Урока, проведенного вмес­то отсутствующего коллеги, записывается на страницу предмета того учителя, который заменяет. Справа, где записывается домашнее за­дание, делается пометка о замене (замена какого предмета и роспись учителя, произведшего замену)




Скачать 348.63 Kb.
НазваниеУрока, проведенного вмес­то отсутствующего коллеги, записывается на страницу предмета того учителя, который заменяет. Справа, где записывается домашнее за­дание, делается пометка о замене (замена какого предмета и роспись учителя, произведшего замену)
Дата публикации17.06.2014
Размер348.63 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Авто-ремонт > Урок
Заполнение журнала является одним из важных моментов работы учителя.

1. Классный журнал является государственным документом, фик­сирующим и регламентирующим этапы и уровень фактического ус­воения учебных программ. Аккуратное, точное и своевременное ве­дение его обязательно для каждого учителя и классного руководите­ля. Для школы первой ступени образования установлен отдельный классный журнал (для обучающихся 1-4-х классов).

При заполнении классного журнала необходимо помнить, что он является, в первую очередь, финансовым документом. От того, как будет оформлен журнал, зависит объективная оценка труда учителя и классного руководителя по многим критериям, а именно:

  • усвоение программы по всем учебным предметам;

  • плотность и система опроса обучающихся;

  • объективность в выставлении текущих и итоговых оценок обуча­ющимся (см. Письмо Минобразования России от 19.11.1998 г. № 1561/ 14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»);

  • соблюдение норм проведения контрольных, проверочных, са­мостоятельных (см. Письмо Минобразования России от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в началь­ной школе»), административных работ, практических и лаборатор­ных занятий, уроков-экскурсий и т. п.;

  • дозировка домашнего задания (п. 2.9.19. «Гигиенические тре­бования к условиям обучения в общеобразовательных учреждени­ях» СанПиН 2.4.2.-1178-02);

  • соблюдение требований и рекомендаций, зафиксированных в «Листке здоровья»;

  • учет замечаний по ведению журнала, сделанных кем-либо из администрации или в ходе внешнего контроля, и механизм их устра­нения;

  • тщательность в заполнении сведений о количестве уроков, про­пущенных обучающимися;

  • правильность оплаты за фактически проведенные уроки, консуль­тационные часы, индивидуально-групповые занятия, факультативы;

  • правильность оплаты за замену уроков;

Профессиональная компетентность руководителя образователь­ного учреждения также определяется умением работать с номенк­латурной документацией.

В классный журнал ежедневно записываются данные учителем часы по факту их проведения. Недопустимо производить запись уро­ков заранее.

Замена уроков записывается по факту проведения, то есть в тот день, когда она была осуществлена. Тема урока, проведенного вмес­то отсутствующего коллеги, записывается на страницу предмета того учителя, который заменяет. Справа, где записывается домашнее за­дание, делается пометка о замене (замена какого предмета и роспись учителя, произведшего замену).

Число и месяц

Что пройдено на уроке

Домашнее задание

15.01.04

Безударные окончания имен существительных 1 -го и 2-го склонений

Упр. №201, с. 75.

17.01.04

Правописание окончаний имен существительных 1 -го и 2-го склонений

Замена физкультуры. Упр. № 204. (роспись учителя)

2. Директор общеобразовательного учреждения и его заместитель по учебно-воспитательной работе обязаны обеспечить хранение классных журналов и систематически (не реже одного раза в ме­сяц) осуществлять контроль за правильностью их ведения. В функ­ционал заместителя директора образовательного учреждения входит и контроль за ежедневным хранением классных журналов в отведен­ном для этого в образовательном учреждении специальном месте (кабинет заместителя директора либо учительская).

Списки обучающихся (фамилия и имя, либо инициал имени обу­чающегося) заполняются на страницах журнала классным руководи­телем в алфавитном порядке (по первой, второй и т. д. буквам русского алфавита) и только после того, как они выверены им в канце­лярии школы. Кроме списков на левой стороне развернутого листа журнала записываются название предмета (с маленькой буквы) в со­ответствии с названием учебного предмета в программе и учебном плане, а на правой стороне листа Ф.И.О. (полностью) учителя, ве­дущего данный учебный предмет. Название учебного предмета в учеб­ном плане должно соответствовать названию того или иного пред­мета в программе.

За все нарушения, допущенные в классном журнале, отвечают директор, заместитель директора и классный руководитель. Все из­менения в списочном составе обучающихся в журнале (выбытие, прибытие, обучение в санаторно-лесной школе и т. п.) может фик­сировать только классный руководитель после приказа по школе. Дата и номер приказа вносятся также в журнал на ту строку по­рядкового номера, где зафиксирована фамилия обучающегося.

Контроль за ведением журналов осуществляется по следующей схеме:

-заполнение журнала на 10 сентября включает в себя оформле­ние титульного листа «Классный журнал», списки обучающихся на первых страницах по всем учебным предметам, записанным в дан­ный журнал (перечень и название учебных предметов в классном журнале должны соответствовать школьному учебному плану), спис­ки в сводной ведомости учета успеваемости учащихся, оглавление, общие сведения об учащихся, сведения о количестве уроков, пропу­щенных учащимися, листок здоровья;

-журнал проверяется ежемесячно на предмет правильности и сво­евременной записи тем уроков по учебным предметам, плотности и объективности опроса, дозировки домашнего задания, недопусти­мости заданий на выходные и праздничные дни (см. Письмо Миноб­разования России от 20.02.1999г. № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы», в котором зафиксиро­вано, что «для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели НЕДОПУСТИМО давать домашние задания на поне­дельник» (п. 9). Также нельзя задавать домашние задания на празд­ничные дни. Данное требование относится ко всем учебным предме­там, независимо от количества часов по учебному плану в неделю;

-в конце каждой учебной четверти журнал проверяется особен­но тщательно. Уделяется внимание фактическому усвоению програм­мы (соответствие учебному плану и тематическому планированию); объективности выставленных текущих и итоговых оценок; наличию контрольных и текущих проверочных работ; правильности записи замены уроков (если таковые были); проведению уроков-экскурсий; уроков-обобщений и других занятий, проводимых в нетрадицион­ной форме.(особенно это касается организации четвертых часов не­традиционных занятий (то есть не в классно-урочной форме) в адап­тационный период в первом классе);

-в конце года классный руководитель сдает журнал на проверку администратору только после того, как учителя-предметники уже отчитались перед заместителем директора по итогам года.

Кроме указанных выше обязательных проверок классного журна­ла могут быть еще целевые проверки, а также проверки, проводи­мые финансовыми органами. Заместитель директора (либо директор), проверяющий журнал, обязательно делает подробную запись на стра­нице «Замечания по ведению классного журнала». Кроме замеча­ний делается также пометка об устранении отмеченных недостат­ков и сроках их устранения.

В качестве рекомендации предлагаем внести на страницу жур­нала «Замечания по ведению классного журнала» (первую запись в начале учебного года) дату и роспись классного руководителя и учителей-предметников данного класса об ознакомлении с «Ука­заниями к ведению классного журнала в 1-4-х классах» и с систе­мой требований и рекомендаций окружного Научно-методическо­го центра.

3. Классный журнал рассчитан на один учебный год. Журналы параллельных классов нумеруются литерами, например, 1-й «А» класс, 1-й «Б» класс, 1-й «В» класс и т. д.

В конце каждого учебного года журналы, проверенные и подпи­санные директором или заместителем директора по УВР, сдаются в архив школы. На основании Приказа МКО от 16.08.97 г., № 287 «О примерной номенклатуре дел общеобразовательных учреждений» срок хранения классного журнала составляет 5 лет (ст. 605). После 5-летнего хранения из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода учащихся класса. Сформирован­ные дела хранятся не менее 25 лет.

4. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе дает указания учителям начальных классов (классным руководителям) о распределении страниц журнала, отведенных на текущий учет успе­ваемости и посещаемости обучающихся на год, в соответствии с ко­личеством учебных часов, выделенных в учебном плане образова­тельного учреждения на каждый учебный предмет (1 час/нед. - 2 с, 2 час/нед. - 4 с, 3 час/нед. - 5 с, 4 час/нед. - 7 с, 5 час/нед. - 8 с, 6 час/нед. - 9 с).

В соответствии с данными указаниями классный руководитель оформляет страницу журнала «Оглавление».

На страницу «Оглавление» записываются названия всех учеб­ных предметов, соответствующие учебному плану. Администра­ции необходимо строго рассчитывать количество страниц в класс­ном журнале на тот или иной учебный предмет в соответствии с оглавлением, так как в разных образовательных учреждениях ко­личество часов на тот или иной учебный предмет может быть различным. В данном случае каждое образовательное учрежде­ние руководствуется своим учебным планом, так как есть мини­мальное нормативное (см. Программы общеобразовательных уч­реждений Минобразования России) количество часов на каждый учебный предмет, которое явно недостаточно для успешного ус­воения всего программного материала, и тогда образовательным учреждениям надо использовать возможности школьного компо­нента учебного плана. Таким образом, «Инвариантная часть оп­ределяет минимальное количество часов на изучение образова­тельных областей, распределение по классам» (см. «Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Фе­дерации». Утвержден приказом Минобразования России от 09.02.1998 г. №322).

В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность может быть реализована Посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 часов. Такой объем двигательной активности

№ п/п

Номенклатура учебных предметов

Норматив

по базисному

учебному плану

Количество часов

нормативный

минимум по программе

целесообразный максимум

1

Литературное чтение

4

3-4

4

2

Русский язык

5

5

6

3

Окружающий мир ,

1-2

1-2

2

4

Математика

4

4-5

5-6

5

Музыка

1

1

1

6

ИЗО

1

2

3

7

Технология

2

2

2

8

Физическая культура

2

2

2

слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения (приложение 4): проведении гимнастики до учеб­ных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных уроках, под­вижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.

С этой же целью в школьный компонент учебных планов для обу­чающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и баль­ные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.) (СанПиН 2.4.2.1178-02)», поэтому в учебные планы на­чальной школы общеобразовательных учреждений следует включать третий час двигательной активности, чтобы в сумме в учебном пла­не было зафиксировано три часа двигательной активности. » В период обучения грамоте в 1 -м классе названия учебных пред­метов по формированию навыков чтения и письма пишутся раздель­но. Такого учебного предмета, как «обучение грамоте», не существует. Есть парные предметы «чтение» и «письмо». Обучение гра­моте является целью всего процесса формирования общеучебных ба­зовых навыков (чтения, письма, счета и др.).

В период обучения грамоте в классном журнале следует записы­вать учебные предметы «чтение» и «письмо», а в послебукварном периоде «литературное чтение» и «русский язык».

Внеклассное чтение (с 1998 г. см. «Базисный учебный план об­щеобразовательных учреждений Российской Федерации». Утверж­ден приказом Минобразования России от 09.02.1998 г. № 322), явля­ется составной частью литературного чтения и на отдельную стра­ницу не выносится. Отдельная оценка за внеклассное чтение соот­ветственно не ставится, так как нет отдельного учебного предме­та по внеклассному чтению. В федеральных программах (Москва, «Просвещение» 2001 г.) Минобразования России для общеобразо­вательных учреждений (см. Пояснительную записку к программе «Литературное чтение для 2-4-х классов четырехлетней начальной школы, авторы В.Г. Горецкий и Л.Ф. Климанова) сказано, что «...ли­тературное чтение в младших классах выступает в качестве органи­ческого звена единой и непрерывной системы литературного обра­зования в средней школе».

В инвариантную (номенклатура обязательных предметов) часть Базисного учебного плана входят: литературное чтение (в период обучения грамоте- чтение), русский язык (в период обучения грамоте - письмо), математика, окружающий мир, изобразительное ис­кусство, музыка, технология, физическая культура, а также иност­ранный язык со 2-го класса для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением иностранного языка, информатики (деле­ние на группы).

При введении в учебный процесс информатики необходимо помнить жесткие рамки базисного учебного плана и требования СанПиНа 2.2.2/2.4.1340-03 («Гигиенические требования к персональ­ным ЭВМ и организации работы».) Компьютерное обучение при всех его достоинствах сопровождается повышением зрительной, психо­эмоциональной и статической нагрузки.

Необходимо обратить внимание на то, что на сегодняшний день в начальной школе в послебукварном периоде нет названия учебного предмета «чтение».

В соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверж­ден Приказом Минобразования России от 09.02.1998 г. № 322) в на­чальной школе данный курс называется «Литературное чтение». В классном журнале фиксируются нормативные названия учебного кур­са (см. Программы Минобразования России для общеобразователь­ных учреждений), У разных авторов программ и учебников назва­ние курса по литературному чтению различно:

№п/п

Автор программы и учебника (УМ К)

Нормативное название курса

1

В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова

Литературное чтение

2

О. В. Джежелей

Чтение и литература

3

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Чтение и начальное литературное образование

4

О.В, Кубасова

Литературное чтение

5

Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова

Литературное чтение

6

Э.Э. Кац

Чтение и литературное творчество

Руководителям образовательных учреждений необходимо помнить, / что в классном журнале подлежит фиксации только то количество - уроков, которое соответствует учебному плану и соответственно подлежит оплате. Уроков (учебных курсов), которые не соответствуют учебному плану и не подлежат финансированию, в классном журнале быть не должно. Соответственно и отметок по этим предметам быть не должно.
Для занятий по иностранному языку в классном журнале отво­дятся специальные страницы или в образовательном учреждении заводят отдельный журнал. Этот вопрос решает администрация школы.

«Преподавание ОБЖ на каждой ступени общеобразовательной школы имеет свои особенности. В начальной школе вопросы безо­пасности жизнедеятельности включены в содержание утвержден­ных Минобразования России курсов, реализующих образовательный компонент инвариантной части Базисного учебного плана «Окру­жающий мир». У младших школьников формируется понятийная база об опасных и чрезвычайных ситуациях и вырабатываются на­выки безопасного поведения дома, на водоемах, противопожарной безопасности, личной гигиены, а также необходимые навыки по граж­данской обороне.

На изучение основных вопросов безопасности жизнедеятельности отведено:

  • в курсе «Зеленый дом» (автор А.А. Плешаков) - более 25 часов;

  • в курсе «Природа и люди» (автор З.А. Клепинина) - более 20 часов;

  • в курсе «Окружающий мир» (автор П. Ф. Виноградова) - более 25 часов;

В курсе «Мир и человек» (автор А.А. Вахрушев) - более 15 часов. (Письмо Минобразования России от 22 05.98 № 811/14-12 «Об орга­низации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в об­щеобразовательных учреждениях России».)

К вопросу о том, кто должен вести курс ОБЖ (в рамках окружаю­щего мира) в начальной школе, в Письме Минобразования России от 22.05.98 г. № 811/14-12 сказано, что «Преподавание вопросов жиз­недеятельности

  • в начальной школе целесообразно поручить учителю началь­ных классов;

  • в основной школе - учителю-предметнику или преподавателю-организатору ОБЖ;

  • в средней (полной) - преподавателю-организатору ОБЖ, долж­ностные обязанности которого утверждены Постановлением Минт­руда России от 17.08.95 г. № 46».

«В содержание курса «Окружающий мир» включено содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), поэтому в начальной школе нет специальных уроков ОБЖ (см. Письмо Ми­нобразования России от 25.03.99 г. №389/11-12 «О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе»).

В настоящее время Минобразования России утвержден Федераль­ный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об ут­верждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), определяющий основные вопросы ОБЖ, с которыми необходимо знакомить младших школьников. Обязательное минималь­ное содержание ОБЖ включено в содержание образовательного ком­понента «Окружающий мир» и раскрывает основные вопросы ОБЖ: здоровый образ жизни, правила гигиены, охрана и укрепление здоровья, природа, как условие жизни людей, правила дорожной безопас­ности, безопасного поведения на улице и в быту, на водоемах, про­тивопожарной безопасности.

Исходя из этого особенностью преподавания ОБЖ в начальной школе является то, что этот курс изучается не на отдельных уроках, а на уроках по окружающему миру.

Все действующие в начальной школе программы, реализующие содержание образовательного компонента «Окружающий мир», учи­тывают особенности усвоения младшими школьниками знаний по безопасности жизнедеятельности, как части знаний об окружающем мире, и включают эти знания в содержание программ и учебников, но в разной степени.

Образовательным учреждениям категорически запрещается за­водить отдельную страницу в классном журнале для фиксации тем одной из составляющих частей курса «Окружающий мир» - «Пра­вила безопасности на дорогах». Также в классном журнале не заво­дится отдельная страница по ОБЖ (см. Письмо Минобразования России от 22.05.98 г. №811/14-12 «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных уч­реждениях России», Письмо Минобразования России от 25.03.99 г. № 389/11-12 «О преподавании ОБЖ в начальной школе».

Запись названия учебного предмета в классном журнале должна соответствовать названию программы того автора, по которой рабо­тает тот или иной учитель, так как значительная часть учителей до сих пор не знает фамилию автора и название программы, которую они реализуют. Что же касается уроков, составляющих образователь­ную область «Технология» (не путать образовательную область с од­ноименным образовательным компонентом), то здесь необходимо учесть, что программы различных авторов имеют свое название.

Сегодня при большой вариативности в содержании начального образования целесообразно в классном журнале после записи назва­ния учебного предмета фиксировать и ФИО автора учебника (про­граммы).

5. Учитель обязан систематически проверять и оценивать (см. Письмо Минобразования России от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Конт­роль и оценка результатов обучения в начальной школе») знания обучающихся, а также отмечать их посещаемость. На правой сторо­не развернутой страницы журнала учитель обязан записывать тему, изученную на уроке, и строго фиксированное СанПиНом задание на дом (объем и степень сложности).

В статье 2.9. «Требования к режиму образовательного процесса» (см. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобра­зовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.-1178-02) сказано (п.2.9.19.), что «Домашние задания даются обучающимся с учетом возможностей их выполнения в следующих пределах:

в 1-м классе (со второго полугодия) -до 1 часа;

  • во 2-м классе - до 1,5 часов;

  • в 3-4-м классах - до 2 часов».

Эти же нормативы зафиксированы и в другом Письме Минобра­зования России от 20.02.99 г. № 220/11 -12 «О недопустимости пере­грузок обучающихся начальной школы», где сказано, что (п. 9) «До­машние задания даются обучающимся начальной школы с учетом возможностей их выполнения в следующих пределах:

  • в 1-м классе (со второго полугодия) -до 1 часа;

  • во 2-м классе -до 1,5 часов;

  • в 3-4-м классах -до 2 часов.

При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей».

Хотя в том же СанПиНе и в той же статье (2.9) «Требования к режиму образовательного процесса» в другом пункте (п.2.9.4) ска­зано, что «Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблю­дением следующих требований:

  • обучение без домашних заданий,

  • без балльного оценивания знаний обучающихся.

Таким образом, получается, что в данном нормативе (СанПиНе) в одной и той же статье зафиксировано различие по данному вопросу.

В Письме Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней началь­ной школы» сказано, что «В первом классе четырехлетней началь­ной школы домашние задания не задаются». В данном случае необ­ходимо руководствоваться СанПиНом 2.4.2.-1178-02 от 25.11.02 г., который категорически запрещает задавать домашние задания в первом полугодии 1-го класса, а Письмо Минобразования России, указанное выше, дает право образовательным учреждениям не задавать задания на дом и во втором полугодии 1-го класса. Таким обра­зом, учитывая требования и рекомендации, указанных выше доку­ментов задания на дом допустимы со 2-го класса.

При этом чтобы исключить перегрузку обучающихся, в контроль за ведением классного журнала входит и суммарный подсчет всех заданий, заданных на дом на тот или иной день. В данном случае необходимо суммировать и рассчитать нормативы по домашним зада­ниям (сумма всех устных и письменных заданий, номера, страницы,

параграфы и др.) их объем и степень сложности с учетом особеннос­тей обучающихся каждого класса. Результаты контрольного подсче­та должны строго соответствовать нормативам и не допускать пере­грузки обучающихся.

На той странице журнала, на которой должны ставиться оценки и отмечаться отсутствие обучающихся на уроке, никаких лишних знаков, кроме условных обозначений (см. «Указания к ведению класс­ного журнала в 1-4-х классах общеобразовательных учреждений»), напротив фамилии отсутствующего обучающегося быть не должно. Также не допускается никаких пометок карандашом или точек, не допускается постановка «минусов» и «плюсов», так как таких оце­ночных знаков официально не существует (см. Письмо Минобразо­вания России от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка ре­зультатов обучения в начальной школе»).

Дату проведения урока в правой части развернутого листа жур­нала надлежит фиксировать только арабскими цифрами, например: 31.01; 05.02; 17.05.

Даты, проставленные на развороте слева, должны строго соот­ветствовать датам, проставленным справа.

Учитель обязан на каждом уроке отмечать отсутствующих обуча­ющихся и своевременно выставлять оценки за все контрольные, про­верочные и другие итоговые работы.

Оценочная деятельность учителя строится строго в соответствии с Письмом Минобразования России от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Кон­троль и оценка результатов обучения в начальной школе». Поэтому все отметки в классный журнал выставляются на основании данных норм оценок (с 1998 г.).

В соответствии с указаниями по выставлению текущих и чет­вертных оценок учащимся 1-4-х классов в 1-м классе оценки в жур­нал, дневники и тетради ни по одному учебному предмету не ста­вятся. В Письме Минобразования России от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» сказа­но, что «В первом классе четырехлетней начальной школы исклю­чается система балльного (отметочного) оценивания; во 2-м клас­се оценки ставятся в I четверти только после того, как закончит­ся повторение изученного в 1-м классе. Эти указания должны быть

прописаны в Пояснительной записке к Учебному плану и в Уставе школы.

«Необходимо отказаться от выставления отметок учащимся пер­вого класса в течение всего первого года. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школь­ники знают основные характеристики разных отметок (в каком слу­чае ставится «5», в каких случаях отметка снижается) (см. Письмо Минобразования России от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»). (Раздел «Харак­теристика цифровой отметки и словесной оценки».)

Недопустимо выставление оценки «1» (единицы) в классном жур­нале, а также в любых письменных работах и при устном оценива­нии. Оценки «1» (единицы) в начальной школе не существует (см. Письмо Минобразования России от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Конт­роль и оценка результатов обучения в начальной школе»). В данном документе зафиксировано, что «С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырех­балльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка «очень плохо» (отметка «1»). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется, и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».

Отметочную фиксацию достижений обучающихся по учебным предметам во 2-4-х классах следует начинать не сразу, а спустя 3-4 недели, в ходе которых идет повторение изученного программ­ного материала за предыдущий класс.

Что касается выставления отметок по физической культуре, изоб­разительному искусству и музыке, рекомендуем образовательным учреждениям заменить отметочную фиксацию учебных достижений младших школьников на зачетную систему, что отвечает целям и задачам модернизации начального общего образования и в пользу которой говорят серьезные аргументы:

а) специфика данных учебных предметов;

б) рекомендации психологов, медиков, нейрофизиологов;

в) фактическое состояние социопсихосоматических факторов здо­
ровья обучающихся.

На сегодняшний день «Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негатив­ные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотива­ции и учебной самостоятельности в обучении. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения (Письмо Департамента общего образования Минобразования России от 03.06.03 г,№ 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных дости­жений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперимен­те по совершенствованию структуры и содержания общего образо­вания»)».

«Министерство образования России в целях реализации Концеп­ции модернизации российского образования, осуществления гума­нистических подходов к обучению и воспитанию учащихся предла­гает изменить систему оценивания на уроках физической культуры, изобразительного искусства, музыки. Эти предметы требуют на­личия природных задатков и индивидуальных способностей обучаю­щихся, отметка по данным предметам оценивает не столько знания и умения учащихся, сколько возможности их личных достижений в сфере физической культуры и искусства.

Министерство образования рекомендует использовать при обу­чении физической культуре, изобразительному искусству, музыке, бе­зотметочное оценивание по зачетной системе с последующим вне­сением записи «зачтено»/«не зачтено» по результатам обучения в школьную документацию (журналы, личные дела и т. д.) и «зачте­но» - в документы государственного образца (аттестаты). Отсутствие количественной отметки в аттестате не влияет на награждение золо­той и серебряной медалью за курс средней (полной) школы и на поступление в высшие учебные заведения.

Целесообразно вводить эту систему работы в общеобразова­тельных учреждениях по решению педагогического совета, совета общеобразовательного учреждения». (Письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от 03.10.03 г. № 13-51-237/13 «О введении безотметочного обучения по физичес­кой культуре, изобразительному искусству, музыке».)

В Письме Минобразования России от 19.02.04 г. № 14-51-38/13 «Об оформлении документов государственного образца, об основ­ном и среднем (полном) общем образовании» сказано, что «В связи с изменением системы оценивания обучающихся на уроках физичес­кой культуры, изобразительного искусства и музыки и введением бе­зотметочного обучения по зачетной системе в аттестатах об ос­новном общем и среднем (полном) - общем образовании по указан­ным предметам допускается запись «зачтено». Запись «не зачте­но» соответствует неудовлетворительной отметке. С такой за­писью документ об общем образовании не выдается.

Вопросы перехода образовательных учреждений на зачетную си­стему оценивания достижений младших школьников освещены в следующих документах Минобразования РФ и ДО г. Москвы:

- Письмо Департамента общего образования Минобразования
РФ от 03.06.03 г. № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных
достижений младших школьников в условиях безотметочного обу­
чения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в экспе­
рименте по совершенствованию структуры и содержания общего
образования».

-Письмо Минобразования РФ от 03.10.03 г. № 13-51-273/13 «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобра­зительному искусству, музыке».

-Письмо Минобразования РФ от 14.10.03 г.№ 13-51-245/13 «Об ап­робации безотметочного обучения по физической культуре, изобрази­тельному искусству, музыке в общеобразовательных учреждениях, уча­ствующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содер­жания общего образования».

  • Методические рекомендации Минобразования России (2001 г.) по проведению эксперимента в начальной школе «Изменения в системе оценивания учебных достижений школьников» (О.Б. Логинова).

  • «Оценка в условиях перехода к безотметочному обучению: про­блемы и перспективы» (Л.Г. Петерсон, В.А. Петерсон).

В оценочной деятельности по зачетной системе по изобразитель­ному искусству, физической культуре, музыке вместо отметок сле­дует ставить «з» (зачтено) или «н/з» (не зачтено). По Данной системе оценивания зачет следует ставить по итогам выполнения всей работы.
Требования по зачетной системе оценивания учебных достижений младших школьников зафиксированы в Письме Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обуче­ния в начальной школе».

6. По письменным работам оценки проставляются в графе того дня, когда проводилась письменная работа.

В день проведения контрольной работы в классном журнале на­против отсутствующих обучающихся ставится соответствующее ус­ловное обозначение. Не подлежат тестированию в последующие дни после контрольной работы обучающиеся, которые отсутствовали в день проведения контрольной работы по болезни или по другой ува­жительной причине (внешкольные олимпиады, конкурсы, марафо­ны..., командировки родителей и др.).

Работу над ошибками следует проводить после каждого контрольного измерения. Отметку по итогам работы над ошибками следует выставлять в классный журнал в графе того дня, когда она была проведена.

О форме письменной работы должна быть в журнале справа со­ответствующая запись с обязательной пометкой темы, по которой проводилась данная работа.

Иногда по письменной работе выставляются две оценки, в этом случае в одной графе ставятся обе оценки через дробь, например: 4/5; 4/4 и т.д.


Наименование предмета ______________

Фамилия, имя, отчество учителя _____________

№ п\п

Список учащихся

февраль

Число и

месяц

Что пройдено на уроке

Домашнее задание

1

2

3

6

7

1

Денис Орлов

5










4

01.02

Подготовленный

диктант. Окончания

сущ. 1-го и 3-го скл.

вП.п.

Не задано

2

Дмитрий Шолин

4/5







3/5




02.02

Сравнение задач на

нахождение площади

и периметра

Замена матем.

№201. (роспись

учителя)


«В начальной школе итоговый контроль результатов обучения, как правило, осуществляется путем проведения итоговых конт­рольных работ по предметам четыре раза в год: за I, II, III учебные четвертиив конце года. При выставлении переводных отметок в 5-й класс следует отдавать предпочтение более высоким (см. Пись­мо Минобразования России от 20.02.99 г. № 220/11-12, п. 12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы»)». Данное требование зафиксировано и в Письме Минобразования России от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результа­тов обучения в начальной школе». В нем, в частности., сказано, что «При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким». Там же зафиксировано, что (раздел 2. «Виды контроля результатов обу­чения» п. 2) «при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые от­метки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, бо­лее низкие, что делает контроль более эффективным». В этом же документе в разделе 4 «Оценка результатов учебно-познаватель­ной деятельности младших школьников» в «Требованиях к оцени­ванию» сказано, что «Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке».

При оформлении журнала учителю и администратору необходи­мо помнить, что «следует не допускать тенденции формального «на­копления» отметок, ориентировку на «среднюю» отметку, выведен­ную путем арифметических подсчетов. Итоговая отметка не мо­жет быть простым среднеарифметическим данным по текущей проверке. Она выставляется с учетом фактического уровня подго­товки, достигнутого учеником к концу определенного периода. При этом ученик получает право исправить плохую отметку, получить более высокие баллы и повысить свою успеваемость. Например, школьник получил за диктант по русскому языку «2», так как допу­стил грубые ошибки при применении пройденных правил орфогра­фии. Но в последующей своей работе он усвоил эти правила и в следующем диктанте их не нарушил. Такое положение, что первая «2» недействительна, исправлена и не учитывается при выведении итоговой -отметки».

К вопросу о целесообразности выставления оценки за самостоя­тельную работу в данном документе сказано, что «Если самостоя­тельная работа проводится на начальном этапе становления уме­ния и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы обучающихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оце­ниваться отметкой». «Если ... самостоятельные работы проводятся в первый период изучения темы, то целесообразно отметкой оцени­вать лишь удачные, правильно выполненные. Остальные работы ана­лизируются учителем вместе с обучающимися» (см. Письмо Миноб­разования России от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Раздел «Методы и фор­мы организации контроля»).

7. По проведенным практическим и лабораторным работам, экс­
курсиям, контрольным письменным работам (количество контрольных
и проверочных работ четко оговорено в Письме Минобразования
России от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов
обучения в начальной школе») следует указать точно их тему и количество затраченных часов.

­ Тема и количество часов, отведенных на проведение данных ра­бот и экскурсий, должны соответствовать программе и тематическо­му планированию.

8. В графе «Домашнее задание» записываются содержание за­дания, страницы, номера задач и упражнений, а при необходимо­
сти указываются содержание задания и характер его выполнения
(выучить наизусть, читать по ролям и т. д.). Если обучающимся
дается задание по повторению, то конкретно указывается его
объем.

В том случае, когда домашнее задание не задается, на правой стра­нице развернутого листа журнала, в графе «Домашнее задание» де­лается пометка «не задано».

9. Оценки за каждую четверть проставляются после записи пос­леднего урока по данному предмету в четверти. Одновременно с этим четвертные оценки заносятся в сводную ведомость учета успе­ваемости обучающихся.

В «Указаниях к ведению классного журнала в 1-4-х классах об­щеобразовательных учреждений» говорится о выставлении оценки за поведение. Но образовательным учреждениям необходимо учесть, что в инструкции по ведению классного журнала ошибочно пропе­чатано о выставлении оценки за поведение и прилежание. Оценки за поведение и прилежание официально упразднены Мин образовани­ем РФ в 1991 г. (см. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 06.03.80 г. № Ю-135/25 Информационный сборник Ми­нистерства народного образования РСФСР № 13/1989 г.) «Об оцен­ках за поведение, прилежание учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, характеристиках учащихся 10-х классов» и Инструкции Минобразования России (Вестник об­разования Минобразования РФ № 3/1992 г.) о переводе и выпуске учащихся школ первой ступени в Российской Федерации (на осно­вании Инструкции (Письмо Минобразования РСФСР от 15.02.91 г. № 4-М) «Об экзаменах, переводе и выпуске учащихся общеобразо­вательных учебных заведений в РСФСР»). Таким образом, оценки за поведение и прилежание учащимся не выставляются в классном журнале (с. 61) в «Сводной ведомости учета успеваемости» уже нет такого раздела, хотя он и указывается в «Указаниях по ведению класс­ного журнала». Недопустимо также выставление данных оценок в дневниках учащихся.

Не допускается пропуск клеточек на левом развороте развернутой страницы журнала, там, где выставляются текущие и итоговые оценки.

Количество заполненных клеточек слева должно соответствовать такому же количеству строчек для записей тем уроков справа на раз­вернутом листе журнала. Числа и названия месяцев также должны строго совпадать.

В конце каждой четверти справа на развернутом листе классного журнала подводится итог количества уроков по плану и фактически данных за этот период уроков.

Число и'месяц

Что пройдено на уроке

Домашнее задание

27.12.04

Итоги контрольной работы. Работа над ошибками

Не задано

27.12.04

Итоговый урок II четверти

Не задано




По плану 27 часов. Дано 30 часов

(3 ч - замена музыки) Роспись

В скобках пишется разъяснение, объясняется причина расхожде­ния с тематическим планированием, если таковое имело место.

10. Учитель начальной школы записывает в классном журнале фамилии и имена обучающихся в алфавитном порядке, заполняет «Общие сведения об учащихся» с использованием данных из лич­ных дел, на страницах 56-60 отмечается количество уроков, пропу­щенных обучающимися в течение учебного дня, четверти, года, а также общее число за четверть и учебный год.

Все медицинские справки и записки родителей по поводу от­сутствия на занятиях обучающихся по тем или иным причинам хра­нятся учителем и медицинским работником школы в течение всех четырех лет обучения. В ходе учебного года все справки и записки за учебный год хранятся в классном журнале (в большом конверте, вклеенном в конце классного журнала). Медицинские справки и записки родителей по поводу отсутствия детей являются важными документами, фиксирующими и объясняющими отсутствие детей в школе.

Что касается неаттестованных и повторного их обучения, то в законодательстве зафиксировано (ст. 17, п.4 Закон РФ «Об образова­нии»), что «Обучающиеся на ступени начального общего и основ­ного общего образования, не освоившие программу учебного года и

имеющие академическую задолженность по двум и более предме­там, по усмотрению их родителей (законных представителей) остав­ляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирую­щего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагоги­ческого работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указан­ных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года акаде­мическую задолженность по одному предмету, переводятся в следу­ющий класс условно. Точная редакция этой статьи отражена и в ст. IV п.51 «Типового положения об общеобразовательном учрежде­нии».

Обучающиеся, не освоившие образовательную программу преды­дущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования (ст. 17, п. 5 Закон «Об образовании», ст.ГУ п.51 «Типового положения об общеобразовательном учреждении»)». Всем участникам образовательного процесса необходимо учесть, что это единственное основание для недопущения к обучению на следующей ступени общего образования, зафиксированное в одной и той же ре­дакции в двух указанных выше федеральных законах. Для аттестации (по итогам четверти) обучающегося по учебному предмету, который реализуется меньше трех часов в неделю по учеб­ному плану, достаточно (необходимый минимум) двух отметок.

Номер личного дела соответствует номеру обучающегося в «Ал­фавитной книге школы». На страницу «Общие сведения об учащих­ся» необходимо внести подробные сведения о месте жительства ро­дителей (или лиц их заменяющих, законных представителей).

11. Страницы «Замечания по ведению классного журнала» запол­няются заместителем директора по учебно-воспитательной работе (либо директором) общеобразовательного учреждения, а также в ходе внешнего контроля.

Запись на данной странице ведется строго в соответствии с да­той проверки, эта же дата выставляется на страницах журнала, кото­рые были просмотрены администратором (проверяющим), обязатель­но, после всех замечаний и рекомендаций с указанием сроков устра­нения учителем Допущенных нарушений проверяющий расписыва­ется и на странице в журнале, и на странице «Замечаний...»

12. «Листок здоровья» заполняется медицинским работником об­разовательного учреждения.

В листок здоровья сведения заносятся из медицинских карт обу­чающихся. Все рекомендации, данные в «Листке здоровья», должны в обязательном порядке учитываться всеми участниками образова­тельного процесса на всех уроках и внеклассных мероприятиях, в том числе физической культуры, при посадке детей в классе, при проведении профилактических прививок, во время дежурства детей по классу, при подборе комнатных растений в кабинете, при исполь­зовании различных химических веществ, препаратов бытовой хи­мии на уроках и во время уборок помещений, в которых находятся дети.

13.Все записи в классном журнале должны вестись четко, акку­ратно, чернилами одного цвета (синий, фиолетовый).Если при ра­боте в журнале допущена ошибка, необходимо, зачеркнув неправиль­ную запись, четко исправить ее, расписаться рядом с исправлением и поставить круглую школьную печать. Недопустимо при исправле­нии в классном журнале использование «корректирующей жидко­сти» или других закрашивающих средств.

Приложение

Нормативный минимум,

регулирующий и регламентирующий деятельность

образовательного учреждения в работе

с классным журналом

  1. Письмо Минобразования России от 19.11.98 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

  2. СанПиН 2.4.2.-1178-02 «Гигиенические требования к услови­ям обучения в общеобразовательных учреждениях».

  3. Письмо Минобразования России от 20.02.99 г. № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы».

  4. Приказ МКО от 16.08.97 г. № 287 «О примерной номенклатуре дел общеобразовательных учреждений».

  5. Приказ Минобразования России от 09.02.98 г. № 322 «Базис­ный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации».

  6. Федеральные программы (Москва, «Просвещение» 2003 г.) Ми­нобразования России для общеобразовательных учреждений «Лите­ратурное чтение для 2-4-х классов четырехлетней начальной шко­лы».

  7. Приказ МКО от 13.04.01 г. № 275 «Об утверждении Московс­кого региональной) базисного учебного плана общеобразовательных учреждений».

  8. Московский региональный базисный учебный план для обще­образовательных учреждений и специальных (коррекционных) об­разовательных учреждений 1-УШ видов на 2001/02 учебный год.

  9. Приказ МКО от 18.03.02 г. № 173 «О внесении изменений в приказ МКО от 13.04.01 г. № 275 « Об утверждении Московского регионального базисного учебного плана общеобразовательных уч­реждений».

  10. Письмо Минобразования России от 22.05.98 г. № 811/14-12
    «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятель­
    ности в общеобразовательных учреждениях России». Письмо Минобразования России от 25.03.99 г. №389/11-12 «О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в начальной щколе».

  11. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  12. Письмо Минобразования-России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней началь­ной школы».

  13. Письмо Минобразования России от 20.04.01 г. № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адап­тационный период».

  14. Письмо МКО от 31.08.01 т. № 2-14-20/15 «О соблюдении ги­гиенических требований к организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях г. Москвы».

  15. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 06.03.89 г. № 10-135/25 (Информационный сборник Министерства народного образования РСФСР № 13/1989 г.) «Об оценках за пове­дение, прилежание учащихся общеобразовательных школ, профес­сионально-технических училищ, характеристиках учащихся 10 клас­сов».

  16. Письмо Минобразования РСФСР от 15.02.91 г. № 4-М «Об экзаменах, переводе и выпуске учащихся общеобразовательных учеб­ных заведений в РСФСР».

  17. Инструкции Минобразования России (Вестник образования Минобразования РФ № 3/1992 г.) «О переводе и выпуске учащихся школ первой ступени в Российской Федерации».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока, проведенного вмес­то отсутствующего коллеги, записывается на страницу предмета того учителя, который заменяет. Справа, где записывается домашнее за­дание, делается пометка о замене (замена какого предмета и роспись учителя, произведшего замену) iconРешение вариантов экзаменационной работы
Расстояние от Венеры – одной из планет Солнечной системы, до Солнца равно 108 млн км. Как эта величина записывается в стандартном...

Урока, проведенного вмес­то отсутствующего коллеги, записывается на страницу предмета того учителя, который заменяет. Справа, где записывается домашнее за­дание, делается пометка о замене (замена какого предмета и роспись учителя, произведшего замену) iconРабочая программа по предмету «Музыка»
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Урока, проведенного вмес­то отсутствующего коллеги, записывается на страницу предмета того учителя, который заменяет. Справа, где записывается домашнее за­дание, делается пометка о замене (замена какого предмета и роспись учителя, произведшего замену) iconДолжностная инструкция учителя русского языка и литературы требования к квалификации
...

Урока, проведенного вмес­то отсутствующего коллеги, записывается на страницу предмета того учителя, который заменяет. Справа, где записывается домашнее за­дание, делается пометка о замене (замена какого предмета и роспись учителя, произведшего замену) iconУчителя и путь
Быстрые изменения в мире мысли, происходящие от близости пришествия Мирового Учителя, делают целесообразным сообщение некоторых сведений...

Урока, проведенного вмес­то отсутствующего коллеги, записывается на страницу предмета того учителя, который заменяет. Справа, где записывается домашнее за­дание, делается пометка о замене (замена какого предмета и роспись учителя, произведшего замену) iconШколы
С помощью какого предмета герой русской сказки нашёл своё счастье (заколдованную мудрую и красивую жену)?

Урока, проведенного вмес­то отсутствующего коллеги, записывается на страницу предмета того учителя, который заменяет. Справа, где записывается домашнее за­дание, делается пометка о замене (замена какого предмета и роспись учителя, произведшего замену) icon«Вышивка Русского Севера. Выполнение новогоднего сувенира в технике «роспись»
Наглядный – работы, вышитые в технике счетного шва «роспись», рисунки в технике «роспись»

Урока, проведенного вмес­то отсутствующего коллеги, записывается на страницу предмета того учителя, который заменяет. Справа, где записывается домашнее за­дание, делается пометка о замене (замена какого предмета и роспись учителя, произведшего замену) iconР. В. Овчарова психологическая фасилитация работы школьного учителя
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 030301 психология и ориентировано на практические аспекты их будущей профессиональной...

Урока, проведенного вмес­то отсутствующего коллеги, записывается на страницу предмета того учителя, который заменяет. Справа, где записывается домашнее за­дание, делается пометка о замене (замена какого предмета и роспись учителя, произведшего замену) iconРабочая программа По литературе в 9 классе учителя русского языка и литературы
В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию...

Урока, проведенного вмес­то отсутствующего коллеги, записывается на страницу предмета того учителя, который заменяет. Справа, где записывается домашнее за­дание, делается пометка о замене (замена какого предмета и роспись учителя, произведшего замену) iconУрока Дата Тема урока Основные виды деятельности учителя и учащихся
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся

Урока, проведенного вмес­то отсутствующего коллеги, записывается на страницу предмета того учителя, который заменяет. Справа, где записывается домашнее за­дание, делается пометка о замене (замена какого предмета и роспись учителя, произведшего замену) iconУроков и внеклассных мероприятий
Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции