Фридрих Ницше Сумерки идолов, или как философствуют молотом




Скачать 0.81 Mb.
Название Фридрих Ницше Сумерки идолов, или как философствуют молотом
страница 1/13
Дата публикации 17.09.2014
Размер 0.81 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Фридрих Ницше

Сумерки идолов, или как философствуют молотом



Фридрих Ницше

Сумерки идолов, или как философствуют молотом


ПРЕДИСЛОВИЕ



Сохранять веселость в мрачном и чрезмерно ответственном деле не малый фокус; а что же тут нужнее веселости? Ни одна вещь не удается, если в ней не принимает участия задор. Излишек силы только и есть доказательство силы. — Переоценка всех ценностей, этот вопросительный знак, столь черный, столь чудовищный, что он бросает тень на того, кто его ставит, — такая роковая задача вынуждает каждое мгновение выбегать на солнце, стряхивать с себя ставшую тяжелой, слишком тяжелой серьезность. Тут хорошо всякое средство, тут всякий “случай” — счастливый случай. Прежде всего война. Война была всегда великим благоразумием слишком ушедших в себя, ставших слишком глубокими умов; даже полученная рана заключает в себе целебную силу. Изречение, происхождение которого я утаю от ученого любопытства, было издавна моей любимой поговоркой:
Increscunt animi, viresciyy volnere virtus.
Другое выздоравливание, при случае более желательное для меня, есть выслеживание идолов… В мире больше идолов, чем реальностей: это мой “злой взгляд” на этот мир, это также мое “злое ухо”… Тут задавать вопросы молотом и, быть может, услышать в ответ тот знаменитый глухой тон, который говорит о вспученных внутренностях, — какой это восторг для человека, имеющего за ушами еще уши, — для меня, старого психолога и крысолова, перед которым должно звучать то именно, что хотело бы пребывать в безмолвии…

Также и настоящее сочинение — заглавие выдает это — есть прежде всего отдых, солнечное пят но, прыжок в сторону, в праздность психолога, Быть может, также новая война? И будут выслежены новые идолы?… Это маленькое сочинение есть великое объявление войны; что же касается выслеживания идолов, то на сей раз это не временные, а вечные идолы, к которым я здесь прикасаюсь молотом, как камертоном, — не существует вообще более старых, более уверенных, более надутых идолов… А также более пустых… Это не препятствует тому, что в них больше всего верят; да и говорят, особенно в важнейшем случае, отнюдь не идолы…

Фридрих Ницше

Турин, 30 сентября 1888 г

В день, когда была окончена первая книга

Переоценки всех ценностей

ИЗРЕЧЕНИЯ И СТРЕЛЫ



1


Праздность есть мать всей психологии. Как? Разве психология — порок?

2


И самый мужественный из нас лишь редко обладает мужеством на то, что он собственно знает…

3


Чтобы жить в одиночестве, надо быть животным или богом, говорит Аристотель. Не хватает третьего случая: надо быть и тем и другим — философом.

4


“Всякая истина однозначна”. — Не двузначно ли это ложь?

5


Я хочу раз навсегда не знать многого. — Мудрость полагает границы также и познанию.

6


В своем диком естестве отдыхаешь лучше всего от своей неестественности, от своей духовности…

7


Как? разве человек только промах Бога? Или Бог только промах человека?

8


Из военной школы жизни. — Что не убивает меня, то делает меня сильнее.

9


Помогай себе сам: тогда поможет тебе и каждый. Принцип любви к ближнему.

10


Не надо проявлять трусости по отношению к своим поступкам! Не надо вслед за тем бежать от них! — Угрызения совести неприличны.

11


Может ли осел быть трагичным? — Что гибнешь под тяжестью, которой не можешь ни нести, ни сбросить?.. Случай философа.

12


Если имеешь свое почему? жизни, то миришься почти со всяким как? — Человек стремится не к счастью; только англичанин делает это.

13


Мужчина создал женщину — но из чего? Из ребра ее бога — ее “идеала”…

14


Что? Ты ищешь? Ты хотел бы удесятерить себя, увеличить во сто раз? Ты ищешь приверженцев? — Ищи нулей!

15


Посмертных людей — меня, например, — хуже понимают, чем современных, но лучше слушают. Говоря точнее: нас никогда не поймут — и отсюда наш авторитет…

16


Среди женщин. — “Истина? О, вы не знаете истины! Разве она не покушение на все наши pudeurs (4)?”

17


Вот художник, каких я люблю, скромный в своих потребностях: он хочет собственно только двух вещей, своего хлеба и своего искусства, — panem et Circen…

18


Кто не умеет влагать в вещи своей воли, тот по крайней мере все же влагает в них смысл : т. е. он полагает, что в них уже есть воля (Принцип “веры”).

19


Как? вы выбрали добродетель и возвышенные чувства, а вместе с тем коситесь на барыши людей бесцеремонных? — Но, выбрав добродетель, отказываются этим от “барышей”… (на входную дверь антисемиту).

20


Совершенная женщина занимается литературой так же, как совершает маленький грех: для опыта, мимоходом, оглядываясь, замечает ли это кто-нибудь, ичтобы это кто-нибудь заметил…

21


Становиться исключительно в такие положения, когда нельзя иметь кажущихся добродетелей, когда, напротив, как канатный плясун на своём канате, либо падаешь, либо стоишь — либо благополучно отделываешься…

22


“У злых людей нет песен”. — Отчего же у русских есть песни?

23


“Немецкий ум”: уже восемнадцать лет contradictio in adjecto.

24


Ища начал, делаешься раком. Историк смотрит вспять; в конце концов он и верит тоже вспять.

25


Довольство предохраняет даже от простуды. Разве когда-нибудь простудилась женщина, умевшая хорошо одеться? — Предполагаю случай, что она была едва одета.

26


Я не доверяю всем систематикам и сторонюсь их. Воля к системе есть недостаток честности.

27


Женщину считают глубокой — почему? потому что у неё никогда не достанешь дна. Женщина даже и не мелка.

28


Если женщина имеет мужские добродетели, то от неё нужно бежать; если же она не имеет мужских добродетелей, то бежит сама.

29


“Как много приходилось некогда кусать совести! Какие хорошие зубы были у неё! — А нынче? чего не хватает?” — Вопрос зубного врача.

30


Люди скоро совершают одну неосмотрительность. В первой неосмотрительности всегда делают слишком много. Именно поэтому совершают обыкновенно еще вторую — и на этот раз делают слишком мало…

31


Червяк, на которого наступили, начинает извиваться. Это благоразумно. Он уменьшает этим вероятность, что на него наступят снова. На языке морали: смирение.

32


Есть ненависть ко лжи и притворству, вытекающая из чувствительности в вопросах чести; есть такая же ненависть, вытекающая из трусости, поскольку ложь запрещена божественной заповедью. Слишком труслив, чтобы лгать…

33


Как мало нужно для счастья! Звук волынки. — Без музыки жизнь была бы заблуждением. Немец представляет себе даже Бога распевающим песни.

34


On ne peut penser et ecrire qu’assis (Г. Флобер). — Вот я и поймал тебя, нигилист! Усидчивость есть как раз грех против духа святого. Только выхоженные мысли имеют ценность.

35


Бывают случаи, когда мы уподобляемся лошадям, мы, психологи, и впадаем в беспокойство: мы видим перед собой нашу собственную колеблющуюся тень. Психолог должен не обращать насебя внимания, чтобы вообще видеть.

36


Наносим ли мы, имморалисты, вред добродетели? — Так же мало, как анархисты царям. Только с тех пор, как их начали подстреливать, они вновь прочно сидят на своем троне. Мораль: нужно подстреливать мораль.

37


Ты бежишь впереди? — Делаешь ты это как пастух? Или как исключение? Третьим случаем был бы беглец… Первый вопрос совести.

38


Настоящий ли ты? Или только актер? Заместитель или само замещенное? — В конце концов ты, может быть, просто поддельный актер… Второй вопрос совести.

39


Разочарованный говорит. — Я искал великих людей, а находил всего лишь обезьян их идеала.

40


Из тех ли ты, кто смотрит как зритель? Или кто участвует? — или кто не обращает внимания, идет стороной?.. Третий вопрос совести.

41


Хочешь ты сопутствовать? Или предшествовать? Или идти сам по себе?.. Надо знать, чего хочешь и хочешь ли. Четвертый вопрос совести.

42


Это были ступени для меня, я поднялся выше их, для этого я должен был пройти по ним. Они же думали, что я хотел сесть на них для отдыха…

43


Что в том, что я остаюсь правым! Я слишком прав. — А кто нынче смеётся лучше всего, тот будет также смеяться и последним.

44


Формула моего счастья: Да, Нет, прямая линия, цель…

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фридрих Ницше Сумерки идолов, или как философствуют молотом icon Фридрих Ницше. К генеалогии морали
Фридрих Ницше. К генеалогии морали Полемическое Сочинение, приложено в качестве дополнения и пояснения к
Фридрих Ницше Сумерки идолов, или как философствуют молотом icon Фридрих Вильгельм Ницше Несвоевременные размышления 'Давид Штраус, исповедник и писатель'
Несвоевременные размышления. Первоначальный замысел Ницше охватывает двадцать тем или, точнее, двадцать вариаций на единую культуркритическую...
Фридрих Ницше Сумерки идолов, или как философствуют молотом icon Фридрих Ницше Казус Вагнер
Длинная история! — Угодно, чтобы я сформулировал её одним словом? — Если бы я был моралистом, кто знает, как назвал бы я её! Быть...
Фридрих Ницше Сумерки идолов, или как философствуют молотом icon «Аллегории чтения. Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста»
Издание является первым русским переводом важнейшего произведения известного американского литературного критика Поля де Мана (1919-1983),...
Фридрих Ницше Сумерки идолов, или как философствуют молотом icon Дипломная работа «DeTheognide Megarensi» (о феогниде Мегарце). 1866:...
Однако всегда есть исключения из правил, люди способные повлиять на мир, перевернуть его, потрясти основы бытия. Таким был великий...
Фридрих Ницше Сумерки идолов, или как философствуют молотом icon Мим-дельта
Как стать богатым, как получить машину или квартиру, как выйти замуж или прославиться? Предлагаемая в книге методи
Фридрих Ницше Сумерки идолов, или как философствуют молотом icon Коплстон Ф. От Фихте до Ницше / Пер с англ., вступ ст и примеч д. ф н. В. В. Васильева
Коплстон Ф. От Фихте до Ницше / Пер с англ., вступ ст и примеч д ф н. В. В. Васильева. М.: Республика, 2004. 542 с
Фридрих Ницше Сумерки идолов, или как философствуют молотом icon Лев Шестов Добро в учении гр. Толстого и Ницше (философия и проповедь) предисловие
Но Белинский, вечный ученик европейских учителей, очевидно, наедине с собой или в не предназначенной для публики частной беседе думал...
Фридрих Ницше Сумерки идолов, или как философствуют молотом icon Сценарий звукового фильма
А если должны, то как? Только ли как факты введения предполагаемого в том или ином эпизоде звука? Или записаны образно, с помощью...
Фридрих Ницше Сумерки идолов, или как философствуют молотом icon Замечательный немецкий поэт и драматург эпохи Просвещения Иоганн...
Пять лет он скитался по разным городам Германии, пока не поселяется в Веймаре, где жил Гёте. Дружба и творческое общение с Гёте помогли...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции