Урок литературы в 11 классе тема: «Людям память нужна, как бы трудно не было с ней…»




Скачать 187.61 Kb.
Название Урок литературы в 11 классе тема: «Людям память нужна, как бы трудно не было с ней…»
Дата публикации 07.10.2014
Размер 187.61 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Военное дело > Урок
МКОУ ЛИЦЕЙ № 7

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

Тема: « Людям память нужна, как бы трудно не было с ней…»

(урок по повести Светланы Алексиевич

« У войны не женское лицо…»)


Учитель Евстигнеева Инна Станиславовна
г. Солнечногорск 2012 г.

Урок литературы в 11 классе.

Учитель Евстигнеева И.С. МКОУ лицей№7.

Тема: «Людям память нужна, как бы трудно им не было с ней…»

(по повести Светланы Алексиевич

«У войны не женское лицо…»)

Цели урока:

Познакомить с произведением Светланы Алексиевич « У войны не женское лицо», определить для себя, какова роль женщины на войне; обсудить тему войны  и мира, добра и зла. Совершенствовать навыки анализа художественного текста, умение обрабатывать полученную информацию.

Воспитывать чувства милосердия, человечности, благодарной памяти.

Оборудование. На доске портрет С. Алексиевич, фотографии женщин, участниц Великой Отечественной войны; записан эпиграф урока.

Эпиграф:

Да разве об этом расскажешь,

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!

  М. Исаковский.

Ход урока.

Слово учителя.

Всё дальше в прошлое уходит День Победы 1945 года. С каждым годом становится всё меньше живых свидетелей – ветеранов Великой Отечественной войны. И чтобы люди не забыли об ужасах, которые приносит с собой война, писатели, художники, кинематографисты рассказывают в своих работах о тех далёких горьких днях.

Так уж случилось, что наша память о войне и все представления о ней мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но с годами люди всё больше и больше начинают постигать бессмертный подвиг женщины на войне, её величайшую жертву, принесённую на алтарь Победы.

- Ребята, давайте вспомним с вами примеры участия женщин в каких-либо военных действиях.

- Когда впервые в истории женщины появились в армии?

(Уже в IV веке до нашей эры в Афинах и Спарте в греческих войсках воевали женщины. Позже они участвовали в походах Александра Македонского.)

- Русский историк Николай Карамзин писал о наших предках: "Славянки ходили иногда на войну с отцами и супругами, не боясь смерти: так при осаде

Константинополя в 626 году греки нашли между убитыми славянами многие женские трупы. Мать, воспитывая детей, готовила их быть воинами".

- А как обстояли дела в новое время?

( Впервые - в Англии в 1560-1650 годы стали формировать госпитали, в которых служили женщины-солдаты.)

- Что произошло в ХХ веке?

Начало века... В Первую мировую войну в Англии женщин уже брали в Королевские военно-воздушные силы, был сформирован Королевский вспомогательный корпус и женский легион автотранспорта в количестве 100 тысяч человек. В России, Германии, Франции многие женщины тоже стали служить в военных госпиталях и санитарных поездах.

А во время Второй мировой войны мир стал свидетелем женского феномена. Женщины служили во всех родах войск уже во многих странах мира: в английской армии - 225 тысяч, в американской - 450-500 тысяч в германской - 500 тысяч...

В Советской армии воевало около миллиона женщин. Они овладели всеми военными специальностями, в том числе и самыми "мужскими". Даже возникла языковая проблема: у слов "танкист", "пехотинец", "автоматчик" до того времени не существовало женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина. Женские слова родились там, на войне...

Знакомство с темой урока.

Особой главой нашей отечественной литературы является проза о событиях военного времени. Но так уж случилось, что все наши представления о войне связаны с образом мужчины-солдата. Это и понятно: воевали-то в основном представители сильного пола - мужчины. И почему-то обычно забывают сказать о женщинах, о том, что и они тоже многое сделали для победы. В годы Великой Отечественной войны женщины не только спасали и перевязывали раненых, но и стреляли из «снайперки», подрывали мосты, ходили в разведку, летали на самолетах. Вот об этих женщинах-солдатах и идет речь в повести Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Именно об этой книге мне бы хотелось поговорить на этом уроке.

Рассказ ученицы.

Над этой документальной повестью С. Алексиевич работала четыре долгих года. Она словно шла обожжёнными километрами чужой боли и памяти. Писательница встретилась за это время с 500 женщинами, узнала их судьбы. В книгу включено лишь несколько десятков рассказов. Но в каждой судьбе, представленной в повести, мы чувствуем противоестественность самих понятий «война» и «женщина». Женщина природой призвана давать и оберегать жизнь. Одна из героинь повести скажет: « Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну».

- Что вы знаете о белорусской писательнице Светлане Александровне Алексиевич?

Выступление учащегося.

АЛЕКСИЕВИЧ СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

(р.1948)

Алексиевич Светлана Александровна [31.05.1948, Ивано-Франковск] - прозаик, сценарист, драматург, публицист. Родилась в семье военнослужащего; отец - белорус, мать - украинка. После демобилизации

отца семья живет в Белоруссии, родители учительствуют в сельской школе, продолжая семейную традицию.

Светлана окончила Белорусский государственный университет факультет журналистики (1967); по окончании работала корреспондентом газет, заведовала отделом публицистики журнала «Неман». Набор первой книги А. «Я уехал из деревни» был рассыпан по указанию белорусского ЦК, и за Алексиевич закрепилась репутация антисоветской журналистки.

Опыт А. Адамовича сыграл значительную роль в определении литературного пути Светланы Александровны Алексиевич. «У войны не женское лицо...» -- это книга, основанная на воспоминаниях женщин, бывших на войне, выдвинула Алексиевич в ряд лучших мастеров военной прозы.

Светлана Алексиевич разрабатывает жанр документального авторского повествования - полифонический роман-исповедь; тема звучит, складываясь из множества свидетельств, рассказов людей, обладающих экстремальным опытом.

Следующая книга Алексиевич «Последние свидетели (Сто недетских рассказов)» (1985) посвящена детям на войне. Воспоминания о Великой Отечественной тех, кому в войну было 6-12 лет - самых беспристрастных и самых несчастных ее свидетелей. Война, увиденная детскими глазами, еще страшнее, чем запечатленная женским взглядом.

Работая над книгой «Цинковые мальчики» (1989), рассказывающей правду об афганской войне, Алексиевич встречалась с матерями и вдовами погибших, летала в Афганистан (1988). Книга расколола общество. В Минске был организован гражданский суд (1992) над писательницей, обвиненной в искажении рассказов некоторых героев книги. Помимо разногласий в оценке этой войны суд обнажил и сложность задачи писателя, работающего в подобном жанре.

Книга «Зачарованные смертью» (1993) повествует о трагических судьбах людей, не принявших после развала советской системы новых ценностей и покончивших жизнь самоубийством (поэт Ю. Друнина, маршал Ахромеев, герой Брестской крепости и др.; фильм «Крест», режиссёр Г. Городний).

В 1989 г. создана книга «Чернобыльская молитва. Хроника будущего».

В 2006 г. опубликованы первые главы из новой книги Алексиевич о любви «Чудный олень вечной охоты».

Книги Алексиевич выдержали более ста изданий во всем мире. Она - лауреат 17 премий, в том числе премия им. Курта Тухольского (Швеция, 1996), «За честь и достоинство в литературе» - премия им. Андрея Синявского (Россия, 1997), «Триумф» (Россия, 1997), премия мира им. Эриха Марии Ремарка (Германия, 2001), премия американской Национальной ассоциации литературных критиков (Нью-Йорк, 2006). Номинирована шведским Пен-клубом на Нобелевскую премию «За уникальную художественную хронику, охватывающую 100 лет советской и постсоветской истории».

Последние годы Светлана Алексиевич живет за пределами Белоруссии, где ее книги не печатают, не разрешены театральные постановки.

«У войны не женское лицо. Но ничто на этой войне не запомнилось больше, резче, страшнее и прекраснее, чем лица наших матерей», - так сказал Алесь Адамович (известный белорусский писатель.)

Слово учителя.

- Какими словами начинается произведение? Зачитайте их.

«Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова - сестра, жена, друг и самое высокое - мать… Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь. Женщина и жизнь - синонимы» - так начинается книга С. Алексиевич. Да, в нашем представлении женщина - это нежное, хрупкое, безобидное существо, которое само нуждается в защите. Но в те ужасные военные годы женщине пришлось стать солдатом, идти защищать Родину, чтобы сберечь жизнь будущим поколениям.

- Очень тяжело определить жанр данного произведения.

- Что это? Повесть, исповедь, документальная хроника?

Одна из самых известных в мире книг о войне дала начало знаменитому художественно-документальному циклу. Переведена более чем на двадцать языков, включена в школьные и вузовские программы во многих странах. Последняя авторская редакция: писательница, в соответствии со своим творческим методом, постоянно дорабатывает книгу, убирая цензурную правку, вставляя новые эпизоды, дополняя записанные женские исповеди страницами собственного дневника, который она вела в течение семи лет работы над книгой. «У войны не женское лицо» – опыт уникального проникновения в духовный мир женщины, выживающей в нечеловеческих условиях войны.

Анализ произведения.

Слово учителя: 

Перед нами пройдут со своими воспоминаниями обыкновенные девушки, рядовые труженицы войны, которые увидели войну своими женскими глазами. «Когда смотришь на войну нашими бабьими глазами, так она страшнее страшного»,- так сказала одна из участниц войны. В этих словах заключена идея книги С. Алексиевич.

   Так давайте посмотрим на войну женскими глазами, увидим войну такой, какой воспринимал её и великий русский писатель Л. Н. Толстой  - « в крови, в страданиях, в смерти».

- Почему книга вызвала столько откликов читателей, что в ней необычного?( Никогда ещё мы не читали о том, как жили и воевали женщины.)

Учитель зачитывает слова: «Маршал Советского Союза А.И. Ерёменко писал, что… едва ли найдётся хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы”. Всего за годы войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. О том, кто же они, эти девчонки, которые в сорок первом уходили с отступающими частями, осаждали военкоматы, всеми правдами и полудетскими неправдами прибавляли себе год-два, рвались на фронт».

- Назовите главных героев повести.

( Их невозможно выделить т.к. женщин, рассказывающих о своей войне, много.)

- Какие военные профессии осваивали они?

(Среди женщин-фронтовичек были медики, связистки, сапёры, лётчицы, стрелки, зенитчицы, политработники, кавалеристы, танкисты, десантницы, матросы, регулировщицы, шофёры, рядовые банно-прачечных отрядов, повара, пекари, комсорги, механики, командиры пулемётной роты, автоматчики, партизанки и подпольщицы.)

Чтец:

Качается рожь несжатая,

Шагают бойцы по ней.

шагаем и мы -

девчата,

похожие на парней.

Нет это горят не хаты -

То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

похожие на парней.

Ю. Друнина.

- Так какие же они были, девчонки сорок первого года, как уходили на фронт, как воевали? Пусть они сами расскажут о себе.

Выступление учеников, которые подготовили пересказы-воспоминания женщин-фронтовиков.

1 ученик.

Вспоминает Ксения Сергеевна Осадчева, рядовая, сестра-хозяйка.

9 июня сорок первого года мне исполнилось 18 лет, а меньше чем через две недели началась эта проклятая война. со школьной скамьи мы пошли на строительство железной дороги Гагра-Сухуми. Я запомнила, какой мы ели хлеб. Он был словно ёжик. В остюки и полову добавляли муки, чтоб слиплось, и, как пчелиные соты, наполняли водой. Полежит этот хлеб на столе, и возле него лужица воды, и мы слизывали её языком.

В 42 году добровольно пошла сортировочный госпиталь три тысячи двести первый. Это был большой фронтовой госпиталь, который входил в состав Закавказского и Северо-Кавказского фронтов и отдельной Приморской армии. Бои шли жестокие, раненых было много. Меня поставили на раздачу питания. Эта должность была круглосуточная. Уже утро, и мы должны раздавать завтрак, а мы ещё раздаём ужин. Через несколько недель ранило в левую ногу - скакала на правой, но работала.

30 мая 1943 года в час дня был массированный налёт на Краснодар. Я выскочила из здания посмотреть, как успели отправить раненых с железнодорожного вокзала. Две бомбы угодили в сарай, где хранились боеприпасы. На моих глазах ящики взлетали выше шестиэтажного здания и рвались. меня ураганной волной отбросило к кирпичной стене. Потеряла сознание... Когда пришла в себя, было шесть часов вечера. пошевелила головой, руками - вроде двигаются, пошла в отделение, вся в крови. В коридоре встретила меня старшая сестра, она не узнала меня, я сказала, что лежала без сознания. Раненые были голодные. Быстро перевязали голову, руку и стала раздавать еду, но потеряла сознание...

Двадцать месяцев никто не подменял меня. Левая нога, опухшая до колена, забинтована, руку прооперировали, тоже перебинтована. В школе сдавала нормы ГТО, но нет ещё такого спортсмена в мире, который бы в таком состоянии проскакала и перенесла всё.

...Всё у нас сейчас восстановлено, всё утопает в цветах, а я изнываю от болей, у меня и сейчас не женское лицо. Я не могу улыбаться. За войну я так изменилась, что, когда приехала домой, мама меня не узнала...

2 ученик.

Рассказывает Мария Петровна Смирнова, рядовая зенитчица, награждённая Высшим знаком Международного Красного Креста - золотой медалью "Флоренс Найтингейл".

Родилась и выросла я в Одесской области. В сорок первом году окончила десятый класс...Когда началась война, в первые дни побежала в военкомат, отправили домой. Ещё дважды ходила туда и дважды получала отказ. 28 июля шли через нашу Слободку отступающие части, и я вместе с ними без всякой повестки ушла на фронт.

Когда впервые увидела раненого, упала в обморок. Потом прошло. Когда первый раз полезла под пули за бойцом, кричала так, что, казалось, перекрикивала грохот боя. Потом привыкла... Через десять дней меня ранило, осколок вытащила сама, перевязала сама. 25 декабря 1942 года наша 303 дивизия 56 армии заняла высоту на подступах к Сталинграду. Немцы решили её во что бы то ни стало вернуть. Завязался бой. На нас пошли немецкие танки, но их остановила артиллерия. Немцы откатились назад, на ничейной земле остался раненый лейтенант, артиллерист Костя Худов. Санитаров, которые пытались вынести его, убило. Поползли овчарки-санитарки, но их тоже убило. Тогда я стала во весь рост, сначала тихо, а потом всё громче запела нашу любимую довоенную песню " Я на подвиг тебя провожала". Умолкло всё с обеих сторон - и с нашей и с немецкой. Подошла к Косте, нагнулась, положила на санки-волокуши и повезла к нашим. Иду, а сама думаю: " Только бы не в спину, пусть лучше в голову стреляют". Но не раздалось ни одного выстрела, пока не дошла до своих...Всего из-под огня я вынесла 481 раненого. Кто-то из журналистов подсчитал: целый стрелковый батальон..."

Впечатления учащихся:

Для многих первые дни войны вызвали такое состояние, которое Толстой назвал «скрытой теплотой патриотизма». У женщин было одно желание – встать на защиту родной земли»

- «И выбор между жизнью и смертью для многих из них оказался простым, как дыхание».

- С песнями, чемоданами конфет ехали они на войну и думали, что ехали ненадолго.

Слово учителя:

Да, девушки были готовы к подвигу, но не были готовы к армии. И армия, в свою очередь не была готова к ним. На них не рассчитывали, их не ждали. Нелегко, не сразу давалась девушкам солдатская наука. Потребовалось надеть кирзовые сапоги сорок первого размера, надеть шинель, обрезать косу, научиться различать звания, ползать по-пластунски. И многое ещё требовала военная жизнь

Ученица читает из воспоминаний Нины Яковлевны Вишневской старшины, санинструктора танкового батальона:

" В танковые войска девчонок брали неохотно. Как я попала? Жили мы в Конаково Калининской области. Я только успела сдать экзамены за 8 класс и перейти в 9. Мы тогда не понимали, что такое война. Для нас это была игра. Любопытство... Я ходила на курсы санитарных тружениц. Потом закрыли школу и нас мобилизовали на строительство оборонительных сооружений. работали с 8 утра до 8 вечера. были все девчонки и мальчишки 15-16 лет. Скоро немцы подошли очень близко к городу. Мы с девчонками побежали в военкомат. Брали девушек, которым исполнилось 17 лет.

Какой-то капитан отбирал девушек в танковую часть. Меня, конечно, он не взял. Но девчонки, с которыми я была на курсах санинструкторов, меня пожалели: спрятали в кузове под брезентом. Подъехали к штабу, капитан дал команду построиться. Выяснилось. что прибыло не 12, а 13 девушек. Велели меня отправить домой, но пока придёт машина зачислили в медсанвзвод. Как только увижу машину, прячусь в лес, а уедет, выхожу. Потом наш батальон ушёл в бой. через полчаса стали привозить раненых и убитых. В этом бою погибла и наша девчонка. Про меня забыли. Теперь надо одеться в военное. Сделала из вещмешка юбку, нашла старую гимнастёрку, подпоясалась ремнём и решила похвастаться перед девчонками. Неожиданно пришёл подполковник, узнал меня, велел выдать обмундирование. Так я стала бойцом. Солдаты, глядя на нас, подшучивали над нами. Так однажды послали меня за чаем. Я пришла к повару и говорю: " Я за чаем." А он отвечает, что чай не готов, так как повара в котлах моются. когда помоются, то будем чай кипятить. Я приняла это вполне серьёзно. Когда встретила врача, то всё ему рассказала. Он вернул меня, отругал повара, налили мне 2 ведра чаю. Несу два ведра, а навстречу мне идут командир и политрук. Я знаю, что необходимо отдать честь. Как же я буду их приветствовать? Они шли и не замечали меня, а тут остолбенели от изумления, так как я обе руки к козырьку приложила и кланяюсь одному и второму. Всё для нас девчонок в армии было сложно. Очень трудно давались знаки отличия. Запомнилось не то, что этот капитан, а тот лейтенант, а другое: красивый или некрасивый, рыжий или высокий.

Когда я увидела обгоревшие комбинезоны, обгоревшие лица, то поняла, что такое война. Танкисты выскакивают из горящих машин, на них всё горит, а кроме того у них часто были перебиты руки и ноги. Это были очень тяжёлые раненые. Он лежит и просит: умру - напиши маме, напиши жене. У нас было что-то большее, чем страх.

В 18 лет на Курской Дуге я была награждена медалью " За боевые заслуги" и орденом Красном Звезды, в 19 лет - орденом Отечественной войны второй степени.

Ученица читает стихотворение Юлии Друниной. «Я ушла из детства»

Я ушла из детства

В грязную теплушку,

В эшелон пехоты,

В санитарный взвод.

Дальние разрывы

Слушал и не слушал

Ко всему привыкший

Сорок первый год.

Я пришла из школы

В блиндажи сырые,

От «Прекрасной Дамы»-

В «мать» и «перемать»,

Потому что имя, ближе, чем Россия,

Не смогла сыскать.

Ученица рассказывает воспоминания санинструктора стрелковой роты Ольги Яковлевны Омельченко.

"Никому не поверю, если скажет, что страшно не было. Вот немцы поднялись и идут, ещё пять - десять минут - и атака. Тебя начинает трясти... Но это до первого выстрела. А как уже услышишь команду, уже ничего не помнишь, вместе со всеми поднимаешься и бежишь. И тебе не страшно. А вот на второй день ты уже не спишь, тебе уже страшно. Всё вспоминаешь, все подробности, и до твоего сознания доходит, что тебя могли убить, и становится безумно страшно. Сразу после атаки лучше не смотреть на лица, это какие-то совсем другие лица, не такие, как у людей. Я не могу выразить, что это такое. Кажется, что все немножко ненормальные. На них смотреть страшно…Страшно ли было умереть? Конечно, страшно. Но мы и другое понимали, что умереть в такое время – тоже история. Я до сих пор не верю, что живая осталась. И раненая, и контуженная, но живая. Глаза закрою, всё снова перед собой вижу. Снаряд упал в склад с боеприпасами, вспыхнул огонь. Солдат рядом был, охранял, его спалило. Уже это был не человек, чёрный кусок мяса… Он только подскакивает, а все смотрят из окопчиков, и никто ничего, все растерялись. Схватила я простыню, побежала, накрыла этого солдата и сразу легла на него. Он вот так покидался, пока разорвалось сердце, и затих.

Разнервничалась, в крови вся. Кто-то из старых солдат подошёл, обнял, говорит: « Кончится война, и если она останется жива, с неё человека всё равно уже не будет». Меня трясло, как в припадке.

А тут снова бой. Под Севском немцы атаковали нас по семь-восемь раз в день. И я ещё в этот день выносила раненых. К последнему подползла, а у него рука совсем перебита. Ему нужно срочно отрезать руку и перевязать, иначе перевязку не сделаешь. А у меня нет ни ножа, ни ножниц. Что делать? И я зубами грызла эту мякоть. Перегрызла, забинтовала. Бинтую, а раненый: « Скорее, сестра, Я ещё повоюю». Весь в горячке.

И в этом бою, когда на нас пошли танки, двое струсили. Погибло много товарищей. Раненые попали в плен. А когда эти двое струсили, началась паника. Цепь дрогнула, побежала. Раненых оставили. Мы пришли потом на то место, где они лежали, кто с выколотыми глазами, кто с распоротым животом. К нашим раненым фашисты не имели жалости.

Я как это узнала, как это увидела, за ночь чёрная сделалась. Утром построили весь батальон, вывели этих трусов, поставили впереди. Зачитали, что расстрел им. И надо семь человек, чтобы привести в исполнение приговор. Три человека вышли, остальные стоят. Я взяла автомат и вышла. Как я вышла, так все за мной…

Нельзя было их простить. Из-за них такие смелые ребята погибли. Самые лучшие погибли…»

Ученица читает строчки из стихотворения Юлии Друниной:

Я только раз видала рукопашный.

Раз - наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.
Ученик читает воспоминания москвички Антонины Григорьевны Бондаревой, гвардии лейтенанта, старшего лётчика.

« Когда я училась в 7 классе, к нам прилетел самолёт. Это был 1936 год. И тогда же появился призыв:» Девушки и юноши – на самолёт!» Я, как комсомолка, была в первых рядах. Сразу поступила в аэроклуб. Отец категорически был против. В нашей семье ведь все были металлурги, несколько поколений металлургов-доменщиков. И отец считал, что металлургом быть женская работа, а лётчиком нет. Начальник аэроклуба узнал об этом и разрешил покатать отца на самолёте. Я так и сделала. Мы поднялись с отцом в воздух, и с того дня он больше не был против. Ему понравилось. Закончила аэроклуб с отличием, хорошо прыгала с парашютом.

До войны успела выйти замуж, родила дочку. Сразу на фронт я не попала. В нашем клубе начались разные переустройства: мужчин забирали, а заменяли их женщины. Учили курсантов. Работы было много. На руках у меня осталась трёхлетняя дочка, жили мы всё время в лагерях. Я с утра её закрою, дам каши, и с четырёх часов утра мы уже летаем. Возвращаюсь вечером, а она поест или не поест, вся измазанная этой кашей.

К концу сорок первого мне прислали похоронку: муж погиб под Москвой. Он был лётчик, командир звена. Я стала проситься на фронт…»

Звучит песня Булата Окуджавы «Ах, война, что ты, подлая, сделала».!»

Впечатления учащихся.

-Какими были девушки наивными, но всему научились. И этот факт вызывает невольное уважение.  

- Девушки научились брать «языка», по нескольку суток не спать, поражать цель, наматывать портянки. Многому научились девушки на войне.

- Девушки, пришедшие в этот мир для любви, научились на войне трудной науке – ненавидеть. С начала войны они стали взрослыми, ведь на их плечи легла огромная тяжесть – ответственность за судьбу Отчизны.

Слово учителя:

Многое отняла у женщин война: счастливую юность, первую любовь, близких, родных, но даже война не заставила их перестать радоваться жизни, любить, мечтать о счастье. Ведь человек не может жить только войной, страхом смерти. Ни тяжесть физических нагрузок, ни опасность, которой они подвергались каждый день, не смогли убить в них желание остаться на войне женщиной. Война требовала солдат, а им хотелось быть красивыми.

Ученица читает воспоминания

Тамары Илларионовны Давидович из райцентра Березино Минской области, старшего сержанта, шофёра.

« …Окончила я курсы шофёров. Шестимесячные. Не спрашивали , что я учительница. Кому в войну нужны учителя? Нужны солдаты. Нас много девочек было. Целый автобат. А однажды на учениях… Я не могу это без слёз вспоминать. Была весна. Мы отстрелялись и шли назад. А я нарвала фиалок. Маленький такой букетик. Нарвала и привязала к штыку. Так и иду. Пришли в лагерь. Командир построил всех и вызывает меня. Я выхожу. И забыла, что у меня фиалки на винтовке. А он меня начал ругать: « Солдат должен быть солдат, как в такой обстановке можно о цветах думать». Но я фиалки не выбросила. Я их в карман засунула. Мне за эти фиалки три наряда вне очереди дали.

Другой раз стою на посту. В два часа ночи пришли меня сменять, а я не пошла. Говорю своему сменщику, чтобы днём постоял, а я сейчас. Согласна была простоять всю ночь, до рассвета, лишь бы послушать пение птиц.

Ученица: « А вот как передаёт свои ощущения первых дней войны хирург Вера Иосифовна Хорева».

« Ехала я на фронт и думала, что ненадолго. Взяла одну юбку, притом любимую, две пары носок и одни туфли. Из Воронежа мы отступали, но я помню, как мы пошли в магазин, и я купила там себе туфли на высоких каблуках. Как сейчас помню, такие изящные туфельки. И духи ещё купила… Трудно сразу отказаться от обычной своей жизни, которой до этого жила. Война началась, а я была ещё совсем девчонкой.

Впечатления учащихся:

-Женщина и на войне оставалась женщиной. И мы понимаем. Какой ценой им удавалось сохранить эти женские привычки, юные милые странности.

- Война не уничтожила желание – быть красивой, не уничтожила желание любить и быть любимой.

Слово учителя:

Вот и заканчивается рассказ о войне. И разговор наш состоялся не только потому, что скоро 9 мая, памятная дата. Очень точное объяснение даёт нам Светлана Алексиевич: «Я тоже родилась после войны, когда позарастали уже окопы, заплыли солдатские траншеи, разрушились блиндажи в три наката, стали рыжими брошенные в лесу солдатские каски. Но разве своим смертным дыханием она не коснулась и моей жизни? Мы ещё принадлежим к поколениям, у каждого из которых свой счёт к войне. Одиннадцать человек не досчитался мой род…»

     И у меня свой счёт к войне, и у ваших родителей, и у каждого из вас.

 Звучит песня «Журавли» на стихи Р. Гамзатова.

Ученик читает стихотворение Юлии Друниной:

Я порою себя ощущаю связной

Между теми, кто жив.

И кто отнят войной,

И хотя пятилетки бегут,

Торопясь,

Всё тесней эта связь

Я  - связная.

Пусть грохот сражения стих:

Донесеньем из боя

Остался мой стих-

Из котлов окружений.

И с великих плацдармов

Победных сражений

Я – связная.

Бреду в партизанском лесу,

От живых

Донесенье погибшим несу:

«Нет, ничто не забыто,

Нет, никто не забыт.

Даже тот, кто в безвестной

 Могиле зарыт».

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: военная проза о войне.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 11 классе тема: «Людям память нужна, как бы трудно не было с ней…» icon Урок по литературе в 7 классе тема: «Величие простых сердец»
«…не ищи и не ожидай любви от людей; всеми силами ищи и требуй от себя любви и сострадания к людям.»
Урок литературы в 11 классе тема: «Людям память нужна, как бы трудно не было с ней…» icon Урок русской литературы и истории в 7Б классе. Тема
...
Урок литературы в 11 классе тема: «Людям память нужна, как бы трудно не было с ней…» icon Урок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни»
Тема: «Осень жизни» в творчестве поэта. (Читая философскую лирику Ф. И. Тютчева и А. С. Пушкина)
Урок литературы в 11 классе тема: «Людям память нужна, как бы трудно не было с ней…» icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
Урок литературы в 11 классе тема: «Людям память нужна, как бы трудно не было с ней…» icon Анатолий Алексин «Самый счастливый день». Урок по литературе в 4 классе
Развивать память, внимание, мышление, устную и письменную речь, сообразительность
Урок литературы в 11 классе тема: «Людям память нужна, как бы трудно не было с ней…» icon Урок литературы в 8 классе Тема А. С. Пушкин «Пиковая дама»
Цель урока: познакомить учащихся с самым загадочным и мистическим произведением А. С. Пушкина, оп
Урок литературы в 11 классе тема: «Людям память нужна, как бы трудно не было с ней…» icon Тема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6»
Сегодня мы посмотрим, как эти слова соотносятся с рассказом Чехова «Палата №6». Один из исследователей творчества А. П. Чехова, Долженков,...
Урок литературы в 11 классе тема: «Людям память нужна, как бы трудно не было с ней…» icon Урок литературы в 5 классе Тема: Жанр жития. Житие Бориса и Глеба
Что за книга Священное Писание, какое чудо и какая сила, данные с нею человеку!
Урок литературы в 11 классе тема: «Людям память нужна, как бы трудно не было с ней…» icon Урок литературы в 10-м классе (базовый уровень). Тема. «Страстная натура или больная душа?»
Менщикова Татьяна Александоровна, учитель моу гимназии №4г. Канска Красноярского края
Урок литературы в 11 классе тема: «Людям память нужна, как бы трудно не было с ней…» icon Урок музыки в 3 классе (учитель Огнева Т. А.) Тема урока: Урок путешествие «Многоголосие»
Сформировать представление о музыкальном искусстве и музыкальных инструментах
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции