Темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента




НазваниеТемперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента
страница1/4
Дата публикации10.06.2014
Размер0.58 Mb.
ТипРеферат
literature-edu.ru > Спорт > Реферат
  1   2   3   4



Т. В. ХРОМИНА
Темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента






ХАБАРОВСК

2008
ФГОУ ВПО «ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Кафедра педагогики и психологии

Т.В. ХРОМИНА

Темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента

Монография
Печатается по решению научно-координационного совета ДВГАФК

ХАБАРОВСК

2008
УДК 159.9

ББК 88.8

Х 941

Печатается по решению редакционно-издательского совета и в соответствии с планом издательской деятельности на 2007-2008 учебный год ДВГАФК

Хромина Т.В. Темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента.- Хабаровск: Изд-во ДВГАФК, 2008.-50с.

ISBN -5-8028-0092-5
Рецензенты:

Кандидат психологических наук Дальневосточной государственной академии физической культуры

С.Ю.Малеева

Кандидат педагогических наук, доцент Дальневосточной государственной академии пограничной службы ФСБ России

А.П.Шкуро
В монографии на основе авторского курса и программы по общей психологии, соответствующей государственному образовательному стандарту по специальностям физкультурного вуза, изложены вопросы о теориях происхождения и развития темперамента, рассмотрены свойства темперамента, дана физиологическая, психологическая и поведенческая характеристика типов темперамента. Рассмотрены особенности проявления темперамента в учебной и спортивной деятельности. В работе представлены направления исследования темперамента и методики его диагностики.

Данная работа адресована студентам, спортсменам, тренерам и другим специалистам сферы физического воспитания и спорта.
УДК 159.9

ББК 88.8

Х 941

ISBN-5-8028-0092-5

Хромина Т.В., 2008

Дальневосточная государственная академия физической культуры, 2008


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Темперамент и его свойства…………………………………………….5

1.1.Понятие о темпераменте, теории его происхождения и развития…………5

1.2.Физиологическая основа типов темперамента…………………………….10

1.3.Психологическая характеристика типов темперамента…………………..12

1.4.Поведенческая характеристика типов темперамент………………………15

Глава 2.Темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента…………………………………………………………..20

Глава 3.Диагностика темперамента…………………………………………….31

Библиографический список……………………………………………………..38

Приложение………………………………………………………………………40

Введение
Психология - очень обширная наука, которая включает в себя разные направления.

Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, проявляющиеся при общественной деятельности человека. Одним из психических свойств личности является темперамент человека.

Темперамент - совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности.

Темперамент в переводе с латинского языка означает "смесь, соотношение". Этим термином обычно характеризуют врожденные особенности человека, определяющие характер его психики, - степень уравновешенности, эмоциональной подвижности.

Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. В основе характера лежит темперамент, который определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения.

Многие знают, что есть четыре основных типа темперамента: Холерик, Сангвиник, Меланхолик и Флегматик, но не все знают точную характеристику данных терминов.

Содержание данной работы направлен на более полное усвоение учебной дисциплины «Общая психология» по теме «Темперамент».

Тесты, помещенные в конце монографии, помогут студентам закрепить полученные знания и лучше понять себя.

Глава 1.Темперамент и его свойства

1.1.Понятие о темпераменте, теории его происхождения и развития
Доказано, - что на земле нет двух людей с одинаковыми узорами пальцев рук, что на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев, Точно также в природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей – личность каждого человеке, неповторима. Однако, человек не рождается готовой личностью. Ею он становиться постепенно. Уже с ран­них детских лет у него наблюдаются свои индивидуальные особенности психики, Эти особенности очень консервативны и устойчивы, Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нами свойства личности (взгляды и убеждения, черты характера, способности), они образуют своеобразную психологическую почву, на которой впоследствии в зависимости от ее особенностей вырастают определенные индивидуальности. Такими устойчи­выми и присущими человеку от рождения психическими качествами являют­ся свойства темперамента.

Основной отличительный признак темперамента в том, что его проявления характеризуют динамику отдельных психических процессов и динамику всей психической деятельности в целом. Индивидуальные особенности динамики психической деятельности обуславливают также темперамент и другими психическими свойствами личности, прежде всего мотивами и отношениями личности.

Создателем учения о темпераменте считается врач Гиппократ, кото­рый еще в V в. до н.э. утверждал, что тип темперамента определяется сочетанием в человеке четырех жидкостей крови («сангвие»), лимфы («флегмы»), желтой желчи («холе») и черной желчи («мелайне холе»). Ра­зумеется, теория четырех жидкостей была весьма наивной. От нее сейчас остались лишь названия типов темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.

Несмотря на то, что темперамент один из наиболее древних терми­нов, введенный около двух с половиной веков тому назад Гиппократом, в психологии до сих пор нет строго определенного понятия «темперамент», В зависимости от общих концепций психики и личности разные психологи нового и новейшего времени относили к темпераменту различные способности. Например, к темпераменту относили общительность и замкнутость, «жизненную установку» (Кречмер, 1924), любовь к. господ­ству и наслаждение властью (Sheldon, 1942), аффективных предрасположе­ний (Нейман, 1919) и т.д.

Противоречивость признаков темперамента, у разных авторов столь велика, что многие авторы (Бэн, 1366, Лазурский, 1917) считали, что учение о темпераментах отжило свой век.

Экстраверт и интроверт - два типа личности, описанные в 20-х го­дах Юнгом, который в основании деления положил установку индивида вовне или внутрь, которая обнаруживается в его мироощущении или в реакциях на различные стимулы. Экстраверт - индивид, мысли, чувства, интересы и действия которого направлены на окружающих, на предметы внешнего мира. Он хорошо и легко вступает в контакт с другими людьми, без труда прис­посабливается к новым ситуациям. Интроверт - индивид, психическая энергия которого направлена на самого себя. Его мысли, интересы и даже собственные действия обращены на "собственное Я". У него проявляется склонность к рефлексии, замкнутость, постоянный анализ своих собствен­ных психических состояний.

Г.Айзенк в своих научных работах утверждает, что в основе экстравертно-интровертного поведения лежат врожденные особенности, от которых зависит баланс между процесса­ми возбуждения и торможения, к числу показателей экстраверсии-интроверсии, он отнес скорость образования и угасания условной реакции и уровень сенсорной чувствительности, показатели, которой многие пси­хологи используют для определения свойств темперамента.

Учитывая это, можно утверждать, что между типом нервной системы и экстраверсией-интроверсией имеется большое сходство. Существует также связь между уровнем реактивности и мерой зкстраверсии-интроверсии, связь между экстраверсией-интроверсией и временной характеристикой поведения.

Экстраверсия сопутствует большой подвижности поведения, тогда как интроверсия сочетается с малой подвижностью.

Другое свойство личности - тревожность также связана с чертами темперамента. На связь между реакциями страха и темперамента указывал еще И.П.Павлов, который обращал внимание, что одной из форм поведения, от­личающих слабый тип от сильного, является большое беспокойство слабо­го типа. В ряде исследований доказано, что тревожность повышается с ростом уровня реактивности, малая реактивность соответствует отсут­ствию тревожности.

Личность представляет собой неповторимый и специфический для каж­дого индивида контур регуляторных структур, возникающих только в инди­видуальном развитии под влиянием окружающей среды. К ней относятся оп­ределенные общественные и культурные условия, а также детерминирован­ные ими процессы воспитания, благодаря которым можно активно и созна­тельно влиять на формирование принятых образцов; норм и правил поведения, при таком понимании личности, темперамент в лучшем случае имеет косвенное отношение к ее формированию и генезису. Это представление неверно. Личность развивается на основе первичных влече­ний, которые специфичны для каждого индивида (жажда, голод, страх).

Проблема, психологической характеристики темперамента в жизненных ситуациях активно исследовалась В.С.Мерлиным и его сотрудниками. К конкретным свойствам темперамента В.С.Мерлин относит особенности эмоционально-волевой сферы: активность, сдержанность, эмоциональную воз­будимость, быстроту возникновения и смены чувств, особенности настрое­ния, состояния тревоги, беспокойства, а также ряд других особенностей психики.

Свойства темперамента зависят от свойств организма в целом. В современной психологии обще признано, что свойства темперамента, могут изменяться в зависимости от условий развития. Так, например, Вундт (1880 - 1981 гг.) считал, что у одного и того же человека в разное время могут проявляться все четыре типа, темперамента. Разница между свойствами темперамента и другими индивидуально-психологическими особенностями может заключаться только в том, как, на основе взаи­мосвязей, условий жизни и деятельности складывается та или иная груп­па индивидуальных психологических особенностей.

Динамические особенности психической деятельности зависят и от эмоций и от воли, т.е. определяются соотношением эмоциональных и воле­вых особенностей. Это соотношение (красис) и есть характерный признак, который со времени Гиппократа, лежит в основе определения понятия тем­перамента.

Отличительным признаком свойств темперамента является то, что они образуют специфическое соотношение (красис), которое характе­ризует тип темперамента в целом. В зависимости от этого соотношения и каждое отдельное свойство темперамента приобретает специфическую ха­рактеристику.

Таким образом, есть все необходимые основания отнести к свойствам темперамента индивидуальные особенности, которые

  1. регули­руют динамику психической деятельности в целом;

  2. характеризуют осо­бенности динамики отдельных психических процессов;

  3. имеют устойчи­вый и постоянный характер;

  4. сохраняются и развиваются на протяжении длительного отрезка времени;

  5. находятся в строго закономерном соот­ношении, характеризующим тип темперамента;

  6. обусловлены общим типом нервной системы.

Свойства, темперамента отличаются от мотивов и отношений личности и черт характера. Отличается темперамент и от способностей.

Следова­тельно, к темпераменту, относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные психические свойства. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно, они внешне спокойны, уравновешены, даже медлительны, они редко смеются, взгляд их строг и холоден, движе­ния скупы и целесообразны. У других людей психическая деятельность протекает скачкообразно, такие люди наоборот очень подвижны, беспокой­ны, шумливы, всегда оживлены, т. е. от темперамента зависит характер протекания психической деятельности.

Таким обра­зом; понятие темперамент должно быть не исходной предпосылкой, а ко­нечным результатом разработки теории темперамента. Исходной же предпосылкой этой теории должно быть описание признаков, по которым можно было бы отличить темперамент от других индивидуально-психологических особенностей.

Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Основными компонентами темперамента являются: общая психологическая активность; историка; эмоциональность. От темпе­рамента зависит: скорость возникновения психических процессов и их ус­тойчивость; темп и ритм деятельности и поведения; интенсивность психи­ческих процессов. Темперамент накладывает отпечаток и на другие осо­бенности психики.

Свойства, темперамента, как и любые психические свойства, пред­ставляют собой некоторые потенции, проявляющиеся или не проявляющиеся в зависимости от ряда условий. Зависимость проявлений темперамента от условий ведет к тому, что люди различного темперамента могут, тем не менее, в разных условиях проявлять очень сходные или даже тождественные качественные психические особенности, тогда как в одина­ковых условиях они проявляют прямо противоположные качественные осо­бенности.

Свойства темперамента, как и свойства нервной системы, не являются абсолютно неизменными. Свойства темперамента проявляются не с момента рождения и не все сразу в определенном возрасте, а развиваются в определенной последовательности, обусловленной как общими закономер­ностями созревания высшей нервной деятельности, так и специфическими закономерностями созревания каждого типа нервной системы. Причина ин­дивидуальных особенностей поведения обусловлена свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями.

Поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпе­раментов явилось учение И.П. Павлова о ти­пах высшей нервной деятельности.

И.П. Павлов полагал, что три свой­ства нервных процессов определяют тип вид. Этими свойствами являются: сила, т.е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражите­ли. Она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток; уравновешенность, характеризуется соотношением процессов воз­буждения и торможения; подвижность, как показатель быстроты смены про­цессов возбуждения и торможения.

Свойства нервной системы могут быть общими и частными (парциальными). Первые определяют показатели темпе­рамента человека, а вторые - его частные специальные особенности, имеют косвенное отношение к характеристике личности.

Физиологической основой темперамента являются не деятельность мозговой коры самой по себе, а взаимодействие ее с подкоркой, равно как и взаимодействие обеих сигнальных систем. Идеи И.П.Павлова о ти­пах ВНД развивали такие ученые, как Е.М. Теплов, В.Д.Небылицын, кото­рые создали новое направление в психологии - дифференциальную психологию. Ими были экспериментально установлены дополнительные свойства нервной системы: лабильность- скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процесса: динамичность - скорость и легкость выработки условных рефлексов: концентрированность - показатель меры дифференцировки раздражителей. Открыто важное положительное свойство слабого типа - высокая чувствительность. В последнее время получен ряд новых данных, свидетельствующих о наследственности отдельных свойств нервной системы.
1.2. Физиологическая основа типов темперамента
Согласно тому, что темперамент зависит от сочетания свойств нер­вной системы, которые определяют и индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности, и темперамент И.П.Павлов различил четыре типа высшей нервной деятельности (тип ВНД), которые лежат в основе четырех традицион­ных типов темперамента (холерического, сангвинического, флегматическо­го и меланхолического):

1. Тип ВНД «Возбудимый» - сильный, не уравновешенный тип нервной системы, подвижный (с преобладанием силы процесса воз­буждения) лежит в основе темперамента холерика;

2. Тип ВНД «Живой» - сильный, уравновешенный тип нервной системы, подвижный, соответствует темпераменту сангвиника;

3. Тип ВНД «Инертный» - сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы лежит в основе темперамента флегматика;

4. Тип ВНД «Слабый» - слабый (уравновешенный или не уравновешенный, подвижный или инертный соответствует темпераменту меланхолика).

Зависимость темперамента от свойств нервной системы проявляется, прежде всего, следующим образом: чем больше у человека выражено одно физиологическое свойство нервной системы, тем меньше выражено соответствующее свойство темперамента. Это так называемая прямолинейная однозначная зависимость, характер за­висимости может быть и криволинейным, а также многозначным, т.е. от одного и того же свойства нервной системы зависит несколько различных свойств темперамента, и наоборот, одно свойство темперамента зависит от нескольких различных свойств нервной системы. Т.е. физиологические свойства нервной системы и психологические свойства темперамента тес­но взаимосвязаны.

Наследственный фактор влияет на психические свойства темпера­мента двояким образом: морфологическими особенностями нервной системы и физиологическими свойствами типа. Но хотя свойства темперамента имеют наследственное происхождение, они в ряде случаев претерпевают более или менее резкое изменение в результате прижизненных условий. Условия могут быть следующие:

    1. тяжелые соматические болезни, особенно перенесенные в раннем детстве;

    2. в результате некоторых оздоровительных мероприятий;

    3. в результате психологических конфликтов, пережитых в подростко­вом возрасте;

    4. в результате резкого ухудшения бытовых материальных условий в подростковом возрасте;

    5. при резком изменении объективных условий жизни и воспитания в подростковом возрасте.


1.3. Психологическая характеристика темперамента
В настоящее время под типом темперамента принято по­нимать совокупность психических свойств, закономерно и необходимо взаимно сочетающихся между собой у определенной группы людей и являю­щихся для них общими. Определенная взаимосвязь свойств характеризует тип темперамента. Степень проявления разных свойств темперамента у разных людей одного и того же типа темперамента может быть различной, но их соотношение остается постоянным.

Различают следующие свойства темперамента

    1. скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, длительность сосредоточения внимания);

    2. психический темп и ритм;

    3. интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, ак­тивность болевых действий);

    4. направленность психической деятельности на какие-либо объекты, независимо от их содержания (например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям).

Но динамика психической деятельности зависит и от других условий (например, от мотивов и психических состояний). Если человек заинтере­сован в работе, то независимо от особенностей своего темперамента, он выполнит ее энергичнее и быстрее.

Свойства темперамента, в отличие от мотивов и психических состояний, проявляются одинаково в самых разных видах деятельности и при самых различных целях. Например, если у чело­века имеется склонность волноваться перед сдачей зачета или в ожида­нии старта на соревнованиях, то это значит, что высокая тревожность - свойство его темперамента.

Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравне­нию с другими психическими особенностями человека. Специальной особен­ностью темперамента является то, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, ха­рактеризующую тип темперамента.

Таким образом, под темпераментом следует понимать совокупность устойчивых, индивидуально своеобразных свойств психики человека, опре­деляющих динамику его психической деятельности.

Эти свойства одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей и мотивов, т.к. свойства темперамента обусловлены общим типом нервной системы, то они в какой-то степени зависят от наследственного фактора.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате жизненных внешних условий могут произойти качественные изменения психических свойств, которые резко изменяют психологическую характеристику темпе­рамента.

В настоящее время для психоло­гической характеристики типов темперамента применяются следующие ос­новные его свойства:

1. Сензитивность - об этом свойстве судят по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения ка­кой-либо психической реакции человека. Сюда относится наименьшая сила раздражителя, необходимая для возникновения ощущений, наименьшая сте­пень удовлетворения потребности, вызывающая у человека радость и стра­дания.

2. Реактивность - это свойство характеризуется силой, с которой люди эмоционально реагируют на внешние или внутренние воздействия (уг­роза, обидное слово). Наиболее яркие проявления эмоциональность, впе­чатлительность.

3. Активность - выражается степенью воздействия человека на внеш­ний мир, способность преодолевать препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость, сосредоточенность вникания.

4. Соотношение реактивности и активности, т. е. от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внут­ренних обстоятельств (настроение, желания) или от целей, намерений, убеждений.

5. Темп реакций - скорость протекания психических процессов и реакций.

6. Пластичность - ригидность - гибкость, легкость приспособления к новым условиям и, наоборот, инертность, косность, нечувствительность к изменению условий.

7. Экстраверсия и интроверсия. При определении этого свойства учитывают: от чего преимущественно зависят реакции и деятельность че­ловека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений, связанных с прошлым и будущим (интровертированность).

Проявление свойств у каждого типа темперамента выглядит следующим образом.

Сангвиник - экстравертированность, высокая активность и реактивность, и их уравновешенность, пониженная сензитивность, пластичность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.

Холерик - экстравертированность, высокая активность и реактивность с преобладанием реактивности, пониженная сензитивность, ригидность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций.

Флегматик - интровертированность, Низкая реактивность и высокая активность, пониженная сензитивность, пониженная эмоциональная возбудимость, замедленный темп реакций, ригидность.

Меланхолик - интровертированность, невысокая активность и реактивность, ригидность, повышенная возбудимость, замедленный темп реакций.
1.4. Поведенческая характеристика типов темперамента
В психологической характеристике четырех традиционных типов темперамента можно увидеть отчетливо выраженное проявление данных свойств. Каждый тип темперамента соответственно характеризуется по всем выделенным психологическим особенностям и их различным сочета­ниям. Эти характеристики представляют особую значимость для педагога при осуществлении индивидуального подхода к студентам, тренера при психологической подготовке спортсмена.

Однако в чистом виде, как правило, типы темперамента в жизни не встречаются, и можно говорить только о преобладании тех или других его черт.

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро схо­дится с людьми, общителен. Такой человек считается оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником. Он быстро схватывает новый материал, воспламеняется новыми идеями, но также быстро и остывает, теряет интерес к ним. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Легко и быстро устанавливает контакты с людьми, является хорошим собеседником. Напряженная умственная и физическая работа его быстро утомляет. Ему нужна постоянная смена деятельности и общения. Чувства легко возникают и сменяются, мими­ка богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных целей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоян­ство.

Действия холерика порывисты. Он отличается повышенной возбудимос­тью, большой эмоциональностью, вспыльчивостью. О таких людях говорят, что они несдержанны, горячие и порывисты. Наибольших результатов представители этого темперамента достигают в деятельности, требующей повышенной реактивности, значительного кратковременного напряжения сил.

Проявление холерического темперамента зависит от направленности личности. У людей с общественными интереса­ми он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Стремление к доминированию над другими проявляется в стремлении к лидерству, руководящей работе. Без бо­гатства духовной жизни проявляется отрицательно: в раздражительности, эффективности.

Новые формы поведения у флегматиков вырабатываются медленно, но являются стойкими, Он ровен, спокоен, редко выходит из себя, не скло­нен к аффектам. Внешние выражения мало отражают содержание внутреннего состояния. Его стереотипы достаточно прочны и не отличаются гибкостью. С одной стороны это хорошо (прочность двигательных навыков), с другой стороны это плохо трудно изменить, варьировать, привыкать к новому. Флегматики достигают больших успехов в работе, требующей устойчивости внимания, усидчивости, равномерного напряжения сил. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникать положительные черты: выдержка, глубина мыслей, в дру­гих - вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Реакция меланхолика часто не соответствует силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика про­должительную тормозную реакцию. Он как правило мрачный, с повышенной тревожностью и нерешительностью, легко ранимый человек. Придает большое значение тому, что его касается. Он никогда не обещает того, чего не может дать. Для него характерны глубокие, длительные переживания. Предпочитают уединенность, воздерживаются от контактов с незнакомыми людьми. Меланхо­лик - человек глубокий, содержательный. В неблагоприятных условиях социума меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.



Рис.2. Реакция холерика, флегматика, меланхолика и сангвиника на смятую шляпу (По Х.Бидструпу)
Одним из факторов, дифференцирующих личности у людей, являются свойства темпе­рамента. Эта специфичность проявления темперамента в поведении человека определяется энергетическим уровнем, то есть: силой, ин­тенсивностью, временными параметрами. Это выражается в том, что в од­них и тех же условиях разные люди ведут себя по-разному.

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Неуравнове­шенное пове­дение

Хорошо уравновешенное пове­дение

Отлично урав­новешенное поведение

Очень неуравно­вешенное пове­дение

Сильные, крат­ковременные эмоциональные переживания

Поверхностные, кратковремен­ные отношения

Слабые эмоцио­нальные пере­живания

Глубокие и дли­тельные эмоцио­нальные пережи­вания

Речь громкая, резкая, нерав­номерная

Речь громкая, живая, плавная

Речь монотон­ная, медленная

Речь тихая, с придыханием

Настроение неустойчивое, с преобладанием бодрого состояния

Настроение ус­тойчивое, жиз­нерадостное

Настроение устойчивое, без больших радо­стей и печалей

Настроение неус­тойчивое, с пре­обладанием пес­симизма

Терпение сла­бое

Терпение уме­ренное

Терпение очень большое

Терпение очень слабое

Адаптация хорошая

Адаптация от­личная

Адаптация мед­ленная

Адаптация труд­ная

Общительность высокая

Общительность равномерная

Общительность невысокая

Общительность низкая

Агрессивность в поведении

Миролюбивое поведение

Сдержанность в поведении

Истеричность в поведении

Отношение к критике возбу­жденное

Отношение к критике спокой­ное

Отношение к критике безраз­личное

Отношение к критике обидчи­вое

Страстно увле­кающееся по­ведение и дея­тельность

Энергичное (деловое) или болтливое пове­дение и деятель­ность

Поведение не­утомимого тру­женика

Поведение не­равномерное, реактивное

Отношение к новому поло­жительное

Отношение к новому безраз­личное

Отношение к новому отрицательное

Отношение к новому смешан­ное

Стремление к цели сильное, с полной отдачей

Стремление к быстрому дос­тижению цели, избегая препят­ствия





Значительная переоценка своих способ­ностей

Некоторая пере­оценка своих способностей

Более реальная оценка своих Способностей

Чаще переоценка своих способно­стей

Умеренная внушаемость и мнительность

Небольшая вну­шаемость и мни­тельность

Слабая внушае­мость

Большая вну­шаемость и мни­тельность

Схема 2. Темперамент и особенности его проявления в поведении

Те формы по­ведения, которые входят в совокупность свойств темперамента и проявляются в раннем онтогенезе, не могут быть безразличны

для окружающих. К различному поведению ребенка родители применяют разные воспита­тельные приемы, например, младенец, который много и сильно плачет, как правило, подвергается иным воздействиям взрослых, чем ребенок, спокой­но лежащий и не "докучающий" окружающим.

Поэтому, свойства темперамен­та в целом, определяя способ обращения и воспитания с ребенком, влияют на образование определенных познавательных и деятельностных структур или на формирование соответствующих мотивов поведения. Хотя это влия­ние является косвенным, свойства темперамента выступают как один из факторов, определяющих то или иное обращение с индивидом.

Механизм физиологической чувствительности усиливает или снижает интенсивность стимуляции. Одно и тоже наказание может выс­тупать как совершенно разные наказания, если даже предположить, что люди не отличаются друг от друга ничем, кроме темперамента.

Роль тем­перамента в формировании личности заключается, прежде всего, в том, что он определенным образом модифицирует воспитательные воздействия окру­жающей среды. Влияние темперамента на формирование личности ребенка выражается в следующих формах:

1. Проявление темперамента влияет на обращение с ребенком окружающих, что оказывает косвенное воздействие на его личность. Личность формируется под влиянием постоянного обращения с ребенком близких ему людей.

2. Темперамент ребенка оказывает модифицирующее влияние на окру­жающую его обстановку и систему воспитания. Свойства темперамента оп­ределяют интенсивность и продолжительность воспитательных действий.

3. Свойства темперамента могут быть как благоприятствующими, так и противодействующими факторами определенных черт личности. Существуют данные, указывающие на совместные проявления свойств темперамента и определенных черт личности. Опираясь на параметры условно рефлекторных процессов, судят об отдельных свойствах темперамента. Сходными, а иногда идентичными показателями пользуются психологи, изучающие такие характеристики личности, как экстравертированность-интровертированность и уровень тревожности.

Темперамент можно оценивать с точки зрения адаптивных возможнос­тей индивида и той роли, которую темперамент играет в процессе поддер­жания равновесия между организмом и средой. И. М. Павлов с этой точки зре­ния считает предпочтительнее темперамент сангвиника и флегматика. Ме­нее приспособлен к жизни холерик, что обусловлено отсутствием уравно­вешенности процессов возбуждения и торможения. Наименее приспособлен к жизни меланхолик из-за низкой работоспособности (выносливости) нер­вной системы.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента iconАнализ состояния результата образования детско-юношеской спортивной...
Педагогического коллектива Детско-юношеской спортивной школы (комплексной) в 2010 -2011 учебном году являлось: «Совершенствование...

Темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента iconПрограмма по спортивной аэробики для детско-юношеской спортивной школы Утверждаю
Нормы спортивного инвентаря, оборудования и спортивной формы, необходимых для организации и проведения занятий

Темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента icon15 сила мотива и эффективность деятельности
Как уже говорилось, одной из характеристик мотива является его сила. Она влияет не только на уровень активности человека, но и на...

Темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента iconУчебно-методическое пособие для студентов Нижний Новгород 2009
Темперамент, Характер. Воля: Учебно-методическое пособие для студентов. Н. Новгород: нгпу, 2009. 42с

Темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента iconЛекция №1
Сэг — комплекс научных дисциплин, изучающих территориальную организацию жизни общества, особенности ее проявления в разных странах,...

Темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента icon№1 Современный терроризм, его характерные черты и особенности
Учебно-методический сбор педагогического и технического состава школы по постановке задач на новый учебный год

Темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента iconКонтрольные вопросы к экзамену
Библия в детском чтении. Ветхий завет, его интерпретация для дошкольников и школьников. Особенности изучения. Новый завет, специфика...

Темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента iconПрактикум по спортивной психологии Санкт-Петербург
...

Темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента iconУрок русского языка в 11 классе Особенности публицистического стиля
Цель урока: обобщить и закрепить знания об особенностях публицистического стиля, его языковых особенностях, совершенствовать орфографические...

Темперамент и особенности его проявления в учебно-спортивной деятельности студента iconПлан. Введение Понятие о двигательных способностях Характеристика двигательных способностей
Тема общей характеристики и возрастных особенностей двигательных способностей — одна из интереснейших и сложнейших проблем теории...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции