Рабочая учебная программа «Развитие музыкальности у детей 3-его года жизни» Программа «Малыш»




Скачать 183.06 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа «Развитие музыкальности у детей 3-его года жизни» Программа «Малыш»
Дата публикации31.05.2014
Размер183.06 Kb.
ТипРабочая учебная программа
literature-edu.ru > Авто-ремонт > Рабочая учебная программа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №29 «Рябинушка» комбинированного вида»


ПРИНЯТО:

на Педагогическом совете МБДОУ № 29

“Рябинушка” комбинированного вида»

Протокол № 1

« » августа 2013 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий МБДОУ № 29

“Рябинушка” комбинированного вида»

Ананьина Н.В. __________________

Приказ №______ от « » августа 2013 г.


Рабочая учебная программа

«Развитие музыкальности у детей 3-его года жизни»

(Программа «Малыш» Петрова В.А.)


Очилова Елена Терентьевна

музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 29 «Рябинушка» комбинированного вида»

г. Инта

2013 год

Пояснительная записка
Музыкальные способности у ребенка проявляются очень рано. И если правильно заниматься, их становление в раннем детстве происходит очень легко и естественно. Ребенок до 3-х лет очень эмоционально отзывчив при восприятии музыки. И поэтому очень, важно в этот период развивать музыкальность у малышей.

Данная рабочая модифицированная программа «Развитие музыкальности у детей 3-его года жизни» разработана на основе программ: « Программа воспитания и обучения в детском саду» (редактор Васильева М.А.) и программа «Малыш» (автор Петрова В.А.). Программа «Малыш» рекомендована «Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации» в 1998 году.

Программа предусматривает развитие музыкальных способностей у детей только раннего возраста во всех доступных им видах музыкальной деятельности, способствуя приобщению детей к миру музыкальной культуры.

Чтобы прививать детям интерес и любовь к музыке, важно использовать слушание классической музыки. Ребенок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному и поэтому уже в раннем возрасте важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыки разных времен и стилей. С этой целью в основу программы «Малыш» легли произведения классического репертуара, богатый диапазон которого предполагает свободу выбора того или иного музыкального произведения с учетом уровня подготовки и развития конкретного ребенка.

В программу «Малыш» включены рассказы, иллюстрируемые музыкой, которые помогают ребенку эмоционально воспринимать музыку. Разнообразен репертуар музыкальных игр.

Программа «Малыш» полностью обеспечена методическими материалами, куда входят:

- сама программа

- хрестоматия музыкального репертуара с методическими рекомендациями

- аудиокассета с записью классической музыки.

Материал в программе представлен по разделам, соответствующим видам музыкальной деятельности: «Пение»; «Слушание музыки»; «Музыкальное движение», куда входят «музыкально - двигательные упражнения» и «пляски»; «Музыкальная игра», отдельно даны «Детские праздничные утренники», включающие праздничные игры и сценарии кукольных спектаклей.

В разделах программы определены задачи работы, ее показатели и методика. Предложены вопросы, которые помогают организовать работу с учетом особенностей развития малышей.
Цель программы:

- Развитие музыкальных способностей у детей 3-его года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности.

- Приобщение на раннем этапе дошкольного детства к миру музыкальной культуры, высоким духовным ценностям.
Задачи:

- Воспитывать интерес к музыке, желание слушать ее и подпевать.

- Выполнять простейшие танцевальные движения.

По программе «Малыш» с детьми 3-его года жизни проводится 2 музыкальных занятия в неделю по 12- 15 минут; 2 развлечения в месяц и слушание классической музыки в свободной деятельности детей.

Музыкальное развитие детей осуществляется во время непосредственно образовательной деятельностью (НОД) и в повседневной жизни (в режимных моментах и в работе с родителями). Во время НОД используются различные игровые технологии.

НОД строится следующим образом:

- вводная часть.

Музыкально - ритмические упражнения.

Цель: Настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках и танцах.

- основная часть.

Слушание музыки.

Цель: Научить ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно- музыкальный образ, и эмоционально на него реагировать.

Подпевание и пение.

Цель: Развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и оканчивать пение вместе с воспитателем.

В основную часть НОД могут включаться и музыкально- дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально- сенсорных способностей.

- заключительная часть.

Игра или пляска

Цель: Доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес и желание приходить на музыкальные занятия.
К концу года дети 1 младшей группы могут:

- Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий - низкий)

- Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.

- Двигаться в соответствии с характером музыки.

- Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.

- Различать и называть музыкальные инструменты (погремушка, бубен).
Список средств обучения:

  1. Маски, шапочки для сюжетно - ролевых игр и плясок.

  2. Платочки маленькие для танца и платочки на голову.

  3. Атрибуты: ленточки, флажки, султанчики, цветочки.

  4. Музыкальные инструменты: бубны, барабаны, деревянные ложки, колокольчики, погремушки, дудочки, свистульки, металлофон.

  5. Игрушки для показа.

  6. Магнитофон.

  7. Аудиокассеты (Слушание классической музыки, программа «Малыш» Петрова В.А.; детские песни, произведения по программе Железновых «Музыка с мамой»), диски с детскими песнями.

  8. Персонажи к кукольному спектаклю.

Список литературы:

  1. Хрестоматии Петровой В.А. (две части) программа «Малыш».

  2. Программа «Малыш»

  3. «Программа воспитания и обучения в детском саду» (Васильева М.А.)

  4. «Развлечения для самых маленьких» (Картушина М.Ю.)

  5. «Развитие ребенка в музыкальной деятельности (Зацепина М.Б.)

  6. «Театрализованные развлечения для самых маленьких» (Картушина М.Ю.)

  7. Журналы: «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра»

  8. Сборники используемые для музыкального репертуара: «Музыкальное воспитание детей раннего возраста» Бабаджан Т.С.; «Музыка в детском саду» вып.2 (песни, игры, пьесы для детей 2-3 лет); «Музыкальные игры» Е.Тиличеевой.


Педагогическая диагностика
Для выявления развития музыкальных способностей у детей 3-его года жизни я пользуюсь методикой Уточкиной Е.Ю. «Диагностика развития музыкальных способностей и показатели музыкальной деятельности дошкольников», которая издана по решению редакционно - издательского совета КРИРО и ПК. – Сыктывкар, 2003г.

Пособие предназначено для музыкальных руководителей ДОУ, представляет собой анализ различных диагностических методик изучения развития музыкальных способностей дошкольников.

Диагностика проходит по разделам: восприятие музыки, пение и подпевание, чувство ритма. В каждом разделе четко описываются задания, оценки и ее критерии, по которым можно выявить уровень развития музыкальных способностей.

В заданиях продумывается материал доступный для детей этого возраста.

Диагностирование проходит на непосредственно образовательной деятельности 2 раза в год: начальная диагностика в октябре - ноябре и итоговая в апреле- мае.

Диагностика включает в себя:

- создание благоприятного микроклимата и рабочей атмосферы на диагностическом занятии (не создавать состояния напряжения, дети не должны знать, что являются объектами наблюдения)

- проявление приветливого отношения к каждому ребенку.

- фиксирование результатов проводить параллельно выполнению заданий (на диагностических занятиях должен присутствовать педагог для ведения протокола).
Результаты диагностических занятий дают возможность музыкальному руководителю:

- Определить динамику развития детей в освоении данной программы.

- Наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по определенным видам музыкальной деятельности.

- Проанализировать эффективность своей педагогической деятельности.
Почасовое распределение нагрузки по программе «Малыш» (Петрова В.А.)



Виды раздела


Общее количество занятий

В том числе

Теоретические

Практические


Слушание музыки


8


1


7

Пение и

подпевание


8


1


7

Музыкально- двигательные упражнения


8


1


7


Пляски


8


1


7

Музыкальные игры

7

1

6

Всего

39

5

34


Праздники и развлечения

Месяц

Название


Сентябрь


1) «Угадай музыку» (стр. 17 Петрова)

2) «На чём приехал гость?» (стр.17 Петрова)



Октябрь


Развлечение (кукольный спектакль)

«Ёжик в осеннем лесу» ( М. Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких», стр. 6 )



Ноябрь


Кукольный спектакль «Огнехвостик» (школа пешехода)



Декабрь


Новогодний утренник



Январь


«Кто поёт эту песенку?» (стр. 18 Петрова)



Февраль


1). Настольный театр «Репка»

2). Спортивно-развлекательное представление «Защитники отечества»



Март


1). «Мамы нет ценней на свете» утренник

2). Театрализация «Курочка ряба»



Апрель


«Маслёна неделя-язык как Емеля» (результаты работы воспитателей над художественным словом и фольклором)



Май


Спортивное развлечение «Весна в лесу» (М. Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких», стр. 35)

«Выпуск детей в детский сад»



Июнь


«Планета детства»



Слушание классической музыки

(программа «Малыш», аудиокассета)




сентябрь




октябрь




ноябрь

1

Занятие №1

1

Занятие№3

1

Занятие№6

2

-

2

Занятие№4

2

-

3

Занятие №2

3

-

3

Занятие№7

4

-

4

Занятие№5

4

-




декабрь




январь




февраль

1

Занятие№8

1

-

1

Занятие№11

2

-

2

-

2

-

3

Занятие№9

3

Занятие№10

3

Занятие№12

4

-

4

-

4

-




март




апрель




май

1

Занятие№13

1

Занятие№17

1

Занятие№21

2

Занятие№14

2

Занятие№18

2

Занятие№22

3

Занятие№15

3

Занятие№19

3

Занятие№23

4

Занятие№16

4

Занятие№20

4

Занятие№24



Содержание учебной программы


Разделы

Задачи

Методы и приёмы

Требования к знаниям


Слушание музыки

- учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера;

- понимать и эмоционально реагировать на содержание;

- учить различать звуки по высоте.

- выразительное исполнение произведений на фортепиано и металлофоне;

- наглядные приёмы (показ игрушки или картинки);

- задания на активизацию музыкальной памяти, воображения и музыкального творчества в рассказах иллюстрируемых музыкой;

- короткие пояснения;

- использование музыкальных инструментов для слушания;

- поощрение детей.

- узнавать знакомые мелодии;

- различать высоту звуков (высокий - низкий);

- узнавать музыку изобразительного характера;

- различать и называть музыкальные инструменты (погремушки, бубен);

- понимать и эмоционально реагировать на содержание ( о чём, о ком поётся);

- слушать произведения от начала до конца.


Подпевание и пение

- вызывать активность детей при подпевании и пении, стремление внимательно вслушиваться в песню;

- развивать и укреплять первоначальные певческие интонации;

- постепенно приучать к сольному пению.

- эмоциональное, выразительное исполнение песни педагогом;

- показ отдельных певческих моментов (как петь протяжно, отрывисто и т.д.);

- словесные указания - образный рассказ о содержании произведения;

- использование игрушек, картинок, которые помогут понять содержание песни;

- игровые приёмы;

- поощрение активных детей и помощь более робким.

- узнавать знакомые песни;

- петь без напряжения естественным голосом не опережая и не вторя, выдерживать паузы;

- вместе начинать и заканчивать пение;

- слушать вступление и заключение;

- верно передавать направление мелодии и ритмический рисунок песни;

- вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.


Музыкально- ритмические движения

- развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения;

- формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым;

- учить детей начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее окончанием;

- развивать двигательную сферу, внимание, память.

- чёткий, эмоциональный показ педагогом музыкально- ритмических движений;

- короткие указания;

- использование различных игрушек, шапочек, масок и других атрибутов в сюжетно- ролевых играх;

- выполнение движений по показу воспитателя, в дальнейшем предоставить возможность действовать самостоятельно;

- поощрение удачных движений детей и помощь тем, кто затрудняется.

- двигаться и менять движения в соответствии с характером музыки;

- начинать движения с первыми звуками музыки и заканчивать с её окончанием;

- передавать музыкальные образы в движениях;

- выполнять ходьбу с высоким и низким подниманием ног;

- бег на носочках;

- выполнять плясовые движения в кругу, в парах, врассыпную;

- менять движения с изменением характера музыки или содержания;

- выполнять несложные танцевальные движения.



Перспективное планирование в 1 младшей группе
Слушание музыки

Месяц

Программное содержание

Репертуар


сентябрь

Познакомить детей с природными явлениями через музыкальное содержание; развивать интерес к слушанию музыки; учить выполнять движения в соответствии с характером музыки (движения с листочками, ритмичные удары пальчиком по ладошке). Закреплять названия произведений.

«Листочки» А. Филиппенко.
«Дождик» Г. Лобачёва.


октябрь

Продолжать развивать интерес к слушанию музыки через произведения изобразительного характера; узнавать знакомые мелодии; учить различать высоту звуков при сравнении двух произведений(«Птичка», «Медведь»; продолжать учить выполнять движения в соответствии с характером музыки(птичка летает, медведь идёт, лошадка скачет).

«Птичка» М.Раухвергера

«Медведь» В.Рябикова

«Лошадка» Н.Потоловского


ноябрь

Воспитывать интерес к музыке, желание слушать её, учить понимать характер музыкального произведения(быстрая, весёлая); закреплять названия и в дальнейшем узнавать мелодии.

«Самолёт летит» Е.Тиличеевой.

«Автомобиль»М.Раухвергера.

«Зайка по лесу бежал» А.Гречанинова.



декабрь-

январь

Воспитывать любовь к животным через беседы и музыкальное сопровождение. Узнавать произведения по мелодии. С помощью взрослого находить сходство между двумя произведениями(«Зайка по лесу бежал» и «Мячик».Учить понимать содержание при слушании песни «Зима», закреплять название.

«Зайка по лесу бежал» А.Гречанинова.

«Зима» В.Красевой.

«Мячик» Г.Фрида.


февраль


Учить слушать внимательно рассказ сопровождаемый музыкой, эмоционально реагировать на него, иметь представление «что говорит музыка». Развивать слуховую память.

«Таня» рассказ иллюстрируемый музыкой.

« Голубые санки» М.Иорданского.


март

Предшествующее наблюдение на прогулке. Продолжать вызывать интерес к слушанию музыкальных произведений. Закреплять умение понимать содержание песен.

«Веснянка» у.н.п. обр. С. Полонского.

«Зима прошла» Н.Метлова.


апрель

Наблюдение на прогулке. Продолжать знакомить детей с рассказами иллюстрируемыми музыкой; вызвать желание повторить; эмоционально откликаться на музыку; учить с помощью взрослого выделять сильную долю на металлофоне.

«Солнышко» М.Раухвергера.

«Дождик» рассказ иллюстрируемый музыкой.


май

Закреплять умение вслушиваться в музыкальное произведение, определять характер с помощью взрослого; узнавать мелодии; вызвать желание играть на барабане.

«Туки- тук» К.Конвалинка.

«Барабан» Г.Фрида.


Пение и подпевание

Месяц

Программное содержание

Репертуар


сентябрь

Заинтересовать детей, вызвать положительные эмоции и желание подпевать; развивать память при разучивании песни. Учить подпевать вместе с воспитателем.

«Поёт моя Танечка» муз. нар.

«Птичка» у.н.м.


октябрь-

ноябрь

Продолжать эмоционально откликаться на песню. Запоминать название и узнавать её. Учить петь без напряжения, естественным голосом. Через обыгрывание учить понимать содержание песни.

«Утро» Г.Гриневича.

«Осенью» у.н.п. обр. Н.Метлова

«Птичка» Т.Попатенко.


декабрь-

январь

Вызвать желание подпевать. Учить вместе начинать и заканчивать пение не опережая друг друга. Продолжать учить узнавать знакомые песни. Учить выполнять движения по показу воспитателя в соответствии с содержанием песни.

«Дед мороз» А.Филиппенко.

«Ёлка» Т.Попатенко.


февраль

Внимательно вслушиваться в содержание песни, вызвать эмоциональный отклик. Воспитывать любовь к близкому человеку. Продолжать учить петь не опережая, выдерживать паузы, петь естественным голосом.

«Машенька- Маша» Е.Тиличеевой.

«Маму поздравляют малыши» Т.Попатенко.

март-

апрель

Наблюдение на прогулке. Развивать умение подпевать фразы, слушая вступление и заключение; петь без напряжения.

«Весна» А.Филиппенко.

«Солнышко» Т.Попатенко.

«Дождик» Г.Лобачёва.


май

Узнавать знакомые песни, приобщать к индивидуальному пению, закрепить умение петь естественным голосом, верно передавать направление мелодии.

По выбору музыкального руководителя.


Музыкально- двигательные упражнения


Месяц

Программное содержание

Репертуар


сентябрь-

октябрь

Учить эмоционально реагировать на музыку; развивать двигательную сферу; воспитывать в детях умение выполнять движения по показу взрослого. Учить выполнять движения в соответствии с характером музыки. Приучать детей строиться в круг с помощью воспитателя.

«Сон и прогулка» пр. «Малыш»

«Марш и бег» пр.»Малыш»


ноябрь

Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Учить вслушиваться в музыку и выполнять движения в соответствии с её характером.

«Зайка и мишка» К.Черни.

«Гопачок» у.н.м. обр.М.Раухвергера.

декабрь-

январь

Продолжать выполнять движения по показу воспитателя; применять запаздывающий показ, это даёт возможность детям для самостоятельного исполнения упражнений. Учить ритмично ударять в бубен.

«Бубен» Г.Фрида.

«Наши ручки» Ф.Шуберта.

февраль

Учить детей начинать движения с началом музыки и заканчивать с её окончанием. Вызвать желание действовать с атрибутами по показу воспитателя.

«Стукалка» 1 вариант.

«Стукалка» 2 вариант.

март-

апрель

Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые воспитателем. Развивать внимание и память.

«Мячик» М.Раухвергера.

«Султанчики» Ф.Шуберта.

май

Совершенствовать умения в движениях того или иного упражнения.

По выбору музыкального руководителя


Пляски


Месяц

Программное содержание

Репертуар


сентябрь

Доставить ребёнку эмоциональное наслаждение. Вызвать желание выполнять танцевальные движения по показу воспитателя. Развивать навыки танцевальных движений.

«Гопак» пр. «Малыш»

октябрь-

ноябрь

Учить детей вставать в круг, развивать внимание (начинать движения с началом музыки и заканчивать с её окончанием).

«Вот так вот» обр. Г.Фрида.

«Возле ёлочки мы пляшем» обр. И. Грантовской.

декабрь

Заинтересовать детей, вызвать положительные эмоции; учить выполнять танцевальные движения с атрибутами по показу воспитателя.

«Пляска с фонариками» пр. «Малыш».

январь-

февраль

Учить детей выполнять движения в соответствии с содержанием текста по показу воспитателя, начинать и заканчивать движения вместе с музыкой. Приучать выполнять танцевальные движения в паре. Закреплять умения и навыки основных танцевальных движений.

«Приседай» обр. А.Роомере.

«Пляска с куклами»

Н.Граник.


март

Закреплять умения выполнять движения в паре меняя их в соответствии с характером музыки и её текстовым содержанием

«Хлоп» обр. М.Раухвергера.

«Подружились» Т.Вилькорейской

апрель-

май

Разучивание пляски поэтапно. Закреплять умение выполнять простейшие танцевальные движения самостоятельно с небольшой подсказкой взрослого.

«Весёлая девочка Таня»

А.Филиппенко.

Свободная пляска.


Музыкальные игры


Месяц

Программное содержание

Репертуар


сентябрь-

октябрь

Через игру вызвать у детей положительные эмоции, чувство радости. Учить детей реагировать на сигнал. Развивать двигательную активность, внимание, слушать словесные указания педагога.

«Прятки» пр. «Малыш»

стр.95

«Догони зайчика»стр.98



ноябрь

Активизировать действия детей, побуждать желание разбудить мишку, собрать колечки. Продолжать учить внимательно слушать пояснения воспитателя. Побуждать желание выступать в роли солиста.

«Игра с мишкой»стр .95

«Колечки»стр. 95

декабрь-

январь

Продолжать вызывать интерес к игре. Учить через музыкальные образы выполнять соответствующие движения. Выполнять прыжки легко на носочках. Действовать по игровой ситуации (сначала вместе с воспитателем, затем с запаздывающим показом).

«Зайки- шалунишки».Стр.104

«Зайки»Стр.102

февраль

Учить детей ловкости, вызвать чувство радости. Развивать реакцию.

«Береги погремушечку»

Стр.61

март-

апрель

Закреплять умение двигаться в определённом направлении. Продолжать учить детей выполнять игровые действия в соответствии с музыкой и содержанием текста.

«Ой, что за народ».Стр.96

«Мышки и кот»Стр.101

май

Закреплять умение реагировать на сигнал, выполнять движения образного характера.

«Птички и кот»Стр.110


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа «Развитие музыкальности у детей 3-его года жизни» Программа «Малыш» iconРабочая учебная программа для начальной школы по литературному чтению пояснительная записка
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и ориентирована...

Рабочая учебная программа «Развитие музыкальности у детей 3-его года жизни» Программа «Малыш» iconРабочая учебная программа Литература 5 9, 11 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая учебная программа «Развитие музыкальности у детей 3-его года жизни» Программа «Малыш» iconРабочая учебная программа Литература 5 9 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая учебная программа «Развитие музыкальности у детей 3-его года жизни» Программа «Малыш» iconРабочая учебная программа Литература (базовый уровень) 10 11 классы Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...

Рабочая учебная программа «Развитие музыкальности у детей 3-его года жизни» Программа «Малыш» iconРабочая учебная программа по дисциплине «философия»
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...

Рабочая учебная программа «Развитие музыкальности у детей 3-его года жизни» Программа «Малыш» iconРабочая учебная программа по музыке для 3 класса 1 час в неделю (всего 34 часа)
Рабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана на основе учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е....

Рабочая учебная программа «Развитие музыкальности у детей 3-его года жизни» Программа «Малыш» iconРабочая программа по разделу «Речь и речевое общение» для детей подготовительной...
«Познание» основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного...

Рабочая учебная программа «Развитие музыкальности у детей 3-его года жизни» Программа «Малыш» iconРабочая программа Министерство общего и профессионального образования...
Общеобразовательная программа «детский сад 2100» в контексте одного из направлений развития детей: физическое развитие

Рабочая учебная программа «Развитие музыкальности у детей 3-его года жизни» Программа «Малыш» iconПрограмма «Радуга»
России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование...

Рабочая учебная программа «Развитие музыкальности у детей 3-его года жизни» Программа «Малыш» iconРабочая учебная программа по предмету «Основы конструирования мебели»
Рабочая учебная программа по предмету «Основы конструирования мебели» предназначена для подготовки квалифицированных рабочих в профессиональном...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции