Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Детско-юношеская спортивная школа № 11 «Акцент»
ПРОГРАММА
по СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКИ
для детско-юношеской спортивной школы
Утверждаю:
Директор ДЮСШ №11 «Акцент»
________________________ Шишков В.И.
«___» ___________ 2009г.
Барнаул, 2009г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
1. Организационно – методические рекомендации
2. Группы начальной подготовки 1 – 2 годов обучения
3. Учебно-тренировочные группы 1 – 2 годов обучения
4. Учебно-тренировочные группы 3 – 4 годов обучения
5. Группы спортивного совершенствования 1 – 2 годов обучения
6. Группы высшего спортивного мастерства 1 – 6 годов обучения
7. Психологическая подготовка
8. Медико-биологический контроль
9. Восстановительные средства и мероприятия
10. Инструкторская и судейская практика
11. Воспитательная работа
12. Приложения:
- Описание упражнений
- Нормы спортивного инвентаря, оборудования и спортивной формы, необходимых для организации и проведения занятий
13. Список рекомендательной литературы
2. Организационно – методические указания
Занятия в ДЮСШ по аэробике могут проводиться с отступлением по возрасту в ту или иную сторону.
Продолжение занятий в школе и перевод учащихся на следующий этап обучения осуществляется по решению педагогического (тренерского) совета и оформляется приказом директора.
Многолетняя подготовка строится на основе следующих методических положений:
- Использование общепедагогических (дидактических) принципов воспитывающего обучения: сознательности и активности занимающихся, наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации, прочности и прогрессирования;
- Целевая направленность к мастерству и наивысшим спортивным достижениям путем неуклонного роста объема средств общей и специальной подготовки, соотношения между которыми изменяются из года в год в сторону увеличения объема специальной подготовки;
- Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сторон подготовленности спортсмена в процессе многолетнего обучения;
- Стремиться к тому, чтобы объем и интенсивность упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов. Отдавать предпочтение упражнениям динамического характера, приучая занимающихся к различному темпу их выполнения;
- Поиск средств, позволяющих решать одновременно несколько задач (например: сочетание физической и технической подготовки);
- Моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе;
- Использование централизованной подготовки наиболее перспективных спортсменов на учебно – тренировочных сборах с привлечением к работе лучших специалистов.
Теоретическая подготовка – формирование у занимающихся специальных знаний, необходимых для успешной деятельности в спортивной аэробике, осуществляется в ходе практических занятий и самостоятельно.
Интегральная подготовка направлена на приобретение соревновательного опыта, повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлений. Может осуществляться в процессе соревнований и модельных тренировок.
2.1. Этапы многолетней подготовки
Многолетняя подготовка спортсменов делится на четыре этапа:
этап предварительной подготовки: группы начальной подготовки, возраст занимающихся 7-8 лет;
этап начальной спортивной специализации: учебно – тренировочные этапы первого - четвертого года обучения. Возраст занимающихся 9-13 лет;
этап углубленной подготовки: учебно – тренировочный этап пятого года обучения и группы спортивного совершенствования первого года обучения. Возраст занимающихся 13 – 15 лет;
этап высшего спортивного мастерства: этапы спортивного совершенствования второго – третьего годов обучения и группы высшего спортивного мастерства первого – второго годов обучения, возраст занимающихся 16 – 19 лет и старше.
2.2. Содержание работы по этапам подготовки
I/ Этап – предварительная подготовка (7-8 лет):
1. Укрепление здоровья и гармоническое развитие функций организма занимающихся.
2. Формирование правильной осанки и аэробного стиля (школы) выполнения упражнений.
3. Разносторонняя общая физическая подготовка и начальное развитие всех специальных физических качеств.
4. Специально – двигательная подготовка – развитие умений ощущать и дифференцировать разные параметры движений.
5. Начальная техническая подготовка – освоение подготовительных, подводящих и базовых элементов.
6. Начальная хореографическая подготовка – освоение простейших элементов классического, историко – бытового и народного танцев.
7. Начальная музыкально – двигательная подготовка – игры и импровизации под музыку с использованием базовых шагов аэробики.
8. Привитие интереса к регулярным занятиям спортивной аэробикой, воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности.
9. Участие в показательных выступлениях и соревнованиях.
II/ Этап – начальная спортивная специализация (9-13 лет):
1-2. То же, что и на предыдущем этапе.
3. Углубленная и соразмерная специальная физическая подготовка (благоприятный период для развития ловкости, гибкости, быстроты).
4. Совершенствование специально – двигательной подготовки (координации).
5. Начальная функциональная подготовка – освоение средних показателей объема тренировочных нагрузок.
6. Базовая техническая подготовка – освоение базовых элементов, освоение специфических (фундаментальных): динамическая сила (А), статическая сила (Б), прыжки, скачки, повороты (В), махи (Г), равновесие Д), гибкость (Е).
7. Базовая хореографическая подготовка – освоение элементов различных танцевальных стилей в простейших соединениях.
8. Формирование умения понимать музыку, разбираться в средствах музыкальной выразительности (характер, метр, ритм, темп, тихо – громко, слитно – отрывисто, форма и фразировка) и согласовывать свои движения с музыкой.
9. Базовая психологическая подготовка.
10. Начальная теоретическая подготовка.
11. Регулярное участие в соревнованиях.
III/ Этап – углубленная тренировка (13-15 лет).
1. Совершенствование специальной физической подготовленности, особенно активной гибкости и скоростно – силовых качеств.
2. Достижение высокого уровня функциональной подготовки – планомерное освоение возрастающих тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные нагрузки.
3. Совершенствование базовой технической подготовленности – повышение надежности (стабильности) выполнения базовых элементов.
4. Совершенствование хореографической подготовленности – повышение качества исполнения всех танцевальных форм в усложняющихся соединениях.
5. Освоение сверхсложных и рискованных элементов, моделирование и освоение перспективных элементов.
6. Совершенствование музыкально – двигательной подготовленности, поиск индивидуального стиля, развитие творческих способностей.
7. Совершенствование базовой психологической подготовки, приобретение опыта формирования состояния боевой готовности к соревнованиям, самонастройки, саморегуляции, сосредоточения и мобилизации.
8. Углубленная теоретическая и тактическая подготовка.
9. Активная соревновательная практика с включением модельных тренировок и контрольно – подготовительных соревнований (до 10-12 соревнований в год).
VI/ Этап – спортивное совершенствование (16 лет и старше):
1. Дальнейшее совершенствование специальной физической подготовленности.
2. Периодическое достижение высочайшего уровня тренированности, освоение максимальных тренировочных нагрузок, но превосходящих соревновательные нагрузки.
3. Совершенствование базовой технической подготовленности, достижение высокого уровня надежности выступлений, постоянный поиск и освоение новых оригинальных элементов.
4. Максимальное раскрытие индивидуальных возможностей, достижение высокого уровня исполнительского мастерства.
5. Расширение психологических знаний и умений, достижение высокого уровня психической готовности к тренировкам и соревнованиям.
6. Дальнейшее совершенствование теоретической и тактической подготовки.
7. Достижение максимально возможных спортивных результатов, поддержание высокого уровня соревновательной готовности (12-14 соревнований в год).
2.3. Тренировочные и соревновательные нагрузки на разных этапах многолетней подготовки.
Параметры нагрузок
|
Этапы многолетней подготовки
|
Этап начальной
подготовки 7-8 лет
|
Учебно - тренировочный этап 9-13 лет
|
Этап углубленной тренировки 13-15 лет
|
Этап спортивное совершенствование
|
Продолжительность соревновательного периода
|
1
|
2-3
|
4-5
|
5-7
|
Количество соревнований в год
|
3-4
|
5-9
|
10-12
|
12-14
|
Количество тренировок в неделю
|
3-4
|
5-8
|
8-12
|
10-16
|
Количество тренировок в день
|
1
|
1-2
|
1-3
|
1-3
|
Продолжительность тренировок, мин.
|
90
|
90-180
|
120-210
|
150-240
|
Количество элементов в день
|
50-200
|
100-500
|
200-700
|
300-1000
|
Количество комбинаций в день
|
до 4
|
до 8
|
до 10
|
до 15
|
2.4. Примерная структура учебно – тренировочного занятия
Подготовительная часть:
I. Фрагмент – упражнения по «кругу»:
1-я серия – спортивные виды ходьбы и бега (с носка, на носках, на пятках, в приседе, бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени);
2-я серия – специфические формы ходьбы и бега (мягкий, перекатный, пружинный, высокий, острый, широкий);
3- я серия – танцевальные шаги, соединения.
II. Фрагмент – упражнения у опоры и на середине:
4-я серия – общеразвивающие упражнения, преимущественно для развития подвижности в суставах ног – голеностопных, коленных и тазобедренных («снизу – вверх») и туловища – шеи, плечевых суставов, грудного и поясничного отдела позвоночника («сверху – вниз»);
5-я серия – хореографические упражнения (элементы классического тренажа): плие, батманы тандю, жете, рон де жамб пар тер, батманы фондю, фрапе и сутеню, февлопе и релеве лян, гран батман жете.
III. Фрагмент – упражнения на середине:
6-я серия – упражнения для рук: классические, специфические, народно – характерные, современные;
7-я серия – упражнения в равновесии;
8-я серия – повороты на двух и одной;
IV. Фрагмент – прыжки:
9-я серия – упражнения на развитие прыгучести (маленькие прыжки);
10-я серия – амплитудные прямые прыжки (открытый, шагом, касаясь и др.)
11-я серия – прыжки с вращениями (с поворотом и перекидные);
Основная часть:
V. Фрагмент – специально – двигательная подготовка (освоение базовых шагов аэробики в сочетании с различными движениями руками).
VI. Фрагмент – изучение и совершенствование техники элементов, соединений, частей и соревновательных комбинаций в целом.
Заключительная часть:
VII. Фрагмент – общая физическая подготовка: упражнения на развитие силы мышц рук, брюшного пресса, спины и ног, на развитие общей и специальной выносливости (прыжковой, равновесной и др.).
VIII. Фрагмент – музыкально – двигательная подготовка: задания на согласование движений с музыкой, музыкальные игры и творческая импровизация.
IX. Фрагмент – подведение итогов, домашнее задание, индивидуальные беседы, беседы с родителями.
3. Примерный учебный план многолетней подготовки (в часах)
№
п/п
|
Раздел подготовки
|
Этап начальной
подготовки
|
Учебно - тренировочный
|
Этап спортивного совершенствования
|
Этап высшего спортивного мастерства
|
1.
|
Теоретическая подготовка в т.ч. психологическая
|
5
|
10
|
15
|
20
|
2.
|
ОФП
|
160
|
125
|
146
|
152
|
3.
|
СФП
|
64
|
167
|
186
|
182
|
4.
|
СТП
|
177
|
542
|
1000
|
1186
|
5.
|
Приемные и переводные нормативы
|
5
|
6
|
6
|
8
|
6.
|
Восстановительные мероприятия
|
-
|
44
|
52
|
60
|
7.
|
Инструкторская и судейская практика
|
-
|
22
|
26
|
30
|
8.
|
Участие в соревнованиях
|
5
|
20
|
24
|
26
|
9.
|
Всего часов
|
416
|
936
|
1456
|
1664
|
Соотношение средств ОФП, СФП, СТП по этапам обучения в %
Средства подготовки
|
Этапы подготовки
|
Начальной
подготовки
|
Учебно - тренировочный
|
Спортивного совершенствования
|
Высшего спортивного мастерства
|
ОФП
|
40
|
15
|
11
|
10
|
СФП
|
16
|
20
|
14
|
12
|
СТП
|
44
|
65
|
75
|
78
|
4. Программный материал для практических занятий в группах начальной подготовки (ГНП), учебно – тренировочном этапе, этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
|