Скачать 92.79 Kb.
|
Автор- учитель русского языка и литературы, учитель – дефектолог высшей категории Борунова Надежда Ивановна. Предмет – Развитие речи.. Классы - 5- 6 отделения слабослышащих детей. Тема: «Дети и война» в творчестве русских поэтов и писателей. Форма занятия: речевая конференция. Время реализации конференции: 50 минут. Цель: формирование универсально- учебных действий и гражданского сознания на произведениях военных лет. Задачи:
делать выводы;
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, медиапрезентация к уроку, фрагменты из художественного фильма «Жила – была девочка» (о блокадном Ленинграде), записи неречевых звучаний (гул летящих самолетов, звук падающего самолета, взрывы), голос Левитана, фрагменты песен: «Священная война», «Алеша», стихи А. Т. Твардовского. Ход конференции. 1. Установка на внятную речь и внимательное восприятие материала. 2.Представление темы конференции через проблемный вопрос по эпиграфу. Учитель. - Выберите словосочетание, которое, по вашему мнению, лишнее. (Беззаботное детство, детский смех, дети и война, праздничное настроение.) Учащийся. - Я считаю, что лишнее словосочетание – это «дети и война» Учитель. -Да, ребята, вы правы. И всем известный поэт, писатель, военный корреспондент, А. Т. Твардовский считает так же. -Чтение темы конференции «Дети и война» -Чтение эпиграфа: «Нет более ужасного сближения вещей на свете, чем дети и война». ( А. Твардовский.) 3. Погружение в обстановку военного времени (психологический настрой) Работа над восприятием неречевых звучаний. Обучающиеся воспринимают на слух гул самолетов. Потом на экране появляются немецкие самолеты. 3. Ребята делают выводы, что так началась Великая Отечественная война. 4. Учащийся. -22 июня 1941 года на нашу Родину напал злой и сильный враг – фашистская Германия. На защиту своей страны встал весь народ . ( на экране плакат: « Родина- мать зовет»). 5. Голос Левитана (Объявление о начале войны.) 6. Звучит песня « Священная война». Ребята встают и слушают (смена динамических поз по технологии доктора Базарного.) Учитель (читает на экране, давая образец правильной, выразительной речи): - Каждый немецкий солдат получил памятку, в которой было написано: « У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой дети – убивай!». Учитель. - Таким образом, гитлеровцы получили «законное право» действовать на нашей земле как убийцы и грабители. Что они и делали в течение всей войны. 7. Инсценирование (Корреспондент берет интервью у участницы войны, Ачатовой Агнессы Александровны). (Знакомство с мнением людей о проблеме «Дети и война»). Слайд на экране «Санитарка перевязывает раненого». -Кем вы были на фронте?
Едва только наши войска занимали деревню, как тут же, неизвестно откуда, появлялись ребятишки с печальными глазами. Они были очень напуганы, качались от голода. Мы отдавали им все, что у нас было: последние консервы, последний сухарь…
Учитель. -Ребята, сейчас вы посмотрите отрывок из фильма «Жила – была девочка» и скажете, о ком этот отрывок, и, о каком городе идет речь? Учащийся. - Этот отрывок о блокадном Ленинграде. Более девятисот дней жители этого города находились на блокадном положении. Учитель: - А как вы понимаете слово «блокада» и фразу «находиться на блокадном положении?» Учащиеся. - Фашисты взяли в кольцо Ленинград: перекрыли все дороги к нему. Его жители не получали продукты, медикаменты. Учащийся. - Люди умирали от голода. Они были вынуждены есть кошек, крыс и другую живность. Учащийся. - Нечем было растапливать печи, в ход шла вся мебель, но и она заканчивалась. Учащийся. - В этом отрывке мы увидели, как на глазах девочки, лет 12- ти, умирает от голода мать. И Таня остается одна в большом голодном и холодном городе. Ученица. Неужели ей никто не поможет? Учитель. -Вы, ребята, посмотрите этот фильм позже. Я вижу, что вам хочется узнать о дальнейшей судьбе девочки. Дети блокадного Ленинграда оказались в таких условиях, в которых и взрослым трудно было выжить.
Дневник Тани. 1 день блокады. В нашей квартире пусто. Холодно. Мы с мамой сожгли всю мебель. 2 день. Сегодня нас бомбили. Но бомба попала на крушу другого дома, и мы с мамой ходили снимать фугаски с крыш. 6 день блокады. Мама не встает: у нее нет сил от голода. Я сижу рядом с мамой, чтоб согреться. 9 день блокады. Мамы не стало. Плакать не могу. Вышла на улицу: кругом трупы людей. Никто их не убирает: нет сил у голодных Ленинградцев. Учитель. -Видите, ребята, сама девочка пишет о блокаде. Как вы думаете, кто смог выжить вот в такой нечеловеческой обстановке? Учащийся. - Только сильные духом люди. Учитель. -Да, ленинградцы доказали, что только сильный дух и любовь к своей стране, ненависть к врагам, помогли выжить и не сдаться немцам. 10. Слайд (« Битва за Москву»). Учащиеся читают отрывки из стихов о военных годах. - «На границе родимой земли Вихревые сирены завыли, Встали мертвые рядом с живыми И, обнявшись, в бессмертье ушли». ( Р. Рождественский). - « Страна цвела. Но враг из-за угла. Свершил налет, пошел на нас войною В тот грозный час, стальною став стеною Вся молодежь оружие взяла, Чтоб отстоять Отечество родное». 11. Учащийся: (Слайд «войска идут в бой») -Шел солдат по родной земле Трудным и долгим был этот путь. Под Севастополем, под Волгоградом, Киевом, Новороссийском, Ленинградом, под Брестом шли ожесточенные бои. Учащийся. - Шли на врага танкисты (на экране танки)
( заставка).
( Чтение на экране) 11. На фоне песни «Алеша» о молодом русском мальчишке – солдате. Учащийся. -В те горестные годы войны дети быстро взрослели. В тяжелое для страны время они осознали себя частью своего народа. Их называли молодыми солдатами. Они старались помогать взрослым в борьбе с врагом. 12. Чтение пословиц о войне. :«Жить – Родине служить». « Родина – мать, умей за нее постоять». « Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей». 13. Учитель. - Что вы читали об участии детей в такой страшной войне? Л. Хорошавина кратко пересказывает рассказ Ю. Стрехнина «Удар с неба» Учащийся. Рассказ « Город Отважных» (Слайд « Горящий самолет). Учащийся. - Я читал стихотворение Н. Рыленкова « Балладу о маленьком разведчике». Учащийся. -Константина Симонова « Сын артиллериста» Учащийся. - Мне рассказывал дед о моем прадеде. Он еще мальчишкой убежал на фронт и помогал бить врага. Учитель. - Сделайте выводы, как мы узнаем о далеких военных годах?
1910- 1971 Учащийся. Александр Трифонович Твардовский родился на хуторе Загорье в 1910 году. В 1930 поступил в смоленский институт. Во время войны был военным корреспондентом. Написал много произведений на военную тему. Вот одно из них. 13. Прослушивание в записи стихотворения Твардовского «Рассказ танкиста» (вступление). Работа над слуховым вниманием. Ответы на вопросы в режиме «ученик- ученик». Ученик. -Отступлению или наступлению советских войск посвящено стихотворение? Ученик.
« Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперед. А он гвоздит – не выглянуть из башен,- А черт его поймет, откуда бьет. Тут угадай-ка, за каким домишком Он примостился, - столько всяких дыр… Ученик. -Командир и бойцы не знали, откуда бьет вражеская пушка. 14. Инсценирование стихотворения.
Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я подползал, они вон там, в саду..
На танке с вами. Прямо приведу.
Стоит парнишка мины, пули свищут, И только рубашонка пузырем. Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота Заходим в тыл, и полный газ даем И эту пушку, заодно с расчетом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.
От дома к дому шел большой пожар. И, помню я сказал: - Спасибо, хлопец! -
Был трудный бой. Все нынче, как спросонку, И только не могу себе простить: Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку, Но как зовут, забыл его спросить. -Ответы на вопросы: Как характеризует автор мальчишку? (Как смелого, храброго, находчивого мальчика. Он не боится умереть). -Можно ли назвать его поступок геройским? -(Да. Для него самое главное – помочь нашим солдатам.) Как рассказчик поблагодарил мальчика?
15. Рассматривание картины Ю. Непринцева «После боя».
А вот стихотворение Твардовского, « Я убит подо Ржевом», является памятником неизвестному солдату, который погиб, защищая детей. (Слайд «Монумент славы. Памятник неизвестному солдату.») -На экране и на мониторе компьютера написано завещание (последние слова умирающего солдата). Аудиозапись (читает отрывок из стих. М. Ульянов. (Образец речи). Словарная работа. Завещать (обещать на будущее), горевать (печалиться), ликовать (радоваться). Задание: прочитать выразительно по две строчки (чтение по «цепочке»),стоя (смена динамических поз по здоровьеразвивающей технологии доктора Базарного) «… Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой Отчизне С честью дальше служить. Горевать – горделиво, Не клонясь головой. Ликовать - не хвастливо, В час победы самой. И беречь ее свято, Братья, счастье свое- В память воина- брата, Что погиб за нее». 17. Рефлексия..
у взрослых». 18. Оценки за работу на конференции.. Оценка речи самими учащимися.. 19. (Голос Левитана. Минута молчания). 20. На фоне тихо звучащей песни « Журавли». ( Р. Г. Гамзатов). Отвечают на вопросы:
- (Чувство гордости за тех ребят, которые помогали взрослым бороться с врагом.) Спасибо всем за организацию конференции. Домашнее задание: выразительно отчитать последние строчки стихотворения « Я убит подо Ржевом». Подумать, что бы вы пожелали ребятам, вашим сверстникам. |
Классный час «Дети и война…» ... |
Умк «Перспектива» II полугод Сформировать эмоционально-ценностное отношение к произведениям русских писателей и поэтов о родной природе |
||
Литература » Разработка внеклассного мероприятия на тему «Основные... В задачу кружка не входит подготовка профессиональных литераторов, однако квалифицированное руководство и творческая среда способствуют... |
Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное... Книга книг Так говорят о Библии, тем самым обозначая с предельной краткостью ее место в человеческий культуре |
||
Сказка впереди. 1 Слово учителя. В конце января и в начале февраля... Цели урока: расширить представление учащихся о преемственности традиций в творчестве лучших поэтов 20 столетия |
Планируемые результаты Основное направление краеведения в 3 классе – литературное. Это знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей,... |
||
Урока,68 часов Тема Дата Произведения русских писателей 19 века. А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «И. И. Пущину.» |
Кол. Часов ... |
||
М. Ю. Лермонтов Бородино (отрывок) Каковы настроение и пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», произведения каких русских поэтов сопоставимы по своему настроению... |
Литературно интеллектуальная игра Цель: знакомство детей с творчеством русских и современных писателей на станциях: литература, культура, история, окружающая среда,... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |