Сборник статей (1914 1917) Мировая опасность I. Психология русского народа Душа России




Название Сборник статей (1914 1917) Мировая опасность I. Психология русского народа Душа России
страница 1/27
Дата публикации 07.10.2014
Размер 3 Mb.
Тип Сборник статей
literature-edu.ru > Военное дело > Сборник статей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

www.koob.ru

Бердяев Николай. Судьба России

Сборник статей (1914 - 1917)

Мировая опасность

I. Психология русского народа

Душа России

О "вечно-бабьем" в русской душе

Война и кризис интеллигентского сознания

Темное вино

Азиатская и европейская душа

О власти пространств над русской душой

Централизм и народная жизнь

О святости и честности

Об отношении русских к идеям

II. Проблема национальности

Национальность и человечество

Национализм и мессианизм

Национализм и империализм

Конец Европы

Задачи творческой исторической мысли

Славянофильство и славянская идея

Космическое и социологическое мироощущение

III. Души народов

Судьба Парижа

Русская и польская душа

Религия германизма

IV. Психология войны и смысл войны

Мысли о природе войны

О жестокости и боли

О правде и справедливости в борьбе народов

Движение и неподвижность в жизни народов

О частном и историческом взгляде на жизнь

V. Психология политики и общественности

Об отвлеченности и абсолютности в политике

Слова и реальности в общественной жизни

Демократия и личность

Дух и машина
Мировая опасность

(Вместо предисловия)
С горьким чувством перечитывал я страницы сборника статей, написанных

за время войны до революции. Великой России уже нет, и нет стоявших перед

ней мировых задач, которые я старался по-своему осмыслить. Война внутренно

разложилась и потеряла свой смысл. Все переходит в совершенно иное

измерение. Те оценки, которые я применял в своих опытах, я считаю внутренно

верными, но неприменимыми уже к современным событиям. Все изменилось вокруг

в мире, и нужны уже новые реакции живого духа на все совершающееся. Эти

новые реакции нужны и для духа, оставшегося верным своей вере, своей идее.

Не вера, не идея изменилась, но мир и люди изменили этой вере и этой идее. И

от этого меняются суждения о мировых соотношениях. Ни одна из задач мировой

войны не может быть положительно разрешена, и прежде всего не может быть

разрешен восточный вопрос. Выпадение России из войны - факт роковой для

судьбы войны. И роковой смысл этого выпадения я вижу даже не в том, что он

дает перевес враждебной нам стороне. Смысл этого события лежит глубже.

Русское падение и бесчестье способствовало военным успехам Германии. Но

успехи эти не слишком реальны, в них много призрачного. Германские победы не

увеличили германской опасности для мира. Я даже склонен думать, что

опасность эта уменьшается. Воинственный и внешне могущественный вид Германии

внушает почти жалость, если всмотреться глубже в выражение германского лица.

Германия есть в совершенстве организованное и дисциплинированное бессилие.

Она надорвалась, истощилась и принуждена скрывать испуг перед собственными

победами. Ее владычество над огромной таинственной хаотической стихией, в

прошлом именовавшейся Великой Россией, не может не пугать ее. Она не в силах

совладать с больным и павшим колоссом. Она должна будет отступить перед ним,

истощив свои силы. Силы германского народа истощаются все более и более, как

и силы всех народов Европы. И ныне перед европейским миром стоят более

страшные опасности, чем те, которые я видел в этой войне. Будущее всей

христианской культуры старой Европы подвергается величайшей опасности. Если

мировая война будет еще долго продолжаться, то все народы Европы со старыми

своими культурами погрузятся во тьму и мрак. С Востока, не арийского и не

христианского, идет гроза на всю Европу. Результатами войны воспользуются не

те, которые на это рассчитывают. Никто не победит. Победитель не в состоянии

уже будет пользоваться своей победой. Все одинаково будут побеждены. Скоро

наступит такое время, что все равно уже будет, кто победит. Мир вступит в

такое измерение своего исторического бытия, что эти старые категории будут

уже неприменимы.

Все время войны я горячо стоял за войну до победного конца. И никакие

жертвы не пугали меня. Но ныне я не могу не желать, чтобы скорее кончилась

мировая война. Этого должно желать и с точки зрения судьбы России, и с точки

зрения судьбы всей Европы. Если война еще будет продолжаться, то Россия,

переставшая быть субъектом и превратившаяся в объект, Россия, ставшая ареной

столкновения народов, будет продолжать гнить, и гниение это слишком далеко

зайдет к дню окончания войны. Темные разрушительные силы, убивающие нашу

родину, все свои надежды основывают на том, что во всем мире произойдет

страшный катаклизм и будут разрушены основы христианской культуры. Силы эти

спекулируют на мировой войне, и не так уж ошибочны их ожидания. Всей Европе

грозит внутренний взрыв и катастрофа, подобная нашей. Жизнь народов Европы

будет отброшена к элементарному, ей грозит варваризация. И тогда кара придет

из Азии. На пепелище старой христианской Европы, истощенной, потрясенной до

самых оснований собственными варварскими хаотическими стихиями, пожелает

занять господствующее положение иная, чужая нам раса, с иной верой, с чуждой

нам цивилизацией. По сравнению с этой перспективой вся мировая война есть

лишь семейная распря. Теперь уже в результате мировой войны выиграть,

реально победить может лишь крайний Восток, Япония и Китай, раса, не

истощившая себя, да еще крайний Запад, Америка. После ослабления и

разложения Европы и России воцарится китаизм и американизм, две силы,

которые могут найти точки сближения между собой. Тогда осуществится

китайско-американское царство равенства, в котором невозможны уже будут

никакие восхождения и подъемы.

Русский народ не выдержал великого испытания войны. Он потерял свою

идею. Но испытания этого может не выдержать и вся Европа. И тогда может

наступить конец Европы не в том смысле, в каком я писал о нем в одной из

статей этой книги, а в более страшном и исключительно отрицательном смысле

слова. Я думал, что мировая война выведет европейские народы за пределы

Европы, преодолеет замкнутость европейской культуры и будет способствовать

объединению Запада и Востока. Я думал, что мир приближается путем страшных

жертв и страданий к решению всемирно-исторической проблемы Востока и Запада

и что России выпадет в этом решении центральная роль. Но я не думал, что

Азия может окончательно возобладать над Европой, что сближение Востока и

Запада будет победой крайнего Востока и что свет христианской Европы будет

угасать. А это ныне угрожает нам. Русский народ не захотел выполнить своей

миссии в мире, не нашел в себе сил для ее выполнения, совершил внутреннее

предательство. Значит ли это, что идея России и миссия России, как я ее

мыслю в этой книге, оказалась ложью? Нет, я продолжаю думать, что я верно

понимал эту миссию. Идея России остается истинной и после того, как народ

изменил своей идее, после того, как он низко пал. Россия, как Божья мысль,

осталась великой, в ней есть неистребимое онтологическое ядро, но народ

совершил предательство, соблазнился ложью. В опытах по психологии русского

народа, собранных в этой книге, можно найти многое, объясняющее происшедшую

в России катастрофу. Я чувствовал с первых дней войны, что и Россия и вся

Европа вступают в великую неизвестность, в новое историческое измерение. Но

я верил и надеялся, что в решении таинственных судеб человечества Великой

России предстоит активная и творческая роль. Я знал, что в русском народе и

в русской интеллигенции скрыты начала самоистребления. Но трудно было

допустить, что действие этих начал так далеко зайдет. Вина лежит не на одних

крайних революционно-социалистических течениях. Эти течения лишь закончили

разложение русской армии и русского государства. Но начали это разложение

более умеренные либеральные течения. Все мы к этому приложили руку. Нельзя

было расшатывать исторические основы русского государства во время страшной

мировой войны, нельзя было отравлять вооруженный народ подозрением, что

власть изменяет ему и предает его. Это было безумие, подрывавшее возможность

вести войну.

Теперь уже иная задача стоит перед нами, да и перед всем миром. Русская

революция не есть феномен политический и социальный, это прежде всего

феномен духовного и религиозного порядка. И нельзя излечить и возродить

Россию одними политическими средствами. Необходимо обратиться к большей

глубине. Русскому народу предстоит духовное перерождение. Но русский народ

не должен оставаться в одиночестве, на которое обрекает его происшедшая

катастрофа. Во всем мире, во всем христианском человечестве должно начаться

объединение всех положительных духовных, христианских сил против сил

антихристианских и разрушительных. Я верю, что раньше или позже в мире

должен возникнуть "священный союз" всех творческих христианских сил, всех

верных вечным святыням. Начнется же он с покаяния и с искупления грехов, за

которые посланы нам страшные испытания. Виновны все лагери и все классы.

Исключительное погружение Европы в социальные вопросы, решаемые злобой и

ненавистью, есть падение человечества. Решение социальных вопросов,

преодолевающее социальную неправду и бедность, предполагает духовное

перерождение человечества. Целое столетие русская интеллигенция жила

отрицанием и подрывала основы существования России. Теперь должна она

обратиться к положительным началам, к абсолютным святыням, чтобы возродить

Россию. Но это предполагает перевоспитание русского характера. Мы должны

будем усвоить себе некоторые западные добродетели, оставаясь русскими. Мы

должны почувствовать и в Западной Европе ту же вселенскую святыню, которой и

мы сами были духовно живы, и искать единения с ней. Мир вступает в период

длительного неблагополучия и великих потрясений. Но великие ценности должны

быть пронесены через все испытания. Для этого дух человеческий должен

облечься в латы, должен быть рыцарски вооружен.

В статьях этих я жил вместе с войной и писал в живом трепетании

события. И я сохраняю последовательность своих живых реакций. Но сейчас к

мыслям моим о судьбе России примешивается много горького пессимизма и острой

печали от разрыва с великим прошлым моей родины.

I. Психология русского народа
Душа России
I

Мировая война остро ставит вопрос о русском национальном самосознании.

Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку

России, понять идею России, определить ее задачу и место в мире. Все

чувствуют в нынешний мировой день, что Россия стоит перед великими мировыми

задачами. Но это глубокое чувство сопровождается сознанием неопределенности,

почти неопределимости этих задач. С давних времен было предчувствие, что

Россия предназначена к чему-то великому, что Россия - особенная страна, не

похожая ни на какую страну мира. Русская национальная мысль питалась

чувством богоизбранности и богоносности России. Идет это от старой идеи

Москвы как Третьего Рима, через славянофильство - к Достоевскому, Владимиру

Соловьеву и к современным неославянофилам. К идеям этого порядка прилипло

много фальши и лжи, но отразилось в них и что-то подлинно народное, подлинно

русское. Не может человек всю жизнь чувствовать какое-то особенное и великое

призвание и остро сознавать его в периоды наибольшего духовного подъема,

если человек этот ни к чему значительному не призван и не предназначен. Это

биологически невозможно. Невозможно это и в жизни целого народа.

Россия не играла еще определяющей роли в мировой жизни, она не вошла

еще по-настоящему в жизнь европейского человечества. Великая Россия все еще

оставалась уединенной провинцией в жизни мировой и европейской, ее духовная

жизнь была обособлена и замкнута. России все еще не знает мир, искаженно

воспринимает ее образ и ложно и поверхностно о нем судит. Духовные силы

России не стали еще имманентны культурной жизни европейского человечества.

Для западного культурного человечества Россия все еще остается совершенно

трансцендентной, каким-то чуждым Востоком, то притягивающим своей тайной, то

отталкивающим своим варварством. Даже Толстой и Достоевский привлекают

западного культурного человека, как экзотическая пища, непривычно для него

острая. Многих на Западе влечет к себе таинственная глубина русского

Востока. Но все еще не наступало время признания за духовной жизнью

христианского Востока равноправия с духовной жизнью Запада. На Западе еще не

почувствовали, что духовные силы России могут определять и преображать

духовную жизнь Запада, что Толстой и Достоевский идут на смену властителям

дум Запада для самого Запада и внутри его. Свет с Востока видели лишь

немногие избранные индивидуальности. Русское государство давно уже признано

великой державой, с которой должны считаться все государства мира и которая

играет видную роль в международной политике. Но духовная культура России, то

ядро жизни, по отношению к которому сама государственность есть лишь

поверхностная оболочка и орудие, не занимает еще великодержавного положения

в мире. Дух России не может еще диктовать народам тех условий, которые может

диктовать русская дипломатия. Славянская раса не заняла еще в мире того

положения, которое заняла раса латинская или германская. Вот что должно в

корне измениться после нынешней великой войны, которая являет собой

совершенно небывалое историческое соприкосновение и вплетение восточного и

западного человечества. Великий раздор войны должен привести к великому

соединению Востока и Запада. Творческий дух России займет, наконец,

великодержавное положение в духовном мировом концерте. То, что совершалось в

недрах русского духа, перестанет уже быть провинциальным, отдельным и

замкнутым, станет мировым и общечеловеческим, не восточным только, но и

западным. Для этого давно уже созрели потенциальные духовные силы России.

Война 1914 года глубже и сильнее вводит Россию в водоворот мировой жизни и

спаивает европейский Восток с европейским Западом, чем война 1812 года. Уже

можно предвидеть, что в результате этой войны Россия в такой же мере станет

окончательно Европой, в какой Европа признает духовное влияние России на

свою внутреннюю жизнь. Бьет тот час мировой истории, когда славянская раса

во главе с Россией призывается к определяющей роли в жизни человечества.

Передовая германская раса истощит себя в милитаристическом империализме.

Призванность славянства предчувствовали многие чуткие люди на Западе. Но

осуществление мировых задач России не может быть предоставлено произволу
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сборник статей (1914 1917) Мировая опасность I. Психология русского народа Душа России icon Литература: сборник статей
Павлов С. Г. Богоборчество маленького человека: классика и современность // Православие и русская литература: сборник статей / под...
Сборник статей (1914 1917) Мировая опасность I. Психология русского народа Душа России icon Сборник статей будет зарегистрирован в наукометрической базе
По итогам конференции будет издан сборник статей конференции. Сборнику присваиваются соответствующие библиотечные индексы удк, ббk...
Сборник статей (1914 1917) Мировая опасность I. Психология русского народа Душа России icon Писателей, учёных и философов того времени волновали вопросы поиска...
На литературу 1 половины 20 века повлияли такие исторические события, как Первая Мировая война 1914 и Октябрьская революция 1917....
Сборник статей (1914 1917) Мировая опасность I. Психология русского народа Душа России icon «День защитника Отечества»
Петрограде 7-8 ноября 1917 года Советской власти пришлось вести борьбу не только с внутренними врагами, не желающими идти в светлое...
Сборник статей (1914 1917) Мировая опасность I. Психология русского народа Душа России icon Zarlit современнаяпоэзия : русскаяизарубежная краснодар 2011 удк...
С современная поэзия: русская и зарубежная (сборник статей) / Под ред. А. В. Татаринова. Краснодар: zarlit, 2011
Сборник статей (1914 1917) Мировая опасность I. Психология русского народа Душа России icon Альфред Фуллье Психология французского народа
А. Фуллье. "Психология французского народа", издательство Ф. Павленкова, спб., 1899 г
Сборник статей (1914 1917) Мировая опасность I. Психология русского народа Душа России icon Ответ на статьи «русского богатства» против марксистов 26 Написано весной
России» (в №№11 и 12). Претендуя вообще в своем журнале представлять идеи и тактику истинных «друзей народа», эти господа являются...
Сборник статей (1914 1917) Мировая опасность I. Психология русского народа Душа России icon Контрольная работа по культурологи Тема 92: Русская литература как...
Целью данной работы является исследование особенностей и отличительных черт характера и культуры русского народа через произведения...
Сборник статей (1914 1917) Мировая опасность I. Психология русского народа Душа России icon Билет – Проблема периодизации русской литературы советской эпохи
Принято считать датой рождения советской литературы 1917 год, но некоторые критики считаю, что старые традиции литературы рухнули...
Сборник статей (1914 1917) Мировая опасность I. Психология русского народа Душа России icon Статья кандидата в президенты РФ от "единой россии"
Владимир путин: Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции