МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО – ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ГОРОДCКОГО ОКРУГА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
143980, г.Железнодорожный, ул.Пионерская д.1А тел/факс (495) 527-72-22
Е-mail dyussh.zhel-dor@yandex.ru
Рассмотрено и рекомендовано «УТВЕРЖДАЮ»
Методическим советом Директор МОУ ДОД
Протокол « ________________ ____________________
«____» _____________ 20__ г. «____»____________ 20__г.
ПРОГРАММА
по Эстетической гимнастике
На 3 года обучения
Тренер-преподаватель
А.Н. Королева
С.В. Заседателева
г.о. Железнодорожный
Пояснительная записка
Гимнастика – один из основных видов спорта, которым можно заниматься с младенчества и который входит в обязательную программу подготовки любого спортсмена.
Благодаря занятиям гимнастикой можно улучшить показатели физического развития, физические качества, исправить недостатки телосложения, осанки.
Гимнастика (ритмическая и художественная) добавляет новые возможности в развитие детей. Она развивает не только физические качества, но и память, внимание, быстроту реакции, а также эстетическое восприятие детей – понимание красоты и гармонии – благодаря выполнению упражнений под музыку.
Программа создана с учетом всех современных требований к программам физического воспитания детей и подростков и может быть использована в качестве:
- начального этапа в рамках многолетней программы подготовки спортсменов;
- программы гармоничного развития детей.
Цель занятий гимнастикой – создать прочную основу для воспитания здорового человека, сильной, гармонично развитой личности; расширения двигательных возможностей; компенсации дефицита двигательной активности детей.
Задачи занятий гимнастикой:
укрепление здоровья и гармоничное развитие детей.
формирование правильной осанки и гимнастического стиля выполнения упражнений.
разносторонняя, сбалансированная общая и специальная подготовка (начальное развитие физических качеств).
освоение базовых навыков выполнения гимнастических упражнений без предметов и с предметами и элементов хореографии.
развитие специфических качеств, необходимых для занятий гимнастикой: музыкальности, танцевальности, выразительности и творческой активности.
развитие интереса к занятиям спортом и физической культурой.
воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности.
развитие интереса к самостоятельным занятиям гимнастическими упражнениями, играм, формам активного отдыха и досуга.
Программа направлена на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности.
Возрастная категория детей:
- младший школьный возраст – 6-9 лет.
К тренировочному процессу допускаются все желающие указанных выше возрастных категорий детей, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям гимнастикой.
Количество обучающихся в группах на начальном этапе – 15 учащихся. Продолжительность учебного занятия 90 минут. Продолжительность занятий зависит от года обучения, возраста и других факторов. Предметом обучения является гимнастика с общеразвивающей направленностью.
Программа и план обучения легко варьируются в рамках возрастных категорий и физической подготовленности детей, а также оставляют возможности для творческой инициативы тренера.
В курсе 1-3-го годов обучения используются уникальные возможности художественной и ритмической гимнастики. В процессе обучения дети младшего возраста легко и естественно осваивают упражнения для развития равновесия, гибкости; учатся правильно выполнять ходьбу, бег, прыжки, танцевальные движения; получают навыки самостоятельной работы. У них вырабатываются такие важные качества, как внимательность, настойчивость, инициативность и др.
Дети более старшего возраста овладевают знаниями по истории гимнастики, навыками личной гигиены, техникой выполнения основных элементов гимнастических упражнений; учатся работе в коллективе, самовыражению через искусство владения телом; участвуют в соревновательных процессах и т.д.
Регулярные занятия по программе помогают гармоничному развитию детей.
СТРУКТУРА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Часть занятия
|
Упражнения
|
Продолжительность части
|
Вводная
|
Упражнения общей разминки и/или элементов разминки у опоры, партерной разминки
|
7-10 мин
|
Основная
(тренировочный
процесс)
|
Гимнастические упражнения для развития пассивной гибкости, координации, быстроты, а также упражнения акробатики, упражнения с предметами
|
70-75мин
|
Заключительная
|
Музыкально-танцевальные и спортивные игры
|
Оставшееся время
|
Для обучения используются различные методы: словесный, наглядный, практический, помощь, идеомоторный, музыкальный.
Разучивание нового упражнения осуществляется в следующей последовательности: объяснение, показ тренером, выполнение упражнений детьми.
Отработка упражнений должна проводиться с эффективным контролем исходных и промежуточных положений и применением помощи: фиксации, поддержки, подталкивания, подкрутки, ограничения.
Если ребенок не может освоить упражнение, необходимо включить его образное мышление, представление упражнения, мысленное его воспроизведение. Для этих целей все упражнения в программе имеют ассоциативные названия («Пава», «Конькобежец», «Страусенок», «Арлекино» и т.п.). Они помогают детям по ассоциации с животными, персонажами сказок не только понять, запомнить и точнее выполнить упражнение, но и создать его художественный образ.
Для закрепления правильных исходных и промежуточных положений эффективно использовать мышечную память, зафиксировав положение тела в соответствующие моменты выполнения упражнения.
Дети должны выполнять все задания в темпе, ритме, динамике музыки и с ориентиром на акценты. Это позволит занимающимся правильно выполнять упражнение, слышать музыку и чувствовать ритм
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
№ п/п
|
Наименование раздела
|
Количество часов
|
1
|
Теоретические занятия
|
10
|
2
|
Общая физическая подготовка
|
24
|
3
|
Специальная физическая подготовка
|
36
|
4
|
Гимнастические упражнения
|
46
|
5
|
Акробатические упражнения
|
24
|
6
|
Хореографическая подготовка
|
50
|
7
|
Работа с предметами
|
120
|
|
Всего
|
312
|
Ступень общего развития
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Теоретические занятия.
Режим дня, режим питания, личная гигиена. Требования к одежде и обуви. Инвентарь для занятий гимнастикой. Требования техники безопасности на занятиях.
Общая физическая подготовка.
Содержание занятий направлено на гармоничное развитие детей, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья.
Общая физическая подготовка включает: развитие гибкости, координации, быстроты, прыгучести, формирование правильной осанки.
В практический материал данного раздела программы входят:
- упражнения для разминки;
- элементы и комплексы гимнастических и акробатических упражнений; упражнения на формирование осанки, прыгучести, равновесия, гибкости;
- упражнения с предметами;
- базовые элементы хореографии.
В общую разминку включены – упражнения в ходьбе и беге, направленные на подготовку мышц для выполнения гимнастических упражнений.
В партерную разминку – элементы и комплексы гимнастических и акробатических упражнений в положении/из положения лежа.
В разминку у опоры – элементы гимнастических, хореографических упражнений и позиций в положении стоя у опоры.
Программа включает формирование правильной гимнастической осанки в положении стоя и в движении.
Особое внимание при выполнении гимнастических и акробатических упражнений уделяется равномерному распределению нагрузки на обе стороны тела.
Специальная физическая подготовка. Этот раздел включает выполнение гимнастических и акробатических упражнений, прыжков, танцевальных шагов, комплексов гимнастических упражнений с предметами и без предметов. Элементы и комплексы гимнастических и акробатических упражнений подбираются в соответствии с возрастной категорией и физическими возможностями ребенка. В программу включено предварительное обучение подводящим упражнениям и упражнениям для развития координации, быстроты, гибкости, прыгучести и других физических качеств.
Гимнастические упражнения.
В базовую программу входят:
- шаги с продвижением вперед на полупальцах стоя и в полуприседе;
- приставные шаги вперед (на полной стопе);
- шаги с продвижением вперед на стопе, сочетаемые с отведением рук назад на горизонтальном уровне;
- шаги в полном приседе;
- бег (по кругу, лицом вперед, спиной вперед);
- небольшие прыжки в полном приседе;
- отведение ног назад (или махи назад);
- наклоны туловища вперед, назад и в стороны в опоре на стопах и на полупальцах;
- упражнения для стоп;
- упражнения для укрепления мышц ног и брюшного пресса;
- упражнения для разогревания позвоночника скручиванием в стороны;
- упражнения для развития гибкости позвоночника;
- упражнения для мышц спины;
- упражнения для укрепления мышц бедер;
- упражнения для укрепления голеностопных суставов;
- подводящие упражнения к продольным шпагатам и непосредственно шпагаты;
- боковой шпагат и наклоны в стороны;
- равновесие – «Пассе»;
- наклоны туловища вперед в опоре на стопу одной ноги, другая нога вперед горизонтально в опоре на гимнастическую стенку;
- равновесие с ногой вперед (горизонтально) и «Батман» (мах) вперед (горизонтально);
- упражнения для развития гибкости: «круглый», полуприсед, «Волна» вперед.
Акробатические упражнения.
В базовую программу входят:
- «Мост» (упражнение для развития гибкости позвоночника и плечевого пояса);
- стойка на лопатках с последующим переворотом на одно колено;
- кувырки в сторону, вперед, назад.
Хореографическая подготовка.
В хореографическую подготовку входят:
- «Деми плие» - полуприседы в 1 и 2 хореографических позициях;
- приставные шаги в сторону;
- упражнения с предметами (скакалкой, мячом) - правильное удержание предмета, передача предмета из руки в руку;
- ходьба в различном темпе (среднем, медленном, быстром) с музыкальным сопровождением, развитие синхронности темпа музыки и движения;
- упражнения на развитие метроритма: при ходьбе выполняются ритмические рисунки (по 2 такта) на понимание метра.
Задачами хореографической подготовки являются овладение детьми основными элементами хореографии (позициями и танцевальными шагами), а также воспитание музыкальности и выразительности движений.
Разучивание элементов хореографии проводится у опоры. После освоения этих элементов в занятия вводится обучение простейшим танцевальным шагам. В каждое занятие элементы хореографической и танцевальной подготовки вводятся постепенно в простейших соединениях: полька, голоп.
Принцип обучения – от простого к сложному.
Работа с предметами.
Основной этап обучения работе с предметами заключается в формировании правильного удержания предмета в статическом положении тела и в движении
Ступень начальной подготовки
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Теоретические занятия.
Общие сведения о художественной гимнастике как виде спорта, основы хореографии, танцевальных движений, обсуждение постановки показательных программ.
Гигиенические основы занятий: режим дня, режим питания и личная гигиена гимнастов, медицинский контроль. Уход за инвентарем. Требования техники безопасности на занятиях.
Общая и специальная физическая подготовка.
Гимнастические упражнения и комплексы.
Повторение (закрепление) гимнастических упражнений по видам разминок:
- общая разминка – формирование гимнастической осанки в положении стоя и при ходьбе, упражнения в ходьбе и беге, шаги в приседе, бег, небольшие прыжки;
- партерная разминка – упражнения для стоп; для укрепления мышц брюшного пресса и спины; для развития гибкости позвоночника; для укрепления мышц бедер; для укрепления мышц рук;
- разминка у опоры – упражнения для укрепления коленных и голеностопных суставов; полуприседы в хореографических позициях; наклоны и равновесие.
Разучивание новых упражнений по видам разминки:
- общая разминка: бег, сочетаемый с круговыми движениями руками; приставные шаги вперед (на полной стопе) с круговыми движениями головы; приставные шаги на полной стопе, стоя лицом в круг, сочетаемые с наклонами в стороны; шаги с наклоном туловища вперед до касания грудью бедра; упражнения для укрепления голеностопного сустава («Крабик»);
- партерная разминка: упражнения для стоп лежа на спине; для мышц брюшного пресса (угол); для растяжки задней поверхности бедра и выворотности стоп («Крестик»); для гибкости позвоночника («Жеребенок»);
- разминка у опоры: «Стрела» («Тандю»); наклон туловища в сторону в опоре на стопу одной ноги, другая нога в сторону в опоре на гимнастическую стенку («Флажок» в сторону); равновесие с ногой вперед (горизонтально) и «Батман» (мах) вперед горизонтально («Флажок» вперед); наклон назад, стоя на коленях («Колечко»); приставные шаги в сторону и «Шене» («Страусенок» у опоры); прыжки в 5 позиции: ноги вместе (с прямыми и согнутыми коленями), «Разножка» (веред и в сторону), «Пружинка».
Выполнение упражнений на гибкость:
- наклон туловища назад в опоре на коленях («Колечко»);
- наклон туловища назад в опоре на животе («Запятая»).
Акробатические упражнения.
Выполнение акробатических упражнений на основе изученных подготовительных элементов:
- кувырки вперед, в сторону, назад – «Колобок»;
- стойка на лопатках «Березка»;
- «Мост»;
- шпагаты.
Освоение акробатических упражнений:
- стойка на лопатках с последующим переворотом на одно колено;
- «Мост» и выход из «Моста»;
- переворот боком – «Колесо».
Хореографическая подготовка.
Повторение танцевальных шагов, основных элементов танцевальных движений: шаги с подскоками веред и с поворотом; шаги галопа.
Разучивание новых танцевальных движений:
- «Полька»;
- «Ковырялочка».
Работа с предметами.
Повторение техники передачи и удержания обруча, мяча.
Освоение техники передачи и удержания булав; движений вращений скакалкой, обручем, булавами в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях; техники работы с мячом.
Выполнение подскоков с полным проходом во вращающуюся вперед скакалку («Воробей» вперед) и серию высоких прыжков через скакалку («Астронавт»); многократного вращения обруча на талии; серии отбивов мяча от пола.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
|