Скачать 71.21 Kb.
|
Основная общеобразовательная школа при Посольстве России в Мьянме Урок истории в 8 классе на тему «Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг.» Разработал – учитель истории и обществознания Жогов С.С. Янгон, 2012 Цели: 1) познакомить учащихся с основными событиями русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг., ее причинами и итогами; 2) учить работать с документами, картой, дополнительными источниками по истории России; 3) воспитывать патриотические и интернациональные чувства учащихся. Тип урока: комбинированный. Оборудование: карта, иллюстрации, учебник, репродукции картин русских художников, выставка книг о русско-турецкой войне и ее героях. Ход урока: I. Организационный момент: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными событиями русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг., проследим ее причины и последствия. II. Опрос по домашнему заданию. Но прежде чем перейти непосредственно к новой теме, давайте вспомним, какая международная обстановка сложилась накануне этой войны. Нужно пойти к доске и кратко восстановить хронологию событий, предшествующих русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. На доске: Хронология событий, предшествовавших русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. весна 1875 г. - (восстание в Боснии и Герцеговине) апрель 1876 г. - (восстание в Болгарии) лето 1876 г. - (война Сербии и Черногории против Турции) октябрь 1876 г. - (ультиматум России Турции) январь 1877 г. - (Будапештская конвенция) март 1877 г. - (Лондонский протокол) 12 апреля 1877 г. - начало войны. Пока ученик заполняет хронологическую таблицу, другие учащиеся отвечают на вопросы по теме предыдущего параграфа. Опрос: 1. Рассказать об освободительной борьбе балканских народов против турецких захватчиков во второй половине XIX века. 2. Как относилась Россия к этой борьбе и почему? 3. Что послужило поводом русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.? 4. Какие государства выступили на стороне России? III. Объяснение нового материала. 1. Слово учителя (с использованием карты): Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока. Обратите внимание на план на доске, по которому мы будем сегодня работать. План урока на доске: 1. Начало военных действий. 2. Контрнаступление турецких войск. 3. Падение Плевны и переход в ходе войны. 4. Военные действия в Закавказье. 5. Сан-Стефанский мирный договор. 6. Берлинский конгресс. И первый пункт нашего плана - “Начало военных действий на Балканах”. русскую армию на Балканском полуострове возглавлял брат царя Александра II Николай Николаевич. Она насчитывала 185 тысяч человек. Царь также находился при армии. Численность турецкой армии в Северной Болгарии составляла 160 тысяч человек. 15 июня 1877 года русские войска переправились через Дунай и развернули наступление. Болгарское население восторженно встречало русскую армию. В ее состав вошли болгарские добровольческие дружины, показавшие высокий боевой дух. Они, по словам очевидцев событий, шли в бой как “на праздник”. русские войска быстро продвигались на юг, торопясь овладеть горными переходами через Балканы и выйти в Южную Болгарию. Особенно важно было занять Шипкинский перевал, откуда шла наиболее удобная дорога на Адрианополь. Турецкие войска в беспорядке отступали. Казалось, исход войны был предрешен и союзникам открывался прямой путь на Константинополь (Стамбул). Мы уже говорили, что освободительная борьба балканских славянских народов против турецких захватчиков вызвала большой отклик в русском обществе. Начало русско-турецкой войны произвело не меньшей резонанс. На войну отправились тысячи русских добровольцев, по всей стране собирались пожертвования, снаряжались госпитали. Эта борьба получила широкое отражение в русском искусстве - литературе и живописи. Так, художник Василий Васмльевич Верещагин, о котором мы подробнее чуть позже, посвятил ей несколько своих лучших картин. В старших классах вы будете изучать роман И. С. Тургенева “Накануне”, герой которого - болгарский революционер Инсаров, а его возлюбленная, русская девушка Елена Стахова, отправляется всед за ним в Болгарию воевать с турками. Один из главных героев романа Л. Н. Толстого “Анна Каренина”, Вронский, также едет добровольцем на эту войну. Стремление помочь “братьям-славянам” объединило высшие и низшие слои русского общества. Трагична судьба баронессы Ю. П. Вревской, жених которой учавствовал в войне и которая оставила высший свет и поехала вслед за ним на войну работать простой сестрой милосердия в тяжелейших условиях. В конце концов она заразилась тифом и умерла. Подвигу этой самоотверженной женщины Тургенев посвятил замечательное стихотворение в прозе. Выразительное чтение учеником отрывка из стихотворения в прозе И. С. Тургенева “Памяти Ю. П. Вревской”. Спасибо. Действительно, такое самопожертвование, такой всплеск интернациональных чувств (стремление помочь чужому народу, хотя и близкому по крови и вере) поражали пистелей, художников и ученых-историков и тогда, поражают и поныне. Обратите внимание на выставку книг и картин. Но вернемся к русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. Так почему же русской армии и ее союзникам не удалось быстро и победоносно завершить войну? Второй пункт плана “Контрнаступление турецких войск” рассказывает специально подготовленный ученик. Действительно, на Шипкинском перевале решалась судьба войны. Обратите внимание на схему обороны Шипки на доске. О боях за Шипку нам подробнее расскажет ... Сообщение ученика (с использованием схемы). Решающую роль в войне сыграл талантливый русский полководец Михаил Дмитриевич Скобелев. Обратите внимание на портрет этого великиго человека, героя русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг., которого называли “белым генералом” и “русским Наполеоном”. Подробнее об этом замечательном человеке нам расскажет ... Сообщение ученика. В рассказе были использованы воспоминания одного из непосредственных участников войны В. В. Верещагина. Это талантливый русский художник. На стенде вы видите репродукции самых известных его картин об этой войне: “Побежденные. Панихида.” и “Шипка-Шейного (Скобелев под Шипкой).” Об этом выдающемся человеке нам расскажет ... Сообщение ученика (с использованием репродукций картин на стенде). А теперь откройте учебники на стр. 152 - 153. Третий пункт плана “Падение Плевны и переход в ходе войны” ученик самостоятельно читают по учебнику и составляют хронологическую таблицу, аналогичную приведенной на доске. Проверим, что у вас получилось. Хронологическая таблица “Падение Плевны и переход в ходе войны”: сентябрь - декабрь 1877 г. - героическая оборона Шипки конец ноября 1877 г. - в Плевне заканчиваются запасы продовольствия 28 ноября 1877 г. - гарнизон Плевны сдался (перелом в ходе войны) 13 декабря 1877 г. - главные силы русской армии во главе с генералом Иосифом Владимировичем Гурко начали путь на Софию через труднейший перевал Чурьяк 23 декабря 1877 г. - русские войска вступили в Софию (столицу Болгарии) 27 - 28 декабря 1877 г. - битва у Шипки-Шейново (разгром Скобелевым 20-тысячной армии турок) 8 января 1878 г. - русские войска торжественно вступили в Адрианополь. Четвертый пункт плана “Военные действия в Закавказье” расскзывает учитель (с использованием карты): Военные действия против турок велись не только на Балканах, но и в Закавказье. Командующим русскими войсками в Закавказье формально считался великий князь Михаил Николаевич (брат царя Александра II и младший из сыновей Николая I), но фактически командование осуществлял генерал Лорис-Меликов. В апреле - мае 1877 года русская армия взяла крепости Баязет и Ардаган и блокировала Карс. Затем последовал ряд военных неудач, и осаду Карса пришлось снять. Решающее сражение произошло осенью 1877 года у Аладжинских высот, недалеко от Карса. 3 октября русские войска овладели штурмом укрепленной горой Авлияр - ключевым пунктом турецкой обороны. В этом сражении русское командование впервые использовало телеграф для управления войсками. В ночь на 6 ноября 1877 года Карс был взят и русская армия вышла к Эрзуруму. Последние два пункта плана “Сан-Стефански мирный договор” и “Берлинский конгресс” вы самостоятельно прочитаете дома. А теперь проверим, как вы усвоили материал. IV. Закрепление изученного. Кроссворд на доске. Вопросы к кроссворду: 1. Фамилия генерала, героя русско-турецеой войны. 2. Название перевала, откуда шла наиболее удобная дорога на Адрианополь. 3. Город-крепость, которую несколько раз безуспешно штурмовали русские войска. 4. Какой талантливый турецкий полководец разрушил планы русских в начале войны? 5. Герой севастопольской обороны, учавствовавший в русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. 6. Турецкая крепость в Закавказье, захваченная русскими войсками. 7. На территории какой страны велись основные боевые действия русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.? 8. Как звали русского императора, при котором происходила русско-турецкая война 1877 - 1878 гг.? А теперь небольшой тест на закрепление: 1. Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. началась: а) 12 апреля 1877 г.; б) 9 сентября 1877 г.; в) 8 марта 1877 г. 2. Русский император, объявивший войну Турции в 1877 году: а) Александр I; б) Александр II; в) Александр III. 3. Русской армией на Балканах командовал: а) Скобелев; б) Гурко; в) великий князь Николай Николаевич. 4. “Белым генералом” на русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. прозвали: а) Гурко; б) Столетова; в) Скобелева. 5. На Балканах русские войска больше всего пострадали от: а) жары; б) голода; в) мороза. 6. В русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. победила: а) Россия; б) Турция; в) никто не победил. V. Домашнее задание и оценки за урок: § 23 (§ 22); ответить на вопросы в конце параграфа на стр. 155 (162); составить кроссворд по материалам параграфа. |
Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск |
Урок по дагестанской литературе на тему: «Етим Эмин. Восстание горцев 1877 года» Подготовила и провела: учитель дагестанской литературы мбоу сош №2 Насруллаева Аксана Рахмановна |
||
Урок русского языка в 4-м классе на тему "Наречие: урок-турнир, обобщение знаний" |
Урок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник» Пушкин тему Петербурга, по-новому выбирает героя и строит конфликт; привлечь внимание к богатству и изяществу поэтического языка... |
||
Урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического... Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» |
Д. Х. Колдуэлл От составителя 7 Е. Раковицкая. Май 1878, Нью-Йорк 135 "The Daily Graphic". 10. 12. 1878, Нью-Йорк 139 |
||
Сочинение- презентация по литературе Через несколько лет началась русско-шведская война за право владеть Балтийским морем, то есть его торговыми путями |
Урок по истории России в 10 классе по теме: «Феномен декабризма в истории России XIX века» Развивающая: продолжать формирование интеллектуальной, гражданской, коммуникационной, информационной компетентностей |
||
Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал» Раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини |
Урок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник» Цели: 1 познакомить учащихся с лицейскими годами поэта; со стихотворениями данного |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |