, чтобы отработать последовательность их выступлений. Нам не хотелось, чтобы между частями были паузы, необходимо было добиться «единого дыхания» происходящего. Защита проекта проводилась в актовом зале школы. Ребята заходили в зал и рассаживались по группам, приглашённые гости объединялись с учениками. Отдельно, на сцене, размещались ведущие группы литераторов и историков. Открывал мероприятие учитель литературы стихотворным отрывком: Война! Жесточе нету слова! Война! Страшнее нету слова! И на устах у всех иного Уже не может быть и нет! (А.Твардовский) Далее учитель истории рассказывала о пережитом в годы войны ее мамой, которая тогда была ребенком: «Я знаю о мучениях ребенка в годы войны не понаслышке. Моя мама была в концлагере у фашистов. Боль за страдания моей мамы – у меня в сердце. Но как донести эти переживания, этот страх и ужас войны, которая НИКОГДА НЕ ДОЛЖНА ПОВТОРИТЬСЯ, до вас, до молодых, последующих поколений, которые уже не увидят и не услышат наших ветеранов?! Если не помнить, не вспоминать, то ВДРУГ… вдруг все ПОВТОРИТСЯ?» Затем мы познакомили участников с программой мероприятия. Программа исследовательского проекта, посвященного 65-летию битвы под Москвой
Условные обозначения: понравилось, интересно, затронуло, полезно, произвело впечатление; интересно, но не очень понравилось, неэмоционально; не понравилось, не произвело впечатления Всем участникам предлагалось в ходе самого мероприятия фиксировать в графе «Примечания» свое отношение к происходящему, используя условные обозначения. Первый пункт в программе – это работа со специальным вопросником. На вопросы предстояло ответить дважды: до начала основной работы, ответы необходимо занести в графу № 1, и после представления проекта, для этих ответов графа № 2. Вопросник
После выполнения организационного этапа работы, мы перешли к основному сценарию. Тебе не раз враги грозили, Тебя сметали – не смели, Любовь моя, земля Россия, Тебя порушить не могли. Тебя топтали – не стоптали, Тебя сжигали – не сожгли. Мы все с тобою испытали, И даже больше, чем могли. (А.Софронов, «Россия») Нам было важно научить тех ребят, которым предстояло выступить перед сверстниками и взрослыми, донести до слушателей, будь то проза, лирика или научные данные, эмоциональный заряд, глубочайший смысл того, о чем они рассказывали. Ученикам это умение, как и умение слушать, пригодится в дальнейшем. Зрители были вовлечены в активное слушание. Во время выступления групп историков и литераторов на экране демонстрировались презентации, в которых назывались названия и авторы произведений, исторические сведения, цитаты, а также демонстрировались отрывки из документальных и художественных фильмов о Великой Отечественной войне (кинофрагмент о нападении Германии на Советский Союз, к/ф «А зори здесь тихие» и др.). Звучали стихи А. Софронова, М. Исаковского, В. Туркина, неизвестных авторов военных лет, отрывки из художественных произведений А. Бека, музыка и песни военных лет, современные песни о войне («Священная война», «Москвичи», «Ты же выжил солдат»), отрывки документальной хроники из газет 1941 – 1943г. Под Москвою синь и стынь. Ветер стонет в рощах. Вьюга белые холсты В прорубях полощет. Под Москвой в седых дымах Всюду вражьи станы. Под Москвою шьет зима Оккупантам саван Взрывом раненный закат Пал на вечер стылый. Поднимает в бой солдат Генерал Панфилов. У солдат над головой Белый снег вихрастый. За Москву Бой под Москвой… И стояли насмерть. (Неизвестный автор) Кто-то родом из детства… Я – из войны, Из блокадного бедствия, из глубины, Влюблена была в небо, но небо меня Обмануло нелепо. Среди белого дня С неба падали бомбы, разрушали дома, Поднялась из обломков, как – не знаю сама. А друзья не успели. Мне жалко друзей. Хорошо они пели в первой роте моей. Были родом из детства все друзья у меня, Не могу я согреться без них у огня. (Г. Беднова) Ребятам было предложено познакомиться с «Памяткой», которая выдавалась каждому фашистскому солдату: «У тебя нет сердца и нервов. На войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость о сострадании – убивай! Ты – германец; как подобает германцу, уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути, думай всегда о возвышенном, о фюрере, и ты победишь! Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир!», - и сделать свои выводы о том, что поддерживало на войне советских защитников и что пропагандировалось фашистским солдатам. Очень приятно, что во время выступлений не было перешептываний; особенно удивило, как ветераны, представители Управы Митино и ученики согласованно работали, не мешая другим, помогая друг другу в спорных вопросах, ведь это были представители разных возрастных групп и социального статуса, в жизни которым не всегда удаётся найти общий язык. Я никогда не видела войны И ужаса ее не представляю, Но то, что мир наш хочет тишины, Сегодня очень ясно представляю. Спасибо вам, что нам не довелось Представить и узнать такие муки. На вашу долю это все пришлось – Тревоги, голод, холод и разлуки. Спасибо вам за солнца яркий свет, За радость жизни в каждом миге нашем, За трели соловья, и за рассвет, И за поля цветущие ромашек. Эти стихотворные строки неизвестного автора как нельзя лучше передавали мысли и чувства большинства сидящих в зале: и детей, и уже взрослых людей. По окончании работы выступили ветераны, гости. Завершали исследовательскую работу слова учителей истории и литературы: - Наш исследовательский проект, посвященный 65-летию битвы под Москвой, завершен. - Большое спасибо за внимание, за помощь, и пусть никогда нам не придется пережить события тех лет, не узнать, что такое война: Это – изо дня в день лишь блиндажный песок Да слепящие вспышки ночного обстрела; Это – боль головная, что ломит висок; Это – юность моя, что в окопах истлела; Это – грязных, разбитых дорог колеи; Бесприютные звезды окопных ночевок; Это – кровью омытые письма мои, Что написаны криво на ложе винтовок. (А. Западворов, «Война») После этого ребятам вновь было предложено обратиться к вопроснику-тесту, в котором они ответили еще раз на те же вопросы по истории и литературе, но уже получив новые знания. По окончании мероприятия при выходе из зала ребята заполняли анкету. Дорогие ребята! Спасибо, что приняли участие в нашем исследовательском проекте. Пожалуйста, напишите, какие мероприятия необходимо проводить, чтобы передать молодому поколению знания, переживания, чувства прошедших событий. Отметьте те мероприятия, которые были бы интересны вам, и дополните перечень.
Анализируя результаты вопросника-теста и заполненные листы программы защиты проекта, мы пришли к следующим выводам:
Таким образом, мы пришли к выводу, что проведённое мероприятие достигло своих целей, что такая работа нужна и полезна. В процессе такой деятельности ребята учатся работать с различными источниками информации, выступать перед публикой, слушать выступающих, работать в группах разного состава. И самое главное, дети сами пришли к выводу о необходимости таких мероприятий. Источники для подготовки проекта: «Битва за Москву у Северо-западных ворот» ТИИЦ, - Москва, 2001г. «Большой сюрприз для «классной» компании», - Ярославль, 2004г. «Великая Отечественная война в лирике и прозе», «Дрофа», - Москва, 2002 г. «Великая Отечественная война 1941 – 1945г.г.) - сборник документальных фильмов: видеостудия «КВАРТ» «А зори здесь тихие» - х/ф, реж. С. Ростоцкий, киностудия им. М. Горького, 1972г. «История СССР», учебник под редакцией Ю.С. Кукушкина, «Просвещение», - Москва, 1988г. «Классный руководитель», журнал №1, №2, 2006 г. «Поурочные разработки по русской литературе» Н. В. Егорова, «Вако», - Москва, 2006 Копии газет военных лет Музыкальное сопровождение: «Ты же выжил, солдат!» М. Агашин, В. Мигуля; «Реквием», А. Моцарт; «Священная война» В.Лебедев-Кумач, А.Александров; «Москвичи», Е. Винокуров. Оборудование: компьютер, видеомагнитофон, мультимедийный проектор. |
На областной конкурс «растим патриотов россии», посвящённый 70-й... История музея боевой и трудовой славы имени маршала Советского Союза Г. К. Жукова маоу сош №15 неразрывно связана с историей школы,... |
Мероприятия, посвященные Дню Воинской Славы России – Дню Победы Советского... |
||
Положение о конкурсе сочинений, посвященном победе России в Отечественной войне 1812 года Отечественной войне 1812 года, воспитания у учащихся понимания войны как сложного общественного явления, охватившего все стороны... |
Немало книг написано о грозном и славном для нашего народа пятилетии... Великой Отечественной войны, но как много подвигов советских людей и поныне остаются еще неизвестными, сколько примеров героической... |
||
Александр Твардовский (1910-1971) «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю,... «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…» Поэтизация подвига в Великой Отечественной войне простых солдат, павших «на безымянных... |
14. 00 Научно практическая конференция, посвященная 70-й годовщине... Научно – практическая конференция, посвященная 70-й годовщине освобождения города Феодосии и Крыма от фашистких захватчиков в Великой... |
||
Реферат По истории России на тему: Сталинградская битва По этому мы сочли необходимым вспомнить события тех лет в этом реферате, а именно, вспомнить битву, ставшую переломной в Великой... |
Положение о муниципальном этапе конкурса чтецов На конкурс предлагаются к исполнению тексты произведений, посвящённых Великой Отечественной войне, в том числе |
||
Концептуальное своеобразие чувашской художественной прозы о великой отечественной войне Охватывает и маленькие чувашские деревни, и кремлевский быт, документальные эпизоды и лица. В чувашской прозе о войне в основном... |
Урок №1 Тема Тема. М. А. Шолохов «Судьба человека». Трагическая судьба одного человека как воплощение трагедии всего народа во время Великой Отечественной... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |