Урок истории в 8 классе на тему «Русско-турецкая война 1877 1878 гг.»




Скачать 71.21 Kb.
Название Урок истории в 8 классе на тему «Русско-турецкая война 1877 1878 гг.»
Дата публикации 28.09.2014
Размер 71.21 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Военное дело > Урок


Основная общеобразовательная школа при Посольстве России в Мьянме


Урок истории в 8 классе на тему

«Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг.»
Разработал –

учитель истории

и обществознания

Жогов С.С.
Янгон, 2012

Цели: 1) познакомить учащихся с основными событиями русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг., ее причинами и итогами;

2) учить работать с документами, картой, дополнительными источниками по истории России;

3) воспитывать патриотические и интернациональные чувства учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта, иллюстрации, учебник, репродукции картин русских художников, выставка книг о русско-турецкой войне и ее героях.

Ход урока:

I. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными событиями русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг., проследим ее причины и последствия.

II. Опрос по домашнему заданию.

Но прежде чем перейти непосредственно к новой теме, давайте вспомним, какая международная обстановка сложилась накануне этой войны. Нужно пойти к доске и кратко восстановить хронологию событий, предшествующих русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг.

На доске: Хронология событий, предшествовавших русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг.

весна 1875 г. - (восстание в Боснии и Герцеговине)

апрель 1876 г. - (восстание в Болгарии)

лето 1876 г. - (война Сербии и Черногории против Турции)

октябрь 1876 г. - (ультиматум России Турции)

январь 1877 г. - (Будапештская конвенция)

март 1877 г. - (Лондонский протокол)

12 апреля 1877 г. - начало войны.

Пока ученик заполняет хронологическую таблицу, другие учащиеся отвечают на вопросы по теме предыдущего параграфа.

Опрос:

1. Рассказать об освободительной борьбе балканских народов против турецких захватчиков во второй половине XIX века.

2. Как относилась Россия к этой борьбе и почему?

3. Что послужило поводом русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.?

4. Какие государства выступили на стороне России?

III. Объяснение нового материала.

1. Слово учителя (с использованием карты):

Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока. Обратите внимание на план на доске, по которому мы будем сегодня работать.

План урока на доске:

1. Начало военных действий.

2. Контрнаступление турецких войск.

3. Падение Плевны и переход в ходе войны.

4. Военные действия в Закавказье.

5. Сан-Стефанский мирный договор.

6. Берлинский конгресс.

И первый пункт нашего плана - “Начало военных действий на Балканах”. русскую армию на Балканском полуострове возглавлял брат царя Александра II Николай Николаевич. Она насчитывала 185 тысяч человек. Царь также находился при армии. Численность турецкой армии в Северной Болгарии составляла 160 тысяч человек.

15 июня 1877 года русские войска переправились через Дунай и развернули наступление. Болгарское население восторженно встречало русскую армию. В ее состав вошли болгарские добровольческие дружины, показавшие высокий боевой дух. Они, по словам очевидцев событий, шли в бой как “на праздник”. русские войска быстро продвигались на юг, торопясь овладеть горными переходами через Балканы и выйти в Южную Болгарию. Особенно важно было занять Шипкинский перевал, откуда шла наиболее удобная дорога на Адрианополь. Турецкие войска в беспорядке отступали. Казалось, исход войны был предрешен и союзникам открывался прямой путь на Константинополь (Стамбул).

Мы уже говорили, что освободительная борьба балканских славянских народов против турецких захватчиков вызвала большой отклик в русском обществе. Начало русско-турецкой войны произвело не меньшей резонанс. На войну отправились тысячи русских добровольцев, по всей стране собирались пожертвования, снаряжались госпитали. Эта борьба получила широкое отражение в русском искусстве - литературе и живописи. Так, художник Василий Васмльевич Верещагин, о котором мы подробнее чуть позже, посвятил ей несколько своих лучших картин. В старших классах вы будете изучать роман И. С. Тургенева “Накануне”, герой которого - болгарский революционер Инсаров, а его возлюбленная, русская девушка Елена Стахова, отправляется всед за ним в Болгарию воевать с турками. Один из главных героев романа Л. Н. Толстого “Анна Каренина”, Вронский, также едет добровольцем на эту войну.

Стремление помочь “братьям-славянам” объединило высшие и низшие слои русского общества. Трагична судьба баронессы Ю. П. Вревской, жених которой учавствовал в войне и которая оставила высший свет и поехала вслед за ним на войну работать простой сестрой милосердия в тяжелейших условиях. В конце концов она заразилась тифом и умерла. Подвигу этой самоотверженной женщины Тургенев посвятил замечательное стихотворение в прозе.

Выразительное чтение учеником отрывка из стихотворения в прозе И. С. Тургенева “Памяти Ю. П. Вревской”.

Спасибо. Действительно, такое самопожертвование, такой всплеск интернациональных чувств (стремление помочь чужому народу, хотя и близкому по крови и вере) поражали пистелей, художников и ученых-историков и тогда, поражают и поныне. Обратите внимание на выставку книг и картин. Но вернемся к русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. Так почему же русской армии и ее союзникам не удалось быстро и победоносно завершить войну?

Второй пункт плана “Контрнаступление турецких войск” рассказывает специально подготовленный ученик.

Действительно, на Шипкинском перевале решалась судьба войны. Обратите внимание на схему обороны Шипки на доске. О боях за Шипку нам подробнее расскажет ...

Сообщение ученика (с использованием схемы).

Решающую роль в войне сыграл талантливый русский полководец Михаил Дмитриевич Скобелев. Обратите внимание на портрет этого великиго человека, героя русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг., которого называли “белым генералом” и “русским Наполеоном”. Подробнее об этом замечательном человеке нам расскажет ...

Сообщение ученика.

В рассказе были использованы воспоминания одного из непосредственных участников войны В. В. Верещагина. Это талантливый русский художник. На стенде вы видите репродукции самых известных его картин об этой войне: “Побежденные. Панихида.” и “Шипка-Шейного (Скобелев под Шипкой).” Об этом выдающемся человеке нам расскажет ...

Сообщение ученика (с использованием репродукций картин на стенде).

А теперь откройте учебники на стр. 152 - 153.

Третий пункт плана “Падение Плевны и переход в ходе войны” ученик самостоятельно читают по учебнику и составляют хронологическую таблицу, аналогичную приведенной на доске.

Проверим, что у вас получилось.

Хронологическая таблица “Падение Плевны и переход в ходе войны”:

сентябрь - декабрь 1877 г. - героическая оборона Шипки

конец ноября 1877 г. - в Плевне заканчиваются запасы продовольствия

28 ноября 1877 г. - гарнизон Плевны сдался (перелом в ходе войны)

13 декабря 1877 г. - главные силы русской армии во главе с генералом Иосифом Владимировичем Гурко начали путь на Софию через труднейший перевал Чурьяк

23 декабря 1877 г. - русские войска вступили в Софию (столицу Болгарии)

27 - 28 декабря 1877 г. - битва у Шипки-Шейново (разгром Скобелевым 20-тысячной армии турок)

8 января 1878 г. - русские войска торжественно вступили в Адрианополь.

Четвертый пункт плана “Военные действия в Закавказье” расскзывает учитель (с использованием карты):

Военные действия против турок велись не только на Балканах, но и в Закавказье. Командующим русскими войсками в Закавказье формально считался великий князь Михаил Николаевич (брат царя Александра II и младший из сыновей Николая I), но фактически командование осуществлял генерал Лорис-Меликов.

В апреле - мае 1877 года русская армия взяла крепости Баязет и Ардаган и блокировала Карс. Затем последовал ряд военных неудач, и осаду Карса пришлось снять.

Решающее сражение произошло осенью 1877 года у Аладжинских высот, недалеко от Карса.

3 октября русские войска овладели штурмом укрепленной горой Авлияр - ключевым пунктом турецкой обороны. В этом сражении русское командование впервые использовало телеграф для управления войсками.

В ночь на 6 ноября 1877 года Карс был взят и русская армия вышла к Эрзуруму.

Последние два пункта плана “Сан-Стефански мирный договор” и

“Берлинский конгресс” вы самостоятельно прочитаете дома. А теперь проверим, как вы усвоили материал.

IV. Закрепление изученного.

Кроссворд на доске.

Вопросы к кроссворду:

1. Фамилия генерала, героя русско-турецеой войны.

2. Название перевала, откуда шла наиболее удобная дорога на Адрианополь.

3. Город-крепость, которую несколько раз безуспешно штурмовали русские войска.

4. Какой талантливый турецкий полководец разрушил планы русских в начале войны?

5. Герой севастопольской обороны, учавствовавший в русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг.

6. Турецкая крепость в Закавказье, захваченная русскими войсками.

7. На территории какой страны велись основные боевые действия русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.?

8. Как звали русского императора, при котором происходила русско-турецкая война 1877 - 1878 гг.?

А теперь небольшой тест на закрепление:

1. Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. началась:

а) 12 апреля 1877 г.;

б) 9 сентября 1877 г.;

в) 8 марта 1877 г.

2. Русский император, объявивший войну Турции в 1877 году:

а) Александр I;

б) Александр II;

в) Александр III.

3. Русской армией на Балканах командовал:

а) Скобелев;

б) Гурко;

в) великий князь Николай Николаевич.

4. “Белым генералом” на русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. прозвали:

а) Гурко;

б) Столетова;

в) Скобелева.

5. На Балканах русские войска больше всего пострадали от:

а) жары;

б) голода;

в) мороза.

6. В русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. победила:

а) Россия;

б) Турция;

в) никто не победил.

V. Домашнее задание и оценки за урок:

§ 23 (§ 22); ответить на вопросы в конце параграфа на стр. 155 (162); составить кроссворд по материалам параграфа.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок истории в 8 классе на тему «Русско-турецкая война 1877 1878 гг.» icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
Урок истории в 8 классе на тему «Русско-турецкая война 1877 1878 гг.» icon Урок по дагестанской литературе на тему: «Етим Эмин. Восстание горцев 1877 года»
Подготовила и провела: учитель дагестанской литературы мбоу сош №2 Насруллаева Аксана Рахмановна
Урок истории в 8 классе на тему «Русско-турецкая война 1877 1878 гг.» icon Урок русского языка в 4-м классе на тему "Наречие: урок-турнир, обобщение знаний"

Урок истории в 8 классе на тему «Русско-турецкая война 1877 1878 гг.» icon Урок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник»
Пушкин тему Петербурга, по-новому выбирает героя и строит конфликт; привлечь внимание к богатству и изяществу поэтического языка...
Урок истории в 8 классе на тему «Русско-турецкая война 1877 1878 гг.» icon Урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического...
Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер»
Урок истории в 8 классе на тему «Русско-турецкая война 1877 1878 гг.» icon Д. Х. Колдуэлл От составителя 7
Е. Раковицкая. Май 1878, Нью-Йорк 135 "The Daily Graphic". 10. 12. 1878, Нью-Йорк 139
Урок истории в 8 классе на тему «Русско-турецкая война 1877 1878 гг.» icon Сочинение- презентация по литературе
Через несколько лет началась русско-шведская война за право владеть Балтийским морем, то есть его торговыми путями
Урок истории в 8 классе на тему «Русско-турецкая война 1877 1878 гг.» icon Урок по истории России в 10 классе по теме: «Феномен декабризма в истории России XIX века»
Развивающая: продолжать формирование интеллектуальной, гражданской, коммуникационной, информационной компетентностей
Урок истории в 8 классе на тему «Русско-турецкая война 1877 1878 гг.» icon Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал»
Раскрыть глубину, цельность, поэтическую одухотворенность натуры главной героини
Урок истории в 8 классе на тему «Русско-турецкая война 1877 1878 гг.» icon Урок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник»
Цели: 1 познакомить учащихся с лицейскими годами поэта; со стихотворениями данного
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции