Скачать 0.49 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА г. ТУЙМАЗЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПРОГРАММА дополнительного образования детей «Путешествие в Турляндию» (срок реализации 88 часов, возраст детей 7-14 лет) Автор-составитель программы: Осипова Ж.О., заместитель директора по учебно-методической работе МАОУ ДОД ЦДООТ г. Туймазы МР Туймазинский район РБ г. Туймазы 2012 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа дополнительного образования детей «Путешествие в Турляндию» является краткосрочной и представляет собой три автономных образовательных блока. 1 блок «Введение в туризм» рассчитан на 10 часов и предполагает привлечение внимания детей к туристско-краеведческой деятельности. 2 блок «Собираемся в поход» рассчитан на 18 часов. Направлен на получение навыков по организации и проведению многодневного похода. 3 блок «Туристское мастерство» рассчитан на 60 часов представляет собой более углубленное изучение туризма и краеведения, результатом которого станет участие в соревнованиях. Таким образом, краткосрочная программа предполагает цикличный характер обучения. Она следует принципу «расширяющейся и углубляющейся спирали» в познании окружающего мира, изучаемого предмета и самого себя. Программа предусматривает начальный этап получения знаний по туризму и краеведению и дает возможность детям и подросткам при желании углубить знания и совершенствовать навыки по традиционным программам более длительного курса обучения в школьных туристских объединениях. Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся средних общеобразовательных школ в возрасте от 7 лет до 14 лет. Данная программа не подразумевает предварительной подготовки учащихся к ее реализации. Обучение по программе «Путешествие в Турляндию» не требует наличие специальных учебных классов и спортивных залов, она может осуществляться на базе образовательных учреждений и на базе детских оздоровительно-образовательных лагерей. Занятия объединений юных туристов носят преимущественно практический характер, лишь небольшая часть проводится в форме бесед. Практические занятия проводятся как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы занятия и времени года. Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик и технических средств обучения (мультимедийные презентации, демонстрации видеоматериалов и т.п.). Изучение курса осуществляется с помощью игровых форм и методов, что создает комфортную эмоциональную среду и подталкивает обучающихся к творческому участию в предложенных занятиях и мероприятиях. А подвижные формы и методы работы вырабатывают у обучающихся желание вести здоровый образа жизни и способствуют правильному физическому развитию. Длительность занятий по туризму 40 минут + 10-15 минут отдых. Время проведения развлекательных тематических мероприятий 1-1,5 часа. Теоретические занятия чередуются с практическими. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ С учетом многолетней практической работы Центра детского туризма г. Туймазы возникла потребность в разработке комплексных краткосрочных программ, реализуемых на базе ДООЛ в течение всего года в каникулярное время, выходные и праздничные дни. Таким образом, на основе типовой программы «Юные туристы-краеведы», авторов Смирнова Д.В., Константинова Ю.С., Маслова А.Г., утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации была составлена программа «Путешествие в Турляндию». Занятия по данной программе включают в себя разнообразные виды деятельности по туристско-краеведческому направлению и позволяют мгновенно реагировать на внешние и внутренние изменения – количество детей в группе, условия реализации программы, место проведения, время года. Программа «Путешествие в Турляндию» была апробирована в Центре детского туризма г. Туймазы и показала динамику роста детей, посетивших занятие, качество усвоения предложенного материала и желание учащихся продолжить обучение по данному профилю. В период с октября 2012 года по март 2013 года на базе ДООЛ «Кандрыкуль» обучение по данной программе получили 1176 школьников г. Туймазы и Туймазинского района. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ПРОГРАММЫ Научная новизна состоит в том, что Программа состоит из трех независимых блоков, разработанных для разного уровня подготовки обучающихся. Все обучение строится по принципу ступенчатого получения знаний, либо целенаправленного получения знаний по отдельному блоку. Таким образом дети получают возможность самостоятельно выбирать вид деятельности и определять свой собственный образовательный путь. Программа не требует наличия специальных учебных классов и спортивных залов и может осуществляться на базе образовательных учреждений и на базе детских оздоровительно-образовательных лагерей. Программа дополнительного образования «Путешествие в Турляндию» предполагает использование нетрадиционных форм занятий для обучения детей. В частности занятия-игры, занятия-экскурсии, занятия-прогулки. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. На нетрадиционных занятиях активизируются психические процессы обучающихся: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Конечно, нестандартные занятия необычны по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся обучающимся, чем будничные учебные занятия со строгим и установленным режимом работы. Таким образом, складывается своеобразная специфика дополнительного образования – это принцип свободы выбора, реальная возможность творческого и нестандартного подхода к содержанию, методам и формам образовательного процесса. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ Целью данной образовательной Программы является самореализация личности обучающегося, формирование всесторонне развитой личности учащихся и получение ими базовых навыков по туризму и краеведению, тем самым побуждая учащихся к занятиям разными видами туризма. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Постановка указанной цели определяет круг задач, которые призвана решить предлагаемая образовательная программа. Решаемые задачи можно объединить в три общие подгруппы:
2. Воспитательная задача (состоит в формировании самостоятельности и умении планировать и организовывать свою деятельность):
3. Развивающая задача (заключается в развитии творческого потенциала учащихся, их познавательных и личностных возможностей):
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Результаты работы по Программе определяются степенью освоения практических умений в основе полученных знаний и применения их в
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В ходе реализации Программы обучающиеся:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН образовательной программы «Путешествие в Турляндию» I блок «Введение в туризм»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Организационно-установочное занятие (2 ч.) Основные вопросы: Особенности, виды, обучающая и воспитательная роль туризма, ознакомление учащихся с кратким содержанием туристско-краеведческих мероприятий по программе, инструктаж по технике безопасности, правила поведения на туристских занятиях, соревнованиях, экскурсиях, во время движения на транспорте, объяснение правил совместного проживания, ознакомление обучающихся с режимом дня, личной гигиены и бережного отношения к имуществу образовательного учреждения. Требования к знаниям и умениям: знания по туризму, видам туризма и характеристике каждого вида, представление о месте и сроках реализации программы, техника безопасности, правила поведения на туристских занятиях, соревнованиях, экскурсиях, во время движения на транспорте, правила совместного проживания, личной гигиены и бережного отношения к имуществу образовательного учреждения, соблюдать режим дня. Самостоятельная работа: соблюдение правил по технике безопасности, поведения на туристских занятиях, соревнованиях, экскурсиях, во время движения на транспорте, правила совместного проживания, личной гигиены и бережного отношения к имуществу образовательного учреждения. Тема 2. Организационный сбор (1 ч.) Основные вопросы: игры на знакомство и сплочение, социально-психологическая культура общения, развитие инициативы, творчества, артистизма, работа в команде. Требования к знаниям и умениям: получат навыки коммуникативного общения, проявят инициативу в подготовке к мероприятию, сформируют уверенное поведение в группе. Практическое занятие: игры на развитие коммуникативных способностей, игры на доверие, игры на сплочение группы, работа обучающихся по подготовке визитной карточки команды. Тема 3. Краеведение (2 ч.) Основные вопросы: растительный и животный мир Башкортостана, Туймазинского района, города Туймазы, озера Кандры-Куль, викторина по краеведению. Требования к знаниям и умениям: обучающиеся получат знания по краеведению. Практическое занятие: письменные ответы на вопросы викторины. Тема 4. Туризм (3 ч.) Основные вопросы: узлы, применяемые в туризме, правила укладки рюкзака, типы палаток, естественные препятствия, движение группы по пересеченной местности, меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Требования к знаниям и умениям: вязать узлы: прямой, встречный, проводник-восьмерка, булинь, правильно размещать вещи в рюкзаке, устанавливать палатки различных типов, преодолевать естественные препятствия, соблюдать меры безопасности. Практическое занятие: отработка навыков вязки узлов, навыков по укладке рюкзака, установке палатки, отработка техники преодоления естественных препятствий. Тема 5. Ориентирование (2 ч.) Основные вопросы: Карта, виды карт, правила работы с картой, ориентирование на местности по карте. Требования к знаниям и умениям: обучающиеся должны уметь работать с картой и уметь ориентироваться по карте. Практическое занятие: ориентирование по спортивной карте в помещении. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В результате реализации I блока программы «Введение в туризм» обучающиеся смогут:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН образовательной программы «Путешествие в Турляндию» II блок «Собираемся в поход»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ |
Образовательная программа дополнительного образования детей «беседы по искусству» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей |
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль) Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий... |
||
Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль) Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий... |
Образовательная программа муниципальное бюджетное образовательное... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» является муниципальным... |
||
Лекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей» ... |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... Конспект занятия для детей младшего школьного возраста в рамках программы дополнительного образования по мультипликации |
||
Здоровьесберегающие технологии в группах раннего развития детей в... Наталья Викторовна Семейникова, педагог-психолог, педагог дополнительного образования мбоу дод «дюц «Горизонт», г. Протвино |
Программа Сектора объединений по интересам является Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания и образования... |
||
Образовательная программа по специальности «Инструментальное исполнительство»... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания и образования... |
Краснодарского края Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |