Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный художник»




Скачать 138.49 Kb.
Название Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный художник»
Дата публикации 06.06.2014
Размер 138.49 Kb.
Тип Образовательная программа
literature-edu.ru > Авто-ремонт > Образовательная программа
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей

«Детский оздоровительно-образовательный центр «Дзержинец»

Рассмотрена на

Педагогическом совете

Протокол № 4 от 25.07.2011 г.



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАУДОД

«ДООЦ «Дзержинец»

____________А.В.Раенко

,, ___ ,,_____________2011 г.
Образовательная программа

дополнительного образования детей
«Юный художник»

Авторы программы:

В.И.Лейбсон, Л.Н.Овчинникова, В.Н.Петухов.
Возраст обучающихся: 7 - 11 - лет
Срок реализация программы: 24 часа
Руководитель объединения дополнительного образования:

Куницкая Татьяна Михайловна

2011 год

Пояснительная записка

Программа «Юный художник» имеет художественно-эстетическую

направленность, т.к. создаёт условия для всестороннего развития личности воспитанников, раскрытия их способностей через изобразительное искусство, обеспечивает необходимые условия для самоопределения и творческого труда воспитанников, формирует их общую культуру. Разработана на основе программы «Юный художник» авторов В.И.Лейбсона, Л.Н.Овчинниковой, В.Н.Петухова, опубликованной в сборнике «Программы кружков и секций пионерских и профильных лагерей» М. 1978г. для оздоровления и обучения детей в загородных лагерях.

Программа является краткосрочной, она модифицирована и адаптирована к условиям образовательной среды МАУДОД ДООЦ «Дзержинец» и оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановлением «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4. 1251-03» от 03.04.2003 года № 27. Программа реализуется в МАУДОД ДООЦ «Дзержинец» в летнее время в объединении дополнительного образования «Юный художник».

Программа «Юный художник» актуальна, так как в процессе занятий формируется образное восприятие детьми окружающей жизни. Освоение художественных средств заставляет задуматься над вопросами, зачем, во имя чего создаются художественные произведения. Участие своим собственным творчеством в жизни отряда и лагеря помогает детям понять общественное предназначение труда художника. Близость к природе приносит яркие впечатления, радость неожиданных открытий, возможность каждого ребенка увидеть «свою» красоту, «свое» неповторимое многообразие жизни. Этому способствуют доступные в условиях лагеря прогулки, экскурсии, выполнение набросков и этюдов с натуры (работа на пленере).

Целью программы является формирование интереса к творческой, общественно-активной деятельности путем воспитания и обучения изобразительному искусству.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

  • развивать творческое воображение, фантазию;

  • развивать наблюдательность, внимание к красоте природы;

  • развивать способность применять полученные знания и умения в самостоятельной работе;

  • развивать творческую активность и инициативу;

  • воспитывать интерес к занятию рисованием;

  • воспитывать доброжелательность, уважение, толерантность;

  • формирование опыта творческого общения и чувства коллективизма.

Отличительные особенности программы заключаются в ее доступности, разнообразии разделов содержания, возможности индивидуального подхода в образовательном процессе. В программе объединяются разнообразные виды художественной деятельности, которые позволяют шире приоткрыть для детей младшего школьного возраста «двери» в мир изобразительного искусства. В основу программы «Юный художник» положены три обобщения сферы художественного мышления (изобразительная, декоративная, конструктивная), которые для младших школьников выступают в качестве трех доступных их пониманию действий: изображение, украшение, постройка.

Раздел «Изображение» включает в себя композиции на темы, лепку, рисование отдельных предметов и групп. Выбор тем для композиций учитывает свежесть и яркость впечатлений лагерного лета. Просмотр и обсуждение композиционных рисунков организуется в виде игры в «художников и зрителей». Активно используется работа на пленере (наброски и зарисовки с натуры).

Раздел «Украшение» посвящен работам прикладного, декоративного характера. Темы работ перекликаются с лагерными мероприятиями, что дает возможность использовать работы для оформления.

Раздел «Самостоятельная художественная деятельность» посвящен организации группового творчества и предполагает работу над украшением и оформлением мероприятий.

Введение игровых моментов на занятиях усиливает интерес к заданиям, активность и инициативу.

В рамках модификации увеличено количество учебных часов с 18 до 24 часов. Это является главной отличительной особенностью предлагаемой программы. Увеличение количества часов связано с увеличением продолжительности лагерной смены до 21 дня и введение дополнительных часов на оформительские работы.

Тема «Постройки» заменена темой «Самостоятельная художественная деятельность», это обусловлено тем, что в условиях летней лагерной смены необходимо больше времени уделять общественно-полезной творческой деятельности.

Расширены и конкретизированы темы по разделам «Изображение» и «Украшение».

Возраст детей: участвующих в реализации данной образовательной программы 7 - 11 лет.

Сроки реализации образовательной программы 24 часа в период летней лагерной смены.

Формы и режим занятий. Основной формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к воспитанникам, так как результативность усвоения материала каждым ребенком может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию воспитанников к предмету и способствует их творческому росту.

Программа реализуется в разновозрастных группах, наполняемость учебной группы 12 – 15 человек.

Продолжительность занятий:

8 часов в неделю – четыре раза в неделю по два академических часа продолжительностью 45 минут, с обязательным 10 минутным перерывом между занятиями.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

По окончании программы воспитанники должны:

Знать:

  • технику безопасности;

  • различные выразительные средства: цвет, линия, объем, композиция, ритм;

  • элементарные приемы композиции изображения на плоскости листа. Уметь:

  • использовать простейшие смысловые связи между предметами;

  • гармонично заполнять всю поверхность листа;

  • выполнять аппликации и полу объёмные изделия из бумаги;

  • в доступной форме отражать в своих рисунках растения, животных;

  • выполнять композиции на два плана;

  • смешивать краски на палитре, добиваясь нужного цвета и консистенции;

По окончании курса воспитанник должен иметь мотивацию к дальнейшей творческой деятельности.

Способами определения результативности реализации данной программы является организация и проведение диагностики уровня сформированности предметных знаний и умений:

Формами подведения итогов реализации данной программы является участие в итоговой выставке работ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ п/п

Наименование темы

теория

практика

Всего часов

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. «Возьмемся за руки, друзья».

0,5

0,5

1

2.

Изображение.

2.1. «Расцвели у нас цветы небывалой красоты».

2.2. «Бабочка-красавица» - монотипия.

2.3.Сказки А.С.Пушкина.

2.4. «Деревья смотрят в озеро».

2.5. «Заря алая разливается».

2,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

6,5

1,5

1

1,5

1

1,5

9

2

1,5

2

1,5

2

3.

Украшение.

3.1.Аппликация декоративная.

3.2.Аппликация коллективная.

3.3. Аппликация сюжетная.

3.4.Аппликация (пейзаж).

2

0,5

0,5

0,5

0,5

6

1,5

1,5

1,5

1,5

8

2

2

2

2

4.

Самостоятельная художественная деятельность.

0,5

1,5

2

5.

Игры, конкурсы.

1

1

2

7.

Подведение итогов, оформление выставок.

0,5

1,5

2




Всего

7

17

24


Содержание

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. «Возьмемся за руки, друзья!» (1час).

Теория (0,5 часа) - Организационная часть. Знакомство с программой. Проведение инструктажа по технике безопасности (правила поведения на занятиях, переменах, ПДД, противопожарная защита, антитеррористическая безопасность, массовые мероприятия). Знакомство друг с другом.

Практика (0,5 часа) - Печать на ватмане цветными ладошками, создание коллективной композиции «Возьмемся за руки Друзья».

Тема 2. Изображение (9 часов).

Тема 2.1. «Расцвели у нас цветы – небывалой красоты» (2 часа).

Теория (0,5 часа) – Теплые и холодные тона.

Практика (1,5 часа) - изображение цветов по памяти и с натуры. Отражение в рисунке летних ярких красок. Оригинальность в исполнении, самостоятельность, адекватные изобразительно-отобразительные средства).

Тема 2.2. «Бабочка-красавица» - монотипия (1,5 часа).

Теория (0,5 часа) - значение «узора» и «орнамента» в оформлении предмета. Узоры растительные, геометрические, абстрактные.

Практика (1 час) – Рисование узоров. Связь между орнаментом и формой украшаемого изделия. Рисование без отрыва: прямые, волнистые линии, петли, спирали.

Тема 2.3. Сказки А.С.Пушкина (2 часа).

Теория (0,5 часа) – Сюжетный замысел. Способы передачи действий, взаимоотношений героев. Композиция.

Практика (1,5 часа) – Рисование сюжетов по сказкам А.С.Пушкина. Самостоятельный отбор, содержание рисунка (эпизода сказки). Сказки «О рыбаке и рыбке», «Золотой петушок».

Тема 2.4. «Деревья смотрят в озеро» (1,5 часа).

Теория (0,5 часа) – техника двойных (зеркально-симметричных) изображений акварельными красками (монотипия, отпечатки).

Практика (1 час) – Изображение природы, деревьев. Пейзаж.

Тема 2.5. «Заря алая разливается» (2 часа).

Теория (0,5 часа) – понятие об акварельной технике «по - мокрому», Смешивание красок.

Практика (1,5 часа) - рисунок «Восход» и «Закат» акварельными красками. Закрепление знаний о холодных и теплых цветах и оттенках.

Тема 3. Украшение (8 часов).

Тема 3.1. Аппликация декоративная (2 часа).

Теория (0,5 часа) - Техника аппликации. Создание композиции.

Практика (1,5 часа) – создание композиций из бабочек разной формы. Варианты крыльев (округленные, заостренные, с зубчиками). Узоры из бабочек. Украшение сцены или зала.

Тема 3.2. Аппликация коллективная (2 часа).

Теория (0,5 часа) - Сочетание приемов работы и материалов. Коллективная аппликация, планирование и распределение работы в группе.

Практика (1,5 часа) – Создание коллективной аппликации по сказкам А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне - Лебедь» на композиционной основе «Море вздуется бурливо».

Тема 3.3. Аппликация сюжетная (2 часа).

Теория (0,5 часа) - Сюжетная композиция.

Практика (1,5 часа) – Составление сюжетных композиций на заданную тематику. «Божья коровка на листочке». Отражение природы в художественных образах.

Тема 3.4. Аппликация (пейзаж) (2 часа).

Теория (0,5 часа) - Рисунок с элементами аппликации. Смешанная техника. Двухчастная контрастная композиция. Контраст. Явление антонимии.

Практика (1,5 часа) – Оформление готовых работ и рисунков на заданные темы: «Путешествие в луга», «Дорога – мой друг» , «День и ночь» и др.

Тема 4. Самостоятельная художественная деятельность (2 часа).

Теория (0,5 часа) - Искусство аранжировки. Оформление интерьера.

Практика (1,5 часа) – Выполнение примерных заданий: «Цветочные вазы и корзины».

Тема 5. Игры, конкурсы (2 часа).

Теория (1 час) - подготовка и проведение игр, конкурсов. Знакомство с правилами викторины.

Практика (1 час) – викторина по изученному материалу.

Тема 6. Подведение итогов, оформление выставки (2 часа).

Теория (0,5 часа) – как оформить рисунок или др. работу, паспарту.

Практика (1,5 часа) – оформление итоговой выставки.

Методическое обеспечение программы

Методы, используемые при реализации программы: беседа, диалог, индивидуальные консультации, коллективные обсуждения, изучение и анализ образцов, восприятие искусства, наблюдения, упражнения, игровые ситуации, вариации, импровизации, экспериментирование, сотворчество.

Дидактический материал:

Таблицы:

  • «Цветовой круг»,

  • «Перспектива»,

  • «Тональные отношения в рисунке»;

  • Натурный фонд:

- Предметы быта различной формы, цвета и фактуры (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, кофейники, чайники, книги, корзины и т.д.),

- Муляжи (овощей, фруктов, грибов),

- Драпировки (однотонные – различные по цвету, с орнаментом, разной фактуры),

Фотографии, иллюстративный книжный материал, репродукции картин художников;
Материально-техническое оснащение занятий:

  1. Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям.

  2. Доска – 1 штука,

  3. Столы – 8 штук,

  4. Стулья - 16 штук,

  5. Подиум – 1 штука,

  6. Стеллажи для хранения натурного фонда и работ воспитанников – 4 штуки,

  7. Планшеты для пленера – 15 штук.

Инструменты и приспособления:

  1. Безопасные ножницы – 16 штук,

  2. Линейки – 16 штук,

  3. Кисти мягкие и щетинистые разной толщины,

  4. Указка,

  5. Скотч, креп.

Материалы:

  1. Акварельные краски,

  2. Гуашь,

  3. Восковые мелки,

  4. Мел,

  5. ПВА, клей канцелярский,

  6. Цветная бумага, белая бумага, картон, ватман,

  7. Гелевые ручки.



Список литературы для педагога
Беда Г.С. Изобразительная грамота, - М.; Просвещение, 1981. – 180с.

Журналы «Юный художник» – 1989 – 2010

Костерин Н.П. Учебное рисование. – М., 2001

Кузин В.С. Наброски и зарисовки, - М.; Просвещение, 1970. - 180с.

Кузин В.С. Психология, - М., Высшая школа, - 1982.

Лернер П.И. О конкурсах и не только, - ж. «Юный художник» №10 2004.

Лунева Н.В. Методические рекомендации по организации пленэра, - ж. «Дополнительное образование и воспитание». №8 2006.

Программы дополнительного художественного образования детей. – М., Просвещение, 2005-2009.

Современный словарь-справочник по искусству. – М.,1999.

Соколова Т. Орнамент-почерк эпохи. - Л.,1972.

Щербаков А.В. Изобразительное искусство и художественное творчество детей / Под ред. Н.Н. Фоминой. – М.,1991.

Яцюк О., Романычева Э. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама. – СПб. 2001.

Список литературы для воспитанников
Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. – М., 1661.

Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги.

Журнал «Юный художник». – М.,1985-2010 гг.

Журналы «Юный художник» – 1989 – 2010 гг.

Каменева Е. Какого цвета красота. – М.,1983.

Сайт Википедии - http://ru.wikipedia.org/wiki

Учебное пособие «Художественное творчество» / Сокольникова Н.М., - М., Искусство (3 тома), - 1985.

Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный художник» icon Образовательная программа дополнительного образования детей «беседы по искусству»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный художник» icon Лекция на тему: «Современные подходы к содержанию дополнительного образования детей»
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный художник» icon Образовательная программа муниципальное бюджетное образовательное...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» является муниципальным...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный художник» icon Пояснительная записка образовательная программа Муниципального бюджетного...
Образовательная программа Муниципального бюджетного образовательного Учреждения дополнительного образования детей «Коммунарская детско...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный художник» icon Положение зонального конкурса «Юный теоретик» март
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» г. Муравленко
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный художник» icon Образовательная программа по специальности «Инструментальное исполнительство»...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания и образования...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный художник» icon Дополнительного образования детей
Адаптированная образовательная программа в рамках предмета коллективное музицирование
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный художник» icon Образовательная программа Клуба «Декор в одежде»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный художник» icon Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный художник» icon Типовая программа дополнительного образования детей и молодежи (художественный профиль)
Типовая программа детей и молодежи художественного профиля представляет собой технический нормативный правовой документ, определяющий...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции