«Дети и война» в творчестве русских поэтов и писателей




Скачать 92.79 Kb.
Название «Дети и война» в творчестве русских поэтов и писателей
Дата публикации 17.09.2014
Размер 92.79 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Военное дело > Документы
Автор- учитель русского языка и литературы, учитель – дефектолог высшей категории Борунова Надежда Ивановна.

Предмет – Развитие речи..

Классы - 5- 6 отделения слабослышащих детей.

Тема: «Дети и война» в творчестве русских поэтов и писателей.

Форма занятия: речевая конференция.

Время реализации конференции: 50 минут.

Цель: формирование универсально- учебных действий и гражданского сознания на произведениях военных лет.

Задачи:

  1. Познавательные: формировать навыки смыслового и выразительного чтения на примере произведений А. Т. Твардовского, умения вступать в диалог, строить монологическое высказывание по теме;

  2. Проблемно- дидактические (развивающие): провести анализ отношений писателей и личного отношения к проблеме «Дети и война».

  3. Регулятивные: учить давать оценку своей деятельности и работе других ребят,

делать выводы;

  1. Личностные: формировать гражданскую позицию и уметь выразить свое мнение о детях на войне, воспитывать чувство гордости и сострадания к детям военных лет;

  2. Коррекционные: формировать фонематический слух, произносительные навыки, память, внимание, воображение.

  3. Здоровьразвивающие: следить за осанкой, за сохранностью зрительного анализатора.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, медиапрезентация к уроку, фрагменты из художественного фильма «Жила – была девочка» (о блокадном Ленинграде), записи неречевых звучаний (гул летящих самолетов, звук падающего самолета, взрывы), голос Левитана, фрагменты песен: «Священная война», «Алеша», стихи А. Т. Твардовского.

Ход конференции.

1. Установка на внятную речь и внимательное восприятие материала.

2.Представление темы конференции через проблемный вопрос по эпиграфу.

Учитель.

- Выберите словосочетание, которое, по вашему мнению, лишнее.

(Беззаботное детство, детский смех, дети и война, праздничное настроение.)

Учащийся.

- Я считаю, что лишнее словосочетание – это «дети и война»

Учитель.

-Да, ребята, вы правы. И всем известный поэт, писатель, военный корреспондент, А. Т. Твардовский считает так же.

-Чтение темы конференции «Дети и война»

-Чтение эпиграфа:

«Нет более ужасного сближения

вещей на свете, чем дети и война».

( А. Твардовский.)

3. Погружение в обстановку военного времени (психологический настрой)

Работа над восприятием неречевых звучаний. Обучающиеся воспринимают на слух гул самолетов. Потом на экране появляются немецкие самолеты.

3. Ребята делают выводы, что так началась Великая Отечественная война.

4. Учащийся.

-22 июня 1941 года на нашу Родину напал злой и сильный враг – фашистская Германия. На защиту своей страны встал весь народ .

( на экране плакат: « Родина- мать зовет»).

5. Голос Левитана (Объявление о начале войны.)

6. Звучит песня « Священная война». Ребята встают и слушают (смена динамических поз по технологии доктора Базарного.)

Учитель (читает на экране, давая образец правильной, выразительной речи):

- Каждый немецкий солдат получил памятку, в которой было написано: « У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны.

Уничтожай в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского,

не останавливайся, если перед тобой дети – убивай!».

Учитель.

- Таким образом, гитлеровцы получили «законное право» действовать на нашей земле как убийцы и грабители. Что они и делали в течение всей войны.

7. Инсценирование (Корреспондент берет интервью у участницы войны,

Ачатовой Агнессы Александровны). (Знакомство с мнением людей о проблеме «Дети и война»). Слайд на экране «Санитарка перевязывает раненого».

-Кем вы были на фронте?

  • Я была санитаркой. Многое пришлось пережить. Ходила в атаку, перевязывала под пулями раненых, выносила их с поля боя.

  • Что вас больше всего потрясло на войне?

  • Дети. Я встречала их везде: в соженных городах и селах, искалеченных и изуродованных - на больничных койках.

Едва только наши войска занимали деревню, как тут же, неизвестно откуда, появлялись ребятишки с печальными глазами. Они были очень напуганы, качались от голода. Мы отдавали им все, что у нас было: последние консервы, последний сухарь…

  1. Просмотр отрывка из художественного фильма «Жила – была девочка».

Учитель.

-Ребята, сейчас вы посмотрите отрывок из фильма «Жила – была девочка» и скажете, о ком этот отрывок, и, о каком городе идет речь?

Учащийся.

- Этот отрывок о блокадном Ленинграде. Более девятисот дней жители этого города находились на блокадном положении.

Учитель:

- А как вы понимаете слово «блокада» и фразу «находиться на блокадном положении?»

Учащиеся.

- Фашисты взяли в кольцо Ленинград: перекрыли все дороги к нему. Его жители не получали продукты, медикаменты.

Учащийся.

- Люди умирали от голода. Они были вынуждены есть кошек, крыс и другую живность.

Учащийся.

- Нечем было растапливать печи, в ход шла вся мебель, но и она заканчивалась.

Учащийся.

- В этом отрывке мы увидели, как на глазах девочки, лет 12- ти, умирает от голода мать. И Таня остается одна в большом голодном и холодном городе.

Ученица.

Неужели ей никто не поможет?

Учитель.

-Вы, ребята, посмотрите этот фильм позже. Я вижу, что вам хочется узнать о дальнейшей судьбе девочки.

Дети блокадного Ленинграда оказались в таких условиях, в которых и взрослым трудно было выжить.

  1. Чтение дневника другой жительницы Ленинграда, Тани Савичевой.

Дневник Тани.

1 день блокады. В нашей квартире пусто. Холодно. Мы с мамой сожгли всю мебель.

2 день. Сегодня нас бомбили. Но бомба попала на крушу другого дома, и мы с мамой ходили снимать фугаски с крыш.

6 день блокады. Мама не встает: у нее нет сил от голода. Я сижу рядом с мамой, чтоб согреться.

9 день блокады. Мамы не стало. Плакать не могу. Вышла на улицу: кругом трупы людей. Никто их не убирает: нет сил у голодных Ленинградцев.

Учитель.

-Видите, ребята, сама девочка пишет о блокаде. Как вы думаете, кто смог выжить вот в такой нечеловеческой обстановке?

Учащийся.

- Только сильные духом люди.

Учитель.

-Да, ленинградцы доказали, что только сильный дух и любовь к своей стране, ненависть к врагам, помогли выжить и не сдаться немцам.
10. Слайд (« Битва за Москву»). Учащиеся читают отрывки из стихов о военных годах.

- «На границе родимой земли

Вихревые сирены завыли,

Встали мертвые рядом с живыми

И, обнявшись, в бессмертье ушли».

( Р. Рождественский).

- « Страна цвела. Но враг из-за угла.

Свершил налет, пошел на нас войною

В тот грозный час, стальною став стеною

Вся молодежь оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное».

11. Учащийся: (Слайд «войска идут в бой»)

-Шел солдат по родной земле

Трудным и долгим был этот путь.

Под Севастополем, под Волгоградом, Киевом, Новороссийском,

Ленинградом, под Брестом шли ожесточенные бои.

Учащийся.

- Шли на врага танкисты (на экране танки)

  • За Родину! (хором.)

  • Шли в бой пехота и артиллерия. (на экране заставка)

  • За Родину!

  • Уходили в бой корабли, взмывали в небо самолеты

( заставка).

  • За Родину!.

( Чтение на экране)

11. На фоне песни «Алеша» о молодом русском мальчишке – солдате.

Учащийся.

-В те горестные годы войны дети быстро взрослели. В тяжелое для страны время они осознали себя частью своего народа. Их называли молодыми солдатами. Они старались помогать взрослым в борьбе с врагом.

12. Чтение пословиц о войне.

:«Жить – Родине служить».

« Родина – мать, умей за нее постоять».

« Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».

13. Учитель.

- Что вы читали об участии детей в такой страшной войне?

Л. Хорошавина кратко пересказывает рассказ Ю. Стрехнина «Удар с неба»

Учащийся.

Рассказ « Город Отважных» (Слайд « Горящий самолет).

Учащийся.

- Я читал стихотворение Н. Рыленкова « Балладу о маленьком разведчике».

Учащийся.

-Константина Симонова « Сын артиллериста»

Учащийся.

- Мне рассказывал дед о моем прадеде. Он еще мальчишкой убежал на фронт и помогал бить врага.

Учитель.

- Сделайте выводы, как мы узнаем о далеких военных годах?

  • Писатели, поэты и наши родственники рассказывали нам о военных годах.

  • Учащийся.

  • Военные корреспонденты описывали эти события.

  • Сегодня мы познакомимся с творчеством Александра Твардовского по теме конференции (слайд портрет А. Т. Твардовского).

1910- 1971

Учащийся.

Александр Трифонович Твардовский родился на хуторе Загорье в 1910 году. В 1930 поступил в смоленский институт. Во время войны был военным корреспондентом. Написал много произведений на военную тему. Вот одно из них.
13. Прослушивание в записи стихотворения Твардовского «Рассказ танкиста» (вступление). Работа над слуховым вниманием.

Ответы на вопросы в режиме «ученик- ученик».

Ученик.

-Отступлению или наступлению советских войск посвящено стихотворение?

Ученик.

  • Эпизод наступления войск « Мы прорывались к площади вперед…»

  • Ученик.

  • С какой трудностью столкнулись наши солдаты?

« Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит – не выглянуть из башен,-

А черт его поймет, откуда бьет.

Тут угадай-ка, за каким домишком

Он примостился, - столько всяких дыр…

Ученик.

-Командир и бойцы не знали, откуда бьет вражеская пушка.

14. Инсценирование стихотворения.

  • И вдруг к машине подбежал парнишка:

  • Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду..

  • Да где же, где?.. - А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

  • Что ж, бой не ждет - влезай сюда, дружище! -

  • И вот мы катим к месту вчетвером. (спец эффект «боя»).

Стоит парнишка мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.

Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота

Заходим в тыл, и полный газ даем

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

  • Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар.

И, помню я сказал: - Спасибо, хлопец! -

  • И руку, как товарищу пожал…

Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

-Ответы на вопросы:

Как характеризует автор мальчишку?

(Как смелого, храброго, находчивого мальчика. Он не боится умереть).

-Можно ли назвать его поступок геройским?

-(Да. Для него самое главное – помочь нашим солдатам.)

Как рассказчик поблагодарил мальчика?

  • (Он пожал ему руку, как взрослому товарищу.)

  • Как вы думаете, кому рассказывает историю про мальчика танкист?

  • (Может своим друзьям, солдатам.)

15. Рассматривание картины Ю. Непринцева «После боя».

  • Учащийся.

  • На картине Ю. Непринцева « Отдых после боя» изображен отряд бойцов на привале (на отдыхе).

  • Что они делают?

  • Они едят, смеются, слушают одного из бойцов. Может он рассказывает о страшном бое и о геройском поступке мальчика.

  • 16. Учитель.

А вот стихотворение Твардовского, « Я убит подо Ржевом», является памятником неизвестному солдату, который погиб, защищая детей.

(Слайд «Монумент славы. Памятник неизвестному солдату.»)

-На экране и на мониторе компьютера написано завещание (последние слова умирающего солдата).

Аудиозапись (читает отрывок из стих. М. Ульянов. (Образец речи).

Словарная работа.

Завещать (обещать на будущее), горевать (печалиться), ликовать (радоваться).

Задание: прочитать выразительно по две строчки (чтение по «цепочке»),стоя (смена динамических поз по здоровьеразвивающей технологии доктора Базарного)

«… Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой Отчизне

С честью дальше служить.
Горевать – горделиво,

Не клонясь головой.

Ликовать - не хвастливо,

В час победы самой.
И беречь ее свято,

Братья, счастье свое-

В память воина- брата,

Что погиб за нее».

17. Рефлексия..

  • О ком мы говорили на уроке?

  • -О жизни детей во время войны.

  • Могли ли они учиться во время войны, как вы?

  • Кушать вдоволь?

  • Как помогали дети взрослым?

  • -Ходили в разведку, носили партизанам еду, помогали взрослым бороться с врагом.

  • Как вы понимаете фразу « Дети, лишенные детства».

  • Значит «дети, у которых не было детства, а были такие же трудности, как

у взрослых».

18. Оценки за работу на конференции.. Оценка речи самими учащимися..

19. (Голос Левитана. Минута молчания).

20. На фоне тихо звучащей песни « Журавли». ( Р. Г. Гамзатов).

Отвечают на вопросы:

  • Какие чувства мы испытываем к детям, которые жили в военное время?

  • (Чувство жалости за то, что они были лишены возможности учиться в школе, у многих погибали родители, многие дети голодали и умирали от голода.)

- (Чувство гордости за тех ребят, которые помогали взрослым бороться с врагом.)

Спасибо всем за организацию конференции.

Домашнее задание: выразительно отчитать последние строчки стихотворения « Я убит подо Ржевом». Подумать, что бы вы пожелали ребятам, вашим сверстникам.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Дети и война» в творчестве русских поэтов и писателей icon Классный час «Дети и война…»
...
«Дети и война» в творчестве русских поэтов и писателей icon Умк «Перспектива» II полугод
Сформировать эмоционально-ценностное отношение к произведениям русских писателей и поэтов о родной природе
«Дети и война» в творчестве русских поэтов и писателей icon Литература » Разработка внеклассного мероприятия на тему «Основные...
В задачу кружка не входит подготовка профессиональных литераторов, однако квалифицированное руководство и творческая среда способствуют...
«Дети и война» в творчестве русских поэтов и писателей icon Министерство образования и науки Российской Федерации Муниципальное...
Книга книг Так говорят о Библии, тем самым обозначая с предельной краткостью ее место в человеческий культуре
«Дети и война» в творчестве русских поэтов и писателей icon Сказка впереди. 1 Слово учителя. В конце января и в начале февраля...
Цели урока: расширить представление учащихся о преемственности традиций в творчестве лучших поэтов 20 столетия
«Дети и война» в творчестве русских поэтов и писателей icon Планируемые результаты
Основное направление краеведения в 3 классе – литературное. Это знакомство с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей,...
«Дети и война» в творчестве русских поэтов и писателей icon Урока,68 часов Тема Дата
Произведения русских писателей 19 века. А. С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «И. И. Пущину.»
«Дети и война» в творчестве русских поэтов и писателей icon Кол. Часов
...
«Дети и война» в творчестве русских поэтов и писателей icon М. Ю. Лермонтов Бородино (отрывок)
Каковы настроение и пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино», произведения каких русских поэтов сопоставимы по своему настроению...
«Дети и война» в творчестве русских поэтов и писателей icon Литературно интеллектуальная игра
Цель: знакомство детей с творчеством русских и современных писателей на станциях: литература, культура, история, окружающая среда,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции