Текст выступления на тему
«Миротворчество - нравственная миссия воина»
Роберт Деккер, нахимовец 9 класса
Руководитель:
Прозорова Н.В., преподаватель предмета
«Мировая художественная культура»
Год 70-летия полного освобождения Ленинграда отфашисткой блокады, 270-летия со Дня рождения флотоводца Федора Ушакова, год Олимпиады в Сочи – праздника мира - одновременно является годом памяти о начале Первой мировой войны, годом малых войн и противостояний в современном мире. Тема войны и мира на земле и внутри человекаактуальна во все времена.
|
2
|
Тема моей работы «Миротворчество - нравственная миссия воина». Я предположил, что нравственная миссия военного человека - не преумножать войну, а нести мир. Формируется она в процессе вызревания мирного духа как устойчивого нравственного качества воина, воспитания нацеленности на установление и сохранение и защиту мира.
Цель исследования – определить место миротворчества в своде ценностей военного человека.
|
3
|
Для достижения этой цели я определил задачи: выделить воспитательные предпочтения в формирования воина на примере первой в истории человечества работы на эту тему,
|
4
|
определить степень важности формирования мирного духа в воспитании будущего защитника на примере детства Александра Невского и Федора (Ушакова),
|
5
|
проследить изменения в отношении к войне и миру человека, прошедшего Великую Отечественную войну - ветерана Владимира Антоновича Кривобокова.
|
6
|
Методы работы:
экспедиция на родину воинов Александра Невского в Переславль-Залесский и Федора Ушакова в село Бурнаково Рыбинского района Ярославской области:
изучение среды, в которой росли почитаемые воины России,
общение с краеведами,
изучение материалов музея Александра Невского в Переславле-Залесском, Федора Ушакова – в Тутаеве.
|
7
|
изучение литературы:
Платон «Государство»,
Виктор Кривобоков «Пособие по олимпийскому образованию».
|
8
|
интервью с воином-спортсменом подполковником Кривобоковым.
|
9
|
В работе «Государство» Платон выводит формулу раннего военного воспитания «тело следует обучать гимнастическому искусству, а душу - для развития ее добродетели – мусическому», при этом «мусическое … предшествует гимнастическому». Познание наук – фундамент для овладения этими искусствами. Но превыше всего - духовное начало: религия и нравственность.
|
10
|
Благодаря мусическому искусству, по мнению Платона, должны сформироваться основные качества воина - рассудительность, мужество и “божественный страх”. В качестве средств мусического воспитания Платон называет сочинения о добродетелях и подвигах, ораторское искусство, театр, песнопения хором, игру на музыкальных инструментах, хороводы и мирные пляски, поскольку они воспитывают в человеке необходимые нравственные качества и являются символом единства и единения всех граждан. В результате этого должен сформироваться мирный дух.
|
11
|
Благодаря гимнастическому воспитанию Платон хотел сделать из своих граждан здоровых, физически развитых, подготовленных в военном отношении. Основная задача физического воспитания - подготовка гражданина к военным действиям посредством развития и тренировки тела. Но первенство духовного над физическим Платон определяет и здесь – тренировка тела осуществляется на основе развития мужества – нравственного качества.
|
12
|
Платон настаивал на сохранении баланса между мусическим и гимнастическим. Он предупреждал, что если убрать гимнастическое, воин не сможет быть защитником, а если убрать мусическое, воин станет крайне агрессивным.
|
13
|
Особое внимание в воспитании воина Платон уделял игре. По мнению мыслителя игра дает возможность состязаться в мирном действии и отвлекает от желания воевать реально. Особенное внимание он уделял Олимпийским играм, участие в которых считал необходимым для воинов. Сам Платон вошел в историю Олимпийских игр, потому что ему удалось дважды стать победителем в рукопашном бою.
|
14
|
Обратимся к более позднему примеру. Образ традиционного русского образования воина-княжича интересно описан в «Житии Александра Невского». С рождения мальчик помимо изучения ратного дела, наук воспитывается нравственно. Формирование мирного духа связано с воспитанием веры, почитанием родителей, уважением к памяти предков, доброго отношения к людям. В молитвах, песнях, устных текстах (например, в «Поучении Владимира Мономаха»), которые повторяет Александр, мысли о любви и мирной жизни являются центральными. Мир для подрастающего воина с младенчества – безусловная ценность. Став взрослым, свою роль, как воина, он привыкает связывать с защитой мира.
|
15
|
Федор Ушаков в младенчестве воспитывается в строгой нравственности. Возбуждённый примерами родных - отца, дяди – офицера, а затем монаха Феодора, - он воинскую службу рассматривает как «ратный труд во имя мира». Наделенный врождённым бесстрашием характера (с 7 лет он ходит на медведя), в 16-летнем возрасте Федор, как наиболее сильный, попадает на флот и становится непобедимым флотоводцем.
|
16
|
В воспитании обоих воинов первостепенны образы семьи, дома, храма, природы. Они возвышают душу, побуждают ценить мир.
Итог ратной службы и подвигов святых воинов Александра и Федора известен. Они одерживали победы, устанавливали мир, удостаивались почтения своего народа, уважения противника и почитания потомков.
|
17
|
В практической части работы мною было проведено интервью с Владимиром Антоновичем Кривобоковым - человеком, родным которого в годы Великой Отечественной войны трижды пришла похоронка, фамилия которого среди имен павших на трех памятниках: под Сталинградом, на Прохоровском поле и на Днепре.
|
18
|
После трех тяжелых ранений он участвовал в освобождении Австрии и Венгрии, а после войны поступил в Военный институт физкультуры, стал четырехкратным чемпионом Вооруженных Сил по акробатике и метанию гранаты, тренером и постановщиком всех спортивных праздников, в том числе Олимпийских игр в Москве 1980 года. Всю жизнь после 1945 года спортсмен-воин посвятил олимпийскому движению как убедительному средству борьбы за мир.
|
19
|
Владимир Антонович дал интервью и помог ответить на главные вопросы работы. Среди нравственных качеств воина первыми он называет доброту и мужество. Среди ценностей: дом, Родину, мир. На вопрос о миссии воина отвечает цитатой из своей книги «Пособие по олимпийскому образованию»: «Основоположник олимпийской педагогики Платон – соединил в едином образе воина, атлета и гуманитария. Цель воина – не война. Цель воина – мир. Его состязательный дух должен реализоваться в спорте. Чем больше спорта – тем больше мира. Чем больше мира – тем меньше войны».
|
16
|
В процессе работы я пришел к выводу о том, что миротворчество – это нравственная миссия воина. Военный человек знает войну, цену войны и способы защиты мира от войны. И поэтому военного человека надо воспитывать в мирном духе.
Мы, нахимовцы, имеем возможность унаследовать победный путь воинов-миротворцев. У нас есть время – 7 лет детства и юности и 7 помощников личностного роста – традиции, наставники, братство, великие примеры, море, собственные мечты и великий опыт человечества.
|
17
|
|