Рабочая программа по дисциплине ен. В1 «Теория решения изобретательских задач»




Скачать 213.55 Kb.
Название Рабочая программа по дисциплине ен. В1 «Теория решения изобретательских задач»
Дата публикации 18.09.2014
Размер 213.55 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Спорт > Рабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Омский институт водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО

«Новосибирская государственная академия водного транспорта»


Кафедра

Естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин




(наименование кафедры полностью)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине





ЕН.В1 «Теория решения изобретательских задач»




(шифр и наименование дисциплины)




Направление

180400 «Эксплуатация водного транспорта и транспортного

оборудования»

140600 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии»




(код ОКСО и наименование направления)




Специальность

180403 Эксплуатация судовых энергетических установок (СМ/СМу)/

180404 Эксплуатация судового оборудования и средств автоматики (ЭМу) /140604 Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП)




(код ОКСО и наименование специальности)







Форма обучения




очная/ очная с сокращённым сроком обучения/

очная с сокращённым сроком обучения /очная




Курс

5/4/1/3

Семестр(ы) / курс(ы) для ЗО

9/7/2/5





ОМСК 2012 г.

Рабочая программа:



Составлена

доцентом

Кафедры

ЕНиОПД




(должность)




(сокращенное наименование кафедры)

к.т.н.




Михайльцомц Сергеем Никитичем

(ученая степень)




(Ф.И.О. полностью)










С.Н. Михайлец




«




»




20




г.

(подпись)




(И.О.Ф.)







число




месяц

год






Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

Естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин

(наименование кафедры полностью)




от

«




»




20




г.,

Протокол №










число




месяц




год













Зав. кафедрой

ЕНиОПД










И.Н. Дергачева




(наименование кафедры сокращенно)




(подпись)




(И.О.Ф.)



Представители УМС филиала, по анализу рабочей программы:
















(должность, кафедра, ученая степень и звание сокращенно)




(подпись)




(И.О.Ф)
















(должность, кафедра, ученая степень и звание сокращенно)




(подпись)




(И.О.Ф)

Утверждена решением учебно-методического совета (УМС) филиала от




«




»




20




г.,

протокол №










число




месяц




год













Председатель УМС филиала










В.А. Глушец







(подпись)




(И.О.Ф.)



  1. Цели и задачи дисциплины


Целью освоения дисциплины «Теория решений изобретательских задач» является ознакомление с основными задачами науки, её содержанием и методиками.

Задачами освоения дисциплины являются изучение основ научно-исследовательской работы и инженерного творчества, формирование навыков планирования исследований, сбора, анализа и обобщения научно-технической информации, обработки, анализа и представления результатов исследований в виде научных отчетов, публикаций, презентаций.

Дисциплина относится к вариативной части цикла естественнонаучных дисциплин и базируется на результатах изучения предшествующих дисциплин естественнонаучного цикла, в том числе математики, физики, химических дисциплин, информационных технологий.



  1. Требования к уровню освоения содержания

    дисциплины



В результате освоения дисциплины «Теория решений изобретательских задач» обучающийся должен:

знать:

  • основы организации научных исследований;

  • методы и средства получения, хранения и систематизации научно-технической информации;

  • основы статистической обработки результатов прямых и косвенных измерений;

  • формы представления научной и технической информации;

уметь:

  • составлять планы экспериментов;

  • осуществлять поиск информации с использованием информационных систем;

  • обрабатывать и представлять результаты исследований;

владеть:

  • основными навыками получения, систематизации и анализа научно-технической информации;

  • приемами обработки экспериментальных данных и информацией о формах представления результатов исследований.




  1. Объем дисциплины и виды учебной работы



Таблица 1

Вид учебной работы

Трудоемкость, час

СМ

СМу

ЭП

ЭМу

Всего часов

Курсы

Всего часов

Курсы

Всего часов

Курсы

Всего часов

Курсы

5

4

3

1

Общая трудоемкость дисциплины

57

57

57

57

75

75

122

122

Аудиторные занятия

32

32

36

36

36

36

54

54

Лекции

16

16

18

18

18

18

18

18

Практические занятия (ПЗ)

16

16

18

18

18

18

36

36

Семинары (С)

-

-

-

-

-

-

-

--

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-

-

-

-

-

-

Иные виды аудиторных занятий (указать)

-

-

-

-

-

-

-

-

Самостоятельная работа (СР)

25

25

21

21

39

39

68

68

Изучение литературы теоретического курса

20

20

16

16

29

29

58

58

Курсовой проект (работа)

-

-

-

-

-

-

-

-

Расчетно-графические, (контрольные) работы

-

-

-

-

-

-

-

-

Реферат

-

-

-

-

-

-

-

-

Иные виды самостоятельной работы (индивидуальные задания и подготовка к зачету)

5

5

5

5

10

10

10

10

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачёт

зачёт

зачёт

зачёт

зачет

зачет

зачёт

зачёт



  1. Содержание дисциплины



    1. Разделы дисциплины и виды занятий


Таблица 2

Разделы и темы дисциплины

Трудоемкость, час.

Лекции

ПР

СР

СМ/

СМу, ЭМу, ЭП

СМ

СМуЭП

ЭМ

СМ/

СМу

ЭП/

ЭМу

Введение.

1/1

-

-

-

2/2

3/6

Раздел 1. Технология творчества

Тема 1.1. Уровни творчества.

1/1

-

-

-

2/2

3/6

Тема 1.2. Идеальная машина.

1/2

2

2

4

2/2

3/6

Тема 1.3. Технология творчества.

1/2

2

2

4

2/2

3/6

Разделы и темы дисциплины

Трудоемкость, час.

Лекции

ПР

СР

СМ/

СМу, ЭМу, ЭП

СМ

СМуЭП

ЭМ

СМ/

СМу

ЭП/

ЭМу

Раздел 2. Диалектика изобретения

Тема 2.1. Инструменты изобретателя.

1/2

2

2

4

2/2

3/6

Тема 2.2 Алгоритм изобретения.

1/2

2

2

4

2/2

3/6

Тема 2.3. Учебные задачи.

2/2

2

2

4

2/2

3/6

Раздел З.Человек и алгоритм изобретения.

Тема 3.1. Психологические барьеры в изобретательском деле

2/2

2

2

4

2/2

3/6

Тема 3.2. Преодоление психологических барьеров.

2/2

2

2

4

2/2

3/6

Тема 3.3. Научная организация творчества изобретателя.

4/2

2

4

8

7/3

12/14

ИТОГО

16/18

16

18

36

25/21

39/68




  1. Содержание разделов дисциплины


Введение.

Цель, задачи, построение курса. Место ТРИЗ в развитии отраслевых знаний, самостоятельности и творческого мышления будущих инженеров водного транспорта. Основные понятия и определения.

Раздел 1. Технология творчества.

Тема 1.1. Уровни творчества.

Функции ТРИЗ. Структура ТРИЗ. Простейшие приемы изобретательства. Аналогия. Инверсия. Эмпатия. Фантазия.

Тема 1.2. Идеальная машина.

Законы развития технических систем. Структура законов развития систем. Законы диалектики в развитии технических систем

Тема 1.3. Технология творчества.

Законы организации технических систем. Законы эволюции технических систем.

Раздел 2. Диалектика изобретения.

Тема 2.1. Инструменты изобретателя.

Вепольньй анализ. Понятия вепольного анализа. Виды вепольных систем Тенденции развития веполей. Форсированные веполи.

Тема 2.2 Алгоритм изобретения.

Этапы, элементы, алгоритм решения изобретательских задач. Основные понятия и определения АРИЗ. Структура АРИЗ.

Тема 2.3. Учебные задачи.

Стандарты на решение изобретательских задач.

Раздел З.Человек и алгоритм изобретения.

Тема 3.1. Психологические барьеры в изобретательском деле.

Законы диалектики в развитии технических систем. Технологические эффекты. Вещественно-полевые ресурсы.

Тема 3.2. Преодоление психологических барьеров.

Информационный фонд ТРИЗ. Устранение вредных связей. Приемы разрешения противоречий. Методы развития творческого воображения.

Тема 3.3. Научная организация творчества изобретателя.

Методы развития личности коллектива. Теория развития творческой личности. Теория развития творческих коллективов.
4.3. Аудиторная работа


  1. Практические занятия (семинары)

Таблица 3

занятия

Разделы и темы дисциплины

Наименование практических

работ

Раздел 1. Технология творчества.

1

Тема 1.1. Уровни творчества.

Решение задач по разделу» ТРИЗ. Структура ТРИЗ».

2

Тема 1.2. Идеальная машина.

Решение задач «Моделирование. Идеальная машина».

3

Тема 1.3. Технология творчества.

Решение задач: «Законов развития технических систем на примерах из области электротехники.

Законы эволюции и организации технических систем»

Раздел 2. Диалектика изобретения.

4

Тема 2.1. Инструменты изобретателя.

Вепольный анализ и примеры его применения при анализе технических противоречий и поиске путей их разрешения.

5

Тема 2.2. Алгоритм изобретения.

«Структура АРИЗ. Основные понятия и определения АРИЗ в развитии судостроения».

6

Тема 2.3. Учебные задачи.

«Стандарты на решение изобретательских задач».


Раздел З. Человек и алгоритм изобретения.

7

Тема 3.1. Психологические барьеры в изобретательском деле.

«Технологические эффекты в истории судостроения. Вещественно-полевые ресурсы в развитии судостроения».

8

Тема 3.2. Преодоление психологических барьеров.

Решение задач: Информационный фонд ТРИЗ Устранение вредных связей. Приемы разрешения противоречий. Методы развития творческого воображения.

9

Тема 3.3. Научная организация творчества изобретателя.

Решение задач по теории развития творческой личности.


Таблица 4



занятия

Наименование учебно-методического, программного и (или)

материального обеспечения

1-9

Наличие доступа к сети Internet. Компьютерный класс, оборудованный 13 компьютерами. MathCad 2010. Литература [1,2].




  1. Лабораторный практикум

Не предусмотрен рабочим учебным планом.


  1. Иные виды аудиторных занятий

Не предусмотрены рабочим учебным планом.


  1. Самостоятельная работа




  1. Курсовой проект (работа)

Не предусмотрен рабочим учебным планом.


  1. Расчетно-графические, контрольные работы

Не предусмотрены рабочим учебным планом.



  1. Иные виды самостоятельной работы

Подготовка к зачету.


  1. Учебно-методическое обеспечение



  1. Рекомендуемая литература



5.1.1 Основная литература


  1. Рыжков, И. Б. Основы научных исследований и изобретательства: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Лань, 2012. - 224 с.


5.1.2 Дополнительная литература

1. Гордеев, О. И. Основы научных исследований [Текст]. Ч. 3. Информационное обеспечение. Ч. 4. Активизация творческой деятельности / О. И. Гордеев, Л. А. Ильин ; Под ред. О. И. Гордеева. - Новосибирск : НГАВТ, 1995. - 149 с.

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины


Для освоения данной дисциплины используются мультимедийные презентации по основным разделам курса, видеоматериалы по интегративным научным проблемам теории решения изобретательских задач.



6. Материально-техническое обеспечение дисциплины



Лаборатория вычислительной техники для проведения практических занятий.

Лекционные аудитории оборудованы видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения и экраном.



7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины


Изложение всегда должно быть строго научным и точным.

Практические занятия по темам, указанным в таблице 3, проводятся по мере освоения студентами лекционного материала.

Самостоятельная работа студентов обеспечивается соответствующей учебно-методической основной литературой [1], а также дополнительной литературой [1].



8. Форма контроля


Зачёт при условии выполнения учебного графика (выполнение и защита практических работ).

Примерный список вопросов на зачёт

  1. Функции ТРИЗ.

  2. Структура ТРИЗ.

  3. Простейшие приемы изобретательства.

  4. Аналогия.

  5. Инверсия.

  6. Законы развития технических систем

  7. Структура законов развития систем.

  8. Законы диалектики в развитии технических систем.

  9. Закон единства и борьбы противоположностей.

  10. Закон единства и борьбы противоположностей.

  11. Закон перехода количественных изменений в качественные.

  12. Закон отрицания отрицания.

  13. Законы организации технических систем.

  14. Закон полноты частей системы.

  15. Закон избыточности частей системы.

  16. Закон наличия связей между частями системы и системы над системой.

  17. Закон минимального согласования частей и параметров системы.

  18. Законы эволюции технических систем.

  19. Увеличение степени дробления.

  20. Закон перехода в надсистему.

  21. Основные понятия и определения АРИЗ.

  22. Понятие о противоречиях.

  23. Логика АРИЗ.

  24. Вспомогательные понятия АРИЗ.

  25. Структура АРИЗ.

  26. Вепольный анализ.

  27. Виды вепольных систем.

  28. Виды вепольных структур.

  29. Виды вепольных систем для измерения и обнаружения.

  30. Тенденции развития веполей.

  31. Закон увеличения степени вепольности.

  32. Построение веполей.

  33. Комплексный веполь

  34. Сложные веполи.

  35. Форсированные веполи.

  36. Простой форсированный веполь.

  37. Комплексный форсированный веполь.

  38. Сложный форсированный веполь.

  39. Нахождение нужного эффекта

  40. Устранение вредных связей.

  41. Информационный фонд ТРИЗ.

  42. Приемы разрешения противоречий.

  43. Использование таблицы приемов устранения технических противоречий.

  44. Технологические эффекты.

  45. Физические эффекты.

  46. Химические эффекты.

  47. Биологические эффекты.

  48. Математические эффекты.

  49. Стандарты на решение изобретательских задач.

  50. Вещественно-полевые ресурсы.

  51. Методы развития личности и коллектива.

  52. Методы развития творческого воображения.

  53. Понятие о психологической инерции.

  54. Теория развития творческой личности.

  55. Техника решения задач.

  56. Теория развития творческих коллективов.

  57. Использование инструментов ТРИЗ.

  58. Получение знаний из других областей ТРИЗ.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине ен. В1 «Теория решения изобретательских задач» icon Рабочая программа модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания»
Целью освоения дисциплины «Теория и методика воспитания» модуля «Теория обучения. Теория и методика воспитания» является подготовка...
Рабочая программа по дисциплине ен. В1 «Теория решения изобретательских задач» icon Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса...
В поисках путей решения стоящих перед школой задач, я решила обратиться к литературному краеведению
Рабочая программа по дисциплине ен. В1 «Теория решения изобретательских задач» icon Решение тестовых задач по математике
Разработка методических рекомендаций обусловлена тем, что самым трудным для ученика является решение задач, а также оформление этого...
Рабочая программа по дисциплине ен. В1 «Теория решения изобретательских задач» icon Гребенщикова Л. Г
Программа «кукольный календарь» как пример использования традиционных народных кукол для решения психологических задач
Рабочая программа по дисциплине ен. В1 «Теория решения изобретательских задач» icon Рабочая программа по дисциплине дс. Ф теория электропривода
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Рабочая программа по дисциплине ен. В1 «Теория решения изобретательских задач» icon Рабочая программа по дисциплине сд. Ф. 1 Теория электропривода
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Рабочая программа по дисциплине ен. В1 «Теория решения изобретательских задач» icon Рабочая программа по дисциплине сд. Ф. 11 Теория автоматического управления
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Рабочая программа по дисциплине ен. В1 «Теория решения изобретательских задач» icon Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 1 Экономическая теория
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Рабочая программа по дисциплине ен. В1 «Теория решения изобретательских задач» icon Рабочая программа по дисциплине дс. Ф. 12 Теория и устройство судна
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Рабочая программа по дисциплине ен. В1 «Теория решения изобретательских задач» icon Рабочая программа дисциплины (модуля) учение о биосфере
Целью освоения дисциплины является сформировать компетентность студентов в сфере учебного предмета «Учение о биосфере» Поставленная...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции