МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Омский институт водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО
«Новосибирская государственная академия водного транспорта»
-
Кафедра
|
Естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин
|
|
(наименование кафедры полностью)
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
Б.2.Б.4 /Б.2.Б.5/ С.2.Б.4/С.2.Б.3 Химия
|
(шифр и наименование дисциплины)
|
Направление или специальность
|
140400.62 Электроэнергетика и электротехника,
180100.62 Кораблестроение, океанотехника и объекты морской инфраструктуры,180500.62 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства, 270800.62 Строительство/190700.62 Технология транспортных процессов/180403.65 Судовождение/
180405.65 Эксплуатация судовых энергетических установок,
180407.65 Эксплуатация судового оборудования и средств
автоматики
|
(код ОКСО и наименование направления или специальности)
|
Профиль или специализация
|
Электропривод и автоматика (ЭП, ЭПз)/ Судовые энергетические установки (К)/ Управление транспортными системами и логистическим сервисом на водном транспорте (УВТ)/ Гидротехническое строительство (ГС)/ Организация перевозок и управление на водном транспорте (ТП)/ Судовождение на внутренних водных путях и в прибрежном плавании (СВ) /Эксплуатация судовых энергетических установок (СМ, СМз)/ Эксплуатация судового оборудования и средств автоматики (ЭМ, ЭМз)
|
(наименование профиля или специализации)
|
|
Форма обучения
|
очная/заочная/заочная/заочная/заочная/заочная/заочная/ очная/заочная/ очная/заочная
|
Курс
|
1/1/1/1/1/1/1/1/1/1/1
|
Семестр(ы) / курс(ы) для ЗО
|
2/1/1/1/1/1/1/2/1/2/1
|
ОМСК 2013 г.
Рабочая программа:
Составлена
|
доцентом
|
Кафедры
|
ЕНиОПД
|
|
(должность)
|
|
(сокращенное наименование кафедры)
|
К.п.н.
|
|
Дергачёвой Ириной Николаевной
|
(ученая степень)
|
|
(Ф.И.О. полностью)
|
|
|
И.Н. Дергачёва
|
|
«
|
|
»
|
|
20
|
|
г.
|
(подпись)
|
|
(И.О.Ф.)
|
|
|
число
|
|
месяц
|
год
|
|
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры
|
Естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин
|
(наименование кафедры полностью)
|
от
|
«
|
|
»
|
|
20
|
|
г.,
|
Протокол №
|
|
|
|
число
|
|
месяц
|
|
год
|
|
|
|
Зав. кафедрой
|
ЕНиОПД
|
|
|
|
|
|
(наименование кафедры сокращенно)
|
|
(подпись)
|
|
(И.О.Ф.)
|
Представители УМС филиала, по анализу рабочей программы:
|
|
|
|
|
|
(должность, кафедра, ученая степень и звание сокращенно)
|
|
(подпись)
|
|
(И.О.Ф)
|
|
|
|
|
|
(должность, кафедра, ученая степень и звание сокращенно)
|
|
(подпись)
|
|
(И.О.Ф)
|
Утверждена решением учебно-методического совета (УМС) филиала от
|
|
«
|
|
»
|
|
20
|
|
г.,
|
протокол №
|
|
|
|
число
|
|
месяц
|
|
год
|
|
|
|
Председатель УМС филиала
|
|
|
|
В.А. Глушец
|
|
|
(подпись)
|
|
(И.О.Ф.)
|
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины является углубление имеющихся представлений и получение новых знаний и умений в области химии.
Задача дисциплины – обучение студентов теоретическим основам знаний о составе, строении и свойствах веществ, их превращениях, а также о явлениях, которыми сопровождаются превращения одних веществ в другие при протекании химических реакций.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Химия» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла дисциплин ФГОС ВПО.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Процесс изучения дисциплины «Химия» направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО) (таблица 1):
Таблица 1– Компетенции, формирующиеся при изучении дисциплины
Шифр компетенции по ФГОС
|
Характеристика
|
ЭП
|
Общекультурные компетенции (ОК)
|
ОК-1
|
способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
|
Профессиональные компетенции (ПК)
|
ПК-2
|
способность демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовность использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять основные элементарные методы химического исследования веществ и соединений;
|
ПК-3
|
готовность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и способностью привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат.
|
К
|
|
Общекультурные компетенции (ОК)
|
ОК-21
|
способность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат.
|
УВТ
|
Общекультурные компетенции (ОК)
|
ОК-1
|
владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
|
|
Профессиональные компетенции (ПК)
|
ПК-1
|
использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применением методов математического анализа и экспериментального исследования.
|
ПК-17
|
умение систематизировать и обобщать информацию.
|
ТП
|
|
Общекультурные компетенции (ОК)
|
ОК-10
|
использование основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
|
Профессиональные компетенции (ПК)
|
ПК-23
|
готовность к применению методик проведения исследований, разработки проектов и программ, проведения необходимых мероприятий, связанных с управлением и организацией перевозок, обеспечением безопасности движения на транспорте, а также выполнению работ по техническому регулированию на транспорте
|
ГС
|
Профессиональные компетенции (ПК)
|
ПК-1
|
использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
|
ПК-2
|
способность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат
|
ПК-5
|
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией
|
СВ
|
Общекультурные компетенции (ОК)
|
ОК-1
|
способностью представить современную картину мира целостной системы естественнонаучных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры
|
Профессиональные компетенции (ПК)
|
ПК-23
|
способностью разработать обобщенные варианты решения проблемы, выполнить анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений
|
ПК-27
|
способностью и готовностью осуществлять организацию и технический контроль при эксплуатации транспортного оборудования в соответствии с установленными процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды
|
СМ, ЭМ
|
Общекультурные компетенции (ОК)
|
ОК-3
|
владение математической и естественнонаучной культурой как частью профессиональной и общечеловеческой культуры;
|
Профессиональные компетенции (ПК)
|
ПК-5
|
способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований;
|
3.2 Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций для специальностей СМ, ЭМ (в соответствии с разделом Кодекса ПДМНВ А – III/6):
Компетентность
|
Знания, понимание и профессионализм
|
Функция: Электрические, электронные установки и системы управления на уровне эксплуатации
|
Предотвращение, контроль и борьба с пожарами на судах
|
Знание видов и химической природы возгорания
|
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
основные законы органической и неорганической химии;
классификацию и свойства химических элементов, веществ и соединений;
химические элементы и их соединения, методы и средства химического исследования веществ и их превращений;
химические свойства материалов;
периодический закон и его использование в предсказании свойств элементов и соединений;
химические свойства элементов ряда групп;
виды химической связи в различных типах соединений;
методы описаний химических равновесий в растворах электролитов;
строение и свойства комплексных соединений;
свойства важнейших классов органических соединений;
основные процессы, протекающие в электрохимических системах;
процессы коррозии и методы борьбы с коррозией;
свойства дисперсных систем;
химические свойства грузов, перевозимых судами;
химические системы: растворы, дисперсные системы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры, скорость реакции и методы её регулирования;
реакционную способность веществ: периодическая система элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ, химическая связь, комплементарность;
основы химии и химические процессы современной технологии производства строительных материалов и конструкций;
свойства химических элементов и их соединений, составляющих основу строительных материалов.
виды и химическую природу возгорания (ПДНВ).
о классах и химии пожара (ПДНВ).
уметь:
определять основные физические и химические характеристики органических веществ;
использовать основные элементарные методы химического исследования веществ и соединений;
применять полученные знания по химии при изучении других дисциплин.
владеть:
информацией о назначении и областях применения основных химических веществ и их соединений;
инструментарием для решения химических задач в своей предметной области;
основными приемами обработки экспериментальных данных;
инструментарием для решения химических задач в своей предметной области;
информацией о назначении и областях применения основных химических веществ и их соединений.
4. Междисциплинарные связи
Междисциплинарные связи дисциплины «Химия» представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Междисциплинарные связи дисциплины
Обеспечивающие дисциплины, модули, практики
|
Обеспечиваемые дисциплины, модули, практики
|
Наименование дисциплин, модулей, практик
|
Наименование конкретных вопросов (тем), необходимых для изучения данной дисциплины
|
Наименование дисциплин, модулей, практик
|
Наименование конкретных вопросов (тем), необходимых для изучения данной дисциплины
|
Физика
|
Строение атома.
Квантово-механическая модель атома
|
Экология
|
Химический состав и свойства веществ, вызывающих загрязнение биосферы
|
5. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов для специальности 270800.62, 2 зачетных единицы, 72 часа для специальности 180403.65 и 3 зачетные единицы, 108 часов для остальных специальностей, распределение трудоемкости приведено в таблице 3.
Таблица 3 – Трудоемкость дисциплины
Вид учебной работы
|
Трудоемкость, час.
|
Очное обучение (О)
|
Заочное обучение (З) (ЭП, К, ТП, УВТ, СМ, ЭМ,/СВ/ГС)
|
Всего
часов
|
Семестр
|
Всего часов
|
Курс
|
2
|
1/1/1
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
108
|
108
|
108/72/180
|
108/72/180
|
Аудиторные занятия
|
54
|
54
|
20
|
20
|
Лекции
|
36
|
36
|
10
|
10
|
Практические занятия (ПЗ)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
18
|
18
|
10
|
10
|
Самостоятельная работа (СР)
|
18
|
18
|
88/52/160
|
88/52/160
|
Курсовой проект (работа)
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Расчетно-графические (контрольные) работы
|
10
|
10
|
10/10/10
|
10/10/10
|
Иные виды самостоятельной работы (реферирование, изучение литературы, подготовка к экзамену, зачету)
|
26
|
26
|
78/42/150
|
78/42/150
|
Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
|
экзамен
|
экзамен
|
экзамен/
зачет/
экзамен
|
экзамен/ зачет/
экзамен
|
|