Скачать 187.36 Kb.
|
07.10.2008 NB: скорее все заметили февральскую революцию революционные гимны: "Варшавянка", "Рабочая Марсельеза", "Интернационал" Эйфория после революции октябрьской. Революции у нас были с минимальным числом жертв. Литература не меняется в один день. С середины 10 гг по серед. 30х. Катализатор и рубеж - 1 МВ. Июль-август 14 года - рубеж 19 и 20 вв. Для этого поколения навсегда летние явления - связаны с войной, с историческим переломом (строка Пяста - "Грозою дышаший июль..." - тезис эпохи.) Литература меняется где-то с 15-16 гг. В России 1 мир. война кончается раньше, но она плавно перетекает в революции, а потом и в гражданскую войну. Кончается гр. война по-разному по мнению разных персонажей: - 20 год - взятие Крыма - 22 год - взятие дальнего Востока - 24 год - Туркестан Эпоха военная, эпоха перелома - 1е десятилетие. Середина 20-30 гг - эпоха стабилизации, но и предвестье новой войны. 1937 - война с Испанией. Пограничные столкновения с Японией (граница с Монголией, оз. Хасан и р. Халкин-Гол) - 1938-39. 1939 - заключение мира с Зап. Германией. 1940 - Финская кампания. Локальные войны, но постоянное ощущение, что начинается, наступает новая война. Страна была психологически готова, что начнется палево, но технически не готова и идеологически к такой войне, ибо предполагалось, что мы будем воевать на чужой территории, недолго и победим. Эта эпоха не резко отделяется от культурной ситуации нач. 20 века. Многие писатели - те же, что и в 90-10 гг. На самом деле это один период. Не надо употреблять термины "серебряный век" и "соцреализм". 1932 год - ликвидированы все лит. кружки (как и во всех других областях искуссв). Организовался Союз Сов. Писателей, кот. должен был быть единым по своей эстетической цели - не противоречащий общему мировоззрения. Поэтому надо было придумать такую формулировку, которая подойдет и власти, и писателям. Тогда придумали (видимо, Бродский) соцреализм. Она прекрасна, т.к. ее можно трактовать как угодно. Соцреализм - соединение романтизма и реализма. Синявский (критика) - что такое соцреализм? Кого туда относили: Горький, Маяковский, Шолохов, Эренбург. Но любой здравомыслящий понимает, что Горький и Маяк принадлежат к разным направлениям лит-ры. Противники сов. системы: соцреалисты - официально признанные писатели. Но они были все представителями разных направлений. Культурная ситуация противопоставлена культурной ситуации 19 века и борется с тем типом культуры, кот. складывается в России и Европе на рубеже веков. Рубеж веков - эпоха модерна, эпоха переосмысления ценностей. До 1МВ переоценка ценностей - достояние ну очень небольшого круга людей. Большинство жило так же. Но война, революция, гр. война - это все приводит к тому, что гораздо больший круг людей вовлекается в перемены, т.к. предыдущий уклад жизни был разрушен. Жизнь в эпоху революции и войны приняла такие формы, о кот. не знали. Надо было искать новые ориентиры, и их выработала (как выясняется) уже модернистская культура. Но на рубеже веков эпоха модерна вырабатывала эти ценности чисто гипотетически, поэтому на проверке не все они выдерживают применения в жизнь. Поэтому эта эпоха - принятие ценностей и одновременная фильтрация, переоценка, отторжение и переработка, формирование ценностей, которые будут реализованы уже в середине 20 века. Перелом касается всех сфер жизни, он был мучителен и радикален. Вся эпоха построена на антиномии, но если в эпоху Модерна эти антиномии осмысляются теоретически, то теперь - они применяются к жизни, и поэтому максималистичны. Естественно, война и революция - катализатор. Процесс переосмысления ценностей - отторжение позитивистского сознания 19 века. Искусство 19 века во многом находится под влиянием науки - стремление к тенденциозности и к объективизму. Все это отвергается Модерном, и революционной эпохой. Рубеж веков открыл человечеству некоторые сферы, которые заставляют усомниться в позитивизме. Сама наука дает этому толчок: Эйнштейн (относительность), Кюри (распад атомов), Фрейд (подсознание, психоанализ), Ницше (произвольно трактуемые идеи) [смещение интереса с объекта на субъект, творчество больше науки]. Даже на уровне быта это подтверждается - Олеша, Маршак в воспоминаниях пишут об этом - электричество, радио, телефон, фонограф, патефон, трамвай, авиация. Человеку подвластно и доступно многое, т.к. человеческая воля способна преобразить мир. Эти настроения приводят к необратимым последствиям. Гуськов, 28.10.2008 Писатели "погибшего поколения" (Хемингуэй, Ремарк) были популярны в России в 20-30-е гг.. Но – переиздавали и потом. А про советских писателей погибшего поколения забыли. Поколение, детство которых пало на революцию и на гражданскую войну… их не причисляли к людям погибшего поколения. Но психика их была значительно травмирована (Гайдар, Шолохов и др.) Вместе с тем это поколение оказалось сильно закалено психологически. Например, "Ташкент – город хлебный". Неверов родился в 80-е гг. Сельский учитель. Народнические взгляды. Писал в достаточно традиционном духе. - голод в Поволжье в 1921 г. Мишка Додонов – маленький мальчик. Братишка, сестра и мать. Когда вернулся – брат и сестра умерли. Мать тяжело больна. Ребенок начинает чувствовать себя взрослым. В сознании людей изменился мир. Изменились и формы его описания, изменился язык. Прежний язык в его традиционных формах не удовлетворял в то время большинство людей. Еще до революции, до первой мировой – попытки обновления языка. Футуристы – заумь. Тж. создание неких новых, универсальных языков (волапюк, эсперанто). Радио в 20-е гг. слушали через наушники. Радиостанция была одна, государственная. Были и попытки перейти на единую графику – латинскую. Языки других народов (многие) переходили на латиницу, например. "Свинарка и пастух": кавказец-пастух пишет письмо. 1918 – реформа орфографии. Фита, ижица и ять отменены. Также ер на конце. Изымали из типографий и даже из печатных машин:)) Многим приходилось заново переучиваться писать. Эсер Шкловский:) Был даже арестован. Бежал через Финляндию. Шкловский обратился с помощью к Репину, который был противником большевистского режима:) В 1929 подписали приговор формализму. Шкловский отрекся от формализма:) Так наз. новый язык. Переименования. Экономия языковых средств. Аббревиатуры. Обилие новой лексики. Привилегия – языку пролетариата > арго, жаргон. Селищев "Язык революционной эпохи" – много материала Переименования имен собственных. Переименования начинаются еще в первую мировую войну. Петербург > Петроград Некоторые и меняли свои фамилии. Напр. Вагинов (Вагенгейм) Некоторые улицы даже отстраивали заново. Города, которые раньше называли в честь Елизаветы, почему-то переименовывали в честь Кирова;) Площадь Урицкого – Дворцовая площадь. Соответственно, мост Урицкого и дворец Урицкого. Проспект 25 октября – Невский проспект. 3 июля – расстрел демонстрации. Самые тяжелые потери – на Садовой улице. Проспект Красных Зорь - Каменноостровский. Проспект Фридриха Адлера / Проспект Пролетарской победы – Большой пр. В. О. Проспект Нахимсона – Владимирский проспект Набережная Красного Флота – Английская наб. Улица Лассаля / художника Бродского – Михайловская улица. (Кстати: проспект Рошаля – Адмиралтейский (см. "Два капитана", дом со львами %)). Тж. проспект Карла Либкнехта – Большой пр. П.С. (см. у того же Каверина, на нём живут художники, Саня и Петя Сковородниковы)) Проспект имени Сталина – Московский пр. Проспект Володарского – Литейный. Возникали и новые имена. Можно было поменять имя, поменять фамилию. Даздраперма, Ким, Владлен, Вил, Октябрина, Трактор, Баррикада, Коммуна, Пятилетка, Нинель Очень модны были иностранные имена: одни как имена революционеров (Карл, Фридрих, Клара), другие – как просто красивые. Нарком вместо министра, милиционер вместо городового. Вместо жалованья – зарплата. Вместо прислуги – домашняя работница. Вместо секретарши – пишбарышня. Вместо университета – вуз. Вместо студента – вузовец / вузовка. Вместо учителя – Шкраб. Вместо буржуа – нэпман. Аббревиатуры СССР, ВЛКСМ, СТО (союз труда и обороны), МОПР (м/н общество помощи рабочим) ЧИК (честь имею кланяться) 07.11.2008 Для любой системы романтической характерна свобода творчества. Неподчиненность творчества внешним заданий => эксперименты, распадение традиционной системы жанра и на этом месте их синтез, соединение. Происходит: 1. смещение в области стиха и прозы (Белый, Пильняк); 2. распадение представлений о поэтических и прозаических жанрах: - стихотворения собираются в циклы, трилогия Блока; они могут восприниматься как новелла, роман; творчество Ахматовой, первые ее 5 книг = любовные повести; об этом можно было говорить и в серед. 19 века, напр., Панаевский цикл, но это воспринималось скорее как исключение, - пропадает поэма как лироэпический жанр => поэма становится просто большим лирическим произведением, нет события. - драма синтезирует сильно с лирикой (драматургия Блока, Есенина, раннего Маяковского, вся драматургия имажинистов лирическая - все персонажи, напр. Пугачев у Есенина, разговаривают как имажинисты, т.к. важна лирическая самореализация в творчестве) - взаимодействие живописи и поэзии (большинство ранних кубофутуристов были художниками, напр.) - взаимодействие м/у поэзией и музыкой (Белый - взаимодействие математики и музыки - мировая гармония) - театр распрекрасно это демонстрирует, возникает принцип режиссуры, связ. с возникновением модернистских идей (К.С. Станиславский, Мейерхольд, Вахтангов, А.Я. Таиров, Еврейнов), создается несколько режиссерских школ [Однажды Эрдман раскланялся за Островского как автора] Рано или поздно такое распадение традиционной системы приводит к полному распадению искусства (группа Ничевоков, нач. 20 гг.[сборник самый известный - "Собачий ящик"- там манифест Ничевоков - ничего не делать]). Распадение касается и системы логических связей - возникновение абсурдизма (Введенский, Хармс) Естественно, порисходит реакция. Чем больше свобода, тем более яркое ответное стремление к канону: 1. с одной стороны возникает неореализм, однако он учитывает черты прежних достижений модернизма. Искусство 10-20 гг - это и есть неореализм, синтез модерна и реализма. [в каком-то смысле творчество акмеистов относили к неореалистам]. Если неоромантизм основывается на идее двоемирия, то неореализм - реальность = целое, неделимое, но внутри этой цельной реальности возникают противостоящие друг другу миры, но они изначально не чужеродны друг другу, но, принадлежа к одной реальности, все-таки пртивостоят друг другу, например, это мир реальности и мир подсознания / сознания; мир реальности и мир искусства. 07.11.2008 Для любой системы романтической характерна свобода творчества. Неподчиненность творчества внешним заданий => эксперименты, распадение традиционной системы жанра и на этом месте их синтез, соединение. Происходит: 1. смещение в области стиха и прозы (Белый, Пильняк); 2. распадение представлений о поэтических и прозаических жанрах: - стихотворения собираются в циклы, трилогия Блока; они могут восприниматься как новелла, роман; творчество Ахматовой, первые ее 5 книг = любовные повести; об этом можно было говорить и в серед. 19 века, напр., Панаевский цикл, но это воспринималось скорее как исключение, - пропадает поэма как лироэпический жанр => поэма становится просто большим лирическим произведением, нет события. - драма синтезирует сильно с лирикой (драматургия Блока, Есенина, раннего Маяковского, вся драматургия имажинистов лирическая - все персонажи, напр. Пугачев у Есенина, разговаривают как имажинисты, т.к. важна лирическая самореализация в творчестве) - взаимодействие живописи и поэзии (большинство ранних кубофутуристов были художниками, напр.) - взаимодействие м/у поэзией и музыкой (Белый - взаимодействие математики и музыки - мировая гармония) - театр распрекрасно это демонстрирует, возникает принцип режиссуры, связ. с возникновением модернистских идей (К.С. Станиславский, Мейерхольд, Вахтангов, А.Я. Таиров, Еврейнов), создается несколько режиссерских школ [Однажды Эрдман раскланялся за Островского как автора] Рано или поздно такое распадение традиционной системы приводит к полному распадению искусства (группа Ничевоков, нач. 20 гг.[сборник самый известный - "Собачий ящик"- там манифест Ничевоков - ничего не делать]). Распадение касается и системы логических связей - возникновение абсурдизма (Введенский, Хармс) Естественно, происходит реакция. Чем больше свобода, тем более яркое ответное стремление к канону: - с одной стороны возникает неореализм, однако он учитывает черты прежних достижений модернизма. Искусство 10-20 гг - это и есть неореализм, синтез модерна и реализма. [в каком-то смысле творчество акмеистов относили к неореалистам]. Если неоромантизм основывается на идее двоемирия, то неореализм - реальность = целое, неделимое, но внутри этой цельной реальности возникают противостоящие друг другу миры, но они изначально не чужеродны друг другу, но, принадлежа к одной реальности, все-таки противостоят друг другу, например, это мир реальности и мир подсознания / сознания; мир реальности и мир искусства. 14.11.2008 Эпоха переоценки ценностей; различные варианты типа синтетического творчества (извод модернизма + некая реакция на нее). В творчестве всех писателей это проявляется. Отторжение от модерна в его первоначальном виде началось еще в дореволюционную эпоху - Горький, Андреев, Куприн. С другой стороны если брать основных писателей-модернистов, то у них в более зрелом творчестве тоже произведения синтетические (Сологуб, Блок). 1900-20 годы - промежуточный период в создании нового стиля. Накануне революционной эпохи происходит формирование синтетического стиля. М.А. Кузмин (1872-1936) Год рождения условен. Сам прибавлял - убавлял себе возраст. Необычный писатель, оказал сильное влияние на русскую литературу. Писал в многих областях и с равным успехом. Его личность, жизнетворчество, набор амплуа, маскарадная смена масок - все это влияет определенным образом на искусство этой эпохи. Детство Кузмин и много в жизни времени провел в усадьбах. В литературу вступает примерно в 1905 году. ДО этого момента про его жизнь мы знаем довольно мало. Дворянское происхождение. Сам Кузмин практически не имел своего дома, не считая конца жизни. Любил усадебную жизнь - отсюда консервативный тон его творчества. Традиция его близка к романтической традиции (Гофман, например). Все это способствовало усвоению символизма, у него сильное символистское начало. Усвоение западной культурной традиции - воспринимается как западнически ориентированный автор. Жил на Башне у Иванова. Больше всего ценил романскую культуру. В творчестве отразилась античная культура поздняя (эллинская и римская), западная культура барокко и особенно рококо, русская усадебная культура. С юности Кузмин унаследовал большое влияние религии, при том, что в быту он не был праведным человеком, но в его творчестве и дневниках религиозные проблемы значили много, при том, что он, как и всех в эпоху, интересовал поиск бога (секты, старообрядчество, оккультизм...). Ездил в Италию, Египет, с юности его они привлекали. Свою жизнь воспринимает как некий вид монашества - монашество в быту. Чередование разгула и уединения. Важно, что он был по образованию музыкант, окончил консерву по классу Римского-Корсакова. Впоследствие писал музыку как к своим произведениям, так и к чужим (Блоковский Балаганчик). Наверное, первый заебард. Связан с музыкальными модернистскими обществами начала века, но вкусы его были странными - любил либо очень старую музыку, либо современную. Кроме того, был близок к Мирискуссникам (Сомов прежде всего, Судейкин), и с Мейерхольдом когда-то. Это его связывает с русским импрессионизмом и символизмом. Начинал Кузмин как поэт-символист, ну или по кр. мере как поэт круга символистов. Считал своим учителем Брюсова. С другой стороны, жил у Иванова, был с ним близок, притом , что Иванов и Брюсов как бы совсем полярные персонажи. Кузмин опирается на огромные пласты знаний, опирается на разные традиции, неоплатонические идеи (идея крылатой души в романе "Крылья"); платоническая идея любви о расколотости душ. С другой стороны, при всем иррационализме - большая рациональная составляющая его творчества. Творчество Кузмина очень обширное. Проза довольно интересна (романты - "Крылья", стилизация под французский роман, "Плавающие и путешествующие" [самый лучший на взгляд Гуськова]). Знаменит Кузмин как поэт (1 сб.- "Сети"). Сборники делятся на разделы и циклы. Предисловие "Сетей" написано верлибром, чтобы ввести с одной стороны чувство фамильярности, изысканности, и с другой - как условного мира. Этот текст хорошо показывает суть творчества Кузмина - каждый человек - вместилище былых эпох, результат всех предыдущих эпох. Если что-то в эти эпохи не реализовалось, то человек должен попробовать говорить от их лица. Он не будет говорить от своего лица, а будет говорить от лица их, постоянно меняя маски. Но говоря от их лица, он говорит и от своего, т.к. он частица их и они частица его. Здесь он пишет очень конкретно, все основано на бытовых деталях. Кузмин постоянно касается бытовых деталей, сфера повседневности очень важна. 14.11.2008 Союз Советских писателей. Съезд писателей в 1934, на котором дали всем возможность высказаться. Леонов, Фадеев, Пастеранк, Бабель, Олеша, Пильняк. Выступал с большим докладом "О поэзии" Бухарин, давая умную и эстетскую позицию поэзии. Главняе доклады - Горький и Маршак. Много иностранных гостей, которым была интересна такая форма общения писателей при покровительстве правительства. Они тоже выступали на съезде с приветствиями. Съезд был общесоюзный - представители всех литератур, разных советских республик, кот. делали доклады на своих языках. Съезд способствовал единению писателей и общению. В этот период идет интеснивное развитие национальных культур и их взаимодействие, общение. Расцвет национальных литератур, например, украинской, азиатских, грузинской литературы и поэзии. Активное общение м/у писателями разных народов. Складываются прочные связи и творческие, и дружеские. Самые видные поэты 20-30 годов посвятили много времени переводу поэзии национальных союзных республик (Тихонов, Пастернак). Доклады на съезде открывают национальную литературу. Но потом наступает пора разочарований и репрессий, многие национальные писатели в это время погибли. Русские писатели тоже были многие репрессированы и исключены из союза писателей. СП оказался органом удобного подчинения писателей. Руководители: до 1943 - Горький 1936-43 - А.Н. Толствой 1943-46 - Н.С.Тихонов до 1956 - Фадеев, Сухов В СП проводилось наушничество, подписание кем-то против кого-то. Все подписывали, по разным причинам, но все. Деление на чистых и нечистых неправильно. Все писали всяческую лажу против друг друга. Надо сказать, что СП как профессиональный союз обеспечивал писателей с материальной точки зрения, с т.к. утроения их быта. Но даже официальный фавор не спасал от репрессий. Более мелкие объединения основывались на единых эстетических взглядах: - Футуристического характера объединения. Комфуты - коммунистические футуристы, главный - Мяковский. 1922 - огранизация МАФ - Маяковский. ЛЕФ - левый фронт искусства. Самые известные писатели-футуристы входили в ЛЕФ (Маяковский, Каменский, Пастернак), кроме того, туд а входили и художники, и театралы. Издавали журналы ЛЕФ и НОВЫЙ ЛЕФ. ЛЕФ и РАП враждовали, но идеологически совпадали. Автор - ремесленник, творчество - вид производства. Поэтому вымысел постепенно оказывается все более вреден с т.з. теоретиков ЛЕФа, искусство должно отражать современную сложную эпоху. Полной переделки требует вся прежняя система жанров. Прежние жанры основывались на иллюзии, теперь - искусство факта => невозможна традиционная проза, формы условного театра, лирическая поэзия... В области литературы должны быть заменены новыми: очерк, репортаж, фельетон, отчет и пр. В области живописи пейзаж, жанровая картина, натюрморт не должны были существовать, т.к. непонятно, зачем оно. Искусство факта предполагает прагматику. Плакат или реклама - вот клево, дизайн тоже. Многие художники уходят или в сферу чистой публицистики, или в рекламу / плакаты, на производство. Именно авангардное искусство дает огромное развитие дизайна. Окна Сатиры РОСТа - рекламное агенство. Раз автор является ремесленником, то он должен получить заказ и выполнить его. Заказ он получает от своего времени, своей эпохи. Двигающие силы времени - партия, например. Соцзаказ - заказ современности. - орден Имажинистов - литературный центр конструктивизма. Сборник - Мена для всех. Главный прием - прием грузификации (каждый элемент текста должен быть нагружен максимально в смысловом и национальном значении) и локальный прием (соединение в тексте всех приемов между собой, господство метонимии). Тексты часто рассчитаны на устное чтение и воспроизведение. В сборниках были объяснения, как читать их произведения. Нередко писали в транскрибции [Севлинский, Барабанщик - текст строится как сюита для барабана, художественная доминанта - звук барабана; слова по локальному приему подбираются исходя из доминанты; вместе с тем етсь смысловой ход, противопоставление мещанских людей и безбытного, внееэпохового барабанщика, героя-странника, молодого, энтузиаста, ценящий справедливость и не осуждающий стремление к бытовому благополучию, но только когда настанет идеальная жизнь]. Художественная доминанта может выстраиваться и на других уровнях языка. - орден ничевоков - серапионовы браться [Зощенко, Тихонов, Федин, Каверин, Всев. Иванов, Груздев, Слонимский, Никитин, Полонская] Журналы: - Красная Новь, изд-во Круг - А.К. Воронский. Сам он писал много критических статей, которые часто содержат довольно тонкие оценки. Т.к. он был связан с Троцким, то после его падения, то его сослали и расстеляли. Журнал Красная Новь возглавляли другие авторы и писатели. - Новый мир. 1 редактор - критик Вяч. Полонский - Звезда [Ленинграда] - ЛЕФ - Новый ЛЕФ ... Революция в литературных жанров и родов. Поэзия - опрощение стиля. Почти все писатели очень менялись в стилистическом плане. Если их раннее творчество сильно экспериментально, то к концу творчество автора превращается практически в ритмизованную публицистику [Тихонов, Заболоцкий, Осеев, Пастернак]. Но параллельно у некоторых поэтов противоположная тенденция - Ахматова, Кузмин, Гумилев, Мандельштам. 25.11.2008 Если Кузмин нами рассматривался как поэт, то Ремизов - прозаик. Александр Михайлович Ремизов (1877 - 1947) 6 автобиографических книг. Позднее творчество Ремизова, он их писал не в хронологической последовательности. 3. Петербургский буерак 4. Взвихренная Русь 5. Учитель музыки 6. Сквозь огонь скорбей Это и есть эмигрантское творчество Ремизова. Но их нельзя считать объективным отражением биографии. Но у него вышло научное собрание сочинений [Блок, Платонов, Маяковский (но старое, 50х гг), Пастернак]. В этом СС понятно, насколько отклонение от истины у него. Сны любил публиковать, в них фигурирует часть реального сна, часть реальных событий, часть вымысла. Что касается остальных произведений Ремизова, то мы тоже видим в них куски автобиографии. Например, роман "Пруд" основан на жизневпечатлениях, равно как и герой романа тоже автобиографичны. революционной деятельностью увлекся, не принимал сильного участия, но случайно попав на демонстрацию с эсерами, был сослан в Вологду. там стал читать - сформировалась и идейная позиция, и основа творчества. Одновременно с Ремизовым в Вологде были: Луначарский, Щёголев, Санников (псевдоним Ропшин), Каляев (эсер, убил московского генерал-губернатора), Шестов, Богданов и пр. Понятно, что такого удачного стечения идей и в Питере не было. Они не очень страдали в ссылке, по правде сказать. Организация называлась ССА [Союз Свободных алкоголиков]. Там под влиянием Щеголева Ремизов увлекся древностью. Он занимался древними церковными ересями, протестантами. Занимался сектантами и религиозными течениями не ортодоксального плана. Проявление их в русских сектах. Перестал заниматься политикой, стал читать декадентскую литературу, увлекся этим. Вернувшись из ссылки пытался влиться в литературные круги и дальше политикой не занимался. Когда приехал в Петербург, попытался войти в модернистские круги и принять участие в издании журналов, но хотя было признано, что это неплохой писатель, но близости с вождями модернизма он не приобрел. Отчасти потому, что он уже не вписывался в традиционный симвлизм, отчасти потому, что сам не хотел себя приравнивать к направлению. Позиция отвергнутого писателя была ему симпатична. С этой маской литературного изгоя он и пошел в литературу. Сборники "Лимоны" и "Посолонь" (1907), "Докука и балагурье" (1914), романы и повести "Пруд" (1904), "Часы" (1908), "Пятая язва" (1912), "Крестовые сёстры" (1910). Сборники - типа притч, сказочек, пересказанные народные сказки, стилизация под народные сказки. Кроме того выступал как драматург: трагедии "Бесовское действо" (ставил Мейерхольд), "О Иуде, принце Искариотском", "О царе Максимилиане". С одной стороны, черты народного, фольклорного театра, с другой - принцип модернистской драматургии. Характерные черты: Синтетичность творчества. Начинал он с одной стороны как писатель-символист, но полностью к ним не пришел, т.к. у него сильна классическая традиция с одной стороны, фольклорная и древнерусско-книжная. С акмеистами и символистами у него не сложилось, с футуристами чуть лучше - участвовал в художественных выставках; у него есть и заумные тексты. И в эмиграции он был вполне отстранен от литературных кругов. Ремизов более был близок к западной литературе того времени. Т.О. Ремизов связан со всеми направлениями, не укладываясь ни в одно, синтезируя и добавляя что-то свое. Очень сильно влияет на советсткую прозу 20 гг. К нему очень близок Достоевский и Лесков. Ремизов - рефлексирующий и мучающийся герой Достоевкого в поиске. Чуковский: Ремизов - певец вселенской тошноты. Мерзкий мир, боль от того, что мир так мерзок. Обезьяна приобретает черты идеала. Сам дает формулу своего торчества: Впервые в Крестовых сестрах: человек человеку бревно. Этим он опровергает 2 афоризма: человек человеку волк и человек человеку друг, товарищ и брат. Его вариант - люди существуют параллельно и не взаимодействуют никак. Удовольствие от того, как человек подло себя ведет. Во всех произведениях содержится у него миф, естественно. До Ремизового "Прута" не было еще ни Мережковского романов, ни Брюсова, поэтому его Прут - типа первый символистский роман, но его плохо приняли, поэтому он его переделывал, поэтому есть 3 редакции. Вот. И получалось не так эффектно, т.к. он пытался объяснить более простым языком, а так он не умел, и получалось у него только хуже. Сам пишет об этом потом, когда комментирует роман Прут. С одной стороны, реалистическое описание, но с другой - ряд иносказаний, некий миф, отчасти сотворенный автором, отчасти им запечатленный. Звезды, мотив полёта-падения, реальность мерцающая, зыбка и неопределенна. Стремление говорить по-новому, каждому являнию хотел дать новое слово (= футуризм). Бочаров. Платоновский язык. Особенности: - внутреннее слово - словопонятие, закл. в себе идею жизни - проблема истины. это не отвлеченное понятие, реальная вещь - совершенная организация тела по отн. к человеку - путь от отвлеченного к конкретному - оппозиция жесткого - мягкого (детские руки) - платоновские животные - у Платонова не сказ, т.к. рассказчик - не подставное лицо у Платонова. Это своеобразная стилистическая манера. Особенности художественной речи Платонова: - 2 осн. движущие силы - старые люди и дети. Синкретизм начала - только соединение вместе этой позиции Баршт. Структура Художественного мира Платонова. Все тексты - единый текст творчества Платонова. Творчество Платонова как система. Понятия высокого и низкого. Небо - чужое, далекое, земля - свое, доброе; понятние энергия - порождающая сила земли; взаимодействие земли и человека - 2 смысла - действие согласно с землей; насилие над землей. Человек связан и с землей, и с космосом. Высшее проявление энергии - человеческая мысль. Мысль о правильном использовании энергии. Связь философии Платонова с философией Штейнер (отношение к смерти - передача энергии от одного к другому). Система персонажей. Платонов: энергетика - сверхнаука, важно правильное распределение, накопление, поиск новых ресурсов. Земля у Платонова: почва, грунт, глина, песок, пыль. Степень убывания энергии. Тепло и холод у Платонова. Ряд: тепло ---- жара и холод. Неожиданная шкала. Звуки: выражение музыки вселенной. Пространственно-временные категории: Ланшафт: впадина, овраг, яма, котлован. Вода: течение энергии. Противопоставление реки и озера. Точка, плоскость, объем, линия. Символика стены и символика гроба. Художественная антропология Платонова: Принцип метаморфизма, метаморфозы. Человек не ограничен своей формой. Состояние и поза героя. Противоп. России и Европы. Понятие пустоты: если о окр. мире - плохо, если о человеке - хорошо. Понятие памяти, связ. с понятиями сна и смерти. |
Рассказе "Один день Ивана Денисовича". Проблема сохранения памятников... А. Т. Твардовский в поэме «По праву памяти» призывает к переосмыслению печального опыта тоталитаризма. Та же тема раскрывается и... |
Август Форель Август Форель Половой вопрос Сочетаясь с религией, моралью, искусством, политикой, правом и медициной или же попавши в распоряжение торговли и стремления к наживе,... |
||
Зачем Природа создала два пола? Канал 1 стратегическая память, канал 2 оперативная. Если же среда не меняется со временем, то не меняется и система, при этом она... |
Июль 1941 г, Ленинград. А. Ахматова Художественная литература Витицкий С. (псевдоним Б. Стругацкого) «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» |
||
Литература для летнего чтения Ломоносов М. В. «Вечернее размышление о Божием Величестве…», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни... |
История праздника «День знаний», и его празднование в нашей школе В россии День знаний по традиции отмечается 1 сентября. Официально этот праздник был учрежден Верховным Советом СССР 1 сентября 1984... |
||
Режим дня детей мбдоу «Детский сад №20» в теплый период года (июнь – август) Беседы, привитие культурно-гигиенических навыков, игровая деятельность, художественно-речевая деятельность |
Г. Новосибирск, 10-19 июля 2011 г. Авторский коллектив Институт психотехнологий, Форсайт-Клуба г. Новосибирска, материалы Русской Онтологической Школы в г. Новосибирске, 13-17 июля 2011... |
||
Азия для тебя! Составитель Антон Кротов Внимание! Предупреждение! Повсюду меняются цены, курсы валют, правительства, границы и названия государств; в посольствах меняются консула, меняется и отношение... |
Регламент всеукраїнських змагань з футболу серед команд клубів «Прем’єр-ліги» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |