Российская Федерация Ханты Мансийский автономный округ Югра Тюменская область, Советский район




Скачать 4.11 Mb.
Название Российская Федерация Ханты Мансийский автономный округ Югра Тюменская область, Советский район
страница 1/31
Дата публикации 14.05.2014
Размер 4.11 Mb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Спорт > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
Российская Федерация

Ханты - Мансийский автономный округ – Югра

Тюменская область, Советский район

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ласточка»

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей


«Спортивная гимнастика»

(программа рассчитана на детей от 3 до 15 лет)

Автор:

Ширманова Светлана Ивановна

инструктор по физической культуре
Возраст детей, на которых ориентирована программа: 3-15 лет
РЕЦЕНЗЕНТ: П.Г. Кайносов, зав. кафедрой по физвоспитанию,

ЛФК и ВК, ГОУ ВПО ТюмГМА, доктор медицинских наук, профессор.

п. Таёжный

2004 го

Программа «Спортивная гимнастика» предусматривает технику выполнения и последовательность обучения упражнениям на гимнастических снарядах и акробатическим упражнениям. Она направлена на развитие физических способностей детей. В программе раскрывается структура по спортивной гимнастике, принципы проведения занятий, учебно–тематический план, планирование учебного материала, распределение двигательной деятельности, контрольные упражнения и нормативы для оценки ОФП и СФП, классификация акробатических упражнений, техника выполнения и последовательность обучения акробатическим упражнениям, упражнения на гимнастических снарядах, хореография, прыжки на батуте, развитие физических качеств.

ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Пояснительная записка 4-9

2. Учебно-тематический план (дошкольный и школьный возраст) 10

3. Содержание работы:

3.1. Планирование учебного материала (3-4 лет) 11-13

3.2. Планирование учебного материала (4-5 лет) 13-15

3.3. Планирование учебного материала (5-7 лет) 16-18

3.4. Планирование учебного материала для спортивно – оздоровительной группы 18-32

3.5. Принципы проведения занятий и структура занятий 33-34

4. Диагностика физической подготовленности детей дошкольного и школьного возраста 35-43

5. Классификация акробатических упражнений 44-47

6. Техника выполнения и последовательность обучения акробатическим упражнениям 48-60

7. Упражнения на гимнастических снарядах (дошкольный возраст) 61-71

8. Спортивно-оздоровительная группа (по годам бучения школьный возраст) 72-82

9. Хореография 83-99

10. Бревно (дошкольный и школьный возраст) 100-116

11. Прыжки и упражнения на батуте (дошкольный возраст) 117-118

12. Опорный прыжок (школьный возраст) 119-128

13. Перекладина (школьный возраст) 129-138

14. Развитие физических качеств 139-144

15. Библиографический список 145

ПРИЛОЖЕНИЕ



1. Приложение 1 – Разминка на занятиях по спортивной гимнастике 148-153

2. Приложение 2 – Подвижные игры 154-157

3. Приложение 3 – Инструкция по охране труда при проведении занятий по спортивной гимнастике 158-160

4. Приложение 4 - Конспекты развлечений 161-165
«Спортивная гимнастика –

реальность и фантастика!

В гимнастике не только форс,

Не только бицепсы и торс.

Не только точность и расчёт,

И даже форма здесь не в счёт…..»

Георгий Ривлин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность.

Тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все время. Здоровье – ценность не только для каждого человека, но и для общества в целом. Современное дошкольное образование требует от детей значительных физических и психических усилий. Статистика последних лет безжалостна - последние 10-15 лет сохраняется тенденция ухудшения здоровья детей. Отклонения в состоянии здоровья отмечаются более чем у 70% детей в возрасте от 4 до 17 лет.

В системе физического воспитания гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья. Гимнастика – одно из наиболее массовых и доступных средств физического воспитания человека. Её значение обусловлено эффективностью воздействия на организм занимающихся, доступностью и разнообразием средств. Как учебная дисциплина гимнастика занимает особое место в физической культуре. Овладение методикой обучения гимнастическим упражнениям, а также общеразвивающими и прикладными упражнениями, отдельными спортивными навыками, вооружает детей очень важными знаниями, умениями и навыками. Тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы - оказывают трофическое влияние, усиливают регулирующую роль коры головного мозга, способствуют тренировке двигательного и лежащих рядом с ним речевых центров. Гимнастика придает телу гибкость, силу, ловкость, стройность, развивает чувство красоты, храбрости, благородства.

Основу гимнастики составляют упражнения на гимнастических снарядах и вольные упражнения. Большое значение в гимнастике придается эстетике формы, красоте и свободе движений, логической завершенности гимнастических комбинаций. Отличительной чертой является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма. Главной особенностью занятий гимнастикой является приоритет здоровья.

Занятия по спортивной гимнастике направлены на развитие движений, совершенствование двигательной навыков и физических качеств (ловкость, гибкость, силу, выносливость). Движения доставляют занимающимся радость и могут служить хорошим средством повышения умственной работоспособности. Акробатические упражнения содействуют всестороннему развитию всех органов и систем и в первую очередь двигательного аппарата, повышает возбудимость мышц, темп, силу, мышечный тонус и общую выносливость ребенка.

С целью более эффективного осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в соответствии с его природными особенностями программа построена по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы – минимум до программы – максимум, независимо от возраста». Этот принцип был сформирован на основе идей Л.В. Выготского, А.И. Леонтьева, Л.В. Занкова и другие. Его применение позволяет вызывать у детей личную заинтересованность в самостоятельном совершенствовании своих результатов.

Новизна моей программы заключается в том, что спортивная гимнастика как вид деятельности в программах дошкольных учреждений не разработана, нет методических рекомендаций, разработок по данному направлению. Данная программа послужит одним из важнейших инструментов обновления содержания, образования в дошкольных учреждениях и будет способствовать развитию физических способностей детей.

Цель программы: «Обучение детей акробатическим упражнениям и упражнениям на снарядах, совершенствование двигательной деятельности детей и формирование у них правильной осанки».

Задачи программы:

  • Воспитание здоровых, всесторонне развитых, волевых и дисциплинированных дошкольников и школьников;

  • Обучение основам техники гимнастических упражнений и формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования в спортивной гимнастике;

  • Воспитание интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями;

  • Пропаганда физической культуры и спорта.

Принципы построения программы

1. Актуальность;

2. Реалистичность;

3. Систематичность;

4. Активность;

5. Воспитывающий характер обучения;

6. Построение программного материала от простого к сложному;

7. Доступность материала;

8. Повторность материала;

9. Совместная деятельность;

10. Контролируемость.

Содержание работы:

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Для успешного решения вышеназванных задач важно постепенное нарастание трудностей. Сначала необходимо ребенка заинтересовать, показать, объяснить, а затем закрепить двигательные упражнения. Целесообразно на каждом занятии проводить работу, направленную на решение вышеизложенных задач.

Коррекционная направленность программы

  • Формирование навыков двигательной активности;

  • Установление ошибок в выполнении упражнений;

  • Развитие точности в выполнении упражнений.

Для успешного решения задач используются следующие методы и приемы:

1.Организационные:

  • Наглядные (показ, помощь);

  • Словесные (описание, объяснение, название упражнений);

  • Практические (повторение, самостоятельное выполнение упражнений);

2.Мотивационные (убеждение, поощрение);

3.Контрольно – коррекционные.

Обучение гимнастическим упражнениям можно разделить на три этапа.

  • Этап обучения;

  • Этап разучивания;

  • Этап совершенствования.

Программа рассчитана на одаренных детей с хорошими физическими данными с 3 до 15 лет. Занятие в дошкольном возрасте проводится в группе по 5 – 8 человек, так как предусматривается работа индивидуально. Проводится занятие один раз в неделю. В год проводиться 25 занятий. Продолжительностью 20-30 минут (в зависимости от возраста).

В школьном возрасте занятие проводится в группе от 10-15 человек. Проводится занятие три раза в неделю. В год проводиться 107 занятий. Продолжительностью 60 минут.

Основной формой работы по программе спортивная гимнастика является групповое учебно-тренировочное занятие. Кроме организованных учебно–тренировочных занятий, дети должны самостоятельно ежедневно проводить утреннюю зарядку, а также выполнять индивидуальные задания руководителя по совершенствованию своей физической и специальной подготовленности.

Для музыкальной окраски композиций используются технические средства обучения. Музыкальное сопровождение дает особый жизнеутверждающий ритм. Проникновенное слово, сказанное на фоне прекрасной музыки, помогает становиться по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным и обновленным, подобно тому, как человек становиться другим после соприкосновения с природой.

Учет учебно-тренировочной и воспитательной работы ведется в специальном групповом журнале.

Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом физической и технической подготовленности юных гимнастов.

Изучение теоретического материала проводятся в процессе практических занятий форме бесед.

Физическая подготовка юных гимнастов является основой их будущих спортивных достижений. С целью ее обеспечения учебный материал содержит упражнения для общей и специальной физической подготовки, которые даются раздельно для каждой группы.

Техническая подготовка осуществляется с помощью комплексов упражнений, описанных в программе. На разных этапах подготовки задачи её меняются и становятся более целенаправленными.

Для успешной реализации программы предполагается тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса обучения, развитие физических способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию физических качеств ребенка, мастер-классы, семинары – практикумы.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, информационные стенды, показ открытых занятий.

К концу реализации программы по спортивной гимнастике дети должны:

  • Уметь правильно выполнять акробатические упражнения и упражнения на снарядах;

  • Запомнить последовательность упражнений в акробатической комбинации;

  • Уметь владеть своим телом;

  • Уметь легко выполнять упражнения;

  • Научиться чувствовать себя уверенно при выполнении упражнений.

Невозможно строить работу, не зная способности ребенка, поэтому очевидно значение первоначального обследования. Обследование проводится по показателям развития физических качеств и двигательным навыкам.

Форма подведения итоговконтрольные занятия, для которых разработаны контрольные упражнения и нормативы для оценки общей физической подготовленности и специальной физической подготовленности по спортивной гимнастике.

Руководитель секции должен помнить, что успех в достижении высоких результатов зависит не только от физической и технической, но и от волевой подготовки. Обучая, следует воспитывать умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку, целеустремленность.

Полученные знания и умения дети могут показать в различных физкультурных досугах, развлечениях, спортивных праздниках, а также в концертах Дома Культуры, мероприятиях школы и спортивных соревнованиях районного масштаба.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

Программа прошла апробацию в дошкольном и школьном учреждении. Может быть использована инструкторами по физической культуре и тренерами – преподавателями по спорту в дошкольных и школьных учреждениях.

Учебно-тематический план

(дошкольный возраст).




п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Краткий обзор развития гимнастики в России

1

1

-

2.

Гимнастическая терминология

1

1

-

3.

Меры предупреждения травм на занятии по спортивной гимнастике

1

1

-

ИТОГО

3







4.

Общая и специальная физическая подготовка

4

-

4

5.

Акробатика.

8

-

8

6.

Хореографическая подготовка.

3

-

3

7.

Упражнения на гимнастических снарядах (бревно, батутная подготовка).

4




4

8.

Культурно-массовая работа (выступления на физкультурных праздниках).

3

-

3

ИТОГО

25

3

22


Учебно-тематический план для спортивно – оздоровительной группы (школьный возраст).




п/п


Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Краткий обзор развития гимнастики в России

1

1

-

2.

Гимнастическая терминология

1

1

-

3.

Меры предупреждения травм на занятии по спортивной гимнастике.

1

1

-

ИТОГО

3







4.

Общая и специальная физическая подготовка

20

---

20

5.

Акробатика

25

---

25

6.

Хореографическая подготовка.

17

---

17

7.

Упражнения на гимнастических снарядах (опорный прыжок, бревно, перекладина).

25

---

25

8.

Культурно-массовая работа (выступления на физкультурных праздниках)

17

---

17

ИТОГО

107

3

104
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российская Федерация Ханты Мансийский автономный округ Югра Тюменская область, Советский район icon Российская Федерация Ханты Мансийский автономный округ Югра муниципальное казенное учреждение
Советского района», состава рабочей группы и положения о рабочей группе», с целью повышения эффективности работы методической службы...
Российская Федерация Ханты Мансийский автономный округ Югра Тюменская область, Советский район icon Отчет о результатах самообследования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Адрес: 665709,Российская Федерация, Иркутская область, город Братск, жилой район Энергетик, улица Приморская, 47
Российская Федерация Ханты Мансийский автономный округ Югра Тюменская область, Советский район icon Закон Ханты-Мансийского ао югры от 1 июля 2013 г. N 68-оз "Об образовании...
Российской Федерации", "Об образовании в Российской Федерации" (далее также Федеральный закон) регулирует отдельные отношения в сфере...
Российская Федерация Ханты Мансийский автономный округ Югра Тюменская область, Советский район icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Отечественная история»
Охватывает период с древнейших времен до наших дней и сосредоточивает внимание на вопросах становления и развития российской государственности:...
Российская Федерация Ханты Мансийский автономный округ Югра Тюменская область, Советский район icon Программа курса для студентов Москва 2007 Введение
Он охватывает период с древнейших времен до наших дней и сосредоточивает внимание на вопросах становления и развития российской государственности:...
Российская Федерация Ханты Мансийский автономный округ Югра Тюменская область, Советский район icon Российская Федерация Курганская область Макушинский район Администрация...
Федерального закона от 06. 10. 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация...
Российская Федерация Ханты Мансийский автономный округ Югра Тюменская область, Советский район icon И муниципальных нужд
Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры....
Российская Федерация Ханты Мансийский автономный округ Югра Тюменская область, Советский район icon Рабочая учебная программа по основам православной религии класс
Российская Федерация мбоу стародубская средняя общеобразовательная школа №2 243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого...
Российская Федерация Ханты Мансийский автономный округ Югра Тюменская область, Советский район icon Программа по предмету «Музыка» для 3 класса на­чальной школы составлена...
Российская Федерация мбоу стародубская средняя общеобразовательная школа №2 243240 Брянская область город Стародуб улица Урицкого...
Российская Федерация Ханты Мансийский автономный округ Югра Тюменская область, Советский район icon «Молодежь: формы и методы повышения электоральной активности»
Место выполнения работы: мбоу сош п. Красное, Ненецкий автономный округ, Архангельской области
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции