Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку




Скачать 225.66 Kb.
Название Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
Дата публикации 13.05.2014
Размер 225.66 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Спорт > Документы
ЗАДАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
2008 – 2009 учебный год

В олимпиаде участвуют учащиеся 8 - 11 классов всех типов образовательных учреждений республики. Олимпиадные задания предусматривают проверку знаний всех разделов школьного курса, выявляют общую эрудицию школьников.

Время выполнения заданий – 3 часа.

Ответы и критерии оценки прилагаются к заданиям каждого класса.

Дорогие участники олимпиады!

Успешное изучение русского языка невозможно без глубокого интереса к нему. Большую роль в развитии интереса к русскому языку играет, бесспорно, олимпиада.

Участие в олимпиаде по русскому языку представляет школьникам массу возможностей для личного роста и развития. Это и получение новых знаний, необходимых в жизни, и выбор профессии, и подготовка к сдаче экзаменов в избранный вуз, и определение своих способностей и интересов, приобретение самостоятельности мышления и действия, а также проверка себя и своих сил.

Желаем вам успехов и побед!
8 класс
1. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Пут..шествие по тайге всегда довольно однообразно. Сегодня лес, завтра лес, послезавтра опять лес. Ручьи которые приходит..ся переходить (в) брод заросшие кустами завален..ые камнями с чистой прозрачной водой, сухостой, валежник покрытый мхом, папор..тники уд..вительно похожие друг на друга. (В) следстви.. того что деревья постоян..о приходит..ся вид..ть близко перед собой глаз ут..мляет..ся и ищет простора. Чу..ствует..ся какая (то) (не) ловкость в зрени.. появляет..ся непр..одолимое желание смотреть (в) даль.

Иногда среди тёмного леса вдруг появляет..ся просвет. (Не) опытный путник стремит..ся туда и попадает в бурелом. Просвет в лесу в большинстве случаев означает болото или место пожар..ща, ветролома. (Не) всегда бурелом можно обойти стороной.

Если повален..ые деревья (не) велики их перерубают топорами если (же) дорогу пр..граждает большое дерево его стёсывают с боков и (с) верху что (бы) дать возможность перешагнуть лошадям. Всё это задерживает в..юки и потому движение с конями по тайге всегда очень медлен..о.

Если идти по лесу без работы то пут..шествие скоро надоедает.

Странствовать по тайге можно только при услови.. если целый день занят работой. Тогда (не) замечаеш.. как летит время забываеш.. (не) взгоды и мириш..ся с лишениями.

(В. Арсеньев)

2. Поставьте ударение в словах.

Ксерография, звонят, диспансер, заржаветь, каталог, колосс, медикаменты, металлургия, некролог, облегчить, принудить, ходатайство, индустрия, симметрия, обеспечение, экспертный.

3. Почему азбука, которой мы пользуемся, называется кириллицей? В каких ещё странах и для каких языков используется кириллица?

4. По какому признаку названа трава осока?

5. В «Сказке о царе Салтане…» А.С. Пушкина читаем:

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести её хотят,

Перенять гонца велят.

Кем является персонаж, названный «сватьей бабой Бабарихой»?

6. Распределите слова в соответствии со значением суффикса -ик. Укажите значения указанного суффикса.

Акробатика, водник, гвоздик, глазник, голубика, дождик, домик, ежевика, заочник, клубника, лингвистика, транспортник, черника, стилистика, фронтовик, костяника, шапочник, русистика.

7. Какой частью речи является слово грустно в следующих предложениях:

1) Грустно мне слушать осеннюю вьюгу.

2) Девочка грустно взглянула на отца.

3) Тучи серы, небо грустно

8. Напишите предложения, заменяя цифры словами и ставя числительное в нужную форму.

1) Теплоход с 486 экскурсантами отправился в очередной рейс. 2) Частное от деления 541 896 на 16 равно 33 868,5.

9. Найдите ошибки, назовите их вид. Исправьте предложения.

1. Ныне в университете был день открытых дверей.

2. Человек ведёт праздничную жизнь.

3. Это свойство свойственно всем писателям

4. На репетиции я пытался таким манером подсказать, как лучше сыграть роль.

10. Восстановите полный вид пословиц и поговорок из сборника пословиц и поговорок В.И. Даля.

1. Язык мой – враг мой…

2. Бабушка ещё надвое сказала…

3. Чудеса в решете…

4. Собаку съел…

Дорогие участники олимпиады!

Успешное изучение русского языка невозможно без глубокого интереса к нему. Большую роль в развитии интереса к русскому языку играет, бесспорно, олимпиада.

Участие в олимпиаде по русскому языку представляет школьникам массу возможностей для личного роста и развития. Это и получение новых знаний, необходимых в жизни, и выбор профессии, и подготовка к сдаче экзаменов в избранный вуз, и определение своих способностей и интересов, приобретение самостоятельности мышления и действия, а также проверка себя и своих сил.

Желаем вам успехов и побед!
9 класс
1. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Пут..шествие по тайге всегда довольно однообразно. Сегодня лес, завтра лес, послезавтра опять лес. Ручьи которые приходит..ся переходить (в) брод заросшие кустами завален..ые камнями с чистой прозрачной водой, сухостой, валежник покрытый мхом, папор..тники уд..вительно похожие друг на друга. (В) следстви.. того что деревья постоян..о приходит..ся вид..ть близко перед собой глаз ут..мляет..ся и ищет простора. Чу..ствует..ся какая (то) (не) ловкость в зрени.. появляет..ся непр..одолимое желание смотреть (в) даль.

Иногда среди тёмного леса вдруг появляет..ся просвет. (Не) опытный путник стремит..ся туда и попадает в бурелом. Просвет в лесу в большинстве случаев означает болото или место пожар..ща, ветролома. (Не) всегда бурелом можно обойти стороной.

Если повален..ые деревья (не) велики их перерубают топорами если (же) дорогу пр..граждает большое дерево его стёсывают с боков и (с) верху что (бы) дать возможность перешагнуть лошадям. Всё это задерживает в..юки и потому движение с конями по тайге всегда очень медлен..о.

Если идти по лесу без работы то пут..шествие скоро надоедает.

Странствовать по тайге можно только при услови.. если целый день занят работой. Тогда (не) замечаеш.. как летит время забываеш.. (не) взгоды и мириш..ся с лишениями.

(В. Арсеньев)

2. Поставьте ударение в словах.

Ксерография, звонят, диспансер, заржаветь, каталог, колосс, медикаменты, металлургия, некролог, облегчить, принудить, ходатайство, индустрия, симметрия, обеспечение, экспертный.
3. Выпишите пары слов в следующем порядке:

1) слова, различающиеся согласными звуками,

2) слова, различающиеся гласными звуками,

3) слова, различающиеся согласными и гласными звуками,

4) слова, полностью совпадающие по звучанию.

Серп – серб, гроздь – грусть, осветить - освятить, яркий – жаркий, курица – курится, полоскать – поласкать, съесть – съезд, медь – мёд, рис – рысь, тёплого – топливо.
4. Многие русские народные сказки начинаются со слов: «В тридесятом царстве тридевятом государстве жил-был царь…» Объясните значение, образование и употребление выделенных числительных.
5. «Иногда он буянил и слыл за силача. Однажды ночью, в компании, он одним ударом ссадил одного блюстителя вершков двенадцати росту» (Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»). Что нужно знать современному читателю, чтобы правильно понять выделенный фрагмент?
6. Какой частью речи является слово благодаря в следующих предложениях:

1) Благодаря и кланяясь, он вышел из комнаты.

2) Благодаря жаркому солнцу, наши вещи быстро высохли.

3) Он считался лучшим специалистом, благодаря тому что очень образован и трудолюбив.
7. Определите, какой частью слова является буквенное сочетание -ий в словах: беличий, вражий, всякий, давний, девичий, долгий, гений, карий, некий, певчий, линий, пегий, рыбачий, рабочий, рыбий, свежий, соболий, этакий, лекторий, станций.
8. Спортивный журналист сообщил: «Особенно удачно выступили Морарь, Петренко, Седых. Все трое включены в сборную республики». О какой команде (мужской или женской) идёт речь? Как это можно определить?
9. Как вы понимаете следующее предложение? С чем связана возможность его двоякого толкования?

Полковнику писать некому.
10. Восстановите полный вид пословиц и поговорок.

1. Молодо – зелено…

2. На чужой каравай рот не разевай…

3. Пьяному море по колено…

4. Старый волк…
11. Какие особенности народно-поэтического языка используются А.К. Толстым в качестве стилистических приёмов в данном стихотворении?

Уж ты нива моя, нивушка,

Не скосить тебя с маху единого,

Не связать тебя всю во единый сноп!

Уж вы думы мои, думушки,

Не стряхнуть вас разом с плеч долой,

Одной речью-то вас не высказать!

По тебе ль, нива, ветер разгуливал,

Гнул колосья твои до земли,

Зрелы зерна все разметывал!

Широко вы, думы, порассыпались…

Куда пала какая думушка,

Там всходила люта печаль-трава,

Вырастало горе горючее!

Дорогие участники олимпиады!

Успешное изучение русского языка невозможно без глубокого интереса к нему. Большую роль в развитии интереса к русскому языку играет, бесспорно, олимпиада.

Участие в олимпиаде по русскому языку представляет школьникам массу возможностей для личного роста и развития. Это и получение новых знаний, необходимых в жизни, и выбор профессии, и подготовка к сдаче экзаменов в избранный вуз, и определение своих способностей и интересов, приобретение самостоятельности мышления и действия, а также проверка себя и своих сил.

Желаем вам успехов и побед!
10 – 11 класс
1. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Темнеет к ночи поднимается в..юга.

Кроме зловещих таинстве..ых огоньков в (полу) версте (ни) чего не видно (в) переди. Хорошо ещ.. что морозно и ветер легко сдувает с дороги ж..сткий снеж..к. Но за (то) он б..ёт в лицо засыпает с ш..пеньем пр..дорожные дубовые ветки отрывает и уносит в дыму позёмки их сухие почерневшие листья и глядя на них чу..ствуешь себя затер..ным в пусты..ом мире среди веч..ных северных сумер..к.

В поле (в) далеке от прое..их путей далеко от больших городов и железных дорог стоит хутор. Далее деревенька которая когда (то) была близ самого хутора гнездит..ся теперь верстах в пяти (вос..ми) от него. Хутор давным (давно) наим..новали Лучезаровкой.

Лучезаровка! Шумит как море ветер вокруг неё и на дворе по высоким исс..ня (белым) сугробам как по могильным холмам курит..ся позёмка. Эти сугробы окружены далеко друг от друга разброса..ыми постройками. Все постройки на стари..ый лад дли..ые и низкие. Ф..сад дома глядит во дворишк.. только тремя маленькими (маленькими) окош..ч..ками. Большая соломе..ая крыша почернела от врем..ни. Узкая кирпичная труба возвышает..ся над домиком как дли..ая шея.

Кажет..ся что усадьба вымерла (ни) каких признаков человеч..его жилья н.. одного следа на дворе н.. одного звука людской речи! Всё забито снегом всё спит безжизне..ым сном под напевы ветра среди зимних р..внинных полей. Волки бродят по ночам около дома пр..ходят из лугов по саду к самому б..лкону.

(По И. Бунину)

2. Поставьте ударение в словах.

Ксерография, звонят, диспансер, заржаветь, каталог, колосс, медикаменты, металлургия, некролог, облегчить, принудить, ходатайство, индустрия, симметрия, обеспечение, экспертный.
3. Перед вами стихотворение – «азбука» В.Брюсова «Июльская ночь» с сохранением некоторых элементов дореволюционной орфографии. Следует помнить, что это стихотворение отражает старый русский алфавит.

Алый Бархат Вечереет,

Горделиво Дремлют Ели,

Жаждет Зелень – И iюль

Колыбельной Лаской Млеет…

Нежно Отзвуки Пропели…

Разостлался Синий Тюль.

Улетели Феи Холить

Царство Черы Шаловливой,

Щебет Ђдких Эпиграмм…

НачинаетЪ снЫ неволитЬ,

муро льёт нетерпеливый -

Юга Ясный θимиам.

Назовите буквы, которые 1) исключены из состава современного русского алфавита, 2) сохранились в современном алфавите, но утратили первоначальное значение, 3) есть в современном алфавите, но не названы в стихотворении.
4. Выпишите пары слов в следующем порядке:

1) слова, различающиеся согласными звуками,

2) слова, различающиеся гласными звуками,

3) слова, различающиеся согласными и гласными звуками,

4) слова, полностью совпадающие по звучанию.

Акация – оказия, флаги – фляги, сторожил – старожил, шеф – шов, зонд – зонт, медь – мёд, коврижка – ковришко, рис – рысь, тёплого – топливо, острова – острого.
5. Распределите слова в соответствии со значением суффикса –иц. Сформулируйте значения указанного суффикса.

Безголосый, бессмыслица, буйволица, водица, девица, землица, книжица, ленивица, львица, любимица, нелепица, орлица, рожица, сослуживица, тигрица, упрямица.
6. «У меня была мордашка…» Так начинается один из рассказов Л.Н. Толстого. Что же было у офицера – главного героя рассказа? Вспомните, кто из героев другого, известного вам произведения употребляет это же слово в таком значении.
7. Знакомо ли вам слово арсирий? Представьте, что это слово – прилагательное. Можете ли вы просклонять его? Или вам что-то мешает?
8. Слово филолог образовано из двух корней древнегреческого происхождения. Назовите эти корни. Докажите, что с развитием языка произошло переосмысление и изменение внутренней структуры слова.
9. Как вы понимаете следующее предложение? С чем связана возможность его двоякого толкования?

Матери приходится помогать Ивану.
10. Восстановите полный вид пословиц и поговорок.

1. Пожалел волк кобылу…

2. Собака на сене лежит…

3. Бабушка ещё надвое сказала…

4. Губа не дура…
11. Какие особенности народно-поэтического языка используются А.К. Толстым в качестве стилистических приёмов в данном стихотворении?

Уж ты нива моя, нивушка,

Не скосить тебя с маху единого,

Не связать тебя всю во единый сноп!

Уж вы думы мои, думушки,

Не стряхнуть вас разом с плеч долой,

Одной речью-то вас не высказать!

По тебе ль, нива, ветер разгуливал,

Гнул колосья твои до земли,

Зрелы зерна все разметывал!

Широко вы, думы, порассыпались…

Куда пала какая думушка,

Там всходила люта печаль-трава,

Вырастало горе горючее!

Ответы

8 класс
1. Путешествие по тайге всегда довольно однообразно. Сегодня – лес, завтра – лес, послезавтра – опять лес. Ручьи, которые приходится переходить вброд, заросшие кустами, заваленные камнями, с чистой, прозрачной водой, сухостой, валежник, покрытый мхом, папоротники, удивительно похожие друг на друга. Вследствие того что деревья постоянно приходится видеть близко перед собой, глаз утомляется и ищет простора. Чувствуется какая-то неловкость в зрении, появляется непреодолимое желание смотреть вдаль.

Иногда среди тёмного леса вдруг появляется просвет. Неопытный путник стремится туда и попадает в бурелом. Просвет в лесу в большинстве случаев означает болото или место пожарища, ветролома. Не всегда бурелом можно обойти стороной.

Если поваленные деревья невелик, их перерубают топорами, если же дорогу преграждает большое дерево, его стёсывают с боков и сверху, чтобы дать возможность перешагнуть лошадям. Всё это задерживает вьюки, и потому движение с конями по тайге всегда очень медленно.

Если идти по лесу без работы, то путешествие скоро надоедает.

Странствовать по тайге можно только при условии, если целый день занят работой. Тогда не замечаешь, как летит время, забываешь невзгоды и миришься с лишениями.

За правильный ответ – 10 баллов: 5 баллов за отсутствие орфографических ошибок и 5 баллов за отсутствие пунктуационных ошибок; баллы выставляются по критериям оценки письменного ответа.

2. Ксерография, звонят, диспансер, заржаветь, каталог, колосс, медикаменты, металлургия, некролог, облегчить, принудить, ходатайство, индустрия (устар. индустрия), симметрия, обеспечение, экспертный.

За правильный ответ – 8 баллов.

3. Одна из древнейших славянских азбук – кириллица – получила своё название от имени Кирилл, принятого византийским миссионером, выдающимся просветителем и проповедником христианства у славян Константином Философом при пострижении в монахи.

Ныне кириллический алфавит используется в таких странах, как Болгария (болгарский язык), Сербия (сербский язык), Украина (украинский язык), Беларусь (белорусский язык), Монголия (монгольский язык) и др. В Российской Федерации кириллический алфавит используется в марийской, мордовской, чувашской и др. письменности.

За правильный ответ – 4 балла: по 2 балла за каждый аспект вопроса.

4. Корень слова осока связан чередованием с глаголом сечь, секу; ср. несу – ноша, ведуувод, плету – плот; действительно, осока – это трава, о которую можно осечься, обрезаться.

За правильный ответ – 2 балла.

5. Согласно словарю В.И. Даля, бабариха «баба, женка, женщина»; сватья «сваха, тётка жены или мужа, вообще родственница жены или мужа»; в сказке А.С. Пушкина она – бабушка; ср. о Гвидоне: «Но жалеет он очей старой бабушки своей».

За правильный ответ – 2 балла.

6. Суффикс -ик имеет следующие значения:

1) «ягода по характерному признаку»: голубика, ежевика, клубника, черника, костяника;

2) «направление отрасли науки или искусства»: акробатика, лингвистика, стилистика, русистика;

3) «уменьшительность и ласкательность»: гвоздик, дождик, домик;

4) «название лица по профессии, роду и форме деятельности»: водник, глазник, заочник, транспортник, фронтовик, шапочник.

За правильный ответ – 9 баллов.

7. 1) Грустно (слово категории состояния) мне слушать осеннюю вьюгу. 2) Девочка грустно (наречие) взглянула на отца. 3) Тучи серы, небо грустно(краткое прилагательное)

За правильный ответ – 3 балла.

8. 1) Теплоход с четырьмястами восьмьюдесятью (весемьюдесятью) шестью экскурсантами отправился в очередной рейс. 2) Частное от деления пятисот сорока одной тысячи восьмисот девяноста шести на шестнадцать равно тридцати трём тысячам восьмистам шестидесяти восьми целым, пяти десятым.

За правильный ответ – 4 балла.

9. 1) Устаревшее слово ныне неуместно.

2) Смешение паронимов (слов, близких, но не тождественных по звучанию, написанию и различных по своему значению): праздничный вместо праздный.

3) Повтор однокоренного слова.

4) Неоправданное употребление стилистически сниженной (жаргонной) лексики.

За правильный ответ – 8 баллов

10. 1. Язык мой – враг мой: прежде ума рыщет (глаголет).

2. Бабушка ещё надвое сказала: либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет.

3. Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда.

4. Собаку съел, только хвостом подавился.

За правильный ответ – 4 балла

Максимальное количество баллов – 54.

Ответы

9 класс
1. Путешествие по тайге всегда довольно однообразно. Сегодня – лес, завтра – лес, послезавтра – опять лес. Ручьи, которые приходится переходить вброд, заросшие кустами, заваленные камнями, с чистой, прозрачной водой, сухостой, валежник, покрытый мхом, папоротники, удивительно похожие друг на друга. Вследствие того что деревья постоянно приходится видеть близко перед собой, глаз утомляется и ищет простора. Чувствуется какая-то неловкость в зрении, появляется непреодолимое желание смотреть вдаль.

Иногда среди тёмного леса вдруг появляется просвет. Неопытный путник стремится туда и попадает в бурелом. Просвет в лесу в большинстве случаев означает болото или место пожарища, ветролома. Не всегда бурелом можно обойти стороной.

Если поваленные деревья невелик, их перерубают топорами, если же дорогу преграждает большое дерево, его стёсывают с боков и сверху, чтобы дать возможность перешагнуть лошадям. Всё это задерживает вьюки, и потому движение с конями по тайге всегда очень медленно.

Если идти по лесу без работы, то путешествие скоро надоедает.

Странствовать по тайге можно только при условии, если целый день занят работой. Тогда не замечаешь, как летит время, забываешь невзгоды и миришься с лишениями.

За правильный ответ – 10 баллов: 5 баллов за отсутствие орфографических ошибок и 5 баллов за отсутствие пунктуационных ошибок; баллы выставляются по критериям оценки письменного ответа.

2. Ксерография, звонят, диспансер, заржаветь, каталог, колосс, медикаменты, металлургия, некролог, облегчить, принудить, ходатайство, индустрия (устар. индустрия), симметрия, обеспечение, экспертный.

За правильный ответ – 8 баллов.

3. 1) слова, различающиеся согласными звуками: яркий – жаркий, съесть – съезд; 2) слова, различающиеся гласными звуками: гроздь – грусть; 3) слова, различающиеся согласными и гласными звуками: медь – мёд, рис – рысь, тёплого – топливо; 4) слова, полностью совпадающие по звучанию: серп – серб, осветить - освятить, курица – курится, полоскать – поласкать.

За правильный ответ – 10 баллов.

4. Выделенные имена числительные образовались в результате сращения сочетаний три десяте > тридесять; три девяте > тридевять. Слово тридесятый употребляется, как правило, в произведениях устного народного творчества, имея значение «очень далёкий» (в старинном счёте тридцатый); слово тридевятый имеет такую же сферу употребления и сходное значение – «очень далёкий» (в старинном счёте по девяткам двадцать седьмой).

За правильный ответ – 2 балла.

5. Современному читателю мало помнить, что вершок – это старинная мера длины, равная 4,4 см. (1/16 аршина); необходимо знать, что рост человека исчислялся в аршинах и вершках, при этом «средний рост», равный двум аршинам – 1,5 м.), только подразумевался, а в вершках измерялось его превышение, следовательно, рост составлял чуть более 2 метров.

За правильный ответ – 2 балла.

6. 1) Благодаря (деепричастие) и кланяясь, он вышел из комнаты. 2) Благодаря (производный предлог) жаркому солнцу, наши вещи быстро высохли. 3) Он считался лучшим специалистом, благодаря (часть составного подчинительного союза со значением причины благодаря тому что) тому что очень образован и трудолюбив.

За правильный ответ – 3 балла.

7. Буквосочетание -ий является 1) окончанием в словах: всякий, давний, долгий, карий, некий, певчий, пегий, рабочий, свежий, этакий; 2) суффиксом – беличий, вражий, девичий, рыбачий, рыбий, соболий, лект-орий; 3) частью корня – гений, линий, станций.

За правильный ответ – 10 баллов.

8. Речь в данном случае идёт о мужской сборной. Собирательные числительные (в предложенном тексте трое) образуют сочетания с ограниченным кругом слов, в том числе с существительными, обозначающими лиц мужского пола.

За правильный ответ –2 балла.

9. Существуют безличные предложения, сказуемое которых выражено неопределённой формой глагола. У такого сказуемого может быть обязательный распространитель – косвенное дополнение в дательном падеже, обозначающее субъект состояния, например: Мне не успеть; Городу – хорошеть! Если же при этом глаголу как лексической единице свойственно управлять существительным в дательном падеже, обозначающим адресат, то в предложении могут оказаться два косвенных дополнения в дательном падеже, например: Полковнику писать некому. Такие предложения синтаксически омонимичны, они могут быть истолкованы двояко: то ли «полковник никому не пишет», то ли «никто не пишет полковнику». Из двух имён, стоящих в дательном падеже, чаще первое понимается как субъект, а второе – как адресат. Но лучше не употреблять в речи такие неоднозначные конструкции.

За правильный ответ –3 балла.

10. 1. Молодо – зелено, да молодо – честно (или: Молодо – зелено, погулять велено).

2. На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.

3. Пьяному море по колено, а лужа – по уши.

4. Старый волк знает толк.

За правильный ответ – 4 балла.

11. Всё стихотворение А.К. Толстого построено на основе развёрнутого сравнения, характерного для народного творчества: думы сравниваются с нивой, горе вырастает из зёрен, как трава. Традиционные народно-поэтические образы нивы, колос, зёрна, ветры являются главными в этом тексте.

В стихотворении представлены такие типичные, характерные для народно-поэтического языка средства выразительности, как зачин (Уж ты нива моя, нивушка), синтаксический параллелизм (Уж ты нива моя, нивушка, / Не скосить тебя с маху единого, / Уж вы думы мои, думушки, / Не стряхнуть вас разом с плеч долой), лексический и словообразовательный повтор (разгуливал - размётывал), эпитеты, в том числе постоянные эпитеты (зрелы зёрна, горе горючее, люта печаль-трава).

Автором использованы и характерные для народного языка лексико-фразеологические единицы: с плеч долой, с маху единого, гнуть до земли. На словообразовательном уровне яркой народно-поэтической особенностью являются ласкательные формы с суффиксом -ушк- (думушка, нивушка).

Морфологические особенности: употребление кратких прилагательных в роли определения (люта печаль, зрелы зёрна), постпозитивные частицы то, ль (речью-то, по тебе ль).

Для синтаксического строя характерно употребление инфинитивных отрицательных предложений (Не скосить тебя с маху единого, не связать тебя всю во единый сноп), множество обращений (широко вы, думы, порассыпались; по тебе ль, нива, ветер разгуливал), инверсия (там всходила люта печаль-трава, вырастало горе горючее).

За правильный ответ – 15 баллов.

Максимальное количество баллов – 69.


Ответы

10 – 11 классы
1. Темнеет; к ночи поднимается вьюга.

Кроме зловещих, таинственных огоньков (возможна запятая) в полуверсте ничего не видно впереди. Хорошо ещё, что морозно и ветер легко сдувает с дороги жёсткий снежок. Но зато он бьёт в лицо, засыпает с шипеньем придорожные дубовые ветки, отрывает и уносит в дыму позёмки их сухие почерневшие листья, и, глядя на них, чувствуешь себя затерянным в пустынном мире среди вечных северных сумерек.

В поле, вдалеке от проезжих путей, далеко от больших городов и железных дорог, стоит хутор. Далее деревенька, которая когда-то была близ самого хутора, гнездится теперь верстах в пяти – восьми от него. Хутор давным-давно наименовали Лучезаровкой.

Лучезаровка! Шумит, как море, ветер вокруг неё, и на дворе по высоким иссиня-белым сугробам, как по могильным холмам, курится позёмка. Эти сугробы окружены далеко друг от друга разбросанными постройками. Все постройки на старинный лад, (возможно двоеточие) длинные и низкие. Фасад дома глядит во дворишко только тремя маленькими-маленькими окошечками. Большая соломенная крыша почернела от времени. Узкая кирпичная труба возвышается над домиком, как длинная шея.

Кажется, что усадьба вымерла: никаких признаков человечьего жилья, ни одного следа на дворе, ни одного звука людской речи! Всё забито снегом, всё спит безжизненным сном под напевы ветра среди зимних равнинных полей. Волки бродят по ночам около дома, приходят из лугов по саду к самому балкону.

За правильный ответ – 10 баллов: 5 баллов за отсутствие орфографических ошибок и 5 баллов за отсутствие пунктуационных ошибок; баллы выставляются по критериям оценки письменного ответа.

2. Ксерография, звонят, диспансер, заржаветь, каталог, колосс, медикаменты, металлургия, некролог, облегчить, принудить, ходатайство, индустрия (устар. индустрия), симметрия, обеспечение, экспертный.

За правильный ответ – 8 баллов.

3. 1) Исключены из состава современного алфавита буквы, имевшие названия «и-десятеричное», «ять», «ижица», «фита». 2) Сохранились в современном алфавите, но утратили первоначальное значение буквы, называвшиеся «ерь» (ь) и «ер» (ъ).3) Есть в современном алфавите, но не названы в стихотворении буквы ё и й.

За правильный ответ – 4 балла (по 0,5 за каждую правильно названную букву).

4. 1) слова, различающиеся согласными звуками: флаги – фляги; 2) слова, различающиеся гласными звуками: шеф – шов; 3) слова, различающиеся согласными и гласными звуками: акация – оказия, рис – рысь, медь – мёд, тёплого – топливо; 4) слова, полностью совпадающие по звучанию: сторожил – старожил, коврижка – ковришко, зонд – зонт, острова –острого.

За правильный ответ – 10 баллов.

5. Суффикс -иц имеет следующие значения:

1) «лицо женского пола»: девица, ленивица, любимица, сослуживица, упрямица;

2) «самка животного»: буйволица, орлица, львица, тигрица;

3) «опредмеченный признак»: безголосица, бессмыслица, нелепица;

4) «уменьшительность и ласкательность»: водица, землица, книжица, рожица.

За правильный ответ – 8 баллов.

6. Мордашка – порода собак, вероятно, бульдог. Слово мордаш встречается в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» в речи Ноздрёва: «Настоящий мордаш, - продолжал Ноздрёв, - а, признаюсь, давно острил зубы на мордаша. На, Порфирий, отнеси его!»

За правильный ответ – 2 балла.

7. Арсирий – один из авторов книг «Материалы по занимательной грамматике русского языка» и «Занимательная грамматика». Предположим, что существует такое прилагательное, как арсирий. Для того, чтобы образовать все формы, нужно знать, притяжательное оно или относительное / качественное. В первом случае: арсирьего, арсирьей и т.д., как лисьего. Во втором случае: арсирего, арсирей и т.д., как карего.

За правильный ответ – 2 балла.

8. Корни древнегреческого происхождения: -фил- - любить (ср. «славянофил, библиофил» и др.) и -лог(ос) – слово (ср. «монолог, логопед») - связаны между собой соединительной гласной О. Когда-то слово филолог переводилось на русский язык как любослов, любящий слово.

В современном русском языке отношения между частями слова затемняются. Более того, слово попадает в длинный ряд названий типа диетолог, египтолог, текстолог и др., в которых часть -лог- обозначает специалиста в какой-либо области, науке. Следовательно, если диетолог – специалист в области диетического питания, текстолог – специалист в области текста, то филолог – специалист в области слова, т.е. языка и литературы. Получается, что на долю корня -фил- приходится «язык и литература». Таким образом, произошло переосмысление, изменение внутренней структуры слова, и его реальная словообразовательная история не совпадает с сегодняшним смыслом.

За правильный ответ – 3 балла.

9. Существуют безличные предложения, сказуемое которых выражено неопределённой формой глагола. У такого сказуемого может быть обязательный распространитель – косвенное дополнение в дательном падеже, обозначающее субъект состояния, например: Мне не успеть; Городу – хорошеть! Если же при этом глаголу как лексической единице свойственно управлять существительным в дательном падеже, обозначающим адресат, то в предложении могут оказаться два косвенных дополнения в дательном падеже, например: Матери приходится помогать Ивану. Такие предложения синтаксически омонимичны, они могут быть истолкованы двояко: то ли «мать помогает Ивану» ли «Иван помогает матери». Из двух имён, стоящих в дательном падеже, чаще первое понимается как субъект, а второе – как адресат. Но лучше не употреблять в речи такие неоднозначные конструкции.

За правильный ответ –3 балла.

10. 1. Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву.

2. Собака на сене лежит – сама не ест и другим не даёт.

3. Бабушка ещё надвое сказала: либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет.

4. Губа не дура, язык не лопатка: знает, что горька, что сладко.

За правильный ответ – 4 балла.

11. Всё стихотворение А.К. Толстого построено на основе развёрнутого сравнения, характерного для народного творчества: думы сравниваются с нивой, горе вырастает из зёрен, как трава. Традиционные народно-поэтические образы нивы, колос, зёрна, ветры являются главными в этом тексте.

В стихотворении представлены такие типичные, характерные для народно-поэтического языка средства выразительности, как зачин (Уж ты нива моя, нивушка), синтаксический параллелизм (Уж ты нива моя, нивушка, / Не скосить тебя с маху единого, / Уж вы думы мои, думушки, / Не стряхнуть вас разом с плеч долой), лексический и словообразовательный повтор (разгуливал - размётывал), эпитеты, в том числе постоянные эпитеты (зрелы зёрна, горе горючее, люта печаль-трава).

Автором использованы и характерные для народного языка лексико-фразеологические единицы: с плеч долой, с маху единого, гнуть до земли. На словообразовательном уровне яркой народно-поэтической особенностью являются ласкательные формы с суффиксом -ушк- (думушка, нивушка).

Морфологические особенности: употребление кратких прилагательных в роли определения (люта печаль, зрелы зёрна), постпозитивные частицы то, ль (речью-то, по тебе ль).

Для синтаксического строя характерно употребление инфинитивных отрицательных предложений (Не скосить тебя с маху единого, не связать тебя всю во единый сноп), множество обращений (широко вы, думы, порассыпались; по тебе ль, нива, ветер разгуливал), инверсия (там всходила люта печаль-трава, вырастало горе горючее).

За правильный ответ – 15 баллов.

Максимальное количество баллов – 69.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку icon Об итогах школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории
Ш №3 ст. Фастовецкой от 12 сентября 2011 года «О проведении школьного этапа краевых олимпиад школьников», 14 октября была проведена...
Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку icon Приказ 27. 09. 2013 г. Ростов-на-Дону №918 Об организации и проведении...
В соответствии с планом мероприятий по организации и проведению муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников...
Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку icon Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по...
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (здесь даны ссылки на персональные сайты писателей и на другие...
Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку icon Призеры и участники регионального этапа
Информация о количестве участников муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013 уч г
Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку icon Приказ 09. 11. 2012 г. Ростов-на-Дону №768 Об организации и проведении...
Ростовской области от 18. 09. 2012. №812 «О порядке подготовки, организации и проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады...
Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку icon О проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
В соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников и в целях повышения качества подготовки учащихся, стимулирования...
Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку icon Приказ №234 от 23 октября 2013 г. О проведении муниципального этапа...
О проведении муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014 учебном году
Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку icon Мкоу «Гуладтымахинская сош» Акушинского района рд план проведения...
Проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе
Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку icon График проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников

Муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку icon История
Список победителей и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции