Технология развития критического мышления




Скачать 68.78 Kb.
НазваниеТехнология развития критического мышления
Дата публикации25.05.2014
Размер68.78 Kb.
ТипРеферат
literature-edu.ru > Военное дело > Реферат
Технология развития критического мышления

(на примере уроков литературного чтения по образовательной системе «Школа 2100», авторы Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, 2 класс)
Идея: культура развития критического мышления нова для России. С изменением социально-политической ситуации в стране востребован другой идеал человека, способного критически оценивать ситуацию, креативно мыслить.

Цель: формирование умения критически мыслить, т.е. уметь работать с разнообразной информацией: находить, отбирать в её контексте возникающих задач, анализировать и оценивать её, формулировать обоснованные выводы и принимать решения.

Организация: интерактивная работа в парах, малых группах, дискуссии, деловое общение, диалог, коллективный поиск на основе наблюдения.

Признаки:

1.Критическое мышление есть мышление самостоятельное, и носит индивидуальный характер.

2.Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

3.Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

5.Критическое мышление всегда существует в ситуации полилога, дискуссии, оппонирования.

Результативность: технология позволяет создать условия, в которых учащийся учится работать самостоятельно, задавать вопросы себе и другим, порождать свои смыслы и идеи, обосновывать и обсуждать их в дискуссиях, выслушивать мнение другого, критически относиться к мнению автора или оппонента, осуществлять рефлексию своей деятельности.


Этапы технологии развития критического мышления

  1. Организационный момент

  2. Актуализация усвоенного материала, уровня социализации. Стадия «Вызов».

  3. Критическое осмысление усвоенного материала. Стадия «Осмысление».

  4. Введение нового материала на основе приёма «чтение с пометами на полях».

  5. Рефлексия усвоенного ранее и нового материала.

  6. Домашнее задание.

Описание методики.

Завершив оргмомент, учитель проводит актуализацию усвоенного материала, необходимого для темы данного урока. Далее учащимся предлагается небольшой текст, объём и сложность которого определяются степенью подготовленности учащихся. Целесообразнее предлагать авторские тексты, так как с автором можно начать вести диалог, понимать и обсуждать его мысли и идеи. До начала чтения учащиеся предполагают содержание текста по его названию, иллюстрации, литературному жанру, ключевым словам и т.д. (стадия «Вызов»).

Тема: «Как петух лису обманул» (латышская сказка)

Задание: прочитай название и ключевые слова к сказке. Предположи, каким будет её содержание.

Петух-задира

Старуха

Соседки

Выгнала

Обиделся

Лиса

Сосед

Бранить

След простыл

Решила с людьми

Не разговаривать

Важно выслушать все имеющиеся мнения, дать учащимся возможность поразмыслить, убедить в том, что они могут высказывать любые мнения, не рискуя быть высмеянными. Если учащиеся высказывают противоположные мнения, учителю важно зафиксировать их письменно на доске. В дальнейшем это будет способствовать развитию дискуссии. Учитель может задавать вопросы, создавать проблемные ситуации. Трудность вопросов является стимулом к поиску ответов в тексте. Учащиеся проходят стадию «Осмысления».

Тема: «Сказка про Илью Муромца»

Задание: Сравните богатырскую сказку и былину. Заполните таблицу.

Особенности

Былина

Богатырская сказка

1.Что лежит в основе.







2.Герои.







3.Построение.







4.Волшебные силы и персонажи.







5.Есть ли гипербола (сильное преувеличение с целью усиления впечатления)







6.Песенный характер.







7. Язык.







8.Троекратный повтор.







9.Автор.








Затем учащиеся приступают к чтению текста с карандашом в руках. Новая информация анализируется и классифицируется по предложенной учителем системе маркировки (пометок). Вопросы, возникающие у учащихся в процессе изучения текста, записываются в рабочую тетрадь, так как помогают подготовиться к анализу и обсуждению сути задания. Чтение продолжается не более 7 минут. Используется маркировка (пометы на полях) фрагментов текста:

«V» - знаю, согласен

«-» - противоречит моим первоначальным представлениям, не согласен

«?» - хочу узнать, есть вопросы

«+» - новое знание

Пометки помогают организовать понимание учащихся, включить их в диалог с автором. На основе пометок может быть составлена маркировочная таблица: «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал новое», «Вопросы». Такая таблица заполняется каждым учащимся индивидуально. Для более глубокого осмысления текста и удобства чтения в логике критического мышления тексты делятся на несколько смысловых фрагментов.

После прочтения текста необходимо сравнить те обобщения, которые были сделаны учащимися на основе прочитанного текста с суждениями и предположениями до чтения. Необходимо отметить, какие из них подтвердились, какие опроверглись, какое новое знание приобрели.

На этапе рефлексии учитель выступает в качестве организатора рефлексии учащихся. Учитель предлагает обдумать собственное отношение к теме, проблеме. Можно использовать приём «синквейн» (пятистишье).

Описание приёма «синквейн».

Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);

2.Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными);

3.Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4.Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение пишущего к теме.

5.Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Общая схема:

1.Название (обычно существительное).

2.Описание (обычно прилагательное).

3.Действия

4.Чувство (фраза)

5.Повторение сути

Пример синквейна:

1.Сказка

2. Анималистическая, весёлая

3. Животные думают, разговаривают, соревнуются

4. Ум и находчивость дороже силы.

5.Волшебство!
В конце урока, каждый учащийся должен задать себе несколько рефлексивных вопросов:

-Что теперь я думаю о данной теме, проблеме?

-Как полученная информация согласовывается с той, которая имелась по теме, проблеме?

-Что я могу делать иначе, после получения новой информации.

Критичность мышления отражается в показателях:

1.Оценка (где ошибка?)

2.Диагноз (в чём причина?)

3. Самоконтроль (чем неудовлетворенны, в чём недостатки?)

4. Критика (согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы)

5.Прогноз (спрогнозируйте последствия)

В целом данная технология позволяет создать условия для самостоятельной работы учащихся, осуществления рефлексии собственной деятельности, формирует умение работать с понятиями, анализировать, классифицировать получаемую информацию.
Список литературы

1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. 2-й класс («Маленькая дверь в большой мир»). В 2-х ч.- М.: Баласс; Школьный дом, 2011. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).

2.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению. 2-й класс («Маленькая дверь в большой мир»). В 2-х ч.- М.: Баласс; Школьный дом, 2011. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).
3.Иванов Д.А. Ключевые компетенции и профессиональный портрет современного учителя. – М.: УЦ «Перспектива», 2011.- 56с.

4.Шевченко, Н. И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. - М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2008. - 208с. – ISBN 978-5-94853-924-9.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Технология развития критического мышления iconЛитература Рекомендательный список литературы по теме «Технология...
Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004

Технология развития критического мышления iconПриемы развития критического мышления
Цель: Определить понятие "критическое мышление", научиться создавать условия для формирования навыков мыслительной деятельности учащихся;...

Технология развития критического мышления iconКонспект урока литературы в 11 классе Составитель: Щупачко Н. С
Технологии:, технология проблемно-диалогического обучения, элементы технологии развития критического мышления, икт

Технология развития критического мышления iconУрока Деятельность учащихся Тема «Имя числительное как часть речи»
Икт, здоровьесберегающие технологии, технология критического мышления через чтение и письмо, тестовые технологии, информационно-коммуникативные...

Технология развития критического мышления iconУрок литературы в формате технологии развития критического мышления. Тема: «испытание любовью»
...

Технология развития критического мышления icon«О реализации опытно-экспериментальной работы педагогов школы в 2011-2012...
Тлеющих мыслей других людей находить свою собственную. (М. М. Пришвин). И как должно быть трудно ученику в современном учебном процессе...

Технология развития критического мышления iconОпыта
Цель опыта: создание условий для формирования ключевых компетентностей обучающихся на уроках биологии посредством применения в учебном...

Технология развития критического мышления iconКонкурсная научная работа
Анализ подходов к сущностному пониманию критического мышления в отечественных и зарубежных исследованиях

Технология развития критического мышления iconМетодическое пособие «Школьный урок»
Автор проекта: Васильев Ю. А. – директор сш №2, международный тренер проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо»,...

Технология развития критического мышления iconЗаседание мо : -анализ работы шмо учителей русского языка и литературы за 2012-2013 учебный год
«а» классе «Использование технологии критического мышления на уроках русского языка»; его анализ

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции