С восьми лет начал сочинять стихи. 1904 -1907 35 брошюрок сборников собственных стихов (на свои деньги). В них преобладают патриотические стихи, связанные с




Скачать 179.35 Kb.
Название С восьми лет начал сочинять стихи. 1904 -1907 35 брошюрок сборников собственных стихов (на свои деньги). В них преобладают патриотические стихи, связанные с
Дата публикации 28.09.2014
Размер 179.35 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Туризм > Документы
Северянин!

С восьми лет начал сочинять стихи. 1904 -1907 – 35 брошюрок – сборников собственных стихов (на свои деньги). В них преобладают патриотические стихи, связанные с русско-японской войной. В названиях часто выражен и заключен сюжет и тема. Например, «Конец Петропавловска».

Эти брошюры северянин рассылает по редакциям для отзывов, но до 1909 года его не замечают. 190 – 3 сборника «Зарницы мысли», «Сирень моей весны», «Интуитивные краски».На него обращает внимание (на последний сборник) Лев Толстой. Однако пришел в ярость, прочтя сборник стихов. Возникает скандал. Именно ярость Толстого и обращает внимание общественности на никому не известного поэта. Он начинает выступать в самых престижных залах СПб. Постепенно вырабатывает свой жанр, который назвал «поэзоконцепт», демонстрирующий особенный и неповторимый вид мелодекламации. Появляется и новые сборники стихов, названия которых были поразительными и должны были эпатировать и привлекать внимание. «Колье принцессы» -1910. «Электрические стихи», «Качалка грязерки» -1912. 1911: Северянин заявил о себе как о создателе нового литературного направления, которое назвал по примеру итальянского публициста Маринетти – футуризмом, но при этом сделал важные уточнения: эгофутуризм (вселенский) = я в будущем. Сам поэт так определяет программу:

  1. Душа – единственная истина

  2. Поэзия – искусство, способствующее утверждению себя.

  3. Поиски нового – без отвержения старого.

  4. Осмысленные неологизмы (с прозаичным смыслом)

  5. Смелые образы, эпитеты.

  6. Борьба со стереотипами, с тем, что стало привычным и традиционным.

  7. Использование самых разных метрических, поэтических размеров.

Поэтическим манифестом стали 2 произведения: «Пролог эгофутуризма», «Поэза грандиоза».

Цель поэзии: восславление эгоизма.

Что является способом познания души - человек! Однако созданный Северяниным союз был недолгим. Появился в 1912 году. 1913 –поехали по городам России. Часто в этих концертах выступали с кубофутуристами: Маяковский, Хлебников. (хотя расходились с ними во многих пунктах эстетической программы: в понимании цели неологизмов.)

1913 – всероссийская слава, которую приносит сборник «Громокипящий кубок» ( -образ Тютчева). Сборник переиздавался 7 раз, предисловие написал Сологуб. Поэт предложил читателю дерзкое сочетание: целеустремленный создаваемый образ утонченного поэта, (баловень публики, любимец женщин), а с другой -поэт доходит до крайности самоутверждения: может опубликовать стихи с чрезвычайно скромным названием. Например, «Самый ум». Но в поэте существует и другое начало –подчеркнутый демократизм. Северянин первым в русской литературе сделал установку на массового, рядового читателя. При этом он прекрасно понимал, что широкий читатель стремится к литературе без философских построений, к тому, что доставляет эмоциональное наслаждение. Характер взаимоотношений Северянина с широким читателем раскрывается в программном стихотворении «Мороженое из сирени».

В основе мироотношения Северянина лежит прославление жизни, ее законных прелестей и радостей. Отсюда у поэта рождается доверительная интонация, которая должна вызвать у читателя воодушевление. В стихах появляется важный элемент – ирония, что рождает неповторимый стиль поэзии Северянина. Ирония рождает сложность в таких простых стихах автора, она задает дистанцию между автором и объектом изображения, рождает возможность вариантного прочтения его стихов.

«Ананасы в шампанском»: «Я трагедию жизни превращу в фарс».У поэта рождается редкая и трагическая форма автоиронии. Поэт иронизирует над обывателем, над собой, над собственными мечтами. В поэтическом мире Северянина сочетаются утопия современности и греза о прошлом, соединяются ретроспективный эстетизм (пажи, феи, королевы) рядом с предметами 20 века. (кино, авто). Иногда эти 2 составляющие (прошлое и современное) образуют прихотливое и ироническое переплетение.

Северянин не боялся самоповторов, варьирования уже достигнутого, он тиражировал раз найденное, многогранно использовал понравившиеся приемы. «Пора популярить изыски» - новый лозунг, направленный на массового читателя.

В поэзии Северянина ощутимо присутствие элементов футуризма. (взывающая экстравагантность, постановка темы «Фиолетовый транс»)

Искусство примитива: северянин обращается к примитиву городских низов: «в парке плакала девочка…»

Словотворчество, словоновшество, в котором Северянин продемонстрировал знание и понимание законов языка. Слово для Северянина открыло огромные возможности. Словотворчество стало формой раскрытия необыденности поэтического мира Северянина.

Северянин смело экспериментировал в области жанра, смело обращался к жанрам музыки. Например, «Полонез», «Увертюра».

Поэт экспериментировал и с традиционными поэтическими формами. «Квадрат квадратов» рассчитан на внимательное чтение глазами.

В творчестве Северянина прослеживается 2 периода:

  • До середины 1920-х

  • до 1941 года.

Первый период:

Творчество не только как авангардное, но и подчеркнуто романтическое. Поэт предлагает читателю особый мир, далекий от реальной жизни. НО эмиграция открыла новый период: в лирике поэта произошел важный перелом – Северянин становится исполнителем традиционалистской поэзии. Оказавшись вне России, пишет автобиографические романы в стихах, но они порой растянуты и многословны, в них Северянин осмысливает прошлое, расставляет необходимые акценты.

1925 – «Роса оранжевого часа», «Падучая стремнина», «Колокола собора чувств» - ностальгия по ушедшим дням, повествование о своей эгофутуристической (или эгофутуристской???) юности.

Северянин отрекся от декаданса, заявляет о приверженности классической литературе.

«Рояль Леандра» - 1935. Предпринимает дать картину общественной жизни накануне Первой Мировой войны.

«Классические розы» - сборник стихов, заявляет о своём неприятии современного буржуазного мира. Тема утраченной родины.

ХОДАСЕВИЧ

(1886 -…)

Из дворянского Полянского рода, оказался под влиянием различных культур уже в детстве. Определили себя как русского поэта, а эстетическим идеалом – русскую литературу Золотого века. 1922 год – опубликовал программное стихотворении, посвященное его русской кормилице Е.А. Кузиной. Оно вошло в сборник «Тяжелая лира». Свою литературную судьбу поэт прослеживает с младенчества. Биографические факты присутствуют в его творчестве. Кормилице возводит в поэтически символ и творит в стихотворении свой собственный поэтический миф, который проецируется на уже существующий. (= Пушкин и его няня). Но Кузина не похожа на няню Пушкина, хотя в ней есть та же любовь, забота, нежность. Ходасевич в стихотворениях драматизирует ситуацию: утверждает своё физическое и культурное бытие не как полученное при рождении наследство, поэт показывает неродственность самого акта приобщения к великой культуре и потому, проявляется неожиданная формула этого приобщения, она неблагополучно традиционна. Так он говорит о приобретенной кровной связи с Россией: «мучительное право». А это право утверждает его бытие в русской поэзии. Стих завершается своеобразным реквиемом. Ходасевич не страшится удивительной конкретности. Это и любовь, которая сильнее смерти. Снимает пафос с Пушкинской формулы и утверждает новый смысл, предельно драматизируя переживания. Следовательно. Возникает новая, особая гармония.

Своё призвание почувствовал очень рано. С детства литература стала самым интересным занятием в жизни. Первые стихотворения в 6 лет.

Несмотря на личные знакомства с крупными поэтами-символистами, выбор профессии был сделан им самостоятельно и выбор был осознанным.

1905-1907: Ходасевич выступает в печати как поэт и критик, этот период подготовил выход первой книги стихов: «Молодость». 1908. Сборник можно назвать ученическим: видны следы упорного труда, желание подчинить себе стих. Заставить слова выражать то, что надо. Брюсов отмечает дарование поэта. В последующие годы много публикуется, занимается переводами с польского. К 1910-м в одном ряду с Брюсовым, Белым, Гумилевым.

1914 –«Первый шаг Пушкина» - работа Ходасевича о Пушкине. (три направления этой работы:

  • биографически-культурологическое

  • текстологическое.

  • герменевтическое)

1914 - 2ая книга стихов «Счастливый домик».Поэт приходит к пониманию ценности простых чувств и живого, непосредственного счастья.

В лирике Ходасевича воскресала одна из ветвей мировой поэтической традиции - поэзия частного существования, здесь звучит стремление к успокоению, почти на грани душевного наркоза.

Жизнь принимается, если в ней есть движение.

В годы Первой мировой войны занимал нейтральную позицию. Февральскую революцию 1917 года поэт принял восторженно, в это время живет в Петрограде и сотрудничает с газетой Горького «Новая жизнь». Видит в революции спасение поэзии. Был свидетелем октябрьских боев в Москве. Читает лекции в студиях Пролеткультав годы Гражданской войны, работает в театральном отделении Наркопроса, руководит московским отделом издательства «Всемирная литература». Вся эта деятельность по-новому открыла поэту жизнь народа и страны. В результате – «Путем зерна», + 2 последующих издания 1922 и 1927 годах. Название книги носит глубокий символистский характер, выход к притче о зерне, которое должно умереть, чтобы воскреснуть. Третья книга состоит из стихов, написанных в период русской революции, первой мировой войны, то есть в годы перелома истории. Эта книга впервые открыла читателю большого поэта. Таким образом, поэзия Ходасевича обретает свой главный символ: символ зерна: мистическая смерть и новое рождение. В первый раз душа поэта объединилась со столь огромными реальностями как моя страна и мой народ. И поэт и народ и страна объединились в одном символе, как идущие одним и тем же путем – путем смерти, воскрешения, преображения. В 1917году душа поэта идет одним путем с душой страны, и это уникальный момент в поэзии Ходасевича. Мощью простого сравнительного пути истории с путем вечным. Этот прием становится одним из инструментов, которым выстраивается поэтический мир всей книги. Душа становится главной ее героиней, здесь она превращается в новую философскую героиню, в новый субъект поэзии. В этой книги поэт начинает удивительную операцию аналитического рассмотрения собственного образа на внешний и внутренний. Внешнее –я, внутреннее –душа. Появляется новый прием –наблюдение за собой как бы со стороны. Развивается тема образа поэта и преображения. Книге есть эмоциональный подъем и приятие мира. Дальше в лирике Ходасевича это не встречалось.

Вводит автобиографическую характеристику и обосновывает ею мемуарную, дневниковую конкретность повествования. Все эти особенности связаны с своеобразной частью – «Вольные ямбы» - внутренний цикл. В них Ходасевич стремится воплотить свое переживание происходящего в жизни и в истории. Моделирует сове пространство поэта, где рядом с жизнью существует и смерть, которая также является частью земного пути.

В книге использованы именно ямбы –почти постоянный размер в творчестве Ходасевича. Но и ямб и пушкинское начало глубоко растворены в индивидуальной манере автора, они живут как бы в его поэтическом подсознании, являясь интимной опорой души и творчества. Однако творчески ямбы не просто повествовательны –они эпичны – это знаменательный эпический эпизод, который больше не повторится.
Литература сер века была литературой рубежа и историч эпох и худож течений в иск-ве. Эпоха СВ стала соединительным звеном между 19 и 20 и одновременно водоразделом. Эти специфич особенности и породили свои характерные черты.

В 1890-е годы возникает и оформляется главное литературное направление периода рубежа веков. Знаковым оказ. 1892 год – вступает в лит-ру начинающий писатель М. Горький, появл 1-ый рассказ «Макар Чугра». (не только начало творчества Горького но и начало нов периода в лит-ре). В 1892 в СПб в Соляном городке в русск лит общ-ве молодой поэт прозаик Д.С. Мережковский читает лекцию «О причинах упадка и о новых течениях в современ русск лит-ре.». Эта лекция стала началом нового, модернистского направления, получившем название символизм. Он выдвинул в ней идею символа, как нового, главного, определяющего, эстетического средства нового искусства.

В 1890-е происходит оформление той разновидности реалистического искусства - русский реализм начала 20 века. Куприн, Андреев, Шмелев, Вересаев, Зайцев. Период рубежа веков отмечен и обновлением всех сфер человеческой жизни. (трамваи, электричество, радио). Важнейшая примета рубежа веков: острая эстетическая полемика, идейная борьба, резкие противоречия о назначении искусства, несхожесть эстетических программ.

Русская литература никогда не испытывала столь быстрого исторического времени. Господствующее место в сознание писателя занимает личность, выявляющая себя во всей совокупности исторических и общественных связей, чувствующий общее неблагополучие жизни, ожидающий перемен.

3 периода серебряного века.

  1. 1890

  2. 1900-1907

  3. 1908-1917

1890 –русский реализм в тупике – достиг предела в натурализме, нужны новые формы. Вокруг Горького формируется круг из писателей, близких ему по духу: Андреев, Бунин, Куприн, Шмелев. – московское издание «Знание». С другой стороны, благодаря деятельности Брюсова, символизм оформляется в отдельное течение. («русские символисты») + Мережковский , Сологуб. Горький и Брюсов становятся двумя центральными фигурами движения литературной эпохи. – вражда.

1901-1907 – отличают очень важные политические события. Период катастроф (русско-японская война, Цусима. События первой русской революции, создание Госдумы.) Общая идея – обновления жизни. Углубляется демократическая тенденция и в жизни и в искусстве. Внимание художников устремлено к напряженной внутренней жизни современников. Пополняются ряды русского символизма.

Старшие символисты – декаденты. 1890.Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Брюсов, Сологуб. В начале 1900 – младосимволисты – Белый, Блок. Иванов, Эллис. Символизм предстает как сложившееся течение. Появляются первые прозаические произведения.

«О причинах упадка…» Мережковский: 3 эстетических требования к новому искусству.

  • Расширение художественной впечатлительности.

  • Образы-символы – доминанты поэтической выразительности

  • Обращение к метафизическому содержанию, скрытому духу русской литературы.

Символическая философия художественного творчества:

  • Отношение к действительности: символизм рассматривает действительность дуалистически, видя в ней мир внешних видимостей и внутренних идеальных сущностей. Следовательно, человеческий опыт разделяется на внешний – основанный на практике, и внутренний – тайный, сокровенный.

  • В способах познания мира символизма разделяются 2 пути: логический, где причинно-следственная связь –самое главное. Этот путь охватывает лишь внешние явления. Путь интуитивного познания.

  • Цель символистского искусства – создание образа–символа как средства интуитивного познания тайны мира. Символизм –универсальный способ постижения всего.

  • Художник – носитель сокровенных переживаний, провидец внешней действительности.

З.Н. Гиппиус!
Родилась в 1869 году в городе Белеве, Тульской губернии. Скончалась в 1945 в освобожденном Париже.

1-ое стихотворении в её первом сборнике вызвало отклик – «Песня» -1893 год. «Мне нужно то, чего нет на свете» -девиз.

Она пыталась устроить свою собственную жизнь по законам искусства, а эти законы были неотделимы от понятий игры, интриги, внешнего знакового поведения, за которым скрывалась символистская идея преображения действительности. В отношениях с Мережковским удалось воплотить это. Не осталось ни одного письма, так как они не расставались ни на день.

Гиппиус притягивала людей красотой, культурной утонченностью, остротой критического чутья. И одновременно отталкивала высокомерием, холодными экспериментами над людьми. Она сознательно культивировала определенный взгляд на себя.

Известность в литературе получила как прозаик. Первые 2 книги: «Новые люди», 1896 и «Зеркало» 1898. Это сборники прозы, в которые были включены небольшие стихотворные разделы. Её стихотворения стали идейно-художественным манифестом символизма. Сообщая в стихах свои самые сокровенные мысли, она находила точные словесные формулы, которые воспринимались как лозунговые выражения новых идей в искусстве, как выражение нового мировоззрения. «Люблю я себя как бога», «Я раб моих таинственных необычайных снов».

Поэтическое творчество оценивается как альфа и омега русского декаданса, с его характерными чертами: индивидуализм, эгоцентризм, мистические устремления, антиобщественный пафос, отвращение к жизни, уход в мир фантазий. Всё это нашло в ее поэзии свое законченной воплощение.

Принеся щедрую дань декадансу, стремилась изжить этот тип мировоззрения, так как рано осознала его изъяны и бесперспективность. В эстетическом плане, отвергла с самого начала, так как декаданс по ее мнению вбирал недопустимое в искусстве: затемненность выражения мысли, эмоциональные чрезмерности, тягу к внешним эффектам.

Путь к новым религиям для нее – путь выхода из индивидуализма. Поэт у нее любит не себя, а свою душу, потому что душа – божье творенье. Например, стихотворение «Христосу».

Стремилась к постижению тайны души и тайны веры, желала соприкоснуться с невидимым для разума мира. Например, «Надпись на книге».

Ясность, рационалистическая прозаичность поэтического строя, неоклассицистичность ее поэзии.

Гиппиус стремилась к выверенной строгости форм, к трезвости поэтической мысли и к метафизическому .

Мир лирики Гиппиус – мир волеизъявления, где слабости лирического героя преодолеваются усилием воли, мысли, веры. Например, «Всё кругом».

Волевая интонация преобладает у Гиппиус. Энергия ее стиха упруга, сильна, подобно мужскому началу. Отсюда и лирическое я от мужского лица.

В критике выступала под псевдонимом Антон Крайний. Нет следа сентиментальности, задушевности. Ее поэтический мир – это мир метафизических раздумий, попыток решения последних вопросов, даже исконная материя лирики – любовь, приобретает особое метафизическое звучание. Например, «Любовь».

Основные мотивы ее поэзии: вера, Христос, смерть, истина, душа человека новой эпохи

Желание соединить разум с любовью, соединить в союзе привычные антитезы. Идея синтеза –сопряжение противоположностей. Например, «Она»

ДРАМАТУРГИЯ БЛОКА!!!

3 этапа:

  1. Цикл лирических драм 1906. 3 пьесы – Балаганчик, Король на площади, незнакомка.

  2. Драма Песня судьбы. 1908

  3. Драма Роза и крест. 1912

Своеобразное завершение – драма Рамзес 1920.

Драматургия Блока имеет важную особенность - существует прочная связь с лирикой. Происходит параллельное разрабатывание одних и тех же мотивов, образов. В лирике присутствуют образы связанные с театром - будь то маски итальянской народной комедии, герои народных балаганных представлений, герои мировой литературы (Гамлет). В итоге ив лирику и в драму входят герои мировой культуры. Лирика Блока выросла с его драматургией.

Иногда, лирика предшествует появлению драматических сочинений. В лирики коллизия обычно не раскрывается до конца: автор оставляет возможность додумать, оставляет место для тревожных догадок.

Подступ к «Балаганчику» - стих «Балаган». Намечается двойственность образов. Вслед за этим появляется стихотворение «Балаган». Упоминаются те самые персонажи драмы. Лирика Блока уже с трудом удерживает в себе перенасилившие ее драматические ситуации. Пространственный мир стихов поэта был перенаселен персонажами антагонистами и антиподами, полон движения и действия, лирический монолог стремится превратиться в диалог. Лирика, из которой рождаются лирические драмы Блока, сама была драматична и динамична. Реализм драм Блока оказывается театральным. Каждую из пьес по сравнению со стихотворениями, заключают близкие образы, вырастающие в самостоятельное целое и выходящие далеко за пределы того, что было показано в лирике. Драмы Блока появились в период расцвета русского театра. Один из мотивов современного Блоку модернистского театра - стирание граней между жизнью как театром и театром как символом жизни.

Своей пьесой «Балаганчик» он вступил в полемику: пьеса явилась выражением протеста против мистического догматизма.

Поэт иронически изобразил идеализацию смерти, иронически представлено и братство собравшихся вместе.

В начале драмы происходит первый обмен между мистиками и Пьеро. Блок демонстрирует неприятие целого круга идей и настроений, распространенных в кругу интеллигенции, а также в кругу друзей поэта –писателя –символистов.

Предельно иронически, осмысленно и возвышенно показана смерть. Стремление увидеть в потустороннем мире запредельную сущность. Сам Блок переосмыслил свое прошлое, увлечение символистскими идеями. Младосимволисты (Белый и тд) встретили пьесу болезненно, обиделись не ее автора. «Балаганчик» стал попыткой разрушения театрального мира, с его традициями иллюзий. Попытка обножения условностей театра. Встал вопрос о необходимости нового искусства, новых средств выразительности. Этот путь борьбы с традиционным театром и средством негативной оценки мистицизма. Неслучайно образы мистиков –гротескно представлены.

Драма выстроена сложно. Эпизоды выстроены так. Что каждый последующий дает толкование предыдущему. В драме широко используется сила иронии. Вводит автора в число действующих лиц. Монологи, произносимые Пьеро, и появления Арл… и Коломб.. кажется возможными способами для понимания происходящего. Перед нами неживые, нереальные люди. Они –театральные маски. Персонажи не могут распоряжаться своей судьбой, ведь они прежде всего маски.

Арл прыгает в пустоту. Одна театральная иллюзия разрушается. В пьесе ничто не равно самому себе. Коломбина тоже театральная условность. Театральный мир ее обнажен и раскрыт до конца.

Идейная и эстетическая концепция предельно иронична и скептична по отношению к театру. Именно поэтому театр разрушается на глазах зрителей. Иронична и по отношению к жизни, которой не оказалось за пределами театра. Ирония распространилась и на философскую тему - тему иллюзорности мира, где все оказывается не тем, чем кажется, где нет однозначных смыслов, где противоположности могут легко поменяться местами. В этом смысле произведение исключительно по смелости. «Балаганчик» вступает в открытую борьбу как с традиционной эстетикой, бытом театра так и театром –модернистски условным.

Все высокие, романтические слова Пьеро, мистиков, сталкиваются с противоположностью – словами автора, который всё время критикует и разрушает высокий пафосный план драмы, трактует его в понятиях обычной жизни.

Вопрос о функциях маски. Эти образы были очень характерны для условного театра в России. Мотив и образ маски – основной. Сами слова встречаются часто. С этим же мотивом связано превращение, происходящее с основным женским образом + мотив двойничества.

В пьесе пересекаются два начала: глубокий реализм и ирония над условностью сцен. Оно придает особую глубину. Прием контрастов, антитезы сочетается со стремительной сменой сцен и эпизодов.

30 декабря 1906 - премьера в театре Комиссаржевской, режиссер – Мейерхольд.
ЛИРИКА АНДРЕЯ БЕЛОГО

По своей натуре был, прежде всего, деятель, вдохновитель, теоретик символизма. Принадлежал к младшимсимволистам. Глубокое противоречие, характерное для младших символистом заключалось в несовпадении и разрыве между очень реальным недовольством современной действительностью и откровенно идеалистическими метафизическими поисками выхода из острого понимаемого неблагополучия. Символисты призывали к жизнетворчеству. Искусство есть начало плавления жизни. Белый, как и Блок принадлежал к детям рубежа. Все они и каждый по своему чувствовали приближение больших исторических перемен. Но эти перемены они предвидели не в социальном переустройстве мира, не в политической революции, а в создании новой, духовной культуры, призванной изменить саму природу отношений между людьми. Новая духовная культура принималась ими очень широко, она включала в себя и все другие искусства, а также науку, философию, религию.

В стихах 1900-х годов Белый («Золото в лазури») запечатлел предчувствие грядущих благих перемен в судьбах мира. Это стихи особой тональности: преобладает пафос оптимистичного дерзания, мажорные интонации, призывающие к активному творческому пересозданию действительности. У Белого появляется культ солнца, солнечного света. Герои программных стихов Белого – аргонавты, стремящиеся в неведомое будущее на солнечный пир, совершающие путь к невозможному. (цикл «Золотое руно»).

Мистическое и апокалипсическое преображение. Эти идея плавания, путешествия, рисков, отважного и мучительного поиска, даже стали своеобразным манифестом для сплотившихся вокруг Белого единомышленников. В основном – студенты. Их кружок объединяли лишь общие социально-философские устремления к новому. Их связывал импульс отрицания старого быта, пошлости повседневности.

Второй раздел «Золота в лазури» - «Прежде и теперь» - стихи, которые рассказывают о той повседневности, которую решительно не принимали, которую стремились покинуть в мечтаемом плавании аргонавты. Включает шутливые стихи, реконструировавшие стихи дворцового быта 18 века.

Образ действительности иронически стилизован и отстранен. Это отстранение призвано передать отношение поэта к сугубо земным чувствам и делам, мелким и бессодержательным. Фальшивость, искусственность подобного существования, раскрывается поэтом в марионеточности его героя, в отдаленности во времени.

Отстраненность призвана заявить о неподлинности изображения сценической жизни. В следующих разделах книги - «Образы», «Лирические отрывки в прозе» - на первый план выступают фантастические картины, сказочные и экзотические герои: великаны, кентавры, гномы. Эти стихи призваны одновременно выражать стихийный протест против устоявшегося, привычного, и против самодовольного здравого смысла. В заключительном разделе «Багряница в терниях» - появляются мотивы, которые постепенно станут определяющими в лирике Белого. Это мотивы трагического одиночества и непонятости пророка, возвещающего людям о сокровенном. Книгу неслучайно заканчивает стихотворение «Раздумье».

Белый очень остро переживал события 1905-1907. Тревожные думы поэта, его глубокая разочарованность в логике движения истории, его размышления о настоящем и будущем родины, запечатлелись с стихах, составивших сборник «Пепел». 1909 год. В этой книге, которая открывается «Посвящением Некрасову», автор с подлинно гражданской страстностью пишет о России его эпохи. В предисловии к сборнику говорит о том, что действительность властно диктует поэту слова, образы. Жизнь и действительность становятся в «Пепле» материалом искусства. Разделы книги: «Россия», «Деревня», «Паутина», «Город», «Безумие», «Просветы», «Горемыки». Небесные, космические пейзажи, картинные рассветы и закаты сменила картина жизни русской деревни. Здесь всё голо, серо, бесцветно. Нищая Россия. Появляется некрасовская гражданская прямота раскалено гнева и боли. Например, «Отчаяние». В книге «Пепел» меняются и эпитеты, которыми пользуются поэт. Повтор лейтмотивного слова: косматый, ощущении злой, равнодушной природы, передано настойчивым повтором эпитета «злой». Также часты эпитеты: убогий, скудный, бедный. Осенний тусклый пейзаж заполняют стихи, посвященные России. Тоскующая интонация переходит из одного стихотворения в другое, создавая единство скорбного колорита. Именно циклы «Россия» и «Деревня» оправдывают название сборника – они действительно цвета пепла.

Центральный образ –образ родины. Цикл «Россия» и заключается стихотворением Родина.

В этой книге поэт впервые пришел к эпическому обобщению образа родной страны, но при этом, тема России помогла Белому по-новому раскрыть своё лирическое «я». Так проходящие через все стихи о Родине, образ странников, беглецов, бродяг, т.е. изгоев, предстают как образы скитальцев. Образы столь реальны, сколь и иносказательны. Тему бегства приобретает подлинное звучание в разделе «Горемыки». Дисгармония существования, повернутого уродливой стороной, жизнь несовместимая с представлениями о вечном, прекрасном. Напряженное столкновение бытового и космического – лейтмотивы всего творчества Белого.

Белый использует крестьянские и городские просторечия, стремится передать в книге живой голос народа. Книга «Пепел» предвосхищает опыт Блока в поэме «12». Но в «Пепле» особой стала тема города, характерная для всей поэзии символистов. Образ города окрашен социально. Город предстает как сосредоточение современно драмы жизни, эта драма проявляется в затерянности и одиночестве человека в огромной толпе, в ощущении того, что личность оказывается раздавленной. Образ города трагичен, враждебен человеку. Праздники предстают как иносказательные картины, как пир во время чумы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С восьми лет начал сочинять стихи. 1904 -1907 35 брошюрок сборников собственных стихов (на свои деньги). В них преобладают патриотические стихи, связанные с icon Пушкин
Эпиграфом к уроку служат стихи Анны Андреевны Ахматовой из триптиха «в царском Селе». Эти стихи написаны почти сто лет назад. Рискнём...
С восьми лет начал сочинять стихи. 1904 -1907 35 брошюрок сборников собственных стихов (на свои деньги). В них преобладают патриотические стихи, связанные с icon Программа 2100 Учитель Панкова Л. И. Я. Аким Стихи А. Барто Знаю,...
А. Курляндский Возвращение блудного попугая и другие истории для самых маленьких и самых больших ребят
С восьми лет начал сочинять стихи. 1904 -1907 35 брошюрок сборников собственных стихов (на свои деньги). В них преобладают патриотические стихи, связанные с icon Тексты для чтения ( должны быть отражены в читательском дневнике:...
Тредиаковский В. К. Стихи похвальные России. Новый и краткий способ к сложению российских стихов. Эпистола от Российской поэзии к...
С восьми лет начал сочинять стихи. 1904 -1907 35 брошюрок сборников собственных стихов (на свои деньги). В них преобладают патриотические стихи, связанные с icon Алексей Давыдов И. С. Тургенев: «Живые мощи»1
...
С восьми лет начал сочинять стихи. 1904 -1907 35 брошюрок сборников собственных стихов (на свои деньги). В них преобладают патриотические стихи, связанные с icon Закономерная случайность
Я, Иващенко Елена Викторовна, родилась в Москве в 1966 году. Окончив среднюю школу ни минуты не сомневаясь, отправила свои стихи...
С восьми лет начал сочинять стихи. 1904 -1907 35 брошюрок сборников собственных стихов (на свои деньги). В них преобладают патриотические стихи, связанные с icon Мбдоу детский сад «Сказка»
Еще не научившись читать, многие из нас уже наизусть знают стихи и сказки этого великого поэта. Стихи Пушкина уже давным-давно разобраны...
С восьми лет начал сочинять стихи. 1904 -1907 35 брошюрок сборников собственных стихов (на свои деньги). В них преобладают патриотические стихи, связанные с icon 1 Чтобы писать хорошие стихи, нужно очень много читать хороших стихов! Это самое главное правило
Однажды у меня появилось желание написать нечто вроде небольшого учебника, который может дать что-то новое как начинающим поэтам,...
С восьми лет начал сочинять стихи. 1904 -1907 35 брошюрок сборников собственных стихов (на свои деньги). В них преобладают патриотические стихи, связанные с icon Предлагаем вашему вниманию подборку стихотворений для проведения...
Марта. Эти стихи предназначаются для «связки» номеров художественной самодеятельности и читаются ведущими. Перечень же самих номеров...
С восьми лет начал сочинять стихи. 1904 -1907 35 брошюрок сборников собственных стихов (на свои деньги). В них преобладают патриотические стихи, связанные с icon Квинт гораций флакк
Гораций – лирическую. Оба запечатлели свое время. И вместе с тем придали своим исканиям столь совершенную эстетическую форму, наполнили...
С восьми лет начал сочинять стихи. 1904 -1907 35 брошюрок сборников собственных стихов (на свои деньги). В них преобладают патриотические стихи, связанные с icon Анализ Биографии по менеджменту
Уолд Дисней родился в Чикаго, вырос он на маленькой ферме. В возрасте десяти лет он начал работать с братом, они помогали отцу и...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции